Привет, Байкпостовчанин. Кажется, ты используешь AdBlock.
БайкПост развивается и существует за счет доходов от рекламы. Добавь нас в исключения.
открытое письмо как отключить

Yamaha BT1100 Bulldog 2003 → "Умная" аварийка

Картинка для привлечения внимания

Дело было вечером зимой, делать было нечего. Задумался я прикрутить аварийку к своему байку. Вообще, наличие аварийной сигнализации на мотоцикле вопрос практически религиозный. Но мне кажется, что не стоит пренебрегать одним из немногих легальных способов сделать себя заметнее, особенно в междурядье. С другой стороны, что мне не очень нравится в обычной аварийке, если приходится активно маневрировать и перестраиваться, то снижается предсказуемость для других водителей, поскольку стандартная аварийка «маскирует» поворотники. Да, я пользуюсь повортниками при манёврах в пробках.
Так что я задумал прикрутить не простую аварийную сигнализацию, а «умную», чтобы при включении поворотников она отключалась и, наоборот, при выключении поворотников — включалась обратно.
UPD. Есть обновление с толкованием схем



Так можно изобразить стандартную схему включения поворотников. В программе моделирования не было трёхпозиционного переключателя, поэтому поворотники изображаются четырёхпозиционным. 555timer имитирует в схеме работу штатное реле поворотов. У Yamaha Bulldog оно двухконтактное, но с ним, как понятно, всё тоже отлично работает.


А так выглядит схема классического подключения аварийки. Включение аварийки происходит кнопкой S2 и подаёт сигнал от реле на оба контура индикаторов поворота. Диоды нужны, чтобы исключить взаимное влияние правых и левых поворотников, если их не будет, то аварийка будет включаться при попытке обозначить поворот.

В электронике я практически ни бум-бум, поэтому сначала попробовал собрать схему на обычном электромеханическом реле. Идея оказалась рабочая, но не идеально. Из-за относительно долгого времени срабатывания реле аварийка отключалась не полностью. Другая сторона успевала включаться на долю секунды, словно подмигивая.

По здравому размышлению решил использовать электронный ключ на полевом транзисторе. Опять же так ещё и компактнее, а на мотоцикле места не особо много. Правда для этого пришлось почитать пару статей, чтобы освежить свои немногочисленный знания, а для надёжности подключить программу для моделирования электросхем. В результате родилась вот такая схема.


Как видно на схеме, блок управления врезается в разрыв штатной проводки к индикаторам поворота. Аварийка так же включается кнопкой S2, а диоды также разграничивают работу правых и левых индикаторов. Полевой транзистор работает в режиме нормально открытого ключа, пока кнопка включения поворотников S1 выключена, он пропускает сигнал и при включении S2 схема работает так же, как и классическая. Но при включении S1 транзистор закрывается, аварийка отключается и остаётся работать только включённые поворотники.

Очень не хотелось связываться с полноценной печатной платой. Элементов в схеме немного поэтому решил монтировать на макетной плате. Транзистор взял из автомобильной серии AUIRF9540N, заявленный как более устойчивый к вибрациям и температурам. Диоды поставил вперемешку 1N5400 и 6A05, но это так получилось. 1N5400 вроде как вполне достаточно, они дешевле и меньше по размеру. Под всё это дело в магазине электромонтажа нашёл пластиковую коробочку. Собственно осталось собрать всё вместе. Вырезаю кусок макетной платы по размеру коробочки, припаиваю компоненты.


Доработать по месту напильником

Правда, провода к транзистору с первого раза все перепутал, но со второго раза получилось как надо. Пайщик из меня тот ещё, так что не буду пугать оловянными соплями, покажу всё с «красивой» стороны.



Для защиты от воды и не только залил плату термоклеем с обеих сторон.



Последняя проверка работоспособности перед установкой



Потрошу жгут от правого пульта, нужные мне провода зелёно-черный и коричнево-черный — собственно поворотники, коричневый — прерывистый сигнал от реле, черный — земля. Собираю на разъёмах таким образом, чтобы если схема даст дуба, то выкинуть её нафиг и соединить провода как было.


На фото как раз показана «восстановленная» проводка. Разъёмы слева — подогрев ручек, в кадр случайно попал.

Подключаем собственно «блок управления»


Синяя изолента +10 к надёжности :-) На самом деле просто временная фиксация, потом перемотал чёрной и совсем по другому.

