- Пробег для публикации поста в сообщество: 15.00 км
- Читателей: 4286 | Постов: 2495
Данный блог создан для публикации рассказов, фото и видео отчетов о путешествиях на любой мототехнике.
Администраторы (1)
Модераторы (0)
Модераторов здесь не замеченоЧитатели (4280)
kim Mila none9 none10 NalVal Kyryll Integra Osama Temy4 TriAl Urlak Malashka maximus KOSHKA Stich glyaks100 anro mia Pechota CriggerMarg Zhilinsky ArSoron ezhische hermes swamprunner7 PARUS spamer80 tapin13 nbaksalyar AXS KwaziMode ginecolog Oziris RedLine RMZS Satt 3dinfo gnus Wishka Bike-TV Vacelica abc Alan Hydrophonic Nastik shakawkaw pmg Marcus egoisto DroiDВсе читатели
Путешествия → Дорогами полуночного солнца или жаркий север - 2018. Часть пятая, заключительная.
Всего-навсего полгода назад я взялся писать отчет о поездке в Норвегию. Если на этом сайте еще остались люди, которые помнят начало путешествия, то вашему вниманию предоставляется последняя, завершающая рассказ часть; если же все уже забыли мои неторопливые творения — вот ссылки на предыдущие главы (раз, два, три, четыре, пять) и отчет о путешествии глазами жены (раз и два)… Сие творение писалось два раза, уже почти нажав кнопку «Опубликовать» решил перечитать и стер почти весь текст. Слишком много оказалось сказано про политику, пропаганду и перевирание альтернативное толкование истории. Перед вами второй вариант отчета, максимально очищенный от лишних эмоций и слов, здесь остались только те впечатления, которые смогли запасть в душу или люто взбесить.
Путешествие, как и все хорошее, рано или поздно подходит к концу, пусть мы и отчаянно сопротивлялись приближению дома, закладывая на карте лихие петли, вспоминали старых друзей и внезапно оказывались на их порогах, но до завершения летнего приключения осталось всего 10 дней, несколько границ и пара тысяч километров. Заходите под кат, и я расскажу вам про плавящийся под колесами асфальт недалеко от места гибели Виктора Цоя, про прохладные воды Балтики и не менее прохладное отношение к нашим скромным персонам в Прибалтике, про маленькие потери и большие встречи с отличными людьми.
Итак, заводим мотор и выезжаем с парома на таллинскую пристань. Начинается двадцать седьмой день в дороге. Эстония встречает холодом, туманом, дождем и толпой полицейских на обочине. Стражи порядка ловят водителей, основательно подгулявших на пароме, а мы едем в Летную гавань, это морской музей Эстонии. Пока впечатления противоречивые: старинные постройки соседствуют полуразвалившимися панельными коробками, щедро развешанная символика Евросоюза, круг из звезд, отражается в дорожных выбоинах, заполненных грязной водой, не самые разумные маневры местных водителей, а главное — хмурые люди, до боли привычные угрюмо-серьезные физиономии прохожих, таких людей я встречал от Смоленска до Владивостока и почти не видел за предыдущие три недели.
Вспомнив про «не время улыбаться» и попетляв по промзоне на побережье, докатились до музея, поставили мотоцикл и, чавкая ботами по раскисшему грунту стоянки, пошли внутрь. Музей хорош, действительно хорош, сделан с душой и любовью, в нем есть экспонаты на любой вкус и возраст посетителя, но благодушное настроение убивает жуткая политота, ибо каждый кусочек информационного пространства, от салфетки в кафе до огромных информационных стендов, кричит о «советской оккупации», борьбе за свободу и няшненьких гитлеровцах. Поразившись гибкости истории, я попытался абстрагироваться от пропагандистского дерьма и полез в чрево подводной лодки «Лембит», корабля №1 эстонского военно-морского флота. Не под мой рост построили это суденышко почти век назад, думал я, в двадцатый раз ударившись головой о переборку, остается лишь позавидовать стойкости и выносливости моряков-подводников, служивших на нем.
Вторая часть экспозиции, стоящие у причала корабли, на большинство из которых открыт доступ, не менее интересна, но не менее загажена грязными играми политиков, на каждом кораблике, стоящем на приколе, висят восторженные таблички: «Судно построено в 195… -196… году и получено Эстонией в подарок от США (или Норвегии, Финляндии, Швеции, Южно-Северного Гондураса) и включено в состав флота в 199… году.» Самый интересный эспонат — ледокол «Суур Тылл», он практически полностью открыт для осмотра, можно даже попробовать себя в роли кочегара, покидав лопатой настоящий черный уголь. Жаль, котлы потухли уже много лет назад, и мы, слегка вымокшие и основательно замерзшие, покидаем музей и выдвигаемся в сторону забронированной комнаты, попутно разыскивая подходящую едальню.
Кафешка нашлась быстро и порадовала огромной горячей пиццей, чаем и колой за десять евро. Ну и пусть никто не улыбается, главное, что с голоду не пропадем, думал я, доедая последний кусок. Теперь пора заселяться в забуканную комнату с таинственным хозяином, который так и не попался нам на глаза, он лишь сообщил код от мини-сейфа, закрепленного на стене, где и нашелся ключ от весьма приличной конурки.
После пиццы и парковки мота отчаянно хотелось пива, пришлось топать в магазин. Выглянувшее солнышко отогрело и порадовало, полуразрушенные деревянные двухэтажные бараки с чахлыми цветами на окнах огорчили и наполнили сердце тоской по родному городу, а группка настоящих европейских гопников, бухающих в подворотне, позабавила. Хотел было потребовать у них закурить, но вовремя одумался.
После полдника прозаическая часть дня закончилась, и мы отправились в старый город, который безусловно хорош. Удивительная архитектура старинных домов, узкие улицы, мощеные брусчаткой, прекрасная смотровая площадка, людная площадь, где было яркое фаер-шоу. Уже по темноте засобирались к дому, вечер был теплым, настроение прекрасным, а путь до дома — коротким.
По пути увидели автостоянку и решили перегнать мот за забор, но не тут-то было, охранник там был так себе и не вышел на мои крики, стуки и звонки. Решив, что стоянка тоже так себе, поехали парковаться под окно, но по пути прохватили по ночному Таллину. Машин было мало, Трансальп, удивленный отсутствием поклажи, резво летел то по широким шоссе, то по кривым побитым улочкам столицы маленькой страны, чужой, но чем-то неуловимо напоминающей нашу. Грань между Скандинавией и Прибалтикой явная, четкая и огромная, словно за ночь мы преодолели не несколько сотен километров от берега до берега, а несколько световых лет меж далекими планетами.
