Проект продается, 60 000 USD [email protected]

Блог им. RatmiR73 → Национальный Технический Музей (Прага, Чехия)

Побывав в Праге в этом году, не мог не навестить Национальный технический музей (Národní technický muzeum), который, как вещает история, впервые открыл свои двери в 1908-м году. Затем было построено помещение большего размера, чтобы вместить новые экземпляры. Внешний вид музея остаётся неизменным с 1942 года.

Конечно, трудно уместить в один пост всё разнообразие этого музея, поэтому я постараюсь сделать интересные выжимки и фотографии, основной темой сделав, безусловно, мотоциклы.

Внимание! Пост обстоятельный и равноценен полноценному посещению музея для ознакомления =)


Все выставки занимают несколько этажей и залов, но центральной, безусловно, является выставка транспортных средств, стены второго яруса которой заняты мотоциклами.

Я был так увлечён, что даже не успел налепить наклейку, свидетельствующую о разрешении производить фотосъёмку. Наверное, увидев безумный блеск моих глаз и бегающий взгляд, охранник не стал сразу приставать с крезанутому Шрайбикусу и дал вашему покорному слуге возможность раза два обойти мотоэтаж и только после этого поинтересовавшись моим разрешением)

На самом деле такого чувства восторга я не испытывал с детства, когда мой отец приносил мне на скопленные деньги новую игрушку. Паровозы, автомобили, мотоциклы, самолёты…Я ощущал, как ребёнок во мне пробуждается из забытия. К сожалению, я не могу поделиться этими эмоциями, но, может, часть фотографий сподвигнет вас на посещение этого замечательного места.

Первый этаж и центр заняли паровозы и автомобили
На втором – мотоциклы.
Третий посвящён самолётам
И на четвёртом разместились велосипеды

Фото всего, что не касается мото, будет ниже. Итак, приглашаю прогуляться со мной по пражскому Национальному техническому музею! Так как я очень люблю старинную технику, то пошёл не как советовали по часовой стрелке, а против. В итоге с основными группами посетителей практически не сталкивался, так что реверсивная хроника удалась. Выкладываю, разумеется, не всё, чтобы не загромождать пост (и оставить немного для самостоятельного посещения;))

Jawa 500 – 824 (1984)

Jawa 500 – 891 (1973)
С 1964 года Ява выпускала мото для спидвеев, которые были (и, со слов чехов) остаются лучшими в мире. На фото – мотоцикл, подготовленный к гонкам по льду, шипованный и без тормозов. Описание говорит, что долгое время доминировали гонщики из Советского Союза (увы, информации у нас я не нашёл), пока в 1974-м чехословацкий гонщик Milan Spinka на такой же Яве всех победил и стал чемпионом мира.

CZ 420 – 860 (1972)
Экземпляр для дорожных гонок объёмом 418 кубиков и 73 лошадиных силы. Максимальная скорость – 260 км/ч. Да у гонщиков того времени определённо были стальные яйца!

Jawa 350 – 673 (1967)
Ещё один гоночный мотоцикл. На таком разбился известный британский GP-гонщик тех времён Bill Ivy. В 1969-м 673-й был самым быстрым мотоциклом мирового первенства. С тех пор Ява никогда не достигала подобного результата.




ESO MC 500 (1956)
Мотокросс был и остаётся очень популярным в Чехословакии и современной Чехии. Стенд утверждал, что первым чемпионом Европы по мотокроссу был чех Яромир Чижек, однако гугл подсказал, что Чижек выиграл второй кубок Европы на мотоциклах класса 250 сс, а первый – немец Фриц Бецельбахер. Впоследствии этот кубок получил статус чемпионата Европы.

CZ 150 – 961 (1958)

Cezeta 501 (1959)
Первая ласточка возвращения скутеров на чешские дороги в 50-х годах прошлого столетия. Выпускался до 1964 года.

Jawa 50 -550 Pionyr (1958)
Самая маленькая модель Явы, выпускаемая в Словакии аж до 80-х годов. 50 кубиков, 2,2 HP, максимальная скорость – 50 км/ч.




Jawa CZ 150 – 352 (1954)

CZ 125 T (1949)




Jawa 250 DIN (1942)
В довоенное время немецкая техника часто чинилась в Чехословакии, поэтому для секретных дорожных испытаний новой модели она была закамуфлирована под немецкий военный мотоцикл (отсюда аббревиатура SS на номере).

