- Пробег для публикации поста в сообщество: 15.00 км
- Читателей: 4286 | Постов: 2503
Данный блог создан для публикации рассказов, фото и видео отчетов о путешествиях на любой мототехнике.
Администраторы (1)
Модераторы (0)
Модераторов здесь не замеченоЧитатели (4280)
kim Mila none9 none10 NalVal Kyryll Integra Osama Temy4 TriAl Urlak Malashka maximus KOSHKA Stich glyaks100 anro mia Pechota CriggerMarg Zhilinsky ArSoron ezhische hermes swamprunner7 PARUS spamer80 tapin13 nbaksalyar AXS KwaziMode ginecolog Oziris RedLine RMZS Satt 3dinfo gnus Wishka Bike-TV Vacelica abc Alan Hydrophonic Nastik shakawkaw pmg Marcus egoisto DroiDВсе читатели
Путешествия → Мотопутешествие по Монголии 2017 (полезные вещи). Часть 1
Вот и состоялось оно, путешествие. Я не буду рассказывать о том, где мы были и что видели, я хочу поделиться информацией о Монголии, той информацией, которой лично мне не хватало при подготовке к путешествию, такой как процедура перехода границы, обменники, карта и т.п. Надеюсь, она будет кому-то полезной.
Кому интересно – прошу под «cut». Ахтунг, много букав.
Итак, коротко о маршруте.
Особого планирования у нас не было. В этом и плюс и минус. Плюс в том, что ты свободен в своих желаниях, едешь куда хочешь. Минус в том, что можно проехать мимо многих интересных мест. Нам хотелось просто проехать через всю страну, по возможности посетить Гоби. Но Гоби потом отпала, потому что, помесив первые попавшиеся дюны, закопав мотаки и откапав их, мы поняли, что серьезные пески в этот раз нам не покорятся. Поэтому поперли просто по центральным магистралям, заруливая в интересные места. Еще на стадии планирования подруга (Анжела, привет и большое спасибо) привезла мне из У-Батора туристическую карту Монголии. Сканы выкладываю, но она большая, сканировал по квадратам, если кому не лень – слепите что-то удобное )) А еще на ней маркером примерные прикидки по маршрутам делал, немного испачкал ))) Если дорога на карте красная – там есть асфальт. Но на самом деле асфальта больше – его постоянно катают, расширяют дорожную сеть.
Вот ссылочка на наш маршрут с небольшими пояснениями.
TDM 850-2, Suzuki DL V-Strom 1000. Сначала хотелось лезть в песок, в говно, в воду, патамушта дорвались наконец-то до Монголии. Но моты тонут, буксуют, падают, зарываются в песок по маятник, ибо груженые и тяжелые, что слоны. Пришлось пыл поумерить и соизмерять свои хотелки с техническими возможностями. Теоретически, можно ехать в Монголию и на спортбайке (взять хотя бы Коровина на ВФР800, мир ему). В У-Баторе, кстати, был как раз в это время фест «Степной ветер», так ребята из Благовещенска приехали на чоперах, причем один из них на кастоме с хардтэйлом. Так что, как говорится, было бы желание. Как я сказал, в Монголии уже очень много асфальта, что расширяет возможности для путешествий.
Путь наш представлен выше по ссылочке, пролегал он от КПП Кяха (с монгольсой стороны Алтанбулаг), в У-Батор, затем в Хархорин, а после на выезд из страны через Улангом и Боршоо. Дороги, вдоль которой мы двигались, имеют важное местное значение, поэтому обитаемы и большей частью закатаны асфальтом. До У-Батора асфальт давнишний, но хороший (кста, на подступах к нему наблюдали картину – ямочный ремонт. Так вот монголы не просто залепили все ямки, а еще и каждую их них пронумеровали. Было их за сотню. Зачем – хз). Еще одно замечание – при ямочном ремонте эти самые ямы (дыры в асфальте) монголы заботливо обводят белой краской, так что издалека ямы становятся хорошо заметными. Это однозначный плюс. По самой стране дороги активно строят. Где-то закатывают в асфальт старые грунтовки, а где-то отсыпают новые дороги, при этом делают их прямыми как стрела. Если вы ехали по новой дороге, а асфальт на ней внезапно закончился, сразу съезжайте в степь, так как основание дороги выполнено из крупного гравия, камней, везде жесткая «терка», трясет аццки. Да и сами строители недоделанные участки дороги, там где есть насыпь, но нет асфальта, перекрывают кучами гравия прям поперек, чтобы машины не ездили, не разбивали основание дороги (на одном такой куче даже орлица гнездо устроила).
Так что совет, если впереди кончился асфальт, а грейдер остался и параллельно есть дороги по степи – езжай в степь, там мягче. Ну или вали по грейдеру на все деньги :)
По пройденному нами маршруту ходят рейсовые автобусы, грузовики, есть небольшой трафик. Так что остаться в полном одиночестве надолго не получается. В итоге асфальта у нас было много, думаю, три четверти маршрута. Далее, от асфальта мы делали небольшие вылазки по грунтам в сторону интересных нам мест, затем возвращаясь на главную дорогу. В принципе, получилось неплохо: прохваты по асфальту, потом денек-другой месишь говна, затем снова на асфальт. В итоге сильно не устаешь ни от того, ни от другого. Также на асфальте встречаются пункты сбора платы за проезд: КППшка со шлагбаумом, сотрудник сам к тебе подбегает. Стоит 500 тугров с мотака, дают билетик. При желании можно и так пролететь, места для объезда всегда хватает. Но мы же в чужой стране, не стали. Еще плату берут при посещении национальных парков, 3000 тугров, по аналогичной схеме.
