- Пробег для публикации поста в сообщество: 15.00 км
- Читателей: 4286 | Постов: 2497
Данный блог создан для публикации рассказов, фото и видео отчетов о путешествиях на любой мототехнике.
Администраторы (1)
Модераторы (0)
Модераторов здесь не замеченоЧитатели (4280)
kim Mila none9 none10 NalVal Kyryll Integra Osama Temy4 TriAl Urlak Malashka maximus KOSHKA Stich glyaks100 anro mia Pechota CriggerMarg Zhilinsky ArSoron ezhische hermes swamprunner7 PARUS spamer80 tapin13 nbaksalyar AXS KwaziMode ginecolog Oziris RedLine RMZS Satt 3dinfo gnus Wishka Bike-TV Vacelica abc Alan Hydrophonic Nastik shakawkaw pmg Marcus egoisto DroiDВсе читатели
Путешествия → На север! Часть первая: о карельских комарах, малом Норильске, морошке и северном гостеприимстве.
Под катом первая часть отчета о поездке Москва-Карелия-Мурманск-Заполярный-Хибины-Питер-Москва на эндуро-чекушке. 14 дней, ~5000 км.
Примерный маршрут поездки
Выезжать в дождь — хорошая примета. Кто не ездит в дождь, тот не ездит, а терять драгоценные дни из-за мерзкой погоды — пффф! Наконец-то я вырвалась из душной Москвы! Сборы были нервными. Меня преследовало это жуткое чувство «а-вдруг-мы-забыли-что-то-важное», с точным маршрутом определились в последний момент и вещи собирали в спешке. Поэтому из Мск мы вырываемся только в 4 пополудни. Мы — это я, Рин de_laerra на Yamaha TT250R Raid, и Олег LazyCat на Suzuki VX800. Пролетаем по полупустой Ярославке, тошнимся по ямам в Ярославле и Вологде и затемно сворачиваем по указке навигатора на проселочную дорогу. Гамма-лучи добра Навителу, заведшему нас в гребеня, отменяются, тк дорога мне понравилась!=) Уже совсем темно, пора искать ночлег. Олег додумался спросить дорогу у гопников, бухающих в гаражах в какой-то деревушке. Те нам очень рады! Они объясняют дорогу и даже предлагают ночлег, мол хата все равно ща пустует. Кто-то из алкашей уже лепечет про покатаццо… Призрак Скутта как живой встает у меня перед глазами. Кое-как от них отбояриваемся и едем дальше.
Ночь, вой собак вдалеке, грейдер типа «стиральная доска», Выкса весело подпрыгивает впереди и совы сначала смотрят на нас О_О, а потом неторопливо вспархивают с дороги. Рромантика!=)))) Мы не заморачиваемся и разбиваем лагерь прямо в поле, метрах в 50 от дороги.
От Вологды до Медвежьегорска мы идем «поверху» Онежского озера, через Вытегру и Пудож. Некоторые сомневались в наличии там нормальной дороги. Так вот, дорога там офигенная! Для эндуро^___^ Местами почти автобан, но в основном ямочный ремонт, стыки и канавы, а иногда и «стиральная доска». Кое-где асфальта нет вообще, только щебёнка. Дорога настолько «хороша», что Выкса теряет левое зеркало по пути — резьба расшаталась и не держит. Погода мерзкая — дождь, морось и слякоть, но вокруг все равно есть на что посмотреть. Двухполоска погрызенного временем асфальта петляет по лесу и пробирается между полями, заросшими иван-чаем, изредка показывая свинцовые края озер. Что может быть прекраснее? Как выяснилось на стоянке, антикомариные спираль не согласились с моей оценкой дороги и в знак протеста рассыпались в пыль. Вареная картошка в кофре Олега тоже не пережила эту поездку. Зря мы завернули ее в фольгу, а потом положили в жесткий кофр и прокатили по грейдеру. Тонкий слой картошки изнутри совсем не украсил кофр=(
Грейдер типа «стиральная доска», лайт версия
В Карелии половина встречных машин проезжает мимо с лодками в прицепах, а на озерах плавают рыбаки. Я почти жалею, что не рыбак. В Медвежьегорске огромная очередь из машин на Москву на первой заправке со стороны Вологды. Доезжаем до колонки на выезде в сторону Колы, там очереди нет совсем. Пока едем, кручу головой. Сначала ничего интересного, обычный захолустный городок. А потом рраз! и прямо посреди города в низине торчит одинокая сопка, поросшая сосновым лесом! С дороги видно только вершину сопки над обрывом, и она похожа на летающий остров из «Аватара». Говорят, в Медвежьегорске не только горки есть, но и медведи по улицам гуляют, особенно голодными зимами.