День 28. Таллин — Рига.
Очередное сонное утро, после вчерашних ночных катаний вполне неудивительно. Закрыв квартиру и спрятав ключи в хитрый ящик устремились в сторону Риги. Немного смутил хозяин забуканного жилья в латвийской столице, на связь он упорно не выходил, на сообщения в мессенджерах и букинге не отзывался. Дорога, порадовавшая отличным покрытием и гнездами аистов, пролетела быстро, жаль, бестолковый отельер так и не появился. Спустя час ожидания удалось дозвониться, еще спустя час появилось тело с бутылкой пива и потребовало доплаты за постельное белье сверх оговоренной суммы и залога в несколько десятков евро. После полуторачасового скандала, начавшегося с призыва не вести себя «по-советски», мы-таки заселились. Хоть времена СССР мне помнятся совсем никак, но в моем понимании советское поведение подразумевало перелом носа у арендодателя, коего я, к сожалению, не произвел. Не повторяйте наших ошибок, не бодайтесь с хозяевами жилья, озадачивайте сразу службу поддержки букинга, говорят, они работают оперативно и справедливо. Или ломайте носы, это будет справедливо, хоть и приведет к печальным последствиям.
Наконец стало тихо, дело шло к вечеру, а настроение упало во тьму полярной ночи. Помочь могло только блуждание по новому, незнакомому городу, и эта прогулка удалась. Исторический центр Риги ничуть не хуже Таллина, чувствуется, что эти здания застали такие глубины веков, которые нам и не снились. Бродили мы долго и хаотично, а до дома дошли с большим трудом. Очередное жилище, кстати, тоже было весьма колоритно и давно требовало ремонта, а нам требовался отдых. Конфликт подорвал умиротворенное состояние души, усталость, накопленная за месяц блужданий, не добавляла оптимизма и я, с молчаливого согласия своей спутницы, стал прокладывать маршрут домой. Возвращение было назначено на послезавтра, с этой мыслью мы и уснули, употребив банку идеологически правильных рижских шпрот.
День 29. Стоянка в Риге.
Первый раз за все путешествие проснулся в отвратительном настроении и сомнениях, было не очень понятно, чего просит душа: не то прострелить 1000 километров до дома, не то отправиться дальше. Тяжелые раздумья прервал разговор с Максом okdell, он поделился своими впечатлениями от весеннего забега по Прибалтике, посетовал на то, что не успел посетить место гибели Виктора Цоя и рижский Мотормузей. Возвращение в родные края решили отложить, а известный музей посетить. Еще мы включили в план маршрута один интересный и неожиданный пунктик, но о нем чуть позже, всему свое время. Храм автостарины, находящийся на окраине города среди знакомых до боли панельных девятиэтажек, распахнул свои двери и я упал. От восторга! Такого количества старинных автомобилей, находящихся в идеальном состоянии мне еще не доводилось видеть, почет и уважение латвийцам за сохранение истории авто-мототехники. Даже проглядывающая то тут, то там политота, особенно в зале, посвященном Рижской Автомобильной Фабрике, не смогла испортить впечатления от прикосновения к машинам ушедших времен. Если будете в Риге — не пожалейте целого дня на посещение прекрасного музея.
Остаток дня прошел в брожении по старому городу, этот город подарил нам изумительный закат на берегу Даугавы, вкуснейший обедоужин в Лидо (еще один плюсик Латвии за вкуснейшую еду в недорогом ресторане самообслуживания) и отборный мат уборщицы в Макдаке, страна контрастов, ей-богу…
День 30. Рига — Паланга.
Утренние сборы прошли на автопилоте, мозг отчаянно не хотел просыпаться, сознание включилось недалеко от Юрмалы, кажется, при СССР это было весьма элитным местом. Проигнорировав табличку о платном въезде в заповедник российской эстрады и старательно отворачивая взгляд от афиш с Киркоровым и прочими птеродактилями, просквозили городок без остановки и свернули на трассу Слока — Талси. Трасса — это, конечно, громко сказано, Трансальпу пришлось напомнить, что он турэндуро, а не изнеженный дорожник.
Но я верю что ты
Снова скажешь эти несколько слов,
И тогда я готов оставить след на этом снегу.
И я знаю что мне
Недолго осталось ждать,
Чтобы снова увидеть сосны на морском берегу.
Чем ближе мы приближались к печально известному месту, тем отчетливее в голове звучали слова песни о соснах на морском берегу, может быть, тех самых, стоящих на обочине дороги и видевших легковушку, несущую кумира юности навстречу гибели.
Памятник хорош, сделан с душой и без лишнего креатива, в тихий теплый день самое время постоять, подумать, вспомнить зажеванную кассету, вставленную в хрипящий магнитофон и песни под гитару у ночного костра. Пусть история и не терпит сослагательного наклонения, но интересно, каким бы мог быть сейчас Виктор Робертович, остался бы вечно молодым последним героем или превратился в стареющего ветерана рок-сцены, старательно зашибающим деньгу старыми песнями и немного озадачивающим новым творчеством.
Дорога до Паланги пролетела быстро, порадовав хлебными полями и растаявшим на тридцатиградусной жаре асфальтом. Забуканный отель нашелся быстро, но нам там были не рады. После долгих звонков в дверь хозяйка гостиницы-таки появилась, и в ответ на наше дружелюбное «Здрасьте» подозрительно оглядела наши запыленные зеленые жилетки, нашивки Кросс Раши с российским флагом на груди и испуганно поинтересовалась, зачем это мы говорим по-русски. Честный ответ о незнании литовского языка ввел девушку в ступор и после долгой паузы она спросила: «Так вы не из полиции?» Убедившись, что мы лишь руссо туристо, а не стражи порядка, в заселении нам отказали, мол, номеров нет.
Виной тому оказалась наша невнимательность, оказалось, букинг давно прислал электронное письмо о замене отеля, но выяснилось это позже, только после того, как мы забукали очередную гостинку, приехали к ней, но постучались в соседний дом, куда нас заселили милейшие хозяева. Милейшими они оказались лишь до окончания оплаченного срока аренды, но это уже другая история, а пока нас ждала прохладная вода Балтийского моря, прекрасный чистый пляж, прогулка по пешеходной улице и отличное пиво с горячей пиццей. Вечером на меня снова напал географический кретинизм и двадцатиминутная дорога к дому растянулась на полтора часа, но это все мелочи жизни, день был весьма неплох.
