Привет, Байкпостовчанин. Кажется, ты используешь AdBlock.
БайкПост развивается и существует за счет доходов от рекламы. Добавь нас в исключения.
открытое письмо как отключить

Блог им. Seryj → Вождение: Тормозить в повороте или нет?

Много всего уже написано про торможение. Тут главное не лениться! Найти и почитать!

Здесь же я постараюсь раскрыть тему торможения в повороте. То что некоторые никогда не делают и рьяно не советуют другим. А другие если делают, то задним тормозом.


Дисклэйм: Цель данного поста не научить тормозить в повороте, а показать что это возможно. Для безопасного и не дорого изучения этого важного элемента управления обращайтесь в профессиональные мотошколы! Автор не несет ответственности за убытки в результате использования информации опубликованной в данном посте.

Давайте по порядку разберемся в том, что у нас происходит при торможении, почему боимся тормозить в повороте, что происходит в повороте и что происходит при торможении в повороте.

Передний тормоз в несколько раз эффективней заднего! Об этом много написано. Углубляться не буду. Почему этому стоит верить? Посмотрите на свой мотоцикл. Конструкторы мотоцикла знают, что делают и два больших тормозных диска на переднее колесо устанавливают не для блеска. А задний тормоз иногда вообще барабанный( даже на машинах ).
Если у вашего мотоцикла не так, то у советских конструкторов были иные задачи.

Почему торможение в повороте опасно? «Затормозишь в повороте — упадешь!». Говорят нам опытные мотоциклисты :) И даже в некоторых мотошколах не рекомендуют тормозить в повороте: «Если ты тормозишь в повороте, значит ты пропустил опасную ситуацию и подвергаешь себя большому риску!»
Что такое «падение» на мотоцикле при торможении в повороте? Это соскальзывание колеса/колес по асфальту. От этого наклон мотоцикла увеличивается. Прогрессирует. И вот мотоцикл уже горизонтален.
Помимо соскальзывания есть и другая причина, но она ней чуть позже.

Давайте обратимся к нашему хорошему опыту на четырех колесах! Большинство из вас ездит на машине. Что произойдет, если затормозить в повороте на машине? Машина снижает скорость и останавливается. Все в порядке. Для автомобилиста это обычное дело.
Ну так это же 4 колеса! Возразите вы! Правильно! Вот и давайте будем «зреть в корень» и попробуем провести несколько экспериментов используя более безопасное ТС для своей пятой точки. Зима нам в этом деле в помощь!
«Корень» — это условие падения на мотоцикле при торможении в повороте. Мотоцикл падает при торможении в повороте тогда, когда колесо/колеса сносит!
Не будем рассматривать те варианты, когда сносит и не падает. Бывает и такое, но об этом не в данном посте.

Вот и берем машину. Едем на площадку. Желательно заснеженную. И начинаем ездить по кругу. Надо выполнить следующие упражнения:
1. Едем по кругу. Руль повернут до упора. Скорость 7-12 км/ч. Для чистоты эксперимента выжали сцепление. И начинаем очень медленно затягивать ручник. Чувствуем замедление. Траектория не меняется. Снизили скорость и не останавливаясь продолжили движение. Все ок.
Вывод: Мы тормозили в повороте и колеса не снесло. Т.е. условия падения на мотоцикле не было. А следовательно так(с таким усилием) тормозить в повороте на мотоцикла можно.

2. Едем по кругу. Руль до упора. Скорость 7-12 км/ч. И начинаем затягивать ручник активнее. Чувствуем замедление. Нам удается затянуть ручник больше, практически до упора и в какой-то момент у нас начинает заносить зад(задние колеса).
Вывод: Мы тормозили в повороте и колеса снесло. Т.е. будь мы на мотоцикле, мы бы упали. Следовательно так(с таким усилием) тормозить в повороте на мотоцикла НЕ можно.
Подобный эксперимент мы все проделывали на велосипеде. Блокировали заднее колесо в легком повороте и нас заносило.

Теперь немного нюансов:
1. При торможении на велосипеде с заносом у нас была маленькая скорость и мы раньше останавливались на велосипеде, чем падали. А если и начинали падать, то сил хватало удержать ногой велосипед в сильном наклоне.
2. Если на мотоцикле доводить заднее колесо до блокировки на большой скорости, то мотоцикл у вас раньше упадет, чем вы остановитесь. Ну а про возможный «хай сайд»(highside) уже и так много чего написано в интернете.
3. При торможении(как и при разгоне, маневрировании) надо учитывать поверхность по которой едешь. На снегу получить снос проще, чем на чистом сухом асфальте.

На данном этапе у нас получается, что тормозить можно. Главное знать меру.

Так что же происходит в повороте?
В повороте на нас действует центробежная сила. Это когда вас «сносит» в бок при прохождении поворота. Вот некоторые примеры проявления этой силы: мотоцикл/велосипед/бегун находится в повороте в наклоне и не падает, при повороте налево предметы в машине улетают вправо, мотоцикл при срыве колес «уносит» в эту же сторону.
Вот и в гололед нам на машине резко не повернуть потому, что её сносит вбок(или по инерции движется прямо) и колесам не удержаться за скользкий асфальт. А удерживать надо. И чем круче поворот, тем больше колеса должны работать на удержание этого бокового сноса.

Вот и получается из практики вождения машины такие зависимости:
1. Проходишь поворот медленно(обычный перекресток со скоростью 10 км/ч). И в случае опасности можешь сильно и резко затормозить.
2. Проходишь поворот быстро( тот же перекресток 30-40 км/ч ), боковой снос увеличился. Начнешь активно тормозить и тебя уже сносит.

Вывод: Сила трения колес( цепкость/сцепление колес ) имеет предел( на каждой поверхности свой )! И расходуется эта цепкость в повороте и на удержание бокового сноса и может использоваться на торможение.
И если ты:
— спокойно проходишь поворот ( легкий наклон мотоцикла, говорит о малой центробежной силе/боковом сносе ), то можешь активно тормозить в повороте и колеса не сорвет. Не упадешь. И тормозной путь будет коротким.
— агрессивно проходишь поворот ( мотоцикл сильно наклонен. боковой снос сильный ), то тормозить надо очень аккуратно. Тормозной путь будет длинным. Если при большом наклоне мотоцикла используешь слишком много трения колес на торможение, то на удержание бокового сноса не хватит и колесо соскользнет.

И так у нас получается, что тормозить в повороте можно! Надо следить за поверхностью(асфальт, грунт и т.п.)на которой собираемся тормозить. А так же степень наклона мотоцикла определяет допустимую силу торможения.

Таким образом мы сможет только грамотно начать торможение. Но надо так же уметь произвести основное снижение скорости в повороте и закончить. И все это хочется сделать без падения.

При выполнении торможения в повороте надо учитывать опять центробежную силу. При торможении скорость наша снижается и центробежная сила, за счет которой мотоцикл держится в наклоне, тоже становится меньше. Т.е. мотоцикл начинает потихоньку наклоняться все больше и больше. И в итоге… падать :) Это и есть вторая причина падения на мотоцикле. О которой я чуть выше решил умолчать.

Как не допустить такого падения на мотоцикле?
Тут надо вспомнить два «инструмента», которыми можно исправлять центробежную силу в повороте:
  1. Скорость. Добавляем газ — мотоцикл выпрямляется. Тормозим — наклоняется больше.
  2. Радиус поворота. Радиус задается поворотом руля. Уменьшаем радиус, поворачивая руль ещё больше в поворот, увеличиваем центробежную силу и мотоцикл начинает выпрямляться. Все ведь помнят из велосипеда «руль в сторону падения»? Это кстати один из частных случаев контрруления
Т.к. мы тормозим и центробежная сила уменьшается, из «инструментов» остается только руль, чтобы не допускать этого уменьшения центробежной силы. Мы поворачиваем его в сторону наклона ещё больше и тем самым обратно увеличиваем центробежную силу чтобы избежать падения/завала и т.п. Получается, что мы компенсируем падение скорости большим поворотом руля.
Теперь немного нюансов:
1. Никакого торможения рывками. От этого вы только дестабилизируете мотоцикл в повороте, раскачивая его на подвесках. В итоге в очередном рывке колесо может не выдержать нагрузки(торможение+боковой снос).
2. Аккуратное дозирование тормозного усилия позволяет отслеживать уменьшение центробежной силы, т.е. точнее чувствовать то как мотоцикл начинает больше заваливаться. А следовательно вы будете успевать компенсировать падение скорости поворотом руля.
3. Следите за траекторией движения. При торможении радиус поворота уменьшается. И траектория похожа на закручивающуюся спираль. Так при торможении при повороте направо вы приближаетесь к припаркованным машинам. Налево — попадаете на встречную полосу.
4. У руля есть ограничитель! :) Поэтому при развороте на парковке, когда руль повернут практически до ограничителя, тормозить в повороте очень опасно. Тут если начал заваливаться, то поймать можно или ногой, или газом.

