Блог им. MotoShkolnik → Урок № 2. «Учись тормозить»
«Я на мотоцикле уже 14 сезон. Саша, знаешь, что я делаю каждый раз когда еду?» спросил у меня Миша, оставив меня в замешательстве. В голове в этот момент всплыло все, что угодно: «гоняет на заднем», «ездит толь в шлеме» и еще куча подобных мыслей. Я ответил «не знаю», и он сказал «Учусь тормозить».
Его рассказ был о том, что каждый выезд он учится тормозить, каждый! Я был удивлен таким ответом и думал, что за такое время это остается под коркой и все происходит интуитивно, понял, что не прав я достаточно скоро, положив мот в школе.
Мое первое падение произошло из-за тормоза и своей самоуверенности, я писал о ней в первом уроке, так что продолжу про тормоз.
Сделав пару упражнений по площадке, поняв, что мне скучновато, и, что я уже достаточно «крутой», я начал открывать газ посильнее и наклонять мот в поворотах. Все получалось, во мне просыпался азарт, я начинал считать, что водить мотоцикл стало легче. Ехав по прямой за милой леди, я ничего не подозревая думал, как сяду уже на своего железного коня и поеду колесить по просторам этого мира с чувством полной свободы… Как БАЦ! Она, девочка спереди, отбивает на ровном месте в тормоза, и я, пытаясь уйти от удара, поворачиваю руль в право и нажимаю в состоянии паники на тормоз. Лежа на полу, так сильно окутало чувство досады, во первых, потому что завалил мот «ГЕРОЙ, *** муха, классно же научился водить «самоуверенный кретин», ты его положил!» Пульсировало это все в голове. Во вторых, от «классного» торможения, позже анализируя без эмоций, понял, что спокойно можно было объехать, но в тот момент в голове всплыло «Саша, учиться тормозить надо всегда».
Это стало для меня уроком, каждое следующее занятие я оставлял немного времени для познания техник торможения. Обучение этому оставлю себе навсегда, каждый раз, выезжая, буду учиться. Пусть это будет 50 сезон, все равно буду помнить «Учиться тормозить надо всегда»!
Его рассказ был о том, что каждый выезд он учится тормозить, каждый! Я был удивлен таким ответом и думал, что за такое время это остается под коркой и все происходит интуитивно, понял, что не прав я достаточно скоро, положив мот в школе.
Мое первое падение произошло из-за тормоза и своей самоуверенности, я писал о ней в первом уроке, так что продолжу про тормоз.
Сделав пару упражнений по площадке, поняв, что мне скучновато, и, что я уже достаточно «крутой», я начал открывать газ посильнее и наклонять мот в поворотах. Все получалось, во мне просыпался азарт, я начинал считать, что водить мотоцикл стало легче. Ехав по прямой за милой леди, я ничего не подозревая думал, как сяду уже на своего железного коня и поеду колесить по просторам этого мира с чувством полной свободы… Как БАЦ! Она, девочка спереди, отбивает на ровном месте в тормоза, и я, пытаясь уйти от удара, поворачиваю руль в право и нажимаю в состоянии паники на тормоз. Лежа на полу, так сильно окутало чувство досады, во первых, потому что завалил мот «ГЕРОЙ, *** муха, классно же научился водить «самоуверенный кретин», ты его положил!» Пульсировало это все в голове. Во вторых, от «классного» торможения, позже анализируя без эмоций, понял, что спокойно можно было объехать, но в тот момент в голове всплыло «Саша, учиться тормозить надо всегда».
Это стало для меня уроком, каждое следующее занятие я оставлял немного времени для познания техник торможения. Обучение этому оставлю себе навсегда, каждый раз, выезжая, буду учиться. Пусть это будет 50 сезон, все равно буду помнить «Учиться тормозить надо всегда»!
- MotoShkolnik
- Alexandr Aleshkin
- 24 июня 2019 в 11:32
- 1
- +14
Есть множество техник экстренного торможения и споров вокруг них. С двигателем (щелкая скорости вниз) или без? Какой тормоз главный — передний или задний (главный на самом деле в голове)? Помогает ли АБС?
Вот только все эти техники применимы при движении по прямой и ровно стоящем мотоцикле. В описанной ситуации Вы поворачивали. При повороте в наклоне нажимать на тормоз чтобы остановиться вообще не стоит — на маленькой скорости это гарантированное падение, особенно если нажать передний.
При прохождении восьмерок на первой передаче рекомендуют слегка поджатое сцепление, ровный газ и контроль скорости задним тормозом. Так мотоцикл наиболее стабилен и имеет ровную, контролируемую тягу, что очень важно.
При прохождении поворотов на дороге лучше вообще не использовать тормоз — до поворота воткнуть пониженную — это сбавит скорость и даст возможность увеличить тягу на выходе. Тормоза не трогать. Если случилось так, что поворот круче, чем предполагалось и он уже начался — то жать нужно задний, поднимая при этом мотоцикл ровно, после чего на уже сниженной скорости вновь начинать заваливать в поворот без тормозов.
Падать в мотошколе — это нормально. Я раза четыре завалился за свои 20 часов обучения перед экзаменом в гибдд. На дороге за 3 сезона и 37к пробега, пока что, ни разу… Ложная уверенность — очень опасная штука. Пока «боишься» — все хорошо. Ты сосредоточен и точен. Как только страх отступает — жди беды.
Вот только все эти техники применимы при движении по прямой и ровно стоящем мотоцикле. В описанной ситуации Вы поворачивали. При повороте в наклоне нажимать на тормоз чтобы остановиться вообще не стоит — на маленькой скорости это гарантированное падение, особенно если нажать передний.
При прохождении восьмерок на первой передаче рекомендуют слегка поджатое сцепление, ровный газ и контроль скорости задним тормозом. Так мотоцикл наиболее стабилен и имеет ровную, контролируемую тягу, что очень важно.
При прохождении поворотов на дороге лучше вообще не использовать тормоз — до поворота воткнуть пониженную — это сбавит скорость и даст возможность увеличить тягу на выходе. Тормоза не трогать. Если случилось так, что поворот круче, чем предполагалось и он уже начался — то жать нужно задний, поднимая при этом мотоцикл ровно, после чего на уже сниженной скорости вновь начинать заваливать в поворот без тормозов.