День 31. Стоянка в Паланге.
Тюлений отдых у моря был омрачен потерей плавок, вчерашним вечером я забыл их в кабинке на пляже. Береговую линию в Паланге поддерживают в безупречном состоянии, кругом деревянные настилы и бесплатные туалеты, это здорово, но важный предмет гардероба пал жертвой чистоты, пришлось бежать покупать новые. Вволю накупавшись, побродили по парку, нашли весьма интересный музей янтаря и ларек с потрясающе вкусной копченой камбалой.
Скукота одним словом, обычный такой, классический отдых у моря, кроме потерянных трусов даже нечего вспомнить.
День 32. Паланга — Калининград.
Больше всего люблю утреннее море, без толп отдыхающих, без палящего солнца, это истинное счастье — плыть в чистой воде, видя впереди далекий горизонт. Так мы прощались с Палангой, купанием в заметно похолодавшей воде. Отъезд из гостевого дома проходил под ругань местного отельера, но к местному ненавязчивому сервису мы давно привыкли и внимания обращать не стали. Видя, что раздуть конфликт не получается, радушный хозяин в считанные минуты сменил настроение и увидев в набачной сумке маршрут поездки стал шумно восторгаться и всячески желать удачи. Одним из проявлений удачи стали потерянные перчатки Лены, которые улетели из-под резинки на кофре. В поисках утраченного экипа вернулись обратно и снова дошли до Клайпеды, однако удача от нас отвернулась и поисково-спасательная операция провалилась.
Короткий заплыв на пароме — и мы катимся по Куршской косе, воистину красивейшее место. Некоторое количество дензнаков, которые вы отдадите на литовском и российском КПП в виде экологического сбора с лихвой компенсируют маленькая тихая граница без очередей, шикарные виды соснового леса и узкой полоски пляжа. Причем литовцы собранную с туристов дань пускают в дело, на местной части косы прекрасная дорога и чистота, у нас же все печальнее. Посещение нереального, словно инопланетного, танцующего леса было омрачено толпами быдла, бродящего в стороне от дощатых настилов и фоткающих детей, лазящих по деревьям. Ну да, после нас хоть потоп, от скандинавской цивилизованности пора уже отвыкать.
Но хватит о грустном, прибалтийско-калининградский забег подарил нам встречу с Юрой Адвокатом, с которым мы познакомились в 2016, по дороге во Владивосток. Путешествия хороши не только впечатлениями, но и встречами с друзьями, старыми и новыми.
После прогулки по старой части Калининграда, заезда на площадь, точку сбора местных двухколесных и экскурсии вокруг новейшего стадиона оставшегося после ЧМ-2018, наступила теплая тихая ночь, половину которой мы просидели на скамейке во дворе у Юры, вспоминая прошлые поездки и планируя новые.
День 33. Калининград.
Юра и Катя подарили нам шикарный день: вывезли на пляж, накормили, показали Зеленоградск — милый сказочный городок на берегу моря, запомнившийся высокой набережной и обилием янтаря, и на монумент воинам-мотоциклистам, погибшим у местечка Тиринберг в феврале 1945. Место однозначно достойное посещения, Юра рассказал о истории создания памятника и о работе мотодвижения «Колесо истории». После альтернативного толкования исторических событий, которым я досыта наелся в Прибалтике, возвращение в привычную реальность было приятным.
Удивительно, но несколько жалких сотен километров пробега, разделяющих друг от друга точки на карте, в человеческих головах становятся миллионами световых лет. Люди, живущие рядом и имеющие возможность дружить и уважать друг друга пестуют в своих душах образ врага, обвиняя чужие народы в бедах своего, люди свято верят в разных богов, правителей, историков и, как показывает опыт, готовы грызться насмерть за свои убеждения. Грустно…
Вообще Калининград весьма интересный город, оторванность от остальной территории России хорошо чувствуется, разговоры местных про съездить в Польшу за покупками слегка удивляют. Я с удовольствием бы потратил еще несколько дней на неторопливые покатушки и гуляния по округе, но пора возвращаться домой, теперь уже точно.
День 34. Калининград — Минск.
Прощания с друзьями не так грустны, если искренне ждешь новой встречи. Калининградские друзья проводили нас, проинструктировали о прохождении границы, и Трансальп неспешно покатился в сторону родных земель Подмосковья. Дороги в Калининграде весьма достойные, но местами федеральная трасса удивляет участками брусчатки.
Российско-латвийскую границу прошли быстро, объехав очереди по встречке, пограничник поворчал, но пропустил. На российской стороне стоит заправка, которую пропускает редкий автомобиль, после поездок по территории Евросоюза стоимость топлива на Родине радует. Женщине на старом Пассате с прибалтийскими номерами ценник на бензин понравился настолько, что она залила куда то в недра багажника 150 литров, не обращая внимания на мой удивленный взгляд.
За полосатым шлагбаумом нас ждали 250 километров по литовской земле, прошли их достаточно бодро, потолкавшись на раскисшем ремонтируемом участке и потратив полчаса на обед. Колейку перед границей удалось объехать, пока я собирался втиснуться перед стоящей в начале очереди легковушкой, пограничники решили мою проблему подняв шлагбаум на автобусной полосе, спасибо им. Вообще, территорию Евросоюза удалось покинуть очень быстро, минут за 15.
Настроившись на лучшее рванули по нейтральной полосе в сторону Беларуси, но не тут-то было. Вместо сплошной полосы разметки путь домой в объезд очереди преграждал забор, высокий, пришлось стоять. Стояли долго, часа полтора до въезда на пропускной пункт и еще столько же в очереди на паспортный контроль. Попытки ускориться натолкнулись на яростное сопротивление мирных граждан, так что в Минск, к байпостовцу Андрею Vitzley, мы попали лишь к ночи. Там нас накормили, напоили, уложили спать, отобрали мотоцикл и укатили его на стоянку.
День 35. Минск — Осиповичи.
Андрей подкормил мою ностальгию, разрешив покататься на Девиле, почти таком же, как и был у меня, даже цвет совпал. Сильно долго ностальгировать некогда, ибо надо успеть купить перчатки Лене и добраться до озера в ста километрах от Минска, где друг Саня kobba праздновал день рождения и не подозревал о нашем коварном плане — тайком заехать в Беларусь и внезапно нагрянуть на праздничную поляну. О таком сюрпризе мы стали задумываться еще в Норвегии, когда узнали о дате и месте празднества, но окончательно решили испортить Кобе днюху лишь в Риге.