И последний момент! Как же все-таки в итоге остановиться и не упасть!? Очень просто! Под конец торможения, когда скорость упала где-то до 5-10 км/ч и руль ещё не дошел до ограничителя(зависит от наклона), надо перевести мотоцикл в вертикальное положение и только после этого полностью остановиться.
Чтобы выпрямить мотоцикл надо кратковременно ослабить торможение или вообще прекратить тормозить(пока не выпрямится) и повернуть руль уверенно в сторону «падения». Когда мотоцикл выпрямился, выпрямили руль и полностью остановились!

Немного нюансов:
1. На выпрямление мотоцикла рулем требуется дополнительное сцепление переднему колесу. Как и любому другому контррулению. Поэтому не дожимайте тормоз в момент выпрямления. А ослабляйте его. От этого мотоцикл бодрее выпрямится.

Вывод: Тормозить в повороте можно! Надо только учитывать то, чтобы сцепления колес при торможении хватало на удержание бокового сноса. Следить за наклоном мотоцикла в повороте и корректировать его рулем. И не забывать перед самой остановкой полностью выпрямлять мотоцикл. Иначе в сильном наклоне при остановке ногой его можно и не удержать.

Каким же тормозом тормозить в повороте?

Сцепление колес:
— Переднее колесо и в повороте при торможении нагружается. Поэтому при торможении его сцепление с дорогой увеличивается.
— Заднее колесо и в повороте при торможении разгружается. И его сцепление с дорогой уменьшается.

Снос колес:
— Получается заднее колесо на снос пустить можно и при легком торможении в повороте. Т.к. сцепление и уменьшается, и используется на торможение, и используется на удержание бокового сноса.
— А вот переднее снесет только при очень сильном торможении. Здесь важно ориентировать именно на силу торможения, а не как сильно мы давим на рычаг. И помните! Никакой резкости!

Опасности при сносе:
— Если заднее начнет сносить на маленькой скорости, то ничего страшного не будет. Резко не упадет. Успеем отпустить. Вспоминаем велосипед.
— Если заднее сносит на большой. Вспоминаем хайсайд.
— Если переднее сносит. На любой скорости резко начинает падать.

В итоге:
Эффективное торможение в повороте двумя тормозами(как и по прямой). Следите за силой торможения — это все передний тормоз. Не перестарайтесь. Задний тормоз не так чувствуется. А в случае сноса… это не простая блокировка по прямой.
  • SeryjSeryj
  • Пекутко Сергей
  • 17 февраля 2012 в 10:21
  • 16
  • ?

Комментарии (223)

RSS свернуть / развернуть
-2
ENERGIZER
Начал читать внимательно, надеясь узнать что то новое. После первых трех абзацев понял что автор не компетентен в этом вопросе… Остальную часть текста читал через строчку. Половина написанного — полная чушь. В мотошколах инструктора не дурачки и фигни не насоветуют. Автору и всем остальным настоятельно рекомендую ограничиться литературой авторитетных авторов Кейт Код, Ник Тейнач и пр. За тему минус.
+19
iVas
Прочитал, все. Честно говоря откровенной чуши не заметил. Вроде все правильно написано, может тебе стоит дочитать внимательнее и до конца?
+9
roms
хм… а по конкретней можно? с чем ты не согласен?..
+4
pnd_ku
где некомпетентность? всё на редкость правильно и грамотно написано
0
spamer80
Хз в чем он там по-твоему некомпетентен, по-моему все просто и логично. Ну и да, уже 2 года торможу в повороте и все ок.
0
Fuckir
Не стоит сравнивать торможение на машине и на том где масса на колесо гораздо меньше Из-за веса мота гораздо легче заблокировать колесо Передний тормоз эффективнее не из-за того что там лучше тормозная система, а из-за того что при торможении переднее колесо загружается и соответственно можно дать большее усилие на тормозные диски до блокировки Заднее наоборот разгружается и нужно совсеи чуть чуть, чтобы его заблокировать (об этом ты почему-то решил сказать вскольз в конце, хотя в этом и заключается вся проблемма) Автор не стоит делать столь безапеляционные заявления
0
roms
речь на мой взгляд идет не о сравнении, а о примере., к стати, я не понял… ты считаешь, что в повороте нельзя тормозить, или можно?, если можно — напиши как… если нет, то почему?
+1
Fuckir
Агрессивно тормозить на больших скоростях я бы не стал, совсем немного оттормаживаться для подправления траектории почему-бы и нет, на малых скоростях тоже проблемм не вижу (если не до фанатизма) Главное чтобы на радиусе при этом не попалось место со скользким покрытием Просто у него этот пример идет основной линией, что не правильно На машине мне иногда специально нужно заблокировать задний мост если я зашел со слишком большой скоростью в очень крутой поворот, чего на моте по понятным причинам делать нельзя И если честно в посте слишком много заумных объяснений с точки зрения физики и очень вырванных из контекста всего процесса
+2
3axapp
В общем во всём нужна мера) Иногда торможу в повороте, но обычно стараюсь притормозить перед ним, всё таки управлять в повороте при торможении менее комфортно, чем при ускорении.
-2
ENERGIZER
Напишу с чем я не согласен. То что в первую очередь бросилось во внимание. Остальное потом, или никогда(возможно забуду) ибо времени не много. Касаемо автомобиля и торможения в повороте в частности. Действие центробежной силы никто не отменял для 4х колес. Автомобиль будет спремлять траекторию движения, за счет усиливающейся центробежной силы. Остановиться в повороте с большой скорости… скорее всего торможение закончится на обочине… Касаемо торможением в повороте на мото. История та же. Вилка загружается — мотоцикл ВЫПРЯМЛЯЕТСЯ. Повторюсь — читайте литературу авторитетных авторов, там все это написано.
-13
seledkin
При торможении задним — байк распрямляется
При торможении передним — байк больше заваливается

Или наоборот. Я не помню… а-а-а. Нужно будет уточнить.
Объяснял мой инструктор чемпион России по триалу. Сам гоняет на спорте.
+6
HAYABUSA
При любом торможении байк выпрямляется! Даже если сбросить газ в повороте.
-3
Zuzanin
А если резко сбросить газ, то от випрямления можно и через руль перелететь :)
+1
roms
При торможении задним — байк распрямляется
При торможении передним — байк больше заваливается
именно так!!!
0
nname1
Вилка загружается — мотоцикл ВЫПРЯМЛЯЕТСЯ
%)
0
roms
легким нажатием на п. тормоз мотоцикл вваливают в поворот… (один из приемов)
+3
vadopo
Я бы не стал сравнивать авто и мото. У меня большой опыт езды на авто и вот там поведение торможения в повороте разнится от типа привода (перед, зад, 4вд). И сравнение приводить надо именно с задним приводом, где торможение в повороте обычно делать не надо.
На мото я сам лично в поворотах не торможу, но перед зеброй держу ногу на заднем тормозе и это первый тормоз, который я начинаю блокировать при экстренном торможении в повороте.
+1
vadopo
За поднятие темы плюсик :)
0
roms
?
я начинаю блокировать при экстренном торможении в повороте.
значит рано выжимаешь сцепление…
0
vadopo
Ром, ты не совсем меня понял. Я начинаю оттормаживаться в повороте _сперва_ задним. Вот что я хотел сказать.
Блокировал в повороте всего один раз, и то, когда на перекресток выбежал подросток-школьник и времени на выпрямление мота не было. Тогда я заблокировал заднее в наклоне и пришлось ногой удержать байк от падения.
0
roms
ога… теперь понял… но и ведь все равно, если з.колесо блокируется и мотор не глохнет-выжато сцепление…
+2
vadopo
А я не говорил, что мотор не заглох ;)
0
roms
)))
0
Seryj
Чтобы не было разницы задний привод или передний… для чистоты эксперимента я и упомянул, что надо выжать сцепление. Так же использовать именно стояночный тормоз для эксперимента, чтобы понимать что тормозим задом, поэтому зад и сносит.
+2
stferre
Хмм, имея две полноприводные и одну заднеприводную машины, могу сказать что не зависимо от типа привода, при торможении в повороте на большой скорости, будет сносить заднюю часть, а вот как ты будешь ровнять автомобиль, на прямую зависит от типа привода.
+9
SDenis
А начальные условия какие? Где началось торможение?
Тормозить максимально агрессивно нужно на прямой, в поворот можно заезжать с зажатыми тормозами и постепенно их распускать до апекса. Торможение передним тормозом с повернутым рулем — зло на любой скорости, даже на близкой к нулю. Торможение задним для разворота с заносом — всегда пожалуйста. )))

