Suzuki SV1000S 2005 → Сравнение масел IDEMITSU, MOTUL и LIQUI MOLY
В прошлый раз сравнивались масла синтетическое IDEMITSU 4T 10W-40 и полусинтетическое MOTUL 5100 10W-40 4T, находящееся в одном ценовом диапазоне — ~1600р. за 3л. После провала мотула — стало люто гореть и мотор заработал шумно — слил его и залил на пробу синтетическое LIQUI MOLY 10W50 — так делают некоторые владельцы SV1000 и V-Strom DL1000 что бы уменьшить шум разговорчивого ДВС. Впечатления — под катом…
После заливки ликви моли первые 300-500 км прям было видно, что масло густое на холодную — мот прям тащило на передаче вперед при выжатом сцеплении. Потом прошло. На холодную весь мотор работает тише, чем на других маслах 10в40 — это странно, т.к. вязкость 10в40 и 10в50 должна различаться только на горячую. Ухудшения тяги на масле 10W50 на горячую не заметил. Угара масла, как на мотуле, на ликви моли небыло. Чуть больше копоти, чем на идемитсу.
Звук(свист ДВС с 3000об до 4000об, с чего я и затеял эпопею с подбором масел) стал потише, с выраженной ступенькой на 3500, до есть, после резко пропадает. Так было примерно тысячи две. За тем свист двс стал проявляться с каждым километром всё явственнее. К концу третьей тысячи уже прям хотелось сменить ликви моли. Стало явственно слышно цокающий клапан — пробег уже 30т.км. регулировка должна была быть на 24т.км. Тут ещё цепь зацокала. Сначала была успешно полечена, а затем установлены механические натяжители.
На что менять? У меня от прошлого мота есть литровая банка MOTUL 7100. Хотел докупить пару литров, но потом вспомнил про не лестные отзывы о 7100. Купить 300V? Ощутимо дороже. Решил больше от добра добра не искать — купил опять синтетическое IDEMITSU 4T 10W-40. Как и в первый раз — только положительные эмоции. Из всех вышеперечисленных масел, на идемитсу мотор работает максимально тихо, свист не сильный. Клапана не слышно даже после продолжительной поездки по жаре, когда масло максимально прогреется. Конечно, если прислушаться сидя рядом, на холостых можно различить звук цокающего клапана. Но этот звук не идёт ни в какое сравнение с цоканьем того же клапана на ликви моли, которое ещё и более густое…
Ещё момент: после установки 530й цепи с 43й ведомой звездой вместо 525й с 39й, мот стал заметно более вялым на слабое открытие дроссельных заслонок. После замены 10W50 на 10W40 мотоциклу вернулась былая резвость. Моё мнение: более тяжёлая цепь или более густое масло по отдельности для литрового V-Twin не чувствуются. Вместе уже резвость падает.
Все масла покупались у знакомых в проверенных магазинах, куда возят официальные поставщики.
Вероятность палева минимальна, даже у мотул.
В общем тесты заканчиваю. Для себя я вывод сделал. Спасибо за внимание.
Всем непалёных качественных масел!))
- buzileus
- Василий
- 20 августа 2018 в 12:41
- 2
- +7
здесь был ататат
здесь был ататат
На сколько я знаю — катастрофических последствий нет. Но это не может влиять положительно на ресурс по определению — толщина масляной плёнки меньше предусмотренной производителем при разработке ДВС, от этого и повышенный шум.
Синтетика ликви моли (без молибдена) на других форумах, в частности на ойл клабе, тоже замечена как «громкое» масло…
Синтетика ликви моли (без молибдена) на других форумах, в частности на ойл клабе, тоже замечена как «громкое» масло…
Шум и толщина пленки никак не связаны. Как шум и износ. Незачем лить густые масла в данный мотор, он прекрасно будет ездить на 10в30 — 0в30. Крутится будет бодрее и риск полимеризации масла ниже, ибо загустителя в данных масла меньше. Где вы вообще нашли «толщину масляной пленки» и то, что она не соответствует?
Мне не надо ничего доказывать. Ты свои слова сам проверь. Себе докажи, вдруг тебя обманули? Ещё раз говорю-каждому нет такого параметра, как толщина масляной пленки. Ни на одной канистре, ни в одной спецификации. Дак расскажи как мне, по каким таким критериям ты судишь о толщине масляной пленки?))) Как ты её узнаешь?)) Может у маркетологов спросишь?
