- Пробег для публикации поста в сообщество: 100.00 км
- Читателей: 1251 | Постов: 95
Наш скромный уголок, для любителей почитать интересные статьи о мото спорте, технике вождения, различные нюансы и полезности…
Администраторы (1)
Модераторы (0)
Модераторов здесь не замеченоЧитатели (1247)
kim Mila none9 Leonidas none10 Integra HAYABUSA Osama TriAl Urlak KOSHKA Stich glyaks100 anro spamer80 Konditer nbaksalyar smile ginecolog Oziris DiYamaha RedLine Ancalagon gnus Wishka Bike-TV SirNik Vacelica abc Hydrophonic teroff Nastik shakawkaw pmg Marcus street13 Mihalych none33 Eldarog JaGGa moxnatyj dcvfk Sefevid PyccoTypucTo NeeD gluck vooda tvoypraded Sanya198311 IlonaВсе читатели
Чтиво → Simon Crafar. Motovudu. 4-я глава.
Перевод четвёртой главы книги Саймона Крафара МОТОВУДУ.
Глава 4. Вход в поворот.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 1. Положение тела.
Глава 2. Прямые. Всё о прямых.
Глава 3. Торможение.
Глава 4. Вход в поворот
Годы работы и сотни трэк-часов тренировок с пилотами показали мне, что вход в поворот, возможно, самый трудный для улучшения аспект езды.
Когда я приближаюсь к повороту, используя максимальное торможение, как только я достигаю такого угла наклона, при котором мотоцикл начинает сопротивляться дальнейшему наклону, чтобы остаться в максимальном торможении дольше, я начинаю наклонять верхнюю часть тела в сторону поворота вместо того, чтобы наклонять байк дальше. Я вытягиваю руки и наклоняю верхнюю часть тела так, что она свешивается сбоку относительно мотоцикла, и в итоге мотоцикл находится в том же угле наклона чуть дольше. По сути, это и есть те самые «украсть несколько метров» при приближении к повороту при максимальном торможении, до момента, когда вы уже входите в поворот. Когда вы решите, что выбран правильный момент, одновременно отпустите передний тормоз и полностью наклоните верхнюю часть тела и мотоцикл в поворот. Характер поворота будет диктовать вам, когда эту операцию нужно провести медленно и деликатно, а когда решительно и быстро.
Давление на тормоз должно зависеть непосредственно от угла наклона мотоцикла. Мы можете продолжать максимальное торможение только до достижения определённого угла наклона, по аналогии с работой газом (я объяснял это в главе про торможение).
Braking point and start of maximum braking area – точка начала торможения и начало зоны максимального торможения
Stealing a few meters – применение техники «украсть несколько метров»
Brake release point – точка прекращения торможения (отпускания тормозов)
Exact point to crack and keep neutral throttle depends on correct speed to stay on line – рубеж движения на возможной полной скорости и сохранения нейтрального газа для коррекции скорости для того, чтобы оставаться на траектории.
Ваша цель – сохранять на постоянном одинаковом уровне загрузку переднего колеса всё время от прямого положения мотоцикла до полного наклона, распределяя нагрузку на колёса всё время – от начала торможения до осуществления поворота. Чем больше вы наклоняетесь, при этом используя тормоза, тем больше риск срыва переднего колеса. Абсолютно нет смысла рисковать на этом участке, когда вы можете использовать все остальные участки трассы, чтобы ехать лучше.
Давайте я объясню, что имею в виду. Представьте, что вы загружаете переднюю вилку до определённого уровня, когда вы использовали максимальное торможение на прямой. Как только вы начинаете поворачивать, ваша цель – сохранить компрессию передней вилки на том же уровне, поэтому вы должны ослабить давление на тормоз, когда наклонитесь и поперечные (боковые) силы возрастут из-за увеличения угла наклона. Как только я достигну точки, когда не захочу и дальше испытывать удачу, то плавно отпускаю передний тормоз полностью, достигаю максимального угла наклона байка и верхней части тела, и расслабляю напряжённые до этого руки, которые поддерживали меня во время торможения. Всё это даёт переднему колесу лучшую возможность для максимального поворота без потери сцепления с покрытием.
