Привет, Байкпостовчанин. Кажется, ты используешь AdBlock.
БайкПост развивается и существует за счет доходов от рекламы. Добавь нас в исключения.
открытое письмо как отключить

Блог им. BigBug → Зов севера. Нордическая Забайкадьба. Часть 2.

Часть 1

Утро было какое-то недоброе, хотя проснулись — и на том спасибо. Надев на себя всю имевшуюся одежду, иду объясняться на рецепшн — надо заплатить за палатко-место, да и про завтрак узнать. За ночевку с нас взяли урезанную стоимость, когда я сказала, что мы приехали ночью, а еще разрешили сложить в столовой вещи, чтоб не мокли под дождем, и взять кипятка из термопота для завтрака. А увидев, как мы заливаем кипятком кашку в жестяной кружке, девушка из-за стойки притащила нам поднос с пирожными и сказала съесть :) Но перед завтраком мы задумались: Нордкап же не разглядели? Не разглядели. Туман рассеялся? Не рассеялся. Теплее стало? Да ненамного. Если сейчас поехать туда еще раз, есть ли шансы все-таки увидеть что-то со смотровой площадки? Крайне мало. Отлично, решено: едем!




События ночи повторились, правда, в гораздо более лайтовой версии: ветер поутих, дождь больше не стремился сбить с дороги, а просто моросил в фоновом режиме, но наверху нас снова ждал облом. Несмотря на столь раннее время, шлагбаум был уже закрыт. За пределами площадки по-прежнему висела белая стена из тумана. И вот за это еще и платить? Да ну нафиг. Так и уехали обратно в кемпинг, завтракать.
За завтраком знакомимся с мотопутешественником из Южной Африки. У него странные стуки в коробке передач, он в растерянности и не знает, что делать — то ли рискнуть и ехать дальше, то ли отправлять мотоцикл домой и самому ехать туда же. Гоша идет послушать «пациента», и похоже, что для африканца путешествие действительно под угрозой срыва. К сожалению, контактами мы не обменялись, так что дальнейшая его судьба осталась неизвестной. Расстались мы на том, что он собрался попытать счастья со смотровой площадкой Нордкапа еще раз, уже днем. Девушка на рецепшне радостно подтвердила, что да-да, мол, денек будет солнечный. Мы с сомнением посмотрели на серый, мокрый туман, обволакивающий все вокруг в пределах видимости, хмыкнули, да поехали себе в сторону юга.



Ехать после бессонной холодной ночи было ужасно трудно, так что очень скоро мы встали на обочине. Гоша расстелил коврик, я уже привычно растянулась на мотоцикле с центральным кофром вместо подушки, и мы задали храпака. Когда мы проснулись, сияло солнце. Вереницы мотоциклов тянулись во встречном направлении, а их пилоты дружелюбно махали нам руками. Чат российских мотопутешественников (перед поездкой мы добавились в мото-чатик едущих из России в Норвегию, планировали пересечься, да так и не сложилось) был переполнен восторженными отзывами о том, как прекрасен Нордкап, и какие чарующие виды с него открываются… Ну а нас ждет Алта.



Первые дни в Норвегии прекрасны (особенно, когда не льет как из ведра). Горы, камни, фьорды, олени, норвежская речь на остановках, отблески солнца на воде, небо, такое непохожее на небо в России, облака, дороги, многокилометровые туннели — все вызывает восторг и ощущение нереальности происходящего. Местами мы останавливаемся, разворачиваемся и едем по одной и той же дороге еще раз — просто чтобы насладиться окружающим видом.





К вечеру добираемся до пригорода Алты, где забронировали относительно недорогое жилье. Навигатор уводит нас с асфальта на проселочную грунтовку, довольно нетипичную для Норвегии (наверное, такое расположение и повлияло на низкую стоимость гостиницы). Убедиться в правильности маршрута позволяют расставленные через каждую пару километров подбадривающие таблички («Путь труден, но в конце тебя ждет награда!», «Осталось совсем чуть-чуть!» и все в таком духе).



Таблички не соврали — дорога привела нас в совершенно очаровательное место в лесу, где раскинулась наша гостиница-деревушка. Стилизованные саамские домики с травяными крышами, пара настоящих иглу, административный домик, вместивший в себя столовую, гостиную и небольшую экспозицию саамских предметов быта и нарядов — мы были в восторге. Встретила нас девушка Майя, со словами «А мы и по-русски можем!», чем очень обрадовала Гошу, молчавшего всю дорогу (и меня, не привыкшую разговаривать за двоих). Нам выделили домик с печкой, у которой было очень здорово погреться после целого дня пути на холоде.



