Путешествия → К Студеному морю! Часть 9 (Заключительная)

Предыдущие части:

ДЕНЬ 23
оз. Рядом с ж/д ст. «Жемчужная» — Лоухи — оз.Видлозеро
460 км

По утру к нам приехали «нежданные гости» на «Ниве» — двое пожилых мужчин с собаками. Оказалось: в лес идут, за ягодами. Пока мы завтракали и собирали вещи, к нам прибежала одна из собак. Казалось, что она бегает вокруг машины и не может найти хозяев — молодая видно, след находить ещё не научена. Пришлось мне хозяев «догнать», и о поведении их «подопечной» рассказать. Меня успокоили, и я удалился.

В путешествии у человека может меняться НАСТРОЕНИЕ. Причин для этого может быть не мало и может зависеть от погоды, состояние здоровья или событий на дороге. А вот ОЩУЩЕНИЕ ДОРОГИ меняется от стадии прохождения маршрута. Думаю, многие путешественники со мной согласятся, если я разделю маршрут на две глобальные стадии: первая — дорога до цели, вторая — дорога домой.

На первой стадии человек выезжает в приподнятом настроении, в ожидании приключений, новых мест, людей, ощущений. Он открыт миру, и жаждит растворится в нём, достичь в конечном итоге глобальной ЦЕЛИ на своём маршруте.

Вторая же стадия наступает после достижения ЦЕЛИ, либо после вынужденного возвращения домой из-за поломки, травмы или нечто подобного. Характерным для меня состоянием на этой стадии является некая отрешенность, даже замкнутость. Я больше не стремлюсь черпать из мира что-то новое, я пресыщен новыми эмоциями, переполнен энергией. Я словно заряженный аккумулятор, ещё не отключенный от подзарядки.

В этом путешествии, как я описывал ранее, первым и основным переломным моментом, т.е. переходом ко второй стадии прохождения маршрута, было достижение самой северной точки Рыбачего — мыса Немецкий. Вторым же — посещение Кузомени.
После это я был словно привязан незримой ниточкой к родному дому. И не важно, каким бы извилистым маршрутом не легла теперь дорога — она вела меня домой!

День в пути пролетел незаметно! С трассы мы уже не сворачивали, останавливались лишь по нужде, да заправиться. Лишь раз перекусили в придорожном кафе. В районе Сегежи дорожного полотна не обнаружили! Пришлось мчаться по грейдеру, обгоняя «тошнящие пузотёрки». На ночёвку встали на Видлозере, в хорошем сосновом бору.

ДЕНЬ 24
Оз.Видлозеро – Медвежьегорск – Петрозаводск – Пряжа – Койриноя – Импилахти – Сортавала – Лесное озеро
470 км

Прощальный завтрак перед отъездом Алексея. Грустно, а что поделать?! За эту поездку мы многое вместе пережили, и уже успели друг другу привыкнуть! Но всему хорошему приходит конец — Алексею надо торопиться домой, к Дню рождения супруги. Ваш же покорный слуга никуда не спешит, он намерен ещё полюбоваться Ладожскими шхерами. Тепло проводив боевого товарища, я и сам через некоторое время отправился в путь.

Прощальный завтрак

ЧуднО было ехать в одиночестве! Теперь и остаётся-то: только с собой разговаривать! Не с кем радостями да печалями делится! Но у одиночества есть своё очарование — ты больше начинаешь созерцать, острее чувствовать действительность. Какие-то еле заметные детали, которые раньше скрывались за разговорами товарищей и лагерной суетой, ты начинаешь ясно видеть! Это словно открыть и прочитать книгу, о которой ты раньше судил только по обложке.

С такими мыслями я двигался на Запад от Петрозаводска, через Пряжу, на Сортавалу. Ни есть, ни пить особо не хотелось. Хотелось лишь ехать и ехать, не тратя времени на быт и суету. Наверно, я всё-таки не был в одиночестве… нас было двое: я и Дорога.

