Привет, Байкпостовчанин. Кажется, ты используешь AdBlock.
БайкПост развивается и существует за счет доходов от рекламы. Добавь нас в исключения.
открытое письмо как отключить

Блог им. sunteknik → Опыт тотальной переделки освещения на Honda XR125L, Часть 2. Упоротым везде у нас дорога.

Кто не читал первую часть, написанную ровно год назад, советую сначала ознакомиться с нею, дабы иметь представление об объёмах сотворённого мною до момента, как появился материал для написания данного продолжения.
Опыт тотальной переделки освещения на Honda XR125L, часть 1



Зуделка и чесалка в конце прошлой статьи успокоилась до поры до времени, пока у меня не начала всё чаще доминировать мысль «надо бы драйверы поставить правильные, а то ведь не по феншую всё» над «ну светит же, и хрен с ним».



Начался процесс поиска правильных драйверов. Который не закончился ничем хорошим, т.к. те светодиоды от Лексуса надо было питать напряжением около 14 вольт, что привело к решению их соединить последовательно и поставить повышающий преобразователь. Но как этот ток стабилизировать? Попытка установки второго драйвера, стабилизатора тока, привела к тому, что один из стабов умер, а второго начало дико плющить. По какой-то причине нельзя соединять два DC-DC преобразователя, включенные последовательно. С этим моментом я не разбирался, а продолжил поиски решения дальше.
Они были достаточно красочны хотя бы тем, что результатом стала покупка новых, более мощных 20-ваттных светодиодов Cree XHP50 в ближний свет, взамен кривых и неудобных от Лексуса. Под них сразу нашлись красивые и правильные стабилизаторы тока на 3А.

На фото, слева направо: Cree XHP70, 2x Cree XHP50, китайский XM-L T6






Пробный запуск на оптике Лексуса подтвердил опасения, что квадратная форма кристалла у Cree взамен прямоугольной родной, привёл к тому, что в абсолютной темноте выше горизонта появилась слабая «левая» засветка. Но этим явлением было решено пренебречь.

Зуделка вошла во вкус и засчесалась до той степени, когда захотелось также разобраться с дальним светом, который, собственно, был не совсем дальний, хоть и светил весьма и весьма достойно, но как для дороги в лесу, а не асфальтной трассы из-за своего широкого пучка света.
На этом месте повествования я вытащил с чердака упомянутую в прошлой статье оптику от велофонаря на четыре светодиода, которая формирует узкий луч прирмерно в 10 градусов с боковой засветкой, заказал к ней 4х Cree XM-L2 и с Алиэкспресса два стабилизатора тока до 5А каждый. Светодиоды соединил попарно, вывел на ток 3А на два стаба. Красотищща. Стабы вообще не греются. И, судя по даташиту на чип XL4015, ими можно управлять. Равно как и теми, что встали на ближний свет (ой, зря я это вычитал).
Почему я использовал разные стабы для ближнего и дальнего, хотя и там и там ток 3А? Потому что первые в четыре раза дороже вторых с Али, пусть и с меньшими в два раза размерами. И меня жаба задавила покупать их ещё.





Долгое, до этого момента, ковыряние в микроконтроллерах материализовало мысль «А почему бы не вывести всё управление освещением на МК? Ведь у меня ещё к тому же повороты работают слегка криво… плюс можно всякие фичи программно реализовать». И понеслась…









Масштабы хотелки выросли до такой степени, что вообще всё освещение захотелось протащить через МК, включая габариты, стопы, отслеживание положения нейтрали, подножки, и т.д.

Поскольку из меня программист, мягко скажем, так себе, выбор пал на всю ту же платформу Stm32, которую я понемногу ковыряю уже долгое время, но особо без революционных сдвигов в познании и операционку реального времени FreeRTOS, которая позволяет не заморачиваться с распределением ресурсов между разными функциями, но при этом сама жрёт их немало.
Написавши простенький говнокод, который на макетке на столе исправно работал, начал процес переноса в готовую конструкцию. Описывать все мои инженерно-схемотехнические изыски не стану, ввиду отсутствия их пользы для общественности. Да и скучно это:)
В результате имеем 9 входов в МК, развязанные через оптопары, 11 выходов, из них 7 силовых, через полевые транзисторы.
Питание на дальний и ближний идёт независимо от состояния МК, что даже при выходе его из строя работа освещения не изменится, а вот плюшки с переменной яркостью и повороты — отключатся. Из массы запланированных функций появилась лишь одна — на рычажок моргания дальним вывел режим проблескового маячка.
Кому интересно — прошу по ссылке:

Проблесковый маячок, 36Мб

Пришлось видео выносить отдельно, т.к. ютуб по непонятным причинам делал из него непригодную какашку.

В управлении поворотами проявился один баг, который я немного доработал и использовал во благо:
Если на доли секунды включить поворот и тут же его выключить — он отморгает три раза и выключится, что очень удобно при перестроениях между полосами на трассе.

Самые яркие моменты — спалил один МК при проверке связки «оптопара-МК», т.к. допустил несколько хрестоматийных ошибок по подключению МК к обвязке.



