Привет, Байкпостовчанин. Кажется, ты используешь AdBlock.
БайкПост развивается и существует за счет доходов от рекламы. Добавь нас в исключения.
открытое письмо как отключить
Lady Riders
  • Пробег для публикации поста в сообщество: 20.00 км
  • Читателей: 963 | Постов: 216

Блог для наших девочек байкерш, а куда без них ;) Информация о женском мотоспорте, мода, стиль, обмен опытом.

Lady Riders → Обучение: первые шаги, ошибки и достижения

Продолжаю повествование.
Теперь, собственно, об учебе езды на мотоцикле.
Начиналось все просто: с обзвона имеющихся в городе автошкол. Там вообще не берут на категорию -А-, там в данный момент не берут, там могут просто в бумажку написать, что «отъездила 20 часов», для ГАИ. В четвертой автошколе мне сказали: «Да, конечно, приходите, приносите документы», и я — пошла.

Итак, я договорилась с инструктором на время, села на велосипед, и поехала на площадку. Площадок там тьма — больших и маленьких, с разметкой и без, с эстакадами и «гаражами». А находится все это рядом с МРЭО. Автошколы арендуют там площадки, по сути. Да… ГАйцы хорошо зарабатывают =)
Увы, у нас нету специализированных мотошкол, где именно обучают нюансам вождения мотоцикла, где так же тренируют реакцию и даже выезжают в город. Поэтому теорию я всю, по сути, учила в Интернете, да скачала передачу «Мотошкола» на телеканале «Драйв». Ибо… Все обучение, которое мне предоставил инструктор, заключалось в: «Вот это сцепление, это газ, это тормоза — передний, задний. Вот так вот заводишь, вот так вот переключаешь передачи, давай, поехали!».

Мотоцикл там — китайский мопед о 65 кубиках, с громким названием Hayabusa Gunter Motor, даже мне он показался легеньким, как велосипед)) Но я все равно его боялась и ооочень осторожно крутила газюльку. Тронулась сразу, не заглохнув, не рывками, чем весьма удивила инструктора)) Сделав пару кругов на первой передаче, перешла на вторую. В общем, первое занятие у меня заключалось в бесцельном нарезании кругов по мотоплощадке (она маленькая, в ней всего-то и умещаются, что «разворот по малому радиусу» и «восьмерка»), со сменами направления и частыми остановками возле инструктора, дабы тренировать остановку и троганье с места. На первом же занятии инструктор меня похвалил, сказал, что я «все схватываю на лету», «чувствую эту технику» и «буду ездить». Приятно =)
Единственное, что — так это казенный шлем. Своего у меня пока нету, так как мотоцикл планируется лишь через год. Поэтому я катаюсь в казенном. Он такой огромный, что болтается у меня на голове, как хочет. По сути, сейчас он нужен только для того, чтобы работники МРЭО не прицепились… В первое занятие было особенно тяжко, так как я постоянно искала взглядом лапку КПП, и шлем сваливался на глаза. Приходилось постоянно его поправлять рукой.

Второе занятие было спустя неделю, так уж вышло. С той малюсенькой площадки для мотоциклов мы спустились на огромную (тогда она для меня была огромной) автомобильную площадку. Я там нарезала круги и училась переключать передачи до четвертой и обратно. Училась разгонаться настолько, насколько нужно, чтобы передачу повысить, и затормозить настолько, насколько нужно, чтобы ее понизить. Поначалу у меня при понижении передачи мотоцикл «дотормаживал» двигателем и клевал носом, так как я недостаточно сбрасывала скорость. Но к концу занятия я и этому научилась. Так же продолжала часто подъезжать к инструктору, останавливаться, глушить двигатель и заводить снова.
В одну из таких остановок произошла забавная (так как никто не пострадал) ситуация. Другой инструктор моей автошколы отправил ученика на машине кататься по площадке, а сам подошел к нам. Повосхищался, что «девушка ездит», осмотрел дырчик, и говорит: «Да дайте-ка я попробую, никогда на мотоцикле не катался!». Ну мой инструктор ему объяснил, по сути, то же, что и мне на первом занятии, и тут… Новоиспеченный ученик переключился на первую, и кааак газанет! Бросил сцепление — мот встал на дыбы. Схватил сцепление — мот опустился на два колеса. Опять бросил сцепление… хватал его так раза три. И все это продолжая газовать (вцепился в руль от страха, наверное)). В общем, это заняло от силы две-три секунды, когда дырчик, не выдержав к себе такого отношения, выскочил из-под инструктора-ученика, и, отъехав на метра полтора, завалился на бок. Итог: все живы, целы, только у дырчика отбит поворотник, погнута лапка КПП и подножка. И диалог в стиле: «Ну и как это тебя угораздило? Вон девушка рассекает на нем, а ты...»))
Лапку разогнули, подножку тоже, поворотник прикрутили проволокой, и я поехала дальше.

