Проект продается, 60 000 USD [email protected]

Блог им. Alekthunder → Скарвер. Продолжение истории.

часть 2

Нашёл решение проблемы с подключением к блоку ЭБУ мотоцикла и решил заодно дописать историю, благо, не такой уж большой промежуток остался до нынешних времён.

Итак. Проблемы с включением передач и сцеплением после замены подшипников ушли. Точно не знаю причину, но все они проворачивались неровно и с характерным хрустом, будто бы в картер попал песок или нечто вроде того. Каких-то ещё странных вещей обнаружено не было, поэтому, двигатель был собран, поставлен обратно на мотоцикл и начался следующий сезон.

После простоя мот поехал значительно веселее, однако, странная проблема с самопридушиванием мотора с течением времени осталась. Тогда я ещё мало что соображал и на вопрос, что происходит, мог сказать только «плохо едет», сейчас же могу добавить, что хорошо едет только в одном, очень узком диапазоне, примерно с 3000 до 3500 об.мин, до этого он ещё не тянет, а потом уже не тянет. Будь у него классическая схема зажигание, можно было бы сказать, что отвалилось опережение или что-то в этом духе. Короче, как-то оно ездило, но ездить было временами не очень приятно, поэтому, я постоянно предпринимал какие-то действия, чтобы выяснить, что же происходит, например, за то время, что мот стоял в гараже, полностью перебрал и перемотал весь жгут проводов, благо он относительно небольшой. Данную проблему это не решило, но, неожиданно мот перестал глохнуть на холостых в туман и дождь (родовая проблема F-серии с одной свечой, связанная, как говорят, с излишне бедной смесью, задаваемой излишне экологичной прошивкой, что сожрала лошадей, динамику и увеличила расход), видимо, в моём случае виноват был неконтакт где-то в этих вечно заляпаных грязью разъёмах.

За это время я выяснил, что мототехника это крайне опасная штука — даже если он просто стоит на стоянке, и никого не трогает это ещё ничего не значит! )) Стоянка у нас необычная, тех, кто ставит там личный транспорт совсем немного, большую часть площади занимает авторазборка, стоянка небольших фур и пары единиц строительной техники (миниэкскаваторы) и база автобусов-международников, у которых там есть свои мастерские и эстакада. Эта эстакада стоит выше и правее поднятой на сваях и бетонных блоках на полтора метра над землёй будки охранника(под которой обычно стоит мой мот) и смотрит прямо на выезд со стоянки. Воот, и как-то один умник загнал свой автобус на эту эстакаду, полез налаживать тормоза, и то ли башмак он криво положил, то ли вообще про него забыл — история об этом умалчивает, но факт остаётся фактом — автобус сорвался с эстакады и поехал не в сторону ворот, не на припаркованные автомобили, а прямиком в эту самую будку. Будку отшвырнуло на метр назад и, судя по следу оставшемуся от удара, возьми этот сумасшедший автобус на метр левее, я уже был бы счастливым обладателем груды пожёванного металла и пластика. А так мотоцикл просто упал на бок и в невозвратные потери ушла монтажная панель самого поганого, самого дешманского и самого китайского из всех китайских заднего кофра. Так что, горе-водителю, который потом компенсировал мне стоимость этой штуки очень сильно повезло. А ещё повезло охраннику, который как раз незадолго до этого из этой самой своей будки вышел :)

В августе прошлого года произошла действительно серьёзная поломка — рассыпался на ходу подшипник в ступице заднего колеса, прямо в повороте подклинив колесо и я там же чудом не грохнулся. На следующий день даже на работу ездил, и только под вечер проявился невыносимый треск с задней оси и, вывесив его я обнаружил, что оно а) практически не крутится и б) при вращении здорово так гуляет туда-сюда. Был бы это обычный мотоцикл, дело бы решилось максимум за неделю, но это же БМВ, конструкторы которого не ищут лёгких путей. Во-первых, чтобы добраться до подшипников, надо снять приводной шкив. Мануал говорит, что это можно сделать голыми руками и, судя по некоторым видео в тубе, это действительно так — он снимается одним пальчиком после того, как вы отдатите здоровенную гайку, затянутую с моментом под 150 Нм — но, только если это новый мотоцикл! На старом мотоцикле этот шкив настолько плотно прирастает к оси, что снять его становится проблематично даже официалам — мужик с английского форума писал, что они месяц ждали какой-то спец-тул из Германии. У меня спецтулов не было. Подручными средствами снять его на стоянке не получалось — там всё на весу, всё ходит тудым-сюдым, и большого усилия толком приложить не получалось. Тогда я, открутив задний маятник вместе с этим шкивом и оставив мот на кирпичах централке с заблокированным передним торомозом, притащил маятник домой, нормально так зафиксировал и сначала попробовал достать шкив при помощи реечного домкрата.

