Открыт сбор на ноги Веронике Скугиной (ronidoog)
Привет, Байкпостовчанин. Кажется, ты используешь AdBlock.
БайкПост развивается и существует за счет доходов от рекламы. Добавь нас в исключения.
открытое письмо как отключить

Блог им. Umelec1 → Глушитель Урала.

Ирбит. Отдел конструктора мотозавода.
Делали мотоциклы для экспедиции по Уралу. Я занимался фильтром и глушителем, правда, все сводилось к размещению. Однако с глушителем меня понесло: я давай изучать аэродинамические процессы, аналоги подобных систем и т.д. Мое увлечение кончилось тем, что мне пришли два тома последних изысканий в области аэродинамики закрытых объемов. Я просто отупел, разбирая формулы расчетов длиною в страницу. Заскучал. Однако, практически через месяц появились публикации об управляемых выпусках в японских мотоциклах, которые просто переворачивают представление о всех ранее известных теориях, расчетах. Немного поизучав эти выпуски, наткнулся на другой тип глушителя, не для мотоцикла, а для громоздких стационарных компрессоров. Система представляла собой последовательную комбинацию труб, где выпускные газы последовательно выходили из трубы меньшего диаметра в трубу большего. Конструкция составляла несколько метров и была весьма эффективна. Суть проста: звуковая волна при изменении сечения трубы меняет амплитуду и частоту.
Классно, но посчитав и применив это к мотоциклу Урал, у меня длина глушителя мерялась метрами. Если трубки делать короткими, тогда не успевает формироваться волна для следующей ступени. Эврика! Но она приходит не сразу. Да, через сколько-то дней мне пришла мысль: а что если взять ленту из стали, завернуть в спираль, а затем растянуть вдоль оси с определенным шагом. Я просто почуял результат. Нарисовав эскизы, и не рискуя идти к начальству, я обратился к друзьям из экспериментального цеха. Парни все быстро сделали, потом все упаковали в серийный кожух глушителя.
Изображение из фотоальбомов E1.ru
Мне не пришлось долго уговаривать испытателей поставить ничем не отличающийся глушитель от других на испытания. Но они были в курсе конструкции и сами проявляли интерес. Звук, однако, довольно отличался от серии: на малых оборотах низкие частоты практически не глушились, но высоких частот не было слышно. Ну поставили, и поставили. Где-то месяц катали, не знаю где, и вдруг испытания на уровень шума. Как всегда выезд, комплекс испытаний, уровень шума. Приезжают, спрашиваю:-
— Как мой?
— Слушай, а все уложились, разброс 1-2 децибела. Все. Мы твой и не выделяли. Но мерили все. Так что твой не лучше серии.
— Не лучше? Да это же супер! Я пальцем в небо ткнул и попал! Я же ни чего не считал даже.
— Каким ты пальцем ткнул? Куда попал?
— Ну давай рассказывай. Тебя раскололи ….
Посыпалось. От этих язвителей дождешься разумного обсуждения. Но я не то что сегодня не обижался, почти всегда такие перебранки не носили злого подтекста. Эти отношения у испытателей сложились задолго до меня и горе тому конструктору, которого заносило на «партком». Парткомом называлась раздевалка у испытателей, где резались в домино, коротали время между сменами, ну и шпарили правду-матку, начиная от великих идеалов и заканчивая последним кронштейном. Редкий конструктор осмеливался попасть на партком, а случайно забредшего, могли и вынести. Я бывал здесь еще до карьеры конструктора, получал конечно, но и отбивался как мог.
— Водяной, у тебя глушитель то с водяным охлаждением? А то смотрю, мне на штаны что-то брызгает и брызгает.
-Да пошли вы все! Но точно откатали?
— Да все откатали, все в норму вписались.
Меня распирал восторг. Просто поставили две спиральки, перемычку и все, а шум как у серии. Звучит поприятнее серийного, низы солиднее стали. Отлично. От полноты чувств я и считать ничего не стал, нарисовал как чувствовал. Глушитель выглядел красивым, легким, ну и технологичным, если не сказать «сверх технологичным».
Изображение из фотоальбомов E1.ru
А работал я уже руководителем группы перспективного проектирования и ходил к главному когда хотел. Вот и пришел я к Ивану Михайловичу с супер глушителем и давай рассказывать и результаты испытаний, и простоту технологии, и возможности вариантности. А он мне:
— Тебе что, делать нечего? Зачем ты мне глушитель принес?
— Так же результат есть. Не хуже серийного. Я же не считал ни чего, а если сесть посчитать ….
— Я спрашиваю, тебе делать нечего? Я добавлю!
— Да-к, ведь, аааа… А в следующем году до 86 децибел как снижать будем?
— А мы прокладкой впуск после карбюратора занизим, вот шум получим нужный.
— Прокладкой? А 36 сил как?
— А с меня силы сейчас ни кто не спрашивает. Иди! Иди работай, а то вот ветровой щиток некому рисовать?
Не первый и не третий раз выходил я так от главного.
— Да уж, вдохновитель ты наш.
Много чего не думается. Придешь обычно к своему «стойлу», бросишь чертеж в общую кучу, тупо смотришь в лист на кульмане. Если не увлекут какими либо проблемами спускаешься вниз, идешь к перекуривающим рабочим или в «партком».
Чертеж с красивым глушителем потом пригодился для дипломной работы студента мототехникума. Рассказывая Игорю об идее, о конструкции, я рассказал, что ничего не считал. Игорь обещал мне сделать расчеты на компьютере по специальной программе, которую он освоил как один из немногих. На защиту я не ходил, но потом увидел работу Игоря в отделе электронно вычислительных машин. Сейчас я вспоминаю, что этот отдел уже уходил в прошлое, и наступало время индивиду-альных компьютеров. Игорю не стыдно было повесить на стенку свою работу, но и за расчеты он поручился, заверив меня, что мое тыканье в небо было точным.
Между делами дал свой глушитель двигателистам снять потери. Приятно был удивлен, что потери на максималке составили меньше двух лошадов. В сравнении серийный теряет более трех лошадов. Это однако потешило только мое самолюбие.
Прошли годы. Я вспомнил о своих спиральках, когда начал делать кастомы. Там требовались разные формы, но не делать же прямотоки. Заказчиками у меня были солидные мужчины, им не нужен был грохот, им нужен был звук.
Изображение из фотоальбомов E1.ru
«Кипчак», «Бухгалтер», «Синий», «Хохлома» — носили разные формы глушителей, но внутри были все одинаковые. Дело шло к мелкосерийному производству, но грянула беда. «Зеленые» остановили хром на мотозаводе, да и везде. Но надо что-то ставить и на кастомы, не из штатов же выписывать (в ценник гляньте!). Нас спасла китайская нержавейка, дешевле только ворованная. Сейчас в нашем ассортименте пять видов глушителей для любителей кастомайзинга и тюнинга Урала.
И правильно тогда сказал главный:- «Тебе делать нечего? Иди, иди и работай!»
  • Umelec1Umelec1
  • Виктор
  • 14 марта 2016 в 0:29
  • 10
  • ?