Третье занятие я посвятила «восьмерке» и «развороту по малому радиусу». Не давались они мне вообще никак. Дырчик легенький, но слабый, притормаживаю — «не хочет ехать, а хочет не ехать»; добавляю газку — выпрыгивает за пределы разметки. Плюнула я на это дело, и мы спустились на большую площадку. Там я села на мотард. В тот день меня МЧ на занятие отвез, под предлогом «Хочу посмотреть и поржать, как ты ездишь». В результате посмотрел, как я езжу, и дал мне свой))) Что тут сказать… Hyosung RX 125 SM оказался для меня непосильно высоким. Мои конечности едва доставали до асфальта. Мне было безумно страшно на нем ехать — ведь, в случае чего, я не смогу поймать его ногой, высота не та, и весу больше. Но я села и поехала. Ехала аккуратно, медленно, разворачивалась через всю площадку, по самому большому радиусу, который только смогла наметить, практически вертикально. Центр тяжести у него безумно высоко, как для меня, и мне казалось, что едва я хоть немного наклоню мотоцикл, он начнет заваливаться, а я — не смогу нормально выставить ногу. Зато к КПП я приспособилась сразу. На дырчике два рычага, на мотарде один, под носок. Как-то удобнее показалось, и порядок передач не вызвал дискомфорта. Но, конечно, 125 кубиков — это не 65, разница ощущается весьма и весьма. Подумать страшно, как люди сразу садятся на 600 или литр))))

А на четвертом занятии я уже осмелела. Осмелела, приобрела уверенность. расслабилась и… въехала в кусты))) Пока вытаскивала дырчик из кустов, обожгла ногу о глушитель. Сейчас вот уже все почти зажило. Инструктор на каждом занятии меня нахваливает, называет мото-вундеркиндом, и говорит, что я уже отлично езжу и могу идти сдавать. Мне, конечно, приятно, но я прекрасно понимаю, что меня на дороги выпускать еще ну никак нельзя. Плюс упражнения я все еще прохожу кое как.

Пятое занятие было для меня открытием. Я внезапно ПОЧУВСТВОВАЛА мотоцикл. На большой автоплощадке я на второй передаче намечала себе змейки разных траекторий среди разметки, нечто наподобие «баланса Чидори» из телепередачи «Мотошкола»; нашла полустершийся круг и нарезала по нему круги. Мне очень понравилось наклонять, выравнивать, и снова наклонять дырчик во время змеек, прямо такое «Уханье» вниз, как на веселых горках, и потом подъем вверх и снова «Уханье» вниз. Потом я сказала инструктору: «Ничего не знаю, возвращаемся на маленькую площадку» — а то он уже хотел закончить занятие. Там после пары попыток я без проблем проехала на второй передаче и «разворот по малому радиусу», и «восьмерку», и «змейку», и очень была довольна. А инструктор даже сказал, что я «езжу лучше него»))) В общем, именно для этого дырчика втора передача — самое его. На первой он ехать не хочет, на второй же — по сути, держит сам себя, идет ровно, и не пытается заглохнуть при притормаживании.
Пятое занятие подарило мне еще одно открытие. Помимо упражений, разгона и торможения перед кустами, я вспомнила о контррулении — а о нем я читала много где, в том числе, вроде бы, и на Байкпосте. ОНО РАБОТАЕТ! Для меня это было открытие, ибо поначалу кажется невероятным, как это так, ты руль поворачиваешь в одну сторону, а мотоцикл идет в другую. Я не намечала для себя конкретных траекторий, мне было просто интересно это освоить, ощутить. Понять, а ЧТО БУДЕТ, если я руль поверну вот так, наклонюсь вот так, и буду смотреть вот туда? Ибо, когда я выйду на дороги, я уже должна буду поступать наоборот: делать то, чтобы повернуть, куда надо. А не поворачивать, куда придется, и смотреть: а что я для этого делала?)))))