Второй, когда спонтанно начало глючить управление освещением. При проверке оказалось, что один из стабилизаторов, что давал 3.3В на оптопары, с какого-то бодунища снизил своё напряжение до 3В, и на выходе оптопар в МК напряжение стало в районе 2.3-2.6В, а это «неопределенность» для контроллера, по его понятиям, это не ноль и не единица. После замены мелкой сволочи на новый — всё встало на свои места.





Итак, свет заработал, яркостью ближнего-дальнего можно управлять с помощью ШИМ-модуляции с контроллера… Красота?
Ага, конечно.
Ближний свет на полной мощности, светящий летним жарким днём, находясь в городе в пробке, изрядно разогревал радиаторы. Меня это начало смущать. Неаккуратненько как-то. Долгий поиск в недрах Алиэкспресса вывел на занятные светодиодные линейки на алюминиевой основе.





Сказано-сделано! Две такие белые встали как DRL, мощность ближнего снизил до 30% в режиме габаритов, вот, теперь красота!
Ну, кроме момента, что теперь вообще нет доступа к регулировочному винту уровня света.
Сцукоооо… печаль.
Что же за нах такой происходит? Любое вмешательство в конструкцию влечёт за собой очень много переделок. Творческий поиск продолжился.





И остановился на шаговом линейном моторе, который таскает оптику в фаре Mercedes-Benz W221. Идея взбудоражила приунывший изрядно ум. Ведь такого ещё ни у кого не видел! Единственное, что смущало — 2 кг веса блока оптики, упиравшйся одним концом в тягу этого моторчика, явно не рассчитанного на такое издевательство. Как он себя поведёт на камянистых дорогах и ямах асфальта? А на стиральной доске на грунте после гусеничной техники?







Для управления мотором был использован драйвер A4988 в паре с контроллером STM32F030F4P6 в TSSOP20 корпусе.
И, да, вертеть мотором тоже получилось через операционку реального времени. В процессе отладки умерло три драйвера и два МК.



Ну что я могу сказать, уже прошло три месяца с момента установки данного привода, люфт в нём появился и наощупь немалый, но пока что держится молодцом! Решение — подвес всей конструкции надо делать в центре масс, дабы исключить нагрузку на мотор, но это уже на следующий сезон…

За это время успели перегореть много светодиодов в доморощенной DRL, полез далее по китайцам, и у одного нашел описание, что линейке ток нужен не более 520 мА, тогда как у меня при прямом бортовом напряжении выходило до 1А. Вот оно чё, Михалыч! Заказал новые линейки и буду думать, как их остепенить в прожорливости.



Да, и поставил похожие линейки но красные, на стоп-сигнал.
На фото это не передать, но светят они очень и очень неплохо.



  • suntekniksunteknik
  • Сергей
  • 21 августа в 18:30
  • 6
  • ?

Комментарии (13)

RSS свернуть / развернуть
+12
HotGuy
Да Вы батенька, маньяк! очень круто
0
advokat-vvs
это еще легко сказано)
+4
Partizan302
Мда, как представлю каково будет следующему владельцу данного мота возиться со светом…
+4
sunteknik
Я не люблю продавать вещи. И однажды купленное, даже если перестает быть нужным, оседает в гараже/чердаке, по углам комнат. И этот уровень переделок в мотоцикле вообще не предполагает его возможную продажу:)
+1
Partizan302
Разве что так. А иначе…
Я кстати тоже по-тихому добавляю доп фарки на бандоса… Взял «30 градусов пятно луча...» с али на кришных светиках. По виду и размеру вылитые ХMLи стот первого поколения, а по размеру кристала и свету ну точно ХPG…
Счас жду XML2 T6 3B.
+1
Igor1989
Просто титанический труд и упорство!
+2
Gatuno
В определенном смысле — горе от ума ;)
0
anticodon
А светодиодные линейки спереди были чем-то закрыты? Вряд ли они рассчитаны на прямое попадание песка и камешков на скорости.

Я собираюсь потихоньку сам фару сколхозить, но больше как конструктор стандартных компонентов, чтобы не выглядела инородно. Мечта вообще напечатать внутренности родной фары на 3D-принтере, но со светодиодными линзами (у нас сейчас такие уже готовыми продаются, как биксенон, качество, впрочем, не знаю какое). Смущает полное отсутствие опыта работы с моделями и принтерами, у фары очень сложная форма, а чтобы попасть в штатные крепления, защитное стекло и рамку, нужна наверное точность до десятых-сотых миллиметра.
0
sunteknik
Да, конечно были:

0
erteg
Я бы лишь порекомендовал залить конечное изделие каким-нибудь компаундом вроде виксинта или на худой конец эпоксидки, а то все эти поделки любят разваливаться от вибраций в самый неподходщяий момент(даже если говорим о смд).
0
sunteknik
Ну, конечным оно станет ещё не скоро. Да и в планах, если не упадёт интерес к теме, провести кардинальные изменения в своей «смехотехнике». Периодически заглядываю внутрь — пока что озабоченность вызывает лишь шаговый мотор.
+1
NoAdO
А можно про красные ленты поподробнее?
0
sunteknik
На aliexpress поиск по фразе «14 cm cob»
Красные не греются особо, а вот с белыми абсолютная печаль, без доп.радиатора легко разогреваются до 70 градусов и греются дальше.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. sunteknik, Опыт тотальной переделки освещения на Honda XR125L, Часть 2. Упоротым везде у нас дорога.