Утром как будто потеплело. Неспешно собираем вещи, благодарим хозяев гостиницы и едем вперед, на юг. По дороге списываюсь со своим интернет-знакомым из Нарвика, Джимом, он предлагает встретиться. Сколько там до того Нарвика, километров пятьсот? Конечно, сегодня приедем! (Ну да, тогда мы еще были наивны и не до конца поняли, что такое расстояния в Норвегии).





Через несколько часов понимаем, что затея была ну очень глупая: мы постоянно останавливаемся и глазеем по сторонам, продвигаемся крайне медленно. Ну правда, как тут не остановиться, когда посреди лета внезапно встречаешь сугроб, в котором можно сделать «снежного ангела» и покидаться снежками?! И надо сказать, мы такие не одни: этот сугроб собрал зрителей побольше, чем концерт «Феникс Эффекта» в Москве в две тысячи девятом. Там, около этой обласканной вниманием кучи снега, мы знакомимся с норвежским фотографом Стианом на старой Ямахе. Он совмещает приятное с полезным: путешествует по стране на мотоцикле и делает фотографии.





Стиана очень заинтересовали наши нашивки «Кросс Раши». Узнав, что мы проехали всю Россию, он загорается желанием сделать то же самое в будущем. Ну а пока, его формат путешествия «где придется заночуем, что придется поедим». На данный момент он намерен ночевать на какой-то лодке в пригороде Тромсё, а нас приглашает присоединиться. Конечно же, мы согласны. Правда, ехать приходится не вместе, поскольку Стиану по дороге надо будет заезжать на интервью. Отписываюсь Джиму, что в Нарвик мы попадаем только на следующий день (он совершенно не удивлен, его скорее удивило, как мы собирались доехать из Алты в Нарвик за один день), а Стиан тем временем отмечает примерную точку своей ночевки на карте. С тем и расстались. Вскоре нас ждет наш первый норвежский паром.




Билетный конТРОЛЛЬ!

Народу на пароме собралось негусто. Что ж, могу сказать, что водное путешествие в Норвегии доставляет не меньше удовольствия, чем на мотоцикле по суше. С погодой опять везет: несмотря на холод, день очень солнечный, блики света прыгают по волнам, и вот по этой солнечной дорожке мы и переправляемся на другой берег.







В Тромсё списываемся со Стианом. Он задерживается, и мы идем погулять по городу, правда, не уходя далеко от мотоцикла: ходящие вокруг арабы не вызывают доверия.







Стиана мы так и не дождались. Попытались найти эту его лодку самостоятельно, но где-то свернули не туда и в конце концов приняли решение заночевать в палатке. Выбрали живописное местечко, похожее на опустевшее пастбище, там и остановились. Впоследствии оказалось, что Стиан ночевал на соседнем острове и даже купил на всех пива, но не сложилось.



Утро, как всегда, началось с уговоров себя вылезти из теплого мешка на холодный ветер (сейчас пишу это в свободную минутку на работе, и думаю — эх, вот бы обратно в палатку!). Еще и дождик начал моросить. Собираемся и стартуем поскорее, пока он не перерос в ливень. Дорога снова поражает красотой. Пасмурное небо согнало тучи к склонам окружающих гор, вид просто сказочный.







Наверное, где-то там и находится Вальхалла…





От дождя убегаем вполне успешно. Снова пишу Джиму, он рад с нами встретиться. У него мы и ночуем следующие два дня. Джим — очень интересный человек. Объездил более 160 стран, включая Северную Корею, много раз был в России (и собирается еще), в общем, нам было, о чем поговорить. Вечером перед сном, видимо, специально для нас, Джим включил какой-то российский канал по телевизору: то ли Первый, то ли Россию, но вскоре выключил: смотреть на брызжущих слюной политиков в очередном ток-шоу ни у кого желания не возникло, и до позднего вечера мы общались. Вообще, такие ночевки у местных очень интересны именно в плане культурного обмена: начиная от жилища, по которому можно составить впечатление в том числе и о каких-то особенностях страны, и заканчивая бытовыми разговорами — кто где работает, какие праздники отмечает, что понимает под отдыхом и так далее.



Спальное место нам было выделено в отдельной комнате, похожей на музей путешествий: много путеводителей по странам, сувениры из всех уголков света и, что приятно, очень много из России.

