Блог им. WhiteMotard → «Жерар», «Паук» и другие самокаты
Вслед за выставкой советских мотоциклов в Верхней Пышме открылась экспозиция военных велосипедов различных эпох. Впрочем, велосипедами их назвали далеко не сразу…
«Паук» из Бирмингема
От предложения устроить тест-драйв владелец этого раритета, несмотря на отличное техническое состояние экспоната, категорически отказался. Поймите душу коллекционера: в России не наберется и десятка «пауков» 1885-87 годов выпуска, а этот, производства «BSA» — «Birmingham Small Arms Co», очевидно, в единственном экземпляре.
Пауком эту машину прозвали за мерцающие спицы огромного переднего 52-дюймового колеса. Мне так и не удалось выяснить, как взбирались на него пилоты, очевидно, на высоте нелегко было сохранить равновесие, да и резиновых шин тогда не изобрели, обходились пеньковыми канатами.
В боевой обстановке «паука» первыми испытали французы: в 1871 году во время осады Бельфора самокатчиков использовали в качестве посыльных, лошадей не хватало! Милитаристская фантазия разгоралась, всерьез рассматривали замену кавалерийских частей самокатчиками, а также прорабатывали вопрос усиления боевой мощи велосипеда.
Чикагский, безопасный
На смену неустойчивым паукам вскоре пришли так называемые безопасные самокаты — «Safety». Представленная в экспозиции модель изготовлена в Чикаго, на заводе «Templar Cycle Co», в 1890 году.
Несмотря на почтенный возраст, «безопасный велосипед» близок к современным моделям, у него надежная трубчатая рама, интегрированная в раму каретка, колеса одинакового диаметра. От привычного «велосипеда» «самокат» отличает лишь передача без свободного хода, педали во время движения вращаются постоянно.
У «safety» литые шины, узкие, предназначенные для скоростной езды по хорошим асфальтированным дорогам. Такие самокаты использовались в войсках лишь до появления специальных армейских велосипедов.
Сокровище капитана Жерара
Армейский велосипед должен быть складным и переноситься за плечами, как солдатский ранец. Именно такую конструкцию создал в 1895 году капитан 87-го пехотного полка французской армии Анри Жерар. Всего через год, после испытания на войсковых маневрах, самокат был принят на вооружение.
А еще через год, в 1897, «Жерара» испытали в России. Для наших просторов «Капитан» не сгодился. Комиссия под председательством полковника А.А. Перекрестова отметила малый диаметр колес, значительное время складывания, слабые тормозные системы, излишний вес конструкции. Протокол испытаний был отправлен Жерару.
Спустя короткое время все выявленные недостатки были устранены! Российское военное ведомство вновь приобрело пробную партию этих велосипедов и, проведя новые испытания, приняло велосипед на вооружение, после чего в России приступили к созданию самокатных частей. Наибольшее количество «Русских Жераров» было закуплено в 1914 году — 12000 шт. на сумму 1128000 рублей. В те времена не опасались заимствований: на погонах русских самокатчиков — французский «Жерар».
Успех французского велосипеда породил множество последователей. Подобные складные модели изготавливались во многих европейских странах. На выставке в Верхней Пышме представлен военный велосипед образца 1912 года производства миланской фирмы «Bianchi».
В этом старинном велосипеде реализована практически современная амортизационная система. Она расположена на переднем колесе, и установлена с обеих его сторон, еще один амортизатор сзади.
Данная модель отличается своей редкостью, известно о двух существующих в России экземплярах. Тем более необычна история этого «итальянца»: выпущенный в 1915 году, он применялся в элитных частях итальянских Берсалиеров в обеих мировых войнах. После разгрома фашистской группировки под Сталинградом велосипед был взят в качестве трофея. После войны использовался советским офицером в быту, но показался все же слишком тяжелым, отчего был заброшен на чердак, да так и пролежал там до 2013 года!
Настоящий горный
Швейцарский армейский велосипед «МО-05» был принят на вооружение в 1905 году. Представленный экземпляр в отличном состоянии: детали оригинальные, пройдены все ТО, велосипед практически не использовался и находился на складах с момента изготовления в 1942 году.
Швейцарские велосипедные части были организованы по принципу ополчения: пройдя 90-дневную подготовку, новобранец убывал со всем обмундированием, оружием и велосипедом домой, откуда, при необходимости, являлся на призывной пункт. По большей части, велосипедисты охраняли границы Конфедерации.
Особенности рельефа потребовали применения мощных тормозных механизмов. На «МО-05» тройная тормозная система: заднее колесо останавливается барабанным тормозом и обратным ходом педалей, переднее — тормозом, сверху упирающимся в покрышку колеса.
Без каких-либо изменений, если не считать смену стандарта светотехники, модель «МО-05” использовалась в швейцарской армии 90 лет — до 1993 года.
9 мая 2015 года в музее «Боевая слава Урала» откроется железнодорожная экспозиция. Уже построено здание станции времен II мировой войны, за основу взята станция уральского города Ревда. Рядом с вокзалом водонапорная башня и 5 железнодорожных путей. На первом санитарный эшелон, на втором состав с эвакуированным предприятием. На третем пути бронепоезд «БП-43», состоящий из бронированного паровоза, четырех бронеплощадок и двух зенитных установок. Четвертый путь занимает воинский эшелон с артиллерийскими орудиями. На пятом — паровоз серии «ОВ» и две платформы.
Скоро лето, готовьте маршруты, которые позволят заглянуть на Урал: увидеть Невьянскую наклонную башню и чугунный храм в Быньгах, древний Верхотурский кремль и таинственную гору Азов, съездить к настоящим горщикам в Мурзинку и прокатиться по Самоцветному кольцу. Для самых отчаянных откроется Северный Урал. Двухколесным путешественникам, как обычно, помощь в размещении и текущем ремонте.
- WhiteMotard
- Вадим Белошедов
- 7 апреля 2015 в 21:22
- 2
- +15
- WhiteMotard
- 8 апреля 2015 в 23:31
- ↑
- ↓
надо съездить. Я за пару лет всю экспозицию не обошел, каждый раз делают что-то новое, отчего зависаешь возле какого-нибудь особенно крутого экспоната.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (11)
RSS свернуть / развернуть