Блог им. Josh → Подключение простейшего реле для чайников.
Как видно из заголовка, мой пост не будет интересен пряморуким товарищам, которые от нечего делать в гараже могут перебрать двигатель под пиво и хорошую музычку. Этот пост скорее демонстрация того, что 90% работ в своем мотике можно сделать своими руками, немножко приложив голову и отбросив страх что-нибудь сломать.
На сей пост меня навел товарищ, который зачастую, когда я надумаю что-нить сделать в гараже, приезжает, и прикрываюсь формулировкой «Йош, помоги мне сделать...., а то я сам не умею/боюсь», вынуждает меня ковыряться в его мотоцикле. Слово РЕЛЕ его повергло в шок и трепет, а действия с проводкой ассоциировались с вызовом демонов и открытием врат в преисподнюю.
Если ты узнал в описании себя, %юзернэйм%, то читай дальше и я открою тебе великую тайну и ты не будешь вечно должен пиво мне подобным :)
кстати, я сам вообще нифига не механик, не электрик, я типичный лодырь-гуманитарий, которого цена на работы и запчасти заставила взяться за инструмент, курить интернет и научиться делать максимально все самому, чего и вам всем советую.
Сегодня я подробнейше расскажу как сделать так, чтобы фара включалась тумблерочком, а не когда включаешь зажигание. Зачем это надо? Например затем, чтобы было больше шансов завестись с полу-сдохшим аккумулятором — ведь фара сжирает бесценную электроэнергию, которая так нужна стартеру.
Для начала предъявлю пациента. Вот он, Интрудер VS1400, тот самый старичок не задушеный, с 4-хступкой.
при всей своей труЪевости, этот мотик имеет кучу бесючих минусов, и один из них — завести с толкача его может только Очень Сильный и Выносливый человек. Я не такой. Я слабый и ленивый. Поэтому хочу повысить свои шансы завестись возможностью принудительно выключать фару после поездки, а так же, например, если долго еду в пробке на малых оборотах и генератор не обеспечивает нужный заряд.
Так, значит. Идем в магазин автозапчастей и покупаем обычное 4-хконтактное реле от автомобиля (прости Господи) ВАЗ. Например такое:
Также нам понадобиться несколько проводочков от автопроводки, паяльник+олово+канифоль или паяльная паста, изолента, термоусадка (термоизоляция), зажигалка, наконечники для проводов, кусачки, отвертки и острый нож, несущий смерть и расчленение.
Поехали.
Для начала отсоединим клемму + от аккумулятора, на всякий случай, и положим проводок в сторонку так, чтобы он случайно не соскочил обратно. Иначе все умрут, в том числе котята. Проверим, что электричество пропало, включив зажигание — если ниче не работает, не дудит и не моргает, то идем дальше. Если дудит и моргает, то закрываем этот пост и идем домой к маме. Вы безнадежны, уж простите.
Переходим непосредственно к фаре. Если у вас железный мотик, то где-то снизу/сбоку на самой фаре есть два винта, выкрутив которые стеклышко+рефлектор выпадут вам в руки сами. Если у вас пластиковое изделие, то советую посмотреть в этих ваших интернетах, как снимается именно ваша фара, дабы вы ничего не сломали и не прокляли меня, продырявив мне карму.
Итак у нас в руках раскрытая фара, там куча проводочков и вообще ниче не ясно. Тут главное не забздеть, ниче там сложного нет, уверяю вас. Снимаем штекер с лампы и откладываем стекляшку с лампочкой в сторону, желательно подальше, чтобы не разбилось. Если вы байкер разумный, то у вас есть схема электропроводки вашего мотика, если вы байкер рукастый, то у вас есть контролька, если вы байкер опытный, то у вас есть тестер, контролька и схема, но все равно нихрена не работает, потому что вы и так все знаете, что поломалось, но вам просто лень чинить.
Но ты, %юзернэйм% не такой! У тебя нифига нет, но тебе очень надо найти, где к твоей фаре приходит плюс на ближний свет. Как это сделать? Берешь лампочку из фонаря (фонарь- это то, что сзади светит красным, фара — это спереди. Учи русский язык!) берешь проводок, прижимаешь его к лампочке сбоку, а саму лампочку нижним контактом ставишь на любую неокрашенную металлическую поверхность мотика. Подключаешь + на аккум, включаешь зажигание, включаешь ближний и свободным кончиком проводочка тыкаешь в разные разъемы штекера от лампочки. На каком лампочка загорицца — там и плюс. Поздравляю!
