Проект продается, 60 000 USD [email protected]

Блог им. RatmiR73 → Гай Мартин: «Ты мёртв, когда мёртв». Глава 1. Часть 1

Перевод книги Гая Мартина «Ты мёртв, когда мёртв»

Глава 1. Часть 1

Я не похвалялся и не визжал, но я был доволен собой

Я участвовал в мотоциклетных гонках на протяжении 12 лет и в последние несколько лет я медленно, но верно приходил к пониманию, что хочу заниматься чем-то иным. Называйте это заветным списком желаний, или списком того, что нужно сделать в этой жизни, или как пожелаете, но я просто хочу быть реалистом, и я знаю, что в жизни есть ещё масса вещей, кроме мотогонок, помимо тех вещей, которыми я занимался. Плюс я полагаю, что на протяжении последних лет гонки довольно-таки испортились. Слишком многие люди занимаются этим, потому что это крутая штука. Я люблю мотоциклы, но порой на каких-нибудь гонках я забываю об этом. Люди могут решить, что это лишь слова, когда я говорю: «Я просто хочу катать на своем байке», но я действительно хочу именно этого. Как долго я смогу продолжать участвовать в гонках — вот о чем я размышлял довольно много.

Вот только некоторые из размышлений, которые я обдумывал в Колорадо на забавной гонке под названием Международная гонка по подъему на Пайкс Пик (Pikes Peak International Hill Climb). Пайкс Пик получил прозвище, по крайней мере среди организаторов, «Гонка в облака», и она является второй самой старой гонкой в США, после Индианаполис 500.

Впрочем, это совершенно другой коленкор по сравнению с Инди 500. Для начала, Индианаполис 500 предназначен только для машин, в то время как Пайкс Пик для мотоциклов, грузовиков, квадроциклов, трайков и всех видов машин, от классических до электрокаров. У Пакс Пик больше схожего с гонкой ТТ на острове Мэн (Isle of Man TT), чем с короткими кольцевыми гонками, поскольку он проводится на платной дороге, уходящей вверх по горе, а не на трассе, построенной специально для этой цели. Гора похожа на национальный парк, и вам не нужно вносить плату, чтобы подняться по ней на транспорте. В низине построены бревенчатые домики вдоль дороги, по которой вы едете вверх к шлагбауму, вносите плату смотрителю парка, чтобы попасть внутрь и на дорогу с двусторонним движением. Затем вы можете проследовать прямо вверх к кафе и сувенирному магазину, далее 19 миль, до самой вершины горы.

Гора названа по имени исследователя Зебулона Пайка Младшего, и Пайкс Пик это часть Горного хребта Rocky Mountain, в западной части штата Колорадо. Пайк был под таким впечатлением от горы, когда впервые увидел её в 1806, что, как он предположил, по ней никогда не взберётся человек. В этом он явно ошибался. К 1888 была прокатана колея от повозок к вершине. В 1915 местный предприниматель Спенсер Пенроуз оплатил строительство черновой дороги вверх по ней. Он сделал это для привлечения туристов вблизи Колорадо Спрингс. И именно он был человеком, предложившим начать мотогонки, с целью развития новой дороги и области. Гонки, в которые я вступил в качестве участника, летом 2014, были 92-ми, проводимыми на Международном Склоне Пайкс Пик.

Колорадо это такая вершина, что самая нижняя точка в целом штате расположена на высоте более 3,300 футов (1,000 метров) над уровнем моря. Это значит, что самая нижняя точка в целом штате выше, нежели Гора Скофелл (Scafell Pike), самая высокая гора во всей Англии. Близлежащий город Колорадо Спрингс, где мы на неделю останавливались в отеле, находится на плоской возвышенности в миле над уровнем моря, и автомобильная парковка в подножье Пайкс Пик расположена на высоте 14,115 футов или приблизительно 2,7 миль (4,302 метра) над уровнем моря.
Для сравнения, это более чем в три раза выше, чем Бен Невис, и в то время, как Мон Блан, самая высокая гора во всей Европе, всего лишь на 500 метров выше, чем Пайкс Пик, на вершине Американской горы расположен магазин, к котором продаются милые и забавные игрушки Биг Фут (Big Foot).

Говорят, с автомобильной парковки, покрытой гравием, на вершине Пайкс Пик, вы можете разглядеть пять различных штатов в ясный день, и после того, как вы оглядитесь вокруг, вы едете вниз тем же путем, которым поднимались. Зубчатая железная дорога уносит туристов к вершине, и также там работают составы.

