Блог им. Umelec1 → Глушитель Урала.
Ирбит. Отдел конструктора мотозавода.
Делали мотоциклы для экспедиции по Уралу. Я занимался фильтром и глушителем, правда, все сводилось к размещению. Однако с глушителем меня понесло: я давай изучать аэродинамические процессы, аналоги подобных систем и т.д. Мое увлечение кончилось тем, что мне пришли два тома последних изысканий в области аэродинамики закрытых объемов. Я просто отупел, разбирая формулы расчетов длиною в страницу. Заскучал. Однако, практически через месяц появились публикации об управляемых выпусках в японских мотоциклах, которые просто переворачивают представление о всех ранее известных теориях, расчетах. Немного поизучав эти выпуски, наткнулся на другой тип глушителя, не для мотоцикла, а для громоздких стационарных компрессоров. Система представляла собой последовательную комбинацию труб, где выпускные газы последовательно выходили из трубы меньшего диаметра в трубу большего. Конструкция составляла несколько метров и была весьма эффективна. Суть проста: звуковая волна при изменении сечения трубы меняет амплитуду и частоту.
Классно, но посчитав и применив это к мотоциклу Урал, у меня длина глушителя мерялась метрами. Если трубки делать короткими, тогда не успевает формироваться волна для следующей ступени. Эврика! Но она приходит не сразу. Да, через сколько-то дней мне пришла мысль: а что если взять ленту из стали, завернуть в спираль, а затем растянуть вдоль оси с определенным шагом. Я просто почуял результат. Нарисовав эскизы, и не рискуя идти к начальству, я обратился к друзьям из экспериментального цеха. Парни все быстро сделали, потом все упаковали в серийный кожух глушителя.
Мне не пришлось долго уговаривать испытателей поставить ничем не отличающийся глушитель от других на испытания. Но они были в курсе конструкции и сами проявляли интерес. Звук, однако, довольно отличался от серии: на малых оборотах низкие частоты практически не глушились, но высоких частот не было слышно. Ну поставили, и поставили. Где-то месяц катали, не знаю где, и вдруг испытания на уровень шума. Как всегда выезд, комплекс испытаний, уровень шума. Приезжают, спрашиваю:-
— Как мой?
— Слушай, а все уложились, разброс 1-2 децибела. Все. Мы твой и не выделяли. Но мерили все. Так что твой не лучше серии.
— Не лучше? Да это же супер! Я пальцем в небо ткнул и попал! Я же ни чего не считал даже.
— Каким ты пальцем ткнул? Куда попал?
— Ну давай рассказывай. Тебя раскололи ….
Посыпалось. От этих язвителей дождешься разумного обсуждения. Но я не то что сегодня не обижался, почти всегда такие перебранки не носили злого подтекста. Эти отношения у испытателей сложились задолго до меня и горе тому конструктору, которого заносило на «партком». Парткомом называлась раздевалка у испытателей, где резались в домино, коротали время между сменами, ну и шпарили правду-матку, начиная от великих идеалов и заканчивая последним кронштейном. Редкий конструктор осмеливался попасть на партком, а случайно забредшего, могли и вынести. Я бывал здесь еще до карьеры конструктора, получал конечно, но и отбивался как мог.
— Водяной, у тебя глушитель то с водяным охлаждением? А то смотрю, мне на штаны что-то брызгает и брызгает.
-Да пошли вы все! Но точно откатали?
— Да все откатали, все в норму вписались.
Меня распирал восторг. Просто поставили две спиральки, перемычку и все, а шум как у серии. Звучит поприятнее серийного, низы солиднее стали. Отлично. От полноты чувств я и считать ничего не стал, нарисовал как чувствовал. Глушитель выглядел красивым, легким, ну и технологичным, если не сказать «сверх технологичным».
А работал я уже руководителем группы перспективного проектирования и ходил к главному когда хотел. Вот и пришел я к Ивану Михайловичу с супер глушителем и давай рассказывать и результаты испытаний, и простоту технологии, и возможности вариантности. А он мне:
— Тебе что, делать нечего? Зачем ты мне глушитель принес?
— Так же результат есть. Не хуже серийного. Я же не считал ни чего, а если сесть посчитать ….
— Я спрашиваю, тебе делать нечего? Я добавлю!
— Да-к, ведь, аааа… А в следующем году до 86 децибел как снижать будем?
