Honda XL650V Transalp 2001 → Trip to East. Часть 2.2: Южный Казахстан

Бамбарбия кергуду! Поспешу-ка продолжить повествование о своем путешествии по Ближней Азии, пока вдохновение меня не покинуло.
Вкратце: Россия-Казахстан-Киргизия-Узбекистан.
Общая дистанция: 13200 км.
Даты: 05.06.2016-15.07.2016
Мотоцикл: Honda Transalp 650.

Часть 1: Москва-Казахстан
Часть 2.1. Северный и центральный Казахстан
Часть 2.2. Южный Казахстан: Алмата — Медеу — Чарынский каньон — оз. Кольсай

Как обычно, предупреждаю о многобукф и многофото!

Так вот она где — эта самая Бамбарбия! В Алматы. Выехали с Балхаша, а жара еще ощутимо возросла. И вот что удивительно: едем сто километров — вокруг степь, голые поля с редкой травой, ни кустика даже. Двести километров едем — до горизонта во все стороны степь, сколько хватает глаз… И вдруг бац — и посреди пустыни одинокое дерево, одно единственное, широко раскинув ветви! Откуда, казалось бы, ему тут взяться?! Как послание Господне утомленным от жары и дороги путникам для отдыха в тенечке под пение множества птиц, свившим многочисленные гнезда в кроне единственного дерева. Мы поистине насладились теньком.
И вот из-за горизонта показались огромные горы, сначала в виде синих призрачных очертаний, сливаясь в дымке с облаками, но с каждым километром все отчетливее проявляясь по мере приближения к ним. Пустая, безжизненная, выгоревшая желто-бурая степь резко сменилась зеленым лесом с высокими деревьями и густой травой: мы приехали в Алматы.
В Алмате первым делом объездили мотомагизины и нашли покрышку: задний баллон почти скончался, оставалось ему совсем чуть-чуть. А там уже ребята подсказали сервис, где нам тут же и перебортировали колесо. Нам поведали о местах сборищ местных байкерюг и мы двинули туда. Так обнаружили Алматинскую «гору», сами они называют это место «квадрат»: небольшая парковка на улице Фурманова. Зазнакомились с народом, пообщались, по наводке съездили в кафе и объелись превосходными шашлыками из баранины и утки. Пока набивали желудки, обзвонил несколько мотелей: в среднем ценник был 4000-5000 тенге на двоих (делите на 5 посчитать в рублях), плюс отдельно за стоянку для мото, если таковая вообще имелась, ибо большинство предлагали просто поставить на улице у дороги. В конце концов нашел хостел всего за 2600 тенге за двоих, включая гараж для мотика! И при этом недалеко от центра. Кто будет в Алматы — рекомендую, контакты дам в личке кому надо.

С утра поехали на Медеу — знаменитый горный курорт в Алматы. Множество гор с пиками выше четырех тысяч метров, зеленые от низу и с белыми шапками поверх: все по классике высокогорной моды и очень красиво! Первый подъём был на канатной дороге до высоты в 2200 метров. И тут мы узнали, что две остальные части канатки закрыты на ремонт. Подумав, что русские так просто не сдаются и посмотрев карту-схему, мы потащились дальше в гору пешком: в экипе, с фотиками и шлемами наперевес… :))

Кое-как (читать: громко и заправски используя язык пиратов) осилили подъем до второй станции на высоте 2850 м. Наверху стало заметно холоднее и ветер стал промораживать меня сквозь абсолютно мокрую футболку. Поэтому быстро пофоткали и поскакали по камням вниз, аки горные козлята.