Я узнал о гонке Пайкс Пик тремя или четырьмя годами ранее от Пола Данлопа, моего приятеля из Северной Ирландии. Я иногда останавливаюсь у него, когда соревнуюсь в Северо-Запад 200 (North West 200) и он входит в число обслуживающего персонала. Он показал мне известный фильм Восхождение (Climb Dance), в котором Ари Ватанен ведет свой гоночный Пежо 405 Т16 вверх по горе в 1988. Тогда большая часть горы состояла сплошь из грязи, но теперь она полностью залита гудроном. Фильм Восхождение заронил семя, затем я услышал про Лоеба, когда Пежо вернулся в Пайкс Пик с многократным чемпионом Мирового Ралли Себастьеном Лоебом. Он принимал участие в гонках на своем Пежо WRC в 2013 и побил рекорд трассы, хотя первые гонки полностью по гудрону были в 2012, и новая поверхность помогла ему уменьшить время мирового рекорда.

Гонка Пайкс Пик определенно была у меня на уме, на телевидении+ (the TV lot+) искали что-нибудь новенькое, чтобы осветить. Ну, они искали что угодно, но если мы хотели продолжать с телевидением, я хотел быть в курсе новых вызовов. Мне не интересно повторять однотипные программы, вот почему я прекратил снимать исторические сериалы, типа «Как работает Британия», даже хотя и получал от них в свое время удовольствие.

Мы снимали то, как я говорил о гонках Пайкс Пик. Их первоначальная мысль была гоняться на моем супербайке TAS Suzuki, но я не был в этом заинтересован. Это казалось слишком легким. Если я собирался это сделать, то рассчитывал, что я должен сделать это на моем Мартеке. Пайкс Пик это одна из нескольких гонок во всем мире, где ты можешь ехать на чем хочешь, и это мне в ней нравится. Довольно-таки во многих других случаях они заставляют тебя участвовать на серийном байке, чем-то основанном на выставочном мотоцикле и модифицированном по очень строгим правилам, или это Moto GP – и даже там правила строгие, и ты не можешь участвовать с турбиной или нагнетателем, что означает все мотоциклы в конце концов выглядят похожими друг на друга. Пайкс Пик к счастью принимает и даже притягивает все странности и необычности.

Была лишь одна небольшая проблема: я купил Мартек в далеком 2009 и он был разобран по кусочкам большую часть того времени, что я им владел. Это оборудованный турбонагнетателем мот, основанный на Сузуки GSX-R1100 ранних 90-х, но в нем так много было изменено, что от Сузуки мало что осталось. Он был первоначально построен Марком Уокером, одним из совладельцев Мартека, фирме по производству шасси в Гримсби, которая сейчас прекратила торговлю.

Когда я купил мотоцикл, то представлял все это так: я поменяю несколько частей и деталей, и приведу все это к одному высокому стандарту, поскольку там было несколько областей, которые подводили. Затем одно тянуло за собой другое, и четырьмя годами позже в углу моего сарая была хренова гора дорогих деталей. Я поездил на нем всего несколько раз за все годы, которые он у меня был.
Все, кто участвовал, согласились, что гонки на Мартеке сделают программу более интересной, но это означало, что я должен собрать себя в кучу и закончить его. Вместо простой сборки его вместе я планировал многое в нем поменять.

Я купил новый турбированный двигатель и перепускной клапан турбокомпрессора c вестгейтом TiAl. Мне нужно было подогнать продувочный насос, чтобы проводить масло через турбину, потому что турбина располагалась слишком низко для того, чтобы масло проходило самотёком. По спецзаказу в Дербишире мне сделали мне титановую систему выпуска с таким огромным отверстием, что там можно было потерять Джек Рассел-терьера.

Поскольку гоночная трасса взбирается на много футов вверх в горы, расход топлива изменяется по мере того, как воздух становится разреженнее на высоте, и большинство мотоциклов теряют мощность. Моя мысль была, я могу менять давление турбонаддува по мере того, как поднимаюсь, чтобы мотор мог производить постоянную мощность и не выдыхался. Большинство двигателей производят гораздо меньшую мощность на высоте, потому что воздух недостаточно плотный для смешивания с топливом. Итак, у меня был совершенно новая особая обмотка проводов и электроника, выполненная для мотоцикла фирмой Track Electronics в Норфолке. Туда входил единично сделанный ECU (мозг двигателя). Я мог бы получить не имеющийся в продаже MoTeC ECU, подобно тому, который мы используем на мотоциклах TAS, но это бы означало, что мне нужен отдельный регулятор наддува для турбины, и я хотел, чтобы он был аккуратным, насколько это возможно, поэтому мне сделали собственный ECU.