Гнусно хихикая о том, что незваный гость хуже татарина, мы въехали на поляну, а там никого. Нет, там стояли палатки, моты и машины, на столе были рюмки и тарелки, но ни одной живой души не наблюдалось. Что ж, это тоже неплохо, можно основательно подкрепиться и попить соку. Алкоголь в меню не вошел, так как палатка изрядно надоела и ночевать мы решили в гостинке, подальше от шумной гульбы.
Возвращение празднующих было эффектным, Саня, шедший впереди, остановился, протер глаза, долго трогал нас за плечи и никак не верил в реальность происходящего.
Жаль, но все хорошее быстро кончается, подарки и наклейки были розданы, впечатления о поездке рассказаны, одобрение присутствующих получено. «Пора уезжать» — подумал я, попрощался со всеми гостями и навьючил мотоцикл. Уехать, однако, не смог, ибо отпускать нас отчаянно не хотели. Так и остались, подняв за здоровье Кобы тост, наполнив рюмки огненной водой из самовара. Тостов было много и следующие звучали уже за дружбу и за друзей, тех кого мы уже знали по предыдущей поездке в 2016 году и за тех, с кем были знакомы лишь заочно, по чату в мессенджере. Кобе мой почет и уважение за то, что собрал много хороших людей вместе.
День 36. Осиповичи — Дом.
Дорога домой была непростой, за ночь удалось поспать лишь пару часов и сон отчаянно выключал мозг. Ситуацию не спасала даже Лена, она давно и долго спала. Вот так, короткими перебежками, закупаясь сгущенкой и колбасой в беларусских магазинах и оппиваясь энергетиком на заправках докатились до пустой границы России и Беларуси. Дома, говорят, и стены помогают, поэтому у нас открылось второе дыхание и мы долетели до дома с одной остановкой на обед. Далее все привычно: закончившаяся страховка на машину, гора неоплаченных счетов в почтовом ящике, горы шмурдяка и грязного экипа на рассохшемся полу коридора и коньяк в чайной чашке, это уже традиция, нарушать ее ни к чему. Это было, значит лето состоялось, Норвегия оказалась значительно круче, чем я ожидал.
И в завершение рассказа выражаю благодарность родным и друзьям за поддержку в пути, а также огромное спасибо людям, помогавшим в пути не словом, а делом:
Женя Корженевский — Санкт Петербург
Саня Бандит — Петрозаводск
Феликс — Мурманск
Павел Кочетков — Мурманск
Джим — Норвегия, Нарвик
Эрик — Норвегия, Драммен
Юра Адвокат — Калининград
Андрей — Минск
Спасибо и тебе, уважаемый читатель, и до новых встреч на страницах моих рассказов и на дорогах нашего удивительного мира!
Путешествие, как и все хорошее, рано или поздно подходит к концу, пусть мы и отчаянно сопротивлялись приближению дома, закладывая на карте лихие петли, вспоминали старых друзей и внезапно оказывались на их порогах, но до завершения летнего приключения осталось всего 10 дней, несколько границ и пара тысяч километров. Заходите под кат, и я расскажу вам про плавящийся под колесами асфальт недалеко от места гибели Виктора Цоя, про прохладные воды Балтики и не менее прохладное отношение к нашим скромным персонам в Прибалтике, про маленькие потери и большие встречи с отличными людьми.
Итак, заводим мотор и выезжаем с парома на таллинскую пристань. Начинается двадцать седьмой день в дороге. Эстония встречает холодом, туманом, дождем и толпой полицейских на обочине. Стражи порядка ловят водителей, основательно подгулявших на пароме, а мы едем в Летную гавань, это морской музей Эстонии. Пока впечатления противоречивые: старинные постройки соседствуют полуразвалившимися панельными коробками, щедро развешанная символика Евросоюза, круг из звезд, отражается в дорожных выбоинах, заполненных грязной водой, не самые разумные маневры местных водителей, а главное — хмурые люди, до боли привычные угрюмо-серьезные физиономии прохожих, таких людей я встречал от Смоленска до Владивостока и почти не видел за предыдущие три недели.
Вспомнив про «не время улыбаться» и попетляв по промзоне на побережье, докатились до музея, поставили мотоцикл и, чавкая ботами по раскисшему грунту стоянки, пошли внутрь. Музей хорош, действительно хорош, сделан с душой и любовью, в нем есть экспонаты на любой вкус и возраст посетителя, но благодушное настроение убивает жуткая политота, ибо каждый кусочек информационного пространства, от салфетки в кафе до огромных информационных стендов, кричит о «советской оккупации», борьбе за свободу и няшненьких гитлеровцах. Поразившись гибкости истории, я попытался абстрагироваться от пропагандистского дерьма и полез в чрево подводной лодки «Лембит», корабля №1 эстонского военно-морского флота. Не под мой рост построили это суденышко почти век назад, думал я, в двадцатый раз ударившись головой о переборку, остается лишь позавидовать стойкости и выносливости моряков-подводников, служивших на нем.
Вторая часть экспозиции, стоящие у причала корабли, на большинство из которых открыт доступ, не менее интересна, но не менее загажена грязными играми политиков, на каждом кораблике, стоящем на приколе, висят восторженные таблички: «Судно построено в 195… -196… году и получено Эстонией в подарок от США (или Норвегии, Финляндии, Швеции, Южно-Северного Гондураса) и включено в состав флота в 199… году.» Самый интересный эспонат — ледокол «Суур Тылл», он практически полностью открыт для осмотра, можно даже попробовать себя в роли кочегара, покидав лопатой настоящий черный уголь. Жаль, котлы потухли уже много лет назад, и мы, слегка вымокшие и основательно замерзшие, покидаем музей и выдвигаемся в сторону забронированной комнаты, попутно разыскивая подходящую едальню.
Кафешка нашлась быстро и порадовала огромной горячей пиццей, чаем и колой за десять евро. Ну и пусть никто не улыбается, главное, что с голоду не пропадем, думал я, доедая последний кусок. Теперь пора заселяться в забуканную комнату с таинственным хозяином, который так и не попался нам на глаза, он лишь сообщил код от мини-сейфа, закрепленного на стене, где и нашелся ключ от весьма приличной конурки.
