Проект продается, 60 000 USD [email protected]

Блог им. Zonda93Rus → Динамометрический стенд: как читать график мощности и что кроме мощности можно увидеть.

Отвечаю на частые вопросы — «Как читать график со стенда?», «Зачем стенд нужен кроме настройки?»



Начнем с графика
График замера мощности показывает измеренные мощность и крутящий момент двигателя в заданных условиях: открытие дросселя, нагрузки и других параметров определенных оператором динамометрического стенда.

Показатели мощности и момента на графике могут быть 2 типов:
а) на колесе — т.е. с учетом потерь в трансмиссии;
б) на маховике двигателя т.е. без учета потерь. Этот тип мощности на всех колесных стендах является расчетным и не может быть 100% достоверным.
Мы используем в своих графиках мощность на колесе.

Обычно для демонстрации максимальных возможностей мотора естественно используется полностью открытый дроссель с отсутствующей нагрузкой.
Рассмотрим график ниже.



По оси X — обороты двигателя, по оси Y (слева) — мощность в л.с., Y (справа) — крутящий момент.

Цифра 1 — кривая крутящего момента;
цифра 2 — кривая мощности;
цифра 3 — стандарт измерения мощности и степень сглаживания (5);
цифра 4 — значение крутящего момента в выделенной точке графика (вертикальная черта);
цифра 5 — то же самое, что и 4, но для мощности;
цифра 6 — значения выбранных параметров. Обычно это максимальные мощность и крутящий момент и обороты при которых они достигаются.

Таким образом, имея график мы можем понять потенциал мотора, его рабочий и эффективный диапазон оборотов. Также на график могут быть выведен целый ряд записанных параметров: от состава топливо-воздушной смеси до углов опережения зажигания. Но это нужно для анализа, а не публикации в Интернете :)

Далее...
Разберём уже знакомые графики из прошлой статьи.
Напомню, это Harley Davidson Low Rider S 2020 года с мотором M8 114 Stage 2.

Первое, что бросается в глаза — это разница показаний момента/мощности в диапазоне оборотов до 3 тыс. Это говорит нам, что при близких максимальных значениях «синий» мотор будет скорее всего дерганный в этом диапазоне, требовать более активной работы сцеплением и для езды в городе или затычных трассах будет не так комфортен. Не будет «паровозного» ускорения с околохолостых.
Второе — резкий всплеск момент после 2.5 тыс. будет добавлять «острых ощущений», но так же «смазывать» внимание водителя и мешать ему точно дозировать тягу, анализировать дорожную обстановку.
Также, важно помнить, что это МАКСИМАЛЬНЫЕ возможности мотора, а при меньших открытиях дросселя скорее всего ситуация с «провалом» будет еще более критичной.

Выводы: справедливости ради, заметим, что если бы это был мотор для спорта, а водитель был бы в состоянии держать обороты выше 3.3-3.5 тыс., то динамика была бы сопоставимой. В противном случае «красный» будет быстрее и приёмистее, как следствие приятнее в вождении.



Выше мы видим тот же график, но с включенной опцией AUC, что фактически является измерением площади под кривой. Он более наглядно демонстрирует разницу потенциалов, а именно позволяет сравнить объем генерируемой мощности.
351 против 379, а это целых 8% только по мощности, что гораздо выше 4% в экстремуме. Значение для момента будет еще выше.

Дополнительную информацию мы можем получить, если по оси X заменим обороты двигателя на время.

Далее графики сделанные в ходе работы с CB600. Это старый проект, я его упоминал в прошлых статьях, но для наглядности он очень хорошо подойдет и в этой публикации.


Сравнение мощности и крутящего момента до и после работ с горизонтальной шкалой в оборотах двигателя.


Тоже самое со временем по горизонтали.

Видно, что мотор стал не только мощнее, но теперь и гораздо быстрее набирает обороты. Да, тут значительное увеличение мощности, но встречаются мотоциклы, которые при сопоставимой генерируемой мощности при разных настройках (и/или физических изменениях) имеют разную скорость. На дороге это так же чувствуется.

С общим наверное пока закончим, частности.