На вашем любимом оилклубе есть основатель форума-торкон. И если оилклубе вы читаете в познавательных целях, а не развлекательных, то наткнетесь на тему, где он с опытными форумчанами как раз и рассказывал «неокрепшим умам» что нет никакой зависимости между маслом, износом, и шумностью мотора. Если мотор работает шумно-не значит, что изнашивается быстрее. На оилклубе полно новичков, что пишут откровенным бред не читая самых старых тем форума. Да и вообще его не читая. После прочтения оилклубе рекомендую перейти на Сергея Смирнова, чтоб понять что оилклубе это как пролог перед обширной темой моторных масел.
Лил в прошлый круизер 5100, в теперешний нейкед 7100… покупаю в Польше. По ценнику около 33 уе за 4 литра банку ( 7100). Слышал очень много слухов о говеном качестве мотуля, не подкрепленных фактами… как по мне, если это непаленка ( а тут и бренд уже не важен) — то это такой же миф, как мотик едет значительно лучше на 95 чем на 92…
имел опыт, когда в мой авто на официальном сервисе залили масло мотуль, так как стали офиц представителями бренда — двигатель «застрекотал» — при пробеге 30 ткм — и уже до 40 ( пока не продал ) — стрекотание не ушло…
имел опыт, когда в мой авто на официальном сервисе залили масло мотуль, так как стали офиц представителями бренда — двигатель «застрекотал» — при пробеге 30 ткм — и уже до 40 ( пока не продал ) — стрекотание не ушло…
В этом посте описан мотул 5100 весьма посредственного качества — летит в трубу на высоконагруженном моторе. Так же в России и в европах мотул, как и, к примеру, нескафе, — это две большие разницы…
Ну а что лить и в какие мифы верить — каждый решает сам…
такой же миф, как мотик едет значительно лучше на 95 чем на 92…Как ты всё под одну гребёнку)) У меня SV1000 послерестайлинговый — с поднятой степенью сжатия, по пол литра каждый горшок. Короткоходный ДВС. На 92м бензине мало того что ЭБУ видит детонацию и позднит зажигание — снижение тяги и повышение расхода, дак ещё та же детонация перекладывает короткие поршня что приводит к износу цилиндро-поршневой группы. Мой мотоцикл(как и я по его динамике, по его лёгкости отклика на газ) видит разницу даже между 95м и 98м. Просто для этого техника должна быть в идеале.
Ну а что лить и в какие мифы верить — каждый решает сам…
Кажется ты не понял что прочитал. Октановое число по моторному методу ты можешь посмотреть в ГОСТ на бензины. Как правило оно меньше на 8-10 единиц. Я тебе так и написал, что у 92 оно меньше всех. Мне не понятно твое удивление от того, что твой мот чувствует разницу «даже между 95 и 98. Если вникнуть в мой комментарий, то все встанет на свои места. Нет ничего удивительного в том, что чувствуется разница между 95 и 98 ведь она более выражена, чем между 92 и 95.
Для тех, у кого броню не пробить. Чего ты удивляешься, что у тебя нет детонации на 95? Его ОЧ по мотрному методу на 1,5 выше, чем у 92. Так и должно быть! Я вижу, что твои знания околонулевые. Ещё проще-удивляться надо тому, что ты почувствовал разницу между 92 и 95. Ибо она минимальна и слабоощутима. А то, что твои мот чувствует разницу между 95 и 98-вообще не удивительно.
Нет. Мне известно об этих сказках, активно продвигаемых последние лет 20, но никем так и не доказанных. А тебе известно о минерально-эстеровых маслах? 4500 за канистру! Тебе известно, что смазывающая способность обычной минералки лучше чем ПАО? Тебе известно, что ни один мотор на синтетика не проезжает больше, чем на минералке? Тебе известно, что у минералок 2 группы прочность масляной пленки порой больше чем у некоторых синтетик? Тебе известно, что м неральная база присутствует в любом масле? Тебе известно, что минеральная база лучше всех удерживает в себе присадочный пакет? Тебе известно что полимеризуется (оставляют отложения в моторе в виде лака и салидола) только синтетические масла? Я эту тему изучаю уже лет 8.