С этим контррулением я чуть не упала. То ли я сильно наклонилась в повороте, то ли был присыпанный пылью участок асфальта — но заднее колесо внезапно снесло в сторону. Я не помню, что я сделала для того, чтобы выровнять мотоцикл, то ли просто рулила, то ли газу добавила, то ли все вместе, но дырчик, кинувшись несколько раз из стороны в сторону, все-таки выровнялся, и я продолжила занятие. Страшно, конечно, было, руки потом слегка тряслись, но я, не останавливаясь, вернулась на то же место, и еще раз прошла там поворот (правда, уже осторожнее, но прошла). Это, скорее, был чисто психологический прием для себя — не закончить занятие на неудаче, чтобы не осталось страха перед тем местом.
Инструктор, конечно, тоже перепугался — еще бы, он же за меня отвечает.
А я сделала для себя вывод: без экипировки ездить ну никак нельзя. Ибо даже на 30-ти км/ч скольжение по асфальту может закончиться весьма плачевно. Экипировки у меня и нет пока, но я обязательно приобрету ее перед покупкой мотоцикла, в следующем году. Да и теперь, когда я уже не еду со скоростью 20 км/ч по прямой, а начинаю пробовать более интересные и опасные вещи, на грани «а что он может? А что я могу? А если я сделаю вот так, что будет?», мне тоже нужно одевать как минимум плотные джинсы и куртку. А не шорты и майку))))

На шестое занятие меня опять отвез мой МЧ, так что в этот день я покаталась и на дырчике, и на мотарде. Два предыдущих занятия, на которых я совершала открытия и ощутила технику, видать, не прошли даром: мотарда я уже не так боялась, как в первый раз. Я и поворачивала увереннее, и газовала смелее, а самое главное — я с первой попытки на нем прошла упражнения — восьмерку и разворот помалому радиусу! Это ввергло меня в шок. Но в еще больший шок меня ввергла случайно свалившаяся на меня езда с пассажиром.
Мы спустились на большую площадку, и я там «привыкала» к мотарду. Потом МЧ сказал: «Мне скучно там стоять, поэтому я еду с тобой». Далее было примерно следующее:
— Ты что, с ума сошел?! Никуда я с тобой не поеду, слезай!
— Едь давай, не бойся.
— Ни за что, слезай немедленно, ааа, паника!!!
— Давай езжай! — сидя сзади, выжимает сцепление, переключает на первую. — Держи сцепление, ибо сейчас пущу.
— Нет, нет, и еще раз нет! — не отпуская сцепление, переключаюсь на нейтралку, глушу движок.
— Заводись давай! — заводит и повторяет те же действия по включению передачи. Думаю — фиг с ним. Поехали.
— Ну вот, видишь, ничего же страшного, видишь, мы едем, не падаем.
— Нет, все равно страшно, аа, паникааа!!!
И так далее. Все время он меня «утешал», что вот мы же едем, что вот мол видишь, поворачиваем, в поворотах наклоняемся вместе, не страшно. Я уже перешла на третью, но ехала «в пол силы». На одном из прямых участков опять диалог «в стиле»:
— Ну что ты его боишься, открути газюльку, почувствуй, как он набирает, как он может, как он хочет!
— Нет, не хочу, ааааа, НЕ ЛЕЗЬ!!! — он откручивает «газюльку». Мы набираем скорость. Впереди кусты. Кричу ему «ПУСКАЙ, БЛИН!!!» — пускает. Торможу. ЖИВ! ЦЕЛ! ОРЕЛ! И мандраж)))
Потом попривыкла, сама уже откручивала «газюльку». Потом на очередном повороте слышу сзади:
— Ну видишь, не страшно же? А мне знаешь как страшно? Прямо капец как страшно. По прямой еще куда ни шло, а в поворотах только и думаю, что блин-блин-блин… (ну, там другое слово повторялось, но цензура же)).
После этого, когда остановились, я сказала, что на сегодня хватит. Заряд эмоций и адреналина я получила, поэтому «давай лучше поедем домой». И мы — поехали.

