Проект продается, 60 000 USD [email protected]

Блог им. tim2813 → На пределе. Часть четвертая. Вернуться.

Одиночный сплав на плоту с мотоциклом по рекам Северного Урала: Большой Лямпе, Улсу и Вишере.
Река Вишера – от мансийского Пассер-Ю (пас – предел, граница, сер – черта, линия).

Поселок Вая, по местным меркам, достаточно большой. Есть пара сельских магазинов, небольшая школа, фельдшерский пункт. Мобильной связи нет, поэтому сделав звонок из таксофона, выдвигаюсь в дорогу. На выезде из поселка лежат огромные штабеля бревен. Здесь расположена стоянка лесорубов с бытовками и техникой. Впереди 110 км каменистого грейдера, изрядно убитого грузовиками с лесом. На самой дороге эти грузовики, как встречные пустые, так и попутные, груженые лесом, встречаются очень часто.



Несмотря на некоторое уменьшение запасов еды, масса груза на мотоцикле всё равно остается достаточно большой. Еду не быстро и берегу подвеску, поэтому груженые лесовозы меня догоняют. После проезда каждого автопоезда приходится ждать минут 10, чтобы рассеялась пыль. Дует сильный встречный ветер, поэтому завесу разгоняет достаточно быстро.


Проезжаю вымирающую деревню Мутиха, и впереди показывается громада Помяненного камня. А это значит, что половина пути уже пройдена. Спустя четыре часа после выезда въезжаю в Красновишерск — первый крупный городок на своём пути. Городок, относительно, небольшой, но после двух недель в тайге “суета городов и потоки машин” удивляют и шокируют. Также, наверное, шокирует прохожих мой вид человека, покрытого жёлтой пылью с ног до головы и с дикими глазами из-под забрала шлема.


На выезде из Красновишерска мотоцикл радуется свежему топливу, я закупаюсь дефицитными продуктами, о которых мечтал в последнее время – о свежем черном хлебе, о вкуснейших шпротах и об изумительной настойке на северных ягодах.
За короткое время долетаю по отличному асфальту до излюбленной стоянки на одной из стариц Вишеры и разбиваю лагерь.


Утром завтракаю под навесом, а за пределами беседки лес озаряется от вспышек молний, грохочет своей колесницей Илья-пророк и льёт вода стеной. Впрочем, гроза прошла также быстро, как и налетела. После дождя занимаюсь мелким ремонтом и обслуживанием мотоцикла: чиню сломанные поворотники, креплю отпавший ветровик и смазываю цепь.




Несмотря на то, что свежий юго-восточный ветер неплохо продувает палатку, в ней становится жарко, и давить матрас в палатке с книжкой в руках долго не получается. Поэтому, пользуясь тем, что мошкара целит только в голову, а комаров сбивает ветер, совершаю немыслимое в этих сосновых лесах, устланных ковром из белого мха — в накомарнике и трусах я пытаюсь загорать.


Весь следующий день ушёл на длинный асфальтовый перегон через Соликамск, Березники и Северный маршрутный коридор от Горнозаводска до Качканара. В районе Кушвы попадаю под сильный шквал. Мотоцикл таскает до половины полосы. Но циклон уходит восточнее, и мне достаются только залитые прошедшим дождём глубокие асфальтовые колеи.
Встречные фуры поднимают из этих борозд мощные потоки воды, которые работают лучше любой мойки под давлением. Полностью отмываюсь от пыли.
А под Тагилом уже вовсю светит вечернее солнце. Здесь, на берегу реки Выя разбиваю свой последний лагерь в этом походе. День завершают свежайшее тагильское пиво и копченые ребрышки из Новоуральска. Шикую, как нэпман в последний день.




Последний день похода пролетел легко и незаметно. Спустя несколько часов я поставил мотоцикл и дотащил рюкзаки до порога дома.




Из похода возвращаешься всегда немного не тем человеком, который уезжал. Всё, что я принес из этого похода – это простые и банальные истины: каким бы ни был серым вчерашний день, каким бы ни казался чёрным день завтрашний, всегда есть день сегодняшний. И в этом дне можно что-то менять, даже если нет сил, то просто ползти в нужном направлении, рассчитывая на терпение, труд и опыт. И тогда солнце выходит из облаков, и ты говоришь: “Удача!”
Всем удачи на Дороге, солнца и попутного ветра!
  • tim2813tim2813
  • Тимур
  • вчера в 17:36
  • ?

Комментарии (5)

RSS свернуть / развернуть
0
Tavor
Проезжаю вымирающую деревню Мутиха, и впереди показывается громада Помяненного камня.

Неужто совсем неинтересно ознакомиться с историей родного края?
Мутиха-то оказывается — непростое место: и Собянины оттуда, и Варлам Шаламов отметился.
Пермский центр исторической памяти сообщает, что Мутиха это спецпоселение бывшее в ведении ГУЛАГа НКВД СССР, а основной контингент поселенцев — внезапно крымские татары.