1. Вырезка из графика выше. «Зуд» на графике, который даже не поддается сглаживанию это повод задуматься. Скорее всего у мотоцикла техническая проблема. В зависимости от характера зуда это может говорить о проблеме с зажиганием, топливом или происходит потеря контроля клапанов, т.е. внимания требует ГРМ. Ну или вы заигрались и превысили обороты двигателя допустимые для его конструкции).
График замера мощности — как сравнить моторы, изображение №5


В данном примере была проблема с зазорами клапанов и зажиганием.

2. Вот пример абсолютно «больного» мотора, при проектировании которого был допущен целый ряд ошибок. Если вам предлагают «крутой тюнингованный мотор» и при этом предоставляют график подобного вида — не стоит его покупать) «Дело пахнет керосином».



Резкие всплески и провалы говорят о огромных перепадах в качестве наполнения цилиндров, что скорее всего является следствием резонансов, срывов потока и других моментов не связанных с настройкой. Мотор даже на не оптимальной смеси и зажигании не выдаст таких «американских горок».

Выше мы поговорили только о двух параметрах: мощности и крутящем моменте, а их на самом деле десятки только по блоку управления, не считая массива данных, который дает сам динамометрический стенд.

Ниже пример «скромного» ЭБУ.


В плане диагностики 1 час работы на стенде сопоставим с днями без него. Поэтому сторонние мастерские и СТО нередко обращаются к нам дабы сэкономить время и деньги клиента.

Всем момента.
  • Zonda93RusZonda93Rus
  • Александр
  • 28 июля в 16:49
  • 1
  • ?

Комментарии (32)