НАЧИНАТЬ торможение в повороте — плохой фен шуй, ИМХО. Если такое происходит — лучше распрямить мот и оттормозиться, если позволяют условия. Если нет — то двумя тормозами сразу и очень плавно, но это следствие грубой ошибки в выборе скоростного режима или дистанции. Классика — заезжать в крутой поворот сразу за машиной, которая увидев пешехода резко тормозит.
0
roms
Классика — заезжать в крутой поворот сразу за машиной, которая увидев пешехода резко тормозит.
эт то понятно… но по моему тема о том как вылезать из клинчевой ситуаци… по этому условия заданы изначально — мот в наклоне, на скорости, поворачивает и ооочень нада)))) остановиться.
+3
Seryj
До апекса да. Это в спорте. Когда мотоцикл все больше и больше наклоняешь, чтобы вписаться. А в жизни? когда надо остановиться?
«Торможение передним тормозом с повернутым рулем — зло на любой скорости» вот для этого эта статья и писалась. Ибо страшно, но надо уметь!
«НАЧИНАТЬ торможение в повороте — плохой фен шуй» речь не об этом. А о том, что когда нет условий, то и в повороте можно и надо уметь!
0
roms
  • roms
  • 17 февраля 2012 в 11:44
Агрессивно тормозить на больших скоростях я бы не стал, совсем немного оттормаживаться
если в повороте перед тобой кто то тормозит в пол… то очень же придется тормозить… и не
совсем немного оттормаживатьсяп
, а будешь тормозить всем чем можно))))
за счет усиливающейся центробежной силы.
во время торможения-замедления центробежная сила увеличивается?? вот это да!!!
Вилка загружается — мотоцикл ВЫПРЯМЛЯЕТСЯ.
кхм… эта пять!!! дайте две!!! Если кто не знает: передок вваливает мотоцикл в поворот… не дяденька… ты по моему путаешь чего то...)))) и ответа так и не было:
если можно — напиши как… если нет, то почему?
0
Fuckir
Выдернуть части из двух комментов и хотеть ответ? Если в повороте кто-то перед тобой тормозит в пол, то тебя изначально плохо учили, или вы этого кого-то плохо учили Оттромаживаться буду только на большом радиусе каким от условий зависить будет Пост не понравился заумностью и построением, кто-то молодой прочтет и сделает вывод что раз инстуктора из мотошколы говорят (они и ваш и автора профиль глянут), в повороте тормозить ничего страшного, то у них даже мысли не возникнет, что это не совсем так Нельзя сравнивать технику пилотирования и торможения авто и мото, даже в качестве примера, они абсолютно по разному ведут себя на дороге
+1
roms
так батенька, там и про то КАК тренировать эту остановку, и ни о какой простоте данного маневра в статье нет ни слоова. Наоборот… разговор идет о том что этот навык НАДО ТРЕНИРОВАТЬ… И ЭТО ОДНО ИЗ УМЕНИЙ, БЕЗ КОТОРОГО НА ДОПах делать нечего… потому как именно новички сосредоточившись на управлении систематически не держут дистанцию…
-2
roms
Нельзя сравнивать технику пилотирования и торможения авто и мото, даже в качестве примера, они абсолютно по разному ведут себя на дороге
законы физики для мота не годятся для машины? странно… сравнивать можно и дОлжно, на пример с точки зрения незакрепленных предметов(корпус водителя, мобилка на торпеде, колесо идущее юзом...)
+1
Fuckir
Разговор не о законах физике, а о пилотировании Или вы хотите сказать что и мот и авто пилотируются абсолютно одинаково?
0
roms
нет не хочу.))) однако, управление машиной, и трайком, и скутером, и мотоциклом подчиняются одним законам физики. А в примере с машиной рассматривались некоторые последствия одиковых действий…
+2
Fuckir
Последствия блокировки колес сильно отличаются для мото и авто Но мои комменты в основном не к этому А повторюсь если идет разговор о спортивном пилотировании это одно, но пост о том что это в порядке вещей и не обращайте внимание на то что говорят остальные, а тормозите и не забивайте себе мозг этой фигней (грубо, но максимально упрощенно) В школе на базовом обучении упор должен делаться не на подобных вещах, а на том чтобы ученик не попадал в ситуацию когда перед ним в слепом повороте фура раком встала Я в состоянии проходить любой поворот на машине в заносе практически впритирку с препятствиями, но это не означает что это нормальное явление и это нужно советовать всем как то что нужно делать в порядке вещей
-1
roms
идет разговор о спортивном пилотировании это одно
нет… речь идет о повседневной езде
чтобы ученик не попадал в ситуацию когда перед ним в слепом повороте фура раком встала
ээ, батенька… а давайте отделим мух от котлет? торможение в повороте, это часть программы управления мотом, а стратегия — это другая программа, и они друг друга не исключают, а дополняют))
0
Fuckir
До каких скоростных рамок подразумевается торможение в повороте, и что в вашем контексте подразумевается под торможением дать по тискам или чуть отработать тормозами?
+3
roms
скоростные рамки прохождения поворотов на ДОПах очень простые… «поворот проходидиться на такой скорости, что бы пилот мог остановиться на ВИДИМОМучастке дороги… а вот пЕлоты пролетают над поворотами на таких скоростях, что пытаться им что то сказать — явный безперспективняк…
0
Fuckir
Вопрос про глухое торможение снят, следующий коммент поздно прочитал Тогда из-за чего весь сыр-бор если движешься 40-60 км на сухом асфальте и не входишь под 90 градусов то одно, а те кто резко против торможения в повороте имеют в виду несколько иные вводные
+1
roms
а 90, 100 что будешь делать?..
хотя если наработана моторика на на 10-20 км ч. то и на 100 справиться можно…
0
roms
а на мокром асфальте?, а на асфальте с песком? это тоже надо на площадках отрабатывать, а не на кольцевой, и не трассе Ужгород-Померанье..)))
0
Fuckir
На колцевых и магистралях нет крутых поворотов, на междугородних трассах вообщем-то тоже не особо часто
0
roms
и даже на магистралях нет водятлов? а если ты в повороте на 10 идешь и дядя или тететя вспоминает, чко ей(ему) надо срочно поссатьвлеснаобочину… и перед тобой всЕ ряды!!!!(ВСЕ 6 РЯДОВ!!!!!)НА ПЛАВНОМ ВРОДЕ ПОВОРОТЕ НАЧИНАЮТ ДЫМИТЬ КОЛЕСАМИ… ЭТО ФАНТАСТИКА СЫНОК© Конечо этого не может быть…
0
roms
ой… 10 мало… 120…
0
Fuckir
Папуля торможение на очень затяжном радиусе где ты видишь ситуацию далеко вперед и торможение в слепом повороте две совершенно разные величины
0
roms
сынуля!) ты всегда должен видеть ситуацию на дороге далеко впред…,
0
Andsah
раз инстуктора из мотошколы говорят (они и ваш и автора профиль глянут), в повороте тормозить ничего страшного, то у них даже мысли не возникнет, что это не совсем так
А что страшного в торможении в повороте?
0
Fuckir
Попробуйте ради интереса на большой скорости в крутом вираже тормозните хорошенько Здесь уже много комментов в которых описаны последствия
0
Andsah
А Вы пробовали, раз это говорите?
0
Fuckir
У меня небольшой опыт пилотирования мото, но я уже успел прочувствовать проскальзывающие колеса при торможении в повороте И я очень хорошо знаю что такое блокировка колес и вполне в состоянии представить последствия И также хорошо понимаю как легко заблокировать колесо на которое приходится всего 100-150 кг в спокойном состоянии
+1
Andsah
Если не доводить ситуацию по предела, как например на треке, где совсем другие условия,(правда я ездил по треку всего один раз, так что тут я не силён)то при гражданской езде существует масса возможностей тормозить в повороте, если бы их не было, то масса итальянских парней на работу не ездила бы:-)Вы правильно пишете
И я очень хорошо знаю что такое блокировка колес и вполне в состоянии представить последствия
остаётся понять что последствия зависят от Вас камрад baRRmalini об этом хорошо написал.Главное не теряться и понимать что скольжение это нормально.
+3
roms
НАААРОООООД!!!
Никто не говорит о торможении в тиски!!! нието не говорит о торможении до дыма!!! ТС просто попытася спокойно показать, что торможение в повороте возможно!!! и НУЖНО!!! и как показала дискуссия — много есть мотоциклистов, которые считают это невозможным и вредным приемом, и некоторые к тому же слабо представляют что такое контр руление и как им пользоваться ((((
зы… прошу прощения за капс.
+2
Andsah
Я теперь понимаю, почему в каждом сезоне такое количество падений при поворотах на перекрёстках при движении за резко затормозившей машиной…
+4
Sergun
Это из-за несоблюдения дистанции, а не из-за торможения, и вообще меньше тормози-больше рули!
+1
Andsah
Из за неправильной дистанции и передавливания переднего тормоза с перепугу-в основном.А рулить бывает в городе некуда…
0
roms
ура!!!
-1
Fuckir
Исключительно косяк пилота не следящего за дистанцией и не думающего о движении в городе
+1
roms
не буду спорить..) на сегодня хватит споров… можно кусочек шоколадки с лимончиком и коньячку 50гр. за примирение)))
+1
Fuckir
Шоколад с чайком завсегда согласен Я сладкоежка :) А спиртное не пью вообще :) К тому-же мы земели :)
0
roms
о как!!! здорово!
0
roms
абсолютно ничего…
+4
baRRmalini
хе, когда вилка/передок загружаются — мотик становится более поворачиваемым, а не менее.
ЗЫ. Если хотите прилично тормозить передком в наклоне, освойте торможение с газом, тогда мотик остаётся более стабилен, чем при полностью закрытом газе и торможении. Только надо осторожно! Идеально, конечно оттормозиться до поворота, не устраивая мото ГП на дорогах :)
Да и вообще есть куча приёмов, с поттравленым сцеплением и т.п.
Очень важно входить в поворот на нужной передаче и оборотах, чтобы не завалиться, или не улететь.
0
roms
  • roms
  • 17 февраля 2012 в 12:02
Да и вообще есть куча приёмов, с поттравленым сцеплением и т.п.
во-во… +зт. и газ на выходе
+3
vadopo
Вообще по этой теме в фильме «Ездить, как профессионалы» есть несколько уроков. Один из уроков, как тормозить на прямой, разница в работе с торможением и блокировкой переднего и заднего тормозов. И отдельно поднята тема торможения в повороте — там говорят, что тормозить в поворотах нельзя, нужно сперва выпрямить мот, а потом тормозить.
Но всегда есть, какие-то уникальные случаи, и лучше их рассматривать на площадке. Поэтому лучше всего отточить навыки торможения на площадке именно с выравниванием, и попытаться тормозить на повороте, но любое торможение на повороте опасно еще и тем, что ты не знаешь какая поверхность будет через метр (песочек там или лужица какая). Это мое мнение.
+2
roms
тормозить в поворотах нельзя, нужно сперва выпрямить мот, а потом тормозить.
нет, можно и дОлжно!!!, опасно — несомненно, при том условии, если этот элемент не отработан в тепличных условиях(площадка, джимхана)
0
vadopo
Я и написал, что эти условия лучше отрабатывать на площадке. И лучше отработать первым навык «выпрямить, потом тормозить», а уже потом «тормоз в наклоне».
p.s. за «джимхану» спасибо, не знал такого понятия. полез, почитал, прикольно :)
0
roms
можно выпрямлять тормозя..))
-2
artabrosimov
Добавляем газ — мотоцикл выпрямляется. Тормозим — наклоняется больше.
Все наоборот.
+5
seledkin
!!! При добавлении газа мот РАСПРЯМЛЯЕТСЯ. Это ж истина вроде.
+5
HAYABUSA
При добавлении газа нету никакого распрямления! Если ты про выход из поворота, то это одно, но в повороте при добавлении газа ничего не распрямляется! В повороте при добавлении газа, даже скорость не увеличивается! Ради интереса посмотри на спидометр.
Или сделай еще один пример- в повороте нажми на тормоза! И увидишь как прямо едит твой мот!
0
3axapp
При повороте уменьшается радиус контакта колеса (или как это обозвать), поэтому при увеличении газа сначала скорость не увеличивается, но если подождать или более резко газовать скорость увеличится, за ней и сила выталкивающая от центра. Соответственно если ты ничего не делаешь, мот выпрямится.
Если тормозишь — сила уменьшается, и ты падаешь внутрь поворота.
Но опять же если ты ничего не делаешь, что мало у кого получается, ты инстинктивно/невольно делаешь какие-либо движения.
0
Fuckir
Если нарисовать направления действующих сил, то при торможении тебя и мот по инерции будет нести вперед (то бишь в итоге наружу от радиуса), пятно контакта нет, в итоге эта сила начнет поднимать мот и распрямлять траекторию
0
3axapp
Честно сейчас не соображу, как силы будут направлены и какие больше. Но что-то мне подсказывает что это чисто субъективные ощущения от езды. При торможении твоё тело пытается сохранить скорость, и ты ощущаешь силу которая тебя выталкивает вперёд. При повороте тело стремиться продолжить путь по прямой, независимо что при ускорении, что при торможении. Пример: праща.
В общем надо найти мот на радиоуправлении и на нём всё испытать (чтоб не было человеческих факторов) =)
0
Fuckir
Проще поступи В машине жестко в тиски на радиусе дай и посмотри куда тело по ощущениям несет И сам говоришь продолжает по прямой А если ты в повороте то вектор направленный по направлению движения идет наружу от поворота
0
3axapp
нет, все же не так, наверно. Центробежная сила — инерционная сила, благодаря ей мы закладываем и не падаем, а ощущения есть ощущения и к поведению никакого отношения не имеют. Опять же если по инерции мы не передвинемся и не сместим центр тяжести.
Не благодарное дело в пятницу под вечер такие посты писать
-3
Pistolero
Если бы было наоборот — то все хорошо! В повороте зажимаем тормоза и распрямляемся — нет проблем!
+1
HAYABUSA
Я что то не вьехал! Почему минусуем? Кто то не согласен что при нажатии тормоза мот выпрямляется? Что за минусы?
0
nname1
наверное во время езды на вилли, о при зажатии задн.тормоза мотоцикл действительно выпрямляется. :))