После пиццы и парковки мота отчаянно хотелось пива, пришлось топать в магазин. Выглянувшее солнышко отогрело и порадовало, полуразрушенные деревянные двухэтажные бараки с чахлыми цветами на окнах огорчили и наполнили сердце тоской по родному городу, а группка настоящих европейских гопников, бухающих в подворотне, позабавила. Хотел было потребовать у них закурить, но вовремя одумался.
После полдника прозаическая часть дня закончилась, и мы отправились в старый город, который безусловно хорош. Удивительная архитектура старинных домов, узкие улицы, мощеные брусчаткой, прекрасная смотровая площадка, людная площадь, где было яркое фаер-шоу. Уже по темноте засобирались к дому, вечер был теплым, настроение прекрасным, а путь до дома — коротким.
По пути увидели автостоянку и решили перегнать мот за забор, но не тут-то было, охранник там был так себе и не вышел на мои крики, стуки и звонки. Решив, что стоянка тоже так себе, поехали парковаться под окно, но по пути прохватили по ночному Таллину. Машин было мало, Трансальп, удивленный отсутствием поклажи, резво летел то по широким шоссе, то по кривым побитым улочкам столицы маленькой страны, чужой, но чем-то неуловимо напоминающей нашу. Грань между Скандинавией и Прибалтикой явная, четкая и огромная, словно за ночь мы преодолели не несколько сотен километров от берега до берега, а несколько световых лет меж далекими планетами.
День 28. Таллин — Рига.
Очередное сонное утро, после вчерашних ночных катаний вполне неудивительно. Закрыв квартиру и спрятав ключи в хитрый ящик устремились в сторону Риги. Немного смутил хозяин забуканного жилья в латвийской столице, на связь он упорно не выходил, на сообщения в мессенджерах и букинге не отзывался. Дорога, порадовавшая отличным покрытием и гнездами аистов, пролетела быстро, жаль, бестолковый отельер так и не появился. Спустя час ожидания удалось дозвониться, еще спустя час появилось тело с бутылкой пива и потребовало доплаты за постельное белье сверх оговоренной суммы и залога в несколько десятков евро. После полуторачасового скандала, начавшегося с призыва не вести себя «по-советски», мы-таки заселились. Хоть времена СССР мне помнятся совсем никак, но в моем понимании советское поведение подразумевало перелом носа у арендодателя, коего я, к сожалению, не произвел. Не повторяйте наших ошибок, не бодайтесь с хозяевами жилья, озадачивайте сразу службу поддержки букинга, говорят, они работают оперативно и справедливо. Или ломайте носы, это будет справедливо, хоть и приведет к печальным последствиям.
Наконец стало тихо, дело шло к вечеру, а настроение упало во тьму полярной ночи. Помочь могло только блуждание по новому, незнакомому городу, и эта прогулка удалась. Исторический центр Риги ничуть не хуже Таллина, чувствуется, что эти здания застали такие глубины веков, которые нам и не снились. Бродили мы долго и хаотично, а до дома дошли с большим трудом. Очередное жилище, кстати, тоже было весьма колоритно и давно требовало ремонта, а нам требовался отдых. Конфликт подорвал умиротворенное состояние души, усталость, накопленная за месяц блужданий, не добавляла оптимизма и я, с молчаливого согласия своей спутницы, стал прокладывать маршрут домой. Возвращение было назначено на послезавтра, с этой мыслью мы и уснули, употребив банку идеологически правильных рижских шпрот.
День 29. Стоянка в Риге.
Первый раз за все путешествие проснулся в отвратительном настроении и сомнениях, было не очень понятно, чего просит душа: не то прострелить 1000 километров до дома, не то отправиться дальше. Тяжелые раздумья прервал разговор с Максом okdell, он поделился своими впечатлениями от весеннего забега по Прибалтике, посетовал на то, что не успел посетить место гибели Виктора Цоя и рижский Мотормузей. Возвращение в родные края решили отложить, а известный музей посетить. Еще мы включили в план маршрута один интересный и неожиданный пунктик, но о нем чуть позже, всему свое время. Храм автостарины, находящийся на окраине города среди знакомых до боли панельных девятиэтажек, распахнул свои двери и я упал. От восторга! Такого количества старинных автомобилей, находящихся в идеальном состоянии мне еще не доводилось видеть, почет и уважение латвийцам за сохранение истории авто-мототехники. Даже проглядывающая то тут, то там политота, особенно в зале, посвященном Рижской Автомобильной Фабрике, не смогла испортить впечатления от прикосновения к машинам ушедших времен. Если будете в Риге — не пожалейте целого дня на посещение прекрасного музея.
Остаток дня прошел в брожении по старому городу, этот город подарил нам изумительный закат на берегу Даугавы, вкуснейший обедоужин в Лидо (еще один плюсик Латвии за вкуснейшую еду в недорогом ресторане самообслуживания) и отборный мат уборщицы в Макдаке, страна контрастов, ей-богу…
День 30. Рига — Паланга.
Утренние сборы прошли на автопилоте, мозг отчаянно не хотел просыпаться, сознание включилось недалеко от Юрмалы, кажется, при СССР это было весьма элитным местом. Проигнорировав табличку о платном въезде в заповедник российской эстрады и старательно отворачивая взгляд от афиш с Киркоровым и прочими птеродактилями, просквозили городок без остановки и свернули на трассу Слока — Талси. Трасса — это, конечно, громко сказано, Трансальпу пришлось напомнить, что он турэндуро, а не изнеженный дорожник.
Но я верю что ты
Снова скажешь эти несколько слов,
И тогда я готов оставить след на этом снегу.
И я знаю что мне
Недолго осталось ждать,
Чтобы снова увидеть сосны на морском берегу.
Чем ближе мы приближались к печально известному месту, тем отчетливее в голове звучали слова песни о соснах на морском берегу, может быть, тех самых, стоящих на обочине дороги и видевших легковушку, несущую кумира юности навстречу гибели.
Памятник хорош, сделан с душой и без лишнего креатива, в тихий теплый день самое время постоять, подумать, вспомнить зажеванную кассету, вставленную в хрипящий магнитофон и песни под гитару у ночного костра. Пусть история и не терпит сослагательного наклонения, но интересно, каким бы мог быть сейчас Виктор Робертович, остался бы вечно молодым последним героем или превратился в стареющего ветерана рок-сцены, старательно зашибающим деньгу старыми песнями и немного озадачивающим новым творчеством.