фото ниже не мое, сперто из инета, спасибо автору
В степи грунтовки на любой вкус, цвет, рыхлость, сыпучесть и вязкость. В основном, что-то среднее между мелкими камушками и крупным песком. Также много песка обычного, как большими спецучастками сотнями километров, так и неожиданными перемётами. Достаточно много «тёрки» разного калибра, она реально убивает. Но тут опять-таки всегда можно съехать с одной грунтовки на другую, а можно и свою накатать, что мы иногда и делали просто херача по степи. Так что конкретная дорога подбирается уже на месте в соответствии с навыками, желаниями и возможностями техники. В тех местах, куда забирались мы, были броды, валуны, различные камни, спуски и подъемы. Но это, опять-таки, по желанию райдера, можно и не лезть глубоко. А можно и наоборот.
Из-за большого количества асфальта зубастая резина на заднем колесе, что на ДЛьке, что на ТДМе, стерлась почти на 50%, на переднем нормалек. На ДЛ в Улан-Удэ (спасибо парням из Моторема) был поставлен новый комплект Мишлен Анаки Вайлд. На ТДМ в Красноярке была одета новая Пирелли Скорпион МТ-09 на передок, Мишлен Анаки 2 на заднее. Шашечки на ДЛьке на асфальте вибрировали. Сильно. Причем уже на сотке. На обгонах и ровных участках доходило до 160, но на шашечках совсем некомфортно. Зато на грунте на такой резине чувствуешь себя намного увереннее. ТДМ на своей резине на асфальте стоял как утюг, но зато немного плыл на грунте. Как вывод: если цель смаковать грунты, однозначно шашечки, причем лучше тащить их с собой и одевать ближе к говнам. Если по грунтам планируется незначительное передвижение (а как я уже писал, даже в Монголии сейчас очень много асфальта), то вполне подойдет не слишком злая резинка. Хотя местные монголы, разглядывая нашу резину, однозначно одобряли шашки.
Ремонт колес по-монгольски – это ДУГУЙ ЗАСВАР (я сначала подумал, что там дуговая сварка :) А че, похоже звучит) Встречаются достаточно части, практически в любом поселке есть.
фото ниже не мое, сперто из инета, спасибо автору
Для своего маршрута мы взяли много лишнего. Тащили палатку, спальники, воду, бензин и т.д. и т.п., так как собирались в дикую страну, а оказались в нормальной такой деревне. Если не лезть в жопу, то за день встречаешь две-три деревушки, а то и больше. Соответственно, в каждой есть заправка и магазин. Бензин мы с собой тащили зря (15 литров на двоих), воду (10 литров на двоих) тоже зря, ничего не пригодилось. Правда ТДМ два раза обсох (один раз в России, другой в Монголии), но только потому, что проезжали мимо очередной заправки без остановки, а до следующей не дотягивали. Воду покупали в бутылках, ее и пили (удобнее, чем каждый раз в канистру лазить, да и стоит копейки). Палатка – не пригодилась, везде по маршруту было где поспать. Каремат – не пригодился. Спальники – пригодились 2 раза, когда спали в юрте и херовой гостишке, но и то, мы залезли в спальники, чтобы не спать не непонятном «постельном белье», назовем его так. Котелок, горелка и газ к ней – пригодились, но не критично – для перекусов на привале. Взяли бы мы это вещи, если б знали, что так будет? Конечно. Ибо мало ли чего. Джентельменский набор путешественника должен быть, даже если ты не планируешь им пользоваться. Но вот воды и бензина можно взять поменьше. Кроме того, тащили с собой полный кофр всякой жратвы – тушенка, рыбные консервы, галеты, печеньки, сухарики, чай, кофе, орешки, сухофрукты и т.п. Не съели даже половину по изложенным выше причинам. Так что запас еды можно было безболезненно сократить до «НЗ» на 2 дня на каждого.
Как известно, это тугрики или тэгрэг по-местному. Курс колеблется от 40 до 43 тэг за один рубль. У каждого из нас на всю поездку, а это 11 дней, ушло чуть больше 40 000 руб., из них на саму Монголию примерно по 25 000 руб. Можно ли было дешевле? Думаю, в половину бюджет можно было и срезать на гостиницах, бухле и еде. Ночевали мы всегда за деньги, ели вкусно, спиртное каждый день. Если спать в палатке, кушать свои консервы, пить водичку или заранее взятый медицинский спирт, думаю, можно уронить бюджет раза в два. Обменивали валюту мы уже на монгольской стороне, за КПП Кяхта, после того, как прошли монгольскую границу. Там сразу к нам сами подбежали менялы, предлагали курс по 42. Мы недоверчиво сморщили одно место и наменяли мало денег, хотя потом оказалось, что это очень хороший курс.
Так что менять можно там. Единственное, считайте денежки. Все очень непривычно, проверяйте купюры по номиналу. Монет в ходу нет. В городе Дорхане меняли в банке по курсу 40. В Улан-Баторе меняли по курсу 42,3. Но это нам местный помог. Меняли в обменнике возле Ждвокзала, фото нету. С обменом в более мелких городах дела обстоят хуже. В деревнях обмена вообще нет. Мы не пробовали платить рублями, думается, что их не принимают. В Дархане меняли деньги возле центрального рынка, в банке. Курс 40 тэг за рубль.