либо я как и многие не очень понимают связь торможение — выпрямление, ведь при добавлении газа — распрямление, куда больше истины.
+1
Superteftel
гироскоп, мать его…
+1
nname1
ну так, чем выше скорость вращения одного из колес (у нас привод задний, значит заднее), увеличивает стабилизацию. Так и работает гироскоп.
0
Andsah
Дело не в увеличении гироскопического момента, а в его изменении в большую или меньшую строну, т.е. торможение тоже отчасти выпрямляет мотоцикл.
0
roms
я не согласен. ))
+2
paparadva
+1
Тормозить в повороте нужно уметь, обязательно.Лучще конечно до, но как вам пример:
условие
Дорога из А в Б довольно знакома, каждый день ездим(допустим на работу), имеет повороты, возьмем один из них;
Поворот N знаком, допустим скорость подхода 180 км/ч, торможение, скорость входа в поворот 100 км/ч(максимально возможная при плохой дороге, гражданских шинах, мастерстве пилота)
Доехали до апекса-газ скорость выхода 140-150 км/ч.
То есть поворот знаком и проходится без проблем.
В один прекрасный день при движении в дуге, после входа в поворот(скорость 100), уже будучи в наклоне замечаем, что выкопали яму на дороге, да так выкопали, что траэктория движения мото проходит через яму, обрулить на скорости 100 не получится, так как не хватит полотна дороги.
И что делать?
1)Падать при наезде на яму?
2)Падать перед ямой и скользить?
3)Тормозить в повороте и изменять траэкторию?
0
Pistolero
1. Донаклонить мот — объехать справа
2. Открыть газ — объехать слева
3. Распрямить мот — оттормаживаться на все деньги
0
vadopo
право-лево :) Не было в условии, что это правый поворот.
0
Pistolero
да, принял допущение, что поворот правый ))
0
Mija
Если поворот хоть сколько-нибудь крутой, «распрямить мот» сократит доступное для торможение пространство в разы, оставив какие-нибудь 10-15м. Не подходит.
0
roms
1. Донаклонить мот — объехать справа
без торможения резкого манера не получиться, а без него велика вероятность срыва колес
2. Открыть газ — объехать слева
— встречка.
3. Распрямить мот — оттормаживаться на все деньги
0
roms
3. Распрямить мот — оттормаживаться на все деньги
интересно посмотреть..))
+1
vadopo
А вариант не гонять не подходит? :)))
Конечно, вариант 3, ты просто ограничил ответ своими вариантами. Падать никто не хочет. Но пост был немного о другом, а про _как_ тормозить. То что тормозить приходится в поворотах никто и не отрицает.
0
paparadva
Типичная ситуация из жизни, только мне обрулить неполучилось, в итоге мы потеряли 929 фаер, сам цел.
0
vadopo
сам цел
Это главное! Железяку еще купишь! :)
Вот и расскажи, как тормозил и почему не получилось объехать. Думаю, что около ямы еще песочек был метров так за 20 до нее?
+2
paparadva
Вот как.Поворот налево был, крутой.
Вхожу в поворот, заметил яму, подумал, что надо аккуратненько, начинаю тормозить, передок повело, не успев отпустить передок-плюх.Падение произошло за время около секунды, то есть нажал на тормоз-секунда-бах, примерно так.
Так что я даже не знаю какой надо иметь опыт управления, чтоб при экстренной ситуации оттормозиться в повороте.
0
Mija
Возможно, была не самая подходящая для 929 фаера резина?)
0
paparadva
Michelin Pilot road2, резина как резина, не старая.
0
Mija
Холиварная тема, но… Мое мнение такое — да, резина как резина, но рассчитанная для классиков / спорттуров в дальняк ездить. Для спортов есть pilot power и т.п., которые обеспечивают существенно лучший держак именно в наклоне.
0
paparadva
Да нормальный держак у PR2, можно даже по треку погонять.Есть, конечно покрышки лучше, но PR2 годятся.
+1
Mija
Все относительно, ты ж понимаешь :) Возможно, на гоночной бы и не слизнуло колесо :)
0
roms
передок повело, не успев отпустить передок-плюх.
скорей был удар по рычагу… задний может подмог бы больше, при включенном сцеплении
+1
dark-air
если тормозить уже некогда, то стоять на подножках, мот распрямить перед ямой.
и ловить после.
+2
Fuckir
Смотрю русло поста изменилось :) По тому что написал автор, я ни слова не увидел чтобы разговор шел о критических ситуациях, после прочтения вывод напрашивается один тормозить в повороте нормально и в этом нет ничего особенного Теперь стрелки перешли на то что разговор идет о контраварийной спецподготовке
+1
vadopo
Согласен с тобой. Пост не очень раскрывает тему, а только подлил масла в огонь :)
p.s. И зря, кстати, минусуют первый коммент ENERGIZER :( Он в какой-то части прав.
+1
Fuckir
Я тоже начал читать думал интересно, а потом просто уже заставлял себя не пропускать строчки, а дочитать до конца
0
Seryj
Именно так! Цель поста — показать, что тормозить в повороте это нормально и это можно делать довольно-таки эффективно!
0
Fuckir
Но ведь это не так, в быстром крутом повороте имеет смысл тормозить только когда иного расклада нет
0
roms
и если ты этого не умеешь(нет наработанной моторики) то финал предсказуем.
0
Fuckir
Где в топике хоть слово о спортивной или контраварийной подготовке?
0
roms
об этом и речи нет…
0
roms
есть разговор о плановой подготовке…
0
Fuckir
А может ситуация что тормозить уже бессмысленно, а нужно мот ложить, что тогда?
0
roms
разве что под фурой просвистеть…
+1
Superteftel
я дико стесняюсь своей некомпетентности в теоретических вопросах, но из практики могу сказать, что на скорости когда в повороте вваливаешь, если начать интенсивно тормозить (разумеется обеими тормозами и 90% передним), то мотоцикл не наклоняется больше, а наоборот — распрямляет траекторию…
автор — ваши комментарии? (возможно, играет роль скорость исполнения и гироскопический эффект?)
зы: ну или я настолько уже отвык от мотоса, что всё поперепутал.