— А мы прокладкой впуск после карбюратора занизим, вот шум получим нужный.
— Прокладкой? А 36 сил как?
— А с меня силы сейчас ни кто не спрашивает. Иди! Иди работай, а то вот ветровой щиток некому рисовать?
Не первый и не третий раз выходил я так от главного.
— Да уж, вдохновитель ты наш.
Много чего не думается. Придешь обычно к своему «стойлу», бросишь чертеж в общую кучу, тупо смотришь в лист на кульмане. Если не увлекут какими либо проблемами спускаешься вниз, идешь к перекуривающим рабочим или в «партком».
Чертеж с красивым глушителем потом пригодился для дипломной работы студента мототехникума. Рассказывая Игорю об идее, о конструкции, я рассказал, что ничего не считал. Игорь обещал мне сделать расчеты на компьютере по специальной программе, которую он освоил как один из немногих. На защиту я не ходил, но потом увидел работу Игоря в отделе электронно вычислительных машин. Сейчас я вспоминаю, что этот отдел уже уходил в прошлое, и наступало время индивиду-альных компьютеров. Игорю не стыдно было повесить на стенку свою работу, но и за расчеты он поручился, заверив меня, что мое тыканье в небо было точным.
Между делами дал свой глушитель двигателистам снять потери. Приятно был удивлен, что потери на максималке составили меньше двух лошадов. В сравнении серийный теряет более трех лошадов. Это однако потешило только мое самолюбие.
Прошли годы. Я вспомнил о своих спиральках, когда начал делать кастомы. Там требовались разные формы, но не делать же прямотоки. Заказчиками у меня были солидные мужчины, им не нужен был грохот, им нужен был звук.
«Кипчак», «Бухгалтер», «Синий», «Хохлома» — носили разные формы глушителей, но внутри были все одинаковые. Дело шло к мелкосерийному производству, но грянула беда. «Зеленые» остановили хром на мотозаводе, да и везде. Но надо что-то ставить и на кастомы, не из штатов же выписывать (в ценник гляньте!). Нас спасла китайская нержавейка, дешевле только ворованная. Сейчас в нашем ассортименте пять видов глушителей для любителей кастомайзинга и тюнинга Урала.
И правильно тогда сказал главный:- «Тебе делать нечего? Иди, иди и работай!»
Делали мотоциклы для экспедиции по Уралу. Я занимался фильтром и глушителем, правда, все сводилось к размещению. Однако с глушителем меня понесло: я давай изучать аэродинамические процессы, аналоги подобных систем и т.д. Мое увлечение кончилось тем, что мне пришли два тома последних изысканий в области аэродинамики закрытых объемов. Я просто отупел, разбирая формулы расчетов длиною в страницу. Заскучал. Однако, практически через месяц появились публикации об управляемых выпусках в японских мотоциклах, которые просто переворачивают представление о всех ранее известных теориях, расчетах. Немного поизучав эти выпуски, наткнулся на другой тип глушителя, не для мотоцикла, а для громоздких стационарных компрессоров. Система представляла собой последовательную комбинацию труб, где выпускные газы последовательно выходили из трубы меньшего диаметра в трубу большего. Конструкция составляла несколько метров и была весьма эффективна. Суть проста: звуковая волна при изменении сечения трубы меняет амплитуду и частоту.
Классно, но посчитав и применив это к мотоциклу Урал, у меня длина глушителя мерялась метрами. Если трубки делать короткими, тогда не успевает формироваться волна для следующей ступени. Эврика! Но она приходит не сразу. Да, через сколько-то дней мне пришла мысль: а что если взять ленту из стали, завернуть в спираль, а затем растянуть вдоль оси с определенным шагом. Я просто почуял результат. Нарисовав эскизы, и не рискуя идти к начальству, я обратился к друзьям из экспериментального цеха. Парни все быстро сделали, потом все упаковали в серийный кожух глушителя.
Мне не пришлось долго уговаривать испытателей поставить ничем не отличающийся глушитель от других на испытания. Но они были в курсе конструкции и сами проявляли интерес. Звук, однако, довольно отличался от серии: на малых оборотах низкие частоты практически не глушились, но высоких частот не было слышно. Ну поставили, и поставили. Где-то месяц катали, не знаю где, и вдруг испытания на уровень шума. Как всегда выезд, комплекс испытаний, уровень шума. Приезжают, спрашиваю:-
— Как мой?