Дорога до Паланги пролетела быстро, порадовав хлебными полями и растаявшим на тридцатиградусной жаре асфальтом. Забуканный отель нашелся быстро, но нам там были не рады. После долгих звонков в дверь хозяйка гостиницы-таки появилась, и в ответ на наше дружелюбное «Здрасьте» подозрительно оглядела наши запыленные зеленые жилетки, нашивки Кросс Раши с российским флагом на груди и испуганно поинтересовалась, зачем это мы говорим по-русски. Честный ответ о незнании литовского языка ввел девушку в ступор и после долгой паузы она спросила: «Так вы не из полиции?» Убедившись, что мы лишь руссо туристо, а не стражи порядка, в заселении нам отказали, мол, номеров нет.
Виной тому оказалась наша невнимательность, оказалось, букинг давно прислал электронное письмо о замене отеля, но выяснилось это позже, только после того, как мы забукали очередную гостинку, приехали к ней, но постучались в соседний дом, куда нас заселили милейшие хозяева. Милейшими они оказались лишь до окончания оплаченного срока аренды, но это уже другая история, а пока нас ждала прохладная вода Балтийского моря, прекрасный чистый пляж, прогулка по пешеходной улице и отличное пиво с горячей пиццей. Вечером на меня снова напал географический кретинизм и двадцатиминутная дорога к дому растянулась на полтора часа, но это все мелочи жизни, день был весьма неплох.
День 31. Стоянка в Паланге.
Тюлений отдых у моря был омрачен потерей плавок, вчерашним вечером я забыл их в кабинке на пляже. Береговую линию в Паланге поддерживают в безупречном состоянии, кругом деревянные настилы и бесплатные туалеты, это здорово, но важный предмет гардероба пал жертвой чистоты, пришлось бежать покупать новые. Вволю накупавшись, побродили по парку, нашли весьма интересный музей янтаря и ларек с потрясающе вкусной копченой камбалой.
Скукота одним словом, обычный такой, классический отдых у моря, кроме потерянных трусов даже нечего вспомнить.
День 32. Паланга — Калининград.
Больше всего люблю утреннее море, без толп отдыхающих, без палящего солнца, это истинное счастье — плыть в чистой воде, видя впереди далекий горизонт. Так мы прощались с Палангой, купанием в заметно похолодавшей воде. Отъезд из гостевого дома проходил под ругань местного отельера, но к местному ненавязчивому сервису мы давно привыкли и внимания обращать не стали. Видя, что раздуть конфликт не получается, радушный хозяин в считанные минуты сменил настроение и увидев в набачной сумке маршрут поездки стал шумно восторгаться и всячески желать удачи. Одним из проявлений удачи стали потерянные перчатки Лены, которые улетели из-под резинки на кофре. В поисках утраченного экипа вернулись обратно и снова дошли до Клайпеды, однако удача от нас отвернулась и поисково-спасательная операция провалилась.
Короткий заплыв на пароме — и мы катимся по Куршской косе, воистину красивейшее место. Некоторое количество дензнаков, которые вы отдадите на литовском и российском КПП в виде экологического сбора с лихвой компенсируют маленькая тихая граница без очередей, шикарные виды соснового леса и узкой полоски пляжа. Причем литовцы собранную с туристов дань пускают в дело, на местной части косы прекрасная дорога и чистота, у нас же все печальнее. Посещение нереального, словно инопланетного, танцующего леса было омрачено толпами быдла, бродящего в стороне от дощатых настилов и фоткающих детей, лазящих по деревьям. Ну да, после нас хоть потоп, от скандинавской цивилизованности пора уже отвыкать.
Но хватит о грустном, прибалтийско-калининградский забег подарил нам встречу с Юрой Адвокатом, с которым мы познакомились в 2016, по дороге во Владивосток. Путешествия хороши не только впечатлениями, но и встречами с друзьями, старыми и новыми.
После прогулки по старой части Калининграда, заезда на площадь, точку сбора местных двухколесных и экскурсии вокруг новейшего стадиона оставшегося после ЧМ-2018, наступила теплая тихая ночь, половину которой мы просидели на скамейке во дворе у Юры, вспоминая прошлые поездки и планируя новые.
День 33. Калининград.
Юра и Катя подарили нам шикарный день: вывезли на пляж, накормили, показали Зеленоградск — милый сказочный городок на берегу моря, запомнившийся высокой набережной и обилием янтаря, и на монумент воинам-мотоциклистам, погибшим у местечка Тиринберг в феврале 1945. Место однозначно достойное посещения, Юра рассказал о истории создания памятника и о работе мотодвижения «Колесо истории». После альтернативного толкования исторических событий, которым я досыта наелся в Прибалтике, возвращение в привычную реальность было приятным.
Удивительно, но несколько жалких сотен километров пробега, разделяющих друг от друга точки на карте, в человеческих головах становятся миллионами световых лет. Люди, живущие рядом и имеющие возможность дружить и уважать друг друга пестуют в своих душах образ врага, обвиняя чужие народы в бедах своего, люди свято верят в разных богов, правителей, историков и, как показывает опыт, готовы грызться насмерть за свои убеждения. Грустно…
Вообще Калининград весьма интересный город, оторванность от остальной территории России хорошо чувствуется, разговоры местных про съездить в Польшу за покупками слегка удивляют. Я с удовольствием бы потратил еще несколько дней на неторопливые покатушки и гуляния по округе, но пора возвращаться домой, теперь уже точно.
День 34. Калининград — Минск.
Прощания с друзьями не так грустны, если искренне ждешь новой встречи. Калининградские друзья проводили нас, проинструктировали о прохождении границы, и Трансальп неспешно покатился в сторону родных земель Подмосковья. Дороги в Калининграде весьма достойные, но местами федеральная трасса удивляет участками брусчатки.
Российско-латвийскую границу прошли быстро, объехав очереди по встречке, пограничник поворчал, но пропустил. На российской стороне стоит заправка, которую пропускает редкий автомобиль, после поездок по территории Евросоюза стоимость топлива на Родине радует. Женщине на старом Пассате с прибалтийскими номерами ценник на бензин понравился настолько, что она залила куда то в недра багажника 150 литров, не обращая внимания на мой удивленный взгляд.
За полосатым шлагбаумом нас ждали 250 километров по литовской земле, прошли их достаточно бодро, потолкавшись на раскисшем ремонтируемом участке и потратив полчаса на обед. Колейку перед границей удалось объехать, пока я собирался втиснуться перед стоящей в начале очереди легковушкой, пограничники решили мою проблему подняв шлагбаум на автобусной полосе, спасибо им. Вообще, территорию Евросоюза удалось покинуть очень быстро, минут за 15.
