Проект продается, 60 000 USD [email protected]
Чтиво
  • Пробег для публикации поста в сообщество: 100.00 км
  • Читателей: 1251 | Постов: 95

Наш скромный уголок, для любителей почитать интересные статьи о мото спорте, технике вождения, различные нюансы и полезности…

Чтиво → Simon Crafar. Motovudu. 6-я глава.

Перевод шестой главы книги Саймона Крафара МОТОВУДУ.

Глава 6. Выход из поворота.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 1. Положение тела.
Глава 2. Прямые. Всё о прямых.
Глава 3. Торможение.
Глава 4. Вход в поворот.
Глава 5. Середина поворота.

Глава 6. Выход из поворота


Точка, где начинается ваш выход на самые длинные прямые, наиболее важна на треке. Все остальные точки незначительно варьируются. Возможно, например, начать тормозить на несколько метров раньше или позднее, или начать поворачивать на несколько метров раньше или позднее. Точка, которую вы должны держать под контролем – когда вы заканчиваете поворачивать и начинаете подниматься с кромки задней покрышки вверх, в поздней фазе поворота, когда вы выпрямляетесь перед выходом из поворота, и если вы всё делаете правильно, то в этот момент вы находитесь над краской, которой обозначают внутреннюю часть поворота.

Ваше тело должно быть над окрашенной частью. Многие пилоты думают, что если их колено находится близко от краски, то они находятся в правильном положении. Но важнее где находятся ваши колёса, они должны быть близко к краске внутренней части поворота, и это будет означать, что ваше тело точно находится над краской.

Тело над краской, поздний апекс

Примечание переводчика. Апекс. Ранний и поздний апексы.

Здесь хотелось бы вкратце раскрыть понятие апекса и рассказать о том, что такое ранний и поздний апекс, так как термин «поздний апекс» неоднократно используется Саймоном.

Апексом часто называют вершину поворота. По сути – это визуальная точка середины траектории поворота, которую вы проходите максимально близко ко внутренней части поворота. После апекса заканчивается стадия поворота и начинается распрямление мотоцикла с последующим ускорением. О стадиях поворота можно прочитать в предыдущих главах.

Ещё эту точку называют геометрическим апексом, и стоит учитывать, что на практике он не всегда является оптимальным для траектории прохождения поворота, о чём Саймон расскажет чуть ниже. Также для обозначения вершины поворота или траектории иногда используют термин «клиппер» или clipping point.

Ранний апекс располагается ДО геометрического апекса, и позволяет срезать траекторию, но приводит к более широкому выходу. Де-факто вы достигаете внутренней части поворота (окрашенной части трека) раньше.

Поздний апекс находится ЗА геометрическим апексом и подразумевает более поздний вход и достижение внутренней части поворота, и выход по более узкой траектории.


(изображение взято из сети ИНТЕРНЕТ)

Когда мотоцикл правильно повернул в середине поворота, то ехать одно удовольствие, и выход будет лёгким и безопасным. Если вы допустили ошибку, то будете всё ещё находиться в максимальном наклоне, дожидаясь пока мотоцикл не достигнет выхода из поворота. Ускорение при таком большом угле наклона опасно, кроме того, ожидание, пока мотоцикл завершит поворот, после оптимальной точки выхода, будет стоить вам времени.

Настройки вашего байка (геометрия, вес, преднагрузка [прелоад], вилка), будут важны здесь. Также шины и их профиль могут здорово повлиять на эффективность поворачивания мотоцикла, и могут сделать задачу пилота более безопасной и лёгкой, когда он достигнет выхода из поворота.

В наиболее важных выходах, на длинные прямые, поворот будет завершён до того, как вы достигнете позднего апекса, так что вы сможете начать поднимать мотоцикл из положения, когда вы находитесь над краской, и начать ускоряться к началу выхода из поворота. В этом случае вы немного жертвуете скоростью и временем до позднего апекса, чтобы позволить вам ускориться от апекса и ввалить на полную на выходе из поворота аккурат на длинную прямую (прямые длиннее, повороты короче).