Dalnik 250 (прототип) (1942)
До сих пор не понимаю, как это инфернальное творение инженерной мысли не пошло в народ! Были бы моментально решены проблемы с междурядьем, невнимательными пешеходами, подрезаниями автомобилями и пассивной безопасностью! А титул Iron Butt присуждался бы только заднице, побывавшей на этих адовых сиденьях, забрызганных внутренностями собак, рискнувших броситься на этот аппарат.

Но по мнению создателей этот прототип должен был совместить комфортабельность автомобиля с ценой мотоцикла. Потом идею спёрли шведы и сделали Экомобиль.



Jawa 500 DTC (1945)

BMW R 11 (1932)
Объём – 745 к.см, 18 ЛС, максималка – 100 км/ч. В 1939 году Чехословакия была оккупирована немецкими войсками, и подобные мотоциклы с люлькой стали их неотъёмными атрибутами. После окончания войны в Чехословакии осталось большое количество такой трофейной техники.

Ogar 250 (1937)
Красивый мотоцикл, выпускаемый фирмой Autfit, имел объём 247 кубиков, 10 ЛС и максимальную скорость в 100 км/ч. Выпускались модификации Standart, type 4 и Elan.


CZ 100 (1938)
Модель, вышедшая как конкурент Jawa Robot в нише мопедов.

Jawa 350 DOHC (1939)
Спортивный мотоцикл, развивавший скорость до 180 км/ч. Самая последняя разработка Явы до начала Второй Мировой Войны.

Jawa 350 SV (1933)
В связи с очень высокой популярностью более 90 % этих мотоциклов были куплены локально, т.е. в месте их выпуска (не дойдя до экспорта). На фото – прототип с электростартером, который не попал в массовое производство.

Jawa 500 OHV (1931)

Premier 500 model SL 39 (1931)
В 30-х годах почти 90 % выпускаемой чехами мототехники продавалось за границу. Этот мощный мотоцикл был дорогой топовой моделью, однако в отличие от спортивной и иной техники, его зарубежные продажи шли не очень хорошо, так как покупатели не верили в то, что эта модель способна конкурировать с лидерами мировой индустрии.

Praga BD 500 (1927)

Cechie – Bohmerland 350 (1937)
Мелкосерийка, выпущенная в 20-х годах и поступившая в продажу в 30-х. Уникальный по тем временам мотоцикл c двухтактным двигателем авторства Albin Liebisch.

Satan (1930)
Мой любичик, не проигрывающий в харизматичности харли девидсон и индиан тех времён.
Sikyr-Rott при поддержке Praha выпустили этот мотоцикл. Во времена экономического кризиса и засилья дешёвых Яв привели к тому, что большинство маленьких фирм прекратили своё существование.


BSA 350 Model L (1926)
В своё время эта компания выпускала первоклассную продукцию и являлась одной из крупнейших в довоенное время. Благодаря братьям Шульц BSA были одними из самых распространенных иностранных мотоциклов в Чехословакии. Чешские пилоты очень часто выбирали BSA для участия в гонках. Агентский бизнес братьев из Праги пережил депрессию 20-х, войну, и только в 1948 году подлые коммуняки (если верить чехам) добили остатки их фирмы.

Indian Four (1931)
Топовый мотоцикл тех времён. Однако с наступлением великой экономической депрессии, в начале 30-х люди уже не могли себе позволить такую дорогую технику, предпочитая более дешёвую Яву, например, Jawa 175.


Harley Davidson model J (1928)
Наиболее популярный мотоцикл, в том числе в Чехии, в 20-е годы. Harley Club в Праге появился в 1928-м, ещё до завоза мотоциклов ХД. В настоящее время этот клуб считается одним из старейших в мире. Данный экземпляр подарен первым президентом Пражского Harley Club — Karel Kamenik.





Indian Scout 37 (1927)
В 20-х народ не имел веры в мотоциклы как полноценные транспортные средства. Франтишек Марик, главный торговый агент Индианов в Чехии, называется главной причиной того, что спустя непродолжительное время было продано несколько тысяч таких Скаутов, которые были наиболее популярной моделью.