Падать в мотошколе — это нормально. Я раза четыре завалился за свои 20 часов обучения перед экзаменом в гибдд. На дороге за 3 сезона и 37к пробега, пока что, ни разу… Ложная уверенность — очень опасная штука. Пока «боишься» — все хорошо. Ты сосредоточен и точен. Как только страх отступает — жди беды.
- Vershinsky
- 24 июня 2019 в 13:55
- ↑
- ↓
МотоГП тормозят с нисходящим усилием прям до открытия газа. В трансляциях постоянно инфографику ставят в реальном времени, на ней углы, газ, тормоз, вся лабуда.
Просто если советовать новичку, то правильно. А то насоветуют такого, что чуть чего в повороте случись — гарантированное ДТП.
Тут «не трогать тормоза до поворота и в повороте». Мне в мотошколе (причем именно в мотошколе, они к сдаче на права и не готовили особо) говорили «задний тормоз лучше не трогать никогда».
А на деле всё нормально тормозится обоими тормозами. Просто нужно делать это нежно и аккуратно и желательно потренировать до выездов на ДОП. А если есть АБС, то всё становится ещё проще, он подстрахует.
Тут «не трогать тормоза до поворота и в повороте». Мне в мотошколе (причем именно в мотошколе, они к сдаче на права и не готовили особо) говорили «задний тормоз лучше не трогать никогда».
А на деле всё нормально тормозится обоими тормозами. Просто нужно делать это нежно и аккуратно и желательно потренировать до выездов на ДОП. А если есть АБС, то всё становится ещё проще, он подстрахует.
Я не претендую на эксперта или инструктора. Считаю себя «новичком» третьего сезона и делюсь личными наблюдениями и опытом.
В мотошколе про задний тормоз мне сказали только то, что он очень чувствительный и жать его нужно слегка и мыском, никак иначе. Так и делал, пока тренировал площадку. Когда купил свой мотик — задний тормоз там оказался размером с автомобильный и усилия требует такого же при нажатии.
Их совет стал не актуален.
Друзя-Эксперты, кого я в то время слушал, сказали: в повороте не тормозить, передачи не переключать, сцепление не выжимать. Вообще пальцы со сцепления убрать и ногу поставить на подножку (не держать на тормозной педали). Все это ты должен делать ДО, а когда начал поворачивать — только контр-руление и газ. Не вписываешься — сильнее наклоняйся. На выходе добавляй раз.
Этот совет научил меня с запасом сбрасывать скорость ДО поворота. Позже, разумеется я сам дошел до того что задний тормоз в повороте нажимать можно, да и передний тоже немного можно нажать. НО привычка, что родилась у меня благодаря их совету, осталась и ситуаций, когда я жму тормоза в повороте практически никогда не возникает. Я научился прогнозировать поворот так, будто тормозов у меня после начала маневра нет. Думаю это хороший совет для начинающего. Дисциплинирующий. Остальное само прийдет в нужный момент.
Было пару ситуаций с экстренным торможением, вроде этой
От падений спасал лишь АБС. Поэтому мотоцикл лучше выбирать с АБС и не слушать «экспертов», кто говорит что без АБС можно затормозить быстрее. Можно, но будучи экспертом. А все остальные в критической ситуации жмут в оба тормоза до отказа и оказываются на боку. Научиться тормозить правильно и эффективно одно. Научиться вести себя правильно в критической ситуации и не паниковать — это совсем другое.
В мотошколе про задний тормоз мне сказали только то, что он очень чувствительный и жать его нужно слегка и мыском, никак иначе. Так и делал, пока тренировал площадку. Когда купил свой мотик — задний тормоз там оказался размером с автомобильный и усилия требует такого же при нажатии.
Их совет стал не актуален.
Друзя-Эксперты, кого я в то время слушал, сказали: в повороте не тормозить, передачи не переключать, сцепление не выжимать. Вообще пальцы со сцепления убрать и ногу поставить на подножку (не держать на тормозной педали). Все это ты должен делать ДО, а когда начал поворачивать — только контр-руление и газ. Не вписываешься — сильнее наклоняйся. На выходе добавляй раз.
Этот совет научил меня с запасом сбрасывать скорость ДО поворота. Позже, разумеется я сам дошел до того что задний тормоз в повороте нажимать можно, да и передний тоже немного можно нажать. НО привычка, что родилась у меня благодаря их совету, осталась и ситуаций, когда я жму тормоза в повороте практически никогда не возникает. Я научился прогнозировать поворот так, будто тормозов у меня после начала маневра нет. Думаю это хороший совет для начинающего. Дисциплинирующий. Остальное само прийдет в нужный момент.
Было пару ситуаций с экстренным торможением, вроде этой
От падений спасал лишь АБС. Поэтому мотоцикл лучше выбирать с АБС и не слушать «экспертов», кто говорит что без АБС можно затормозить быстрее. Можно, но будучи экспертом. А все остальные в критической ситуации жмут в оба тормоза до отказа и оказываются на боку. Научиться тормозить правильно и эффективно одно. Научиться вести себя правильно в критической ситуации и не паниковать — это совсем другое.
>в повороте не тормозить, передачи не переключать, сцепление не выжимать.
>Не вписываешься — сильнее наклоняйся. На выходе добавляй газ.
ага, в закрытом повороте, в котором, не видимая заранее яма, разлитый бетон, или машина, остановившаяся в конце поворота.
(это я про съезды и заезды на КАД если что).
А еще постоянно переключаю передачу минимум на вторую на большом повороте налево при старте со светофора. Ибо мот не тянет, а сзади того и гляди под жопу какой-нибудь нетерпеливый долбанет.
Нет никаких табу. Но все надо тренировать и отрабатывать. И желательно, после знакомства с теорией от грамотных инструкторов, а не диванных экспертов с байкпоста.
>Не вписываешься — сильнее наклоняйся. На выходе добавляй газ.
ага, в закрытом повороте, в котором, не видимая заранее яма, разлитый бетон, или машина, остановившаяся в конце поворота.
(это я про съезды и заезды на КАД если что).