Каша не у меня. Каша у тебя. И не от прочитанного, а от маркетологического бреда, который ты даже не удосужился проверить перед тем, как выложить на всеобщее обозрение. Цена данной тобой информации-ноль. И даже хуже-каждый, кто прочитал твой пост-отупел. Ничего личного. Я очень хочу, чтоб ты все таки собрался с силами и изучил тему масел. И это займет много времени, но это того стоит. Не будешь переплачивать за ненужные масла и сможешь получать отличные масла за копейки, просто покупая компоненты.
Да, а что, рук нет? Что тебе мешает? Вера не позволяет? Все компоненты продаются. Причем есть даже серия «масляный конструктор», за фирмой в личку. Чего сложного то?))) Чего испугался? Да, я понимаю, что маркетологи нагнали столько страха и небылиц, что кажется будто масло это что-то сложное. Поверь, купить качественное рыночное масло, добавить модификатора, депрессора или загустителя, добавить любой из компонентов присадочного пакета под свои условия эксплуатации-это не сложнее, чем сахар в чай положить.
Потому что специально обученые люди работают на прибыль компании, а не на тебя и твои мотор. И никто не будет делать тебе масло по личной рецептуре мелкой разовой партией. Лично я, покупая масло, хочу чтоб там было то, что я хочу и на все уплаченные мной деньги. А не копеечное по себестоимости масло с наценкой в 500%.
Почитай мой личный опыт: Осадок в масле Лукойл. Для моего мотоцикла Лукойл это промывка…
- ModernViking
- 20 августа 2018 в 16:57
- ↓
Я пробовал разные мотюли и эни. По личным впечатлениям — эни фуфло, когда разогревается становится жидким и выгорает быстро, у меня воздушник как бы и должен жрать масло, но по чуть-чуть, а не ведрами, как с эни вышло.
Мотюль 5100 — среднячок, работает шумновато, не понравился.
Мотюль 7100 (10-40) — работал заметно лучше 5100 аналогичной вязкости.
На лето лью мотюль 7100 10-50 — у меня оборотистый мотор, поэтому бОльшая вязкость при разогреве как раз в тему. Двигатель стал работать тише и как-то даже получше, что ли… В общем я не могу пожаловаться на мотюль пока что.
Мотюль 5100 — среднячок, работает шумновато, не понравился.
Мотюль 7100 (10-40) — работал заметно лучше 5100 аналогичной вязкости.
На лето лью мотюль 7100 10-50 — у меня оборотистый мотор, поэтому бОльшая вязкость при разогреве как раз в тему. Двигатель стал работать тише и как-то даже получше, что ли… В общем я не могу пожаловаться на мотюль пока что.
- AntonKatenev
- 20 августа 2018 в 18:47
- ↑
- ↓
Трехсотка быстро приходит в негодность, ее надо чаще менять. И при том дороже. Я в свое время только ей и пользовался, но надоело, лью 7100. Никакой разницы нет.
И расскажи как мне про компоненты для продления срока службы!!! Тут явно патентом пахнет! Это какие такие компоненты?)) Металлы? Загустители? Депрессоры? Может эфиры новые? Модификаторы трения? Ну-ка, чего в этом масле нехватает?)) Для справки: его состав побогаче будет, чем любого предыдущего мотюля. Что-то их никто не меняет пораньше))))
Это обычный гидрокрекинг. Как и подавляющее большинство масел, представленных как синтетические. Их вы не бежите менять раньше)) разница только в модификаторами трения, которые каждый из вас может купить и добавить в любое масло. Никакой «суперзащиты» оно не даёт. Даже минералка справится на треке. Оно даёт лёгкость в наборе оборотов из-за сниженного внутреннего трения масла, что позволяет легко прокачивать это масло по системе. Уж поверь, но если ты в свой мотор зальешь 0-20 масло, ты офигеешь от разницы, насколько легче стало крутиться мотор и набирать скорость. И расход снизится. Любой механизм, снимающий мощность с коленвала оказывает большое влияние на потери мощности на этом валу.
Сколько по твоим оценкам работает масло 300V и любая другая качественная синтетика? И почему распространено убеждение, что оно на пару тысяч? Я сам лью 300V. И мне кажется что к 5 тысячам оно начинает испускать дух. Не знаю, может это внушение и влияние окружающей информации, но думаю мне не кажется. Меняю через 5 тыс.