Ner-A-Car (1924)
В 20-е году мотоциклы со всего мира приобретались в Чехословакии. Некоторые тысячами, некоторые – поштучно. Одна из моделей, которая имела успех был американский скутер от Ner-A-Car, который позволял водителям “ездить в обычной одежде, без опасения быть испачканным», а также идеально подходил для новичков. Так что если вы никак не можете определиться с первым мотоциклом, вот вам совет от чешских мотобратьев столетней выдержки!

Scott 600 (1927)
Этот британский мотоцикл запомнился не только как самый популярный «мотик для девушек», но и по своим характеристикам: тогда как наиболее распространёнными были четырёхцилиндровые движки с воздушным охлаждением, Scott обладал двухтактовым одноцилиндровым твином с жидкостным охлаждением.

Poustka 150 (1923)
Эта модель выпускалась маленькой чехословацкой компанией. Однако этот двухцилиндровый мотоцикл продавался плохо, и компания Фантишека Поустка закрылась. Несколько моделей с нулевым пробегом были подарены Пражскому техническому музею.

P.S. хотелось бы отметить, что практически все мотоциклы стоят с родными деталями и расходниками тех времён: колёса, резина, спицы, свечи, проводка и т.д.

Motor Company 1000 (1924)
Наиболее дорогими мотоциклами, выпускающимися в Чехословакии в 20-е, были мотоциклы от Motor Company. Как и в случае со многими другими топовыми мотоциклами, они собирались в Англии из лучших, на то время – в основном из британских, составляющих (японский двигатель, коробка передач Sturmey Archer, передняя вилка Brampton и т.д.). Несмотря на то, что про эту модель в 1924-м было очень много написано, было продано всего несколько экземпляров: покупатели предпочитали за ту же стоимость приобретать зарубежную технику.


CAS Sc (1921)
Одним из нововведений после Первой Мировой Войны стали скутеры. они выпускались маленькими компаниями, но, к сожалению, не смогли удержаться на плаву, появившись только уже после Второй Мировой Войны. Этот скутер – первый появившийся в Праге. Он даже выиграл какую-то местную гонку в своей категории в 1921-м.

Bekamo (1924)
Этот весьма продвинутый пример немецкого мотоциклостроения (мастер –Hugo Ruppe) имел двухтактный двигатель с форсированным масляным поршневым компрессором. Рама состояла из цельной трубы большого диаметра, одновременно являясь и топливным баком. В начале 1920-х экономическая ситуация в Германии была катастрофической, поэтому Руппе перенёс производство в Чехословакию.

Мотоцикл безопасности для мотогонок (1910)
В начале 20-го века гонки на моторизированных двухколёсных были очень популярно. Пилот мотоцикла безопасности ехал в вертикальном положении, частично держась на весу, и мог разгонять мотоцикл до 100 км/ч и держать эту скорость продолжительный период времени. Пейс-мото собирались индивидуально. В этом случае мы видим четырёхтактный массивный двигатель, который не имел ни сцепления, ни коробки передач.

P.S. Дополнение от форумчанина yinglung: «На фото скорее всего pacemaker. Это не совсем для безопасности. Эти мотоциклы (и машины) использовали, чтобы велогонщику не надо было преодолевать лобовое сопротивление воздуха. Гонщик ехал непосредственно за этими мотоциклами в воздушном мешке. Использовалось такое как на закрытых велотреках так и на дороге. Там даже сзади есть roll-bar чтобы велогонщик не упал, случайно догнав pace maker.




Indian (1915)

Walter B (1914)

Puch 2 HP (1911)
Puch выпускался в Австрии и был весьма популярной гоночной моделью, за рулём которого нередко побеждали чехословацкие гонщики.

Slavia CCR (1905)
Славия выпускала очень успешные спортивные мотоциклы. На фото – модифицированная версия, на которой Vaclav Vondrich выиграл Кубок международной гонки в Dourdan, Франция. Впоследствии этот кубок считался неофициальным чемпионатом мира.




Hildebrand & Wolfmuller (1894)
Hildebrand & Wolfmuller был первым мотоциклом серийного производства в мире. Он имел оригинальный дизайн, но, к сожалению, он был слишком сложным и ненадёжным, поэтому производство длилось только 4 года.
«Доработать конструкцию удалось в 1901 году. Двигатель стал частью рамы, как это делается в современных мотоциклах и это позволило обезопасить водителя от перегрева. Во всяком случае, сиденье уже ни у кого не загоралось прямо в поездке. Автор этого полезного внедрения – француз Вернер Фрер. Именно находчивому французскому инженеру мы и обязаны современной конструкцией мотоциклов, которые сейчас продаются».