вот выдержка из статьи выше
3. Следите за траекторией движения. При торможении радиус поворота уменьшается.
+2
Zuzanin
Кейт Код пишет, чот радиус сам не уменьшается, просто райдер подсознательну рулит во внутрь поворота. Я склонен верить Кейту.
0
Seryj
В посте именно так и обозначена эта последовательность. Т.е. чтобы не заваливаться при торможении, рули внутрь поворота. А это в свою очередь приведет к уменьшению радиуса поворота!
+2
HAYABUSA
Согласен с тобой!
+6
HAYABUSA
Всем читать Кейта Кода срочно!
0
Stich
и да прибудет с тобой Ровный Газ )
+1
Andsah
Не вижу в этом ничего особенного, бывает тормозить необходимо:-)
Как всегда всё в основном сводится к выбору правильной дистанции и скорости движения.
Если мотоциклист оставляет себе пространство для манёвра и не откручивает ручку, то тормозить в повороте можно и нужно, т.к. не везде дороги прямые, например в Сочи ну или в Италии.Мне приходилось экстренно тормозить на 140 в повороте на кольцевой при сильной колейности-ничего страшного.На мотоцикле с ABS это проще, однако передний тормоз нужно давить без фанатизма, т.к. можно упасть ещё до срабатывания ABS при начальной блокировке колеса.
+2
Sergun
Из всех отписавшихся на треке были только Ден, Демис и Миджа)))
+1
HAYABUSA
Я щас туда специально поеду! Проверить теорию на практике! :)))
+1
SDenis
От злодей. Кино сними.
+1
HAYABUSA
))))) Гопра приедит, все будет!
+2
Mija
Вообще, если внимательно читать Йенача и Кода, у них эта самая теория несколько расходится )
Код не советует тормозить в повороте, Йенач же за trail-braking, т.е. тормозить нужно вплоть до апекса, постепенно ослабляя хватку. Лично я больше за второй вариант, но опять же, тут можно поспорить.
0
Zuzanin
Все просто: Код учит ездить по треку, а Йенач — по дорогах общего пользования. Trail-braking распрямляет траекторию и увеличивает время круга — Код не может такое советовать.
+2
Ramiroz
Йенач тоже на треке.
Сколько я ездил и видел как другие на треке и по видео трансляциям, в основном, торможение идет до апекса, затем плавное добавление газа и выход.
+2
Mija
Могу сказать что согласен с Ramiroz слово в слово. И название книжки «техника _спортивной_ езды», и само содержание к дорогам общего пользования относятся слабо. Аналогично и про трансляции — неужели не замечал сам? Возможно, Код писал книжку слишком давно, и trail-braking еще не оценили на тот момент.
0
roms
Я щас туда специально поеду! Проверить теорию на практике! :)))
аккуратненько только… попробуй для начала газ прикрыть… и постарайся при этом руль не класть в сторону поворота… сразу завал почуешь…
+1
gukol
Всего лишь одна фотка. Думаю, что Дем не первый раз на треке, знает, что там к чему ;)
0
roms
эта… народ!!! а HAYABUSA то с трека вернулся?
+4
HAYABUSA
Я всегда возвращаюсь! :)
0
roms
))))))))))))
+3
victorr1
Он возвращается, потомучто не читает глупых советов от двоешников-самоучек
0
roms
эээ батенька… Вы б уж уточнили к кому конкретно относится
глупых советов от двоешников-самоучек
?? спасибо.
0
roms
уточнение будет… или так… в воздух сказал?
0
roms
проверил?.. только просьба… при торможении и даже смещении корпуса на газе, не налегай на руль… агась?)
0
Sergun
какой не налегай на руль, этот детский сад Дем давно прошел и болезни висения на руле у него нет, как лет 5))) В отличии от парня сзади на желтом Джиксере))
0
roms
а можно Дем сам ответит на вопрос, если он HAYABUSA а то хрень какая то… я HAYABUSu спросил, а ты отвечаешь за какого то Дема и совсем не на тот вопрос который я задал… простите, если с никами что то напутал…
0
Sergun
Хаябусу зовут Демис)) полное имя (ФИО) Демис Дедушка Хаябуса))
+3
HAYABUSA
Да Роман, Дем это я, он же Дед :) но вот как то не удобно называть себя дедом рядом с вами :))) шутка! :)
Sergun обсолютно прав, я этот уровень давно прошел, спасибо за советы :) не люблю хвалиться, но
Если интересно узнать о каком уровне идет речь, то милости прошу на досуге почитать мои посты. Критику воспринимаю спокойно, так что ваши замечания учту! :)
Ну а насчет темы поворотов на треке или торможения, думаю пусть молодежь обсуждает! У которых все еще впереди!
А нам старичкам, нужно уже другое! :) думаю наших советов уже тут достаточно :)
здесь был ататат