Спустившись вниз, мы решили уделить еще время Алмате и лучше рассмотреть ее при дневном свете, так как накануне приехали ближе к вечеру и остаток светового дня провели в поиске магазина, шины и мотосервиса. Собственно, первостепенно нас интересовала «главная улица» Алматы — Аль-Фараби. Хоть въезд на нее для мототранспорта запрещен знаками, мы не стали отказывать себе в этом удовольствии и прокатились по ней. Кстати, в Казахстане вообще повсеместно какая-то полнейшая глупость с этими знаками, запрещающими движение для мотоциклов! Во всех городах по меньшей мере на половине улиц висят таковые. То есть в каждом городе ездить на мотоцикле можно только где-то по окраинам да спальным районам. Поэтому на этот знак в целом все забивают толстый дюбель и я аналогично делал вид, что в упор его не замечаю. Хотя в случае Аль-Фараби местные байкеры строго предупреждали, что движение для мото там запрещено, полиция вроде как следит и с этим строго. Тем не менее я рискнул и заехал на нее. Больше мотоциклистов, действительно, на ней не встретил, а вот патрульные машины стояли, но вопреки предупреждениям, никто на меня ни обратил внимания, ни пытался меня останавливать и в погоню не поехал. В общем, расслабившись и в конец обнаглев от такого положения, проехался вдоль по улице аж три раза туда-обратно, паркуясь везде «где хочу» для фотографирования.

Насытившись щелканьем затворов, мы снова уже во второй половине дня выдвинулись в дальнейший путь. Как сейчас помню — пятница была… :) Следующей нашей целью было добраться до Чарынского каньона, провести денек там, и двинуть дальше уже в Киргизию, к Иссык-кулю. Но повторюсь: пятница была. Дачники дружным строем направились на свои загородные фазенды и прочие ареалы обитания на уик-эндах, посему несколько часов у нас заняло толкание по жестким пробкам, дабы выбраться из самой Алматы, на чем пробка, как вы понимаете не заканчивалась. Как было в одном номере у Задорнова: смеркалось — точнее пока что еще только вечерело. Остановились на заправке, залили бензин и собираемся двигать дальше, обсудив, что через час начнет темнеть и будем искать место для палатки там, до куда успеем доехать — до Чарына с такими успехами нам сегодня явно не добраться. В этот момент к нам подруливает Жигули, наглухо тонированный, останавливается и в окно высовывается какой-то мужик средних лет, начиная обычную песню про «откуда? куда?...» и далее по сценарию. Помните, в прошлой части я говорил, что чем дольше мы находились в путешествии, тем суше и короче становились наши ответы на стандартные однотипные вопросы. На тот момент, как мы оказались в Алмате, количество остановок и, соответственно, таких вопросов перевалило уже за офигиллион, и мы даже придумали прикол, которым отвечали. Так началось и в этот раз:
-Привет, парни! Откуда едете?
-Из Москвы… (в глазах тоска и усталость, в груди запас воздуха для второго ответа в ожидание уже заранее известного вопроса)
-Ничего себе, круто! А куда?
-В Москву!
В этом и был прикол: из Москвы в Москву. А ведь так оно по сути и есть: всякое путешествие закольцовано и заканчивается там же, где и начинается — дома. Но на практике такой ответ приводил абсолютное большинство любознательных в ступор, долгое зависание с глупым, ничего не понимающим выражением лица, и, как правило, после этого человек протягивал многозначительное «Ааааа..» и отваливал, что нас очень радовало, сокращая целый список стандартных вопросов всего до двух. Но не в этот раз. Мужик понял шутку, засмеялся и говорит:
-Так это же не сюда, это же вам в другую сторону надо! — и машет рукой в обратном направлении на Алмату.
-Не-не-не, нам сюда! — уже начинаем смеяться в ответ мы: — в ту сторону не интересно: мы там уже были! В эту интереснее!
Дальше он начинает расспрашивать куда именно сейчас едем, поясняет что до Чарына сегодня не успеть, что мы уже и сами понимаем, и начинает интересоваться где мы сегодня будем ночевать. Сначала я побоялся говорить про палатку, потому что видел на соседнем сиденье еще одного мужика, а кто там на заднем — фиг его знает за тонированными окнами. Соврал, что сейчас по пути будем смотреть какой-нибудь мотель. Он рассказал, что таковой будет через 10 км. в каком-то селе, мы поблагодарили и машина тронулась. Мы мысленно выдохнули. Но тут она останавливается, я теперь вижу, что в машине еще женщины, он снова высовывается и неожиданно предлагает:
-А поехали к нам!
Поначалу мы отказывались, я стал задавать вопросы, и, убедившись по ответам (по формам построения, эмоциональной окраске, мимике и прочим психологическим признакам), что люди не похожи на злодеев и не таят опасности, дал согласие, и вот мы уже едем за этой Ладой в неизвестно какую деревню, благо никуда не сворачиваем с трассы. Уже стемнело, снова ремонты на дороге, встречка слепит фарами, пыль, ямы, и я так устал, что мечтал поскорее уже доехать и остановиться. Но мы все продолжали ехать и ехать. Наконец, добрались до их дома, поставили мотоцикл в гараж, познакомились с нашими хозяевами, женами, бабушками, детьми, нас усадили за стол, вкусно накормили и накатили неких хороших напитков, что сняло с меня усталость после такой дороги.
С утра мы встали относительно поздно, в десятом часу, вдоволь отоспавшись. Оказалось, что к этому времени Талгат (один из братьев-хозяев, на фото ниже справа) уже съездил за бараном, зарезал, разделал и в данный момент его брат уже сидел и рубил его на куски для шашлыка.

