Yamaha TX500 1974 → Электронные фишки Ямахи в 70е
Всем привет.
Немного пришлось повозиться с электрикой на моем ТХ500 1974 года, обнаружил интересную вещь: при снятии разъема лампы стоп-сигнала (аналогично при ее перегорании) на приборной панели начинает мигать специальная лампа.
Раньше она загоралась при нажатии тормозов, то есть показывала, срабатывают ли концевик (механический выключатель используется только на заднем тормозе, на переднем же зачем-то поставили гидравлический).
К сожалению, в мануале не описано, что это за штука, лишь приведено, что есть модуль Lamp checker, по каталогу ставился еще на XS650 для американского рынка. Пока искал описание системы проверки лампы, нашел, что на XS650 с конца 70х ставилось автоотключение поворотников и система резервного освещения. Стоит отметить, что на более позднем XS500 (по сути такой же мотоцикл, как и мой, только со странным дизайном) тоже было автовыключение поворотников. По каталогу это реле (1A0-83395-03-00) ставилось на очень много моделей Ямахи с 1976 года до начала 90х, например, на SR500 (с литыми дисками), почти на все модели XS, XJ и даже на SRX600 для американского рынка.
Система резервного освещения придумана для того, чтобы при перегорании спирали в фаре мотоцикл не ехал без света. При езде с включенным дальним светом и его выходе из строя, происходит автоматическое переключение на ближний и загорается индикатор неисправности. Если же вы ехали на ближнем, и он сломался, то дальний включается на пониженной мощности. В принципе эта штука не столь сложна электрически, как мне кажется.
С автоотключаемыми поворотниками все уже веселее. Логично, что проще всего сделать выключение по времени, но тогда, стоя на светофоре, эта система будет очень рано выключать сигнал. Ямаха заморочилась и поставила коробочку, которая анализирует скорость мотоцикла и при малых скоростях выключает поворотник через 150м после включения. На больших же скоростях идет включение на 10 секунд. Скорее всего, устройство этого реле непростое, вполне вероятно, что уже используются микросхемы.
Последних двух систем на моем мотоцикле нет, тем не менее, в нем была система индикации превышения скорости (довольно часто ставилась на внутренний рынок), правда ночью эта лампа очень ярко светила и в итоге я ее отключил и поставил панельку от американской приборки.
Еще из необычного на моем мотоцикле есть датчик износа колодок на заднем барабане (белый индикатор на тахометре).
Но и здесь нельзя было просто так поставить датчик и лампочку: японцы решили сделать систему проверки исправности лампочки на панели: при запуске электростартера лампа загорается. Причем контрольная лампа подключена через диод, иначе датчик износа колодок при срабатывании включал бы стартер.
При этом в мануале особо этим фишкам не уделяется внимания. Больше всего расписывается устройство генератора, реле-регулятора и выпрямителя, хотя последние неремонтопригодные, зачем-то дана полная схема, а также принцип работы стабилитрона (или диода Зенера). Ямаха заявляет, что они впервые сделали IC-регулятор для мотоциклов. Зажигание же на ТХ500 кулачковое контактное, иногда может капризничать, да и чувствуется, что искра не очень сильная, поэтому я переделал его в контактно-транзисторное.
Немного пришлось повозиться с электрикой на моем ТХ500 1974 года, обнаружил интересную вещь: при снятии разъема лампы стоп-сигнала (аналогично при ее перегорании) на приборной панели начинает мигать специальная лампа.
Раньше она загоралась при нажатии тормозов, то есть показывала, срабатывают ли концевик (механический выключатель используется только на заднем тормозе, на переднем же зачем-то поставили гидравлический).
К сожалению, в мануале не описано, что это за штука, лишь приведено, что есть модуль Lamp checker, по каталогу ставился еще на XS650 для американского рынка. Пока искал описание системы проверки лампы, нашел, что на XS650 с конца 70х ставилось автоотключение поворотников и система резервного освещения. Стоит отметить, что на более позднем XS500 (по сути такой же мотоцикл, как и мой, только со странным дизайном) тоже было автовыключение поворотников. По каталогу это реле (1A0-83395-03-00) ставилось на очень много моделей Ямахи с 1976 года до начала 90х, например, на SR500 (с литыми дисками), почти на все модели XS, XJ и даже на SRX600 для американского рынка.
Система резервного освещения придумана для того, чтобы при перегорании спирали в фаре мотоцикл не ехал без света. При езде с включенным дальним светом и его выходе из строя, происходит автоматическое переключение на ближний и загорается индикатор неисправности. Если же вы ехали на ближнем, и он сломался, то дальний включается на пониженной мощности. В принципе эта штука не столь сложна электрически, как мне кажется.
С автоотключаемыми поворотниками все уже веселее. Логично, что проще всего сделать выключение по времени, но тогда, стоя на светофоре, эта система будет очень рано выключать сигнал. Ямаха заморочилась и поставила коробочку, которая анализирует скорость мотоцикла и при малых скоростях выключает поворотник через 150м после включения. На больших же скоростях идет включение на 10 секунд. Скорее всего, устройство этого реле непростое, вполне вероятно, что уже используются микросхемы.
Последних двух систем на моем мотоцикле нет, тем не менее, в нем была система индикации превышения скорости (довольно часто ставилась на внутренний рынок), правда ночью эта лампа очень ярко светила и в итоге я ее отключил и поставил панельку от американской приборки.
Еще из необычного на моем мотоцикле есть датчик износа колодок на заднем барабане (белый индикатор на тахометре).
Но и здесь нельзя было просто так поставить датчик и лампочку: японцы решили сделать систему проверки исправности лампочки на панели: при запуске электростартера лампа загорается. Причем контрольная лампа подключена через диод, иначе датчик износа колодок при срабатывании включал бы стартер.
При этом в мануале особо этим фишкам не уделяется внимания. Больше всего расписывается устройство генератора, реле-регулятора и выпрямителя, хотя последние неремонтопригодные, зачем-то дана полная схема, а также принцип работы стабилитрона (или диода Зенера). Ямаха заявляет, что они впервые сделали IC-регулятор для мотоциклов. Зажигание же на ТХ500 кулачковое контактное, иногда может капризничать, да и чувствуется, что искра не очень сильная, поэтому я переделал его в контактно-транзисторное.
- AlexanderSG
- Александр
- 10 мая 2022 в 20:31
- ?
- 79201798744
- 11 мая 2022 в 3:03
- ↓
Прикольно.
Если поддерживаешь эти устройства в работоспособном состоянии, то жму руку!
Ремонтопригодность по радиодеталям там должна быть копеечной.
Если поддерживаешь эти устройства в работоспособном состоянии, то жму руку!
Ремонтопригодность по радиодеталям там должна быть копеечной.
- 79201798744
- 11 мая 2022 в 11:08
- ↑
- ↓
Таки да.На моём кирпиче блок контроля исправности ламп поломался из-за моей невнимательности-неправильно разъём приборки вставил.Но, в итоге, отделался заменой транзистора, стоимостью 8 или 12 рублей))
- AlexanderSG
- 11 мая 2022 в 8:30
- ↑
- ↓
По давлению срабатывает, как датчик давления масла, только в тормозной системе www.ebay.com/itm/153791742640
Это как раз популярное решение тогда, многие так делали, на советских машинах, например, похожие ставили
Это как раз популярное решение тогда, многие так делали, на советских машинах, например, похожие ставили
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (12)
RSS свернуть / развернуть