- Пробег для публикации поста в сообщество: 15.00 км
- Читателей: 4286 | Постов: 2496
Данный блог создан для публикации рассказов, фото и видео отчетов о путешествиях на любой мототехнике.
Администраторы (1)
Модераторы (0)
Модераторов здесь не замеченоЧитатели (4280)
kim Mila none9 none10 NalVal Kyryll Integra Osama Temy4 TriAl Urlak Malashka maximus KOSHKA Stich glyaks100 anro mia Pechota CriggerMarg Zhilinsky ArSoron ezhische hermes swamprunner7 PARUS spamer80 tapin13 nbaksalyar AXS KwaziMode ginecolog Oziris RedLine RMZS Satt 3dinfo gnus Wishka Bike-TV Vacelica abc Alan Hydrophonic Nastik shakawkaw pmg Marcus egoisto DroiDВсе читатели
Путешествия → К Студеному морю! Часть 8
Предыдущие части:
Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4
Часть 5
Часть 6
Часть 7
ДЕНЬ 21
п-ов Турий — Кузрека — Кашкаранцы — Кузомень
125 км
Утром стало ясно, что питьевой воды у нас практически не осталось. Быстро собрав наш маленький лагерь, мы отправились на поиски стоянки, до которой не доехали ночью. Там по словам мончегорского Серёжи был родник с пресной водой.
Светило яркое солнце, небо радовало синевой и обещало прекрасный погожий день. Мы ехали по линии отлива, по твёрдому мокрому песку, ощущения не передаваемые! Когда навигатор показал нам, что пора сворачивать в лес, мы увидели на берегу небольшие строения — домики рыбаков. Тут же были развешены и рыбацкие сети. Терский берег всегда славился своими рыболовными промыслами. Бегло осмотревшись, мы поехали дальше. Дорога крутым подъёмом уходила в сосновый лес. Под колёсами стелился глубокий песок, не давая нам расслабится. Но вот, проехав совсем немного, мы выехали из леса, и оказались на берегу. Здесь мы нашли уютную бухточку и небольшой родничок с питьевой водой. Наполнив фляги и слегка передохнув, мы отправились в обратный путь — к дороге на Кузомень.
Проехав Кузреку и Оленицу, свернули с грейдера на колейную дорогу, идущую вдоль берега. Ехать по ней было настоящим удовольствием! Низкорослый сосновый лес с коренастыми деревьями отделен от моря полосой луга шириной около 30 метров, по которому и проходит дорога. Многие туристы рассказывают, что в этих местах нередки случаи встречи с медведем, но на наше счастье, мы этого приключения избежали.
Еще на подъезде к поморскому селу Кашкаранцы мы заметили удивительное явление природы — морской туман. Подъезжаешь на самый край берега, смотришь, а ничего не видишь: ни моря, ни неба; лишь плотный туман вокруг — чудно!
Восточнее Кашкаранцев посещаем стоящую на самом берегу часовню Терского инока — благодетеля и защитника рыбаков. И поныне существует традиция: перед уходом в море сюда приходят и обращаются за покровительством, и просят доброго улова. Неподалёку от часовни можно найти исцеляющий родник.
Ещё один примечательный объект, встретившийся нам в 16 км восточнее Кашкаранцев — месторождение аметистов на мысе Корабль. Мыс Корабль — геологический памятник природы федерального значения минералогического типа. Первые упоминания об аметистах с мыса Корабль относятся к XVI веку. Здесь свободно можно походить, поискать друзы аметистов в камнях или на прибрежных скалах.
Следующим пунктом нашей программы должна стать поморская деревня Кузомень. Но по приморской дороге мы туда не доедем, не рискуем ехать по отливу. Выходим на недавно проложенный грейдер. Едем по нему до поворота на Кузомень. Далее двигаемся по грунтовке, переходящий в лесную песчаную дорогу. Петляем в сосновых лесах, боремся с песчаными наносыми и вдыхаем запах хвои. Наконец, доезжаем до опушки леса. Но вместо поля видим настоящую пустыню! Пустыня за Полярным кругом — вот это да! Кузоменьские пески, как их принято называть, являются результатом вырубки лесов для местных солеварен (в XIX в.) и последующей за этим ветровой эрозией. Село Кузомень расположено в устье реки Варзуги, при впадении в Белое море.