Настроившись на лучшее рванули по нейтральной полосе в сторону Беларуси, но не тут-то было. Вместо сплошной полосы разметки путь домой в объезд очереди преграждал забор, высокий, пришлось стоять. Стояли долго, часа полтора до въезда на пропускной пункт и еще столько же в очереди на паспортный контроль. Попытки ускориться натолкнулись на яростное сопротивление мирных граждан, так что в Минск, к байпостовцу Андрею Vitzley, мы попали лишь к ночи. Там нас накормили, напоили, уложили спать, отобрали мотоцикл и укатили его на стоянку.
День 35. Минск — Осиповичи.
Андрей подкормил мою ностальгию, разрешив покататься на Девиле, почти таком же, как и был у меня, даже цвет совпал. Сильно долго ностальгировать некогда, ибо надо успеть купить перчатки Лене и добраться до озера в ста километрах от Минска, где друг Саня kobba праздновал день рождения и не подозревал о нашем коварном плане — тайком заехать в Беларусь и внезапно нагрянуть на праздничную поляну. О таком сюрпризе мы стали задумываться еще в Норвегии, когда узнали о дате и месте празднества, но окончательно решили испортить Кобе днюху лишь в Риге.
Гнусно хихикая о том, что незваный гость хуже татарина, мы въехали на поляну, а там никого. Нет, там стояли палатки, моты и машины, на столе были рюмки и тарелки, но ни одной живой души не наблюдалось. Что ж, это тоже неплохо, можно основательно подкрепиться и попить соку. Алкоголь в меню не вошел, так как палатка изрядно надоела и ночевать мы решили в гостинке, подальше от шумной гульбы.
Возвращение празднующих было эффектным, Саня, шедший впереди, остановился, протер глаза, долго трогал нас за плечи и никак не верил в реальность происходящего.
Жаль, но все хорошее быстро кончается, подарки и наклейки были розданы, впечатления о поездке рассказаны, одобрение присутствующих получено. «Пора уезжать» — подумал я, попрощался со всеми гостями и навьючил мотоцикл. Уехать, однако, не смог, ибо отпускать нас отчаянно не хотели. Так и остались, подняв за здоровье Кобы тост, наполнив рюмки огненной водой из самовара. Тостов было много и следующие звучали уже за дружбу и за друзей, тех кого мы уже знали по предыдущей поездке в 2016 году и за тех, с кем были знакомы лишь заочно, по чату в мессенджере. Кобе мой почет и уважение за то, что собрал много хороших людей вместе.
День 36. Осиповичи — Дом.
Дорога домой была непростой, за ночь удалось поспать лишь пару часов и сон отчаянно выключал мозг. Ситуацию не спасала даже Лена, она давно и долго спала. Вот так, короткими перебежками, закупаясь сгущенкой и колбасой в беларусских магазинах и оппиваясь энергетиком на заправках докатились до пустой границы России и Беларуси. Дома, говорят, и стены помогают, поэтому у нас открылось второе дыхание и мы долетели до дома с одной остановкой на обед. Далее все привычно: закончившаяся страховка на машину, гора неоплаченных счетов в почтовом ящике, горы шмурдяка и грязного экипа на рассохшемся полу коридора и коньяк в чайной чашке, это уже традиция, нарушать ее ни к чему. Это было, значит лето состоялось, Норвегия оказалась значительно круче, чем я ожидал.
И в завершение рассказа выражаю благодарность родным и друзьям за поддержку в пути, а также огромное спасибо людям, помогавшим в пути не словом, а делом:
Женя Корженевский — Санкт Петербург
Саня Бандит — Петрозаводск
Феликс — Мурманск
Павел Кочетков — Мурманск
Джим — Норвегия, Нарвик
Эрик — Норвегия, Драммен
Юра Адвокат — Калининград
Андрей — Минск
Спасибо и тебе, уважаемый читатель, и до новых встреч на страницах моих рассказов и на дорогах нашего удивительного мира!
- Som-oz
- Георгий
- 26 января 2019 в 22:04
- 2
- +19
- Vladlunatix
- 27 января 2019 в 2:05
- ↓
Это хорошо что вы выдохнули и переписали текст) Написано интересно, но…
Кстати У каждого своя правда и она очень сильно отличается от той, которую например мне рассказывали в 80-тых.
Обращаю внимание на детали и не перестаю удвидляться с какой душой и трепетом эти люди любят свою небольшую в масштабах Галактики страну. Ровно пропорционально тому как мы ненавидимо свою.
Иначе сложно обьяснить то что у нас сейчас происходит, уж извините.
Но я вот о чем, Обожаю Таллин и всегда оставлю его на закуску возвращаясь на пароме через Хельсинки в питер. Кстати улыбка универсальное оружие, даже будучи ограниченным в познаниях местного Языка. Кстати всем ужа давно все равно, кто мы, и из какой страны. Каждый человек это человек целого мира, без географии и родины. В очередной раз убедился в этой истине вернувшись из Нью-Йорка. К чему это все, чаше улыбайтесь и забывайте там что вы из России, помните только что вы человек, и все будет идеально, проверено)
Кстати У каждого своя правда и она очень сильно отличается от той, которую например мне рассказывали в 80-тых.
Обращаю внимание на детали и не перестаю удвидляться с какой душой и трепетом эти люди любят свою небольшую в масштабах Галактики страну. Ровно пропорционально тому как мы ненавидимо свою.
Иначе сложно обьяснить то что у нас сейчас происходит, уж извините.
Но я вот о чем, Обожаю Таллин и всегда оставлю его на закуску возвращаясь на пароме через Хельсинки в питер. Кстати улыбка универсальное оружие, даже будучи ограниченным в познаниях местного Языка. Кстати всем ужа давно все равно, кто мы, и из какой страны. Каждый человек это человек целого мира, без географии и родины. В очередной раз убедился в этой истине вернувшись из Нью-Йорка. К чему это все, чаше улыбайтесь и забывайте там что вы из России, помните только что вы человек, и все будет идеально, проверено)
Правда своя у всех, но общий здравый смысл никто не отменял… Впрочем, не будем о политике. Лучше о людях.