А еще постоянно переключаю передачу минимум на вторую на большом повороте налево при старте со светофора. Ибо мот не тянет, а сзади того и гляди под жопу какой-нибудь нетерпеливый долбанет.
Нет никаких табу. Но все надо тренировать и отрабатывать. И желательно, после знакомства с теорией от грамотных инструкторов, а не диванных экспертов с байкпоста.
- Takeda1977
- 24 июня 2019 в 14:49
- ↑
- ↓
А еще постоянно переключаю передачу минимум на вторую на большом повороте налево при старте со светофора.Я вот тоже регулярно переключаюсь в поворотах. И вверх и вниз. Просто стараюсь это делать очень плавно
- MotoShkolnik
- 24 июня 2019 в 15:34
- ↑
- ↓
Мне, как «первосезоннику» трудно представить торможение в повороте, даже если слега нажимать, аккуратно, нежно и тд. Не был на ДОПах еще, освоюсь конечно, но по тормозу еще много вопросов. :)
- Takeda1977
- 24 июня 2019 в 16:15
- ↑
- ↓
Значит сильно притормаживал. Или наклон большой был? Или кака какая под колеса попала?
Если поворот медленный — то мот должен стоять почти ровно. Или ты его быстро проходил?
Если поворот медленный — то мот должен стоять почти ровно. Или ты его быстро проходил?
- Takeda1977
- 24 июня 2019 в 16:24
- ↑
- ↓
А :)
А то я после ссылки на «трещины на пластике» решил, что все таки — бубух без предупреждения.
Кстати, это проблема «современных» мотов продвинутыми система абс и трекшена. Они дают очень мягкие, почти незаметные намеки на то, что сейчас случится нехорошее. Ну лампочка мигает, кто на нее смотрит. А потом — бах и морда срывается
А то я после ссылки на «трещины на пластике» решил, что все таки — бубух без предупреждения.
Кстати, это проблема «современных» мотов продвинутыми система абс и трекшена. Они дают очень мягкие, почти незаметные намеки на то, что сейчас случится нехорошее. Ну лампочка мигает, кто на нее смотрит. А потом — бах и морда срывается
В повороте не переключать. Выбирать ДО поворота скорость и нужную передачу. Разумеется, если поворот закрытый — выбирать скорость ниже. Такую, чтобы ты успел поднять мотоцикл ровно и остановиться. Мало ли что там: снятый асфальт, ямы, фура на аварийке стоит и тп.
Не в повороте предпринимать меры, когда ты уже влетел в него, а ДО поворота расчитывать на любую ситуацию. Табу разумеется нет, но приучать себя нужно к дисциплине думать заранее.
Не в повороте предпринимать меры, когда ты уже влетел в него, а ДО поворота расчитывать на любую ситуацию. Табу разумеется нет, но приучать себя нужно к дисциплине думать заранее.
расскажите мне, как можно не переключать в повороте передачу, если стартуете с нуля, со светофора, и сразу налево? т.е вот сразу налево. Вот прям сразу в поворот входите. КАК?
Почти все повороты в той или иной степени закрытые. Если вы видите конец поворота, то это не поворот, а изгиб дороги. Заранее все предусмотреть можно только на треке, наверное.
Почти все повороты в той или иной степени закрытые. Если вы видите конец поворота, то это не поворот, а изгиб дороги. Заранее все предусмотреть можно только на треке, наверное.
Посмотрел www.gearingcommander.com для микронинзи. Как его надо крутить — это дичь какая-то )
Но на «полтахометра» он выдает около 30 км в час на первой передаче. Этой скорости недостаточно чтобы после старта со светофора завершить поворот?
Но на «полтахометра» он выдает около 30 км в час на первой передаче. Этой скорости недостаточно чтобы после старта со светофора завершить поворот?
Мне тоже казалось, что я мучаю мот, когда раскручивал его до первой трети тахометра, он ревел, как тогда мне казалось, адово. А спустя два месяца я не стесняюсь коротко раскручивать его до 12к, при красной зоне на 14к. Недавно встречался с прошлым хозяином и был в ужасе, когда он описывал ощущения от отсечки: «Будто в стенку упирается. так резко он скидывает обороты, аж вперед клюет», а это 16к! Мне и на 12 страшно, я переключаюсь выше. Но в итоге — по городу чаще всего езжу на второй, это от 20 и до 90. Технически, он на второй легко может ехать до 150, но я ссу :)
У вас высокооборотистый мотор, который дает максимальную отдачу близко к максимуму, он рассчитан на это, надо не бояться его раскрутить.
У вас высокооборотистый мотор, который дает максимальную отдачу близко к максимуму, он рассчитан на это, надо не бояться его раскрутить.
Это как раз полтахометра, там комфортнее всего, потому что мот хорошо реагирует замедлением на резкое закрытие газа и ускорением на открытие. Но надо понять, что это не авто, он не предназначен для езды на низких оборотах и надо приучить себя не бояться крутить его до 10-11к, когда надо. Это существенно увеличивает свободу маневра. И не придется переключать передачу в повороте, что может быть опасно.
Да, он будет издавать очень громкие и непривычные звуки :) Надо только не бояться их :) Может в конце сезона я попробую его отсечку, гденить типа Новой Риги)) А может нет)
Да, он будет издавать очень громкие и непривычные звуки :) Надо только не бояться их :) Может в конце сезона я попробую его отсечку, гденить типа Новой Риги)) А может нет)
- Takeda1977
- 24 июня 2019 в 15:03
- ↑
- ↓
В повороте не переключать. Выбирать ДО поворота скорость и нужную передачу.Это не всегда возможно :)
Бывают повороты длиной по полкилометра, на который можно успеть разогнаться, догнать машину, затормозить, обогнать и поехать дальше. Бывают повороты с изменяющимся радиусом и, соответственно, двумя точками руления. А бывают еще серпантины, где то направо, то налево, то назад. Их на одной передаче проезжать или переключаться ровно в середине перекладки? :))))
- Takeda1977
- 24 июня 2019 в 15:27
- ↑
- ↓
А если у поворота распрямляющийся радиус? :) Зашел на 30, вышел на 90? Нет, конечно, вторая передача вытерпит — но зачем загонять мотор на ровном месте под красную зону, когда у него оптимальная мощность пониже?