— Слушай, а все уложились, разброс 1-2 децибела. Все. Мы твой и не выделяли. Но мерили все. Так что твой не лучше серии.
— Не лучше? Да это же супер! Я пальцем в небо ткнул и попал! Я же ни чего не считал даже.
— Каким ты пальцем ткнул? Куда попал?
— Ну давай рассказывай. Тебя раскололи ….
Посыпалось. От этих язвителей дождешься разумного обсуждения. Но я не то что сегодня не обижался, почти всегда такие перебранки не носили злого подтекста. Эти отношения у испытателей сложились задолго до меня и горе тому конструктору, которого заносило на «партком». Парткомом называлась раздевалка у испытателей, где резались в домино, коротали время между сменами, ну и шпарили правду-матку, начиная от великих идеалов и заканчивая последним кронштейном. Редкий конструктор осмеливался попасть на партком, а случайно забредшего, могли и вынести. Я бывал здесь еще до карьеры конструктора, получал конечно, но и отбивался как мог.
— Водяной, у тебя глушитель то с водяным охлаждением? А то смотрю, мне на штаны что-то брызгает и брызгает.
-Да пошли вы все! Но точно откатали?
— Да все откатали, все в норму вписались.
Меня распирал восторг. Просто поставили две спиральки, перемычку и все, а шум как у серии. Звучит поприятнее серийного, низы солиднее стали. Отлично. От полноты чувств я и считать ничего не стал, нарисовал как чувствовал. Глушитель выглядел красивым, легким, ну и технологичным, если не сказать «сверх технологичным».
А работал я уже руководителем группы перспективного проектирования и ходил к главному когда хотел. Вот и пришел я к Ивану Михайловичу с супер глушителем и давай рассказывать и результаты испытаний, и простоту технологии, и возможности вариантности. А он мне:
— Тебе что, делать нечего? Зачем ты мне глушитель принес?
— Так же результат есть. Не хуже серийного. Я же не считал ни чего, а если сесть посчитать ….
— Я спрашиваю, тебе делать нечего? Я добавлю!
— Да-к, ведь, аааа… А в следующем году до 86 децибел как снижать будем?
— А мы прокладкой впуск после карбюратора занизим, вот шум получим нужный.
— Прокладкой? А 36 сил как?
— А с меня силы сейчас ни кто не спрашивает. Иди! Иди работай, а то вот ветровой щиток некому рисовать?
Не первый и не третий раз выходил я так от главного.
— Да уж, вдохновитель ты наш.
Много чего не думается. Придешь обычно к своему «стойлу», бросишь чертеж в общую кучу, тупо смотришь в лист на кульмане. Если не увлекут какими либо проблемами спускаешься вниз, идешь к перекуривающим рабочим или в «партком».
Чертеж с красивым глушителем потом пригодился для дипломной работы студента мототехникума. Рассказывая Игорю об идее, о конструкции, я рассказал, что ничего не считал. Игорь обещал мне сделать расчеты на компьютере по специальной программе, которую он освоил как один из немногих. На защиту я не ходил, но потом увидел работу Игоря в отделе электронно вычислительных машин. Сейчас я вспоминаю, что этот отдел уже уходил в прошлое, и наступало время индивиду-альных компьютеров. Игорю не стыдно было повесить на стенку свою работу, но и за расчеты он поручился, заверив меня, что мое тыканье в небо было точным.
Между делами дал свой глушитель двигателистам снять потери. Приятно был удивлен, что потери на максималке составили меньше двух лошадов. В сравнении серийный теряет более трех лошадов. Это однако потешило только мое самолюбие.
Прошли годы. Я вспомнил о своих спиральках, когда начал делать кастомы. Там требовались разные формы, но не делать же прямотоки. Заказчиками у меня были солидные мужчины, им не нужен был грохот, им нужен был звук.
«Кипчак», «Бухгалтер», «Синий», «Хохлома» — носили разные формы глушителей, но внутри были все одинаковые. Дело шло к мелкосерийному производству, но грянула беда. «Зеленые» остановили хром на мотозаводе, да и везде. Но надо что-то ставить и на кастомы, не из штатов же выписывать (в ценник гляньте!). Нас спасла китайская нержавейка, дешевле только ворованная. Сейчас в нашем ассортименте пять видов глушителей для любителей кастомайзинга и тюнинга Урала.
