Проект продается, 60 000 USD [email protected]

Блог им. Umelec1 → Фильтр для Урала.

Фильтр для Урала.

Фильтрами очистки воздуха, вернее их конструкциями для мотоцикла, я занялся еще когда гонялся на кроссовом Урале, потом в отделе конструктора, потом как аксессуар и поставляемый узел на ИМЗ. И сейчас осталось желание им заняться, поэтому хочу поделиться воспоминаниями и рассуждениями об этой не главной части мотоцикла.
Действительно, не главой частью его считали конструкторы 50х- 80х годов: посмотрите на модели советских мотоциклов этих лет. Только на оборудование специальной мотоциклетной техники к фильтру относились внимательно, обращали внимание и на конструкцию, и на дизайн.
Вот и я в 1985 году получил задание: сконструировать фильтр очистки воздуха для мотоциклов экспедиции вдоль Уральского хребта от Карского моря до Каспийского. Почетно. Ну, я и задвинул.
Основой стал автомобильный бумажный воздушный фильтр, который с досадой или с наслаждением испытатели забивали снегом. Они катали по заснеженным лугам, и каждый раз приезжали с отрицательным результатом. В результате вмешалось начальство и определило место забора воздуха из коляски, и никаких новшеств с фильтрующим элементом.
Изображение из фотоальбомов E1.ru
Вот так! Влияние мое на экспедицию снизошло до ничтожного, правда, были комичные случаи. Рассказывал Сергей Мотов — участник от завода.
— Бывало утром мотоциклы не заводились или отвратно работали. Причиной была укладка вещей в коляску и перекрытие забора воздуха вещами. В дороге, когда пассажир коленкой закрывал отверстие забора, а водитель потом лез в регулировки двигателя.
Действительным головняком с фильтром стала задача перевода стальных деталей на пластмассовые. Задача была поставлена партией и правительством и обсуждению не подлежала. Я тогда работал руководителем группы двигателя и получил задание по разработке и внедрению фильтра из пластмассы. Сначала к нам пришла разработка ВНИИМотопрома г Серпухов, где просто стальные детали заменены тонкими полиэтиленовыми. Потом были изготовлены образцы. Экспериментальный цех обладал довольно серьезной лабораторией пластмасс. Обкатали, все шло хорошо. Головняком стало внедрение.
Целый год внедряли, внедряли; совещались, совещались; и ничего. Горы пластикового брака возле машин высокого давления. Директор выпускает приказ о создании оперативной группы по внедрению фильтра и угрожающим сроком в месяц. От конструкторского отдела в группу был назначен я, от технологов — Сергей Наумов (еще мотопутешественник и мотосамодельщик) и еще много толковых парней. Мы каждый день собирались в цехе пластмасс, изучали работу наладчиков за сутки, давали рекомендации и задания, расходились по отделам. А на следующий день я приносил измененные чертежи, Серега изменения в оснастке и так далее. Так каждый день.
И пошла серия, к концу месяца пошла! У меня как то это не вызвало восторга:
— Во-первых, была просто рутина, правда слаженность работы разных структур была удивительно хороша.
— Во-вторых, как таковой конструкторской новизны я не видел, фильтрующий элемент остался вчерашним.
— Да вообще к пластику было неодобрительное отношение, как у разработчиков, так и любителей. Пусть лучше в ванной и на кухне.
Через месяц выходит приказ директора о премировании работников ИМЗ, отличившихся при внедрении фильтра очистки воздуха из пластмассы. В приказе отмечены:
Главный инженер — ……(не помню сколько),
Главный конструктор – три должностных оклада,
Главный технолог — ……(не помню),
Зам главного конструктора – три должностных оклада,
…………. Несколько лиц,
Руководитель группы двигателя (это я) – 50рублей (1/5 оклада)
Черкасов Валентин Иванович – конструктор группы двигателя – 15 рублей (1/15 оклада).
Вот Валентина Ивановича и взяло зло. А он еще, когда-то был другом Пушкарева, который «Зам» и который три оклада. А Черкасов больше всех и оперативно рисовал этот фильтр после каждого нашего совещания. И пошел Черкасов правду искать к тем, кому три оклада определили. Мои отговоры казались ему моей слабостью и не остановили его: сказал он им все, что думал. Сказал наверно больше, потому как вернулся неудовлетворенный.
Изображение из фотоальбомов E1.ru
Может я бы и не запомнил этого момента как будничного, но через пару дней меня возмутил другой момент. Мне на стол секретарь принесла «рацуху» — рационализаторское предложение о конструкции воздушного фильтра из пластмассы, автором которого был «Зам» Пушкарев и соавтором конструктор Жаров, ушедший из отдела два года назад на преподавательскую работу. «Рацуха» якобы трехлетней давности. К предложению был добавлен кусок чертежа, нарисованный только месяц назад Черкасовым. Черт меня дернул показать это Валентину Ивановичу. Тот просто «взорвался», естественно вновь пошел искать правду к тем же лицам.
А «рацуха» — это деньги, это премия, и порой очень значительная.