Какое масло не обычный гидрокрекинг? Есть ли масла превосходящие по технологичности 300V, из тех что в свободном доступе? Обзорщики масел говорят что 300v использует самую дорогостоющую основу и менее всех пожадничал на сложных эфирах, которые замедляют старение масла. Плюс модификаторы трения, вроде молибденовых присадок, в большом количестве, после чего многие пользователи отмечают что мотор стал тише работать и тд. Это ведь так?
Есть в мотомасле модификаторы трения, в основном молибден. И никто не жалуется, что сцепление буксует. И самое интересное, масло при этом соответствует ма2))). Эстеров можно отдельно купить и добавлять в любое масло. Мотомасла я не пользуюсь и не обращаю на них внимания. Пользуюсь маслом Рольф. В 300в из дорогого только эстеры. И то они не дорогие, если покупать отдельно. Платишь за то, что смешали масло они, а не ты.
Значит пишу из личного опыта. Есть Шевроле лачети 2006г мотор 1.4, на год младше моего fz6. Лил я туда сначала GM 5W30, потом Shell ultra extra, потом Castrol Edge 0W30, Mobil 1 0W40, а потом забил на покупку масел за 3000р/4л и стал лить Лукоил люкс 5w40 за 1100р/4л. Разницы не заметил. Пробег 150000км.
История от товарища Thug:
… Меняли цепи грм — махнули кольца и МСК. Залили Эни — расход внезапно под 1 л/1000 км. Опять вскрыли — адъ и ******, в черном жирном нагаре. Отмыли, опять махнули кольца — ипон, за 2500 не ушел.
Вскрывали еще пару энишных движков в сервисе зимой — не такая жесть как у меня, но тоже жирный клейкий слой везде...
Добавлю свой опыт:
в очередной раз залил motul 7100 10w40 в klx250 (эндуро) передачи стали включаться жестче, со 2й нейтралку хреново стало ловить, вообще КПП стала работать не приятно. Даже собирался масло менять, но… решил отрегулировать сцепление и все проблемы ушли, коробка снова отлично работает, нейтраль ловится всегда и легко. А думал мотуль гуано…
ВЫВОД: после смена масла возможно потребуется регулировка сцепления, но возможно это актуально толкьо для мото с «несвежим» сцеплением.
в очередной раз залил motul 7100 10w40 в klx250 (эндуро) передачи стали включаться жестче, со 2й нейтралку хреново стало ловить, вообще КПП стала работать не приятно. Даже собирался масло менять, но… решил отрегулировать сцепление и все проблемы ушли, коробка снова отлично работает, нейтраль ловится всегда и легко. А думал мотуль гуано…
ВЫВОД: после смена масла возможно потребуется регулировка сцепления, но возможно это актуально толкьо для мото с «несвежим» сцеплением.
В прошлом посте про масло один товарищ упорно доказывал обратное про сцепление на 7100, типа что так и должно быть и масло дерьмо из за этого))
ХА! На выходных залил 7100, появился непонятный звук, похожий на звон, и пердачи тоже стали вкл.жестче, не то чтоб усилие было сильнее на лапку КПП, но по звуку понятно.
Прям бяда, 2 сезона лил в свою sv650 7100 ( пока не продал ), поджирало его (
А так пробовал Ani Agip и Liqui Moly, все 10w40 — разницы не почувствовал, оба масла как по мне, так одинаковые.
Прям бяда, 2 сезона лил в свою sv650 7100 ( пока не продал ), поджирало его (
А так пробовал Ani Agip и Liqui Moly, все 10w40 — разницы не почувствовал, оба масла как по мне, так одинаковые.
Дабы не плодить темы, спрошу здесь. Недавно взял диверсию 2011. Пробег 24000. По щупу мало было свежим, а когда начал сливать оказалось что оно мутнотемнокоричневое (очень сильно испугался и удивился). Поставил оригинальный фильтр, залил мотюль 5100 и разницы в динамике и вообще ни в чем не заметил. Вопрос: отчего старое масло было такого странного цвета? Правильно ли я сделал что залил 5100? Есть ощущение что перелил (по щупу реально хрен поймёшь, масло прозрачное), хотя заливал по мануалу 2.8л, ну может 2.9-3.0. Какие могут быть последствия?