Кола встречает нас ремонтом и дождем. Сначала мы планировали заночевать в Кеми. Но мне холодно и сонно, скорость реакции падает и я чуть не падаю, пережав передний до блокировки колеса на мокром свежеположенном асфальте. Вовремя добавляю газу и выправляю мот. Пора отдохнуть. Найти нормальную отворотку среди болот под Сегежей — тот еще квест. На одной скользкой лесной тропке Олег роняет Выксу на песке и не может из под нее вылезти, тк ногу зажало. Места глухие, до трассы далеко. Отчаяние увеличивает мои силы, и совместными усилиями мы-таки поднимаем эту жирную дуру.
Ночью дождь становится настоящей грозой. Я просыпаюсь от грохота молний прямо над нами и громкого стука капель по крыше палатки. Приступ паники: земля раскиснет, и мы увязнем в болоте прямо с палаткой, или в палатку ударит молния, или Выкса опять упадет на грунте, или увязнет в глине при выезде и будем тянуть ее трактором...%) Сейчас мне смешно вспоминать свои ночные страхи=)
Брусника еще не созрела, зато чернику уже можно добавить в кашу:
Утром трасса М18 (она же Кола) предстает перед нами во всей красе. Тут и серпантины, и перевалы, и сосны с озерами, и сопки, и болота… Асфальт отличный, только местами (под Сегежей, например) ремонт. Много знаков «сиськи», «крутой поворот» и «обгон запрещен». Аккуратнее с обгоном, я читала про ментовские подставы с этими знаками. С заправками тоже все ок, главное в «Кеми» бензин не заливать=) Мы раз в 250 км заправлялись, канистра нам так и не пригодилась. Чем дальше от мегаполиса, тем вежливее водители. Машины прижимаются к обчине, а фуры мигают правым поворотником — мол, все чисто впереди, обгоняй давай! Олег после обгона показывает им «большой палец вверх», а я киваю и говорю «спасибо!» Плевать, что меня не слышат, я верю в карму и искренне благодарю этих добрых людей.
На заправке встречаем семейную пару киевлян на боевом трансальпе (Костя и Вика, если вы это читаете, привет вам!=)) Они дают нам ценный совет: заливать до полного бака на каждой заправке. Олег гордо трясет перед ними 5литровой канистрой с бензином, а я хвастаюсь маложорностью Райдо. К слову сказать, мы провезли эту несчасную канистру от Медвежьегорска до самого дома, и она нам ни разу не пригодилась. С заправками на Коле в этом году не так уж плохо. Главное — не заезжать на заправку «Кемь» рядом с Лоухами. Никогда, слышите, НИКОГДА там не заправляйтесь!!! Я не знаю, что за адскую смесь они там бодяжат, но Райдо после нее по перевалам еле тянул 60 км/ч, а вечером я узрела оплавленный задний пластик. Все местные потом понимающе кивали: да, мол, бенз там редкостное гуано, уж лучше в сами Лоухи заехать и там заправиться.
Типичное северное озеро. На горизонте — горы
Болота вдоль дорог встречаются чуть ли не чаще озер
Я ухитряюсь уронить Выксу на следующей заправке прямо на бордюр колонки. Так Олег лишается последнего зеркала. До Мурманска и дальше он чешет за мной без зеркал, периодически делая разминку шеи и вздрагивая от внезапно обгоняющих нас машин.
Выкса смотрит в будущее без зеркал, но с оптимизмом: она еще не знает, что ее ждет=)
Обедаем мы все еще в Карелии. Изначально я хотела сделать крюк слева от Колы через Поросозеро, Костомукшу и Калевалу, но Роман topaz9 меня вовремя отговорил.
Впрочем, немного Карелии удалось посмотреть:
Искусственный канал Княжегубской ГЭС спускает воду Ковдозера в Белое море по кратчайшему пути.
