Проект продается, 60 000 USD [email protected]
Путешествия
  • Пробег для публикации поста в сообщество: 15.00 км
  • Читателей: 4285 | Постов: 2504 +1

Данный блог создан для публикации рассказов, фото и видео отчетов о путешествиях на любой мототехнике.

Путешествия → Красоты Урала. Верхотурский пилигрим


Продолжу тему коротких мотопутешествий по родным краям. Мы осмотрели Невьянскую наклонную башню, побывали в чугунном храме в Быньгах и в гончарной мастерской в Нижних Таволгах. Видели Пряничный домик. Сегодня, двигаясь по тому же Серовскому тракту, домчим до Верхотурья…

Несостоявшаяся столица
Промелькнувшая лет десять назад в свердловском телеэфире идейка наделала много шуму. Конечно, не каждый день предлагают областной центр перенести из уютного Екатеринбурга в суровое Верхотурье. Сойдясь во мнении о крайней необычности данного предложения, различные политические силы в ярких красках представляли кортежи, мчащие на заседания различных комиссий рано утром и возвращающиеся под вечер, с чувством исполненного перед народом долга, домой. Некоторые горячие головы пошли дальше и предложили, чего уж там, и Москву перенести в Екатеринбург, но только не полностью, без жителей, а лишь в ее столичных, так сказать, прерогативах. Логика, на которую напирали экспериментаторы, была очевидна: Екатеринбург находится на стыке Европы и Азии, а это означает, что политика нашего государства может приобретать тот или иной оттенок, смотря, какие ветры в мире дуют. Москва же однозначно относится к Европе, что, согласитесь, весьма сковывает ее в дипломатическом маневре.
Между тем, никого из, в шутку ли, всерьез обсуждавших возможное возвышение Верхотурья, не удивил выбор этого городка в качестве административного центра Свердловской области. До революции Екатеринбург весил мало, и лишь трагические события в Ипатьевском доме изменили мерное течение жизни стотысячного уездного города. Верхотурье же, в свои времена, было знаменито повсеместно. Это были ворота в Сибирь, таможня, миновав которую можно было загреметь в кандалы и уж точно лишиться всего движимого мимо царского ока имущества.
Немного в России было построено Кремлей, один из последних, в 1703 году – в Верхотурье.

Уральские пельмени
Осмотрев новую утепленную экипировку и высунув нос на улицу, я обнаружил, что дождь уже закончился. До Верхотурья километров триста, наверняка в дороге снова польет. Прошли уже те романтические времена, когда свежий ветер в лицо выдувал все дурные мысли. Сегодня стараюсь не переохлаждаться.

Залив бензина по самую горловинку и с грехом пополам натянув непромокаемые краги, выезжаю из Екатеринбурга. Предполагаю, что следующую остановку сделаю за Нижним Тагилом. Однако, как говорится в пословице, человек лишь предполагает… Километров через восемьдесят желудок вкрадчиво напоминает о себе. В голове возникает явственный образ бифштекса с картофельным пюре. Кусочки свежей зелени покрывают шедевр домашней кулинарии. Блюдо источает волнующий аромат.
Понимая, что все это игра воображения, я, тем не менее, хочу остановиться. Как нельзя кстати, через пару километров вижу кафе с эпическим названием «Уральские пельмени». Впрочем, для кого-то пельмени – не более чем блюдо.
Вот и сегодня, подзабыв о веселых и находчивых, заказываю порцию со сметанкой. Пока пельмешки варятся, пытаюсь разобраться в многочисленных слоях «селедки под шубой». Здесь ее подают своеобразно: побросав на рыбку тертый картофель, морковь, свеклу, а сверху шмякнув добрую ложку майонеза. А пельмени удались.
Воодушевленный, продолжаю поездку. Километров через 40 перекресток, напоминающий полуоткрытые ножницы.

Серовский тракт уступает здесь дорогу трассе из Нижнего Тагила. Кому-то будет весело, но однажды, заболтавшись, я ушел по правой стороне в Тагил, а потом больше часа выбирался из города. Поэтому нам налево.
Через сотню метров одна из лучших дорог Свердловской области превратится в обычную трассу с полосой встречного движения. С этого момента нужно держать ухо востро.