Друг должен был сделать для меня сварочные работы, но после нескольких недель, которые мой байк провел в его мастерской и ничего не было сделано, я привез его обратно домой. Добавив соли на мои раны, байк упал с грузовика по пути домой и в бензобаке была пробита огромная дыра. Жёваный крот! Я купил себе сварочный дуговой аппарат, чтобы практиковаться и делать детали самому. Я нормально варю сталь, но я почти не имею опыта сварки сплавов. Поэтому это намного труднее сделать аккуратно. Это займет годы, чтобы стать таким же докой в этом, как парни Мартека, но я попытаюсь.

Техническая и инженерная часть проекта никогда не вызывала опасений, но одной из сложнейших вещей, которые надо было выполнить верно, это то, как выглядит байк. Сперва я хотел в стиле современного каферейсера, но не смог найти «правильное» сиденье. Я держал в голове определенный образ, но каждое сиденье, которое я примерял, выглядело, как будто его сняли с чего-то ещё, а я этого не хотел. В итоге байк стал смесью кафе рейсера и dirt-трекера. Сиденье модифицировано под dirt-трекер Харли Дэвидсон XR750, задняя часть с обрезанным и заглушенным задом. Я поместил номерную табличку от dirt-трекера впереди со своим номером на ней. Восьмерка была сделана из номера, который американский чемпион Gene Romero крепил на своих байках в 1960х и 70х, но перевернутая и дополненная до восьмерки. Снова имело бы больше смысла в полном обтекании, для аэродинамики и для защиты от ветра на полной скорости, но я хотел, чтобы выглядело именно так, и был рад, что пришел к компромиссу.

Старая подвеска Ohlins, которая была установлена на Мартек, когда я его купил, была поменяна на последние вилку со спецификациями супербайка и задний амортизатор от K-Tech, британской компании, которая является поставщиком TAS и множества других гоночных команд. Я также сменил передние тормоза на тормозные суппорты AP Lockheed Moto2. Они клёвые, бесценное приобретение. Я купил их, но вы попробуйте найти другой набор.

Двигатель Сузуки получил много внимания. Я нашел MTC big-block, совершенно новый. Они так же редко встречаются, как какашки деревянной лошадки-качалки, но один из них лежал на полке Марка Уокера в пяти минутах от моей работы. Каковы шансы этого? Этот двигатель был изначально пятискоростной, коробка передач с близкими по величине передаточными числами и сухое сцепление из сборки завода Сузуки 1980х – штуки, которые гоночные команды покупали для преобразования дорожных мотоциклов для гонки Superbike. Это сцепление было возможно самой редкой деталью, за которой я охотился. Они стоили 25 фунтов в конце 1980х и ни один из тех, у кого было такое, его не продает. К Сузуки подходит сухое сцепление от GSX-R750RR конца 80-х, но это не то же самое, что фабричный экземпляр. И конечно, я хотел настоящую вещь. Иногда это зависит не от того, что ты знаешь, а от того, кого ты знаешь, и у многократного победителя гонок на сайдкарах TT Дейва Молиньё было одно, которое он смог одолжить мне, чтобы дать образец, с которого я мог получить свой собственный песчано-литой, но затем я нашел один через Gooze Нью-Йоркской Сузуки, парня, который знает эти старые Сузуки вдоль и поперек. Тоже одна из редчайших деталей, и она была в ближайшей стране.

Падди перекрасил байк в убийственно тонкий металлический серый и серебристый с белыми полосками, заодно в процессе починив бак. Падди это мой старый приятель, он живет уединенно, и он красил мои шлемы на протяжении многих лет. Он красит их как работник «на полставки», потому что он занят, работая на Brikie. Я работал с ним с того момента, как оставил отцовский дом в 2010-м. Он также пожарный в отставке, и имя, которое он использует для своих покрасочных работ, 3SIX2SEVEN, это его номерной знак. Когда я прихожу к Падди, он выходит со словами типа «Приуэт», и я спрашиваю «Падди, ты снова слушал Радио 1»? (Прим. — BBC Radio 1 (Би-Би-Си Рэдио Уан) — британская радиостанция, вещающая на международном уровне под руководством BBC, специализирующаяся на поп-музыке и хит-парадах музыкальных композиций).

Он разрисовывал мне шлем AGV в тон байку, и Дениз сделала мне подходящие перчатки и они стали прямо моими любимыми.
В то время, пока это все происходило, я катался взад-вперед по стране, от Гримсби до электронщика в Норвиче или Racefit (конторы, занимающиеся специальной подготовкой мотоциклов) в Дарли Дейл, чтобы Мартек был закончен во время, чтобы сделать одно быстрое опробование в Кардуелле, перед тем как байк упакуют в ящики и он улетит в Америку. Мне сделали байк и он прекрасно себя показал в поездке вокруг Кардуелла, намного более шустро, чем можно было ожидать от байка такого возраста и веса, и я был довольно-таки впечатлен. Топливная система работала на отлично, так же как и зажигание. Теперь настало время отправляться.