Последние километры до Мурманска даются нам с Райдо очень тяжко. Он страдает от хренового бензина, я страдаю от болей в отсиженной напрочь попе. Его трясет от 60 км/ч в горку на 6 передаче, меня трясет от лютого, пронизывающего до костей холода. Теперь я окончательно убедилась, что городская текстилька не годится для дальняков на север. При прямой посадке ветер задувает прямо в почки и морозит ничем не прикрытое горло. Приходится наматывать флисовый шарфик и мечтать о правильной туринговой куртке: длинной, с воротником-стойкой, гортексом и кучей утяжек/молний/карманов. Порывы ветра переставляют легкий мот на встречку, особенно весело это случается на серпантине в крутых поворотах. Дождевик люто парусит, козырек от шлема я успеваю снять до вывиха шеи. Вечереет, и все вокруг заливает неестественным светло-серым светом. Это полярный день.
После поворота на Хибины мы внезапно въезжаем в облако. Говорят, будто на облаках легко и приятно. Врут, демоны! Воздух становится водяной взвесью, через мгновенно мутнеющий визор пробивается только свет фар. Идем по приборам. Плевать на 10 грудусов «тепла», дождь и ветер! Только вперед, только на север!
Под Мончегорском пейзаж меняется с горного на апокалиптический. Чувствую себя героиней Фоллаута: мыползем летим по пустой трассе, вокруг техногенная пустошь, отвалы шлака, развалины, заводы, выжженные сопки и обугленные пни. Во всем виноват комбинат «Североникель», годами отравлявший окрестности облаками сернистого газа и периодически плюющийся в атмосферу ядовитым хлором. С 70х годов здесь обрабатывали руду с повышенным содержанием серы, а нормальные фильтры поставили не сразу. Выпадали кислотные дожди, деревья выжигались, а у женщин прямо на ногах плавились капроновые колготки. Мончегорск строили по розе ветров относительно комбината, поэтому всю эту гадость несло за горы, на Финляндию. Финны испугались, приехали разбираться и за свой счет поставили фильтры, лишь бы не травиться.
Местные байкеры рассказывали, что раньше, до того как срубили искореженные деревья, пейзаж под Мончегорском был «ну чисто Мордор!» Особенно эпично их черные обгорелые останки смотрелись туманными утрами. А ведь Монча по-саамски «красивая тундра», Мончегорск — город в красивой тундре. Сейчас это звучит как издевательство.
Горячий кофе на заправке в дождь и холод — напиток Богов! Местный парень рассказывает про свою иксэрку, смотрит на нас с уважением говорит, что предпочитает кататься в более теплую погоду. Делаю сложные щщи, в душе мечтая телепортироваться вотпрямщас куда-нибудь в Гану.
После круговых перекрестков Оленегорска начались участки снятого асфальта. Очень глубокие участки с перпендикулярными, а не сглаженными как обычно краями. Олег потом рассказал мне, как весело штурмовать эти ступеньки на дорожном моте! Даже внедорожники объезжали эти дырки по встречке. Но мне пофиг, я на эндуро, а объезжать на эндуро ямки — не комильфо. Поэтому пру как танк напрямик, паля в зеркалах периодически отстающего Олега.
Мотогостиница в Коле (около Мурманска) — особое место. Атмосферу дружной тусовки по интересам я знаю и люблю еще с Зиланта. После выматывающего дня пути так офигенно отмыться от дорожной пыли, а потом сидеть у камина в тепле и сытости, лениво щуриться на огонь и слушать байки постояльцев! Там есть комната, все стены которой расписаны пожеланиями и подписями гостей. На потолке пока осталось пустое место, так что поторопитесь заехать и оставить свой след в истории;) Большое спасибо Сергею Витюку за то, что создал и хранит это замечательное место!
Байкпост свел нас с замечательным человеком — Романом topaz9 из Заполярного. Парень просто оставил коммент к моему посту, а мы воспользовались приглашением и нагрянули в гости=) Бойтесь, камрады — вот так позовете нас в гости, а мы возьмем и реально приедем:-D Ромка, спасибо тебе за компанию, за помощь и за вписку! Спасибо тебе за то, что ты принял совершенно незнакомых людей как родных, показал самые офигенные места в окрестностях, выгуливал по серпантинам с немыслимой для спорт тура скоростью 110 км/ч и познакомил с не менее замечательными людьми в Заполярном, Апатитах и Оленегорске! Без вас с ребятами все было бы гораздо печальнее. Водопад мы бы точно не нашли, и на сопку бы наверняка не полезли, и вокруг Кольской плутали бы часами, и крабов бы с морошкой не попробовали…
Северные байкеры — гостеприимные ребята, особенно если вы в состоянии выдержать их суровое северное гостеприимство^___^ Роман рассказывал нам байки про какого-то немецкого байкера, случайно встреченного Никсоном Nick на заправке. Немец спокойно ехал по Коле в сторону Финки, но на свою беду встретил Никсона, который проводил его до Титовки и сдал Роману с рук на руки. Сначала его зазвали на свадьбу к неправильному голдоводу Эврику Evrik и напоили самогоном. Там он узнал, что такое русский праздник. Потом Эврик покатал его на своем Урале по Рыбачьему. Два дня жесткого продубаса в подпрыгивающей на кочках коляске, все-таки отвалившейся от мота по дороге домой… Это было весело! Правда, на следующее утро немец собрался и втихую уехал, не прощаясь, пока Эврик был на работе.