Итак, ты нашел плюс. Скидывай снова проводок с аккума, как учили и пошли дальше. Теперь тебе потребуецца вся твоя байкерская мужественность, ибо тебе предстоит перекусить этот проводок, отступив на 3 сантиметра от штекера. Сделал? Теперь уже обратной дороги нет, придется идти до конца.
На некоторых мотиках не надо перекусывать, ибо там уже есть разъемы, который потянув/покрутив/покряхтев можно разъединить. Так было на моем.
Вот слева проводок, это как раз и есть нужный нам. Отрезаем разъединенные контакты под самый корешок и вместо них припаиваем новые наконечники. Кстати, когда будешь покупать наконечники, проверь, чтобы они одевались на контакты реле! Вот тут есть нюанс — тебе нужно на тот проводок, по которому приходит + из недр мотика, припаять еще один проводок, который пойдет на новый выключатель! Поэтому пару слов за выключатель.
Сначала придумай, куда ты его прикрепишь, ищи где-то вокруг фары какие-нить ушки, отверстия, крепления… Я у себя нашел за фарой очень удобное ушко, отогнул, рассверлил чуткэ и вонзил в него вот такой маленький тумблерок.
Портрет ушка
Как подсоединить выключатель? Если у него два контакта, то все понятно, если три — то паяй к центральному и крайнему. Поверх напаяных проводков просто обязательно посади термоусадочки до упора, чтобы они не касались друг-друга, это важно! Чтобы уберечь конструкцию от попадания воды, советую плотно обмотать изолентой и сверху тоже усадить термик, вот так
Когда будешь закручивать гаечку на выключателе, советую капнуть резьбового клея, ибо вибрации и вообще… Это я вот трясущимися руками КАПНУЛ. Тебе надо в два раза меньше капнуть :)))
Все, закручивай.
Провода от выключателя через штатное отверстие тяни в фару внутрь. И вот один из них тебе надо вместе с приходящим плюсом заключить в новый наконечник.
Настоятельно рекомендую не просто зажимать провода, а скрутить из вместе, пропаять и потом еще впаять в наконечник. Работа муторная (для близорукого меня, во всяком случае), но просто сжать провод в наконечник ненадежно, поверь.
Поверх наконечника обязательна термоусадка! Потому что это красиво, а красота, как известно, спасет мымр.
Зажимать не обязательно специальными плоскогубцами, можно и обычными, тока аккуратно, сначала одно ушко, потом второе, потом все вместе.
Далее тебе надо на все пустые провода посадить такие же наконечники, так же пропаивай и сажай термоусадки, не ленись!!!
Итого у тебя есть три наконечника, но на реле-то клемм четыре! Все верно, Ю нам еще нужен минус с корпуса, поэтому бери проводок, ищи, где можешь его подсоединить на металл. Советую это сделать красиво и надежно, а не тупо примотать в торчащему болтику.
вот так, например.
У тебя должно получицца примерно так — пять проводов, четыре наконечника.
Далее, бери реле и смотри на него. Со стороны контактов есть цифирьки. К цифирькам 85 и 86 подключай минус с корпусу и одинокий проводок с выключателя. На оставшиеся контакты (30 и 87) подсоедини оставшиеся провода. Вообще кошерно считаецца приходящие плюсы подключать на 30 и 86, а минус и потребитель (т.е. фару) на 85 и 87, но это вопрос религии, электричеству пофигу.
Вешай на штекер лампочку, включай + и пробуй. Должно работать :)
По результатам испытаний с выключенным светом мой убитый аккум заводит мот, хотя с включеным не хотел никак.
Теперь проверь, что ничего не болтаецца, что все надежно закручено, насажено, покрути потряси контакты. Все работает? Собирай взад как было :)
Теперь ты настоящий труЪ, outlaw и 1%!
Только на техосмотре не выдай себя, ведь если у тебя не автоматический свет, то должен быть габарит, а его у тебя нет скорее всего :)
Ну и напоследок фотка электросхемы интрудера, которая висит у меня в гараже. Попросил друга распечатать чтобы больше, чем А4, и он мне привез вот такое полотно :))
Всем добра!