Нам объяснили, что мы сегодня никуда не едем, ни в какой Чарын, что для нас на сегодня уже придумана «культурная программа» с утра и до вечера. В первую очередь, мы должны познакомится с их кухней и обязательно попробовать бешбармак, который уже принялась готовить жена Талгата Надира. На заднем плане Талгат с мамой Розой.

В это время нас уже накормили завтраком и мы разминались пенным напитком. Тут подоспел и бешбармак, к которому были поданы уже более серьезные напитки. :) Приехали в гости еще ряд родственников и за столом собралась большая компания.

Как видите, все это из себя представляет много бараньего мяса, картофеля и варенного теста. К этому всему подавались еще всякие салаты, свежие овощи и даже макароны… И не успей с этим всем покончить, как на сцену вышел шашлык! Вы представляете, что творилось? Мы целый день только и делали, что ели и пили, пили и ели, и снова ели, и снова пили… К трем часам дня я готов был уже сдохнуть от обжорства, как в этот момент на меня жалобным взглядом посмотрела мама Роза и сказала:
-Бедненький, какой ты худенький! Ты очень плохо кушаешь! Очень плохо, очень мало кушаешь! Давай еще поешь, а то совсем худенький.
В этот момент я чуть под стол не стек: мне уже было плохо от обжорства, а мне говорят, что я плохо и мало ем. :))
В общем, в таком духе продолжалось до поздней ночи, за это время мы еще успели съездить в бар и там продолжить. На утро воскресенья, то есть ближе уже к полудню, Талгату было тяжко после вчерашнего, а я думал, что надо двигать дальше, пока мы не погибли. :) Нас дружно стали уговаривать остаться, раздосадованно сожалели, что мы так мало побыли — всего два дня:
-Вот если бы дней 15 хотя бы… тогда и всю нашу кухню попробовали, все национальные блюда, и невест вам нашли бы хороших на выбор!
Особенно мама Роза жалела, что я уеду так и неоткормленным! :)
Тем не менее, мы выдвинулись в сторону Чарына, но по пути снова решили отклониться от маршрута по очередному совету. Талгат и его семья очень советовали заехать на озеро Кольсай. Точнее, это система из трех высокогорных озер. Находятся как раз рядом с каньоном: «всего каких-то километров сто в сторону». Но очень уж нахваливали и расписывали, что мы решили все же съездить.