На 3:32 дама внезапно признается что «всё-же разбомбили» но дальше порезали и узнать кто-же их разбомбил в 2021м — не получилось. А власти жалуются что из-за отсутствия интернета фрилансеры не хотят дауншифтиться в Мутиху. Сейчас поди мутихинцы смотрят в будущее с оптимизмом — вот денацифицируют Украину и снова потекут в Мутиху потоки спецпоселенцев на перевоспитание. Пригодится былой опыт!
0
tim2813
Неужто совсем неинтересно ознакомиться с историей родного края?

Наоборот, очень интересно. Перед походом читал все доступные материалы об истории Вишеры. Жаль, что просто не хватило времени, чтобы попасть во все интересные места. Из-за этого пришлось сильно сократить маршрут.

Вообще, история Вишеры и её притоков (Улсуй «Нижняя река», Велсуй «Верхняя река» — это череда открытий и забвений. Манси, коми-язьвинцы, коми-пермяки здесь жили и раньше и поселения их были более многочисленными. По этим рекам поднимались с целью торговли и, если повезёт, грабежа, новгородские ушкуйники. Здесь шли, после падения Новгородской республики, войска Ивана Третьего усмирять ханты-мансийскую Югру, которая вскоре станет основным источником пушнины и доходов для Москвы.

Затем наступила полоса забвения о Вишере, которая прервалась в конце 19-го века, когда здесь были обнаружены месторождения первоклассных железных руд и золота. Местные жители, которые раньше занимались только охотой и рыбалкой, переквалифицировались в заготовку угля для Кутимского чугунолитейного завода, который давал миллион пудов чугуна в год. По берегу Улса была построена узкоколейная железная дорога, по которой чугун вывозили до пристани в Усть-Улсе. На реке были устроены водомерные посты, расчищен фарватер для судов с углем для литейных печей.


Всем этим управляло франко-бельгийское акционерное общество. После революции 1905 года правительство не стало продлевать концессию (аренду земель и ресурсов), по слухам, потому что французы тайно добывали и переправляли золото внутри чугунных чушек. Иностранцы ушли, взорвав печи и разобрав узкоколейку.


Затем наступила полоса забвения. О Вишере и Улсе вспомнили в конце 30-х годов, когда на территории Вишерского отделения СЛОНа (Соловецкие лагеря особого назначения), а позднее Вишерлага, силами заключенных стал строится Красновишерский целлюлозно-бумажный комбинат. Старые и новые населенные лагпункты-леспромхозы стали наполняться спецпереселенцами — раскулаченными крестьянами, финнами, поляками, немцами Поволжья, крымскими татарами. Леса вырубались и сплавлялись молевым сплавом по Улсу и Вишере. Об этом можно почитать у Варлама Шаламова в его антиромане «Вишера». А о поисках алмазов есть рассказ «Алмазная карта». Вишерский ЦБК дожил до 2000-х.








В 60-70-е годы на притоках Вишеры Колчим и Щугор была пущена драга по добыче алмазов, которая работала даже после открытия кимберлитовой трубки в Якутии, потому что давала до 200 тыс. карат промышленных алмазов в год. Дотянуло общество «Уралалмаз» тоже до 2000-х.


Сейчас, в бассейне Вишеры вся человеческая деятельность — это скудные лесозаготовки, которые уже вплотную подобрались к границам Вишерского заповедника, пара приисков на Саменке и Сурье, редкие рыбаки и туристы. Так что для Вишеры и Улса снова наступила полоса забвения.

… снова потекут в Мутиху потоки спецпоселенцев на перевоспитание
Это вряд ли. Пока есть газ и нефть, нет никакого смысла наращивать здесь добычу золота, железных руд, алмазов, строить дороги и развивать инфраструктуру.
0
Tavor
Здесь шли, после падения Новгородской республики, войска Ивана Третьего усмирять ханты-мансийскую Югру, которая вскоре станет основным источником пушнины и доходов для Москвы.

Надеюсь это не ты писал а скопипастил из официальной истории — слишком уж много вранья на единицу текста
1. Новгорордская республика не «пала» а была захвачена примерно под теми-же предлогами что см 2022
2. Югра не представляла угрозы для русских — наоборот это русские занимались колонизацией
3. «Источник пушнины и доходов» назывался ясак, в переводе на современный русский — рэкет

Пока есть газ и нефть, нет никакого смысла наращивать здесь добычу золота, железных руд, алмазов, строить дороги и развивать инфраструктуру.

Главное чтобы лесоповал был, остальное вторично.
0
tim2813
Ничего не копипастил. Весь текст мой.
+1
Paladin33rus
Мощнейшей приключение. За удачу!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. tim2813, На пределе. Часть четвертая. Вернуться.