Имхо, если умеешь переключаться быстро и плавно — можно (и нужно) в поворотах. А переключаться быстро и плавно уметь нужно, так чтобы толчка после отпускания сцепления не было.
Имхо, если умеешь переключаться быстро и плавно — можно (и нужно) в поворотах. А переключаться быстро и плавно уметь нужно, так чтобы толчка после отпускания сцепления не было.
- Takeda1977
- 24 июня 2019 в 15:36
- ↑
- ↓
А если это, к примеру, автобан и можно ехать 150 — то это и не поворот (и не изгиб), в общем, а прямая? :)
И да, новичок разумный вряд ли будет больше сотки первый сезон ездить )))) Во всяком случае я делал именно так. Никаких автобанов в первом сезоне, только альпийские серпантины и проселочные дороги. Максимальная разрешенная там — 90. За превышение на 2км/ч штраф 90 евро и минус 1 балл с лицензии. 12 минусов — ты пешеход.
- Takeda1977
- 24 июня 2019 в 15:42
- ↑
- ↓
На альпийских серпантинах никому ничего превышать и не надо, там часто хочется ехать помедленее и крутить головой :)
Вот только, помню, щелкал я там туда-сюда очень часто. Ну правда, мотоцикл был незнакомый, на своем, родном, вышло бы поменее, думаю
Вот только, помню, щелкал я там туда-сюда очень часто. Ну правда, мотоцикл был незнакомый, на своем, родном, вышло бы поменее, думаю
А почему нельзя в повороте переключатся? В чем причина? Я понимаю, если дождь, вы пересекаете пешеходный переход. Там да, ровный газ. Ну а если сухой асфальт? Что с ним не так?Идет разрыв передачи крутящего момента на колесо. То есть в повороте у мотоцикла меняется динамика движения. Что в свою чередь МОЖЕТ вызвать неконтролируемый занос/срыв. Опять таки все зависит от скорости, покрытия итд.итп.
- Pavel-NC750x
- 26 июня 2019 в 18:30
- ↑
- ↓
Все можно и нужно, если надо. А тут рассуждения для неуверенных, неопытных новичков, которые не чувствуют мот и сели первый раз. )) Все остальные сами решают для себя. У каждого свой, другой мот, свое покрытие, свой поворот и скорость.
- Takeda1977
- 24 июня 2019 в 14:48
- ↑
- ↓
ыло пару ситуаций с экстренным торможением, вроде этойМуфлон на машине фееричный :)
Впрочем, тормозить, по-моему, можно было начать и пораньше.
Кошмар. Как так ездить то?
По факту все можно. И тормозить в повороте с наклоном. И контрсвешивание практиковать. И даже при желании можно заднее в юз пустить. Благо это не страшно.
Тут главное просто сразу учиться все делать правильно. Не ставя себе никаких барьеров но и не отжигая за пределом. На обычных городских скоростях, пробуешь передний в наклоне, задний, комбинируешь и тд. И когда придет понимание как ведет себя мотоцикл в той или иной ситуации, все вопросы и страхи сами отпадут.
По факту все можно. И тормозить в повороте с наклоном. И контрсвешивание практиковать. И даже при желании можно заднее в юз пустить. Благо это не страшно.
Тут главное просто сразу учиться все делать правильно. Не ставя себе никаких барьеров но и не отжигая за пределом. На обычных городских скоростях, пробуешь передний в наклоне, задний, комбинируешь и тд. И когда придет понимание как ведет себя мотоцикл в той или иной ситуации, все вопросы и страхи сами отпадут.
- AntonKatenev
- 24 июня 2019 в 18:36
- ↑
- ↓
По факту все можноМожно, конечно. Просто надо чувствовать предел сцепления колес с дорогой, он постоянно меняется от любого действия. Объяснить сложно, точнее сложно что-то понять из объяснений. А вот чувствуется очень хорошо. Если сцепление хорошо понятно, то можно делать многое, но в большинстве случаев надо делать все плавно и аккуратно.
Новичкам лучше в повороте никаких активных действий не предпринимать. Это потом придет.
На ДОП в поворотах надо обязательно оставлять себе запас для неожиданных маневров. Бывает всякое. Не стоит заходить в поворот на пределе, это не трек. Регулярно приходится в поворотах и тормозить, и объезжать что-то, и переключаться, да что угодно.
А почему не ушли на разделительную? Я, когда еду по широкой дороге — стал держаться разделительной полосы между рядами, так мне советовали многие знакомые и я таки их послушался. Так удобнее всего, и правда — дальше видно, а если потом или отдельная машина замедляется — ты просто смещаешься еще ближе к разметке и уходишь между машин, не оттормаживаясь в бампер. Друзья не обманули :)
На ТТК (и не только) есть участки, где можно разогнаться 80-100 между пробками, а перед пробкой я смещаюсь к разметке и заканчиваю торможение до 20-25 уже между машин, не насилуя АБС. Если я не рассчитаю с торможением, то оно все равно закончится не в машине, а в междурядье.
На ТТК (и не только) есть участки, где можно разогнаться 80-100 между пробками, а перед пробкой я смещаюсь к разметке и заканчиваю торможение до 20-25 уже между машин, не насилуя АБС. Если я не рассчитаю с торможением, то оно все равно закончится не в машине, а в междурядье.
Езда по середине основная ошибка. Косвенно спешка и попытка всех «дёрнуть» в шашечки, вместо того чтобы спокойно тошнить в левом, тем более через 5км все встанет и я между рядом все равно их дёрну.
Плюс я набирал скорость сильно в расчете что мадам обгонит грузовик и поедет вперёд. А она не поехала. Набирать надо было позже, ближе к грузовику — тогда бы и тормозить так не пришлось.
Плюс я набирал скорость сильно в расчете что мадам обгонит грузовик и поедет вперёд. А она не поехала. Набирать надо было позже, ближе к грузовику — тогда бы и тормозить так не пришлось.