+1
Superteftel
но ведь не только на треке появляется необходимость/желание тормозить в повороте…
0
roms
именно.
0
ss_serg
Из моей практики могу сказать: если говорить о торможении передним тормозом (а заднее колесо у меня само тормозится, ибо выбираю нужную передачу ДО поворота и использую торможение двигателем), то мот ведет себя двояко. На низких скоростях (что-то около 20) при томожении валится внутрь. На высоких (около 100) выпрямляется и уходит наружу поворота. Порог скорости, когда одно переходит в другое зависит от веса мото, его развесовки, возможно базы… Ломает думать о раскладке сил, мнение не профи, просто личный опыт постоянной езды на двух разных мотоциклах, ногами не пинать )))
0
zloy-glide
Я в этих вопросах не сведущ конечно но оттормаживаясь в повороте и заваливаясь на бок я бы повернул руль в противоположную повороту сторону продолжая притормаживать передним и за счет нагруженности переднего колеса и центростремительной силы мотоцикл бы подняло. А без торможения наоборот руль в поворот и газку. Не? Поправьте если не так. А то представил ситуацию что проходишь поворот а перед тобой возникает препятствие. Что делать.
0
roms
заваливаясь на бок я бы повернул руль в противоположную повороту сторону продолжая притормаживать передним
не надо так делать-разложишься моментально
+1
zloy-glide
А каков правильный порядок действий?
0
roms
в обязательном порядке послать руль в сторону поворота, или удерживать на траектории… а далее зависит от задачи…
0
Sergun
Я как скажу свое некомпетентное мнение, в городе тормозить можно, но не до блокировки тк нет таких углов как на треке.
0
ZaytsevPhoto
вот он передний тормоз в повороте:
www.youtube.com/watch?v=zyfiIxf29JQ
-1
stan
ну это надо совсем идиотом быть, чтобы в повороте (!) заблокировать (!!) переднее колесо (!!!)
+2
Mija
Сдуру можно и… сломать )
Если отдельно взятый америкос перепугался и схватился за тормоз изо всех сил, это не значит что тормозить в повороте нельзя.
+1
ZaytsevPhoto
PS я за то что можно =) НО С УМОМ и ТРЕНИРОВКАМИ
+1
Seryj
о! отличное видео! надо взять на вооружение :) и тема следующего поста будет о посадке :)
0
roms
ну это надо совсем идиотом быть
не надо… можно просто быть новичком…
0
nothouds
И да, там так ненавящиво в конце надо написать «одевайте защиту коленей\мотоштаны»
+5
ZaytsevPhoto
«Сброс газа загружает передок, что приводит к уменьшению наклона байка и к распрямлению траектории. Слишком сильно открытие газа делает то же самое.»©Кейт Код

«При торможении в повороте большинство байков стремятся уменьшить угол наклона. Поэтому следует избегать торможения в повороте. Исключение нужно делать только при возникновении какой-то опасности. Если водитель пытается сохранить угол наклона при торможении в повороте, это как правило приводит к падению. В случае опасности, следует одновременно с торможением осознанно выпрямлять байк.»©Кейт Код

«Есть два способа уменьшить радиус траектории в повороте — закрыть газ и нажать на задний тормоз. Второй способ чаще применяется на гонках. Дело в том, что если закрыть газ, то переднее колесо загрузится. Но поскольку в повороте оно и так уже идет на пределе сцепных свойств, то может соскользнуть под дополнительной нагрузкой, что приведет к падению. „©Ник Йенач

“Легкое нажатие на передний тормоз помогает повернуть мотоцикл. Этот прием расширяет руление газом. Вы сбросываете газ — передняя вилка загружается и мотоцикл охотнее входит в поворот. Если же при этом прижать чуть-чуть передний тормоз, то усилие на руле станет еще меньше.
У вас, наверное, готово возражение, что при нажатии на тормоз мотоцикл уменьшает угол наклона, что совсем нежелательно в повороте. Да, уменьшает, если вы нажмете на тормоз слишком резко, слишком сильно или слишком грубо. Нажимайте плавно. Двигайте рычаг медленно.»©Ник Йенач