Пока мы стояли на перекрестке и думали, какой же дорогой доехать до самой деревни, откуда-то справа выползла нам навстречу легковушка-пузотёрочка, чем порядочно нас удивила. Нет бы нам прикинуть, что там где такие экземпляры ездят наш брат тем более проедет, мы поехали другой «дорогой»… В общем, эта «дорога», точнее сказать «колея», сначала поднялась по крутому песчаному склону, а потом вынырнула из соснового леса на простор полярной пустыни. С этого места уже виднелись силуэты деревенских домов Кузомени, по левую руку блестела Варзуга, а справа уже угадывалось Бело-море. Но как вы знаете, короткая дорога не всегда бывает самой близкой… От села нас отделяло каких-то 5 км — сущие пустяки для мотоциклиста думали мы, но глубоко ошибались…
Алексей занял левую колею, я — правую. Так мы ехали около 1 км, постоянно борясь с песком и неповоротливыми гружёными мотоциклами, пока окончательно не выбились из сил и не закопались по самые ступицы. Оставив мотоциклы стоять в вертикальном положении, мы решили перевести дух и осмотреться. Лишь только наши ноги ступили на целину, стало понятно, что по ней ехать намного проще, нежели по песчаной колее. Подойдя к самому краю высокого берега Варзуги, мы вспугнули котика, отдыхающего на мокром песке. Котик незамедлительно юркнул в воду, но уже через несколько секунд его тёмная гладкая головка, как поплавок, появилась в десяти метрах от берега. Котик рассматривал нас, а мы, из монокуляра — его. Вскоре котику надоело, и он отправился восвояси. Мы же с Алексеем продолжили осмотр местности, походили по барханам, поглядели на причудливые узоры на песке.
С большим трудом нам удалось вытащить закопавшиеся мотоциклы на целину. Ехать стало намного проще! К сожалению, мы не догадались спустить давление в шинах.
Не без падений мы подъехали почти к самой деревне Кузомень. Поскольку солнце уже почти село, мы решили ночевать близ деревни прямо среди песчаных барханов. Пока ещё не окончательно стемнело, мы решили осмотреть деревню. Я попытался проехать к деревне на разгруженном мотоцикле. Из этой затеи ничего не вышло: слишком глубокий песок и малая мощность двигателя не давали шансов на успех. Так что я вернулся обратно, в наш маленький лагерь. Оставив мотоциклы и вещи, мы с Алексеем отправились на экскурсию.
Кузомень — удивительнейшая деревня, которую мне только приходилось видеть! Здесь деревянные срубленные дома стоят посреди песчаных барханов! Традиционная архитектура Русского Севера, той же Архангельской области, находится в окружении мотивов Средней Азии или даже Ближнего Востока, что выглядит очень необычно. Даже на деревенском кладбище вместо привычных: оградок, цветов, кустиков — только деревянные кресты из песка торчат. Улицы в деревне песчаные — проехать без «полного привода» трудно. Люди же здесь передвигаются по деревянной мостовой, шириною в 1,5 метра.
Немного побродив по деревенским улочкам, мы решили теперь спуститься к реке. Сразу видно, что Варзуга — деревни кормилица. На берегу здесь по-прежнему предостаточно рыбацких лодок и лодочных сараев, значит ещё не разучились поморы рыбу ловить, не позабыли ремесло предков! А в былые времена здесь, наверное, и вовсе целая армада различных судёнышек была. Некоторые дома по старой-доброй традиции обёрнуты «лицом» к реке. Вот так и стоит это поморская деревня на высоком берегу реки Варзуги, у самого устья, при в падении в Белое море.
Наша прогулка по Кузомени удалась на славу! Отдохнули мы и душой, и телом. Так приятно было видеть, что не все ещё деревенские разбежались по городам ради наживы и лучшей доли! А кто и уезжал — возвращаются в родные края, привозят детей внуков, пусть даже на каникулы, но не забывают родных мест и помнят историю!