Ключевая точка нашего путешествия — Заполярный, городок рядом с Кольской Сверхглубокой скважиной и полуостровом Рыбачий. Город весело раскрашенных пятиэтажек, с щербинами от времени и лютых северных ветров. Город кривых домов, стоящих на разных уровнях высоты. Город при комбинате, пахнущий серой и задыхающийся от мелкодисперсной пыли. Страшненькое место, если вдуматься. Но мне гораздо неуютнее в лесу, чем в любом индустриальном городе.
Здесь спокойно и тихо. Можно оставлять мот на улице на ночь, а при походе в магазин не забирать шлем с руля. Местные друг друга знают, а город закрыт со всех сторон — справа КПП, слева Норвегия.
Комбинат «Печенганикель», дым от которого теплым ветром несет на Заполярный
Первое, что показал нам Роман — Трифонов Печенгский мужской монастырь у поселка Луостари, на месте слияния рек Нама-Йоки и Печенга. Самый северный православный монастырь в мире в 1529 году основал бывший разбойник Трифон Печенгский. О том, что он был лихим человеком и водил свою ватагу, узнали недавно, тк в XVIII веке жития святых-основателей монастырей правили под единый канон: мол, с младенчества уклонялся от игр, первым приходил в церковь, затем услышал призыв идти основывать обитель и тд. Основанная бывшим атаманом обитель простояла на этом месте недолго, всего 20 лет. Потом на Печенгу пришла из Свято-Троицкого Кольского монастыря «буйная» братия, недовольная строгостью тамошнего устава, и выгнала основателя из собственного монастыря. В его отсутствие братия самовольно перенесла монастырь из Трифоновской пустыни в устье Печенги, где было удобнее заниматься промыслами, торговлей и прочими мирскими делами. Через восемь лет основатель вернулся на Печенгу вместе с новым игуменом Гурием и Жалованной грамотой от царя Иоанна Грозного и усмирил буйных монахов. Потом умер, успев перед смертью изречь пророчество: мол, обитель разорят, а вы умрете в муках. Так и вышло. Через шесть лет на монастырь напали финны, но игумен Гурий запретил братии сопротивляться и устраивать побоище в церкви. Почти все монахи послушались настоятеля и умерли на коленях, а немногочисленные выжившие перебрались в Кольский острог.
В конце XIX века монастырь был возрожден и сумел пережить революционное лихолетье в силу того, что с 1920 года отошел к Финляндии вместе со всей Печенгской волостью. Во время Второй Мировой войны он был занят частями вермахта и превращен в опорный пункт. В 1944 году в ходе наступательной операции наших войск весь монастырский комплекс стерли с лица земли. Сохранилось лишь здание Рождественской церкви, построенное в устье Печенги в 1910 году, но в 2007 году сгорело и оно.
Восстановить храм было решено не в устье Печенги, а на первоначальном месте — у слияния Нама-Йоки и Печенга. Это будет даже не храм, а целый монастырский комплекс — реконструкция реально существовавшего в XVI веке монастыря-крепости. Тк на большей части территории Кольского края нет строевого леса, бревна приходится везти из архангельских лесов. Храм преподобного Трифона в разобранном виде привезли из Карелии. Купола, иконостас и церковная утварь сделаны руками заключенных ревдинской колонии. На стройке тоже работают заключенные.
Вечером Роман ведет нас на Кольскую Сверхглубокую скважину. Пейзажи вокруг просто потрясающие: блестящие под закатным солнцем горы темно-серого глянцевого шлака, синие-синие озера, покрытые летней зеленью сопки, действующие и заброшенные карьеры, неторопливые карьерные самосвалы… Все покрыто толстым слоем пыли. Мелкая противная пыль летит из под колес, проникает под визор, оседает на экипе и моте. За нами — целые облака пыли.