Ну и кнопка на руле. На Aliexpress нашёл выключатель под это дело в алюминиевом корпусе с лампочкой в кнопке.



Кнопка красивая, но поставить её получилось только относительно далеко от ручки. Дотянуться можно, но хочется ближе. Возможно, потом переделаю.
Вот, собственно, и всё. В заключение, небольшое видео, как это работает.



Буду рад конструктивной критике и замечаниям.
  • AltiElAltiEl
  • Сергей Эл
  • 19 мая в 8:13
  • 28
  • ?

Комментарии (73)

RSS свернуть / развернуть
+7
MsKaa
О, аварийка на бульдожку! Круто, спасибо, очень нужная вещь! :)
+21
Lank
Ненавижу ездящих на аварийке, что авто что мото. Вы не понимаете что сбоку вы выглядите как поворачивающие? Бесит блин. Пропускаешь его, а он прямо едет…
+2
MsKaa
Ненавижу людей, которые думают, что умней других, и лезут это всем высказать.
1) Я живу в провинции. В глухой провинции. Мне до ближайшего города, где я смогу проехать в междурядье на аварийке — ехать часа 2.
2) Аварийка нужна для:
• сказать «спасибо» на дороге, не кивая головой и не махая рукой. А мотоциклист я очень вежливый, киваю всем пропустившим, и со временем уже голова устаёт;
• в случае остановке на обочине — обозначить, что я не просто так стою, а у меня что-то случилось.

А что касается ездящих на аварийке — меня они тоже напрягают. Но аварийку от этого из автомобилей и некоторых мото не убирают.
+5
andrew2002
А какие аргументы у противников аварийки? По факту, заводская аварийка это маленькая кнопочка где-то на руле, как она может мешать? Ведь ей можно просто не пользоваться. А если байк для ДОП, то хоть раз в сезон да пригодится. Или нет раз, если обучен хоть какой-то вежливости.
+2
AltiEl
Главный аргумент: аварийка на моте — это бесполезная хня. Если уже установлена с завода, то ладно. А если нет, то никому она не нужна. Благодарность можно и рукой махнуть.
+2
andrew2002
Ну самостоятельная установка чего либо это вопрос отдельный. Я раньше как-то встречал даже обзорщиков, которые 5 минут на говно исходили из-за того, что на спорте установлена аварийка. Но аргументации, почему маленькая кнопочка (которую можно не нажимать) так мешает, я там не слышал, обзор после этого выключал и больше никогда не смотрел этого человека.

Но может я не прав и это таки действительно вредная вещь для каких-то мотоциклов…
+5
dmk
Лишний вес)
+1
andrew2002
А сколько весит кнопка? Тряпочкой мот от пыли протереть — и то больше веса снимешь.
+11
Topepo
И если не по центру тяжести байка — выводит его из баланса, что, судя по всему, является присиной большинства аварий спортов ;)
0
Alex_72
не думаю, что для бульдога это актуальная проблема ))
+1
Sworfly
Даже если вежливости не обучен, то после первой поездки в тумане захочет себе что-то мигающее для привлечения внимания.
-2
hrenov_drumm
Слышал такую религиозную тему, из разряда суеверий, что нельзя делать аварийку на мотоцикле, иначе обязательно представится случай ей воспользоваться.
+1
Topepo
Спасибо за схемку и идею. Тоже задумыаался над чем-то подобным, но то руки не доходили, то просто не было желания думать ) я вообще планировал использовать реле с автомобиля, по крайней мере у меня на 2-х принцип работы такой же. Также она м.б. компактне. Но Ваша схема проще в том плане, что не надо ничего искать и выдумывать — сделал платку, напаял и все тип топ. Правда я бы сделал на SMD и просто упаковал бы в термоусадку. Так компактнее выходит. Хотя если спрятать есть куда коробочку — не приходится маяться с этими крохами. Спасибо!
0
AltiEl
SMD — сила, но тогда точно нужно делать печатную плату, да и простым советским паяльником не обойтись.
+1
Topepo
К сожалению да. И если сдуру купить самые мелкие — то еще без чьей-то матери их не припаять ;) Особенно когда, как у меня, нет навыка.
+1
Sworfly
Зачем? 0805 детали прекрасно паяются на такую макетку. Правда микросхемы приходится класть брюхом кверху и ноги МГТФом разводить.
0
AltiEl
Если монтировать на макетной, то будет ли особый выигрыш в компактности? Мне почему-то кажется, что нет, по крайней мере с точки зрения площади.
здесь был ататат