Как ни хорошо было нам в деревне, а возвращаться в лагерь было нужно. У нас был трудный день, мы потратили много сил, а вот поесть толком не успели. Так что, нам нужно было подкрепиться. Воды у нас для приготовления ужина почти не было. Поэтому, я взял пятилитровую канистру для воды и отправился на разгруженном мотоцикле к реке. Доехал до берега быстро, а вот канистру наполнял долго — крутой берег тому причина. Привязав канистру к моту, отзвонился домой да поделился своей радостью от пережитого за день. Прежде чем уезжать, осмотрелся ещё раз — красота необыкновенная! Широка да глубока река Варзуга, круты её песчаные берега! Вот так и стоял я в полном одиночестве, вдыхал живительный полночный воздух полной грудью!
Возвратившись с «добычей», мы сразу же занялись приготовлением лёгкого ужина. Через какое-то время всё было готово, но… как только мы попробовали чай на вкус, нашему удивлению не было предела! Чай оказался солёным! И это вовсе не потому, что кто-то из нас перепутал соль и сахар — вовсе нет! Всё дело было в воде! Место, в котором я набирал воду, располагалось в 2-3 км от впадения Варзуги в Белое море. Видимо, уклон реки и скорость течения не достаточно велики, чтобы не давать пресной воде смешиваться с морской. Каша, приготовленная на такой воде, вполне, сносна, что не скажешь о чае, который просто невозможно пить. Не смотря на этот казус, мы с Алексеем остались вполне довольны ужином. Немного прибрав разбросанные вокруг палаток вещи, мы безотлагательно забрались в свои палатки и изволили почивать.
ДЕНЬ 22
Кузомень — Варзуга — Умба — Кандалакша — оз. Рядом с ж/д ст. «Жемчужная»
310 км
Утром мы позавтракали, полюбовались кузоменскими пейзажами уже при дневном свете, нежели вчера. Подготавливая мотоциклы к дальнейшему пути, мы стравили давление в шинах до 1 атмосферы, более этого значения мы спускать побоялись. Это небольшая хитрость здорово облегчает передвижение по рыхлым грунтам. Но прежде чем отправляться в путь на гружённых мотоциклах, я решил разведать дорогу. Очень кстати я вспомнил встреченную нами «пузотёрку». Не надо было иметь сверхспособности, чтобы понять, что «легковушка» не проехала бы по плохой дороге. Вот эту самую дорогу, ведущую от деревни, я теперь и искал. Промчавшись по целине, перескакивая поперёк глубокие колеи, оставленные джипами, мне удалось выехать очень приличную грунтовку. Она была несравнимо лучше, той, по которой мы ехали вчера. Это дорога шла уже не вдоль берега Варзуги, а вдоль берега морского. Заехав на пригорок, отделяющий дорогу от песчаного пляжа, я заглушил двигатель и не смог удержаться от удовольствия полюбоваться этой бесконечной морской широтой, свежим ветром, время от времени приносящим солёные брызги набегающих волн!
Море — это не просто большая лужа с солёной водой — нет! Это целый мир, со своей энергией, своими правилами, своим характером. Как человек, море то сердится, бушуя свинцовыми волнами и хлёстким ветром, то ласкает тебя ясным солнцем, прозрачным воздухом и убаюкивающим шелестом прибрежной гальки.
Через какое-то время мы уже вместе с Алексеем пробирались по разведанной грунтовке в сторону леса. Ехать было в разы легче, нежели вчера! Вот, мы уже и «перекрёсток» проехали! Добравшись до основного грейдера, мы свернули в сторону села Варзуга, пункта нашего назначения.
Доскакали до села быстро, что и говорить! Широкий укатаный грейдер — это вам не лесная песчаная грунтовка! Так мы оказались в самом селе. Село стоит на обоих берегах. Славится оно своими церквями и рыбными промыслами. Походив возле церквей, мы решили закупится в местном магазинчике и перекусить. Так и сделали. Варзугу захолустной деревней совсем не назовёшь! Здесь и гостиница есть, и магазин с большим выбором продуктов. Стоило нам с «добычей» выйти из такого магазинчика, как к нам сразу подбежала белая собака со светлыми глазами. Смотрит на нас глазищами своими, хвостом виляет: просит значит, ну как такую не угостить?! Вот и жуем с ней булку на пару. Ну а чтобы ещё и глазам нашим приятно было, забираемся по длинной деревянной лестнице на высокий угор. Вид отсюда открывается замечательный! Варзуга видна, как на ладони! Сидим, едим и наслаждаемся видом! Ляпота!