- Takeda1977
- 24 июня 2019 в 17:09
- ↑
- ↓
Просто никого не надо дергать, надо ехать :)
+10-15 км. в час в быстром и суетном потоке, как иногда на МКАДе не дадут особого выигрыша во времени, зато приведут в суетной и нервной езде.
Ну лично у меня правило — подкрадываться к грузовикам слева не быстрее, чем на 30-40 км, чем едут они. А вдруг там впереди еще более медленный грузовик и его начнут резко обгонять?
+10-15 км. в час в быстром и суетном потоке, как иногда на МКАДе не дадут особого выигрыша во времени, зато приведут в суетной и нервной езде.
Ну лично у меня правило — подкрадываться к грузовикам слева не быстрее, чем на 30-40 км, чем едут они. А вдруг там впереди еще более медленный грузовик и его начнут резко обгонять?
- Muhdelovod
- 24 июня 2019 в 20:17
- ↑
- ↓
Вот тоже хотела об этом написать. Иногда, не рассчитав скорость при вхождении в поворот, приходиться подтормаживать, но это делается дозированно и без фанатизма
- AntonKatenev
- 24 июня 2019 в 20:22
- ↑
- ↓
В повороте вообще все делается дозированно и без фанатизма. Иначе повиснешь на отбойнике. А тормозить в повороте можно довольно серьезно, главное понимать, сколько остается сцепления с дорогой на сам поворот. Впрочем, это довольно легко нащупывается, сносы достаточно предсказуемы и вполне контролируемы, если не дергаться.
- Muhdelovod
- 24 июня 2019 в 20:31
- ↑
- ↓
Была ситуация, которая ясно дала понять, когда следует отпустить тормоза при срыве колеса. Сразу скажу, ощущения не из приятных, но с тех пор точно чувствуется этот самый момент, когда вот оно, сейчас настанет :) это очень помогло и научило, теперь это юзание задом не пугает, а предупреждает
- AntonKatenev
- 24 июня 2019 в 20:38
- ↑
- ↓
Да это обычная история, привыкаешь. На мокром иногда прилично зад сносит. Бывает что и без торможения.
- AntonKatenev
- 24 июня 2019 в 20:49
- ↑
- ↓
НА мокром все эти явления усиливаются, что нормально — сцепление меньше. Но чаще всего это из-за разметки, или чего-то в этом роде, на мокром сцепление может очень резко измениться.
Аквапланирование как раз довольно сложно в этих условиях получить, если резина нормальная. Но это обычно брык, и все, дальше на боку.
Аквапланирование как раз довольно сложно в этих условиях получить, если резина нормальная. Но это обычно брык, и все, дальше на боку.
- Muhdelovod
- 24 июня 2019 в 20:57
- ↑
- ↓
Не всегда на боку :) у нас как-то в 14 году хорошо так подтопило центральные улицы, я по привычке в обычном режиме влетела в это озеро и тут началось, закидало мот во всех направлениях, у меня сжалось всё, что только могло :) но, тормозить всё таки решилась, правда не «в пол», а нежно так и плавно… короче, обошлось :)
Теперь по воде езжу поскромнее
Теперь по воде езжу поскромнее
- AntonKatenev
- 24 июня 2019 в 21:07
- ↑
- ↓
Я имею в виду, что если в повороте аквапланирование поймать, то дальше на боку поедешь. А на прямой можно выправить. Кирпич конечно отложишь.
- Muhdelovod
- 24 июня 2019 в 21:25
- ↑
- ↓
В поворотах пока не попадались такие ситуации, даже проверять не хочется
- Takeda1977
- 24 июня 2019 в 22:42
- ↑
- ↓
Скорее всего аквапланирования и не было. Если бы было и ты бы тормозила, то эффекта от торможения бы не было никакого, ну кроме «бух» :)
- Fiords2008
- 24 июня 2019 в 21:04
- ↑
- ↓
А как у вас в мотошколе учили проходить скоростное маневрирование, без использования заднего тормоза?
- Fiords2008
- 24 июня 2019 в 22:52
- ↑
- ↓
Тогда странно. Если пользоваться только закрытием газа то в норматив уложиться будет сложно. У нас были Stels 250 если ничего не путаю
- AntonKatenev
- 24 июня 2019 в 18:41
- ↑
- ↓
Надо еще контролировать отрыв заднего. Но если есть антистоппи, то и этого не надо.
Вчера на Мульте из любопытства пробовал разные техники торможения. Электроника работает так, что особо никакой разницы нет, что одним тормозом пользоваться, что обоими, плавно тормозить, резко, нагружать переднее, не нагружать… тормозит примерно одинаково, даже клевка заметного нет. Больше всего помогает задницу в стойке назад переносить.
Вчера на Мульте из любопытства пробовал разные техники торможения. Электроника работает так, что особо никакой разницы нет, что одним тормозом пользоваться, что обоими, плавно тормозить, резко, нагружать переднее, не нагружать… тормозит примерно одинаково, даже клевка заметного нет. Больше всего помогает задницу в стойке назад переносить.
- AntonKatenev
- 24 июня 2019 в 18:56
- ↑
- ↓
с ним не надо уметь тормозить правильно?Соня, большинство навыков этого пресловутого «правильного торможения» — это просто навык недотормаживать, чтобы не дай бог не грохнуться. Это конечно здорово, но вообще говоря это действие, противоположное торможению.
Правильное торможение — это торможение на грани срыва переднего колеса. Сказать легко, сделать без АБС почти невозможно, особенно на реальной дороге, в непонятных условиях и в стрессе. А АБС именно это и делает, всегда.
Есть очень распространенная ошибка — на мотоцикле с АБС пытаются «правильно тормозить», в результате тормозной путь сильно вырастает. Знаю пару случаев, когда из-за этого случались аварии. Тормозить на таком мотоцикле надо до срабатывания АБС, если его нет — недотормозил. Ну и стоппи конечно контролировать.
- AntonKatenev
- 24 июня 2019 в 20:04
- ↑
- ↓
Не просто можно, а нужно. Впрочем, если комби бош девятка или что-то сравнимое, то можно и один, разницы особой не будет — он сам выравнивает давление в тормозных магистралях. Если вы не трогаете задний — он за вас это сделает, по полной программе.