Доехали до Чарынского каньона, немедленно и безоговорочно обомлев от открывшегося вида на месте. Представьте: вот вы едете по степи, вокруг по сути голые поля, дорога петляет между невысокими и пологими холмами. Холмистая такая равнина, почти до горизонта, лишь на котором виднеются более солидные горы, как тут, внезапно, прямо перед вами поле неожиданно раздвигается и взору открывается огромное ущелье, разрывающее поле напополам! Издалека его просто не было видно из-за того что края сливаются. И вдруг вот он — каньон, прямо перед тобой! Огромный, с каменными стенками, с речкой на дне ущелья. Я не знаю какой он точно глубины, но для того, чтобы оценить масштаб, понимайте, что на фото вдоль речки растут не маленькие кустики, а полноценные, высоченные деревья!

Но в каньон мы еще вернемся, так как ночевать сегодня решили обязательно в нем, где-нибудь в глубине ущелья. А пока двинулись вдоль него в направлении гор, к озерам Кольсай. Каньон остался в стороне, дорога превратилась в бесконечную прямую, упирающуюся в горы, а по сторонам голая степь снова сменилась цветущими лугами в окружении резных гор. Мотор уравновешенно и мерно урчит, словно волк, знающий свою силу и потому уверенно и спокойно бегущий, рассекая долину. Хотя места отнюдь не родные и знакомые, как и много дней подряд до этого — мы уже более, чем в 7000 км. от дома! Я вижу впереди стену дождя, накрывающую горы, словно одеялом, и меня это немного тревожит. Дорога идет прямо туда и упирается в эти горы… И в эту водородно-кислородную стену. Что там и зачем мы туда катимся? Кажется, моего зверя подобные вопросы не волновали — он был готов катиться хоть на край света, хоть к самому рогатому на эти его вот. Повторюсь, в мои планы не входило ехать сюда и всё, что я знал об этом месте, это настоятельные советы от людей отклониться от своего маршрута на сотню километров и обязательно сюда заехать… То есть, вон туда — за ту стену из камней и воды.

В очередной раз хочу акцентировать внимание на состоянии дороги: то почти идеальный асфальт, а то вот такая раздолбанка. Вокруг уже вовсю сверкают молнии и нас вскоре накроет дождем.

К счастью, дождь быстро закончился, собственно, он меня успел намочить, пока я спешно натягивал дождевик и громко декламировал глубину своей к нему (дождю) любви, а так же восторг от того, как мне нравится по десять раз на дню то надевать, то снимать дождевик — ну, просто обожаю. Так мы добрались и вот среди гор уже в струях солнечных лучей нам открылось живописное озеро Кольсай. Первая ассоциация у меня сразу была с озером Рица в Абхазии — напомнило мне его, очень похожи, но все же разные.

Прогулявшись вдоль берега, нафотографировав всласть и надышавшись свежим, горным воздухом, мы взяли обратный путь вниз, в каньон — искать место для сегодняшней стоянки.

Кстати, о поиске: рекомендую использовать навигатор «Maps.me», так как в нем очень много инфы о разных местах и инфраструктуре, начиная от кафе и магазинов и заканчивая памятниками, лесными тропинками и даже пещерами, с точной их координацией и адекватным построением маршрутов. Собственно, с его помощью нашел «обзорную площадку» посреди каньона. К смеху, у меня так же был загружены карты Казахстана и в навигационной программе от известного русского поисковика на последнюю букву алфавита. Так вот были случаи, когда этот навигатор построил в городе маршрут, стою на перекрестке, он на экране показывает стрелку налево, а диктор говорит «поверните направо»! :)
С утра встали на рассвете, чтобы заснять каньон в самом необычном и красочном свете и виде! Тут я умолкаю, просто полюбуйтесь.

Можете попробовать найти на фото палатку с мотоциклом, хотя, думаю, в таком размере это бесполезно — я их вижу только потому, что знаю где они и что вот эти две точки они и есть.