На мой взгляд, в общей массе немного дешевле наших, но не сильно. В чем-то наоборот дороже. Далее привожу некоторые средние цены. Литр 95го стоит 1600-1700 тэг, то есть 40-42,5 руб. (тут и далее курс беру по 40 рублей). 92й, соответственно, 1400-1500 тэг., то есть 35-37,5 руб. Водка в среднем стоит 10 000 – 20 000 за бутылку, то есть 250 – 500 руб. Пиво 3000 – 5000 за банку, то есть 75 – 125 руб. Первое или второе горячее блюдо стоит 4000 – 8000 руб., в зависимости от места и самого блюда, то есть 100 — 200 рублей. Гостиницы стоят от 30 000 до 70 000 тэг за двухместный номер, то есть 750 – 1750 руб. Сувениры вообще отдельный разговор. К примеру, носки из яка обошлись в 30 000 тэг. А вот футболка с принтом всего 2 500 тэг. В целом на сувениры жене и дочке ушло 80 000 тэг. Это пара носков, 3 футболки, две сумочки-кошелька, игрушечный верблюд, 3 магнитика на холодос.
Виз нет. Их отменили в конце 2014 года.
Выезд из России. В Монголию мы заходили через КПП Кяхта. Не доезжая КП около километра находится пункт пограничной охраны, они выборочно тормозят проходящие машины для проверки документов. Нас не досматривали. Далее синий указатель «МАПП прямо, Кяхта направо» и развилка. Соответственно, пункт пропуска – прямо. Сама деревня – направо. В деревню мы не заезжали, говорят, там тоже можно поменять деньги. Непосредственно перед КП есть большая заправка Роснефти с магазином. Можно полностью залить баки и купить нужные продукты. КП как с нашей, так и с монгольской стороны работает круглосуточно, но в 8 утра и 20 часов вечера – пересменок. На нашей половине мы в него не попали, на монгольской чуть было не попали. Если попадаешь в пересменок – ждать один час. Въезд на КП осуществляется в две очереди: левая и правая. Левая для легковых авто, правая – для грузовиков. Грузовики проходят перед легковушками. Рекомендуем сразу вставать в правую очередь, а точнее подъезжать прямо к стоп-линии, минуя очередь. Мы встали после легковушек в левую очередь. Потом пошли к таможенникам, они сказали, что пропустят нас без очереди. Но когда открыли ворота и стали пускать грузовики, легковушки нас не могли пропустить, потому что стояли как попало, плотно и коряво. Пришлось кое-как протискиваться и вливаться в очередь грузовиков. Те тоже не очень сильно горели желанием нас пропускать, но пустили. Крч, обычная очередь. Все устали, каждый хочет пройти побыстрее, никто никого вперед не пускает. Так что рекомендуем поговорить с таможней, а затем занять лучшие места в очереди. Заранее. Очередь пропускают по одному, надо показать загранпаспорт часовому на въезде. Внутри КП справа встают грузовики под крышу (такая, как на АЗС), слева становятся легковушки и мотаки. Просто на площадке, под открытым небом. Если повезет, кто-то из таможенников может разводить потоки, показывать, кому куда встать. Далее на площадке ходят два или три наряда таможенников (по двое с собакой ходят). Надо подбежать к ним и попросить быстренько тебя досмотреть, ссылаясь на то, что ты двухколесный, работы не много. Наряд подходит, на груди у них регистраторы, под видеозапись выясняют кто ты и откуда, проверяют загранпаспорт и документы на мотак. Также досматривают вещи. Вообще, у нас все было лояльно, в сумки даже не лезли, ограничились простыми расспросами. Никаких бумажек не дали, отметок никуда не поставили. Далее, заходишь в кирпичное здание слева, на второй этаж. Там за стеклом сидят две или три тетеньки, которые занимаются оформлением документов. В этом же помещении трется куча монголов. Все они наглые, мечутся от окна к окну, суют свои паспорта, каждый пытается свой положить сверху. Бардак, короче. Подходишь к окошкам мимо монголов, вежливо подаешь свои доки и обслуживаешься вне очереди :) В итоге в окошечке получаешь печать в загранпаспорт и наклеечку с данными твоего транспортного средства. Наклеечку надо не потерять. Но наклеевать ее никуда нельзя. Россия, чё. Это ж наклеечка, ясен пень ее нельзя никуда клеить, никто и не думал :)
Далее следуешь к своему ТС, заводишь его и двигаешь прямо на выход с территории таможни. Выход там один, не заблудитесь. На выходе снова паспортный контроль – в маленькой будочке сидит часовой, надо ему показать паспорт. Все – шлагбаум открывается и вы на нейтральной полосе. Тут можно материться, ругать правительство, бухать или даже открыть казино :)
Въезд в Монголию. Сразу за нейтральной полосой шлагбаум, на шлагбауме даешь загранпаспорт, его открывают. Надо проехать вперед через яму, заполненную водой и остановиться сразу за ней. Тупо проехал яму, помыл колеса и встал сразу за ней прямо на дороге. Это типа местная санитарная обработка. Об этом чуть позже :) Глушишь мотак и бежишь назад, к будочке, что возле КП, который ты только что проехал. Но не в будочку погранца, я рядом, во вторую :) В будочке сидит монголоид, которому ты даешь загранпаспорт и СТС на мотак. Он чего-то там вносит в комп, уже точно не помню. От него снова прыгаешь на мотак и двигаешь вперед. Слева будет здание самой таможни, впереди площадка под крышей, где и надо остановиться. Места остановки там обозначены, встаешь на любое. Тут к тебе подходит монгольский таможенник, который по-русски рубит весьма плохо (хотя может есть и другие, нам хреново говорящий попался). Он задает тебе заученные вопросы, ты ему отвечаешь, он машет башкой, хотя понятно, что ему ничего не понятно. Вообще, нас не досматривали. Просто спросил, ответили и все. После досмотра идешь налево, в здание таможни. Дверь на первом этаже. Сразу на входе размещены стойки регистрации, за ними монголки, берешь там бумажку, длинненькую такую и заполняешь. На стене есть образцы.
