- Пробег для публикации поста в сообщество: 30.00 км
- Читателей: 1504 | Постов: 1054
Советы по тюнингу, эксклюзивы, новинки, аэрография
Администраторы (1)
Модераторы (0)
Модераторов здесь не замеченоЧитатели (1499)
kim Mila none9 Tosia NalVal Integra Flash HAYABUSA Osama Togliatti KOSHKA Stich glyaks100 anro CriggerMarg ArSoron spamer80 nbaksalyar AXS KwaziMode ginecolog Oziris DiYamaha RedLine Turners Satt 3dinfo Wishka Bike-TV SirNik Vacelica Alan Hydrophonic HARDFIMOTORS shakawkaw gsxrider pmg Dragem Marcus DroiD Serch Raptor504 street13 gera Ctrelok delvin Mihalych pkentavr ChSch micВсе читатели
Мото тюнинг → Настройка впрыска/зажигания мотоцикла. Часть 1: зачем нам это нужно вообще...
Здравствуй, байкпостовец.
В нескольких предыдущих публикациях были просьбы написать о настойке впрыска и оборудовании, которое для этого применяется.
Температура третий день (COVID-19 настиг), пялиться в соцсети надоело, а понимание того, что пока не выздоровею ни на работе ни в мастерской дел все равно не будет, решил выполнить обещание и начать повествование.
Часть 1: «зачем нам это нужно вообще»оно же Вступление
Карбюраторные мотоциклы мы рассмотрим наверное отдельно, если будет интерес (если он есть — в комментариях напишите пожалуйста «КАРБЮРАТОР»).
Зачем вообще нужна настройка впрыска/зажигания?
1. Если вы внесли ЛЮБЫЕ изменения в силовую установку и/или периферию двигателя, то необходима настройка. Это практически аксиома. Другой воздушный фильтр, другой глушитель, другой распределительный вал и даже переход на не рекомендованное топливо меняет газодинамические и термодинамические реакции в двигателе.
Почему это скорее всего плохо? Всем интересующимся моторами известно, что максимально полное сгорание топлива происходит при соотношении воздуха и топлива в пропорции 14.7:1 для обычного бензина. При этом максимальную мощность и защиту от детонации мотору дает смесь в диапазоне 12.5:1..13.7:1. А некоторые современные водяные моторы для экономии топлива могут спокойно в круизе ехать на смеси беднее 15.0:1.
Таким образом во время работы у современного мотора постоянно меняется смесь в зависимости от того, что нужно в конкретный момент. Едем медленно — 14.7, втопили — 13.5, тормозим двигателем — 16.0… Более того, если вы едете в каком-то одном режиме, смесь все равно не постоянная и меняется для обеспечения экологичности, экономичности, шумности и т.д. Может мотор к круизе безопасно на 2000 об/мин работать на 14.7, значит будет. А при 3000? 15.0 достаточно? Хорошо, значит 15.0.
Из вышеизложенного мы понимаем, что из вашего мотора и так уже выдавили все что можно в условия компромисса и в угоду «зеленых» и вашего кошелька, а вы внесли изменения влияющие на смесь/газодинамику.
Например: поставили фильтр и глушитель? в 2/3 случаев это снижает наполняемость цилиндров на низких оборотаx и повышает на высокиx. Таким образом внизу у мотора переобогащенная топливовоздушная смесь, вверxу — обедненная.
В результате, там где безопасно ехать 15.0 (что уже беднее 14.7) с тюнингом в реальных условиях выходит 15.5, а где нужно 13.5, получаем например 12.5.
Переобогащенная смесь снижает скорость горения, недогорает, забивает катализатор сажей, смывает масленую пленку со стенок цилиндров. Получаем повышенный износ и потерю мощности.
Обедненная смесь горит горячее перегревает камеру сгорания, выпускные клапана, повышает риск детонации и раннего самопроизвольного возгорания смеси прогар поршней, выломанные поршневые кольца, разрушение свечей, програр клапанов и так далее.
А что же кислородные датчики и модный блок управления?! Он же все поправит!
Тут все просто. На 95% автомобилей и мотоциклов используются узкополосные датчики кислорода (narrow-band oxygen sensors), диапазон измерений которых всего 1 вольт или что-то вроде 14.3-15.0:1 (график соответствия напряжения и смеси смотри на картинке ниже)
и при этом (очень условно объясняю!) электронный блок управления (далее — ЭБУ) не получает от такого датчика значение актуального состава смеси, а к нему приходят параметры в виде синусоиды — богаче 14.7, беднее 14.7, равно 14.7 (смотри на следующей картинке) и соответственно ЭБУ может использовать информацию с этих датчиков только в тех режимах работы двигателя, где предусмотрена смесь близкая к 14.7, то есть лямбде или стехиометрической, то есть теоретически идеальной))) А это что значит? Правильно — смесь теоретически может быть подкорректирована до безопасной возможностями ЭБУ только на холостом ходу и круизе. На всех остальных режимах смесь у нас другая.