Так что такая вот у нас в Хмельницком «мотошкола». Все, что объяснил мне инструктор — это где находятся органы управления, и все. Ну и сказал, что я должна буду уметь заводиться, трогаться, переключать передачи, тормозить, в том числе двигателем, поворачивать, проходить упражнения… да и все, собственно. «Программу занятий» я себе составляла, по сути, сама. Максимальная скорость, которую я успевала развить на площадке — 50 км/ч, дальше площадка заканчивалась, приходилось тормозить. Торможу я пока заранее, быть может, там место есть и для разгона до 60 км/ч, но я пока боюсь влететь в кусты на полной скорости))))
  • KoshatinaKoshatina
  • Дарья
  • 8 августа 2012 в 23:46
  • ?

Комментарии (49)

RSS свернуть / развернуть
+2
BrioVerve
вот я сейчас почитала и в ужасе). Самой только предстоит это попробовать. меня наверное выгонят с занятий, отправят на трехколесном велике тренироваться, с моим-то чувством равновесия). Восхищаюсь выдержкой и упорством Koshatina )
+1
Gri-Fon-Baron
начните с мотороллера, там все просто)
+9
Rudesigner
не нужно начинать с мотороллера, потом при попытке сесть на нормальный байк тебя охватит еще большая паника, поскольку тело запомнит и привыкнет к этому якобы «комфорту», на самом деле кроме сухой массы, байк ничем не страшнее, а та же популярная в мотошколах юбээрка 125 весит немногим больше стодвадцатьпятых же скутеров (меньше вообще не вижу смысла на чем то ездить). НО у байка для новичка есть одна отличная особенность, это возможность держаться ногами за байк, и когда инструктор скажет тебе главную основу из основ: «ты-мешок, байк без тебя едет отлично, твоя задача ему не мешать», именно на байке, упершись коленями в бак и, обхватив его бедрами, ты будешь учиться расслабляться, так придет равновесие, так придет чувство контроля, а скутер — тупиковая ветвь.
0
BrioVerve
звучит ободряюще)
0
ZadorinRUS
смело садись на 400-600 кубов, главное голову держи на поечах.
+1
Gri-Fon-Baron
не претендую на звание гуру, но контрруление актуально только когда уж очень серьезно закладываешь мотоцикл и на хорошей скорости. Нет? (самому искать и читать целый пост посвященный тому что я в жизни никогда не использую или использую интуитивно считаю бесполезной тратой времени, хотя да можно выразиться проще — мне лень :) ) Вообще умница что учишься сначало. Чем больше мотоциклистов с правами — тем тоньше книга памяти…
+2
Monoroch
Используешь интуитивно.
А перевести интуитивные автоматические действия на осознанный уровень, всегда полезно для общего улучшения скила.
+1
Koshatina
Я потом обратила внимание — я даже на велике, бывает, использую его интуитивно.
+4
Monoroch
Я просто оставлю это здесь — Обучающий фильм A twist of the wrist 2
Большинство наверняка уже видели тему, но напомнить лишним не будет, т.к. материал интересный, да к теме подходит :)
0
Koshatina
Спасибо, посмотрю)
+3
Rudesigner
этот фильм вообще обязателен к просмотру всем байкерам.
0
Polar_Bear
Спасибо!
+1
Rudesigner
на любой скорости можно контррулить, считай как только поехал, можно заправить байк для разворота, и быстро пройти крутую змейку без контрруления невозможно.
0
npocto4ek
На любой, а разве эффект гироскопа работает не от ~20км/ч?
Или что значит контррулить?
0
Rudesigner
К теории обратимся или к википедии? все знают прекрасно, что такое контррулить, если думаешь что нельзя развернуться на пятачке с помощью контры, то езжай на площадку
0
npocto4ek
Я просто не очень представляю контруление на малой скорости…
Если взять гаишную восьмерку, ее реально пройти на котрруление? Что будет удерживать мотоцикл от падения? Конечно можно подломить руль заставив его падать в нужную сторону, но это же не контрруление?
Наверное глупые вопросы, но хотелось бы просто разобраться…
0
Rudesigner
если ты направил мотоцикл с помощью контрруления, Это уже контруруление, да, чем ниже скорость, Тем меньше участвует этот процесс, и ты естественно подруливаешь в сторону поворота, после заправки байка, но мотоцикл удерживает от падения не руль, а газ, и как раз эффект гироскопа, а он присутствует на всех вращающихся деталях, от колеса, до вала, звезд и цепи, чтобы уверннее чувствовать себя на очень малом ходу, можно придерживать задний тормоз, при этом давая больше оборотов и травя сцеплением, байк нормально пойдет даже на низкой скорости. Очень полезное упражнение, которое умеют делать очень немногие, это езда на пятачке с вывернутым рулем до упора, когда ручку упирается в бак, особенно в правую сторону выходит тяжелее, но если ты попробуешь, то поймешь что скорость там вообще никакая, а угол очень жесткий, при этом байк не падает.
0
Reape
Контрруление работает на любой скорости. Более того, ты ни в один поворот без него не войдешь. Просто используешь его неосознанно. Во всех обучающих фильмах вход в поворот начинается с «нырка» в противоположную сторону — это оно и есть. Все что не контрруление — это не вход в поворот. Максимум можно коленями наклонить байк на полсекунды чтобы ямку объехать, потом он обратно выровняется и поедет в ту же сторону, что и до этого, если не контррулить.
Можно называть как угодно, но сначала руль поворачивается в одну сторону, байк наклоняется в другую и руль сам возвращается за ним — останется его только придержать, чтобы слишком сильно не кивнул внутрь поворота и не произошел еще один эффект контрруления (иначе мот просто выровняется, либо, если скорость маленькая и не хватает инерции для поднятия из поворота, завалится на бок).