Гравийка из крупного щебня с трудом, но проходима даже для чоппера (привет, Серега на Вираге!=))) Только надо точно знать, где свернуть, тк карьеры рудников по соседству рабочие, и дорога петляет между ними как пьяная гадюка. Фотографировать надо сразу, как только видишь удачный ракурс. Вот так отложишь фотосет на обратный путь, а потом оба аккума фотика оп! и уже разряжены=( Впрочем, в памяти моей эти картины останутся надолго.
Что такое Кольская Сверхглубокая скважина и почему ее надо видеть очень подробно расписал Эврик. Я все равно не расскажу лучше, поэтому вот пара фоток оттуда:
Вечером — более тесное знакомство с местными байкерами. Эврик, добрая душа*____*, угостил нас собственноручно выловленными крабами. Впервые в жизни пробуем настоящее крабье мясо, шикарная закуска к пиву! В 60х годах в рамках эксперимента с Дальнего Востока в Баренцево море самолетами завезли камчатского краба. Тогда намечался визит американского президента в СССР, и его хотели побаловать свежим деликатесным мяском. Президент так и не приехал тогда, но крабов уже привезли в Мурманск. Они изрядно расплодились с тех пор, пожрали все живое на дне и порушили экосферу так, что рыба ушла от берега, ибо ей нечего стало жрать. Причем камчатские крабы даже до норвежских берегов добрались, там за отлов этих вредителей денег дают. А в России, наоборот, по 800р с носа за найденную клешню отбирают.
Полярный день безмерно демотивирует: когда в 3 часа ночи еще светло, а в 4 уже светло, график летит к чертям. А зимой тут морозы под -30, страшные ветра и полярная ночь. Представляете, когда целый день не светит солнце? И на следующий день не светит. И так до весны. Это же любой нормальный человек повесится, хоть как пятиэтажки раскрашивай. Не зря у живущих за Полярным кругом есть полярная надбавка к зарплате и отпуск около 80 дней. Выживают там только люди с исключительно крепкими нервами.
Роман возвращается с ночного дежурства, и мы едем в Никель смотреть на водопад. Дороги рядом с Заполярным — рай для спортоводов: серпантины, крутые повороты, отличный асфальт. Им есть, где разгуляться!
По пути нам часто встречаются то военные части, то танки на прогулке, то закрытые полигоны:
Викимапия подсказывает, что дорога ведет к складу взрывчатых веществ
Никель был основан в 1934 году, когда Печенга (Петсамо) принадлежала Финляндии, и назывался изначально Колосйоки. Американские и французские компании вели здесь добычу никелевых руд, и говорят, именно давление этих стран не позволило СССР присоединить Печенгу в 1939 году. А всё вместе сложилось в совершенно неповторимый ансамбль финских и советских зданий, адаптированных к условиям Крайнего Севера у подножья монструозного горно-обогатительного комбината «Печенганикель». От Заполярного до Никеля — всего 19 километров, и два города образуют единое целое. Это касается и производственной цепочки, и разделения функций. Заполярный — чуть-чуть крупнее и город. Никель — ПГТ, но зато райцентр. Народ активно ездит в обе стороны на работу. Дорога проходит по краю сопки, на высоте около 200 метров над городом, и гигантский завод отсюда кажется игрушкой.
Никель — один из самых грязных городов в России. По сути это малый Норильск. Атмосфера вокруг соответствующая. Адъ, промзона и Фоллаут. Выжженная пустошь: растений уже нет, монстров еще нет. Воняет серой и нагретым битумом. Жааарко. Нам вообще безмерно повезло с погодой: +25 градусов тепла на севере редкость)
Зеленые сопки Норвегии на фоне ГМК «Печенганикель». Низкая бетонная труба слева — официально памятник промышленной архитектуры, первая цельнобетонная труба в СССР (1949), на момент постройки бывшая ещё и самой высокой трубой Союза (160м). Верхушку (35 метров) пару лет назад пришлось срезать, так как за полвека сернистые выбросы разъели бетон
Водопад на реке Шуонийоки уютен, прохладен и прекрасен. Место не баянистое, соответственно не загаженное. Там даже указателя нет, кто знает — сам найдет. Говорят, весной он разливается гораздо сильнее, а сейчас было засушливое лето и он слегка пересох. А еще вокруг растет много вкусной черники*____*
После водопада мы возвращаемся в Заполярный и пробуем скататься без пропуска в Лиинахамари. Не получилось, злобные пограничники развернули нас обратно=(
Окей, едем брать штурмом Генеральскую сопку. В XVI веке Трифон Печенгский прятался в её пещерах от разгневанных лопарей-язычников, поэтому раньше она звалась Спасительной. После Второй Мировой сопку стали называть «Генеральской», потому что там погиб Герой Советского Союза Алексей Генералов. В Луостари и Корзуново тогда располагались штабы немецкой радиоразведки и военный аэродром. Судя по табличке на вершине сопки, именно с нее советские разведчики осуществляли дерзкие операции на коммуникации противника.