Повороты Т14 и Т15.
Longest straight – Самая длинная прямая.
Most of the turning done before I get to the late apex – бОльшая часть поворота будет пройдена до того, как я достигну поздний апекс
Sacrifice a little speed/time – Жертвую немного скорости/времени
Pick up the bike – поднимаю мотоцикл, Late apex – поздний апекс


Когда вы подобрали для себя выход и начали выпрямлять мотоцикл, как только мотоцикл начал подниматься из максимального наклона, начинайте добавлять газ (запомните, что газ открывается строго пропорционально углу наклона). Это тот момент, когда вы можете украсть несколько метров, вытянув руки, и сместив мотоцикл в сторону от вашего тела (прим. на видео становится понятней, что Саймон имеет в виду. Он как и на стадии входа в поворот вытягивается в сторону поворота. Но тогда это делается до того, как мотоцикл входит в максимальный наклон, а сейчас происходит обратный процесс – руки выпрямлены, тело тоже вытянуто в сторону поворота, со свешиванием, а мотоцикл в это время поднимается из наклона). Мотоцикл будет более выпрямленным раньше, и это означает, что вы можете незамедлительно использовать больше газа.

Это станет возможным, только если вы выждали чуть дольше. Как я объяснял ранее, если ваш мотоцикл недостаточно поворачивает в середине поворота, вы не сможете «украсть несколько метров» на выходе. Если вы выпрямите мотоцикл до того, как он повернёт достаточно, вы выйдите слишком широко, возможно, даже сойдёте с трека.

Решение сколько газа использовать, когда вы поднимаете мотоцикл вверх, зависит от тонкой полоски протектора. Когда вы понижаете передачи, чтобы использовать торможение двигателем и повернуть без газа, двигатель будет на относительно высоких оборотах в середине поворота, производя наивысшую мощность. Пиковая мощность двигателя находится в вашем распоряжении, готовая к использованию в любой момент. По этой причине очень важно держать его на плавном, постоянном или нейтральном газу, пока у вас не появится возможность поднять мотоцикл из максимального наклона и кромки задней покрышки. Тогда вы действительно сможете «удержать это».

В момент, когда вы выкручиваете газ до упора на низкой передаче, когда мотоцикл с ускорением жёстко выходит из поворота, ваш таз (прим. полужопие по Кейту Коду) всё ещё свешивается с сиденья, когда вы ещё в частичном наклоне, но мотоцикл достаточно выпрямлен для того, чтобы находиться в безопасной зоне для заднего колеса, вы можете выиграть время (прим. на видео Саймон наглядно показывает жёсткое ускорение при выходе из поворота, когда вы сами ещё немного свешиваетесь с мотоцикла, а мотоцикл начинает ускоряться ещё будучи под небольшим углом в наклоне). Вы захотите использовать это как можно чаще на круге. Если вы ждёте, пока двигатель наберёт обороты, чтобы жёстко ускориться, то будете терять время. Когда вы готовы поднять мотоцикл и ускориться, байк должен выстрелить вперёд максимально жёстко, чтобы выиграть как можно больше времени. Двигатель поможет вам сделать это, только если будет находиться в последних нескольких тысячах оборотах своего предела.

НАЙДИТЕ ПРАВИЛЬНУЮ ПЕРЕДАЧУ ДЛЯ ВЫХОДА

Если вы на слишком высокой передаче, мотоцикл не будет отзываться на газ незамедлительно, и возникнет пауза до того момента, пока двигатель не достигнет пиковой мощности и, соответственно, до того, как вы сможете жёстко ускориться. Если передача будет слишком низкой, вы не дотянете достаточно далеко, выходя из поворота, и продолжите наклоняться, несмотря на то, что вы упрётесь в ограничитель оборотов. Идеальная передача – которая позволяет вам достаточно выйти из поворота и жёстко ускориться, без какой-либо задержки, пока байк находится в безопасном угле наклона, до того, как вы включите следующую передачу

РАЗДВОЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

Я думаю о себе как о двух разных личностях, когда гоняю. Мистер Агрессор, когда мотоцикл выпрямлен, при ускорении и торможении, и Мистер Джентльмен, когда я в максимальном наклоне: Джекил и Хайд (прим. персонажи романа Р. Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда», живущие в одном человеке и являющиеся противоположностями друг друга). Я превращаюсь из одного в другого в зависимости от угла наклона мотоцикла. Когда я в седле, моя личность напрямую связана с углом наклона мотоцикла!

КОНТРОЛЬ ВИЛЛИ

На моём YZR500 (Yamaha YZR500) это было чрезвычайно сложно, я находил практически невозможным остановить вилли при выходе из поворотов, когда я в первый раз ехал на нём. Когда вилли начиналось, мне приходилось закрывать газ, и другие гонщики обходили меня. Это научило меня не только держать [корпус] так далеко вперёд и так низко как только это возможно, но и как эффективно перемещать основную массу веса на подножки, используя подушечки стоп. Нет, вы не стоите [на подножках], это выглядит так, будто вы всё ещё сидите, но размещаете минимум веса на сиденье. Это мгновенно повышает уровень ускорения, которого вы можете достичь без задирания переднего колеса вверх.