Мимо пролетали ухоженные хутора, сосновые боры, озёра. Кое-где дорога перебегала через быстрые карельские речушки. Добравшись до Импилахти, мне захотелось посетить блиндажи, расположенные на мысу, на крутом берегу Ладоги. Но заходящее солнце и мое незнание дороги быстро это желание погасили. Я ограничился лишь посещением местного магазинчика и пополнил запасы провианта.

После Ляскеля дорога стала очень живописной и интересной! Крутые повороты и перепады высот не давали мне расслабится! Наслаждаясь дорогой я временами останавливался, чтобы сфотографировать или поглядеть съезд на наличие годной стоянки. К моему полному разочарованию, хорошие места уже были заняты! Я даже предпринял попытку доехать до Ладоги через Хелюля. Но и тут ждал «облом» — детский лагерь на берегу. Так бы я, наверно, и катался до самой ночи, если бы не случилась ещё одна судьбоносная встреча…

Дорога вдоль Ладожского залива

Я стоял на обочине, в раздумьях разглядывая карту, и прикидывал, куда бы податься. В этот самый момент из-за поворота появилась целая группа эндуристов. Я поприветствовал — они меня. Гляжу — остановились, ко мне идут. Уже здороваемся, как положено. Рассказываю кто я и откуда, да еду куда. Ребята предлагают с ними на ночёвку ехать, на озеро. Только предупреждают, что придётся на 40 км обратно вернуться. Меня это нисколько не пугает, говорю: «Для бешеной собаки семь вёрст — не крюк! Погнали!».

Как видите, одиночество моё длилось не долго! Всех участников нашего пробега я в потёмках пока не рассмотрел. Так, петляем мы по карельскому асфальту, светящейся «змеёй» проходим километры. Наконец, сворачиваем на грунтовку, потом лесную дорогу. Лезем по конкретному бездорожью через лужи. С грехом пополам добираемся на некий пригорок. Темнота вокруг, озера не видно. Ставим палатки. Как только спальники внутри — можно и разговаривать вдоволь! Погода прекрасная: тепло, а над головою широкое звёздное небо. Мне предлагают чарочку за встречу — с радостью соглашаюсь! Вот и тепло по телу разлилось — это «беленькая» свое дело знает! Знакомлюсь со всеми ребятами. Они — из Питера, я из Москвы: сразу шутки полились, прибауточки! Сами знаете! Про Индию говорили, про мотоциклы, да и просто за жизнь…

ДЕНЬ 25
Лесное озеро – Рускеала – Сортавала – Зеленогорск
311 км

Проснулся я почти в полдень! Голова тяжёлая, дыхание огнедышащее — хорошо вчера посидели! Огляделся я при свете дня — красота! Наш лагерь на «макушке» холма стоит, а внизу — озеро чистейшее! Искупался в нём — ожил наконец! Вместе с ребятами собрали дров для готовки. Набив желудки, мы отправились в Рускеалу — на мраморный карьер поглядеть.

Мраморный карьер Рускеалы

Горный парк Рускеала оказался оборудованным на финский манер: продуманное освещение, дорожки, ограждения, одним словом — европейский подход к благоустройству. Мы совершили с ребятами променад по парку, посмотрели на место добычи мрамора. Кстати сказать, Рускеальским мрамором отделаны многие станции Московского метро!

Изрядно устав от пеших прогулок, поехали в сторону Питера. Один из ребят, Паша, пригласил меня переночевать у него, но не в Питере, а в курортном Зеленогорске. Приглашение было с радостью принято! И вот, мы уже пробираемся второстепенными дорогами Карельского перешейка к песчаным пляжам Финского залива. С приходом темноты сильно похолодало! Мои зубы отбивают чечётку, а пальцы почти не чувствуют! Спасает только тёплая заправка с горячим кофе и «сникерсами»! Часть группы уезжает — дороги наши расходятся! Нас остаётся четверо: Паша, Серёжа, Гриша, да я. Скрипя зубами от усталости и холода, глубокой ночью, мы добираемся до Зеленогорска. Без сил вваливаемся дом и плюхаемся спать!