И правильно тогда сказал главный:- «Тебе делать нечего? Иди, иди и работай!»
- Umelec1
- Виктор
- 14 марта 2016 в 0:29
- 9
- +95
- evgen-buran
- 14 марта 2016 в 9:40
- ↑
- ↓
а я сразу понял о ком речь как названия проектов прочитал)) кбмтс (конструкторское бюро малых транспортных средств) у них сайт есть с картинками и запчастями. я у них дуги брал. правда правая дуга цилиндр не закрывала. вторые дуги чего то не ставятся. кронштейн коротковат или я неправильно ставлю.
здесь был ататат
- evgen-buran
- 14 марта 2016 в 9:36
- ↓
вот все понимаю, плановая экономика, даешь количество. Но когда главный конструктор завода считает, что конструирование это от безделья — то таких ведь автоматом гнать надо, за не соответствие должности.
- andrew2002
- 14 марта 2016 в 13:23
- ↑
- ↓
Плановая экономика в любом случае ущербна т.к. сильно (на много порядков) уменьшает количество умов, участвующих в ее развитии. По примеру статьи прекрасно видно, как новаторские идеи специалистов на местах разбиваются о необходимость соблюдать плановые показатели и не более.
Тогда как в рыночной среде, решения, дающие даже небольшое конкурентное преимущество будут с гораздо большей вероятностью пущены в ход в борьбе за покупателя.
И сравнение качества потребительских продуктов, производимых в странах с одним и вторым типом экономики вполне подтверждает то, что написано выше.
Если бы для Урала вопрос качества продукции, снижения издержек и повышение рентабельности было залогом выживания, то отношение к подобным изобретениям (как в статье) был бы совсем другим. Делать кондовые железные мотоциклы — вполне себе ниша. Но эта кондовость и отсутствие резких телодвижений на протяжении десятков лет должны приводить к абсолютной надежности и неубиваемости аппаратов, вылизанных до идеала за эти годы. Но когда за рыночную нишу бороться не надо, если что — государство даст денег на поддержание штанов, то зачем то развитие? Сойдет и так.
Тогда как в рыночной среде, решения, дающие даже небольшое конкурентное преимущество будут с гораздо большей вероятностью пущены в ход в борьбе за покупателя.
И сравнение качества потребительских продуктов, производимых в странах с одним и вторым типом экономики вполне подтверждает то, что написано выше.
Если бы для Урала вопрос качества продукции, снижения издержек и повышение рентабельности было залогом выживания, то отношение к подобным изобретениям (как в статье) был бы совсем другим. Делать кондовые железные мотоциклы — вполне себе ниша. Но эта кондовость и отсутствие резких телодвижений на протяжении десятков лет должны приводить к абсолютной надежности и неубиваемости аппаратов, вылизанных до идеала за эти годы. Но когда за рыночную нишу бороться не надо, если что — государство даст денег на поддержание штанов, то зачем то развитие? Сойдет и так.
- andrew2002
- 14 марта 2016 в 14:18
- ↑
- ↓
План конкретного проекта и план всей экономики это очень разные вещи. И, если вы сталкивались с малым бизнесом, у которого еще не сформирована бизнес-модель (стартап, если по новому. и без привязки к конкретной сфере деятельности), то наверное в курсе, что план в данном случае лишь примерных ориентир, а не четкая инструкция. Заранее никто точно не знает, как именно будет работать проект в итоге. Именно эта гибкость дает развитие экосистеме в целом.
Стартап без бизнес-плана? Да Вам денег ни кто не даст. ПЛАНИРОВАНИЕ есть в ЛЮБОЙ сфере деятельности. А государство — по сути та же корпорация. И да, почему-то Вы ошибочно решили, что ПЛАН — это нечто такое деревянное, да же чугунное и изменить его нельзя — чушь. Зря Вы верите в невидимую руку рынка — её нет)))) Всё оффтоп. Более того, в тексте речь пор ОГРОМНЫЙ ЗАВОД, а ларьки с пивом — не тот размерчик.
- andrew2002
- 14 марта 2016 в 19:52
- ↑
- ↓
Бизнес-плана в стартапе быть не может в принципе. Какие-то рассчеты, конечно, делаются но они всегда очень приблизительные и по отдельным аспектам. Какие могут быть планы у проекта, который еще не определился с бизнес-моделью? Дилетанты, конечно, его просят, но только потому, что и сами не очень понимают, куда вкладываются.