Мой друг Камерон «Камми» Уитуорт вылетел со мной, чтобы быть механиком и частью ТВ шоу. Камми крутил гайки для меня на TT и других гонках на протяжении долгих лет, время от времени, но его основная работа это монтёр-кабельщик. Он подсоединяет новые сооружения к Национальной сети, то есть обычно он в каком-нибудь люке, когда я пытаюсь с ним связаться.

Мы вылетели в Даллас, затем перескочили на другой рейс в Альберкерк, Нью-Мексико. Оттуда мы забрали Мартек из отеля, в который его доставили после прохождения нескольких таможенных пунктов, и поехали в небольшое путешествие. Погрузив байк в наш арендованный грузовик U-haul (прим. название что-то вроде «Самсебеперевозчик»), мы отправились на встречу с парнем, которого зовут Роберт «Робби» Ансер. Он легенда Пайкс Пик, выиграл гонку 13 раз. Его брат Ал выиграл, и его сын, Робби Ансер, выиграл восемь раз. Бобби, которого мы встретили, выиграл Инди 500 и Дайтону тоже.

Он был истинным американцем, крутым и отличным в своём деле. Он казался искренне рад нас видеть, и мы пробыли у него несколько часов. Он мог сказать, я заинтересовался его мастерской, и мы как следует всё осмотрели. Он сконструировал свой собственный рабочий стол и это впечатляло. Стол пропускает воздух через цилиндр двигателя — это было нечто.
Вся встреча заняла около минуты от окончательной программы, но послужила хорошим уроком.

Продолжение следует…

СПАСИБО за работу с книгой Вере Чураковой. Без неё этого текста не было бы.
Перевод: Вера Чуракова, работа с текстом — Андрей «РатмиР».
  • RatmiR73RatmiR73
  • Андрей
  • 13 марта 2016 в 20:19
  • 35
  • оценка: +90

Комментарии (20)

RSS свернуть / развернуть
+7
stozhok
«Ты мёртв, когда мёртв»- прям и не поспоришь)
+3
RatmiR73
Это присказка его дедушки. В общем-то Гай применяет это выражение к своей ситуации, когда он был прикован к постели и не имел ни малейшего представления у своём будущем. Посыл, думаю, ясен — не сдавайся, пока дышишь:)
+2
costarider
Это присказка его дедушки
— 100%. Как раз читаем его книгу-автобиографию и там он пишет об этой фразе
+2
cember
Ребята, МОЛОДЦЫ! Ждем продолжения :)
+2
Rean
  • Rean
  • 13 марта 2016 в 22:19
очень понравилось. Нравится читать про технические подробности при подготовке к гонке.
+1
KIRILL
Большое спасибо за проделанную работу, жду продолжения.
+1
D503
  • D503
  • 13 марта 2016 в 23:02
а можно оригинальный вариант приложить?
+1
Apmath
Спасибо за работу. С нетерпением жду продолжения=)
+3
FlyingFranky
Отлично! «Жёваный крот!» и про «какашки деревянной лошадки-качалки» улыбнулo))

PS: Спасибо за труды для русскоязычной аудитории! Ждем продолжения.
+1
vinny
Спасибо за перевод книги. Получаю массу удовольствия, узнавая о людях занятых любимым делом. А тут почти каждый упомянутый в повествовании человек такой, не говоря уже о самом авторе
+3
Vershinsky
Разрази меня гром, если я не плюсану этот пост!
+1
Graff
Вот что значит не выспался. Взял и заминусил пост, приношу свои искренние извинения.
+1
SpeedSG77
Круто! Плюс и в избранное!

P.S. Машина у Себастьяна Лоеба все же не WRC была, а специально подготовленная для Pikesm Peak
+1
RatmiR73
Описание со слов Гая =)
Машина Лоеба, кстати, на фото выше =)
0
SpeedSG77
Я знаю :-) Это именно тот самый монстр Peugeot 208 T16 Pikes Peak на котором Лоеб сделал 8:13,878 на дистанции 19,99 км. Супер гонщик!
+1
Tyranid
Класс. Ждём следующих статей.

ЗЫ: В порядке придирки, не видел текст на аглицком и не знаю, как пишется фамилия «Молинекса», но это скорее всего францкзская фамилия и произноситься она должна «Молине/Молинэ».
0
RatmiR73
Спасибо, исправил. Dave Molyneux. Молиньё.
0
OrangeDiavel
Жалко, что эти Плюсы сам Мартин не видит)
0
RatmiR73
Если закончим перевод, скину ему файлик)
0
Chcgkglohloo
Скажите пожалуйста, где можно прочитать продолжение книги? Спасибо большое!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. RatmiR73, Гай Мартин: «Ты мёртв, когда мёртв». Глава 1. Часть 1