На лесной тропинке отрываюсь далеко вперед, по лужам и ухабам качу сквозь ветки — красота!*___* Тут спорт, чоппер, спорт-турист и дорожник мне не конкуренты. Потом, правда, пришлось возвращаться… Сопку я штурмую в кроссовых ботах с металлическими накладками на мысу. Очень неудобно, ноги скользят по камням, хорошо хоть за кусты цепляться можно! Это мы коротким и быстрым путем лезем. Зато с горы открывается отличный вид на окрестности. Тут же, на вершине, я впервые пробую «северную малину» — морошку. Очень вкусная ягода, только ради нее стоило карабкаться 200 метров вверх!=)
На этом кончается первая часть отчета про дорогу на север и два насыщенных дня в Заполярном.
Вторая (про Хибинские горы и альпийский ботанический сад) и третья (про долгую дорогу домой и добрых людей) части отчета пока в процессе написания.
На север! Часть вторая: об эндуро на трассе, труъшном чоппере и Хибинских горах
Примерный маршрут поездки
Выезжать в дождь — хорошая примета. Кто не ездит в дождь, тот не ездит, а терять драгоценные дни из-за мерзкой погоды — пффф! Наконец-то я вырвалась из душной Москвы! Сборы были нервными. Меня преследовало это жуткое чувство «а-вдруг-мы-забыли-что-то-важное», с точным маршрутом определились в последний момент и вещи собирали в спешке. Поэтому из Мск мы вырываемся только в 4 пополудни. Мы — это я, Рин de_laerra на Yamaha TT250R Raid, и Олег LazyCat на Suzuki VX800. Пролетаем по полупустой Ярославке, тошнимся по ямам в Ярославле и Вологде и затемно сворачиваем по указке навигатора на проселочную дорогу. Гамма-лучи добра Навителу, заведшему нас в гребеня, отменяются, тк дорога мне понравилась!=) Уже совсем темно, пора искать ночлег. Олег додумался спросить дорогу у гопников, бухающих в гаражах в какой-то деревушке. Те нам очень рады! Они объясняют дорогу и даже предлагают ночлег, мол хата все равно ща пустует. Кто-то из алкашей уже лепечет про покатаццо… Призрак Скутта как живой встает у меня перед глазами. Кое-как от них отбояриваемся и едем дальше.
Ночь, вой собак вдалеке, грейдер типа «стиральная доска», Выкса весело подпрыгивает впереди и совы сначала смотрят на нас О_О, а потом неторопливо вспархивают с дороги. Рромантика!=)))) Мы не заморачиваемся и разбиваем лагерь прямо в поле, метрах в 50 от дороги.