Под бескомпромиссным усилием, по-моему, в 1.2 тонны шкив крякнул и распрессовался, оставив на валу свою вторую половину — драйвер, который, будто бы злорадно на меня уставился, ожидая, что я буду делать с этим дальше, ибо, чтобы достать ступицу надо снять шкив целиком. Я несколько дней ходил вокруг этого драйвера, думал, прикидывал и, в конце концов решив, что в случае чего заказать ступицу в сборе б.у. с ебеев всегда смогу взял в руки кувалду на 1.5 кг, деревянный брус в качестве проставки, газовую горелку и сшиб-таки эту гадость деталь с оси. Однако, как вы наверное уже догадались, бемеве было бы не бемеве, если бы не подложило презренному гаражному (хотя почему гаражному, у меня ж нет гаража) домашнему мастеру-колхознику очередную агроменную свинью, свиньищу даже, я б сказал — мало было достать ступицу, её ещё надо распрессовать, а запрессована ось в подшипники с очень большим усилием. И, как вы понимаете, ни один стандартный съёмник который вы можете найти в ближайшем магазине, для этого дела не подходит, т.к. им всем не хватает ширины зоны захвата. Нужно найти огромный двухлапый съёмник, либо делать свой.

Одновременно с механической частью я занимался электронной и программной частью. Меня беспокоил тот факт, что никак не получалось установить связь с блоком управления. Нужно было мне это сделать по трём причинам а) мониторинг состояния датчиков, т.к. было подозрение, что чудеса с мотором творятся из-за того, что один из них отваливается б)прокачка блока АБС, т.к. подходит срок замены гидроцилиндров — впрочем, как мне тут уже подсказали, это не обязательно, можно качать и так, ибо клапана в блоке в нормальном состоянии открыты и, по мере чтения описания этого самого ЭБУ появилась ещё одна в) сброс адаптаций датчиков. Во-первых, я датчики собираюсь менять, а во-вторых… а во вторых, бывший хозяин, очевидно, ездил некоторое время на каком-то устройстве типа пауэркоммнадера, в обход ЭБУ (обрезанный и запаянный датчик температуры воздуха, обломанные «усики» разъёмов на впускном коллекторе — мать твою, какой же ты был криворукий урод, бывший хозяин), которое он потом снял и продал отдельно, а что накопил у себя в разделе адаптаций за это время мозг мотоцикла никому не известно.

Короче, задача была поставлена и я начал её решать. Начал решать с верхнего софта, коего перебрал, наверное, версий 10ть. Процесс был муторный — полдня эта штука качается, потом я её пару часов ставлю, потом выясняется, что либо оно не работает вообще (возможно, из-за того, что я накосячил с отнюдь не тривиальным процессом настройки) либо не видит ЭБУ. Найдя наконец «ну точно рабочую версию» софта я взялся за самодельный K-Line переходник, который как я точно помню пару лет назад с мотом коннектился. Разобрался как подключить блок на столе (как понимаете, мот стоит на стоянке, а бегать туда зимой с компом то ещё удовольствие), спаял переходники — нет связи, хоть тресни.

Тогда я подключил к делу тяжёлую артиллерию — приволок ЭБУ со всеми шнурками и компом на работу, подключил к лабораторному блоку питания и начал смотреть осциллографом — было видно, что посылка по К-линии идёт, и ЭБУ даже что-то там пытается отвечать, но связи всё равно нет. Тогда я собрал на отдельной макетке саму микросхему интерфейса ISO9141 и начал жестоко пытать её и, через некоторое время понял, что нельзя просто так взять схему из интернета и спаять её. В моей схеме адаптера была критическая ошибка — автор её решил использовать вместе с К-линией ещё и Л-линию и завёл её выход на выход лини К. Замкнул друг на друга RX и LO, RX же, на которо должно в норме висеть 5Вольт радостно присел на землю и работать перестал. В итоге, стоило мне разорвать эту порочную связь отпаяв лапку LO от платы и приподняв её в воздух, как всё заработало.