ДЕНЬ 26
Зеленогорск — Приморск — Выборг — Зеленогорск — Санкт-Петербург
345 км

Утром Паша сварил для нас свой фирменный кофе. Мы позавтракали. Вскоре Серёжа с Гришей уехали. Я же вознамерился посетить Выборг. Паша посоветовал ехать туда по Приморскому шоссе, а не по трассе. Так я и сделал! Район Зеленогорска, да и всего северо-западного берега Финского залива издавна облюбовали питерские дачники. И неспроста! Здесь, и сосновые боры, и протяжённые песчаные пляжи, и чистейший воздух! Приморское шоссе петляет меж сосновых лесов, как нитка связывает бусины, проходя через многочисленные дачные посёлки. Между Питером и Выборгом находится город-порт, Приморск (до 1948 г. Koivisto).

Порт Приморска на горизонте

Ещё на подъезде к Приморску я приметил шпиль местной кирхи, которую мне настоятельно советовал посетить Паша. Подъехав поближе, я мысленно поблагодарил его за этот совет. Кирха Святой Марии Магдалины впечатляла! После привычных глазу православных обителей с белокаменными стенами, увидеть кирху, представительницу Северного модерна, было, как минимум, необычно! Отделка стен красноватым гранитом придавало стенам суровый и монументальный вид. Острые шпили кирхи устремились высоко в небо!

Кирха Святой Марии Магдалины. 1902-1904 г. Северный модерн. Арх. Йозеф Стенбек

Интересным фактом является то, что именно здесь снимался эпизод из фильма «Особенности национальной охоты», где местный африканец, у которого «трубы горят», просит у фина «презентовать ему малую сумму».

Оказалось, что на первом этаже расположился краеведческий музей. А высокая башня доступна для посещения! И я, конечно же, отправился на её осмотр. Смотрители кирхи сразу предупредили меня, чтоб не лазил до самого верха — там хлипкая лестница. Мне дали 15 минут на осмотр. За это время я успел залезть до самого верха, отснять всё деревянную конструкцию башни столетней давности, оглядеть финский залив с высоты птичьего полёта и спуститься вниз. Как только смотрители меня увидели, то поняли, что я не послушал их совета. Увидев укор в их глазах, я пояснил, что по роду деятельности не мог не осмотреть интереснейший объект! Меня поняли и простили, да удачи желали!

Интересные ступени

Вид из шпиля башни

Конструкции башни больше 100 лет!

Настроение было замечательное! Погода радовала! До Выборга доехал на одном дыхании. Оставив мотоцикл в самом центре города, я ушёл на прогулку. Выборг запал мне в душу! Это неровная брусчатка, маленькие извилистые улочки придавали этому бывшему шведскому городку средневековый, даже сказочный, шарм. Побродив по старинным улочкам, я вышел к мосту и увидел на острове замок! Я осмотрел всю территорию замка, но на башню Святого Олафа не полез — опасался, что денег на обратную дорогу до дома не хватит. Вскоре, я покинул Выборг, но частичка моего сердца навсегда осталась в этом старинном северном городе!

Спасо-Преображенский собор в Выборге

Выборгский замок

Башня Святого Олафа

Внутренний двор замка

Кусочек Северного модерна

Берег Финского залива в районе Зеленогорска

Ночевать я планировал всё так же — у Паши, но уже в Петербурге. Заехав за оставленными мною вещами в Зеленогорск, я отправился в Культурную Столицу. Не зная короткой дороги до Пашиного дома, я навернул приличный крюк по КАДу. С грехом пополам, на 4 раз нашёл-таки необходимый съезд с набережной, на мост, ведущий на противоположную сторону реки, к Пашиному дому. Паша и его мама уже изрядно меня заждались, за что я в очередной раз перед ними извиняюсь! Эти замечательные люди накормили меня и приютили!

ДЕНЬ 27
Санкт-Петербург – В.Новгород – Крестцы – Валдай – Выползово
350 км

По утру я поблагодарил гостеприимных хозяев за шикарный приём, да помчался в родную сторону! Теперь только вперёд — домой, на Москву!