1. Полный газ до достижения зоны торможения
2. Торможение на прямой до поворота
3. Поворот с применением торможения
4. Середина поворота с отпущенными тормозами
Ключевые моменты успешного входа в поворот:
> Отпустить тормоза в точке, где вы ещё имеете достаточную скорость для достижения середины поворота без ускорения, полагаясь на торможение двигателем и поворот мотоцикла (прим. имеются в виду силы, в том числе инерционные, действующие на мотоцикл, находящийся в наклоне).
> Проходите все зоны входа в поворот, не создавая чрезмерную нагрузку на пятно контакта покрышки. Учтите, что на это влияют не только давление на тормоз и угол наклона, но также и начало входа в поворот.
> Использовать относительно напряжённые руки при максимальном торможении – не проблема, но важно расслабить их, как только вы отпустите тормоза. Это позволит мотоциклу свободней двигаться по неровной поверхности без перемещения веса вашего тела на переднее колесо через ваши руки. Это имеет значение, когда байк находится в наклоне
ПОВОРОТ С ЗАКРЫТЫМ ГАЗОМ
Я закрываю газ на входе практически во все повороты на любом треке.
Чтобы ехать быстрее вы должны использовать преимущество не только в сцеплении заднего колеса, но и переднего. Когда у вас правильные покрышки и они прогреты, то можете доверять им. Пока вы не катаете на очень высоком уровне, открытие газа и применение торможения – основные причины срыва колёс, а не закрытие газа.
Я одновременно использую максимальное торможение двигателем, максимально возможный угол наклона, закрытый газ и не использую тормоза. Вы никогда не почувствуете наклон байка лучше, чем в этот момент. Это фантастическая техника, которой я доверяю, но она работает оптимально, если вы преждевременно (перед жёстким торможением) переключились вниз на необходимое количество передач, уровень торможения двигателем максимальный, тормоза отпущены, и в это время вы всё ещё имеете достаточную скорость для достижения середины поворота. Практикуйтесь на пустом треке, потому что в противном случае вы можете «догнать» в поздней стадии входа в поворот впередиидущего пилота, который будет оттормаживаться до последнего и идти с гораздо меньшей скоростью. Это может звучать пугающе, и большинство пилотов предпочтут волочиться на переднем тормозе слишком большой промежуток времени, теряя слишком много скорости на каждом повороте, будто каждый из них шпилька. (Прим. от википедии: Шпилька — тип поворота, когда после длинной прямой на коротком участке трассы следует резкий поворот на 180 или чуть менее градусов, и после которого также следует прямая часть трассы. Такой тип поворотов предполагает сильное торможение перед ним и проходится на низких скоростях).
Примите во внимание следующее:
Поворот с закрытым газом гораздо безопаснее трейл брейкинга, потому что не используется передний тормоз, и меньше шансов получить срыв переднего колеса. Даже если это произойдёт, то в гораздо более медленном темпе, и у вас будет больше шансов вернуться обратно, потому что колесо поворачивается свободно (прим. т.е. без дополнительной нагрузки на него).
Эта техника более эффективна в плавных поворотах, чем в шпильках, где вам приходится сбросить больше скорости, оставаясь на переднем тормозе чуть дольше.
ДЕМОНСТРАЦИЯ ПОВОРОТА С ЗАКРЫТЫМ ГАЗОМ
ПОВОРОТ С ЗАКРЫТЫМ ГАЗОМ (продолжение)
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
Если после того как вы отпустили тормоза, вам пришлось открыть газ до середины поворота, чтобы достигнуть апекса, значит вы зашли в поворот со слишком низкой скоростью или тормозили слишком долго. Если вы тормозите слишком долго, а затем отпустите тормоза и достигните максимального угла наклона, то вы не сохраните достаточной скорости для входа в поворот с закрытым газом, и как только вы откроете газ, то уйдёте с оптимального поворота для вашего мотоцикла и больше загрузите заднее колесо.