Возможно, нам просто не повезло. В конце концов, нам целый месяц попадались только прекрасные милые люди, и видимо встречи с неприятными тоже нужны были для равновесия во вселенной. У меня не было никакого предвзятого отношения к прибалтам, свою национальную принадлежность я нигде не выпячивала, хотя и «забывать, что я из России» я смысла не вижу. Равно как и не видела, чтобы немцы забывали, что они из Германии, а финны — что они из Финляндии. Но на «универсальную» искреннюю улыбку почему-то везде реакцией была кислая физиономия, вместо извинений за некачественный сервис — крики про «советское» поведение, а в ответ на благодарность — претензии и презрение.
Я верю, что в Прибалтике действительно много хороших и замечательных людей, но нам за время нашего пребывания там они, к сожалению, не встретились. Впечатление о стране складывается в том числе и по людям. Так вот встреченные нами свою страну представили, к сожалению, не в лучшем свете.
Возможно, нам просто не повезло. В конце концов, нам целый месяц попадались только прекрасные милые люди, и видимо встречи с неприятными тоже нужны были для равновесия во вселенной. У меня не было никакого предвзятого отношения к прибалтам, свою национальную принадлежность я нигде не выпячивала, хотя и «забывать, что я из России» я смысла не вижу. Равно как и не видела, чтобы немцы забывали, что они из Германии, а финны — что они из Финляндии. Но на «универсальную» искреннюю улыбку почему-то везде реакцией была кислая физиономия, вместо извинений за некачественный сервис — крики про «советское» поведение, а в ответ на благодарность — претензии и презрение.
Я верю, что в Прибалтике действительно много хороших и замечательных людей, но нам за время нашего пребывания там они, к сожалению, не встретились. Впечатление о стране складывается в том числе и по людям. Так вот встреченные нами свою страну представили, к сожалению, не в лучшем свете.
Простите, погорячился. Не врете, а сгущаете краски — так лучше?:) Вы же не хотели сказать, что Вам оказали некачественную услугу и вместо извинений буквально обвинили в «советском» поведении? Про «презрение и претензии» в ответ на благодарность я вообще молчу — что это за место было?!:).
Мадам, я родился и живу там, где «кислые физиономии», «некачественный сервис» и, поверьте, много чего еще плохого, не очень хорошего и даже хорошего. Это правда, полно кислых физиономий, на каждом шагу можно наткнуться на некачественный сервис и т.п. Но это есть в любой стране, причем в ассортименте. Даже в Скандинавии с Финляндией. Про Финляндию могу отдельно рассказать, Вы будете рыдать…
Ищите хорошее, делайте селфаки на фоне туристических объектов и будет Вам если не счастье, то хотя бы спокойствие.
Мадам, я родился и живу там, где «кислые физиономии», «некачественный сервис» и, поверьте, много чего еще плохого, не очень хорошего и даже хорошего. Это правда, полно кислых физиономий, на каждом шагу можно наткнуться на некачественный сервис и т.п. Но это есть в любой стране, причем в ассортименте. Даже в Скандинавии с Финляндией. Про Финляндию могу отдельно рассказать, Вы будете рыдать…
Ищите хорошее, делайте селфаки на фоне туристических объектов и будет Вам если не счастье, то хотя бы спокойствие.
Принимается. Но краски я, увы, не сгущаю. Я сказала то, что хотела сказать. Если эти моменты интересны, распишу их в своем посте более подробно, когда дойду до Прибалтики. Про «презрение и претензии» — да, именно так. Если коротко, мы попросили милейших хозяев гостевого дома в Паланге разрешения после выселения из номера задержаться на общей кухоньке (пустой, сдав номер и никому не мешая) выпить чаю перед дорогой. Получили согласие, попили чаю и стали прощаться с хозяевами, искренне поблагодарив за гостеприимство. Нас оборвали на полуслове, сказав что оплаченное время кончилось, нас тут быть уже не должно, так что выметайтесь нахрен уже. Зачем это было говорить людям, которые в общем-то и так уже уезжают — я не знаю. Выглядело как плевок.
Мсье, я не сомневаюсь, что дураки есть везде, в любой стране. Я только рассказываю о своем опыте. Почему-то львиная доля негатива пришлась именно на эти страны. Очень надеюсь, что просто не повезло и так сложились звезды. Да, и в макдак в туалет по пути я много где заходила. Но только в Риге меня за это обложила трехэтажным макдаковская уборщица.
А на фоне чего мне делать селфаки — как-нибудь разберусь, спасибо.
Мсье, я не сомневаюсь, что дураки есть везде, в любой стране. Я только рассказываю о своем опыте. Почему-то львиная доля негатива пришлась именно на эти страны. Очень надеюсь, что просто не повезло и так сложились звезды. Да, и в макдак в туалет по пути я много где заходила. Но только в Риге меня за это обложила трехэтажным макдаковская уборщица.
А на фоне чего мне делать селфаки — как-нибудь разберусь, спасибо.
Насчет «советского поведения»… Я так понимаю, что автор в СССР в принципе и не жил? Советское поведение — это, на самом деле, полная противоположность тому значению, которое он вкладывает в это понятие. СССР времен заката («перестройка» и после неё) — да, грязь и хамство. А вообще за рукоприкладство сажали, как, впрочем, и сейчас.
Что касается кого в Прибалтике «не любят», скажу лишь, что в Эстонии есть такая поговорка — «лучший завтрак для эстонца — другой эстонец». Выводы делайте сами:).
Что касается кого в Прибалтике «не любят», скажу лишь, что в Эстонии есть такая поговорка — «лучший завтрак для эстонца — другой эстонец». Выводы делайте сами:).
- Vladlunatix
- 28 января 2019 в 0:52
- ↓
Читаю комментарии и не могу совладать с ощущением что читаю описание какаих-то других галактик. Нет в моей была только одна неприятность, когда бравые хлопцы на убитом рыдване, бросились под колёса в горах Сербии. Кстати про Таллин, чего там стоит один Балтийский вокзал, это вообще космическое место.
Мотормузей пропускать нельзя ни в коем разе, там действительно все настолько любовно сделано — загляденье. Видно, что фанаты своего дела занимались.
Кстати негатив по отношению к владельцам отелей очень хорошо выражать в оценках и комментариях на букинге ;-) Лучше сразу на английскомНадо было бы, да отзывы там вроде ограниченное количество времени можно писать, а как-то не до этого было, ни в дороге, ни после, когда дикий отходняк после путешествия и мысли только «ааа где я почему я никуда не еду почемуууу»)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (15)
RSS свернуть / развернуть