На одной из технических остановок после Валдая, ко мне подъехал байкер на самодельном спортивном кастоме. Оказалось, байкер возвращается с Мурманска домой, в Подольск, в сопровождении своей супруги на «Газели». Очень приятно с ним поболтали!

Только въехав в Выползово, я почувствовал, что с моим «Джебом» что-то не так… Почувствовав беду, я начал потихоньку притормаживать. Торможение было не очень эффективным, но в итоге я встал на обочине. Осмотрев мотоцикл со всех сторон, заметил, что заднее колесо спущено, а значит и пробито. Ну не беда! С собой у меня целая камера и полный ремнабор. Удобно расположившись на обочине, я разбортировал заднее колесо. Как и предполагал, камера оказалась пробита… но пробита сломанной спицей! Осмотрев ступицу внимательнее, к ужасу, нашёл ещё две спицы! Ступица болталась в руках… Теперь я и не надеялся доехать до дома своим ходом… Но ангел-хранитель за мною видимо следил…

На противоположной стороне дороги «Волга» притормозила и замигала поворотником на разворот. Через минуту, совершив манёвр, она остановилась возле меня. Из неё вышел… байкер! Рома сказал, что мне несказанно повезло сломаться именно в этом месте и в это время! Оказывается, ни до Выползово, ни после него, до самого Торжка, нет ни одного мотоклуба, а значит и помощи ждать неоткуда! Сам Рома проезжал мимо случайно! Вот это называется — СУДЬБА!

Побросав вещи к Роме в машину, я наспех зафиксировал заднее колесо, чтоб мотоцикл можно было катить. Мастерская оказалась недалеко. И вот, ребята из мотоклуба «RoadRash” уже протягивают уцелевшие спицы! Через какое-то время мы ставим камеру, и о чудо: «Джеб» снова «на ногах»! Моему счастью и благодарности нет предела!

Ехать домой меня сегодня не отпускают радушные Рома и Марина. Я остаюсь ночевать. Меня кормят и поят, мы болтаем и смотрим фотографии! Классно! Но усталость всё-таки накатывает, и я ложусь спать!

ДЕНЬ 28
Выползово – Торжок – Тверь – Клин — Москва
380 км

Утром выехать не удалось — вчерашняя усталость сморила меня почти до полудня. Поблагодарив за помощь и гостеприимство, я отправился в сторону дома. Быстро ехать без трёх спиц не решился. Поэтому «тошнил» 50-60 км/ч и мигал «аварийками». Слава Богу, больше на мою голову приключений не свалилось! И я глубокой ночью добрался до дома.

Когда я попал в родной район, то поймал себя на мысли, что не видел дом, как минимум, полвека назад… Да, время ощущается всегда по-разному: оно то летит, то тянется, как резина! Если ты за неделю многое повидал — будешь воспринимать, что неделю, как год. А если каждый день этой недели был похож один на другой, то неделя вовсе не отложится в памяти!

Каждый день, проведённый мною в дороге, был волнителен, как для домашних, так и для моего друга-мотоциклиста-соседа, Саши. По возможности я каждый день им звонил или писал SMS. И вот, я вернулся — и все вздохнули с облегчением! А то в дорогу провожали, как на войну!

Моя мечта сбылась! Я посетил Рыбачий, увидел океанский прибой! Значит, не зря терпел, не зря мечтал! Риск был велик, но мне повезло! В дороге я обрёл настоящих друзей, общался с замечательными, добрыми и отзывчивыми людьми! Я счастлив, что повидал столько прекрасных уголков нашей огромной страны, и, всё же, благополучно вернулся домой! Своей радостью надо делиться! И я попытался это сделать в своём рассказе. Надеюсь, каждый найдёт в нём что-то примечательное для себя. Кто-то посчитает его увлекательным чтивом, кто-то почерпнёт информацию о маршруте, а иной — начнёт действовать! Друзья мои, не мучайтесь сомнениями — просто отправляйтесь в дорогу! Приключения ждут вас за порогом!