Когда это произойдёт (а это рано или поздно произойдёт), пожалуйста, не пытайтесь компенсировать это ускорением, разрушая оставшийся поворот и выход из него. Разумеется, вы можете варьировать траекторию, немного приоткрыв газ, чтобы откорректировать ваше расположение на треке, но не для ускорения. Придерживайтесь правильной траектории для хорошего выхода из поворота. Исправьте вход в поворот на следующем круге, отпустив тормоза чуть раньше, чтобы сохранить немного больше скорости. Продолжайте делать так ещё по чуть-чуть каждый раз, пока, отпустив тормоза, вам уже не нужно будет открывать газ, чтобы войти в поворот. Это нелегко и займёт какое-то время. Вы будете впечатлены тем, как ваш мотоцикл поворачивает, держаком переднего колеса и тем, как быстро вы можете входить в поворот, используя эту «фишку».
Ещё один совет: после того, как отпустите тормоза, вы должны достигнуть своего максимального угла наклона как можно быстрее, чтобы мотоцикл начал поворачивать по максимально возможной узкой дуге. Если вы наклоняете мотоцикл медленно, то это подобно медленному вращению руля автомобиля, и радиус поворота будет не таким маленьким, каким мог быть. Если вы не используете все возможности наклона, когда тормоза отпущены, а газ закрыт (самое безопасное время для этого), то вы не повернёте так узко как могли.
Прохожу с помощью этой техники поворот с двумя апексами
ПОВОРОТ С ЗАКРЫТЫМ ГАЗОМ
ПРОДВИНУТАЯ ТЕХНИКА
На поворотах с двойным апексом преимущество входа в поворот ещё важнее, но так же с закрытым газом.
Входите с такой скоростью, что вы окажетесь на середине трека или шире (зависит от того, что лучше работает для конкретного поворота) до того, как мотоцикл замедлится достаточно для того, чтобы начать поворачивать ближе ко внутренней части поворота. Нужно собрать яйца в кулак, чтобы войти таким образом, но когда байк начнёт возвращаться (прим. имеется в виду обратно ко внутренней части поворота), то в итоге вернётся на лучшую траекторию для выхода, так что вы выиграете время на входе, чуть потеряете на более широком выходе на середине, затем выиграете время на выходе и оставите всех далеко позади на следующей за поворотом прямой. В итоге вы наголову разобьёте парня, который просто «облизывает» поворот.
Поворот Т16 трека Motorland Aragon
Гораздо выше скорость входа, медленней середина и гораздо выше скорость выхода. Правило: прямые длиннее, повороты короче.
200 м. точка торможения красной траектории
150 м. точка торможения зелёной траектории
Точка отпускания тормоза (Brake release point) для красной траектории
Точка отпускания тормоза для зелёной траектории и Апекс 1
Апекс 2
ТРАЕКТОРИИ ВХОДА В ПОВОРОТ
Важно подготовиться ко входу в поворот пока вы ещё на газу приближаетесь к повороту. Иногда вам придётся находить компромисс между выходом и ускорением из первого поворота (или на прямую) и правильной траекторией для второго поворота. Если этого не сделать, то пострадает не только вход в поворот, но и середина с выходом. Посмотрите на следующую диаграмму:
Повороты Т14 и Т15 трека Motorland Aragon
Примечание:
Поскольку пилот, едущий по красной траектории, вернулся на нужную траекторию для подготовки к повороту Т15 слишком поздно, он продолжает следовать по неверной траектории к выходу из Т15.
Это требует слишком многого от переднего колеса при входе в Т15 по сравнению с пилотом, следующим по зелёной траектории. Также пилот по зелёной траектории быстрее выйдет из Т15.
ОСНОВНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО ВХОДУ В ПОВОРОТ
Пример поворота, схожего с «Друидами» трассы Брэндс-Хэтч
Отмечены точки начала торможения и отпускания тормозов для пилотов А и Б (красная и зелёная траектории).
ПИЛОТ А
Из-за слишком долгого торможения на прямой, пилот А имеет гораздо более позднюю точку начала поворота. Это делает начальную фазу поворота острее, загружая колёса без извлечения какой-либо выгоды (прим. имеется в виду, что пилоту приходится наклонять мотоцикл больше на ранней стадии, загружая покрышки, и ограничивая возможности прибавить в таком состоянии. В итоге это приводит к потере времени). Кроме того, пилот А теряет слишком замедляется и имеет недостаточную скорость, чтобы достигнуть апекса методом «поворота с закрытым газом», и вынужден открывать газ, чтобы пройти поворот. Открытие газа смещает мотоцикл с оптимальной окружности поворота.
Пилот А при торможении не использует такие возможности держака боковой части передней покрышки как небольшой угол или поворот с закрытым газом. Пилот Б легко обгонит пилота А на входе. Пилот А растягивает поворот гораздо больше, чем это необходимо, слишком долго находясь в максимальном наклоне (правило: прямые длинней, повороты короче).
ПИЛОТ Б
Начиная с внешнего края трека, Пилот Б тормозит на прямой, а затем с небольшим углом (и небольшим наклоном) перед поворотом. Пилот Б может жёстко тормозить, используя эту траекторию, а пилот А – только на прямой.
Даже если максимальное расстояние торможения будет одинаковым для обоих пилотов, пилот Б может начать тормозить немного позднее, потому что он переместил дальше момент отпускания тормозов и точку входа в поворот ближе к повороту. Также пилот Б не замедляется так, как пилот А, может отпустить тормоза на более высокой скорости и достигнуть апекса на закрытом газу, потому что мотоцикл находится в более выгодном угле наклона в повороте. Расстояние от точки отпускания тормозов до центра поворота значительно короче, а потому занимает меньше времени. В итоге, поворот короче, меньше времени в максимальном угле наклона и меньше риска (правило: прямые длиннее, повороты короче).
ОПТИМАЛЬНАЯ ТОЧКА ВХОДА В ПОВОРОТ
Цель – сохранять одинаковый уровень давления, близкий к пределу, на обоих колесах постоянно в процессе входа в поворот и во время поворота. Вам не нужен больший уровень загруженности в этот момент.
Представьте быстрый 90-градусный поворот, прохождение которого требует закрыть газ, но не тормозить. Если вы войдёте в поворот слишком рано, то сделаете поворот уже в середине, что приведёт к чрезмерной загруженности переднего колеса, что не требуется в этот момент. Если вы повернёте слишком поздно, то загрузите колёса, когда только начнёте поворачивать. Оптимальная точка входа в поворот – посередине этих двух крайностей, и требует сохранения одинакового уровня загрузки колёс с момента входа в поворот и во время прохождения поворота. Если этот уровень не критический, то на всём этом отрезке не будет риска срыва колёс.
Переход от выпрямленного мотоцикла на полном газу к максимальному углу наклона и закрытому газу должен быть плавным и последовательным (характер поворота влияет на то, должен этот переход быть быстрым или медленным). Уровень газа, угол наклона, поворот – всё работает вместе, чтобы сохранять уровень давления на шины на одном уровне. Запомните, уровень газа напрямую зависит от угла наклона мотоцикла.
ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА ДЛЯ ВХОДА В ПОВОРОТ
> Подберите вход в поворот пока вы ещё на газу
> В полной мере используйте максимальное торможение, находясь в зоне безопасного угла наклона, до поворота. Сможете украсть пару дополнительных метров?