- AntonKatenev
- 24 июня 2019 в 20:16
- ↑
- ↓
Вроде на HD в последнее время стали нормальные тормоза ставить. Но какой там блок АБС — не знаю. Тем более что настройки могут зависеть и от самого мотоцикла. На HD задний вполне рабочий, из-за особенностей геометрии и передней вилки.
У меня на мульте вообще похоже все равно, какой тормоз нажимать, во всяком случае в инструкции написано, что он сам использует оба, всегда. Проверить довольно сложно, там АБС такой, что хрен поймешь, когда срабатывает, на переднем еще чувствуется как-то, на заднем вообще незаметно. По сравнению с ним фазер на АБС прыгает как козлик. Тормозит, впрочем, примерно так же.
Самая прелесть современных АБС в том, что можно зажимать резко, раскачки переднего не будет. Это достает на более старых системах. Впрочем, тут от подвески и ее настройки много зависит.
У меня на мульте вообще похоже все равно, какой тормоз нажимать, во всяком случае в инструкции написано, что он сам использует оба, всегда. Проверить довольно сложно, там АБС такой, что хрен поймешь, когда срабатывает, на переднем еще чувствуется как-то, на заднем вообще незаметно. По сравнению с ним фазер на АБС прыгает как козлик. Тормозит, впрочем, примерно так же.
Самая прелесть современных АБС в том, что можно зажимать резко, раскачки переднего не будет. Это достает на более старых системах. Впрочем, тут от подвески и ее настройки много зависит.
- AntonKatenev
- 24 июня 2019 в 23:56
- ↑
- ↓
У твоего фазера абс работает грубовато, это довольно старая система. Не заметить сложно. Но проблем с ней нет, свою работу делает.
Надо поехать на площадку, когда сыро будет, и отработать торможение до срабатывания абс. Бояться не нало, ничего не случится.
Надо поехать на площадку, когда сыро будет, и отработать торможение до срабатывания абс. Бояться не нало, ничего не случится.
- AntonKatenev
- 25 июня 2019 в 8:57
- ↑
- ↓
Через пару дней сыро станет, приезжай на площадку, покажи класс торможения. Я тебе задам тормозную дистанцию на моте с абс, а ты попробвещь доказать свой тезис. Контакты эвакуатора и травматолога дам.
- Takeda1977
- 25 июня 2019 в 10:09
- ↑
- ↓
Зачем так больно? Все проще: если у мастера торможения сработал АБС — значит он проиграл. АБС можно поставить на минимальный режим.
ЗЫ. Имхо, обтормозить современные АБС сможет только действительно мастер и на идеальном покрытии.
ЗЫ. Имхо, обтормозить современные АБС сможет только действительно мастер и на идеальном покрытии.
- AntonKatenev
- 25 июня 2019 в 14:40
- ↑
- ↓
Проиграл — это когда или шлепнулся, или в кого-то приехал :) А как вы собираетесь срабатывание АБС отслеживать, я даже не знаю. На мульте вообще иногда не поймешь, сработала или нет, особенно на заднем. Тем более там еще и антистоппи работает, это как вообще считать? :)
На дорогах у нас к сожалению не мастера, и покрытие не идеальное.
На дорогах у нас к сожалению не мастера, и покрытие не идеальное.
- elrojomacho
- 25 июня 2019 в 17:30
- ↑
- ↓
ну справедливости ради, переключаясь на пониженную в наклоне можно кирпичика отвалить… )
- AntonKatenev
- 25 июня 2019 в 17:33
- ↑
- ↓
Сцепление в наклоне не надо резко бросать, тогда и кирпич останется на месте :) В повороте вообще не надо совершать резких телодвижений, аккуратнее.
- Takeda1977
- 25 июня 2019 в 17:35
- ↑
- ↓
С современными квиками очень замечательно понижается, плавненько и мягенько, да еще и с перегазовкой. У меня уже почти привычка в затяжных поворотах дощелкивать передачи вниз уже после начала руления.
Может, я что-то делаю не так, но мотоцикл идет прямо как по ниточке
Может, я что-то делаю не так, но мотоцикл идет прямо как по ниточке
да, ребят, в 2019 году уже нет проблем с торможением. комби тормоза и абс решают. вы просто не представляете, как тормозит моя бэха. еслиб все были на современных мотоциклах, минус одинов убавилось бы на порядок. жаль что некрояпы это 90% мотопарка. поэтому всем настоятельно советую при первой же возможности обновить мот до абс+трекшн. пусть не литр, а 650, но с помошниками.
- Takeda1977
- 25 июня 2019 в 12:19
- ↑
- ↓
Прав-то прав. Только не переоценивайте эффективность тормозов — это главное :)
- AntonKatenev
- 29 июня 2019 в 18:41
- ↑
- ↓
На очередного новичка снизошло откровение… поговорим сезонов через пять, когда розовые сопли немного подберутся.
С такими способностями предсказания идите лучше на биржу играть, станете миллиардером через пару недель, да и риска меньше. А на мотоцикле вам не стоит ездить, полагаясь на свои способности что-то там предсказывать, и опыт. Потому что нет ни того ни другого.
Удивительное дело, чем меньше у человека в голове, тем он больше склонен на нее полагаться. А по факту сейчас, да и еще довольно долго в будущем, именно ваши способности чего-то контролировать на дороге — как раз самое слабое место.
С такими способностями предсказания идите лучше на биржу играть, станете миллиардером через пару недель, да и риска меньше. А на мотоцикле вам не стоит ездить, полагаясь на свои способности что-то там предсказывать, и опыт. Потому что нет ни того ни другого.
Удивительное дело, чем меньше у человека в голове, тем он больше склонен на нее полагаться. А по факту сейчас, да и еще довольно долго в будущем, именно ваши способности чего-то контролировать на дороге — как раз самое слабое место.
- Vulcanolog
- 26 июня 2019 в 19:53
- ↑
- ↓
Нужно и ролики смотреть, и тормозить уметь, и мот с абс иметь, но не всегда это всё удаётся совместить.
Человек который скажем так умеет тормозить и сядет на мот с абс, будет это всё использовать на максималку. А вот тот который ничего не знает и знать не хочет и бездумно положиться на машину… в ситуации одной на миллион, ничего не сможет сделать.