На сей пост меня навел товарищ, который зачастую, когда я надумаю что-нить сделать в гараже, приезжает, и прикрываюсь формулировкой «Йош, помоги мне сделать...., а то я сам не умею/боюсь», вынуждает меня ковыряться в его мотоцикле. Слово РЕЛЕ его повергло в шок и трепет, а действия с проводкой ассоциировались с вызовом демонов и открытием врат в преисподнюю.
Если ты узнал в описании себя, %юзернэйм%, то читай дальше и я открою тебе великую тайну и ты не будешь вечно должен пиво мне подобным :)
кстати, я сам вообще нифига не механик, не электрик, я типичный лодырь-гуманитарий, которого цена на работы и запчасти заставила взяться за инструмент, курить интернет и научиться делать максимально все самому, чего и вам всем советую.
Сегодня я подробнейше расскажу как сделать так, чтобы фара включалась тумблерочком, а не когда включаешь зажигание. Зачем это надо? Например затем, чтобы было больше шансов завестись с полу-сдохшим аккумулятором — ведь фара сжирает бесценную электроэнергию, которая так нужна стартеру.
Для начала предъявлю пациента. Вот он, Интрудер VS1400, тот самый старичок не задушеный, с 4-хступкой.
при всей своей труЪевости, этот мотик имеет кучу бесючих минусов, и один из них — завести с толкача его может только Очень Сильный и Выносливый человек. Я не такой. Я слабый и ленивый. Поэтому хочу повысить свои шансы завестись возможностью принудительно выключать фару после поездки, а так же, например, если долго еду в пробке на малых оборотах и генератор не обеспечивает нужный заряд.
Так, значит. Идем в магазин автозапчастей и покупаем обычное 4-хконтактное реле от автомобиля (прости Господи) ВАЗ. Например такое:
Также нам понадобиться несколько проводочков от автопроводки, паяльник+олово+канифоль или паяльная паста, изолента, термоусадка (термоизоляция), зажигалка, наконечники для проводов, кусачки, отвертки и острый нож, несущий смерть и расчленение.
Поехали.
Для начала отсоединим клемму + от аккумулятора, на всякий случай, и положим проводок в сторонку так, чтобы он случайно не соскочил обратно. Иначе все умрут, в том числе котята. Проверим, что электричество пропало, включив зажигание — если ниче не работает, не дудит и не моргает, то идем дальше. Если дудит и моргает, то закрываем этот пост и идем домой к маме. Вы безнадежны, уж простите.
Переходим непосредственно к фаре. Если у вас железный мотик, то где-то снизу/сбоку на самой фаре есть два винта, выкрутив которые стеклышко+рефлектор выпадут вам в руки сами. Если у вас пластиковое изделие, то советую посмотреть в этих ваших интернетах, как снимается именно ваша фара, дабы вы ничего не сломали и не прокляли меня, продырявив мне карму.
Итак у нас в руках раскрытая фара, там куча проводочков и вообще ниче не ясно. Тут главное не забздеть, ниче там сложного нет, уверяю вас. Снимаем штекер с лампы и откладываем стекляшку с лампочкой в сторону, желательно подальше, чтобы не разбилось. Если вы байкер разумный, то у вас есть схема электропроводки вашего мотика, если вы байкер рукастый, то у вас есть контролька, если вы байкер опытный, то у вас есть тестер, контролька и схема, но все равно нихрена не работает, потому что вы и так все знаете, что поломалось, но вам просто лень чинить.
Но ты, %юзернэйм% не такой! У тебя нифига нет, но тебе очень надо найти, где к твоей фаре приходит плюс на ближний свет. Как это сделать? Берешь лампочку из фонаря (фонарь- это то, что сзади светит красным, фара — это спереди. Учи русский язык!) берешь проводок, прижимаешь его к лампочке сбоку, а саму лампочку нижним контактом ставишь на любую неокрашенную металлическую поверхность мотика. Подключаешь + на аккум, включаешь зажигание, включаешь ближний и свободным кончиком проводочка тыкаешь в разные разъемы штекера от лампочки. На каком лампочка загорицца — там и плюс. Поздравляю!
Итак, ты нашел плюс. Скидывай снова проводок с аккума, как учили и пошли дальше. Теперь тебе потребуецца вся твоя байкерская мужественность, ибо тебе предстоит перекусить этот проводок, отступив на 3 сантиметра от штекера. Сделал? Теперь уже обратной дороги нет, придется идти до конца.