От «Сахила» до «Акрополя»
Мы движемся на Северный Урал, и небо уже нависает над горизонтом, с каждым отрезком пути опускаясь все ниже к дороге. Серовский тракт здесь выполняет роль Объездной, поэтому движение оживленное, то и дело встречаются автомобили без номерных знаков. Счастливые обладатели транспортных средств с ветерком ускоряются, уверенные в безграничных возможностях своих новых авто. Визор покрывается прозрачными бусинами капель.
Дождь усиливается, и вот уже потоки воды разливаются по серому асфальту.
Снижаю скорость и провожу левой рукой по стеклу шлема. Вшитая в перчатку резинка убирает воду. Лавируя между потоками, миную скопления авто.
Километров через тридцать дорога становится свободнее, но дождь не ослабевает. Скоро заведение «У Сахила». Знатоки уверяют, что здесь хорошо готовят мясо. Двойным миганием фар встречный поток предупреждает о приближении ДПС.
Предпочитаю не испытывать терпение сотрудников автоинспекции и прохожу дорожный экипаж на разрешенных 90 км/час. Удивленный инспектор провожает меня взглядом. Сентябрь уже, сезон подходит к концу.
Забравшись на пригорок, вижу дорогу до самого горизонта, с движущимися пятнышками встречных и попутных автомобилей. И разогнаться бы, да покрытие не дает. Обычно, чтобы вода стекала, дорожное полотно делают под небольшим уклоном. Здесь же, с течением времени, получился этакий домик, крыша которого равномерно наклонилась в обе стороны, а посередке, по разделительной – гребешок. На высокой скорости мотоциклу трудно вернуться со встречной полосы.
На 200-м километре расположен «Акрополь». Несущее в оформлении некоторые элементы древнегреческого стиля, это вам и кафе, и АЗС и нормальный туалет, и, что совсем уж необычно, ночной клуб! Для меня загадка, кто его посетители, потому что в округе городков я не заметил. А в кафе, у раздачи толпятся пассажиры междугородних автобусов, вперемешку с экипажами легковых автомобилей. Для жителей севера области эта точка превратилась в настоящий географический ориентир: «Ты как, «Акрополь» прошел уже?»
Заправившись и выпив чашечку кофе, в прекрасном настроении проезжаю восемьдесят километров до поворота на Верхотурье.


Православный городок
Пролетели 22 километра по пустынной дороге, вот уже мелькнул знак населенного пункта, а города все нет. Слева леспрохоз, справа механическое производство. Поворот, еще поворот. Где сокрыты соборы и монастыри? Пока из средневекового наследия видны только автобусные остановки, да и те – явный новодел! Вы что-нибудь слышали о рыцарях, которые просят передать «за проезд»?

По счастью, путешествующие на двух колесах не испытывают сомнений, к кому обратиться за советом.

Углядев разобранный мопед, сворачиваю на проселок и завожу знакомство со своим тезкой, Вадимом. Мне нужно поехать по главной, через километр будет справа мужской монастырь, слева – Кремль, а за ним, на некотором отдалении, монастырь женский.
На стареньком «Иже» к нам подъезжает еще один приверженец двухколесного транспорта.

Пожав коллегам руки, выбираюсь на асфальтированную дорожку, чтобы успеть, пока двери Храма еще отрыты для посетителей. Вечереет.

Свято-Николаевский мужской монастырь основан в 1604 году. Веками вбирал монастырь силу, приняв в 1704 году мощи знаменитого местного святого – Симеона Верхотурского. Лет за десять до революции внутри был построен и освящен Крестовоздвиженский собор. В 1925 году на месте монастыря разместили колонию для малолетних преступников. Собор был закрыт.

Уже двадцать лет восстанавливают храм. Сегодня он третий в России по своим размерам – после Храма Христа Спасителя и Исаакиевского собора.

Храм открыт. Внутри многолюдно. Мужчины бородаты, женщины, как водится, в платках. Молодые люди в черной околоцерковной одежде. Свечи, потрескивая, оплывают воском, вознося тепло к куполам.
Напротив собора расположен православный музей.

Если обойти музей кругом, наткнетесь на старинную кирпичную стену.

А когда будете возвращаться и подойдете к Святым вратам, углядите купола Свято-Троицкого собора, примыкающего к верхотурскому Кремлю.

Но, прежде чем попасть в Кремль, мне пришлось потолковать с четверкой неразлучных друзей дошкольного возраста…

Бросившись едва ли не под колеса, и хитро поблескивая глазками, шкеты просто умоляли прокатить их на мотоцикле. И я сдался. Крутнувшись с каждым по два раза по широкой площадке перед монастырской стеной, взамен выслушал краткий курс истории здешних мест. Пусть и без дат, но названия церквей прозвучали верно!
А Кремль был совсем близко. Попрощавшись с детками, я подошел к нему.

Странное дело, собор величайший, а Кремль, напротив, наименьшего размера! И совсем уже без оборонительных сооружений. Зато рядом необычная по своей архитектуре церковь.

Вся из рубленных граней, декорирована завитушками, полукруглыми выступами, цветочным орнаментом. И только отойдя на почтительное расстояние, можно ощутить замысел архитектора.

Оглядев снаружи кремль и Свято-Троицкий собор, направляюсь к Свято-Покровскому женскому монастырю.
За оградой что-то происходит, но уже слишком поздно и двери монастыря закрыты.

Выйдя на берег Туры, гляжу на ее мелкие темные воды и на деревенские домики, расположенный напротив монастырских стен.
  • WhiteMotardWhiteMotard
  • Вадим Белошедов
  • 9 сентября 2013 в 16:38
  • 3
  • оценка: +28

Комментарии (4)

RSS свернуть / развернуть
0
pensioner
5 лет как с тех краёв переехал…
Спасибо за пост и фотки!
+1
WhiteMotard
лет 15 как езжу мимо поворота на Верхотурье… Эти места как зачарованные и, с внешней стороны, ничуть не изменились. И люди, по общению, те же, что и были здесь всегда. Свояку рубаху отдадут, а чужака схарчат. Верхотурье удивительное, нигде не видел столько бородатых русских мужчин
0
misterpinch
как в детстве побывал-рос я там!!! Спасибо!!!
0
WhiteMotard
и я испытал что-то подобное. Спасибо за отзыв!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Путешествия, Красоты Урала. Верхотурский пилигрим