Я уверен в том, что причина, по которой это работает, следующая. Если взглянуть на мотоцикл со стороны, то вы увидите, что вес вашей нижней части тела будет располагаться дальше назад и выше по сравнению с тем, если бы вес приходился на подножки. В последнее время после инструктажа на треке я напоминаю, насколько это эффективно во всех случаях, когда у вас появляются проблемы с вилли-при-ускорении. Отличный пример – отрезок под мостом Dunlop (прим. мосты Dunlop (Dunlop bridge) – это известные любому любителю гонок рекламные конструкции в виде арок над треком, часто в виде половины колеса с неизменной надписью «Dunlop») на трассе Донингтон Парк (Donington Park) в Великобритании, где есть небольшой перепад высот. Пройтите через него с полностью открытым газом, и ваше переднее колесо захочет продолжить подниматься вверх, что вынудит вас закрыть газ. Стоя на подушечках стоп и удерживая себя в наклоне вперёд в этот момент, вы сможете продолжать держать газ открытым без дальнейшего поднятия переднего колеса вверх, и в результате получите более быстрое время круга.

Держите себя так далеко вперёд и так низко как только это возможно, опираясь на подушечки стоп

Украдите несколько метров на выходе

ПРАВИЛА ДЛЯ ВЫХОДА ИЗ ПОВОРОТА

> Газ напрямую зависит от угла наклона

> Не пытайтесь жёстко ускориться, пока вы не подниметесь с кромки задней покрышки

> Тело пилота должно быть над краской [внутренней части поворота], а колёса – как можно ближе к ней.

> Мотоцикл должен быть на достаточно низкой передаче и на достаточно высоких оборотах, чтобы обеспечить пиковую мощность двигателя для мгновенного ускорения

> Контролируйте вилли с помощью позиции вашего тела так далеко вперёд и так низко как это только возможно, переместив вес тела на подушечки стоп

> Попытайтесь «украсть несколько метров»


Продолжение следует…

Все картинки взяты из свободного доступа в сети интернет. Перевод предоставляется с ознакомительными целями. Если вам интересна книга, приобретите оригинал!
  • RatmiR73RatmiR73
  • Андрей
  • 2 марта 2018 в 22:31
  • 6
  • оценка: +17

Комментарии (11)

RSS свернуть / развернуть
здесь был ататат

+2
Allergen
Спасибо! очень интересно сопоставить свои размышления и видение с выводами опытного пилота.
+1
LIMUR
Жду продолжения!!!
0
Hram
  • Hram
  • 7 марта 2018 в 9:05
Спасибо, Андрей. Однако при выборе передачи для поворота, Саймон умалчивает, что нужно брать в расчёт, что наклоне обороты возрастают ти при выравнивании лучше попасть в пиковую мощность, т.е. лучше выбрать передачу повыше.
0
RatmiR73
Немного не понял. Он приводит конкретный механизм оптимального входа-выхода. Передачу Саймон предлагает выбирать тоже по приведённым им критериям. Повыше или пониже пилот определяет сам, исходя из ситуации, но в итоге понятие правильной передачи автором приведено)
0
Hram
Я имел ввиду, когда байк наклоняется диаметр покрышек уменьшается и обороты тахометра растут, но тут правда сила эффекта зависит от звёзд и передаточных числах кпп…
А сколько частей в книге?
И можешь вставить фото или ссылку на видео, где он свешивается выпрямив руки, когда «ворует несколько метров». Спасибо.
0
RatmiR73
Всего 8 частей плюс 9-я просто из фоток. А ещё у него вышла вторая книга, Мотовуду 2, «для продвинутых», как будут деньги закажу. Видео легко гуглится ВКонтакте, где-то 50-е минуты, если не ошибаюсь
+1
LIMUR
Вы главное перевод дальше делайте!
0
Hram
  • Hram
  • 23 марта 2018 в 7:01
Ну так что там в седьмой части то?..
0
LIMUR
Вот мне тоже интересно, где седьмая часть?
0
RatmiR73
Было много дел, 7-я часть в работе. В седьмой части советы как сменить направление, распределять вес, как гонять в дождь, про слайдинг и как проходить шикану
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Чтиво, Simon Crafar. Motovudu. 6-я глава.