Человек который скажем так умеет тормозить и сядет на мот с абс, будет это всё использовать на максималку. А вот тот который ничего не знает и знать не хочет и бездумно положиться на машину… в ситуации одной на миллион, ничего не сможет сделать.
- AntonKatenev
- 26 июня 2019 в 22:14
- ↑
- ↓
Очередной пример бессмысленных рассуждений на эту тему.
Умение тормозить, в том виде, в котором его практикуют 99.99% мотоциклистов (в том числе и автор сего комментария) — это всего лишь некоторый навык дозировать тормозное усилие, чтобы не дойти до предела сцепления колеса с дорогой и не грохнуться. Торможение от такого дозирования, естественно, страдает — усилие применяется недостаточное. Никакого улучшения торможения от этого умения нет, и быть не может, потому что торможение тем лучше, чем оно сильнее. В большинстве случаев все определяет чувство страха и авось.
На мотоцикле с АБС дозировать усилие не нужно, АБС это делает самостоятельно, причем гораздо лучше человека. Поэтому естественно, что грамотный мотоциклист будет тормозить до срабатывания АБС (это наиболее эффективный метод в данной ситуации), а не будет пытаться применять свои навыки ручного дозирования тормозного усилия — это только навредит.
И не надо пожалуйста апеллировать к ситуациям «одна на миллион». Ситуации, когда мотоциклисты попадают в аварии, и даже погибают именно из-за отсутствия АБС, гораздо чаще, чем одна на миллион. А ситуации, когда кто-то разбился оттого, что АБС есть, науке не известны, и не надо их придумывать на ходу — воображение плохой помощник и в дискуссиях, и тем более на дороге. Зато есть совершенно реальные случаи, когда АБС как раз был, и работал, но «навыки» (а точнее страх перед торможением) победили, и люди попали в аварию. Чего не было бы, дай они спокойно работать электронике.
И не надо пожалуйста придумывать какие-то мифические опасности, которые грозят людям, купившим технику с АБС. Статистика говорит ровно об обратном — они намного реже погибают.
Проще говоря — не придумывайте херни.
Умение тормозить, в том виде, в котором его практикуют 99.99% мотоциклистов (в том числе и автор сего комментария) — это всего лишь некоторый навык дозировать тормозное усилие, чтобы не дойти до предела сцепления колеса с дорогой и не грохнуться. Торможение от такого дозирования, естественно, страдает — усилие применяется недостаточное. Никакого улучшения торможения от этого умения нет, и быть не может, потому что торможение тем лучше, чем оно сильнее. В большинстве случаев все определяет чувство страха и авось.
На мотоцикле с АБС дозировать усилие не нужно, АБС это делает самостоятельно, причем гораздо лучше человека. Поэтому естественно, что грамотный мотоциклист будет тормозить до срабатывания АБС (это наиболее эффективный метод в данной ситуации), а не будет пытаться применять свои навыки ручного дозирования тормозного усилия — это только навредит.
И не надо пожалуйста апеллировать к ситуациям «одна на миллион». Ситуации, когда мотоциклисты попадают в аварии, и даже погибают именно из-за отсутствия АБС, гораздо чаще, чем одна на миллион. А ситуации, когда кто-то разбился оттого, что АБС есть, науке не известны, и не надо их придумывать на ходу — воображение плохой помощник и в дискуссиях, и тем более на дороге. Зато есть совершенно реальные случаи, когда АБС как раз был, и работал, но «навыки» (а точнее страх перед торможением) победили, и люди попали в аварию. Чего не было бы, дай они спокойно работать электронике.
И не надо пожалуйста придумывать какие-то мифические опасности, которые грозят людям, купившим технику с АБС. Статистика говорит ровно об обратном — они намного реже погибают.
Проще говоря — не придумывайте херни.
- Vulcanolog
- 26 июня 2019 в 23:15
- ↑
- ↓
Ещё раз, для тех кто под танком..., мотоцикл с абс ЕСТЕСТВЕННО ЛУЧШЕ, но у кого нет абс приходится УЧИТСЯ ТОРМОЗИТЬ, не о каких опасностях лично я ничего не говорил, купили мот с абс и в каждом коменте топите за это? Отлично. Статью я не читал, и что там автор учит и кого я не знаю, я ответил исключительно на один комент и уж точно не Вам. Жмите дальше на свою ручку тормоза бездумно, наш Вы 0,01 процентник…
- AntonKatenev
- 26 июня 2019 в 23:28
- ↑
- ↓
Методика торможения на мотоцикле без АБС и на мотоцикле с АБС отличаются. Это не имеет никакого отношения к «бездумно». «Бездумно» — это пытаться дозировать усилие на мотоцикле с АБС. И такое бывает, довольно часто, с плохими последствиями. Не от большого ума, и не от большого опыта.
Поэтому, не надо думать, что «умение тормозить» вам чем-то поможет на нормальной технике. Ничем не поможет. А вот помешать может, и это реально случается. Людей приходится переучивать.
Поэтому, не надо думать, что «умение тормозить» вам чем-то поможет на нормальной технике. Ничем не поможет. А вот помешать может, и это реально случается. Людей приходится переучивать.
- AntonKatenev
- 25 июня 2019 в 14:36
- ↑
- ↓
еслиб все были на современных мотоциклах, минус одинов убавилось бы на порядокНе на порядок, но примерно раза в два. Для России наверное даже побольше, чем в два (особенности мотопарка, движения, и состояния дорог). Есть дофига исследований на эту тему. Для России, к сожалению, не проводили.
Из того что реально помогает по статистике — АБС, потом комби, немного ТС.
А мне нравится выражение одного автоинструктора, почерпнутое где-то в глубинах энторнета: «Нет понятия „экстренное торможение“, есть понятие „прое@ал“. И это правда. Береженого бог бережет. Береженый учится тормозить со скорости на которой ездит. Береженый выбирает мотоцикл с АБС. Береженый ездит осторожно и уважает других участников движения, даже гребанных велосипедистов. Если береженый тормозит, то всегда заранее, и если срабатывает АБС, то это понятие „прое@ал“) Такое мое мнение и оно может отличаться от вашего:)
- AntonKatenev
- 25 июня 2019 в 17:15
- ↑
- ↓
Проблема в том, что прое… на дороге может и другой водитель. А вы потом будете расхлебывать. Именно на этот случай и нужно экстренное торможение, а не для того, чтобы постоянно исправлять собственные ошибки. Впрочем, оказаться в ситуации когда даже собственную ошибку нельзя исправить, не пожелаешь никому.