На пример таблица желаемой смеси мотора HD Twin Cam 103
2. Нужно ли настраивать заводской мотор? Вроде бы не за чем… а вот и 'это не так. Значит плохо прочитали прошлый абзац.
Заводская настройка это компромисс между экологией, безопасностью (плохой бензин, разное качество фильтров и т.д.) и красивыми цифрами максимальной мощности в буклете.
Любой тюнер вам скажет, что мотор лучше всего работает при стабильной смеси: лучше реагирует на ручку, быстрее раскручивается и т.д. А теперь вспомним, что я написал про заводскую настройку? Правильно — она постоянно меняется. Добавим к этому, что мощность на скажем 3000 об/мин производителю показывать вам не обязательно, поэтому он на этом режиме возьмет и забеднит в угоду экологам. Почему бы и нет? Клиент же лапух, смотрит в основном на строчку «максимальная мощность».
Из опыта. На Harley Davidson туринг Twin Cam 103 настройкой заводской комплектации получилось скинуть 0,9 сек в спринте 0-100. Скажете мало? При этом мотор работает «холоднее», что добавляет комфорта мотоциклисту.
Продолжение следует… если вам интересно :)
В нескольких предыдущих публикациях были просьбы написать о настойке впрыска и оборудовании, которое для этого применяется.
Температура третий день (COVID-19 настиг), пялиться в соцсети надоело, а понимание того, что пока не выздоровею ни на работе ни в мастерской дел все равно не будет, решил выполнить обещание и начать повествование.
Часть 1: «зачем нам это нужно вообще»оно же Вступление
Карбюраторные мотоциклы мы рассмотрим наверное отдельно, если будет интерес (если он есть — в комментариях напишите пожалуйста «КАРБЮРАТОР»).
Зачем вообще нужна настройка впрыска/зажигания?
1. Если вы внесли ЛЮБЫЕ изменения в силовую установку и/или периферию двигателя, то необходима настройка. Это практически аксиома. Другой воздушный фильтр, другой глушитель, другой распределительный вал и даже переход на не рекомендованное топливо меняет газодинамические и термодинамические реакции в двигателе.
Почему это скорее всего плохо? Всем интересующимся моторами известно, что максимально полное сгорание топлива происходит при соотношении воздуха и топлива в пропорции 14.7:1 для обычного бензина. При этом максимальную мощность и защиту от детонации мотору дает смесь в диапазоне 12.5:1..13.7:1. А некоторые современные водяные моторы для экономии топлива могут спокойно в круизе ехать на смеси беднее 15.0:1.
Таким образом во время работы у современного мотора постоянно меняется смесь в зависимости от того, что нужно в конкретный момент. Едем медленно — 14.7, втопили — 13.5, тормозим двигателем — 16.0… Более того, если вы едете в каком-то одном режиме, смесь все равно не постоянная и меняется для обеспечения экологичности, экономичности, шумности и т.д. Может мотор к круизе безопасно на 2000 об/мин работать на 14.7, значит будет. А при 3000? 15.0 достаточно? Хорошо, значит 15.0.
Из вышеизложенного мы понимаем, что из вашего мотора и так уже выдавили все что можно в условия компромисса и в угоду «зеленых» и вашего кошелька, а вы внесли изменения влияющие на смесь/газодинамику.
Например: поставили фильтр и глушитель? в 2/3 случаев это снижает наполняемость цилиндров на низких оборотаx и повышает на высокиx. Таким образом внизу у мотора переобогащенная топливовоздушная смесь, вверxу — обедненная.
В результате, там где безопасно ехать 15.0 (что уже беднее 14.7) с тюнингом в реальных условиях выходит 15.5, а где нужно 13.5, получаем например 12.5.
Переобогащенная смесь снижает скорость горения, недогорает, забивает катализатор сажей, смывает масленую пленку со стенок цилиндров. Получаем повышенный износ и потерю мощности.
Обедненная смесь горит горячее перегревает камеру сгорания, выпускные клапана, повышает риск детонации и раннего самопроизвольного возгорания смеси прогар поршней, выломанные поршневые кольца, разрушение свечей, програр клапанов и так далее.
А что же кислородные датчики и модный блок управления?! Он же все поправит!