На некоторых мотиках не надо перекусывать, ибо там уже есть разъемы, который потянув/покрутив/покряхтев можно разъединить. Так было на моем.
Вот слева проводок, это как раз и есть нужный нам. Отрезаем разъединенные контакты под самый корешок и вместо них припаиваем новые наконечники. Кстати, когда будешь покупать наконечники, проверь, чтобы они одевались на контакты реле! Вот тут есть нюанс — тебе нужно на тот проводок, по которому приходит + из недр мотика, припаять еще один проводок, который пойдет на новый выключатель! Поэтому пару слов за выключатель.
Сначала придумай, куда ты его прикрепишь, ищи где-то вокруг фары какие-нить ушки, отверстия, крепления… Я у себя нашел за фарой очень удобное ушко, отогнул, рассверлил чуткэ и вонзил в него вот такой маленький тумблерок.
Портрет ушка
Как подсоединить выключатель? Если у него два контакта, то все понятно, если три — то паяй к центральному и крайнему. Поверх напаяных проводков просто обязательно посади термоусадочки до упора, чтобы они не касались друг-друга, это важно! Чтобы уберечь конструкцию от попадания воды, советую плотно обмотать изолентой и сверху тоже усадить термик, вот так
Когда будешь закручивать гаечку на выключателе, советую капнуть резьбового клея, ибо вибрации и вообще… Это я вот трясущимися руками КАПНУЛ. Тебе надо в два раза меньше капнуть :)))
Все, закручивай.
Провода от выключателя через штатное отверстие тяни в фару внутрь. И вот один из них тебе надо вместе с приходящим плюсом заключить в новый наконечник.
Настоятельно рекомендую не просто зажимать провода, а скрутить из вместе, пропаять и потом еще впаять в наконечник. Работа муторная (для близорукого меня, во всяком случае), но просто сжать провод в наконечник ненадежно, поверь.
Поверх наконечника обязательна термоусадка! Потому что это красиво, а красота, как известно, спасет мымр.
Зажимать не обязательно специальными плоскогубцами, можно и обычными, тока аккуратно, сначала одно ушко, потом второе, потом все вместе.
Далее тебе надо на все пустые провода посадить такие же наконечники, так же пропаивай и сажай термоусадки, не ленись!!!
Итого у тебя есть три наконечника, но на реле-то клемм четыре! Все верно, Ю нам еще нужен минус с корпуса, поэтому бери проводок, ищи, где можешь его подсоединить на металл. Советую это сделать красиво и надежно, а не тупо примотать в торчащему болтику.
вот так, например.
У тебя должно получицца примерно так — пять проводов, четыре наконечника.
Далее, бери реле и смотри на него. Со стороны контактов есть цифирьки. К цифирькам 85 и 86 подключай минус с корпусу и одинокий проводок с выключателя. На оставшиеся контакты (30 и 87) подсоедини оставшиеся провода. Вообще кошерно считаецца приходящие плюсы подключать на 30 и 86, а минус и потребитель (т.е. фару) на 85 и 87, но это вопрос религии, электричеству пофигу.
Вешай на штекер лампочку, включай + и пробуй. Должно работать :)
По результатам испытаний с выключенным светом мой убитый аккум заводит мот, хотя с включеным не хотел никак.
Теперь проверь, что ничего не болтаецца, что все надежно закручено, насажено, покрути потряси контакты. Все работает? Собирай взад как было :)
Теперь ты настоящий труЪ, outlaw и 1%!
Только на техосмотре не выдай себя, ведь если у тебя не автоматический свет, то должен быть габарит, а его у тебя нет скорее всего :)
Ну и напоследок фотка электросхемы интрудера, которая висит у меня в гараже. Попросил друга распечатать чтобы больше, чем А4, и он мне привез вот такое полотно :))
Всем добра!