Там надо вписать госномер и ФИО. Заполненную бумажку, загранпаспорт и СТС суешь назад девочкам, у которых ее взял. Крч, дежурный набор у тебя в руках – загранпаспорт, СТС, бумажки. Суешь все, они уже выбирают. На стойке тебе делают какие-то отметки, после чего проходишь дальше, прямо. Там с правой стороны стоит столик, за которым сидят две или три монголки – им платить за санобработку мотоцикла (помните яму с водой? Так вот пришло время рассчитаться за эту чудо помывку). Монголки принимают российские рубли, кажись 50 рублей им надо. Или 2000 тэг. После оплаты дают талончик.
Все, проходишь дальше прямо и снова направо, в кабинет. Дверь там направо одна. В этом кабинете сидят сами таможенники, которые заканчивают оформление. Одновременно работают два специалиста. Подаешь им дежурный набор, они все делают сами. В принципе, очень быстро, 5-7 минут на одного. Вот тут мы и попали на пересменок. Новая смена уже пришла, но старой оставалось работать еще 5 минут. И жирный монгольский таможенник никак не хотел оформлять. Ждать говорит, один час. В новой смене была тетка, которая по-русски бормочит, она донесла до жирного, что мы ребята серьезные и не уйдем, пока он не оформит. Крч, сделал он все, выдал еще одну бумажку, понаставил там печатей.
Все. Выходишь из кабинета, следуешь вперед и выходишь из здания таможни с другой стороны (прошел насквозь все муки ада). Идешь к мотакам, заводишь и на выезд. На территории таможни, прямо на выезде, еще до шлагбаума, стоит вагончик со страховками. Мы решили не рисковать и купили себе по полису. Стоит копейки, а на душе спокойнее. Байкеры обслуживаются вне очереди :)
Все, выезжаешь за шлагбаум. Страховку эту, ессно, никто ни разу у нас не проверял. За шлагбаумом менялы, предлагают обмен по выгодному курсу, но об этом я уже писал.
Выезд из Монголии. Монгольская сторона. Выезжали мы через Боршоо. Пункт – дырка еще та. Выехав из Улаангома с приличным запасом тугров мы надеялись покушать на них на границе, чего-нить прикупить или обменять на рублики. Но КП оказался совсем не обжитой: единственная кафешка закрылась еще год назад, никаких магазинов, деньги тратить некуда. Более того, КП работает с ПН по ПТ с 9-00 до 17-00, да еще и с перерывом на обед с 12-00 до 14-00!!! Ваще работать не любят. Наши, кстати, в таком же режиме живут. По закону подлости прибыли мы туда как раз в самое начала обеда. У КП есть домик, там живет женщина с детьми, так вот она готовит еду погранцам и ожидающим по предварительному заказу. Мы с ней как-то неопределенно поговорили, вроде не договорились ни о чем и пошли готовить себе сухпай. Наелись, напились, а тут эта баба выплывает с полным ведром жратвы. Реально с ведром. И давай всех кормить (кроме нас на КП еще человек семь ожидающих было). Отказаться было неудобно, так как вроде просили покормить, пришлось давиться, но есть. Еда так себе – суп-лапша с бараниной. Стоит что-то около 100 руб. Проход через КП никаких сложностей не вызывает: заехал, сначала досмотр. Опять-таки сумки не теребили, ограничились простым расспросом. Затем заходишь в домик, он там один, дверь одна, не заблудиться. Сдаешь документы, тебе ставят отметочку в загранпаспорте и отпускают с миром.
Российская сторона. У нас все немного посерьезнее. На въезде погранец (ему паспорт) и сотрудник Роспотребназдзора. Он внимательно смотрит в твои красные глаза и, хитро улыбаясь, спрашивает, каково твое самочувствие. Не стоит отвечать, что ты укурен, пьян и вообще у тебя лихорадка. Шуток ваще не понимают, проверено :( Дальше проезжаешь к домику на досмотр ТС. Осматривают с собакой, заглянули даже в канистры с бензом. Сумки не смотрят, а заставляют снимать и тащить на рентген в домик, несмотря на все протесты и доводы о том, что тебе всю поклажу надо полдня увязывать заново. Суровые, сука. Пришлось повиноваться. С сумками, конечно, гемор. Связано это все с тем, что через КП ездят, в основном, тувины-монголы, возят травку туда-сюда. После рентгена в окошечко на оформление. Вот тут надо не забыть сдать свою наклейку-никуда-не-клейку. Но про ее существование сами таможенники знают слабо :) Виталька оформился первым, наклейку не отдал, ушел. Я следом за ним наклейку сдал. Таможенник на нее долго пырился, удивлялся, затем спросил: «А у того, второго, тоже такая же есть?» Есть, говорю. Таможня встал, сбегал на улицу за Виталькой, отнял у бедняги его наклеечку :) Видимо, наклейки – это нововведение. Дальше на выход, увязывать поклажу назад.
Продолжение тут
Кому интересно – прошу под «cut». Ахтунг, много букав.
Итак, коротко о маршруте.
Особого планирования у нас не было. В этом и плюс и минус. Плюс в том, что ты свободен в своих желаниях, едешь куда хочешь. Минус в том, что можно проехать мимо многих интересных мест. Нам хотелось просто проехать через всю страну, по возможности посетить Гоби. Но Гоби потом отпала, потому что, помесив первые попавшиеся дюны, закопав мотаки и откапав их, мы поняли, что серьезные пески в этот раз нам не покорятся. Поэтому поперли просто по центральным магистралям, заруливая в интересные места. Еще на стадии планирования подруга (Анжела, привет и большое спасибо) привезла мне из У-Батора туристическую карту Монголии. Сканы выкладываю, но она большая, сканировал по квадратам, если кому не лень – слепите что-то удобное )) А еще на ней маркером примерные прикидки по маршрутам делал, немного испачкал ))) Если дорога на карте красная – там есть асфальт. Но на самом деле асфальта больше – его постоянно катают, расширяют дорожную сеть.