Комментарии (38)

RSS свернуть / развернуть
+4
Boss1w
Прочитал с удовольствием, спасибо!
Люблю подобные истории. А как человек, «в детстве» работавший на производстве, так даже «вижу» некоторые моменты))
0
vinny
А можно про «Кипчака», «Бухгалтера»,«Синего» и «Хохлому» подробней? Очень интересно посмотреть и узнать историю каждого. Заранее спасибо!
0
evgen-buran
а я сразу понял о ком речь как названия проектов прочитал)) кбмтс (конструкторское бюро малых транспортных средств) у них сайт есть с картинками и запчастями. я у них дуги брал. правда правая дуга цилиндр не закрывала. вторые дуги чего то не ставятся. кронштейн коротковат или я неправильно ставлю.
0
Kap1tan
Поддержу! Хотелось бы узнать поподробнее, и кстати кто на фото?
здесь был ататат

+1
Eyeshield21
Если что, пост про «Водяного» от этого же ТСа))
+5
evgen-buran
вот все понимаю, плановая экономика, даешь количество. Но когда главный конструктор завода считает, что конструирование это от безделья — то таких ведь автоматом гнать надо, за не соответствие должности.
0
step0
Вы это, не лезьте в политику, ладно? Путать плановую экономику послевоенных лет и планомерное уничтожение времён перестройки, гласности и демократизации — это верный способ нарваться на пинок в живот, например.
+3
andrew2002
Плановая экономика в любом случае ущербна т.к. сильно (на много порядков) уменьшает количество умов, участвующих в ее развитии. По примеру статьи прекрасно видно, как новаторские идеи специалистов на местах разбиваются о необходимость соблюдать плановые показатели и не более.
Тогда как в рыночной среде, решения, дающие даже небольшое конкурентное преимущество будут с гораздо большей вероятностью пущены в ход в борьбе за покупателя.

И сравнение качества потребительских продуктов, производимых в странах с одним и вторым типом экономики вполне подтверждает то, что написано выше.