А гироскоп — не единственное, что заставляет байк наклоняться при контррулении. Есть еще инерция мотоцикла, который пытается ехать вперед, а руль вдруг уводит его перед в сторону.
0
REK
контрруление еще полезно для быстрых поворотов. т.к. на плавном ты заранее переносишь вес и наклоняешь байк.
А при быстром повороте, например объехать яму. Быстро виляешь в сторону препятствия -> наклоняешь байк на нужный угол -> уходишь в противоположную сторону, объезжая препятствие.
0
REK
уточнение :«быстрых» поворотов в плане времени, а не скорости. Например, неожиданное препятствие или змейка на малых радиусах.
+1
prostoilja
инструктор не дал экип? Бред какой-то
0
Koshatina
Не бре, а стандартная ситуацияв провинции.
0
Kimura
Я повторю слова человека выше по постам — купи скутер — и не парься… Понты не пострадают… Целее будещь и дальше доедешь…
0
Koshatina
Начать с мотороллера советовали не мне))) И я — не парюсь.
+2
npocto4ek
Вот не понимаю, в чем сокральный смысл этого скутера? Какой толк он принесете для мотоцикла?
А дальше доедет все же тот, кто будет просто аккуратнее. Да и причем тут вообще понты?
0
Koshatina
Вот тоже не поняла)
+1
Rudesigner
а у меня один вопрос, как бе… а где защита то при обучении? с каких пор учатся без защиты? :)) чтобы не ссать отрабатывать по-настоящему маленькие радиусы, нужно не бояться завалиться, где коленки, где перчатки и локти хотя бы? ну одолжили бы у любого роллера, отобрали бы у пацана на детской площадке в конце концов ))))
0
ars90tm
вот везет, у пацана на детской площадке отобрать можно…
а мне вот нельзя — они на меня не налезут)
+1
Rudesigner
на девушек подростковая защита должна налазить, или это уже не девушки :)))
0
ars90tm
мне девушка свои наколенники выдала (тоже буду кататься на площадке)
налезли более-менее
но она очень просила не потерять, т.к. подходящие искали очень долго — все в продаже большое
0
Rudesigner
так ты определись, налазит на тебя или все большое? чет я не пойму :)) Большое всегда легче как раз найти, а мелкое — детское, тоже решение (для девушек)
0
ars90tm
на меня с трудом налазит
девушке идеально. она себе долго искала
взял у нее наколенники, т.к. сейчас денег на экип нет, а товарищ, взяв 200 кубового китайца, согласился дать мне по площадке покататься. может с ним накатаю да на категорию «А» сдам.
0
Rudesigner
да сдать вообще не проблема так то, вот ездить потом другое дело. Я девушку на площадке с нуля научил ездить на 135м скутере за три занятия, на третьем она ездила с одной рукой, тормозила с блокировкой на песке, делала змейку и восьмеру без проблем.
0
ars90tm
я в этом году однозначно пешеходом.
в идеале, как я вижу — сейчас открыть категорию, потом подкопить денег, взять экип. пройти доп.курсы по выживанию на дороге, а уже потом брать мотоцикл…
+1
Rudesigner
все гораздо проще, идешь в школу, учишься, там же сразу в конце сдаешь на категорию, учишься в мае следующего года, к сезону, записываешься заранее зимой, чтобы место было. До того момента можешь сам на кентовском на площадке как угодноЮ лишним не будет, к моменту обучеиня следующего года копишь на байк с экипой, в процессе обучения лучше втыкаешь какой байк именно хочешь, заканчиваешь обучение, сдаешь на категорию, тут же покупаешь байк, лучше все совместить, категория без байка будет грызть тебя каждый божий летний день.
0
ars90tm
хм… интересная мысль про грызущую категорию.
надо обдумать такой вариант тоже. спасибо за совет.
здесь был ататат