Это только на треке все бывает более или менее предсказуемо, все торможения плановые, и все можно запланировать заранее. На дороге совсем не так. Многие верят, что все контролируют, но жизнь потом все расставляет на свои места.
Так что ни в коем случае нельзя пренебрегать ни пассивной, ни активной безопасностью, даже если вы ездите очень медленно и аккуратно. Вы не одни на дороге. Да и сама дорога может преподнести сюрпризы, тут вам не Германия и не Австрия. Но даже там АБС спасает дофига жизней.
Это только на треке все бывает более или менее предсказуемо, все торможения плановые, и все можно запланировать заранее. На дороге совсем не так. Многие верят, что все контролируют, но жизнь потом все расставляет на свои места.
Так что ни в коем случае нельзя пренебрегать ни пассивной, ни активной безопасностью, даже если вы ездите очень медленно и аккуратно. Вы не одни на дороге. Да и сама дорога может преподнести сюрпризы, тут вам не Германия и не Австрия. Но даже там АБС спасает дофига жизней.
- Takeda1977
- 25 июня 2019 в 17:19
- ↑
- ↓
«Нет понятия „экстренное торможение“, есть понятие „прое@ал“.
Концептуально, для подготовки водителей очень правильно. Из категории «самурай должен представить, что он уже мертв [и тогда он нафиг покрошит всех в капусту и не будет сцать]» :)
Антон и quoter, несомненно, правы.
Добавлю, что экстренное торможение надо тренировать еще и потому, что это просто элемент управления мотоциклом и достаточно важный, даже если ты супер-внимателен. Надо знать и уметь пользоваться возможностями своей техники
- AntonKatenev
- 25 июня 2019 в 17:29
- ↑
- ↓
Я бы сказал что самый важный маневр, во всяком случае с точки зрения безопасности. Отличий от других маневров у него два. Первое — экстренное торможение, в отличие от других маневров, всегда бывает неожиданно, и не тогда, когда ты к нему готов, и чего-то там напланировал, и условия позволяют. На то оно и экстренное. Второе — можно плохо поворачивать, плохо разгоняться, или плохо джимханить. Но нельзя сделать плохое экстренное торможение, потому что в его конце может быть ваша жизнь.
Научитесь экстренно тормозить, и вы очень сильно снизите вероятность того, что с вами что-то случится. Рассуждениями о том, что это лично вам не надо, ничего тут не сделаешь, не тратьте на это время. Эти рассуждения в случае чего никак вам не помогут. Да, на мотоцикле без АБС этому научиться очень непросто, но вы сами такой купили, никто не заставлял. А если АБС есть, особенно учиться не придется, просто надо попробовать и освоиться. И не бояться потом тормозить.
Научитесь экстренно тормозить, и вы очень сильно снизите вероятность того, что с вами что-то случится. Рассуждениями о том, что это лично вам не надо, ничего тут не сделаешь, не тратьте на это время. Эти рассуждения в случае чего никак вам не помогут. Да, на мотоцикле без АБС этому научиться очень непросто, но вы сами такой купили, никто не заставлял. А если АБС есть, особенно учиться не придется, просто надо попробовать и освоиться. И не бояться потом тормозить.
Соглашусь. Но между тем в классической книге по безопасности дорожного движения, написанной для автомобилистов в первую очередь, сказано: использование тормоза — верный признак неправильно выбранного скоростного режима. Правильный выбор скоростных режимов и грамотное их чередование вообще не требует тормозов, и это один из критериев правильного, то есть безопасного вождения. И это вовсе не опровергает необходимость учиться тормозить. И экстренно тормозить нужно уметь.
- AntonKatenev
- 26 июня 2019 в 14:47
- ↑
- ↓
Вот когда на дороге будут одни роботы ездить, тогда и можно воплощать в жизнь эти ванильные принципы. А пока на дороге обычные люди, надо уметь уворачиваться от того, что эти люди там творят. И никакой «правильно выбранный скоростной режим» тут не поможет.
Я думаю, книга просто ну очень классическая. Годов так 30-х.
Чтобы ездить без тормозов, даже на мотоцикле, нужно держать хорошую такую дистанцию. А сделать это невозможно, так как перед тобой сразу встроится целая вереница машин и придётся снова увеличивать дистанцию. В итоге при нынешнем движении на 5 часов езды придётся стоять 4 часа и 50 минут, ожидая, пока появится дистанция.
А на авто торможение двигателем вообще никакущее. Не представляю, как там можно не тормозить.
Если речь была всё-таки про экстренное торможение, тогда возможно. У меня последнее экстренное торможение уже и не помню когда было.
Чтобы ездить без тормозов, даже на мотоцикле, нужно держать хорошую такую дистанцию. А сделать это невозможно, так как перед тобой сразу встроится целая вереница машин и придётся снова увеличивать дистанцию. В итоге при нынешнем движении на 5 часов езды придётся стоять 4 часа и 50 минут, ожидая, пока появится дистанция.
А на авто торможение двигателем вообще никакущее. Не представляю, как там можно не тормозить.
Если речь была всё-таки про экстренное торможение, тогда возможно. У меня последнее экстренное торможение уже и не помню когда было.
А меня всегда интересовал феномен использования слова «положить» вместо слова «уронить». Я уже не будут вступать в срач на тему идиотизма с «последний» и «крайний».
Положить — это свое тело на шезлонг или подругу на кровать :) То что описано в тексте, это «уронил нах*й и слегка раздолбал». Или я просто не в этой секте, поэтому говорю уронил?
Положить — это свое тело на шезлонг или подругу на кровать :) То что описано в тексте, это «уронил нах*й и слегка раздолбал». Или я просто не в этой секте, поэтому говорю уронил?
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (149)
RSS свернуть / развернуть