> Найдите оптимальную точку входа
> Отпустите тормоза, сохранив достаточную скорость, чтобы войти в поворот, не используя газ
> Отпустите тормоза и достигните максимального угла наклона одним плавным движением
> Как только вы отпустили тормоза, расслабьте руки и не мешайте мотоциклу и колёсам делать их работу
> Для входов в поворот, которые не требуют торможения, сделайте переход от выпрямленного мотоцикла на полном газу к максимальному углу наклона и закрытому газу плавным и последовательным.
Продолжение следует…
Все картинки взяты из свободного доступа в сети интернет. Перевод предоставляется с ознакомительными целями. Если вам интересна книга, приобретите оригинал!
Глава 4. Вход в поворот.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 1. Положение тела.
Глава 2. Прямые. Всё о прямых.
Глава 3. Торможение.
Глава 4. Вход в поворот
Годы работы и сотни трэк-часов тренировок с пилотами показали мне, что вход в поворот, возможно, самый трудный для улучшения аспект езды.
Когда я приближаюсь к повороту, используя максимальное торможение, как только я достигаю такого угла наклона, при котором мотоцикл начинает сопротивляться дальнейшему наклону, чтобы остаться в максимальном торможении дольше, я начинаю наклонять верхнюю часть тела в сторону поворота вместо того, чтобы наклонять байк дальше. Я вытягиваю руки и наклоняю верхнюю часть тела так, что она свешивается сбоку относительно мотоцикла, и в итоге мотоцикл находится в том же угле наклона чуть дольше. По сути, это и есть те самые «украсть несколько метров» при приближении к повороту при максимальном торможении, до момента, когда вы уже входите в поворот. Когда вы решите, что выбран правильный момент, одновременно отпустите передний тормоз и полностью наклоните верхнюю часть тела и мотоцикл в поворот. Характер поворота будет диктовать вам, когда эту операцию нужно провести медленно и деликатно, а когда решительно и быстро.
Давление на тормоз должно зависеть непосредственно от угла наклона мотоцикла. Мы можете продолжать максимальное торможение только до достижения определённого угла наклона, по аналогии с работой газом (я объяснял это в главе про торможение).
Braking point and start of maximum braking area – точка начала торможения и начало зоны максимального торможения
Stealing a few meters – применение техники «украсть несколько метров»
Brake release point – точка прекращения торможения (отпускания тормозов)
Exact point to crack and keep neutral throttle depends on correct speed to stay on line – рубеж движения на возможной полной скорости и сохранения нейтрального газа для коррекции скорости для того, чтобы оставаться на траектории.
Ваша цель – сохранять на постоянном одинаковом уровне загрузку переднего колеса всё время от прямого положения мотоцикла до полного наклона, распределяя нагрузку на колёса всё время – от начала торможения до осуществления поворота. Чем больше вы наклоняетесь, при этом используя тормоза, тем больше риск срыва переднего колеса. Абсолютно нет смысла рисковать на этом участке, когда вы можете использовать все остальные участки трассы, чтобы ехать лучше.
Давайте я объясню, что имею в виду. Представьте, что вы загружаете переднюю вилку до определённого уровня, когда вы использовали максимальное торможение на прямой. Как только вы начинаете поворачивать, ваша цель – сохранить компрессию передней вилки на том же уровне, поэтому вы должны ослабить давление на тормоз, когда наклонитесь и поперечные (боковые) силы возрастут из-за увеличения угла наклона. Как только я достигну точки, когда не захочу и дальше испытывать удачу, то плавно отпускаю передний тормоз полностью, достигаю максимального угла наклона байка и верхней части тела, и расслабляю напряжённые до этого руки, которые поддерживали меня во время торможения. Всё это даёт переднему колесу лучшую возможность для максимального поворота без потери сцепления с покрытием.
1. Полный газ до достижения зоны торможения
2. Торможение на прямой до поворота
3. Поворот с применением торможения
4. Середина поворота с отпущенными тормозами
Ключевые моменты успешного входа в поворот:
> Отпустить тормоза в точке, где вы ещё имеете достаточную скорость для достижения середины поворота без ускорения, полагаясь на торможение двигателем и поворот мотоцикла (прим. имеются в виду силы, в том числе инерционные, действующие на мотоцикл, находящийся в наклоне).