Нашли две пещеры, они явно были недавно образованы в следствии обильных дождей и мощными потоками воды, стекавшей вниз каньона. Посему решили присвоить пещерам свои имена, назвав их в свою честь и даже посмеялись, что отметим их, когда вернемся, внесем на карты и запатентуем свое право, как первооткрывателей данных пещер. Естественно, что ничего такого делать никто не стал.
Пещера Дианова. :)

Солнце поднялось уже высоко, залив долину каньона ярким светом, когда мы вернулись, сложили палатку и вещи, и отправились в дальнейший путь — нас ждал Иссык-куль. Мы собирались перевалить через горный хребет, являющийся границей между Казахстаном и Киргизией, пройти таможню и следующую ночь провести уже на берегу озера в другой, очередной в нашем пути, стране. Но для начала мы немного заблудились по пути в одном небольшом городке Кегеме, от которого до границы оставалось по карте километров 50-60 и, вместо Киргизии, чуть было не уехали в Китай. Вовремя спохватившись, что у нас нет виз в данную страну, поснимали горное плато, за которым и лежит Китай, и поехали обратно.

Удивительное ощущение другого мира здесь. О наличии цивилизации напоминает лишь дорога. По полю неспешно едет местный крестьянин в телеге, запряженной кобылой, поодаль на склоне стоит одинокий, деревянный дом, пасутся овцы… и тишина! И такая застоявшаяся, монументальная, я бы даже сказал, фундаментальная тишина, которую даже не нарушает, а скорее наполняет только горный ветер. Мне хотелось остаться здесь на какое-то время, просто пожить так, отдохнуть от другого мира, но в то же время я понимал, что так жить меня хватит действительно ненадолго — постоянно тут жить я бы не смог: просто бы наскучило. Но приезжать сюда, как на дачу, на какое-то необходимое для себя время — было бы здорово!

Помечтали и хватит: нас ждет Киргизия, озеро Иссык-куль, водопады, прямо-таки альпийские луга, Бишкек, новые встречи на дороге и новые приключения… Но об этот, конечно, в следующей части:
Trip to East. Часть 3: Киргизия.
  • DianovDianov
  • Антон Дианов
  • 6 ноября 2016 в 4:59