Масло в моторе не горит. Вообще. Угар масла-это фраза, которая вызывает приступ смеха(угар) у тех, кто понимает в маслах. Итак, куда девается масло, если оно не горит? 1) из-за неграмотных систем вентиляции картера масляный туман вытягивается во впускной тракт. 2) на высоких оборотах кольца не всегда справляются и масло попадает в камеру сгорания. Но там оно не горит. 3) тест и отпотевания. 4) закоксованные маслосъёмное кольца или дренажные отверстия в поршне не позволяют снимать масло со стенок и отводить в картер в нужном объеме. Все. Больше масло никуда не девается. Почему масло не горит в камере сгорания? Для того чтобы оно загорелось, его сначала нужно испарить. Потом ему нужно достать где-то кислорода, которого достаточно только для сгорания бензина. Поэтому оно не горит. Туманом оно выбрасывается в выпуск и частично там оседает. У масложрущих мотоциклов нагар внутри глушителя липкий и маслянистый.
Разложения на что? База испарится сизым дымом, присадочный пакет останется на свече, поршне и КЗ. Гореть то не сгорит. Кисдорода нет. Иначе бы и дыма не было. И соплей из глушителей двухтактников. Хоть там с этим и проще. Вообще, по сравнению с бензином его трудно испарить. Даже нагрев газовой горелкой до кипения масляный туман осаждается везде, где стелется.
здесь был ататат
Так тебе на все вопросы ответили- перелив 100мл ничем не грозит, 5100 нормальное масло, чтобы увидеть уровень масла на щупе- щуп нужно 1)выкрутить 2)протереть 3) вставить обратно 4)вынуть и увидеть уровень масла(это все написано в мануале к любому мопеду), любое масло в процессе эксплуатации темнеет- это норма, расход масла можно узнать по уровню на щупе.
Что делать- кататься в свое удовольствие. Кому верить- «верить в наше время нельзя никому. Порой даже самому себе».
Что делать- кататься в свое удовольствие. Кому верить- «верить в наше время нельзя никому. Порой даже самому себе».
Для начала масло должно соответствовать спецификации. Про масло надо понимать 2 вещи: перелив- плохо, недолив- смерть двиглу (при чем счет не на километры). Посему загоревшаяся лампочка масла это стоп, если ваша техника вам дорога!
Касаемо смазочных свойств- даже если оно пройдет N норм замены но находится в норме меток заливки- смазывающие свойства оно условно не теряет.
НО!… оно кроме смазки еще впитывает «нагар» и другой «шлак». И вот тут есть предел впитывания. Замена масла акцентируется возможностью сбора шлака, чтобы он не оседал на деталях и не увеличивал их износ/состояние. Следовательно те кто радуются, что масло остается «чистым»- заблуждаются. Это и есть «говно- масло». Несоответствие вязкости и тем более спецификации действительно дает даже на слух отличия в работе двигателя и его приемистость. Поэтому при эксплуатации масло должно «чернеть». На начальных тысячах оно должно быть «мутнотемнокоричневым» постепенно становясь всё чернее. Но слово «мутно» не путать с редкой в вашей практике вещью «эмульсией». Когда прошибает прокладку и охлаждайка прет в масло — получается вязкая эмульсия типа «кофе с молоком». Это чревато подъемом уровня, и лечится только через раскол двигла и ряд сопутствующих работ.
Касаемо смазочных свойств- даже если оно пройдет N норм замены но находится в норме меток заливки- смазывающие свойства оно условно не теряет.
НО!… оно кроме смазки еще впитывает «нагар» и другой «шлак». И вот тут есть предел впитывания. Замена масла акцентируется возможностью сбора шлака, чтобы он не оседал на деталях и не увеличивал их износ/состояние. Следовательно те кто радуются, что масло остается «чистым»- заблуждаются. Это и есть «говно- масло». Несоответствие вязкости и тем более спецификации действительно дает даже на слух отличия в работе двигателя и его приемистость. Поэтому при эксплуатации масло должно «чернеть». На начальных тысячах оно должно быть «мутнотемнокоричневым» постепенно становясь всё чернее. Но слово «мутно» не путать с редкой в вашей практике вещью «эмульсией». Когда прошибает прокладку и охлаждайка прет в масло — получается вязкая эмульсия типа «кофе с молоком». Это чревато подъемом уровня, и лечится только через раскол двигла и ряд сопутствующих работ.