Следующий день посвящаем исследованию Нарвика. По совету Джима, прогулку начинаем с большого туристического центра, расположенного недалеко от его дома. Там меня впечатлила огромная библиотека с совершенно свободным входом. Почитать книжку можно прямо на месте, расположившись на диванчике, пуфике или на ковре. С усилием Гоша вытащил меня из теплой библиотеки на улицу. Местные жители, кстати, отличаются морозоустойчивостью — то и дело нам попадались бородатые мужики в шортах, но окончательно добило семейство с тремя детьми, в полном составе трескающее мороженое на улице. Я завернулась получше в свои две куртки и прошмыгнула мимо…






Суровый норвежский детский садик.


И гламурная лодочная парковка)



Еще мы зашли на вокзал посмотреть прибытие поезда. Небольшой состав долго стоял на станции, собирая малочисленных пассажиров. По словам Джима, в этих краях железнодорожный транспорт не особенно развит, хотя местные жители с удовольствием им бы пользовались. А в самом здании вокзала неожиданно нас встретило чучело росомахи)



Время наступило обеденное, голод давал о себе знать. В супермаркете затариваемся самой дешевой едой: лепешками, кавиаром и литровым пакетом апельсинового сока за 10 крон. Лирическое отступление о еде. В принципе, акционная еда в супермаркетах (с подходящим к концу сроком годности, либо просто уцененная по каким-то причинам) — отличная подмога бомж-туристу. Хотя местные ей тоже не брезгуют. Как выразился Джим: «Не то, чтобы мне не хватало денег на еду за полную стоимость — просто если можно купить дешевле, зачем переплачивать?». Начитавшись интернетов, мы сначала выискивали супермаркеты Rema-1000 и Coop Prix, но потом обнаружили, что акции есть и в других магазинах, в тех же Spar или X-Tra. Хоть они и считаются более дорогими, там тоже можно закупиться по нормальным ценам. Основу нашего рациона таким образом составляли апельсиновый сок из «Экстры» (на него почему-то постоянно были скидки); potetsalat, оду которому уже воспел Гоша Som-oz в своем посте, ибо этот салат действительно прекрасен: килограмм картошки с луком, майонезом и, кажется, огурчиком, за 10 крон, сытно и вкусно, брать в «Реме-1000»; Kneippbrød — единственный хлеб, не сильно бьющий по кошельку, где-то 12 крон за штуку, тем более, что продается он огромными буханищами, есть практически везде (но смотреть ценники надо внимательней, под таким же названием могут лежать и более дорогие багеты, по сути, это просто вид зерна); и кавиар — икра трески, удобно брать в тюбиках, стоила где-то 8 крон. Мажется на Kneippbrød, запивается апельсиновым соком — перекус готов! Кроме этого брали фрукты, консервы, сладости — в общем, жить можно.


Вот это, например, fiskeboller — что-то типа рыбных тефтелей. Не пища богов, но есть можно. Вообще fiskeboller считается одним из традиционных норвежских блюд, но, конечно, готовить их надо самостоятельно, а не есть из консервов :)

Еще подкрепиться можно на заправках. На Circle-K есть такая чудесная вещь, как хот-дог за 10 крон, которого в прайсах и рекламных щитах почему-то практически нигде не значится. Заказывается на кассе заправки по кодовой фразе «Мне 10-кроновый хот-дог, пожалуйста». А на заправках Shell есть его чуть более дорогой (15 крон) и, на мой взгляд, более вкусный и сытный собрат Osten Hot Dog, хот-дог с сыром. Но вернемся обратно в Нарвик :)

Подкрепившись, хоть и не совсем насытившись, идем дальше. Мне хотелось подняться на смотровую площадку с рестораном, куда ведет канатная дорога. До самой канатки дойти не так-то просто, дорога постоянно идет в гору, мы немного плутаем по улочкам окраины Нарвика, но вот, наконец, мы у цели. И тут оказывается, что билет на одного стоит 200 крон. При том, что погода снова пасмурная, туман спускается с гор почти что до земли, так что вид нам бы, скорее всего, открылся примерно как на Нордкапе. Так что от канатной дороги пришлось отказаться. Была еще идея подняться в гору пешком, но тут уже запротестовал Гоша, и мы отправились восвояси дальше шататься по городу.

Утром Джим провожает нас в дорогу перед тем, как пойти на работу.



Мы фотографируемся на память, машем ему вслед, начинаем увязывать вещи на мотоцикл… И тут я понимаю, что снова забыла куртку в квартире. Хорошо, что Джим работает рядом с домом. Плохо, что мы не знаем где точно, а на звонки в вотсап он не отвечает. Плюю на роуминг, набираю просто с телефона — наконец-то дозвонилась. Оставив Гошу наедине с мотоциклом и горой барахла, бегу за ключами от квартиры.