0
Ley
Фотографы есть? Как сделать такую фотку? Встречка-то точно не стоит, значит монтаж?
0
MsKaa
100% монтаж. Не могу придумать логичных вариантов возможности такой фотографии.
0
HecnTV
Перекрываем 2 полосы бетонки, загоняем кучу тачек массовки, фотик на выдержку и мот поехал) Все дело в бюджете)
+1
DeeTroy
не выйдет. за 30-40 секунд, которые будет пилить мот по этому проспекту в пределах кадра, у встречных будет пересвет, а у попутных недосвет.
В общем, если делать постановочное, то снимать все сцены отдельно, потом собирать в ФШ. Но слишком геморно ради такого не сильно вкусного шедевра на выходе. Так что берем фотку по запросу «пробка» из гугла и минут за 5 рисуем красивый след с рефлексами на асфальте и бортах машинок)
0
HecnTV
Ну я не фотограф конечно, но по итогу все дело в бюджете)
0
MsKaa
Предлагаю два логичных варианта:
1) Взять фото с пробки, и нарисовать след от мотоцикла. За 30 минут вполне можно управиться.
2) Арендовать пару тысяч машин, заменить в них всех лампочки в задних габаритах и передней оптика на слабейшие 1W лампочки, перегородить движение на трассе, пустить мотоцикл в междурядье, и сфотографировать его на длинной выдержке.
0
del_x6
Надо ещё интеллектуальный режим «Спасибо!», фуроводам моргать :) Я обычно включаю левый и сразу правый, интересно, понимают, чо сказать хотел?
+1
AltiEl
А это тоже уже было
TheShell делал «Спасибо» аварийкой для ленивых
+1
Sworfly
Фуроводы точно понимают, а вот городские могут и пальцем у виска покрутить.
0
di2mot
В автах, если пральна путаю, частота мигания «аварийки» выше, чем «поворот». И это явно не спроста сделано.
Сколько по времени длится взгляд в заркало заднего обзора?
Частота мигания «поворот» регламентирована, на ТА-клабе находили и постили эти данные.
А в самопалингах очень часто «поворот» и «аварийка» мигают одинаково.
0
AltiEl
Честно говоря не слышал о таком, хотя вполне допускаю. На предыдущем мотоцикле у меня была штатная аварийка и она моргала с частотой поворотников.
0
di2mot
Честно говоря не слышал о таком, хотя вполне допускаю.
Почитай про устройство реле поворота хотя бы для Тазиков.
Суть там проста: чем больше нагрузка (больше протекающий ток), тем меньше время перезаряда времязадающей RC-цепи. А лампочек в режиме «аварийка» в 2 раза больше (а значит и ток в 2 раза больший), чем при «поворот». :-) На Degree лампы в поворотниках по 20w. Значит при «повороте» потребляется 40w, а при «аварийке» уже все 80w. :-)
0
AltiEl
Как это реализовано вполне понятно. Но это больше похоже на побочный эффект из-за простой схемы. Вот есть ГОСТ Р 51709—2001 Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки. В нём относительно обсуждаемой темы сказано следующее
4.3.18 Указатели поворотов и боковые повторители указателей должны быть работоспособны. Частота следования проблесков должна находиться в пределах (90+30) проблесков в минуту или (1,5+0,5) Гц.

4.3.19 Аварийная сигнализация должна обеспечивать синхронное включение всех указателей поворота и боковых повторителей в проблесковом режиме.
Других упоминаний о частоте или работе аварийной сигнализации там нет.
0
di2mot
Других упоминаний о частоте или работе аварийной сигнализации там нет.
По логике (и моей имхе) должны же как отличиться ТС на «аварийке» и показывающее «поворот», когда другим водителям виден ТОЛЬКО один сигнал «поворота». Иначе они будут считать, что ты показываешь свой маневр. :-) И см. 2-й сверху камент. ;-)
+1
hrenov_drumm
О боги, ну так можно дойти до того, что на левой стороне ТС нужно ставить еще дополнительный повторитель правого поворотника, а на правой — левого. Синего и зеленого цвета, например. А то вдруг водитель, приближаясь слева, не увидит правого поворотника!
0
di2mot
Синего и зеленого цвета, например. А то вдруг водитель, приближаясь слева, не увидит правого поворотника!
Это если смотреть на задницу впереди идущей авты. А если смотреть на 3-5 машинков вперед в ряду, то высовываясь в междурядье ты видишь только один поворотник. И ХЗ чего тот водило себе надумал. Что бы потом самим не постить на БП типа «Авто-редиска, перед мотом перестроиться решил...»
+2
hrenov_drumm
Извини, ничего не буду комментировать, пойду залечивать раны, всю рожу себе фейспалмами разбил.
+1
hrenov_drumm
Что-то не то у тебя вставилось, там разве не должно быть знака «плюс-минус» в частоте мигания? Т. е. от 60 до 120. Емнип, когда я этот гост читал, там так было.
0
AltiEl
Да, точно скопипастил не глядя. Конечно же ±
+6
Diehard
Люблю я когда тема начинается «В электронике я практически ни бум-бум...» а потом пошли слова печатная плата-пайка-транзистор-диод-взрывсхема-транзистор-электронный ключ и прочие матюгания...))) а потом все это спаяно, собрано и работает) Вот я реально ни бум-бум))

