Проект продается, 60 000 USD [email protected]

Блог им. BigBug → Зов севера. Нордическая Забайкадьба. Часть 1.

Однажды, давным-давно, заболела я Скандинавией. Меня всегда завораживали северные пейзажи, картины каменистых равнин, рассказы о живших когда-то давно суровых людях на боевых кораблях и их не менее суровых богах. При том, что зиму я не люблю, да и вообще создание довольно-таки мерзлявое и теплолюбивое, мечты о Норвегии и не думали покидать мою голову. Осуществление планов все откладывалось и откладывалось, поскольку времена, когда можно было всего-то вырубить себе корабль, собрать дружину, настрелять оленей в дорогу и отправиться куда глаза глядят или ветер дует давно прошли, и теперь приходится думать обо всяких низменных вещах вроде визы, страховки, пропитания, а это все деньги, деньги… Но мечты должны сбываться, и этим летом мы с Som-oz наконец-то добрались до желанных берегов. Мой повидавший русские севера в виде всяких там Сургутов и Нефтеюгансков муж ехидно пророчил, что прекрасные картинки из саг и реальный север — две огромные разницы (или коротко: мне не понравится), но мужья, они на то и мужья, чтобы что-то говорить :) И мы поехали…


Наверное, так и должно было быть — дорога на север получилась нелегкой и приготовила нам немало испытаний, словно проверяя, достойны ли мы увидеть его красоту. Началось все с того, что в разгар жаркого лета я умудрилась подхватить сильное заболевание горла, и, если накануне отъезда я еще могла разговаривать голосом гопника, то в первый же день пути я замолчала совсем, поскольку сил не хватало даже на шепот. Но — отпуск начался, визы получены, а значит, такие мелочи не могут нас остановить. Отъезд из дома запомнился дикой жарой, не иначе как благодаря которой я забыла дома теплую куртку, о чем вспомнила уже километров через пятьдесят. Возвращаться было очень лениво, но, к счастью, мозг все-таки вовремя проснулся и подсказал, что на севере без куртки мне делать нечего. Разворот, поездка обратно домой, спасенная из недр шкафа куртка — и повторный, несколько скомканный, старт. Дальнейший путь в этот день проходил по уже не раз езжанной дороге в сторону деревни под Петербургом, где нас ожидали друзья. На одной из заправок, соседствующих со всероссийской сетью бесплатных туалетов, произошел забавный казус. Зашла я в макдачную, выхожу — ни мужа, ни мотоцикла. А с летней веранды мне приветливо машет рукой какой-то парень и кричит, что Гоша откатил мот на заправку, а его оставил с нашими вещами ждать, когда я выйду. Ну, не стоять же в сторонке — подхожу и максимально дружелюбно хриплю приветствие. Парень меняется в лице, я старательно объясняю, что с голосом у меня такое временно, и дальше до Гошиного появления практикуюсь в общении жестами. Короче, в тот день мы выяснили, что а) собеседник из меня пока что никакой, и б) надо срочно лечиться. Женя и Оля, до которых мы добрались к вечеру, организовали целебную баню, от целебной водки я отказалась по причине мешка таблеток, но все равно, общение с окружающими до самого Мурманска у меня ограничивалось преимущественно киванием головой, аки китайский болванчик.


Сторожевой кот наших питерских друзей.

На следующий день ночевали в Петрозаводске. Там я впервые увидела белые ночи, самое их начало — затяжные сумерки, плавно переходящие в рассвет. С непривычки и, быть может, еще и от волнения спалось плохо. Утро выдалось холодным, несмотря на обманчивое солнце. Оделись потеплее, наивно рассчитывая к обеду снять куртки, и поехали дальше — в заполярье. Перемена пейзажей происходила стремительно. Деревья все ниже, земля — каменистее, воздух — холоднее, а небо обрело необычную глубину, слоями раскидывая облака и образуя потрясающие трехмерные картины. На подъезде к полярному кругу север готовит нам еще одно испытание в виде внезапно потекшего радиатора. Обнаружили случайно, когда остановились пофоткать интересные камни вдоль дороги, сделать на месте ничего не смогли и решили отложить проблему до Мурманска, куда добрались часам к десяти-одиннадцати вечера.