> Проходите все зоны входа в поворот, не создавая чрезмерную нагрузку на пятно контакта покрышки. Учтите, что на это влияют не только давление на тормоз и угол наклона, но также и начало входа в поворот.
> Использовать относительно напряжённые руки при максимальном торможении – не проблема, но важно расслабить их, как только вы отпустите тормоза. Это позволит мотоциклу свободней двигаться по неровной поверхности без перемещения веса вашего тела на переднее колесо через ваши руки. Это имеет значение, когда байк находится в наклоне
ПОВОРОТ С ЗАКРЫТЫМ ГАЗОМ
Я закрываю газ на входе практически во все повороты на любом треке.
Чтобы ехать быстрее вы должны использовать преимущество не только в сцеплении заднего колеса, но и переднего. Когда у вас правильные покрышки и они прогреты, то можете доверять им. Пока вы не катаете на очень высоком уровне, открытие газа и применение торможения – основные причины срыва колёс, а не закрытие газа.
Я одновременно использую максимальное торможение двигателем, максимально возможный угол наклона, закрытый газ и не использую тормоза. Вы никогда не почувствуете наклон байка лучше, чем в этот момент. Это фантастическая техника, которой я доверяю, но она работает оптимально, если вы преждевременно (перед жёстким торможением) переключились вниз на необходимое количество передач, уровень торможения двигателем максимальный, тормоза отпущены, и в это время вы всё ещё имеете достаточную скорость для достижения середины поворота. Практикуйтесь на пустом треке, потому что в противном случае вы можете «догнать» в поздней стадии входа в поворот впередиидущего пилота, который будет оттормаживаться до последнего и идти с гораздо меньшей скоростью. Это может звучать пугающе, и большинство пилотов предпочтут волочиться на переднем тормозе слишком большой промежуток времени, теряя слишком много скорости на каждом повороте, будто каждый из них шпилька. (Прим. от википедии: Шпилька — тип поворота, когда после длинной прямой на коротком участке трассы следует резкий поворот на 180 или чуть менее градусов, и после которого также следует прямая часть трассы. Такой тип поворотов предполагает сильное торможение перед ним и проходится на низких скоростях).
Примите во внимание следующее:
Поворот с закрытым газом гораздо безопаснее трейл брейкинга, потому что не используется передний тормоз, и меньше шансов получить срыв переднего колеса. Даже если это произойдёт, то в гораздо более медленном темпе, и у вас будет больше шансов вернуться обратно, потому что колесо поворачивается свободно (прим. т.е. без дополнительной нагрузки на него).
Эта техника более эффективна в плавных поворотах, чем в шпильках, где вам приходится сбросить больше скорости, оставаясь на переднем тормозе чуть дольше.
ДЕМОНСТРАЦИЯ ПОВОРОТА С ЗАКРЫТЫМ ГАЗОМ
ПОВОРОТ С ЗАКРЫТЫМ ГАЗОМ (продолжение)
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
Если после того как вы отпустили тормоза, вам пришлось открыть газ до середины поворота, чтобы достигнуть апекса, значит вы зашли в поворот со слишком низкой скоростью или тормозили слишком долго. Если вы тормозите слишком долго, а затем отпустите тормоза и достигните максимального угла наклона, то вы не сохраните достаточной скорости для входа в поворот с закрытым газом, и как только вы откроете газ, то уйдёте с оптимального поворота для вашего мотоцикла и больше загрузите заднее колесо.