Если бы для Урала вопрос качества продукции, снижения издержек и повышение рентабельности было залогом выживания, то отношение к подобным изобретениям (как в статье) был бы совсем другим. Делать кондовые железные мотоциклы — вполне себе ниша. Но эта кондовость и отсутствие резких телодвижений на протяжении десятков лет должны приводить к абсолютной надежности и неубиваемости аппаратов, вылизанных до идеала за эти годы. Но когда за рыночную нишу бороться не надо, если что — государство даст денег на поддержание штанов, то зачем то развитие? Сойдет и так.
0
step0
Зачем тогда нужен бизнес-план, ПЛАН, Карл?!
0
andrew2002
План конкретного проекта и план всей экономики это очень разные вещи. И, если вы сталкивались с малым бизнесом, у которого еще не сформирована бизнес-модель (стартап, если по новому. и без привязки к конкретной сфере деятельности), то наверное в курсе, что план в данном случае лишь примерных ориентир, а не четкая инструкция. Заранее никто точно не знает, как именно будет работать проект в итоге. Именно эта гибкость дает развитие экосистеме в целом.
0
step0
Стартап без бизнес-плана? Да Вам денег ни кто не даст. ПЛАНИРОВАНИЕ есть в ЛЮБОЙ сфере деятельности. А государство — по сути та же корпорация. И да, почему-то Вы ошибочно решили, что ПЛАН — это нечто такое деревянное, да же чугунное и изменить его нельзя — чушь. Зря Вы верите в невидимую руку рынка — её нет)))) Всё оффтоп. Более того, в тексте речь пор ОГРОМНЫЙ ЗАВОД, а ларьки с пивом — не тот размерчик.
0
andrew2002
Бизнес-плана в стартапе быть не может в принципе. Какие-то рассчеты, конечно, делаются но они всегда очень приблизительные и по отдельным аспектам. Какие могут быть планы у проекта, который еще не определился с бизнес-моделью? Дилетанты, конечно, его просят, но только потому, что и сами не очень понимают, куда вкладываются.

Но в остальном согласен — оффтопик и нет смысла уходить в какие-то отвлеченные вещи. Результата работы вполне достаточно, как по мне.
0
step0
и да, идея не новаторская, а УДАЧНАЯ. Так как по тексту прямо написано, что рассчётов НЕ БЫЛО ни каких.
0
Yoj
Про ущербность не согласен.
У СССР-послевоенного просто не было другого выхода. Автомототранспорт после войны был в дефиците, поэтому перед государством стояла задача обеспечить транспортом (прежде всего грузовым, строительным, военным) страну, объективно измотанную. Были глобальные задачи по развитию экономики. О людях и их индивидуальных потребностях думали мало, это отразилось и на транспорте.
0
andrew2002
По поводу небыло другого выхода — спорно. Всегда есть несколько выходов (и то, что были страны, которые развивались после войны и разрухи другим путем — подтверждение), выбрали просто этот потому, что страна и ранее на плановой экономике жила и это было привычнее, как минимум.
0
Yoj
Приведите пример такой страны пож. У них (стран, о которых вы говорите) такие же площади, как у СССР?
0
evgen-buran
зря ругаетесь. плановая экономика в том виде, в котором она просуществовала — это пример неэффективности. и дело не в политике, а в подходе. после войны, безусловно, не до жиру, нужна более менее рабочая недорогая техника. без изысков. но далее, руководство страны понимало, что работа тупо на склад — это тупик. реформы Косыгина с их ориентированностью на рентабельность предприятия показывают, что правительство понимало ценность конкуренции для развития. но… случился нефтяной кризис 70-х, цены на нефть выросли в экономику пришла новая команда и реформы свернули. Почитайте в вики, как Косыгин чуть не рыдал. Дело не в строе, а в людях.
0
Yoj
Я не ругаюсь.
Пытаюсь объяснить, что все те, кто ругают плановую экономику не понимают послевоенных реалий, и то что иная модель не могла обеспечить столь высоких темпов восстановления страны.
Экономическая модель государства на протяжении его жизни должна меняться, это все понимают, и то что со сменой курса затянули, это факт, отсюда многие беды наших производителей.
+1
Loki2100
Я правильно понимаю, что никогда у нас не будет нормального отечественного мотоцикла? Уже тогда, когда могли, это было никому нафиг не нужно, а уж теперь…
0
Yarra
Опять с eдовольствием прочитал.

Только почему главный был прав? Разве не нужно улучаться и бороться за лучшие показатели?
+1
Yoj
Главный был прав лишь потому, что в условиях командно — административной экономики СССР был стабильный спрос на продукцию в отсутствие реальной конкуренции (ИМЗ с КМЗ не конкурировали), и в силу этого обстоятельства смысла вносить улучшения в конструкцию не было (и так купят).