Оставшиеся несколько дней до начала действия визы проводим в Мурманске. Первым делом надо было разобраться с двумя неисправностями: Гоше — с радиатором, для чего он повез Трансальпа в сервис, любезно предоставивший место для ремонта и инструмент, а мне — с горлом, для чего я отправилась знакомиться с заполярной медициной. К концу дня мотоцикл был готов, багаж пополнился еще одним мешком таблеток, а я потихоньку начала говорить — в общем, можно расслабиться и наслаждаться жизнью. Во многом благодаря местному мотоциклисту Феликсу, приютившему нас у себя дома, дни получились очень насыщенными и интересными. Мы ездили и гуляли по городу, сначала с Феликсом, потом — одни, побывали на многих памятных местах, а еще нашли кусочек полудикой природы прямо в черте города.


Памятник ждущей


Гоша и Феликс





Наступило долгожданное утро, когда мы должны перейти границу. День волнительный, мы собраны и суровы, и погода вокруг такая же: север готовится показать свой характер, собирает тучи, держит в напряжении — вот-вот разразится буря. Уже недалеко от норвежской границы останавливаемся у монумента защитникам Заполярья — на точке, дальше которой советские солдаты так и не пустили врага в годы войны. И в этот момент хлынул ливень. Момент получился очень сильный — стоять было холодно, мокро, трудно, но — вечером нас ждал забронированный домик, мы были одеты в дождевики, а впереди предвиделись только дружелюбные пограничники, а не многочисленная армия, желающая вырезать сначала нас, а потом — город за нашими спинами…



Границу перешли практически без проблем. Единственное, на нашей стороне почему-то вызвали много вопросов грузинские и казахские штампы в загране. С чем это связано — остается только догадываться, но нас пропустили, на норвежской стороне мы пообщались с разговорчивым пограничником, который, кажется, искренне сочувствовал, что нам дали такую короткую визу (всего на месяц), а дальше — а дальше начинается Norge!



Правда, в этот день в Норвегию мы сунулись исключительно из-за визовых соображений, чтобы все было правильно: в чьем консульстве визу получили, там и въехали в зону Шенгена. На ночь мы останавливались на финской территории, у самой границы с Норвегией: по деньгам выходило дешевле, — так что открывать европейский север мы начали в Финляндии.

Поначалу ехали очень осторожно, без превышений. Потом заметили, что машины, изредка появляющиеся на дороге, нас обгоняют, и тоже слегка прибавили газу. А потом снова сбросили, когда увидели на обочине белого оленя, задумчиво жующего траву глядя на дорогу. Об оленях нас не предупреждал только ленивый, и это серьезно. Как мы убедились в дальнейшем, вдоль дорог их бродят толпы, и никогда не знаешь, откуда они могут выскочить и куда побежать. Смотреть надо во все стороны и подальше.


Сон на привале. Удобно, между прочим.

Вечером нам довелось познакомиться с настоящим финским гостеприимством: когда мы, уставшие, голодные и замерзшие, нашли забронированный домик где-то в глубине Финляндии, в Каригасниеми, нас встретили как родных. Хозяйка домика, Мари, сказала, что из-за холодного лета постояльцев совсем нет и все комнаты свободны. Она выделила нам лучшую, заранее включив там обогреватель, а ее собака (веселый щенок со слегка безумным взглядом) от радости вцепилась в мотобот, оставленный у порога, и ускакала вдаль — и ничуть не расстроилась, когда ее догнали и бот отобрали.



Утром, когда Мари пришла готовить нам завтрак, мы разговорились, и она рассказала, что когда собирается много людей, она проводит что-то вроде «йога-прогулок» по тропинкам за домом, во время которых все дышат воздухом, расслабляются и слушают природу. Было уже время отъезда, но Мари предложила нам оставить вещи в доме и прогуляться по одной из тропинок самим. Мы спустились вниз к реке, по пути слегка заблудившись (несмотря на заботливо расставленные указатели), и сели на берегу. И вот сидя там, глядя на волны и слушая ветер, я, кажется, начала понимать спокойствие финнов и их любовь к подобному отдыху.