Когда это произойдёт (а это рано или поздно произойдёт), пожалуйста, не пытайтесь компенсировать это ускорением, разрушая оставшийся поворот и выход из него. Разумеется, вы можете варьировать траекторию, немного приоткрыв газ, чтобы откорректировать ваше расположение на треке, но не для ускорения. Придерживайтесь правильной траектории для хорошего выхода из поворота. Исправьте вход в поворот на следующем круге, отпустив тормоза чуть раньше, чтобы сохранить немного больше скорости. Продолжайте делать так ещё по чуть-чуть каждый раз, пока, отпустив тормоза, вам уже не нужно будет открывать газ, чтобы войти в поворот. Это нелегко и займёт какое-то время. Вы будете впечатлены тем, как ваш мотоцикл поворачивает, держаком переднего колеса и тем, как быстро вы можете входить в поворот, используя эту «фишку».
Ещё один совет: после того, как отпустите тормоза, вы должны достигнуть своего максимального угла наклона как можно быстрее, чтобы мотоцикл начал поворачивать по максимально возможной узкой дуге. Если вы наклоняете мотоцикл медленно, то это подобно медленному вращению руля автомобиля, и радиус поворота будет не таким маленьким, каким мог быть. Если вы не используете все возможности наклона, когда тормоза отпущены, а газ закрыт (самое безопасное время для этого), то вы не повернёте так узко как могли.
Прохожу с помощью этой техники поворот с двумя апексами
ПОВОРОТ С ЗАКРЫТЫМ ГАЗОМ
ПРОДВИНУТАЯ ТЕХНИКА
На поворотах с двойным апексом преимущество входа в поворот ещё важнее, но так же с закрытым газом.
Входите с такой скоростью, что вы окажетесь на середине трека или шире (зависит от того, что лучше работает для конкретного поворота) до того, как мотоцикл замедлится достаточно для того, чтобы начать поворачивать ближе ко внутренней части поворота. Нужно собрать яйца в кулак, чтобы войти таким образом, но когда байк начнёт возвращаться (прим. имеется в виду обратно ко внутренней части поворота), то в итоге вернётся на лучшую траекторию для выхода, так что вы выиграете время на входе, чуть потеряете на более широком выходе на середине, затем выиграете время на выходе и оставите всех далеко позади на следующей за поворотом прямой. В итоге вы наголову разобьёте парня, который просто «облизывает» поворот.
Поворот Т16 трека Motorland Aragon
Гораздо выше скорость входа, медленней середина и гораздо выше скорость выхода. Правило: прямые длиннее, повороты короче.
200 м. точка торможения красной траектории
150 м. точка торможения зелёной траектории
Точка отпускания тормоза (Brake release point) для красной траектории
Точка отпускания тормоза для зелёной траектории и Апекс 1
Апекс 2
ТРАЕКТОРИИ ВХОДА В ПОВОРОТ
Важно подготовиться ко входу в поворот пока вы ещё на газу приближаетесь к повороту. Иногда вам придётся находить компромисс между выходом и ускорением из первого поворота (или на прямую) и правильной траекторией для второго поворота. Если этого не сделать, то пострадает не только вход в поворот, но и середина с выходом. Посмотрите на следующую диаграмму:
Повороты Т14 и Т15 трека Motorland Aragon
Примечание:
Поскольку пилот, едущий по красной траектории, вернулся на нужную траекторию для подготовки к повороту Т15 слишком поздно, он продолжает следовать по неверной траектории к выходу из Т15.
Это требует слишком многого от переднего колеса при входе в Т15 по сравнению с пилотом, следующим по зелёной траектории. Также пилот по зелёной траектории быстрее выйдет из Т15.
ОСНОВНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО ВХОДУ В ПОВОРОТ
Пример поворота, схожего с «Друидами» трассы Брэндс-Хэтч
Отмечены точки начала торможения и отпускания тормозов для пилотов А и Б (красная и зелёная траектории).
ПИЛОТ А
Из-за слишком долгого торможения на прямой, пилот А имеет гораздо более позднюю точку начала поворота. Это делает начальную фазу поворота острее, загружая колёса без извлечения какой-либо выгоды (прим. имеется в виду, что пилоту приходится наклонять мотоцикл больше на ранней стадии, загружая покрышки, и ограничивая возможности прибавить в таком состоянии. В итоге это приводит к потере времени). Кроме того, пилот А теряет слишком замедляется и имеет недостаточную скорость, чтобы достигнуть апекса методом «поворота с закрытым газом», и вынужден открывать газ, чтобы пройти поворот. Открытие газа смещает мотоцикл с оптимальной окружности поворота.