Но в остальном согласен — оффтопик и нет смысла уходить в какие-то отвлеченные вещи. Результата работы вполне достаточно, как по мне.
Но в остальном согласен — оффтопик и нет смысла уходить в какие-то отвлеченные вещи. Результата работы вполне достаточно, как по мне.
Про ущербность не согласен.
У СССР-послевоенного просто не было другого выхода. Автомототранспорт после войны был в дефиците, поэтому перед государством стояла задача обеспечить транспортом (прежде всего грузовым, строительным, военным) страну, объективно измотанную. Были глобальные задачи по развитию экономики. О людях и их индивидуальных потребностях думали мало, это отразилось и на транспорте.
У СССР-послевоенного просто не было другого выхода. Автомототранспорт после войны был в дефиците, поэтому перед государством стояла задача обеспечить транспортом (прежде всего грузовым, строительным, военным) страну, объективно измотанную. Были глобальные задачи по развитию экономики. О людях и их индивидуальных потребностях думали мало, это отразилось и на транспорте.
- andrew2002
- 14 марта 2016 в 14:19
- ↑
- ↓
По поводу небыло другого выхода — спорно. Всегда есть несколько выходов (и то, что были страны, которые развивались после войны и разрухи другим путем — подтверждение), выбрали просто этот потому, что страна и ранее на плановой экономике жила и это было привычнее, как минимум.
- evgen-buran
- 14 марта 2016 в 23:47
- ↑
- ↓
зря ругаетесь. плановая экономика в том виде, в котором она просуществовала — это пример неэффективности. и дело не в политике, а в подходе. после войны, безусловно, не до жиру, нужна более менее рабочая недорогая техника. без изысков. но далее, руководство страны понимало, что работа тупо на склад — это тупик. реформы Косыгина с их ориентированностью на рентабельность предприятия показывают, что правительство понимало ценность конкуренции для развития. но… случился нефтяной кризис 70-х, цены на нефть выросли в экономику пришла новая команда и реформы свернули. Почитайте в вики, как Косыгин чуть не рыдал. Дело не в строе, а в людях.
Я не ругаюсь.
Пытаюсь объяснить, что все те, кто ругают плановую экономику не понимают послевоенных реалий, и то что иная модель не могла обеспечить столь высоких темпов восстановления страны.
Экономическая модель государства на протяжении его жизни должна меняться, это все понимают, и то что со сменой курса затянули, это факт, отсюда многие беды наших производителей.
Пытаюсь объяснить, что все те, кто ругают плановую экономику не понимают послевоенных реалий, и то что иная модель не могла обеспечить столь высоких темпов восстановления страны.
Экономическая модель государства на протяжении его жизни должна меняться, это все понимают, и то что со сменой курса затянули, это факт, отсюда многие беды наших производителей.
Главный был прав лишь потому, что в условиях командно — административной экономики СССР был стабильный спрос на продукцию в отсутствие реальной конкуренции (ИМЗ с КМЗ не конкурировали), и в силу этого обстоятельства смысла вносить улучшения в конструкцию не было (и так купят).
Подход Автора адекватен нашему времени, когда постоянное улучшение продукта — залог выживания.
Подход Автора адекватен нашему времени, когда постоянное улучшение продукта — залог выживания.
Для меня запад не священный. На Западе далеко не все руководствуются таким принципом, иначе откуда Там более качественные товары, откуда конкуренция между производителями?
Я не говорю, что Запад хорош, но они там живут в условиях рыночной экономики тупо дольше чем мы и успели накопить определенный опыт.
Я не говорю, что Запад хорош, но они там живут в условиях рыночной экономики тупо дольше чем мы и успели накопить определенный опыт.
- EiskiyKolhoznik
- 14 марта 2016 в 12:01
- ↓
В современных условиях, когда ресурсы ограничены, важно не только знать что еще нудно сделать, но и что сейчас делать НЕ нужно.
Иначе разработка затягивается, бюджет растет, проект проваливается...
Думать об этом задача как раз таки главного, у него есть полномичия решать:
— что еще нужно сделать
— что сейчас делать точно не надо.
Иначе разработка затягивается, бюджет растет, проект проваливается...