вот так выглядит фрагмент запроса от верхнего софта

а вот фрагмент ответа ЭБУ, который почему-то не дотягивает линиию до 0.
На вопрос, а как же эта штука работала раньше ответ один — мне просто повезло и при сборке платы я, видимо, не пропаял хорошо эти самые контакты. А потом, когда переделывал этим летом плату преходника под проект на работе (её можно использовать как обычный переходник USB/UART), я эту «ошибку» исправил.
Вот, собственно, история и добралась до нынешнего времени )
  • AlekthunderAlekthunder
  • Александр Карлов
  • 26 марта 2020 в 11:23
  • 2
  • ?

Комментарии (14)

RSS свернуть / развернуть
+1
Merfi
Экземпляр тебе попался неудачный. У меня был 650CS, мне нравился.
0
Alekthunder
Мне он тоже, в принципе, нравится — когда у него нет загонов, то едет очень приятно. Да, именно что не повезло с конкретным экземпляром. Думаю, за то время и средства, что я на него потратил, можно уже было бы какой-нибудь раздолбанный дедушкин «Урал» до ума довести )
+3
YURIK64
Ничего не понимаю в электрике, но прочитал до конца. Считаю, что люди соображающие во всем этом гении или засланцы из других цивилизаций! )) Автор точно один из них! Все у тебя получится! Удачи тебе!!!
0
Alekthunder
Спасибо ) Я надеюсь, он у меня всё-таки поедет как надо :)
+4
rybolovlev
Здорово, тоже cs владею, компом ещё не подключался, есть желание но времени нет, да и большой необходимости тоже. Вроде так диагностируется всё, можно сказать на коленке мультиметром. Единственное из серьёзного чинил у себя панель приборов, фару переделывал с японского на наш свет (шторку переделывал в линзе). Шкив задний у меня нормально снимался, был на нём люфт в демпферах, но вылечился трёхдневный масляно -уайтспиритовой ванной, до сих пор всё с ним отлично уже 2 сезона. А так мот отличный для каждодневного использования.
0
skitchen
А я под демпфера подлаживал резиночки с полиуретана. Спасибо за такой способ )
0
Alekthunder
Если он нормально ездит, то и не нужно вобщем-то ) Подключение к компу требуется в случае замены датчиков, запуска процедуры прокачки блока АБС и в случае если возникают подозрения на сбои в работе датчиков, ибо даже лампочку «чек» немцы на приборку не вывели — а тот же кислородный датчик на нашем бензине помереть может на раз, как говорят.
Фару тоже хочу переделать, очень мне не нравится этот «лепесток» на встречке и тёмная обочина, но чёт стремаюсь пока в духовку её засовывать… а феном разобрать, судя по картинка с инета, у народа раз на раз получается.
0
madox
День добрый. А какой люфт допустим и каков рецепт ванны?
+2
skitchen
А подшипники в задней ступице можно промазать для профилактики, аккуратно просверлив пыльник очень тонким сверлом и «подкачав» внутрь немного смазки новой. и заклеить отверстие. Спресовывать их тот ещё геморрой.
0
Alekthunder
Про смазку идею понял, спасибо, но мне мазать уже поздно ) Там, по всей видимости, уже произошло разрушение подшипника.
0
rybolovlev
До подшипников в задней ступице для смазки добираться плохо. Сальники там, придется их убивать. Да и никчему. Ставить нормальные комплект и ездить. Да не дёшево, но оно того стоит.
0
leonid8185
Приводной шкив снимается двумя пальцами, если открыть глаза и снять шайбу под ней будет сальник, а под сальником стопорное кольцо!!!, прессовать там ни чего не нужно.
0
Alekthunder
Нет, это стопорное кольцо держит исключительно подшипник в самом шкиве, его не нужно доставать если не собираетесь выпрессовывать сам этот подшипник. Шкив крепится к валу исключительно гайкой которая прижимает бутерброд крышка шкива+драйвер к эксцентрику через проставку и сальник. Посмотрите внимательно — проточка под кольцо идёт по наружней стороне подшипника, а на драйвер подшипник посажен внутренней стороной и с этой внутренней стороны нет никаких стопоров.
Будь иначе, я просто не смог бы его снять никаким домкратом — эти кольца держат чудовищную нагрузку, у меня скорее крышку шкива бы порвало.
здесь был ататат

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. Alekthunder, Скарвер. Продолжение истории.