- Josh
- Дмитрий
- 4 июля 2013 в 1:25
- 27
- +44
- Northerner88
- 4 июля 2013 в 2:01
- ↓
Дружище! Огромнейше тебе плюсую, за пост, за дельный материал, а главное — за манеру изложения! Поднял настроение на приятную высоту, учитывая что день выдался на редкость дерь… неудачным :)
- erkovbikeart
- 4 июля 2013 в 13:09
- ↑
- ↓
реле пускает много электричества нужного для мощных потребителей мимо выключателей, которые обычно хлипкие и плявящиеся, от аккумулятора на фару например, благодаря реле размыкается выключателем отдельная тонкая электролиния, которая активирует проход тока через основную линию, толстую и сочную, в общем реле нужно как посредник, чтобы контакты не горели, проводка не грелась под большой нагрузкой
:)))
Что такое есть РЕЛЕ? По-умному- для управления сильных токов слабыми токами.
По-простому: маленький выключатель тупо перегреется, расплавится и сгорит если через него напрямую пустить питание для лампы в 50ватт. Поэтому мы маленьким выключателем, по тоненьким проводочкам и слабеньким током внутри реле запитываем маленький электромагнитик, который замыкает ЖЫРНЫЕ контакты через которые пойдет ЖЫРНЫЙ ток для нашей лампочки.
Можно поставить и без реле, но тогда нужен Большой Мощный выключатель, который никуда не спрячешь, и придется его примотать на руль. По центру. синей изолентой. навсегда.
Что такое есть РЕЛЕ? По-умному- для управления сильных токов слабыми токами.
По-простому: маленький выключатель тупо перегреется, расплавится и сгорит если через него напрямую пустить питание для лампы в 50ватт. Поэтому мы маленьким выключателем, по тоненьким проводочкам и слабеньким током внутри реле запитываем маленький электромагнитик, который замыкает ЖЫРНЫЕ контакты через которые пойдет ЖЫРНЫЙ ток для нашей лампочки.
Можно поставить и без реле, но тогда нужен Большой Мощный выключатель, который никуда не спрячешь, и придется его примотать на руль. По центру. синей изолентой. навсегда.
- EvaNeBraun
- 4 июля 2013 в 14:18
- ↑
- ↓
самое страшное:
По центру. синей изолентой. навсегда.:)))аж мурашки по спине:)))
Вопрос от чайника: Принцип работы реле понятен. Но и управляемый, и управляющий «пути» в нем ведь запитаны от одного и того же плюса. Без нагрузки в цепи управляющего, как я понимаю… Так не помрет ли опять же выключатель от высокого тока? Плюс опять же если нет нагрузки, то фактически это КЗ на массу — разряд аккумулятора обеспечен…
Объясните, о великие электрики, ибо я сам хочу подобное замутить — мне надо подогрев ручек через реле повесить.
Объясните, о великие электрики, ибо я сам хочу подобное замутить — мне надо подогрев ручек через реле повесить.
В управляющей цепи реле, о которой ты говоришь, что там нет нагрузки и подозреваешь её на КЗ — довольно высокое сопротивление, поэтому ток через неё идет совсем небольшой. И то, когда идет — только когда выключатель его подает, тогда ток идет и через силовые контакты реле на лампу (большой), и через управляющие (прямо на массу, но небольшой). Когда выключатель разомкнут — тока нет ни там, ни тут. =)
Точнее даже еще меньше размером, чем этот.
Вот пример, первый сходу, не искал даже —
Тумблер asw-13D
Вот пример, первый сходу, не искал даже —
Тумблер asw-13D
Все, что ты выложил в 5 раз больше по размерам, чем то, что поставил я. Тумблер asw-13D = размеры около 26х40мм, диаметр резбовой части около 12мм на вскидку. Это как раз вариант примотать изолентой на руль :)) Ну и подсветка будет органичнее смотреться в салоне шахи, чем на металлическом мотоцикле с закосом под олд-скул. За плокую кнопку с подсветкой я вообще промолчу :)) Я помню такие в икарусах были, чтобы двери открывать :))
Мой переключатель имеет размеры 8х15 D=5mm.
Мой переключатель имеет размеры 8х15 D=5mm.
- zloy-glide
- 5 июля 2013 в 15:13
- ↓
Вот паять только не надо. Клеммы под нужное сечение и качественный кримпер.
Под нужное сечение не получается — размер клемм обусловлен размером контактов реле, поэтому клеммы такие большие, поэтому приходится паять, а не просто зажимать. + вибрация на V-образнике болты крепления двигателя со временем раскручивает, не говоря уже про хлипенькие проводочки.
qasauУговорил, делай по своему.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (29)
RSS свернуть / развернуть