ну а это можно полностью в цитату пихать =)
gsx-r750.narod.ru/tse/tse6.htm
+2
roms
Ребят… вот ей Богу… при снижении скорости в повороте мот наклоняется сильней… значит падает… а как ты добился снижения скорости — роли не играет… по этому надо уметь это компенсировать и использовать…
0
ZaytsevPhoto
не на каждом мотоцикле такое будет… не на каждом…
0
roms
да ладно!!! и чоп и спорт и эндуро и голда… на асфальте ведут себя ооочень одинаково(потому как 2 колеса) и все заднеприводные… Да!!! есть различия в прилагаемой к органам управления силы… но основная техника руления (вы не поверите)одинакова в общем!!))
0
roms
есть много ньюансов… но это не кардинальные отличия… кст. кто нить применяет на машине кр. при поворотах?
+1
Fuckir
Когда дрифтуешь :) Но это проблематично контррулением назвать :)
0
roms
нет без дрифтя… для более равномерной загрузке колес… и снижения вероятности юза(зимой ооччень актуально))))
0
Fuckir
Не очень понимаю механику процесса, на моте он при этом больше закладывается в поворот, на машине по идее будет только хуже, увеличиться шанс сложить стандартную резину на боковую поверхность у которой сцепные свойства хлам и как раз таки легче сорвать в занос так как передние колеса перестанут катиться в нужном направлении, а будут двигаться поперек движению
+1
roms
ладно, поехали…
поворачиваем руль влево… едем влево, левая часть кузова стремиться в верх правая на оборот прижимает внешние колеса. так?
качаем чутка рулем вправо… левая часть кузова стремиться вниз, а правая в верх, поворачиваем руль влево и проходим поворот на равномерно загруженных колесах и подвеске…
+1
baRRmalini
ох уж эти раллисты :)
0
roms
И не говори… я кат. В открыл в августе 11 года…
0
baRRmalini
откуда тогда приёмчики знаешь? :)
0
roms
не поверишь… сам дошел… ученик трудный попался… не хотел кр понимать… вот я тогда ему этот пример и родил…
0
baRRmalini
если правда — таких немного. Уважаю людей с высокой восприимчивостью и светлой головой. Это не комплимент ;)
Я вот например всё вычитываю/выслушиваю/высматриваю, ну и применять стараюсь конечно.
+1
roms
)) правда ))… однако захочешь обьяснить — не так раскорячишься© ) вон Серега аж через автомобиль начал сказ про торможение… )))
0
Andsah
При езде на авто на двух колёсах контрруление однозначно необходимо:-)
0
roms
бкз него там никак)))
0
SUR777
А я уже и не помню как я там торможу… Помню лишь, что мой мот хрен наклонишь в поворот, приходиться на асфальт ложиться почти… и сам распрямляется… А в автогонках зависит от привода конечно, но передтповоротом загружаешь переднии колеса и авто ввинчивается в поворот… На авто в поворотах только лохи тормозят ибо на скользкой дороге тебя вынесет нахрен при таких советах…
0
roms
что мой мот хрен наклонишь в поворот, приходиться на асфальт ложиться почти
ты его что, телом что ли валишь?
+1
Sergun
На треке только телом
0
roms
ога… святая простота… особенно в на S-образном повороте… тогда посмотри на замедленных съеках ГП в какую сторону у них колеса передние смотрят.)))
+2
Sergun
пользуются, но меньше
Колин Эдвардс
«Думаю нет какого-то одного универсального способа управлять мотоциклом. Ты всегда в разных позициях на байке в разных местах трэка, так что все зависит от ситуации. Когда ты свешиваешься с байка в середине поворота ты больше пользуешься ногами. Входя в поворот больше работают руки. Иногда после гонок у меня немного болят колени. Иногда крепатура появляется в руках. Нет универсального способа… мы просто стараемся выжать все из мотоцикла любым методом».

Мэт Младин
«Я больше использую свое тело, но руки и ноги тоже работают. Я имею ввиду каждый всегда спрашивает: » что ты используешь больше?" — когда я еду я использую все настолько, насколько это возможно, так что трудно поставить цифры на руки, тело, ноги. Некоторые люди говорят: «Все делается руками, ими поворачивается мотоцикл». а другие «Все делается ногами» Фигня это все. Это делается всем. Я знаю это потому что после гонок я чувствую усталость во всем теле. Мотокроссеры думают, что пилоты шкмг сидят на сиденье и ничего не делают. Как то я говорил с Ларри Вардом в Глен Хэллен и он сказал: «Вы ребята просто сидите и ничего не делаете. Ваша подвеска совсем не работает». Я думал «О чем он говорит». Можна подумать, что мотокроссер знает лучше. Конечно, шоссейные гонки не такие трудные физически как мотокросс, но и в них надо много работать и держать себя в форме."

Ники Хайден

Никки Хэйден
«Определенно, я больше рулю руками. Все думают, что это верхняя часть тела, люди которые смотрять, которые не ездят на мотоциклах. Что касаеться меня, то я думаю, что я использую мое тело намного больше — ноги, колени. Странно, но у каждой школы вождения есть свое мнение о контррулении, но для меня это что-то что происходит естественно, само собой. Я не замечаю этого. На трэке типа VIR (Virginia International Raceway), я больше использую нижнюю часть тела для управления мотоциклом. В гонках на грязевом трэке контрруление используется больше. Все зависит от ситуации»
0
SUR777
Да женским и обнаженным:)))))
0
roms
))))))))))))))))))))))))))))))) это жестоко… дефки то причем тут?)))))))))))
0
SUR777
Если серьезно, то мой мот только контррулением и можно повернуть
0
SUR777
Ибо впереди 21 каток 90, сзади 18 каток 250… и масса около 360 кг
0
SUR777
Если на тормоз в повороте резко нажать на нем---все блокировка и раскидон по всей дороге, ибо сразу он не падает --задний каток его пытается выпрямить
+3
Sergun
Да не завалится он в повороте при торможении, всегда можно опереться на соседа))

+2
HAYABUSA
В коментах каждый пишет свой вариант и свою точку зрения по своему представляя использование тормоза в повороте. В тексте не написано про какую технику вождения и для каких условий вся информация!
При фразе тормоз в повороте я сразу представляю трек! Мой ответ это НЕТ! Н каких тормозов или сбрасывания газа в повороте! Никакой помощи для наклона нажимаете тормоза не приносит! И я это не вижу в реальности почти каждый день! Так что никаких доказательств для этого не нужно приводить!
Если хочешь на треке хорошо и быстро проходить поворот, эта другая история, в которой нет места нажатию тормозов в повороте (всегда есть исключения и разные опасные ситуации!)
Другой человек читая пост представляет себя в городе и нажимаете тормоза в повороте конечно можно и иногда даже полезно!
И так, расставим точки!
Город это одно, серпантин в горах это другое! Ну и трек конечно, это тоже совсем другое!
На треке длинной 2200 м я на тормоз нажимаю всего лишь пару раз! И точно не в повороте.
+3
HAYABUSA
Исправленный комментарий:
В коментах каждый пишет свой вариант и свою точку зрения по своему представляя использование тормоза в повороте. В тексте не написано про какую технику вождения и для каких условий вся информация!
При фразе тормоз в повороте я сразу представляю трек! Мой ответ это НЕТ! Никаких тормозов или сбрасывания газа в повороте! Никакой помощи для наклона нажатие тормоза не приносит! И я это вижу в реальности почти каждый день! Так что никаких доказательств для этого не нужно приводить!
Если хочешь на треке хорошо и быстро проходить поворот, эта другая история, в которой нет места нажатию тормозов в повороте (всегда есть исключения и разные опасные ситуации!)
Другой человек читая пост представляет себя в городе и нажатие тормоза в повороте конечно можно и иногда даже полезно!
И так, расставим точки!
Город это одно, серпантин в горах это другое! Ну и трек конечно, это тоже совсем другое!
На треке длинной 2200 м я на тормоз нажимаю всего лишь пару раз! И точно не в повороте.
0
SH-Rider
Согласен с тобою Демис! особенно то-что серпантин и трек разные вещи и тем более город!
я на треке редко езжу, а на серпонтине по чаще могу сказать когда чуть чуть превышаю скорость для поворота, просто работаю передним тормозом и подтаю как абс ну исключительно нельзя преусердствовать )))
Я самоучка ) но мне помогает )
0
3axapp
ТС и ромс инструктора в мотошколе, и их статьи больше для развития/иследования навыков новичков в повседневной езде(скорость которой, кстати, законодательно у нас не больше 90). И эта статья не о том что нужно тормозить в повороте, а о том что нужно учитывать если возникла необходимость. А то некоторых наслушаешься и ппц, тормоз в повороте — ты смертник. В общем можно, но лучше не допускать.
А по треку ты прав =)
+1
zmei555
Коллеги! Подкину дров! Мне кажется в данном обсуждении вы забываете учитывать так сказать геометрические особенности строения кузова автомобиля с водителем и геометрические особенности байка с пилотом! А это уже как мне кажется другая история. Потому как известно что в повороте действуют две главные силы центробежная и центростремительная и одна должна противостоять другой в равной мере, и если какая победит то будет больно, но и такие вещи конечно как хайсайд и лоусайд на машине не словишь, да и вряд ли кресло водителя сможет сработать как заряженная катапульта, как это возможно на моте. Мне кажется автор данной статьи зря взялся сравнивать торможение на машине и на моте так как это две разные истории и разная физика!
+1
zmei555
Я конечно скользячки свои не считал но вот два прыжка (хайсайд)было один по дури, другой специально что бы понять ошибки свои и выявить как делать нельзя! Мой ответ в повороте если и тормозить то только по большой нужде! И мне кажется что применение приемов которые применяют профи на треке в реальной жизни (на дороге) лучше не использовать!
0
Seryj
Торможение в повороте это не удел профи. Для этого эта статья и написана.
0
Seryj
Как уже объяснялось выше… Про машину просто приведен пример. Пример того, что колесе при торможении сносит, но не при всяком торможении. Смотри первый вывод.
Хочешь приведу пример с велосипедом? Смысл будет тот же.
0
zmei555
Я лишь говорю то что метод торможения на машине что бы колеса не снесло и метод торможения на моте что бы колеса не снесло и наоборот это две разные техники торможения их нельзя сравнивать.
+2
SDenis
Ну а вообще мне инструктора в повороте не велели тормозить. Я им склонен верить. )))
+2
Kyryll
не однократно притормаживал в повороте как передним так и задним, но скорости были не большими, и ничего страшного нет, главное в поворот входить на разумной скорости…
+4
SDenis
В африке другая физика.
+1
masich
Хз как у кого, но у меня при торможении в повороте мот стремится к вертикальному положению а траектория к прямой.
Пока не отшлифовал повороты на треке, так и ездил тормозя в поворотах не вписываясь, и выезжая на встречку (было пару раз из за поздних торможений).
Теперь знаю что нужно достаточно вытормозиься до поворота, чтоб пройти поворот на ровном газу, чуток ускоряясь.
0
Stich
  • Stich
  • 18 февраля 2012 в 20:01
Хоть убейте, но буду всячески избегать торможения в повороте. Вижу, что такая техника возможна, но для себя я её исключил) И, опять же, был случай в самом начале езды, когда в повороте сработал рефлекс и я даже не заметил, как правая нога жмакнула тормоз. С тех пор езжу исключительно на носках) а торможу — до поворота.