К сожалению, почти все книги в музее на чешском языке. Поэтому я приобрёл себе на память модельку Jawa 250 Enduro =)

Как бонус – несколько фоток других экспонатов этого зала:

Гоночные болиды прошлого


Вот этот мог выжимать аж до 80 км/ч





Tatra 77a

Ягуар





Пожарный автомобиль от Шкоды (1930)

Прiземiстый тарантасъ – очей усълада!

Авто-мотопарк мажоров конца 18-начала 19 века


Твой товарищ хвалится «статусным» мерседесом? Покажи ему, на что был похож его статус в 1911-м.

Машина Чёрного Плаща






ЗиС 110 B
Правительственный автомобиль, практически недоступный простым смертным.

Bugatti 13 (1910)






Детский велосипед. Да что ты знаешь о трудном детстве!

Велосипед, на котором была сделана кругосветка.
Американец английского происхождения Томас Стивенс был первым человеком, объехавшим нашу планету. Он стартовал из Сан-Франциско в апреле 1884-го и вернулся в январе 1887-го. Это невозможно сделать быстрее даже сейчас.

Vítězslav Dostál стартовал на этом велосипеде в сентябре 1994-го и вернулся в Прагу в сентябре 1997-го, проехав более 60 000 км.


Когда я уже собрался уходить, посвятив часа три на зал техники, добрые чехи подсказали мне, что в здании ещё несколько залов и экспозиций (многие добавились после реконструкции в 2011-м году):

Зал фотографии



Выставка истории печати
Не мог пройти мимо, так как одной из профессий моего отца была печать и журналистика.





Архитектурная экспозиция



Астрономия. Всякие прикольные непонятные штукенции.



Бытовые приборы разных эпох
Жена жалуется на устаревшую стиральную машинку? Хочет новый ультралёгкий пылесос? Покажи ей это!




Телевизионная студия
У этого зала особая атмосфера. Всегда хотел посмотреть, как же это делается. Вся аппаратура рабочая, и она включена. Создаётся чёткое впечатление, что в студии сейчас перерыв, и сейчас все вернутся и продолжат снимать выпуск вечерних новостей.






Химия вокруг нас (привет, Уолтер!)




Выставка часов




Интерактивный коридор/фотостудия (Intercamera)
Тут вы можете пройтись по специальному мосту, а затем поработать с получившимся коллажем, снятым аппаратурой разных времён.

Также сейчас вновь открыты закрытые на момент посещения мной:
— Экспозиция металлургии
— Добыча руды и угля

Фотки можно посмотреть на сайте, так как по понятным причинам они у меня отсутствуют =)

Теперь немного технической информации: стоимость билета составляла 170 (сейчас 190) крон (взрослый билет) + ещё 100 крон на разрешение фотосъёмки (во многих залах запрещена вспышка, учтите это).

Адрес музея: Kostelní 1320/42, Praha 7, сайт — www.ntm.cz
График работы: Понедельник – выходной. Будние дни — с 09.00 до 17.30, выходные дни – с 10.00 до 18.00

Удобней всего добираться на трамвае (до музея ходят номера 1, 8, 12, 26, 51, 56) остановка: Letenské náměstí

Уникальные временные выставки (например, в этом году это экспозиция игрушек), а так же режим работы на праздники можно узнать на сайте.

На этом наша экскурсия по пражскому Национальному техническому музею подходит к концу. Надеюсь, вам было интересно.
  • RatmiR73RatmiR73
  • Андрей
  • 5 декабря 2015 в 14:01
  • 9
  • оценка: +66

Комментарии (26)