Попросил своего мастера вывести себе аварийку на кнопку старт-стоп, ибо это самая ненужная кнопка на руле мотоцикла, ИМХО.
+1
AltiEl
Просто стало очень интересно, как это работает. lada_wind не даст соврать, на эту элементарную схему я потратил пол зимы.
+1
alex7eagl
К сожалению не для всех она ненужная, так как когда у тебя в пробке клинит газ, до ключа не всегда успеваешь датянутся. ИМХО =)
+2
HecnTV
Это далеко не самая бесполезная кнопка) В аварийной ситуации дотянуться до газа бывает нет ни времени, ни возможности.
+1
lada_wind
За этим было так интересно наблюдать, столько всплесков эмоций, особенно когда уверен. что уже будет работать, и наоборот, когда уже не веришь, но вдруг все работает :))) Сначала ни бум-бум, а потом: оооо, это же так просто.
Отличная тема почесать мозги, я считаю. Новые нейронные связи тоже заработали, не только аварийка :)))
0
AltiEl
Добавил картинок и пояснений, для понятности :-)
+3
rOn1N
Офигенно! Готов купить комплект для установки))
0
Sworfly
Автор, как я понял, для включения аварийки приходится тыкнуть кнопку и включить поворотник? Может действительно лучше взять тот же 555 таймер и сделать на нем отдельное реле?
0
AltiEl
Для включения аварийки, надо включить только аварийку
0
Sworfly
Тогда что открывает полевик на схеме? Затвор либо подключен к родному реле, либо только к диодам. Да и по этой схеме получается и полевик не играет никакой роли. Иожно было просто лампочки подключить через диоды к родному реле. Ток и так и так через него весь идет.
0
AltiEl
Полевик открыт в нормальном состоянии. И закрывается при включении любого из поворотников.
Прав HecnTV, надо подробное описание схемы сделать.
0
AltiEl
Полагаю, что вопросов уже не осталось, но добавил картинок и пояснений, для понятности :-)
+1
HecnTV
А я бы очень попросил положить в схему хоть какое то описание, хоть просто надпись «аварийка». Просто потом когда байк будет продан десять раз, приезжают с неполадками в электронике и приходиться голову ломать что для чего и куда, по проводам во все стороны идти и думать что за самодеятельность.
0
AltiEl
Хорошо, вечером будет доступ компьютеру, сделаю более подробное описание.
0
HecnTV
Я имел ввиду не более подробное описание работы схемы(хоть это и клево было бы), а на самой коробочке на моте что то написать) просто кто то после вас будет её разбирать, и нифига не поймет, и даже не поймет можно ли её убрать из схемы, придется все восстанавливать по мануалу, а это долго и тяжело, ну или дорого)
0
AltiEl
Когда продавал прошлый байк, снял с него все подобные ништяки. И чтобы меньше вопросов было у нового хозяина, и чтобы на новом не колхозить всё с нуля.
Но ваша идея правильная.
+3
RideBike
Любители ездящие в пробках с аварийкой, вы серьезно думаете что это делает вас заметнее?))))))))
Заметнее вас делает дальний свет ну и немного прямоток. Аварийку вообще не видно!
При перестроении, даже в плотном потоке, лучше поворотники использовать а не аварийку)
+6
hrenov_drumm
За дальний свет в пробке (да и в потоке, даже днем) надо очень больно бить.
Про аварийку — полностью согласен.
Отдельно доставляют кадры, которые ездят не в пробках, а в движущемся потоке с аварийкой.
+1
AlexGun
Почему на мото днём, особенно солнечным, особенно когда садящееся солнце слепит встречек, дальний свет плохо?
Тебя же лучше видно на дороге, а слепить не слепишь. Не та моща.
+3
hrenov_drumm
О господи… обсуждали уже миллион раз. Ослепить до зайчиков не ослепишь (хотя, выглядит неприятно), но форма (точнее, бесформенность) и направление пучка таковы, что за этим ярким пятном невозможно определить что, где и, главное, на каком расстоянии это нечто едет.