Тут все просто. На 95% автомобилей и мотоциклов используются узкополосные датчики кислорода (narrow-band oxygen sensors), диапазон измерений которых всего 1 вольт или что-то вроде 14.3-15.0:1 (график соответствия напряжения и смеси смотри на картинке ниже)
и при этом (очень условно объясняю!) электронный блок управления (далее — ЭБУ) не получает от такого датчика значение актуального состава смеси, а к нему приходят параметры в виде синусоиды — богаче 14.7, беднее 14.7, равно 14.7 (смотри на следующей картинке) и соответственно ЭБУ может использовать информацию с этих датчиков только в тех режимах работы двигателя, где предусмотрена смесь близкая к 14.7, то есть лямбде или стехиометрической, то есть теоретически идеальной))) А это что значит? Правильно — смесь теоретически может быть подкорректирована до безопасной возможностями ЭБУ только на холостом ходу и круизе. На всех остальных режимах смесь у нас другая.
На пример таблица желаемой смеси мотора HD Twin Cam 103
2. Нужно ли настраивать заводской мотор? Вроде бы не за чем… а вот и 'это не так. Значит плохо прочитали прошлый абзац.
Заводская настройка это компромисс между экологией, безопасностью (плохой бензин, разное качество фильтров и т.д.) и красивыми цифрами максимальной мощности в буклете.
Любой тюнер вам скажет, что мотор лучше всего работает при стабильной смеси: лучше реагирует на ручку, быстрее раскручивается и т.д. А теперь вспомним, что я написал про заводскую настройку? Правильно — она постоянно меняется. Добавим к этому, что мощность на скажем 3000 об/мин производителю показывать вам не обязательно, поэтому он на этом режиме возьмет и забеднит в угоду экологам. Почему бы и нет? Клиент же лапух, смотрит в основном на строчку «максимальная мощность».
Из опыта. На Harley Davidson туринг Twin Cam 103 настройкой заводской комплектации получилось скинуть 0,9 сек в спринте 0-100. Скажете мало? При этом мотор работает «холоднее», что добавляет комфорта мотоциклисту.
Продолжение следует… если вам интересно :)
- Zonda93Rus
- Александр
- 30 июля 2021 в 15:00
- 4
- ?
- konyuhfedor
- 30 июля 2021 в 23:41
- ↑
- ↓
Не нужно лечить через интернет. Тем более не зная анамнеза.
Вы человеку сейчас насоветуете, а у него внутренние кровотечение, например, откроется.
Понимаю, что из лучших побуждений, но голову включать нужно…
Вы человеку сейчас насоветуете, а у него внутренние кровотечение, например, откроется.
Понимаю, что из лучших побуждений, но голову включать нужно…
- Zonda93Rus
- 30 июля 2021 в 23:21
- ↑
- ↓
Без датчика хуже, но не настолько чтобы расстраиваться.
Хорошая настройка и своевременные работы (ТО, ремонт) и мотор будет работать корректно.
Хорошая настройка и своевременные работы (ТО, ремонт) и мотор будет работать корректно.
Два варианта:
1. Установа других мозгов с датчиками, возможно для некоторых моделей мотоциклов, например для того же ХД есть варианты;
2. Установка внешнего блока с датчиками + управление (опять же, для ХД это PowerVison + TargetTune + ШДК);
3. Настройка на стенде/targettune и потом ездить не парясь.
1. Установа других мозгов с датчиками, возможно для некоторых моделей мотоциклов, например для того же ХД есть варианты;
2. Установка внешнего блока с датчиками + управление (опять же, для ХД это PowerVison + TargetTune + ШДК);
3. Настройка на стенде/targettune и потом ездить не парясь.
- Zonda93Rus
- 31 июля 2021 в 8:02
- ↑
- ↓
1. Например thundermax.
2. Targettune работает далеко не на всех моделях Харли Дэвидсон. Он разработан для моделей с крайней версией Делфи на ТвинКам. Для моделей предыдущий с датчиками и без есть только АвтоТюн, но он не вносит изменений в блок, а составляет файл «рекомендаций».
3. Самый разумный и оптимальный по затратам. Дальше объясню почему.
2. Targettune работает далеко не на всех моделях Харли Дэвидсон. Он разработан для моделей с крайней версией Делфи на ТвинКам. Для моделей предыдущий с датчиками и без есть только АвтоТюн, но он не вносит изменений в блок, а составляет файл «рекомендаций».
3. Самый разумный и оптимальный по затратам. Дальше объясню почему.
- TimUsachev
- 31 июля 2021 в 9:43
- ↑
- ↓
Autotune еще как вносит. Ему можно разрешить корректировку таблиц VE, а можно добавить и зажигание (но это я ему никогда не разрешаю).