Вот ссылочка на наш маршрут с небольшими пояснениями.
Техника
TDM 850-2, Suzuki DL V-Strom 1000. Сначала хотелось лезть в песок, в говно, в воду, патамушта дорвались наконец-то до Монголии. Но моты тонут, буксуют, падают, зарываются в песок по маятник, ибо груженые и тяжелые, что слоны. Пришлось пыл поумерить и соизмерять свои хотелки с техническими возможностями. Теоретически, можно ехать в Монголию и на спортбайке (взять хотя бы Коровина на ВФР800, мир ему). В У-Баторе, кстати, был как раз в это время фест «Степной ветер», так ребята из Благовещенска приехали на чоперах, причем один из них на кастоме с хардтэйлом. Так что, как говорится, было бы желание. Как я сказал, в Монголии уже очень много асфальта, что расширяет возможности для путешествий.
Дорога
Путь наш представлен выше по ссылочке, пролегал он от КПП Кяха (с монгольсой стороны Алтанбулаг), в У-Батор, затем в Хархорин, а после на выезд из страны через Улангом и Боршоо. Дороги, вдоль которой мы двигались, имеют важное местное значение, поэтому обитаемы и большей частью закатаны асфальтом. До У-Батора асфальт давнишний, но хороший (кста, на подступах к нему наблюдали картину – ямочный ремонт. Так вот монголы не просто залепили все ямки, а еще и каждую их них пронумеровали. Было их за сотню. Зачем – хз). Еще одно замечание – при ямочном ремонте эти самые ямы (дыры в асфальте) монголы заботливо обводят белой краской, так что издалека ямы становятся хорошо заметными. Это однозначный плюс. По самой стране дороги активно строят. Где-то закатывают в асфальт старые грунтовки, а где-то отсыпают новые дороги, при этом делают их прямыми как стрела. Если вы ехали по новой дороге, а асфальт на ней внезапно закончился, сразу съезжайте в степь, так как основание дороги выполнено из крупного гравия, камней, везде жесткая «терка», трясет аццки. Да и сами строители недоделанные участки дороги, там где есть насыпь, но нет асфальта, перекрывают кучами гравия прям поперек, чтобы машины не ездили, не разбивали основание дороги (на одном такой куче даже орлица гнездо устроила).
Так что совет, если впереди кончился асфальт, а грейдер остался и параллельно есть дороги по степи – езжай в степь, там мягче. Ну или вали по грейдеру на все деньги :)
По пройденному нами маршруту ходят рейсовые автобусы, грузовики, есть небольшой трафик. Так что остаться в полном одиночестве надолго не получается. В итоге асфальта у нас было много, думаю, три четверти маршрута. Далее, от асфальта мы делали небольшие вылазки по грунтам в сторону интересных нам мест, затем возвращаясь на главную дорогу. В принципе, получилось неплохо: прохваты по асфальту, потом денек-другой месишь говна, затем снова на асфальт. В итоге сильно не устаешь ни от того, ни от другого. Также на асфальте встречаются пункты сбора платы за проезд: КППшка со шлагбаумом, сотрудник сам к тебе подбегает. Стоит 500 тугров с мотака, дают билетик. При желании можно и так пролететь, места для объезда всегда хватает. Но мы же в чужой стране, не стали. Еще плату берут при посещении национальных парков, 3000 тугров, по аналогичной схеме.
фото ниже не мое, сперто из инета, спасибо автору
В степи грунтовки на любой вкус, цвет, рыхлость, сыпучесть и вязкость. В основном, что-то среднее между мелкими камушками и крупным песком. Также много песка обычного, как большими спецучастками сотнями километров, так и неожиданными перемётами. Достаточно много «тёрки» разного калибра, она реально убивает. Но тут опять-таки всегда можно съехать с одной грунтовки на другую, а можно и свою накатать, что мы иногда и делали просто херача по степи. Так что конкретная дорога подбирается уже на месте в соответствии с навыками, желаниями и возможностями техники. В тех местах, куда забирались мы, были броды, валуны, различные камни, спуски и подъемы. Но это, опять-таки, по желанию райдера, можно и не лезть глубоко. А можно и наоборот.
Резина
Из-за большого количества асфальта зубастая резина на заднем колесе, что на ДЛьке, что на ТДМе, стерлась почти на 50%, на переднем нормалек. На ДЛ в Улан-Удэ (спасибо парням из Моторема) был поставлен новый комплект Мишлен Анаки Вайлд. На ТДМ в Красноярке была одета новая Пирелли Скорпион МТ-09 на передок, Мишлен Анаки 2 на заднее. Шашечки на ДЛьке на асфальте вибрировали. Сильно. Причем уже на сотке. На обгонах и ровных участках доходило до 160, но на шашечках совсем некомфортно. Зато на грунте на такой резине чувствуешь себя намного увереннее. ТДМ на своей резине на асфальте стоял как утюг, но зато немного плыл на грунте. Как вывод: если цель смаковать грунты, однозначно шашечки, причем лучше тащить их с собой и одевать ближе к говнам. Если по грунтам планируется незначительное передвижение (а как я уже писал, даже в Монголии сейчас очень много асфальта), то вполне подойдет не слишком злая резинка. Хотя местные монголы, разглядывая нашу резину, однозначно одобряли шашки.