На противоположный берег Варзуги решаем не переправляться — время поджимает, надо в обратный путь поворачивать. Напоследок любуемся панорамой с высокого берега. Широка река Варзуга! Вот точка замаячила — это туристы на катамаране сплавляются. Неспешно идут, с удовольствием. Домики на обоих берегах крепкие стоят, только вот бревенчатых из них маловато — всё больше каркасные. Я обращаю на это внимание вот почему: в 60-х годах мои бабушка и дедушка сплавлялись по этой реке и село видели. Так вот, тогда дома, по большей части, были бревенчатые, некоторые — даже в восемь окон! Богато раньше жила деревня!
Попрощавшись с Варзугой, мы полетели по уже знакомому грейдеру, От Умбы — по асфальту. Останавливались мало. Одна из остановок пришлась на знак, указывающей о пересечении Полярного круга. Пока фотографировались, нас догнала «буханка» с туристами-водниками, которых мы видели на реке. Пообщались немного — да двинули дальше.
По пути, рядом с дорогой, встретилась довольно высокая металлическая вышка. Алексей залез и сделал прекрасные фотографии Терского берега! В Умбе мы заправлялись, а на одной из устроенных смотровых площадок любовались Кандалакшенским заливом в лучах заходящего солнца. Не доезжая этой площадки, мы набрали воды в роднике.
Километры асфальта всё дальше уносили нас от Терского берега. Вот уже и Кандалакша миновала, мы выехали на «Колу». Теперь мы двигались словно в трансе! На протяжении многих километров, пейзаж почти не менялся. Асфальт был настолько ровным, что казалось, мотоцикл парит над дорогой! Когда начало смеркаться, мы с Алексеем стали высматривать какую-нибудь отворотку с дороги. Но долгое время нам ничего не удавалось найти. В районе станции Жемчужная мы всё-таки съехали с трассы, но удобного места так и не нашли — пришлось возвращаться к Коле. Проехав совсем немного, нами был замечен съезд к озеру, вплотную примыкающему к дорогу. Хоть стояночка и была слегка замусорена — ехать куда дальше мы не решились! Не забывайте народную мудрость: от добра добра не ищут! Так мы и заночевали здесь — среди темноты карельской ночи на берегу маленького озера. Изредка по трассе проносились одинокие машины, появляясь словно из ниоткуда и удаляясь в никуда.
- T0URIST
- Кирилл
- 31 декабря 2014 в 17:19
- 2
- +46
Как говорится на форумах, это «холиварный» вопрос :) Ответить однозначно нельзя. На асфальте, грейдере Трансальпу было комфортно, а вот в бездорожье, на камнях — тяжело, даже не столько мотоциклу, сколько райдеру. На тяжёлых мотоциклах в бездорожье и на сложные участки можно соваться, на мой взгляд, в двух случаях: 1.Аппарат пилотирует опытный райдер 2.Технику не так жалко (пластик и т.п. стоит дорого).
Если бы ты спросил, что бы я выбрал из трёх мотоциклов (Трансальп, Джебел 200, Хонды Дигри). Я бы назвал Трансальп. Почему? Потому, что 80% пути были асфальтовые дороги и грейдеры, 20% пришлись на бездорожье. Резерв мощности на дороге, а значит и безопасность считаю более важным фактором, нежели легкость в управлении на бездорожье.
Сейчас бы поехал в это путешествие на своём замечательном Suzuki DR 800 Big 1992 года. Как показал Алтай — мотоцикл универсален. На бездорожье, в стойке — вообще одно удовольствие ехать! Мотор позволяет влезать на склоны практически на холостых. В общем, я о Биге скоро пост начирикую:)
Если бы ты спросил, что бы я выбрал из трёх мотоциклов (Трансальп, Джебел 200, Хонды Дигри). Я бы назвал Трансальп. Почему? Потому, что 80% пути были асфальтовые дороги и грейдеры, 20% пришлись на бездорожье. Резерв мощности на дороге, а значит и безопасность считаю более важным фактором, нежели легкость в управлении на бездорожье.
Сейчас бы поехал в это путешествие на своём замечательном Suzuki DR 800 Big 1992 года. Как показал Алтай — мотоцикл универсален. На бездорожье, в стойке — вообще одно удовольствие ехать! Мотор позволяет влезать на склоны практически на холостых. В общем, я о Биге скоро пост начирикую:)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (11)
RSS свернуть / развернуть