Сказать по правде — не вижу смысл в торможении в повороте. Много раз за пост мелькала фраза, что сильно в повороте тормозить нельзя, а вот чуть притормозить — можно. Но в чем тогда смысл? если случилось впереди что-то экстренно-аварийное, то «немного» тебя не спасет, а сильно — нельзя. А притормаживание «немного» сам по себе и не нужно. так что чем спорить про «немного» — лучше натренировать экстренное выравнивание и оттормаживание переж препятствием.
0
Seryj
нет такого понятия как «немного» и «сильно». Все зависит от ситуации.
Вот забыл в статье написать такую штуку как «тестирование». Это что-то типа как делают на автомобиле в гололед. Выезжаем с утра на работу и видим подозрительный блеск. Разгоняемся и на безопасном прямом участке начинаем тормозить и смотрим с какой силой получается тормозить до срабатывания АБС.
Эта предельная сила торможения дает нам информацию о том с какой скоростью можно проходить поворот.
Так же и с мотиком есть подобные методики определения допустимого предельного торможения в повороте.

И исходя из этого и тренировок могу сказать, что при гражданском прохождении поворотов тормозить на мотоцикла можно довольно таки мощно! Так что ноги начинают болеть от того как приходится держаться :)
0
Stich
на мой взгляд, при гражданском вождении мотоцикла торможение в повороте вообще не нужно))))))
+1
Seryj
гражданское вождение — вождение без больших наклонов и среди множества машин и пешеходов. Здесь возможно всякое и поэтому надо уметь тормозить в повороте!
0
sierra
сильно в повороте тормозить нельзя, а вот чуть притормозить — можно. Но в чем тогда смысл?
Смысл зависит от дистанции до препятствия. Иногда несильное притормаживание может спасти ситуацию.
лучше натренировать экстренное выравнивание и оттормаживание переж препятствием.
Это замечательный навык и единственно верный шаг для ЭКСТРЕННОГО торможения в повороте. И последнее: может так случиться, что положить мот и поехать на жопе будет не так больно, как приехать на нём в препятствие. Решение придётся принимать очень быстро, но к нему тоже нужно быть готовым. :-)
0
baRRmalini
мотоцикл в любом случае тормозит лучше будучи на колёсах, а не на боку. Сам ловил скользячки, но никогда не говорил, что делал это сознательно, просто перетормаживал и складывался. Т.е. признавал это своей ошибкой, а не осознанным выбором.
0
Seryj
лучше натренировать экстренное выравнивание и оттормаживание переж препятствием.

Это замечательный навык и единственно верный шаг для ЭКСТРЕННОГО торможения в повороте.
Это если есть возможность выравняться. А может и не быть! И надо в повороте тормозить. Тут другой вопрос возникает… умеешь ли ты это делать?
0
stikky
В повороте нужно плавно ускоряться, а никак не тормозить. А если тормозить то только задним тормозом по чуть чуть.
0
Stich
бинго )
0
Seryj
Читай еще раз статью и не говори больше этих глупостей!
здесь был ататат

0
Seryj
Виктор, читай пост еще раз! В нем дается ответ на вопрос «тормозить в повороте или нет?».
Если говорить о твоих частных случаях
пройти поворот на максимально возможной скорости
То все трение колес используется на удержание бокового сноса. Ясен пень, что даже легкий сброс газа приведет к падению.
В посте же говорится о торможении в повороте при городской езде, когда поворот на перекрестке проходишь на скорости 20-40 км/ч и никак не чиркая подножками об асфальт. Или более пологие повороты на скорости 80-100 км/ч. В общем в обычном автомобильном режиме.

ТОРМОЖЕНИЕ\СБОС ГАЗА ВСЕГДА СПОСОБСТВУЕТ ВЫРАВНИВАНИЮ МОТОЦИКЛА, выравнивание распрямляет траекторию
НЕСОГЛАСНЫЕ — учите физику, рисуйте силы и вектора, да пребудет с Вами истина и знание
Даже если это и так. То что за проблема — торможения в повороте?

КУРСЕ RIDE LIKE A PRO
честно говоря — вода водой. Ничего конкретного в нем не говорится. Если бы вы ездили по московским пробкам как там показано, то далеко бы не уехали!
0
Sergun
Витя акстись! Ты видел как та супермотардах гоняют, они чтобы «довернуть» жмут зад тормоз, а потом резко открывают газ, сходим с тобой на соревнования по супермото в крылатское все сам увидишь.

ПС я торможу передом в поворотах и на треке тоже, если он быстрый!
0
SUR777
Короче вывод: тормоза придумали трусы… Нахрен ваще тормозть
0
masich
Серег, тут ведь речь о езде по дорогам а не о экстремальных режимах на треке.
0
Sergun
А, ну по этому поводу я уже высказался выше)
0
Sergun
Вот видео наглядно показывает, как жать задний тормоз, доварачивая в дрифте, пс так кстати ездят парни из мото ГП, тут недавно тема была про кривую траекторию Росси-вот как это делается.

0
masich
чет я не заметил чтоб кто-нить жал задний тормоз…
0
SUR777
Серега более глазастый, чем ты…
0
masich
Вова, заглянь в «личку», ответь на вопрос)
0
Sergun
0;21 там большими буквами написано — жму на зад тормоз))
0
masich
ааа, я ж двоюшник по английскому)))

п.с. у меня достаточно просто понизить передачу, эффект тот же)))
0
Sergun
так они тормозят в комбинации с передним до поворота, а потом жмакают зад заходят и газ в отсечку)) Так умер ДРЗ на кипре… (((

Вот смотреть с 2:05, на 2:09 тормоз задний-вход, резкий газ. на 03:26 то же самое но правый поворот!
0
masich
теперь хозяин проката, будет давать моты всем туристам, кроме русских)))
0
Sergun
Я еще его возьму на денек, те 100 евро что он снял за царапины надо отбить))))
0
AnriZ
Спасибо, прочитал с интересом. Вообще, учитывая малый опыт вождения мота, стараюсь «классически» не томозить в поворотах, гася скорость до вхождения в поворот. Понятно, что со стороны наверно выгляжу как пенсионер, зато не падаю. )
0
seitz
«А вот ты все же попробуй!» — как бы говорит нам автор.
На самом деле знаю людей, которые уверены, что тормозить передним тормозом нельзя никогда ни в коем случае — через руль улетишь. И таки да, они не падают, ездят годами. У многих вообще передний тормоз отсутствует. И все живы-здоровы.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. Seryj, Вождение: Тормозить в повороте или нет?