Но вот куртка спасена, ключи бросаю в почтовый ящик (интересный факт про почтовые ящики — практически на всех ящиках в подъезде были наклейки «пожалуйста, не кладите сюда рекламу!». Джим сказал, что это работает, поскольку почтальон знает, что здесь не хотят видеть рекламу, потому и не кладет ее, ему же проще. Дома, что ли, так попробовать?)) ), и мы готовы ехать вперед. Цель на сегодня — Лофотенские острова, по отзывам, одно из красивейших мест Норвегии.



По дороге на острова видим красивое место в низине: ручеек, старая лодка, все это похоже на декорацию к фильму. Гоша устраивает фотосессию с лодкой, а когда, наконец, уступает место мне, что-то идет не так, из доски, на которую я опиралась, выпадает гвоздь, и моя правая нога оказывается по колено в ледяной воде.



Фотографии все равное сделали :) После фотосета аккуратно вылезаю из лодки, выливаю воду из сапога и размышляю, что же делать дальше. Решаю обмотать ногу газетой, которую прихватила еще в Финляндии, у Мари. Гоша, конечно, протестовал тогда против газеты, да еще и такой толстой, но развороты из нее пригождались нам не раз: и в качестве скатерти, и в качестве обертки, а теперь еще и в качестве сушилки. Правда, сапог не хотел застегиваться, как бы я ни старалась. И в этот момент мимо нас проезжает знакомый мотоцикл, разворачивается и возвращается. Да, это снова Стиан. Вообще, Норвегия в этом плане оказалась большой деревней: например, с соседями по Нордкапу мы неоднократно встречались на протяжении всего путешествия то где-нибудь у водопадов, то на заправке, то в очереди в туалет, то просто на обочине дороги. Вот и Стиан, с которым мы потерялись перед Тромсё, нагнал нас. Общаться с местными — всегда не только интересно, но и полезно. Со Стианом мы свернули с дороги, которую рисовал навигатор, и отправились по другой, с романтическим названием «Midnightsun road».



Стиан то и дело останавливался для съемки, и благодаря ему мы смогли увидеть Норвегию с высоты птичьего коптерного полета. Это нечто.







Лофотены потрясающие. Еще нам опять повезло с погодой, и путешествовать по островам, освещенным ярким солнцем, было одним удовольствием.



В процессе мы опять разъехались со Стианом: его где-то ждали в гости. Мы же определенного места для остановки на ночлег не придумали, решили просто встать, где понравится. Но это оказалось неожиданно трудно: Лофотены — место довольно-таки раскрученное, много территории огорожено под платные кемпинги, а все мало-мальски пригодные для комфортной стоянки площадочки оказались уже заняты туристами. В общем, приезжать туда лучше днем и вставать на ночлег пораньше. Наконец, останавливаемся практически на обочине дороги: каменистая площадка, которую от воды отделяли огромные каменные валуны, кажется идеальным местом, несмотря на табличку, предупреждающую, что где-то тут проложен подводный кабель. Палатку ставим с трудом, поскольку колышки не втыкаются в такую почву, неспеша готовим суп, а после — гуляем вдоль берега, прыгая с камня на камень и любуясь игрой света на легких волнах. Спать ложились надев маски на глаза, солнце сияло вовсю.



За ночь погода изменилась: выйдя из палатки, мы попали в туманную версию Лофотенов. Утром был отлив, дотянуться до воды с наших вчерашних валунов было невозможно. Воду пришлось идти клянчить в стоящий неподалеку кемпер с финнами. С удовольствием побыла бы на Лофотенах еще, но дорога зовет. Впереди — паром в Будё и возвращение на материковую часть Норвегии.



Продолжение следует…
  • BigBugBigBug
  • Елена
  • 7 января в 16:12
  • ?

Комментарии (4)

RSS свернуть / развернуть
+1
sergeech007
В солнечную погоду прям красота красота! Жаль, что частенько попадали в дожди, но в любом случае впечатлений вагон. И да, сидя на работе, действительно хочется обратно в палатку где-нибудь в горах или у большой воды)))
+1
Som-oz
Нет, нам очень повезло с погодой, многие люди за всю поездку видели всего два три солнечных дня, мы же промокли по настоящему всего пару раз. Местами мы даже страдали от жары и мечтали о дождях))
+3
Vitzley
Красотень-то какая)
+2
AltiEl
Спасибо, Елена, за ваше описание! Очень интересно читать обе версии. Картинка объемнее. :)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. BigBug, Зов севера. Нордическая Забайкадьба. Часть 2.