Знакомство с Мари развеяло мои страхи насчет «холодных прижимистых европейцев», про которых можно много чего начитаться в интернете. А дальнейшая дорога показала, что она не была исключением… Но обо всем по порядку. Итак, мы опять в Норвегии! Сегодня путь лежит на знаменитый Нордкапп. Насчет этой точки было много сомнений, стоит ли тратить и без того ограниченное время на то, чтобы просто поставить галочку на карте, да и все хором говорят, что делать там нечего… Мой вердикт после посещения: делать там нечего. Но поехать определенно стоит :) Постоять на самой северной точке Европы решили, разумеется, на халяву, то есть ночью. Поэтому едем не торопясь и наслаждаясь окружающими видами. Погода стояла холодная, но довольно ясная, что давало надежду, несмотря на прогнозы. Первое место, куда мы заехали в Норвегии — это музей саамов. Музей довольно неплохой, но не вполне англифицированный, так что местами было не совсем понятно, что именно в нем выставлено. Мы побродили по музею и уже собирались уезжать, когда я заметила на информационной доске маленький листок бумаги. В нем говорилось, что неподалеку находится что-то типа военного музея под открытым небом. Стало интересно. Забиваем маршрут в карты и едем.



Если бы не это объявление — проехали бы мимо, как пить дать. Совершенно неприметная с дороги площадка. Остановились на ней, вокруг никого. От площадки в гору поднимается тропинка. Немного посомневались, оставлять ли просто так мотоцикл с вещами у дороги, но решили рискнуть. За тропинкой — подвесной мост через реку. А за мостом — остатки фашистского госпиталя времен Второй мировой.


Бывшее бомбоубежище



Удивительно и странно ходить по такому светлому, солнечному лесу и видеть своими глазами нетронутые следы войны. Мы прошлись по тропинкам с картой-схемой, которую взяли из почтового ящика на «входе». Вот тут была операционная, тут — гараж, а здесь — бараки. Проржавевшие кровати, остов автомобиля, кирпичный фундамент… После уничтожения госпиталя в 44 году вмешательство человека здесь было минимально: поспиливать деревья, расставить информационные столбики у каждого объекта — да, пожалуй, и все.



Знакомство с военной историей Норвегии продолжилось в маленьком музее (если я правильно поняла, он является частью конгломерата музеев, куда входит и разрушенный госпиталь, и музей саамов), куда мы приехали уже практически под закрытие. Об участии Норвегии во Второй мировой я знала, если честно, крайне мало, поэтому интересно было взглянуть на эту часть истории глазами норвежцев. В музее нас встретил похожий на Тарантино кассир, он же экскурсовод, и провел в небольшой зал, где и была представлена экспозиция. Внимательно посмотрев на нас, приехавших из России, он сразу же сказал, что война для Норвегии была не самым масштабным событием. Для Норвегии она началась в 40 году и закончилась практически сразу полной оккупацией фашистами. Сама экспозиция посвящена началу войны, жизни гражданского населения в оккупации, концлагерям, послевоенному восстановлению, детям войны. Да, не самая героическая история была рассказана, но от этого она не становится менее трагичной для народа, ее пережившего. Да и какие могли быть шансы у небольшого королевства с совершенно никакой армией против фашистских полчищ?.. Мы попрощались с вежливым экскурсоводом, которому уже было пора закрывать музей, и двинулись дальше, на север.



Дорога на Нордкапп, наверное, одна из самых трудных в этом (да и не только в этом) путешествии, дала прочувствовать север всей душой, словно испытывая на прочность. Слабо теплившаяся надежда, что прогнозы погоды с их дождями и туманами не сбудутся, развеялась, когда за ужином на берегу океана начал моросить дождик. На карту смотреть не хотелось, потому что она рисовала еще очень много километров — достаточно, чтобы легкий дождь перерос в ливень и весь прочий ужас, о котором предупреждали синоптики.




Пикник на обочине

Наступил вечер, но свет не изменился: остался такой же мрачно-серый, что и днем. Солнце в этих краях — не частый гость, хоть оно и не заходит все лето. Несколько часов едем под нарастающим дождем вдоль океана. С воды летят брызги, и уже не понимаешь, откуда на тебя льет — кажется, что со всех сторон. Дорога практически пустая, вокруг тоже лишь скалы и волны, и редко-редко, у самой воды, попадаются домики типа рыбацких хижин.








Время — час ночи

К подножью Нордкаппа подъезжаем после полуночи, как и планировали. В начале дороги нас останавливает полицейский, продувает на алкоголь и советует дальше не ехать: штормовое предупреждение, видимость нулевая, пять мотоциклов за день просто снесло ветром с дороги… Не знаю, приврал ли он насчет количества мотоциклистов, чтобы нас отговорить, но, видя, что мы настроены ехать дальше, со вздохом отошел, лишь посоветовав опасаться оленей (в очередной раз).