Проверяется очень легко — сравнением стартовой прошивки и Autotune results.
Проверяется очень легко — сравнением стартовой прошивки и Autotune results.
- Zonda93Rus
- 31 июля 2021 в 10:27
- ↑
- ↓
Тимофей, давай тогда уточним. автотюн подключённый к Power Commander может менять в реальном времени карту ибо он сам и управляет форсунками/катушками. Автотюн подключённый к Power Vision формирует желаемую карту, но не применяет и не загружает ее в блок управления. Таргет тюн в свою очередь изменяет прошивку заводского блока и «перехватывает» управление форсунками/катушкой на себя и он как раз меняет карты в реальном времени.
- TimUsachev
- 31 июля 2021 в 11:06
- ↑
- ↓
Ну ясное дело, надо загрузить autotune results в ЕСМ. Никакой проблемы в этом нет. Таргет Тюн вообще обычному мотику не нужен (коррекция в реальном времени в настолько широком диапазоне.
Мы ставим Таргет Тюн только владельцам кесстеков, для инх это имеет минимальный смысл. И не «катушкой», а ТОЛЬКО VE.
Мы ставим Таргет Тюн только владельцам кесстеков, для инх это имеет минимальный смысл. И не «катушкой», а ТОЛЬКО VE.
- Zonda93Rus
- 31 июля 2021 в 11:20
- ↑
- ↓
Именно это я и написал позапрошлом сообщении: формируется файл рекомендаций или Autotune results и ДО прошивки эти результаты на работу двигателя никак не влияют. Таргет тюн позволяет влиять на топливо. Согласен, что в первую очередь таргет нужен любителям управляемого выхлопа.
- Zonda93Rus
- 31 июля 2021 в 8:04
- ↑
- ↓
Да (изменены и УОЗ) температура двигателя причинят 13,7 и 12,5 отличается. При этом мощность нв 12,5 ощутимо выше, но возможно мотоцикл вывалится из заявленной экономичности или экологичности.
- Zonda93Rus
- 31 июля 2021 в 8:08
- ↑
- ↓
1. При замене валов есть смысл и УОЗ менять, но ТаргетТюн этого не сделает, только ручками.
2. Все автоматические алгоритмы на стройки с которыми я встречался не могут выдавить максимум, но могут обеспечить безопасность двигателя.
3. При наличие тюнинга нужность для владельца реализуется не сколько в дополнительной мощности, сколько в ресурсе двигателя. Как мне кажется :) мощность она приходит сама, мотор делится, когда ему комфортно :)
2. Все автоматические алгоритмы на стройки с которыми я встречался не могут выдавить максимум, но могут обеспечить безопасность двигателя.
3. При наличие тюнинга нужность для владельца реализуется не сколько в дополнительной мощности, сколько в ресурсе двигателя. Как мне кажется :) мощность она приходит сама, мотор делится, когда ему комфортно :)
- TimUsachev
- 31 июля 2021 в 11:02
- ↑
- ↓
При замене распредвалов главное — тайминг МАП-сенсора. Иначе все попытки что-то настроить (собрать VE-шки) обречены на провал.
- Zonda93Rus
- 31 июля 2021 в 11:06
- ↑
- ↓
100% только писать я это не стал, так как это уже узкоспециализированная информация. Ну или мы ставим 0 в нужном поле и выбираем VE таблицу по TPS.
- bajk_na_ura
- 1 августа 2021 в 2:09
- ↓
Большое спасибо, много нового узнал, особенно из комментов. Жду продолжения. Автору — уважуха, чувствуется большой опыт и знания.
здесь был ататат
- VadimMinin
- 5 августа 2021 в 20:52
- ↑
- ↓
Во-первых совсем без топлива он заглохнет, во-вторых не все так просто. Разными настройками можно добиться разной силы торможения двигателем. Это удобно.
Что значит "заглохнет"? Перестанет крутится? Нет не перестанет. При опускании оборотов двигателя ниже определённого порога или при выжиме сцепления возобновляется подача топлива и внешне абсолютно не заметно, что двигатель был "заглохший". Если нужно "добиться разной силы торможения двигателем" — не убирай газ полностью. У Теслы вообще при уборке газа идёт максимальное рекуперативное торможение электродвигателем и никто не жалуется.
- Zonda93Rus
- 5 августа 2021 в 20:41
- ↓
Не во всех режимах. Функция «отрезание топлива» присутствует, но ее работа далеко не всегда приятна. Один из распространённых запросов мотоциклистов как раз отключить ее, так как при открытии дроссельных заслонок получается неприятный рывок.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (37)
RSS свернуть / развернуть