Скандал! И мне попало, а за что? Скандал не добавил чести никому, ну и забыть бы. А нет?
Через две недели вновь выходит приказ директора завода о принятии мер по проблемам внедрения фильтра из пластмасс в массовое производства. Там много какой-то белиберды, но главное для меня:
— Объявить выговор Черкасову В.И. за медленное реагирование на решения оперативной группы по внедрению ….
— Ну зачем это Пушкареву?
Валентин Иванович снова ринулся честь защищать. А в отделе побурчали все, но с ним не пошел никто. А кое-кто и посмеялся. И я не пошел, потому что чувствовал, чем все кончится. Я не так давно пришел из Армии, и знал цену разборок с начальником. Я даже бравировал разборками с командиром полка. Но по сути это разговоры только для «курилки».
Ладно о печали, далее будет повеселее.
Создав КБМТС, казалось, что буду рисовать, что хочу. Но рисовать пришлось то, за что заплатят деньги. А потом и деньги не стали платить. Недостаточно стало нарисовать, нужно стало еще и изготовить. И этого стало недостаточно, нужно стало уметь изготовленное продавать. Где спрашивается закон о разделении труда?
Изображение из фотоальбомов E1.ru
В середине 90-х наконец я нарисовал фильтр с бумажным элементом к Уралу, и мои парни начали его делать. Продвигать его продажи было непросто, и пошел я мотозаводу кланяться. Администрация уже сменилась пару раз, двери в приемную я уже открывал без трепета, но и радости мне никто не выказывал. Удешевил, уговорил, в общем, стал потихоньку поставлять фильтр заводу. Наткнулся на накладные 99 года, фильтр уже есть.
В начале двухтысячных партии были приличными. Получили заказ на поставку фильтров на иракский заказ. Фильтры для Саддама Хусейна были серыми, как и весь мотоцикл. Поставлялись они из России как гуманитарная помощь. Непонятно?
Изображение из фотоальбомов E1.ruИзображение из фотоальбомов E1.ru
Серые так серые. Но кто будет покупать серые Уралы, хотя у меня Волга серая и совсем не как «гуманитарка» покупалась. Потом нам объявили, что идут они в полицию. Серые, в полицию?
Потом война. Американцы побеждают. Мой телевизор не одобряет все это безобразие, ну и я внимательно просматриваю новости из Ирака. И вот вдруг вижу на экране:
— показывают мой фильтр с накладкой ИМЗ крупным планом, потом план уменьшают до узнаваемости мотоцикла. А он горит! План отводят еще. Ой-е!
Вместо лодочки, в квадрате рамы коляски стоит миномет на земле. Вернее его остатки. Мотор в огне, шин уже нет, рама коляски разворочена. Кто снимал? Появилось чувство потери, буд-то меня побеждают. Сменили кадр. Сложное чувство.
Я еще потом пересмотрел несколько раз, стал выдумывать, как миномет возился, как крепился; сказывается конструкторское мышление. А сейчас, когда сел писать эти строки, обыскался фото серого Урала с минометом. Сожженный американцами с коляской нашел, а с минометом нет.
Изображение из фотоальбомов E1.ru
Пожгли американцы мои фильтра – опять печаль. Правда, покупали они прилично в штаты на модели 650см. А на 750-й двигатель мы не попали из-за обычной бюрократии. Двигатели 750 в Германию отправляли на омологацию или на сертификацию в спешке без фильтра. Дилер ИМЗ в Германии нашел какой-то подходящий элемент из Англии и сам сделал корпус. И все – КБМТС пролетело. А потом оказалось, что пролетел и завод: английский элемент очистки воздуха оказался значительно дороже моего фильтра в сборе. Однако для россиян он у нас в производстве до сих пор.
Стой? Так это же уже практически 20 лет этой конструкции и мне сейчас уже столько, сколько было Пушкареву, когда мы на пластмассовый перешли. Да! Сейчас я знаю, что мне делать, пошел рисовать новый фильтр и «рацуху».
  • Umelec1Umelec1
  • Виктор
  • 10 февраля 2016 в 23:52
  • 5
  • оценка: +63

Комментарии (4)

RSS свернуть / развернуть
+3
Ivan72RUS
Начальство скоты! все лавры забрали… Благодарность Вам и вашим коллегам за проделанный труд. Отличный фильтр сделали, не прихотливый, но если по полям гонять выгребаешь из него всё равно колоски травы =) но всё равно отлично, есть повод поменять маслице и фильтрующий элемент.
А вот этот новый фильтр не знаете кто сделал?
+6
IDYarish
Главный принцип Российской судебной системы: наказание невиновных, награждение непричастных, действует, похоже, не только в этой сфере…
0
ultorix
Это вообще, старинная священная традиция. Кстати, вообще ни разу не русская и не российская, а самая, что ни есть настоящая «общечеловеческая ценность»! Увы…
0
myaltai
Друг мой после политеха попал на моторный завод на разработку дизеля на легковой автомобиль, получал мизерный оклад. Когда новый дизель завели, он узнал о параллельной разработке начальства, за которую, то получало приличные премии, но опытного образца так и не было! Потом заставили моего товарища ездить по военным и впиндюривать им движок, а те молодого инженера без отката просто послали нафик.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. Umelec1, Фильтр для Урала.