0
darken123
МолодойЧеловек
здесь был ататат

+9
Rudesigner
ахаха )) тебя тоже бесит это сокращение? меня аж выворачивает )
+4
darken123
Люди меняются, а статус остается на месте. Не нужно писать, кто, зачем, почему — просто МЧ и все. Удобно. Это как Теща- просто и понятно.
0
hawara
Выше дали ссылку на видео Twist of the Wrist,
от себя ещё могу посоветовать прочитать книжку
«Ник Йенач Техника спортивной езды»
lib.rus.ec/b/99638
после обучения, но перед поездками по городу хорошо идет.
+2
darken123
Учился лет 12 назад на А в суровом городе Челябинске. Про защиту никто и не слышал. Шлем одевали когда сдавали экзамен и стояла машина принимающего, шлем (каска) был советский. Мотик — минский с поломанной, нагретой и загнутой лапкой переключения скоростей, переднего тормоза не было. Сдавали поздней осенью, выпал снег, трактор прошел по площадке, убрал снег и сдавать. А снежок шел понемногу, было чуть больше ноля. Я не проехал габаритную доску, не удержал равновесие и на середине съехал с нее, при подъезде к финишу принимающий махнул, я поехал на второй круг, проехал одну габаритную доску и сразу на финиш. Сдал. Вся группа сдала с первого раза, пошли окунать права в водку. Я же пошел снимать коляску с урала и вечером в город. Первый раз в городе за рулем, первый раз на тяжелом без коляски ночью — это жестоко. Сигналили много раз, слава богу не раздавили. С того времени уже езжу больше 10 лет, без аварийно.
И вам того же желаю.
0
Koshatina
Спасибо)
У нас сейчас вообще бОльшая часть народа учится ездить по полям и лесам на ИЖах и иже с ними (тавтология, пардон)).
0
vsevar
Я до глубины души не вкуриваю обучение в маечке и шортиках. вы водить не умеете, локти с коленями не жалко, об асфальт то?
+1
Koshatina
Начинала обучение я на скоростях, не превышающих скорость велосипеда. На велосипед тоже нужно одевать полный экип?)))
Все детство летала с велосипедов, лошадей, и деревьев.
И да — не жалко.
Для более серьезной езды, в том числе и когда доберусь до выездов в город, а не катания по площадке 20х30 метров, разумеется, буду одеваться нормально. Вообще, перед покупкой мотоцикла куплю экип.
А для велосипеда — как-то не нуждаюсь.
+1
volkogav
забавная приставка хаябуса к такой газульке )))
+2
unicorn
Умница! С таким желанием учиться у тебя все будет хорошо.
+2
LadyOks
Даша, ты просто герой))) В шортиках, так мило, но сердце сжималось каждый раз когда новый абзац начинался))
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Lady Riders, Обучение: первые шаги, ошибки и достижения