Пилот А при торможении не использует такие возможности держака боковой части передней покрышки как небольшой угол или поворот с закрытым газом. Пилот Б легко обгонит пилота А на входе. Пилот А растягивает поворот гораздо больше, чем это необходимо, слишком долго находясь в максимальном наклоне (правило: прямые длинней, повороты короче).
ПИЛОТ Б
Начиная с внешнего края трека, Пилот Б тормозит на прямой, а затем с небольшим углом (и небольшим наклоном) перед поворотом. Пилот Б может жёстко тормозить, используя эту траекторию, а пилот А – только на прямой.
Даже если максимальное расстояние торможения будет одинаковым для обоих пилотов, пилот Б может начать тормозить немного позднее, потому что он переместил дальше момент отпускания тормозов и точку входа в поворот ближе к повороту. Также пилот Б не замедляется так, как пилот А, может отпустить тормоза на более высокой скорости и достигнуть апекса на закрытом газу, потому что мотоцикл находится в более выгодном угле наклона в повороте. Расстояние от точки отпускания тормозов до центра поворота значительно короче, а потому занимает меньше времени. В итоге, поворот короче, меньше времени в максимальном угле наклона и меньше риска (правило: прямые длиннее, повороты короче).
ОПТИМАЛЬНАЯ ТОЧКА ВХОДА В ПОВОРОТ
Цель – сохранять одинаковый уровень давления, близкий к пределу, на обоих колесах постоянно в процессе входа в поворот и во время поворота. Вам не нужен больший уровень загруженности в этот момент.
Представьте быстрый 90-градусный поворот, прохождение которого требует закрыть газ, но не тормозить. Если вы войдёте в поворот слишком рано, то сделаете поворот уже в середине, что приведёт к чрезмерной загруженности переднего колеса, что не требуется в этот момент. Если вы повернёте слишком поздно, то загрузите колёса, когда только начнёте поворачивать. Оптимальная точка входа в поворот – посередине этих двух крайностей, и требует сохранения одинакового уровня загрузки колёс с момента входа в поворот и во время прохождения поворота. Если этот уровень не критический, то на всём этом отрезке не будет риска срыва колёс.
Переход от выпрямленного мотоцикла на полном газу к максимальному углу наклона и закрытому газу должен быть плавным и последовательным (характер поворота влияет на то, должен этот переход быть быстрым или медленным). Уровень газа, угол наклона, поворот – всё работает вместе, чтобы сохранять уровень давления на шины на одном уровне. Запомните, уровень газа напрямую зависит от угла наклона мотоцикла.
ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА ДЛЯ ВХОДА В ПОВОРОТ
> Подберите вход в поворот пока вы ещё на газу
> В полной мере используйте максимальное торможение, находясь в зоне безопасного угла наклона, до поворота. Сможете украсть пару дополнительных метров?
> Найдите оптимальную точку входа
> Отпустите тормоза, сохранив достаточную скорость, чтобы войти в поворот, не используя газ
> Отпустите тормоза и достигните максимального угла наклона одним плавным движением
> Как только вы отпустили тормоза, расслабьте руки и не мешайте мотоциклу и колёсам делать их работу
> Для входов в поворот, которые не требуют торможения, сделайте переход от выпрямленного мотоцикла на полном газу к максимальному углу наклона и закрытому газу плавным и последовательным.
Продолжение следует…
Все картинки взяты из свободного доступа в сети интернет. Перевод предоставляется с ознакомительными целями. Если вам интересна книга, приобретите оригинал!
- RatmiR73
- Андрей
- 19 февраля 2018 в 18:37
- 13
- +24
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (5)
RSS свернуть / развернуть