Думать об этом задача как раз таки главного, у него есть полномичия решать:
— что еще нужно сделать
— что сейчас делать точно не надо.
В середине 90-х я услышал рассказ о лучшем в мире глушителе, от его владельца — штатного кинооператора автозавода УралАЗ. До этого он был личным оператором маршала Жукова, а потом работал в КБ Макеева — снимал старты ракет из подводных лодок.
Разработали его на опытном заводе того самого КБ, конструкторы, которые всё-таки освоили те самые тома по газодинамике (их в конце 80-х набралось шесть по закрытым библиотекам). В качестве реципиента был не мотоцикл, а Москвич-412. Три месяца изучения фолиантов и три месяца на проектирование и создание изделия.
Кстати, принцип работы в основном сходен с описанным.
Труба из нержавейки, в неё через технологические окна (потом заваренные) — вварены лопатки как в турбине, особой формы и угла наклона. То есть идёт постепенное торможение газов через их расширение при закручивании потока (как раз чтобы уместить всю трассу в ограниченном обьёме).
Понятно, что никакой Роллс-Ройс не может себе такой роскоши позволить, в серии такое изделие будет стоить как весь остальной автомобиль, это по качеству изготовления как турбина авиадвигателя, а по технологии — даже сложнее, приходится сварщику быть немного гинекологом.
При запуске двигателя — из глушителя на холостых оборотах вылетают колечки (!) дыма, по одному на каждый оборот мотора, как бы вдоль поверхности конуса, каждый с отклонением на четверть оборота. То есть в воздухе — подвижный конус из колечек дыма. А с набором оборотов — звук мотора просто исчез! Колечки слились в единую стенку, и образовался ровный конус дыма, а вместо привычного звука — тихий свист.
Вобщем-то, делали тот глушитель просто взамен заводского, потому что на СТО было не достать запчастей, а оператор был не последний человек в КБ. Вот так бывало в СССР. Вместо того чтобы просто купить глушак взамен прогоревшего — полгода плотной работы лучших умов и рук этой планеты и на выходе одно единственное изделие…
Москвич тот возможно, уже сгнил где-то в Казахстане (туда его продал мой знакомец), и был тот глушитель попросту сдан на вторчермет.
Разработали его на опытном заводе того самого КБ, конструкторы, которые всё-таки освоили те самые тома по газодинамике (их в конце 80-х набралось шесть по закрытым библиотекам). В качестве реципиента был не мотоцикл, а Москвич-412. Три месяца изучения фолиантов и три месяца на проектирование и создание изделия.
Кстати, принцип работы в основном сходен с описанным.
Труба из нержавейки, в неё через технологические окна (потом заваренные) — вварены лопатки как в турбине, особой формы и угла наклона. То есть идёт постепенное торможение газов через их расширение при закручивании потока (как раз чтобы уместить всю трассу в ограниченном обьёме).
Понятно, что никакой Роллс-Ройс не может себе такой роскоши позволить, в серии такое изделие будет стоить как весь остальной автомобиль, это по качеству изготовления как турбина авиадвигателя, а по технологии — даже сложнее, приходится сварщику быть немного гинекологом.
При запуске двигателя — из глушителя на холостых оборотах вылетают колечки (!) дыма, по одному на каждый оборот мотора, как бы вдоль поверхности конуса, каждый с отклонением на четверть оборота. То есть в воздухе — подвижный конус из колечек дыма. А с набором оборотов — звук мотора просто исчез! Колечки слились в единую стенку, и образовался ровный конус дыма, а вместо привычного звука — тихий свист.
Вобщем-то, делали тот глушитель просто взамен заводского, потому что на СТО было не достать запчастей, а оператор был не последний человек в КБ. Вот так бывало в СССР. Вместо того чтобы просто купить глушак взамен прогоревшего — полгода плотной работы лучших умов и рук этой планеты и на выходе одно единственное изделие…
Москвич тот возможно, уже сгнил где-то в Казахстане (туда его продал мой знакомец), и был тот глушитель попросту сдан на вторчермет.
На старенький нужен «рыбий хвост».
Все собираюсь сделать, ближе к осени наверное.
А мотоциклы вот:
www.kbmtc.ru/MOTO.htm
Все собираюсь сделать, ближе к осени наверное.
А мотоциклы вот:
www.kbmtc.ru/MOTO.htm
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (38)
RSS свернуть / развернуть