От Вологды до Медвежьегорска мы идем «поверху» Онежского озера, через Вытегру и Пудож. Некоторые сомневались в наличии там нормальной дороги. Так вот, дорога там офигенная! Для эндуро^___^ Местами почти автобан, но в основном ямочный ремонт, стыки и канавы, а иногда и «стиральная доска». Кое-где асфальта нет вообще, только щебёнка. Дорога настолько «хороша», что Выкса теряет левое зеркало по пути — резьба расшаталась и не держит. Погода мерзкая — дождь, морось и слякоть, но вокруг все равно есть на что посмотреть. Двухполоска погрызенного временем асфальта петляет по лесу и пробирается между полями, заросшими иван-чаем, изредка показывая свинцовые края озер. Что может быть прекраснее? Как выяснилось на стоянке, антикомариные спираль не согласились с моей оценкой дороги и в знак протеста рассыпались в пыль. Вареная картошка в кофре Олега тоже не пережила эту поездку. Зря мы завернули ее в фольгу, а потом положили в жесткий кофр и прокатили по грейдеру. Тонкий слой картошки изнутри совсем не украсил кофр=(
Грейдер типа «стиральная доска», лайт версия
В Карелии половина встречных машин проезжает мимо с лодками в прицепах, а на озерах плавают рыбаки. Я почти жалею, что не рыбак. В Медвежьегорске огромная очередь из машин на Москву на первой заправке со стороны Вологды. Доезжаем до колонки на выезде в сторону Колы, там очереди нет совсем. Пока едем, кручу головой. Сначала ничего интересного, обычный захолустный городок. А потом рраз! и прямо посреди города в низине торчит одинокая сопка, поросшая сосновым лесом! С дороги видно только вершину сопки над обрывом, и она похожа на летающий остров из «Аватара». Говорят, в Медвежьегорске не только горки есть, но и медведи по улицам гуляют, особенно голодными зимами.
Кола встречает нас ремонтом и дождем. Сначала мы планировали заночевать в Кеми. Но мне холодно и сонно, скорость реакции падает и я чуть не падаю, пережав передний до блокировки колеса на мокром свежеположенном асфальте. Вовремя добавляю газу и выправляю мот. Пора отдохнуть. Найти нормальную отворотку среди болот под Сегежей — тот еще квест. На одной скользкой лесной тропке Олег роняет Выксу на песке и не может из под нее вылезти, тк ногу зажало. Места глухие, до трассы далеко. Отчаяние увеличивает мои силы, и совместными усилиями мы-таки поднимаем эту жирную дуру.
Ночью дождь становится настоящей грозой. Я просыпаюсь от грохота молний прямо над нами и громкого стука капель по крыше палатки. Приступ паники: земля раскиснет, и мы увязнем в болоте прямо с палаткой, или в палатку ударит молния, или Выкса опять упадет на грунте, или увязнет в глине при выезде и будем тянуть ее трактором...%) Сейчас мне смешно вспоминать свои ночные страхи=)
Брусника еще не созрела, зато чернику уже можно добавить в кашу:
Утром трасса М18 (она же Кола) предстает перед нами во всей красе. Тут и серпантины, и перевалы, и сосны с озерами, и сопки, и болота… Асфальт отличный, только местами (под Сегежей, например) ремонт. Много знаков «сиськи», «крутой поворот» и «обгон запрещен». Аккуратнее с обгоном, я читала про ментовские подставы с этими знаками. С заправками тоже все ок, главное в «Кеми» бензин не заливать=) Мы раз в 250 км заправлялись, канистра нам так и не пригодилась. Чем дальше от мегаполиса, тем вежливее водители. Машины прижимаются к обчине, а фуры мигают правым поворотником — мол, все чисто впереди, обгоняй давай! Олег после обгона показывает им «большой палец вверх», а я киваю и говорю «спасибо!» Плевать, что меня не слышат, я верю в карму и искренне благодарю этих добрых людей.
На заправке встречаем семейную пару киевлян на боевом трансальпе (Костя и Вика, если вы это читаете, привет вам!=)) Они дают нам ценный совет: заливать до полного бака на каждой заправке. Олег гордо трясет перед ними 5литровой канистрой с бензином, а я хвастаюсь маложорностью Райдо. К слову сказать, мы провезли эту несчасную канистру от Медвежьегорска до самого дома, и она нам ни разу не пригодилась. С заправками на Коле в этом году не так уж плохо. Главное — не заезжать на заправку «Кемь» рядом с Лоухами. Никогда, слышите, НИКОГДА там не заправляйтесь!!! Я не знаю, что за адскую смесь они там бодяжат, но Райдо после нее по перевалам еле тянул 60 км/ч, а вечером я узрела оплавленный задний пластик. Все местные потом понимающе кивали: да, мол, бенз там редкостное гуано, уж лучше в сами Лоухи заехать и там заправиться.
Типичное северное озеро. На горизонте — горы
Болота вдоль дорог встречаются чуть ли не чаще озер
Я ухитряюсь уронить Выксу на следующей заправке прямо на бордюр колонки. Так Олег лишается последнего зеркала. До Мурманска и дальше он чешет за мной без зеркал, периодически делая разминку шеи и вздрагивая от внезапно обгоняющих нас машин.