Насчет «не та моща» — включи 60Вт лампу в отражателе и смотри на нее при дневном свете. Потом возвращайся, расскажешь, что не та моща.
+1
AlexGun
Автору зачёт, уже просто за руки ))
Надо-не надо, личное дело каждого. Принцип «не навреди» соблюдать надо.
Другой вопрос, что в стандарте приоритет за аварийкой.
А вот к вопросу видно аварийку или нет:
Был в мотомагазине Louis, стоит стенд с LED-поворотниками и габаритами/стопами, возле каждого проверочная кнопка. Разница в яркости между моделями ОЧЕНЬ существенная.
Некоторые модели аж «глаза вышибают» ))
0
jenskiy
идея лежит на поверхности — но решение вижу первый раз, однозначно плюс в карму автору
+1
Vitaha_N
Почему то всегда думал, что аварийка нужна не для того, чтобы с ней ездить и быть заметнее, а для того чтобы с ней стоять, когда в аварийной ситуации транспортное средство представляет собой помеху для других участников движения. А оно вон как всё оказывается… В пробках ездить, благодарить)))
+1
hrenov_drumm
Ну, на трассе «спасибу» сказать, пару раз мигнув аварийкой — это вполне ок. Так же как показать поворотником, можно ли тебя обогнать или нет.
А вот ездить в пробках с аварийкой — ну вот да, это бред.
0
k0resh
Ситуация, еду на ДРЗ по МКАД в левой полосе, и тут резко бенз кончается и я не успеваю переключиться на резерв на ходу из-за плотности потока… мотик дергается и пытается заглохнуть сильно теряя в скорости, я конечно с поворотником и на обочину в правый ряд. но меня реально чуть не сшибли… В данный момент с аварийкой было бы легче значительно понятнее, что я сломался и видно, что дергаюсь а не шучу :)
И кстати, не дотянул я до заправки ровно 550м, на нее как раз и собирался заехать.
Аварийка нужна, и когда стоишь и когда ломаешься…
0
rawmeathunte
Аварийка на моте вещь не то чтобы не полезная, а весьма опасная. Нередко она вводит в заблуждение водителей на перекрестке, которые видят вас, например, справа, думают что вы повернете направо и начинают движение прямо или налево. Лично знаю два таких ДТП.
0
k0resh
у нас мотоцикл а не камаз и мы в состоянии его дотолкать руками лишние 10-20м… и встать там где ты будешь менее опасным…
+1
AltiEl
Не совсем понятно, за что вас минусят. Но вообще-то, я запилил такую схему аварийки именно для того, чтобы исключить подобные ситуации.
+1
EgorEgorich
Этот пост побудил меня к тесту и что выяснилось!
На F800R моем я проверил что если включить аварийку можно показывать повороты удерживая кнопку.
Не факт что буду пользоваться этой функцией, возможно автору только кажется что от этого есть польза. Это надо тесты с адекватными водителями проводить, ведь есть еще и не адекватные.
Сам же хочу заколхозить что в роде джостика на левую ручку под большой палец, что бы включать повороты не перекладывая хват руки. Не знаю еще как получится, но загорелся идеей буду пробовать точно.
0
AltiEl
Если пост побудил к действиям от него уже точно есть польза :-)
+4
MikeDream
А я себе вот такую кнопку сделал и очень удобную по расположению.






И есть идея клавишу попробовать заменить на кнопку с фиксацией и подсветкой.
0
AltiEl
Очень круто! Пытался найти что-то подобное готовое, но не смог.
0
MikeDream
О том и речь, посему сваял сам ))
0
mind-v
Ссылка или название алюминиевой кнопки?
+1
AltiEl
Кнопки ищутся на али как «cnc handlebar switch»
+1
mind-v
Крутотенюшка! А то пластмассовые какие-то стремные все. Цена, правда, соответствующая…
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Yamaha BT1100 Bulldog 2003, "Умная" аварийка