Ремонт колес по-монгольски – это ДУГУЙ ЗАСВАР (я сначала подумал, что там дуговая сварка :) А че, похоже звучит) Встречаются достаточно части, практически в любом поселке есть.
фото ниже не мое, сперто из инета, спасибо автору
Вещи
Для своего маршрута мы взяли много лишнего. Тащили палатку, спальники, воду, бензин и т.д. и т.п., так как собирались в дикую страну, а оказались в нормальной такой деревне. Если не лезть в жопу, то за день встречаешь две-три деревушки, а то и больше. Соответственно, в каждой есть заправка и магазин. Бензин мы с собой тащили зря (15 литров на двоих), воду (10 литров на двоих) тоже зря, ничего не пригодилось. Правда ТДМ два раза обсох (один раз в России, другой в Монголии), но только потому, что проезжали мимо очередной заправки без остановки, а до следующей не дотягивали. Воду покупали в бутылках, ее и пили (удобнее, чем каждый раз в канистру лазить, да и стоит копейки). Палатка – не пригодилась, везде по маршруту было где поспать. Каремат – не пригодился. Спальники – пригодились 2 раза, когда спали в юрте и херовой гостишке, но и то, мы залезли в спальники, чтобы не спать не непонятном «постельном белье», назовем его так. Котелок, горелка и газ к ней – пригодились, но не критично – для перекусов на привале. Взяли бы мы это вещи, если б знали, что так будет? Конечно. Ибо мало ли чего. Джентельменский набор путешественника должен быть, даже если ты не планируешь им пользоваться. Но вот воды и бензина можно взять поменьше. Кроме того, тащили с собой полный кофр всякой жратвы – тушенка, рыбные консервы, галеты, печеньки, сухарики, чай, кофе, орешки, сухофрукты и т.п. Не съели даже половину по изложенным выше причинам. Так что запас еды можно было безболезненно сократить до «НЗ» на 2 дня на каждого.
Деньги
Как известно, это тугрики или тэгрэг по-местному. Курс колеблется от 40 до 43 тэг за один рубль. У каждого из нас на всю поездку, а это 11 дней, ушло чуть больше 40 000 руб., из них на саму Монголию примерно по 25 000 руб. Можно ли было дешевле? Думаю, в половину бюджет можно было и срезать на гостиницах, бухле и еде. Ночевали мы всегда за деньги, ели вкусно, спиртное каждый день. Если спать в палатке, кушать свои консервы, пить водичку или заранее взятый медицинский спирт, думаю, можно уронить бюджет раза в два. Обменивали валюту мы уже на монгольской стороне, за КПП Кяхта, после того, как прошли монгольскую границу. Там сразу к нам сами подбежали менялы, предлагали курс по 42. Мы недоверчиво сморщили одно место и наменяли мало денег, хотя потом оказалось, что это очень хороший курс.
Так что менять можно там. Единственное, считайте денежки. Все очень непривычно, проверяйте купюры по номиналу. Монет в ходу нет. В городе Дорхане меняли в банке по курсу 40. В Улан-Баторе меняли по курсу 42,3. Но это нам местный помог. Меняли в обменнике возле Ждвокзала, фото нету. С обменом в более мелких городах дела обстоят хуже. В деревнях обмена вообще нет. Мы не пробовали платить рублями, думается, что их не принимают. В Дархане меняли деньги возле центрального рынка, в банке. Курс 40 тэг за рубль.
Цены
На мой взгляд, в общей массе немного дешевле наших, но не сильно. В чем-то наоборот дороже. Далее привожу некоторые средние цены. Литр 95го стоит 1600-1700 тэг, то есть 40-42,5 руб. (тут и далее курс беру по 40 рублей). 92й, соответственно, 1400-1500 тэг., то есть 35-37,5 руб. Водка в среднем стоит 10 000 – 20 000 за бутылку, то есть 250 – 500 руб. Пиво 3000 – 5000 за банку, то есть 75 – 125 руб. Первое или второе горячее блюдо стоит 4000 – 8000 руб., в зависимости от места и самого блюда, то есть 100 — 200 рублей. Гостиницы стоят от 30 000 до 70 000 тэг за двухместный номер, то есть 750 – 1750 руб. Сувениры вообще отдельный разговор. К примеру, носки из яка обошлись в 30 000 тэг. А вот футболка с принтом всего 2 500 тэг. В целом на сувениры жене и дочке ушло 80 000 тэг. Это пара носков, 3 футболки, две сумочки-кошелька, игрушечный верблюд, 3 магнитика на холодос.
Таможня
Виз нет. Их отменили в конце 2014 года.