RSS свернуть / развернуть
0
IronBirdMCC
Cezeta 501 в Москве есть в лучшем состоянии
0
Slai
  • Slai
  • 5 декабря 2015 в 14:59
Белиссимо!)))
+1
SNOODY
Дальник 250! Это что-то с чем то!))) Впервые такое вижу!)))
0
zogar-zag
По моему вполне жизнеспособная концепция. Я бы купил такой выполненный на современном уровне.
+1
PoOlegovich
Пара ошибок (опечаток) присутствует, но я прощаю.
0
RatmiR73
Наверное, глаз замылился. Укажи, где, исправлю.
+1
FireDwarf
кругосветка на велосипеде за 100+ лет?) Замените пожалуйста 8 на9 или 9 на 8.))
Пост очень интересный.
0
RatmiR73
Спасибо! Исправил.
+1
DarkR
  • DarkR
  • 5 декабря 2015 в 16:41
Спасибо! Интересно!)
Появилось желание наш Политехнический освежить в памяти — там тоже была немаленькая авто-мото экспозиция.
+1
yinglung
На фото «Мотоцикл безопасности для мотогонок (1910)» скорее всего pacemaker. Это не совсем для безопасности. Эти мотоциклы (и машины) использовали, чтобы велогонщику не надо было преодолевать лобовое сопротивление воздуха. Гонщик ехал непосредственно за этими мотоциклами в воздушном мешке. Использовалось такое как на закрытых велотреках так и на дороге. Там даже сзади есть roll-bar чтобы велогонщик не упал, случайно догнав pace maker. Вот тут больше en.wikipedia.org/wiki/Motor-paced_racing
0
RatmiR73
Не настолько знаю нюансы истории гонок, интересно. В описании было указано, что это pace-motorcycle, который ехал РЯДОМ (near) с гонщиками, поэтому я и сделал такой вывод.
+1
yinglung
Во первых — спасибо большое за экскурсию, забыл в первом сообщение написать. Очень здорово.

А про эти странные мотоциклы — вот еще статья с хорошими иллюстрациями.
goodsparkgarage.com/motorcycles-bicycles-in-motor-paced-racing/
В целом идея в том, чтобы поставить рекорд скорости на велосипеде. Любой ценой. Для этого эти чудовища и делали. Пробовали машиной — но шумно, дымно и велосипедисту не видно ничерта. Поэтому наиболее популярным стали вот такие мотоциклы. Они все очень похожи кстати — длинные, прямая передача, эти рули для того чтобы пилот сидел вертикально.
0
RatmiR73
Спасибо! Внёс Ваши замечания в пост!
+1
Pan_Am
Мотоцикл с двумя отдельными сидениями (Dalnik 250) — хардкор. Очко спереди видимо должно было засасывать собак с пеной из пасти, с последующей переработкой встроенной внутри мясорубкой
+1
oldrider
Спасибо за этот праздник мотобезумства. Когда то у меня был мотор от кроссового ЭСО 500.Построил на с ним кастом и наездил около 30тыс. Такого низа как на нём нет даже на 1500 кубовых японцах… и БМВ Р11 был…
+1
SpeedSG77
Обалденная экскурсия, огромное спасибо!

Немного подправлю:
1. Под надписью «Ягуары» первое фото — Tatra 600 из породы аэродинамических Tatra или как их ещё называли Tatraplan.
2. Все таки не ZIS, а ЗиС — советская все таки машина и название её пишется кириллицей.
+1
RatmiR73
Да, Татра 77а 1937-го года! Счас подпишу)
0
andriy1988
крутой музей.
+1
ee_kot
супер! нежданно-негаданно побывал в музее %)
+2
Zver1963
Спасибо за экскурсию! Гиду +.
+1
zogar-zag
Пост познавательный, но есть маленькие косячки, видимо особенности перевода.
The Birmingham Small Arms Company Limited (BSA), насколько я знаю к Чехословакии отношения не имела, это английская компания и мотоциклы ей производились как минимум до 1960-х годов ХХ века.
0
RatmiR73
Спасибо! Действительно поторопился! Блин, иногда таблички легче понять на чешском)
0
MOTOPPP
Астрономия. Всякие прикольные непонятные штукенции.

Солнечные часы.
+5
RatmiR73
Не знаю, я там чувствовал себя как житель средневековья, которому всякие еретики показывали бесовские вещи! =)
+1
vasteed
служил в Советской Армии, в, тогда еще Чехословакии, и что поражало нас, приехавших из страны победившего социализма -помимо достаточно высокого среднего уровня жизни,-очень развитое машиностроение, свои грузовики и автобусы, легковые и мотоциклы, тепловозы, трамваи и самолеты, причем -с очень славной и многолетней историей! с которой можно тут и познакомиться.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. RatmiR73, Национальный Технический Музей (Прага, Чехия)