RSS свернуть / развернуть
0
mrded
Очень интересно читать про Dyno. Я дважды тюнил свой мотоцикл с power commander, как я щас уже понимаю без мысленно. И без него было все хорошо bikepost.ru/blog/97739/Ustanovka-i-nastrojka-Power-Commander-V.html
0
Zonda93Rus
Такое тоже может быть.
+1
Efimofff
Спасибо за материал! Вроде всё более-менее понятно, но всё равно интересно) Такой вопрос: как «зуд» на графике проявляет себя в реальной жизни? Впервые вижу подобное…
+1
Zonda93Rus
В реальной жизни его не почувствовать, разве что оьратить внимание на падение мощности или если проблема с клапанами, то можно услышать.
-1
odirekt
Обычно для демонстрации максимальных возможностей мотора естественно используется полностью открытый дроссель с отсутствующей нагрузкой.
Нихрена себе «демонстрация»? Без нагрузки движка полная дыра? Да у вас через 10 секунд клапана пробьют поршни, а вот после этого начнется настоящая «демонстрация».
-1
Terrano
Я так понимаю стенд о котором идет речь инерционный, ~400 кг болванка в динамике и создает то самое сопротивление которое преодолевает мотор.
Типов нагрузочных устройств на стендах масса, может чем-то создается и дополнительно сопротивление когда нет набора (электромагнитный/вихревой/фрикционный/..., это нужно изучать конструкцию уже либо мануал специальный.
0
Zonda93Rus
Стенд нагрузочный, Dynojet 250i. Но барабан действительно очень тяжёлый и ротор электромагнитной рекорды тоже весит немало.
0
Zonda93Rus
*электромагнитной ретарды
+1
Terrano
А, понятно теперь.
Ретардер, бесконтактный тормоз. Черт. Красиво придумано.
И масса способов точно мерить противодействующее усилие.
0
Zonda93Rus
и способов формирования нагрузки: фиксировать мотор на определенной скорости, оборотаx, формировать нагрузку в %, в Нм либо создавать карту нагрузки или вообще имитировать дорожные условия даже с учетом аэродинамического сопротивления.
-1
Tavor
Ну слава Богу. Совместный мозговой штурм доказал что изобретатели диноджета не полные идиоты и бывали в спортзале где познакомились с вело/гребными тренажерами и прочими орбитреками ))
-1
odirekt
Я так понимаю стенд о котором идет речь инерционный, ~400 кг болванка в динамике и создает то самое сопротивление которое преодолевает мотор.
Вы абсолютно не понимаете, что пишете. Какая динамика? Инерционный барабан создает уменьшающуюся нагрузку пропорциональную квадрату числа оборотов с пределом, стремящимся к нулю. В то время, как в реальных условиях нагрузка (виртуальная поверхность дорожного полотна) имеет фиксированный коэфициент. Плюс, конечно, сопротивление воздуха, возрастающее в кубичной прогресси. То есть, после полной раскрутки упомянутой Вами болванки, движок будет иметь описанную мной выше «демострацию» с гнутыми клапанами и пробитыми поршнями.
0
Terrano
Я понимаю, не хватало той самой детали, тормоза, которую добавил в коммент автор.
Инерционная нагрузка хороша в замере момента, тормозная в замере мощности.
0
Zonda93Rus
Можно я не буду комментировать этот полет воображения притянутый за уши к физике)
-1
odirekt
для демонстрации максимальных возможностей мотора естественно используется полностью открытый дроссель с отсутствующей нагрузкой.
Это по-русски написано? Или на китайском? Или слова «с отсутствующей нагрузкой» означают что-то другое?
Можно я не буду комментировать этот полет воображения притянутый за уши к физике)
Обосрался ты друг, жидко обосрался. Но не хочешь признать собственной некомпетентности. Продолжай копи-пастить скриншоты и с надутыми щеками нести херню.
0
Zonda93Rus
«Гражданочка, успокойтесь»)
1. Мотор в наборе имеет гораздо большее ускорение, чем барабан и той ситуации о которой ты говорил не происходит. Более того, при закрытии дросселя мотор легко тормозит барабан и ротор ретарды. В таком режиме производится замер, который позволяет оценить потери на трансмиссии.
2. Если бы ты хоть чуть чуть понимал устройство двигателя, то не писал бы бред про клапана. Клапана гнёт в случае потери контроля клапана, а это либо превышение допустимых оборотов либо механическая проблема: недостаточная жёсткость пружин, неправильный зазор, неправильный преднатяг пружин и так далее. Просто разгон двигателя или торможение привести в пределах его возможночтей к зависанию клапанов не может.
3. Посмотри на логотип на замерах, а потом перейди в группу в VK.
4. Я занимался мотоспортом, мой старший механик тоже. В свое время на нашем Эво 8 мы поставили 2 мировых рекорда: максимальная мощность с 2 литров объёма и максимальная скорость для Эво. 1400 колёсных л.с. и 372 км/ч. Видео в YouTube можешь легко найти. Команда A.R.S. Krasnodar.
А мой механик даже из мотора ЗАЗ в автокроссе выдавливал больше 70 л.с. и все это более 15 лет назад.
5. У меня статус калибратора в компании Dynojet, сертификаты от новозеландской HP Academy и австралийской Woolich Racing, технического партнёра WSBK на минуточку.
Так что обделался ты, иди подотрись. Не интересен материал — не читай. Есть вопросы по существу — задавай. И фильтруй базар, щегол.
-1
odirekt
Написал ты много, но по сути лишь пару слов (см ниже), что лишь подтверждает давно известную истину:«чем больше слов — тем очевиднее ложь».
В третий раз спрашиваю, это твои слова:
полностью открытый дроссель с отсутствующей нагрузкой
?
Нет нагрузки на движок. Нету-у-у-у, как ты сам написал.
Так вот самый тупой Ванька из самой тьма-таракань деревни без всяких стендов знает, что если полностью открыть дроссель движку без нагрузки, то произойдет то о чем я написал и ты правильно заметил — гнутые клапана или пробитые поршни. И это единственное, что ты правильно сказал, вернее повторил за мной после двукратного описания твоей «демонстрации».
Ну, а то что у тебя куча бумажек… Я в курсе каким образом компании раздают подобные «сертификаты» и сколько требуется знать и уметь, чтобы их получить. Так что не позорься. У нас в академии был один член-корр, лауреат многочисленных премий с кучей всяких дипломов, сертификатов и т.п. (ну, прям как ты). Так вот бритву ему чинила его жена. Знаю абсолютно точно, так как она обращалась ко мне за помощью.
Есть вопросы по существу — задавай.
Так я и задал (см. выше), но ты же расплылся в какой-то херне-болтовне, как говно по лопате.
И фильтруй базар, щегол
Слышь ты, фраер многосертифицированный, ты че на меня батон крошишь?
0
Zonda93Rus
1. бред про гнутые клапана писал только ты.
2. уxватился за «без нагрузки», так я уже объяснил и разрушил твой бред: «Мотор в наборе имеет гораздо большее ускорение, чем барабан и той ситуации о которой ты говорил не происходит.» и ты прекрасно понял, ЧТО «БЕЗ НАГРУЗКИ» ЭТО не колесо в воздуxе или нейтрале, а колесо на барабане стенда. Но упорно пишешь чушь, зачем?
3. так на какой твой вопрос я не ответил? еще раз напиши, потрудись.
4. Уx, ты, да ладно? Так может быть это про тебя? Раз ты в ЦЕЛОЙ АКАДЕМИИ ЧИНИЛ БРИТВУ другому мужику))) Завидовал ему и погладывал на его жену?) Признайся)
Так жизнь обидела, что не можешь не плеваться желчью? полегчало? «батон крошишь»? завис в развитии на школьном уровне?)
А по существу, пошел бы ты и попробывал пройти xоть вступительное тестирование, не то что получить право купить стенд в DJ и получить статус не usera, а xотя бы tunerа.
Мне есть что рассказать, показать и чем доказать свою компетентность. Ты же пока по существу ничего не написал. Увы.
3.
-2
odirekt
«Мотор в наборе имеет гораздо большее ускорение, чем барабан и той ситуации о которой ты говорил не происходит.»
Да читал я этот бред. Дело в том, что когда движок выйдет на свою максимальную мощность, а это то, что необходимо измерить, то «ускорение» (как ты по-бабски выразился) т.е. вторая производная функции нагрузки, в точке перегиба дойдет но нуля,
в этот момент движок будет работать полностью без нагрузки. И это при полностью открытом дросселе. Результат твоего «теста» я уже описл три раза. Так что, друг мой, все-таки ты обосрался.
Ты, эта, засунь свои шедевральные слова:
полностью открытый дроссель с отсутствующей нагрузкой.
в рамочку и повесь на стенку среди своих дипломов и сертификатов. Тогда все будут видеть цену твоих бумажек и сколько их надо наполучать, чтобы нести подобную херню.
0
Zonda93Rus
P.S. и «батон крошить» первый начал ты. Так что получил сдачу тем, чем заплатил.
0
Wildschwein
Хорош уже быдлить. В такой манере общайся со своими дружками. А здесь, не считая тебя и тебе подобных, нормальные люди. «Батон крошить», я такое слышал в 15 лет, в последний раз ))) Повзрослей и научись себя вести. З.ы или тебе реально 15 лет? Тогда не лезь ко взрослым людям, пока не научишься себя вести.
0
odirekt
Ну ты-то чего суешься, когда сертифицированный «специалист» пытается выдать черное за белое?
У тебя есть сертификаты от новозеландской HP Academy? Нету. Вот сиди и не отсвечивай.
здесь был ататат