Выезд из России. В Монголию мы заходили через КПП Кяхта. Не доезжая КП около километра находится пункт пограничной охраны, они выборочно тормозят проходящие машины для проверки документов. Нас не досматривали. Далее синий указатель «МАПП прямо, Кяхта направо» и развилка. Соответственно, пункт пропуска – прямо. Сама деревня – направо. В деревню мы не заезжали, говорят, там тоже можно поменять деньги. Непосредственно перед КП есть большая заправка Роснефти с магазином. Можно полностью залить баки и купить нужные продукты. КП как с нашей, так и с монгольской стороны работает круглосуточно, но в 8 утра и 20 часов вечера – пересменок. На нашей половине мы в него не попали, на монгольской чуть было не попали. Если попадаешь в пересменок – ждать один час. Въезд на КП осуществляется в две очереди: левая и правая. Левая для легковых авто, правая – для грузовиков. Грузовики проходят перед легковушками. Рекомендуем сразу вставать в правую очередь, а точнее подъезжать прямо к стоп-линии, минуя очередь. Мы встали после легковушек в левую очередь. Потом пошли к таможенникам, они сказали, что пропустят нас без очереди. Но когда открыли ворота и стали пускать грузовики, легковушки нас не могли пропустить, потому что стояли как попало, плотно и коряво. Пришлось кое-как протискиваться и вливаться в очередь грузовиков. Те тоже не очень сильно горели желанием нас пропускать, но пустили. Крч, обычная очередь. Все устали, каждый хочет пройти побыстрее, никто никого вперед не пускает. Так что рекомендуем поговорить с таможней, а затем занять лучшие места в очереди. Заранее. Очередь пропускают по одному, надо показать загранпаспорт часовому на въезде. Внутри КП справа встают грузовики под крышу (такая, как на АЗС), слева становятся легковушки и мотаки. Просто на площадке, под открытым небом. Если повезет, кто-то из таможенников может разводить потоки, показывать, кому куда встать. Далее на площадке ходят два или три наряда таможенников (по двое с собакой ходят). Надо подбежать к ним и попросить быстренько тебя досмотреть, ссылаясь на то, что ты двухколесный, работы не много. Наряд подходит, на груди у них регистраторы, под видеозапись выясняют кто ты и откуда, проверяют загранпаспорт и документы на мотак. Также досматривают вещи. Вообще, у нас все было лояльно, в сумки даже не лезли, ограничились простыми расспросами. Никаких бумажек не дали, отметок никуда не поставили. Далее, заходишь в кирпичное здание слева, на второй этаж. Там за стеклом сидят две или три тетеньки, которые занимаются оформлением документов. В этом же помещении трется куча монголов. Все они наглые, мечутся от окна к окну, суют свои паспорта, каждый пытается свой положить сверху. Бардак, короче. Подходишь к окошкам мимо монголов, вежливо подаешь свои доки и обслуживаешься вне очереди :) В итоге в окошечке получаешь печать в загранпаспорт и наклеечку с данными твоего транспортного средства. Наклеечку надо не потерять. Но наклеевать ее никуда нельзя. Россия, чё. Это ж наклеечка, ясен пень ее нельзя никуда клеить, никто и не думал :)
Далее следуешь к своему ТС, заводишь его и двигаешь прямо на выход с территории таможни. Выход там один, не заблудитесь. На выходе снова паспортный контроль – в маленькой будочке сидит часовой, надо ему показать паспорт. Все – шлагбаум открывается и вы на нейтральной полосе. Тут можно материться, ругать правительство, бухать или даже открыть казино :)
Въезд в Монголию. Сразу за нейтральной полосой шлагбаум, на шлагбауме даешь загранпаспорт, его открывают. Надо проехать вперед через яму, заполненную водой и остановиться сразу за ней. Тупо проехал яму, помыл колеса и встал сразу за ней прямо на дороге. Это типа местная санитарная обработка. Об этом чуть позже :) Глушишь мотак и бежишь назад, к будочке, что возле КП, который ты только что проехал. Но не в будочку погранца, я рядом, во вторую :) В будочке сидит монголоид, которому ты даешь загранпаспорт и СТС на мотак. Он чего-то там вносит в комп, уже точно не помню. От него снова прыгаешь на мотак и двигаешь вперед. Слева будет здание самой таможни, впереди площадка под крышей, где и надо остановиться. Места остановки там обозначены, встаешь на любое. Тут к тебе подходит монгольский таможенник, который по-русски рубит весьма плохо (хотя может есть и другие, нам хреново говорящий попался). Он задает тебе заученные вопросы, ты ему отвечаешь, он машет башкой, хотя понятно, что ему ничего не понятно. Вообще, нас не досматривали. Просто спросил, ответили и все. После досмотра идешь налево, в здание таможни. Дверь на первом этаже. Сразу на входе размещены стойки регистрации, за ними монголки, берешь там бумажку, длинненькую такую и заполняешь. На стене есть образцы.
Там надо вписать госномер и ФИО. Заполненную бумажку, загранпаспорт и СТС суешь назад девочкам, у которых ее взял. Крч, дежурный набор у тебя в руках – загранпаспорт, СТС, бумажки. Суешь все, они уже выбирают. На стойке тебе делают какие-то отметки, после чего проходишь дальше, прямо. Там с правой стороны стоит столик, за которым сидят две или три монголки – им платить за санобработку мотоцикла (помните яму с водой? Так вот пришло время рассчитаться за эту чудо помывку). Монголки принимают российские рубли, кажись 50 рублей им надо. Или 2000 тэг. После оплаты дают талончик.
Все, проходишь дальше прямо и снова направо, в кабинет. Дверь там направо одна. В этом кабинете сидят сами таможенники, которые заканчивают оформление. Одновременно работают два специалиста. Подаешь им дежурный набор, они все делают сами. В принципе, очень быстро, 5-7 минут на одного. Вот тут мы и попали на пересменок. Новая смена уже пришла, но старой оставалось работать еще 5 минут. И жирный монгольский таможенник никак не хотел оформлять. Ждать говорит, один час. В новой смене была тетка, которая по-русски бормочит, она донесла до жирного, что мы ребята серьезные и не уйдем, пока он не оформит. Крч, сделал он все, выдал еще одну бумажку, понаставил там печатей.