Спасибо, теперь многое стало понятнее. Был бы еще специалист в нашей губернии соответствующий, который на пальцах всё объяснит и сможет подшаманить байк, вообще б сказка была. А кстати, как часто надо клапана регулировать и надо ли вообще? А также почему стрелка тахометра на холостых может дергаться от 1100 до 1200. Масло только поменял, бенз 95 норм.
Здорово, что ТС делится своими наблюдениями.
К сожалению, многие люди сильно парятся по поводу масла в наши дни.
Главное — не палёнка. Второе — вязкость под режим использования. И только на третьем месте стоит фирма.
Если уж на износ звук почти не влияет, то и глупо заморачиваться этим. А если влияет — то хорошо бы тогда на видео со звуком писать разницу в громкости, да ещё и шум мерять спец прибором. И тогда оценивать, на сколько же всё-таки оно влияет. Если из 1.000.000 километров шумный двигатель проедет на 50к км меньше, то как-то и пофигу. Мы же все понимаем, что двигатель — тоже расходник.
К сожалению, многие люди сильно парятся по поводу масла в наши дни.
Главное — не палёнка. Второе — вязкость под режим использования. И только на третьем месте стоит фирма.
Если уж на износ звук почти не влияет, то и глупо заморачиваться этим. А если влияет — то хорошо бы тогда на видео со звуком писать разницу в громкости, да ещё и шум мерять спец прибором. И тогда оценивать, на сколько же всё-таки оно влияет. Если из 1.000.000 километров шумный двигатель проедет на 50к км меньше, то как-то и пофигу. Мы же все понимаем, что двигатель — тоже расходник.
Вообьще, есть тяжёлый режим эксплуатации. Это пыль, долгая работа на холостом ходу(пробки например), высокий температурный режим(постоянная езда с температурой на грани включения вентилятора). В таких случаях масло рекомендуется менять в 2 раза чаще. Почему? Потому что температурная нагрузка и загрязнение масла. Причем первое страшнее второго. Температура у нас напрямую влияет на скорость химреакций, зависимость почти квадратичная. Чем горячее масло — тем быстрее оно стареет. После простоя в хорошей пробке даже новое масло может быстро потемнеть или вообще почернеть. Ну и теперь накладываем это на двигатель мотоцикла. Часто стоите в пробках? много ли работает мот на холостых? Думаю нет. А вот высокие обороты и частое дросселирование масла(пропускание через узкое отверстие) приводит к срабатыванию полимерного загустителя. Мотоциклетным масла склонны «к побегу» из своей изначальной вязкости(на канистре). Примерно к 3-4 тысячам. и чем гуще масло — тем больше разница.
1) С чего ты решил, что тут засланные казачки? Слова свои подтверди.
2)Маслосрач я начинаю тогда, когда люди, ничего не понимающие в масле выставляют себя масляными профессионалами. Я стараюсь показать кто они есть на самом деле.
3) Если полимеризация или ещё какое-то слово для тебя громкое — то извини, что ты вообще полезного можешь рассказать, если вообще ничего не знаешь?
4)Мотюль — далеко не качественное масло. И я нигде не говорил, что оно качественное. Мотомасла мотюль я не проверял, а автомобильные проверены ещё до меня. Подавляющее большинство продукции не является качественным. Рецептуре — соответствуют, но качественным не являются.
5)Если ты назвался перцем — соответствуй. Ты не потянул роль хоть чего-то понимающего в масле «учителя».
2)Маслосрач я начинаю тогда, когда люди, ничего не понимающие в масле выставляют себя масляными профессионалами. Я стараюсь показать кто они есть на самом деле.
3) Если полимеризация или ещё какое-то слово для тебя громкое — то извини, что ты вообще полезного можешь рассказать, если вообще ничего не знаешь?
4)Мотюль — далеко не качественное масло. И я нигде не говорил, что оно качественное. Мотомасла мотюль я не проверял, а автомобильные проверены ещё до меня. Подавляющее большинство продукции не является качественным. Рецептуре — соответствуют, но качественным не являются.
5)Если ты назвался перцем — соответствуй. Ты не потянул роль хоть чего-то понимающего в масле «учителя».
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (143)
RSS свернуть / развернуть