Чем выше в гору — тем сильнее туман. На последних километрах перед самим Нордкаппом туман, дождь, ветер, холод и усталость смешались в какой-то единый мрачный ком. Мысли в голове благополучно замерзли, сознание выхватывает силуэты оленей (опять олени!) по обе стороны дороги, — их еле видно. Дорожный указатель «Нордкапп» — слезаем с мотоцикла, лепим на столб наклейку и вперед, к цели! Шлагбаум открыт, проезжаем на стоянку, с пятой попытки ставим мотоцикл — ветер пытается его уронить, и пытаемся найти знаменитый глобус — символ Нордкаппа. Хотя на стоянке довольно много кемперов, вокруг ни души, как будто вымерли все. Летим наугад на крыльях ветра (и это не метафора — не унесло меня в страну чудес только потому что я держалась за Гошу) в какую-то сторону, не находим там глобуса. Пробуем другое направление — и на этот раз удачно. Вот они, ступеньки, вот он, глобус. Дошли до него, вцепились, и… И все. Ничего вокруг не видно, фотоаппарат доставать я даже не рискнула, так что мы просто постояли там, насколько хватило сил, проорали «Нордкапп взят!» и помчались к мотоциклу.


Фотокарточек оттуда, закономерно, нет. Так что просто часть дороги)

Преодолев серпантины мыса в обратном направлении, мы вышли в низину, на которой раскинулись кемпинги во всех мало-мальски приличных местах для ночевки. Тыркнувшись в пару кемпингов и не найдя свободных хижин, просто заехали в первый попавшийся, встали за домиком-рецепшном, поставили палатку в какую-то лужу, там и провели остаток ночи.

Продолжение следует...

З.Ы. Почитать альтернативный взгляд на нашу поездку можно в блоге у Som-oz: Первая часть.
  • BigBugBigBug
  • Елена
  • 30 октября 2018 в 23:02
  • 3
  • оценка: +29

Комментарии (14)

RSS свернуть / развернуть
+8
AlexSpain
Нет фотки- нет Нордкапа )
0
AlexSpain
При мне мотики не сдувало, но велотуристы все в канавах валялись. Дуло нещадно, стабильно без порывов… Едешь с наклоном… жесть вообще.
0
BigBug
Велотуристам там тогда точно делать нечего было… Машин-то почти не было.
0
s4o
  • s4o
  • 31 октября 2018 в 8:26
Блин. Неужели туристический центр закрыт был? Можно ведь было отдохнуть, отогреться, посидеть в кафешке.
0
BigBug
То огромное здание на самом Нордкапе? Закрыто было, да.
0
s4o
Чорт. Ну зато хоть на билетах сэкономили. Теперь понятно когда на Нордкапп надо на кемпере ехать. :)
0
BigBug
«Делать там нечего!»© — все люди, скатавшиеся на Нордкапп))
0
s4o
  • s4o
  • 31 октября 2018 в 10:09
Люди просто не знают что там делать. На самом деле, там и похайкать можно, и пожить денек, даже на мотоцикле.
-1
McLaren
Я думал, что у меня самые плохие фотографии получаются:)
Надо с ними что-то делать тебе!
0
BigBug
Что не так с фотографиями?
+1
McLaren
Очень темные многие и не в фокусе.
0
BigBug
Большинство фото снималось на ходу. Уж какие есть.
С темнотой хз, что не так. Мне с моего монитора нормально, но у меня и не проф.оборудование. Посмотрю, что можно сделать.
+2
okdell
Класс! Только понял для себя, что в такие места надо брать дрона и/или фототехнику. Ну или глядеть во все глаза)
+2
BigBug
Мечталось мне к поездке в Норвегию купить себе крутую камеру и научиться ею пользоваться. Но такие расходы нормально так сократили бы бюджет поездки, так что был сделан выбор в пользу смотреть глазами =)
А с дрона, кстати, Норвегию мы тоже немножко увидели, благодаря одному мотоаборигену, лучше подготовившемуся к поездке — но о нем позже :) Вид открывается потрясающий.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. BigBug, Зов севера. Нордическая Забайкадьба. Часть 1.