Все. Выходишь из кабинета, следуешь вперед и выходишь из здания таможни с другой стороны (прошел насквозь все муки ада). Идешь к мотакам, заводишь и на выезд. На территории таможни, прямо на выезде, еще до шлагбаума, стоит вагончик со страховками. Мы решили не рисковать и купили себе по полису. Стоит копейки, а на душе спокойнее. Байкеры обслуживаются вне очереди :)
Все, выезжаешь за шлагбаум. Страховку эту, ессно, никто ни разу у нас не проверял. За шлагбаумом менялы, предлагают обмен по выгодному курсу, но об этом я уже писал.
Выезд из Монголии. Монгольская сторона. Выезжали мы через Боршоо. Пункт – дырка еще та. Выехав из Улаангома с приличным запасом тугров мы надеялись покушать на них на границе, чего-нить прикупить или обменять на рублики. Но КП оказался совсем не обжитой: единственная кафешка закрылась еще год назад, никаких магазинов, деньги тратить некуда. Более того, КП работает с ПН по ПТ с 9-00 до 17-00, да еще и с перерывом на обед с 12-00 до 14-00!!! Ваще работать не любят. Наши, кстати, в таком же режиме живут. По закону подлости прибыли мы туда как раз в самое начала обеда. У КП есть домик, там живет женщина с детьми, так вот она готовит еду погранцам и ожидающим по предварительному заказу. Мы с ней как-то неопределенно поговорили, вроде не договорились ни о чем и пошли готовить себе сухпай. Наелись, напились, а тут эта баба выплывает с полным ведром жратвы. Реально с ведром. И давай всех кормить (кроме нас на КП еще человек семь ожидающих было). Отказаться было неудобно, так как вроде просили покормить, пришлось давиться, но есть. Еда так себе – суп-лапша с бараниной. Стоит что-то около 100 руб. Проход через КП никаких сложностей не вызывает: заехал, сначала досмотр. Опять-таки сумки не теребили, ограничились простым расспросом. Затем заходишь в домик, он там один, дверь одна, не заблудиться. Сдаешь документы, тебе ставят отметочку в загранпаспорте и отпускают с миром.
Российская сторона. У нас все немного посерьезнее. На въезде погранец (ему паспорт) и сотрудник Роспотребназдзора. Он внимательно смотрит в твои красные глаза и, хитро улыбаясь, спрашивает, каково твое самочувствие. Не стоит отвечать, что ты укурен, пьян и вообще у тебя лихорадка. Шуток ваще не понимают, проверено :( Дальше проезжаешь к домику на досмотр ТС. Осматривают с собакой, заглянули даже в канистры с бензом. Сумки не смотрят, а заставляют снимать и тащить на рентген в домик, несмотря на все протесты и доводы о том, что тебе всю поклажу надо полдня увязывать заново. Суровые, сука. Пришлось повиноваться. С сумками, конечно, гемор. Связано это все с тем, что через КП ездят, в основном, тувины-монголы, возят травку туда-сюда. После рентгена в окошечко на оформление. Вот тут надо не забыть сдать свою наклейку-никуда-не-клейку. Но про ее существование сами таможенники знают слабо :) Виталька оформился первым, наклейку не отдал, ушел. Я следом за ним наклейку сдал. Таможенник на нее долго пырился, удивлялся, затем спросил: «А у того, второго, тоже такая же есть?» Есть, говорю. Таможня встал, сбегал на улицу за Виталькой, отнял у бедняги его наклеечку :) Видимо, наклейки – это нововведение. Дальше на выход, увязывать поклажу назад.
Продолжение тут
- bipbip
- Роман Куз
- 12 сентября 2017 в 9:59
- 15
- +39
- OlegAntipin
- 15 сентября 2017 в 6:37
- ↓
Очень очень полезный отчёт! Найти информацию о таможне что да как очень сложно. А тут детально всё описывается. И по прохождению маршрута по Северу Монголии и по технике и подготовке.
Заходил в Монголию через Кяхту в 12-году, ещё с визами. Так из меня монголы всю душу вытрясли, больше полутора часов оформляли. Полный досмотр, каждый пакет, фляжку со спиртом даже нюхнули :). Я двадцать минут всё обратно упаковывал.А когда монгольская девушка-таможенник (выше меня ростом кстати!) которая сверяла номера рамы и двигателя попросила опять открыть вещи для досмотра, да простит меня прекрасная половина мото-сообщества, я начал крыть на отборном русском народном и тыкать пальцами в бумагу которая была у неё и в которой стояла отметка о прохождении досмотра (я так предполагаю). Подействовало :)
Двое японцев, которым я помогал оформляться на нашей стороне, прошли всё за полчаса.
Заходил в Монголию через Кяхту в 12-году, ещё с визами. Так из меня монголы всю душу вытрясли, больше полутора часов оформляли. Полный досмотр, каждый пакет, фляжку со спиртом даже нюхнули :). Я двадцать минут всё обратно упаковывал.А когда монгольская девушка-таможенник (выше меня ростом кстати!) которая сверяла номера рамы и двигателя попросила опять открыть вещи для досмотра, да простит меня прекрасная половина мото-сообщества, я начал крыть на отборном русском народном и тыкать пальцами в бумагу которая была у неё и в которой стояла отметка о прохождении досмотра (я так предполагаю). Подействовало :)
Двое японцев, которым я помогал оформляться на нашей стороне, прошли всё за полчаса.
- OlegAntipin
- 15 сентября 2017 в 6:48
- ↓
Там же, при таможне был обменник какого — то банка (ну сейчас не знаю), хотел поменять 5000 р. на тугрики. Так кассирша намекнула, что время вечер, вы один, где ночевать будете неизвестно и иметь при себе столько наличности не стоит. При этом она делала это тихо и как то настороженно озиралась по сторонам… Походу пасли что-ли. В итоге поменял тысячу и махнул сразу до У-Б.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (8)
RSS свернуть / развернуть