0
Zonda93Rus
Почитай про логику и избавь меня от себя. Видишь мою публикацию, проходи мимо. Целое твои нервы будут.
здесь был ататат

0
Wildschwein
Если мне будет нужен совет от кого-то, типа тебя (нет, не нужен), я тебя спрошу. Быдлу слова не давали, скажем так.
0
odirekt
Быдлу слова не давали, скажем так.
Дык, и я о том же. Я тут Zonda93Rus обучаю процессам в четырехтактном ДВС, а ты влез со своим «словом», хотя, судя по твоим комментам, абрис и анис для тебя одно и то же. Но я знаю в чем твоя проблема — зависть. Ведь у тебя нет сертификата новозеландской HP Academy.
0
Tavor
А у вас тут нескучно.

Просто разгон двигателя или торможение привести в пределах его возможночтей к зависанию клапанов не может.

А диплома от Дукати у тебя Вас часом нет? А то они-бы научили что

Применение десмодромного механизма позволяет предотвратить, т.н. «зависание клапанов» (неполное закрытие клапана до достижения поршнем верхней мертвой точки), возникающее вследствие высокой частоты вращения коленчатого вала двигателя, инерции клапана и резонанса пружины. Зависание клапанов может привести к серьезным проблемам:
1)столкновение поршня с клапаном, и как следствие их разрушение;
2)перегрев клапанов, и как следствие их коробление и разрушение;
0
Zonda93Rus
А это к чему? Вся кампания собралась?)))
0
Zonda93Rus
Тогда давай давайте про пневмоклапана вспомним, для полной картины)
-1
Zonda93Rus
Отставить, пневмопружины. А то сейчас новая волна словесности поноса начнётся.
0
Tavor
Не, давайте в другой раз. Сначала с зависанием клапанов разберемся.
Бывает оно или нет?
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. Zonda93Rus, Динамометрический стенд: как читать график мощности и что кроме мощности можно увидеть.