Подход Автора адекватен нашему времени, когда постоянное улучшение продукта — залог выживания.
-2
step0
доступ, желательно не ограниченный, к дешёвому кредиту — вот залог выживания в наше время.
0
Yoj
Вы правы. Но кредиты нужно как — то отдавать, например за счет прибыли от продаж конкурентоспособной продукции.
0
step0
для этого берётся следующий кредит — под реструктуризацию старого и так до тех пор, пока не наступит кризис. А там всё просто то же: идём и грабим какую-нибудь маленькую банановую страну и снова всем хорошо… Но это уже оффтоп)))
0
Yoj
Это не близкая мне логика. Она характерна для прожирателей бюджетов (не важно государственных или частных).
-1
step0
Я и не говорил, что она кому-то близка, но священный запад так и живёт не одну сотню лет…
0
Yoj
Для меня запад не священный. На Западе далеко не все руководствуются таким принципом, иначе откуда Там более качественные товары, откуда конкуренция между производителями?
Я не говорю, что Запад хорош, но они там живут в условиях рыночной экономики тупо дольше чем мы и успели накопить определенный опыт.
0
Yarra
Как же живут люди без кредитов?
+1
EiskiyKolhoznik
В современных условиях, когда ресурсы ограничены, важно не только знать что еще нудно сделать, но и что сейчас делать НЕ нужно.
Иначе разработка затягивается, бюджет растет, проект проваливается...
Думать об этом задача как раз таки главного, у него есть полномичия решать:
— что еще нужно сделать
— что сейчас делать точно не надо.
+5
Locarus
В середине 90-х я услышал рассказ о лучшем в мире глушителе, от его владельца — штатного кинооператора автозавода УралАЗ. До этого он был личным оператором маршала Жукова, а потом работал в КБ Макеева — снимал старты ракет из подводных лодок.
Разработали его на опытном заводе того самого КБ, конструкторы, которые всё-таки освоили те самые тома по газодинамике (их в конце 80-х набралось шесть по закрытым библиотекам). В качестве реципиента был не мотоцикл, а Москвич-412. Три месяца изучения фолиантов и три месяца на проектирование и создание изделия.
Кстати, принцип работы в основном сходен с описанным.
Труба из нержавейки, в неё через технологические окна (потом заваренные) — вварены лопатки как в турбине, особой формы и угла наклона. То есть идёт постепенное торможение газов через их расширение при закручивании потока (как раз чтобы уместить всю трассу в ограниченном обьёме).
Понятно, что никакой Роллс-Ройс не может себе такой роскоши позволить, в серии такое изделие будет стоить как весь остальной автомобиль, это по качеству изготовления как турбина авиадвигателя, а по технологии — даже сложнее, приходится сварщику быть немного гинекологом.
При запуске двигателя — из глушителя на холостых оборотах вылетают колечки (!) дыма, по одному на каждый оборот мотора, как бы вдоль поверхности конуса, каждый с отклонением на четверть оборота. То есть в воздухе — подвижный конус из колечек дыма. А с набором оборотов — звук мотора просто исчез! Колечки слились в единую стенку, и образовался ровный конус дыма, а вместо привычного звука — тихий свист.
Вобщем-то, делали тот глушитель просто взамен заводского, потому что на СТО было не достать запчастей, а оператор был не последний человек в КБ. Вот так бывало в СССР. Вместо того чтобы просто купить глушак взамен прогоревшего — полгода плотной работы лучших умов и рук этой планеты и на выходе одно единственное изделие…
Москвич тот возможно, уже сгнил где-то в Казахстане (туда его продал мой знакомец), и был тот глушитель попросту сдан на вторчермет.
+2
Locarus
Причём сегодня это всё уже неприменимо — т.к. проклятые зеленые человечки требуют чистоту выхлопа, а катализатор не позволит вот так, плавно, тормозить сверхзвуковые волны от выпускных клапанов.
+1
atim
  • atim
  • 14 марта 2016 в 18:26
А я бы купил у вас такой на старенький R35.Дайте ссылку в личку пожалуйста.А вообще героев в студию. Сайт народ знать должен.Наше же.
+2
Umelec1
На старенький нужен «рыбий хвост».
Все собираюсь сделать, ближе к осени наверное.
А мотоциклы вот:
www.kbmtc.ru/MOTO.htm
Изображение из фотоальбомов E1.ru
0
atim
А мне ужас как не нравится «рыбий хвост». Увидел «Мираж»,«Хохлому»,«Уреныча», был очарован их трубами в бок, а не «рыбой».Мне нравится.Тем более R35 не под реставрацию, а под добротный проект в «старом стиле».
0
atim
Получил удовольствие.Спасибо.
0
Umelec1
Вот звук
youtu.be/X9iyk-ooA_U
0
Valergun
А можно, если не затруднит, попросить чертежик, хотя бы эскизный, глушителя вашей конструкции, если, конечно, это не запатентованное ноу-хау, хочется проверить, как такое изделие на малокубатурнике себя поведет.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. Umelec1, Глушитель Урала.