SHARAP
На фото где каньоны, если убрать голубое небо, можно подумать, что они марсианские!
freeragepunk
Увидел надпись «Бамбарбия кергуду» — чуть не прослезился)
Уже как год переехал из Алматы в Санкт-Петербург, но все эти дороги такие знакомые на фото… И «квадрат», и Медеу, и эта надпись на подьезде к городу… эх… носталжы…
stl_serg
Про людей понравилось и контраст. Действительно — не ждешь ничего хорошего, и вдруг — опа! Такое книжное радушие и гостеприимство.
И да. Каньон хорош!
Жги дальше.
Иссык Куль какой будет? Северный?
Южный :)
stl_serg
Экстремалы и комфортофобы ))
Dianov
Искатели приключений… но можно и так сказать :))
VadimAlma
А на самом Чарынском каньоне вы и не побывали. Там берут плату за въезд, сразу бы поняли, что это он.)))
Dianov
А это тогда что же такое?! :)))
Я не побывал в той части, где берут плату, заехав с другой стороны.
VadimAlma
Это как бы объяснить… Предканьоннье))) Там где берут плату каньон побольше и покрасивей. Все фотки в инете оттуда. Но вниз сейчас тоже просто так не спустишься. Только за отдельную плату. ))) А раньше мы спокойно на машинах спускались.
Dianov
Не хочу спорить, Вам лучше знать, но я видел много фото в инете, и он как-то на всех на них такой же, может разве где-то чуть больше, где-то меньше. Значит, будет цель еще раз в него заехать с другой стороны и сравнить в следующей поездке, так как я хочу еще раз съездить в Казахстан, ибо много где ещё не побывал.
VadimAlma
Проблема у нас одна, степь-да-степь-кругом, пока из России до Алматы доедешь. Инфраструктура только зарождается. Мне по России ездить в плане федеральных трасс и инфраструктуры понравилось.
Dianov
Нам на турындах инфраструктура не так важна! Зато бензин на треть дешевле!!! Мне важно забраться с фотиком туда, где покрасивее и, как недавно написали в одном посту тут, туда, где комары жрут медведей :)))
VadimAlma
Бензин уже не сильно дешевле стал. К следующему году с вашей сравняется. Посмотрел на карте в ВикиМапии. То что мы называем Чарынским каньоном там называется «Долина замков». Немного ввел в заблуждение в каньоне вы были, но не в самом красивом месте. )))
Dianov
Ну, как не сильно — летом было на треть дешевле: у вас 24,5 (123-125), в то время как у нас аж 35 и более. А сейчас сколько?
magate11
145 на сегодняшний день при курсе 1 рубль=6 тенге
Dianov
Да, я так и понял: читал про Долину замков и еще про реликтовую рощу — вот туда и хочу съездить в следующий раз.
VadimAlma
Ну сейчас 92-й 129тг, но обещают что это не конец, сравняют с российской ценой. А то наш «бесценный» бензин уплывает в Россию т.к. дешевле ))) Реликтовая роща недалеко от Долины. Заодно когда ехать в рощу можно в горячих источниках искупнуться или остановиться. На источниках куча гостишек. Только летом там делать нечего и так жарища.
Rusus
Да не -долина замков это ток малая же часть каньена если ехать на Чунджу там и ясеневая роща там же другая часть каньена и всторану Нарынкола дорога опять пролигает через каньен вот там эфект прикольный чистая равнина с небольшими холмиками а потом бац и зеленое и сочное ущелье.
dyadyawanya
Круто. Очень интересно почитать и фотки позырить. В горы в футболках — это конечно тоже круто)))
Rusus
  • Rusus
  • 6 ноября 2016 в 18:20
Кстати для вашего мотоцикла можно было путь через Ассы проложить для контраста тоже бы прикольно вышло.
У себя тоже установил ради забавы maps.me посмотрел пару зданий с пометками ради интереса -вышла разница в метров 20-30.
Про Медео щас жалко вообще дорогу для двух колесного транспорта там закрыли (мопеды мотоциклы -велики не попадают туда))) так та трасса с виражами спусками подьемами говорят вообще песня для души.
Dianov
Перед следующим разом изучу все советы и построю новый маршрут, чтобы захватить то, где еще не был! Так что спасибо за наводки, возьму Ассы на заметку.
sergey_ant
А я главное в тот день приезжаю на квадрат и смотрю трансляп, да ну, редкость у нас, пару вопросов вам задал и вы двинули, как уже выяснилось за шашлыком, и тогда я только российские номера и увидел :) очень хорошо написано и отфотано, плюсую ;)
Dianov
Ну, так здрасте и будем знакомы вновь! :)
MadeinUSSR
Шикарный вид))
Slai
  • Slai
  • 7 ноября 2016 в 11:47
Бамбарбия кергуду-загадка детства, что эта фраза означала в фильме, разгадана!
Suzuki_DR
Фото класс! Особенно с надвигающимися тучами.А на счет знаков в городах — запрещено движение с 23-06, из-за любителей прямотоков)
Dianov
Должно висеть второй доп. знак со временным интервалом тогда. А я таких не видел.
Suzuki_DR
В большинстве случаев висит
LiliyaVFR800
Фото — круть! Каньон поразил, да по нему бы побольше узнать. Пошла спрошу у гугла))
Dianov
Я тоже услышал о каньоне совет перед поездкой, загуглил много интересного и понял, что это будет обязательная точка в маршруте. Странно, что он настолько неизвестен: о Гранд каньоне слышал каждый второй, кто даже не бывал в Америке, а о Чарынском нет — проблема наших республик, что так не развита известность интересных мест с туристической точки зрения.