Выкса смотрит в будущее без зеркал, но с оптимизмом: она еще не знает, что ее ждет=)
Обедаем мы все еще в Карелии. Изначально я хотела сделать крюк слева от Колы через Поросозеро, Костомукшу и Калевалу, но Роман topaz9 меня вовремя отговорил.
дороги как таковой там нет вовсе, заправок нет, комары буханку хлеба на лету сжирают :)), местность болотистая, глинистая, если пойдут дожди то всё — аллес капут! Если на ттрке ещё можно попробовать сунуться, то на чоппере там будет очень грустно!!! Можете надолго там встрять!До выезда шли сплошные дожди, и на первые дни обещали тоже слякоть. А негативный опыт тягания дорожника из грязюки у меня еще с Белки был, больше не хотелось=)
Впрочем, немного Карелии удалось посмотреть:
Искусственный канал Княжегубской ГЭС спускает воду Ковдозера в Белое море по кратчайшему пути.
Последние километры до Мурманска даются нам с Райдо очень тяжко. Он страдает от хренового бензина, я страдаю от болей в отсиженной напрочь попе. Его трясет от 60 км/ч в горку на 6 передаче, меня трясет от лютого, пронизывающего до костей холода. Теперь я окончательно убедилась, что городская текстилька не годится для дальняков на север. При прямой посадке ветер задувает прямо в почки и морозит ничем не прикрытое горло. Приходится наматывать флисовый шарфик и мечтать о правильной туринговой куртке: длинной, с воротником-стойкой, гортексом и кучей утяжек/молний/карманов. Порывы ветра переставляют легкий мот на встречку, особенно весело это случается на серпантине в крутых поворотах. Дождевик люто парусит, козырек от шлема я успеваю снять до вывиха шеи. Вечереет, и все вокруг заливает неестественным светло-серым светом. Это полярный день.
После поворота на Хибины мы внезапно въезжаем в облако. Говорят, будто на облаках легко и приятно. Врут, демоны! Воздух становится водяной взвесью, через мгновенно мутнеющий визор пробивается только свет фар. Идем по приборам. Плевать на 10 грудусов «тепла», дождь и ветер! Только вперед, только на север!
Под Мончегорском пейзаж меняется с горного на апокалиптический. Чувствую себя героиней Фоллаута: мы
Местные байкеры рассказывали, что раньше, до того как срубили искореженные деревья, пейзаж под Мончегорском был «ну чисто Мордор!» Особенно эпично их черные обгорелые останки смотрелись туманными утрами. А ведь Монча по-саамски «красивая тундра», Мончегорск — город в красивой тундре. Сейчас это звучит как издевательство.
Горячий кофе на заправке в дождь и холод — напиток Богов! Местный парень рассказывает про свою иксэрку, смотрит на нас с уважением говорит, что предпочитает кататься в более теплую погоду. Делаю сложные щщи, в душе мечтая телепортироваться вотпрямщас куда-нибудь в Гану.
После круговых перекрестков Оленегорска начались участки снятого асфальта. Очень глубокие участки с перпендикулярными, а не сглаженными как обычно краями. Олег потом рассказал мне, как весело штурмовать эти ступеньки на дорожном моте! Даже внедорожники объезжали эти дырки по встречке. Но мне пофиг, я на эндуро, а объезжать на эндуро ямки — не комильфо. Поэтому пру как танк напрямик, паля в зеркалах периодически отстающего Олега.
Мотогостиница в Коле (около Мурманска) — особое место. Атмосферу дружной тусовки по интересам я знаю и люблю еще с Зиланта. После выматывающего дня пути так офигенно отмыться от дорожной пыли, а потом сидеть у камина в тепле и сытости, лениво щуриться на огонь и слушать байки постояльцев! Там есть комната, все стены которой расписаны пожеланиями и подписями гостей. На потолке пока осталось пустое место, так что поторопитесь заехать и оставить свой след в истории;) Большое спасибо Сергею Витюку за то, что создал и хранит это замечательное место!
Байкпост свел нас с замечательным человеком — Романом topaz9 из Заполярного. Парень просто оставил коммент к моему посту, а мы воспользовались приглашением и нагрянули в гости=) Бойтесь, камрады — вот так позовете нас в гости, а мы возьмем и реально приедем:-D Ромка, спасибо тебе за компанию, за помощь и за вписку! Спасибо тебе за то, что ты принял совершенно незнакомых людей как родных, показал самые офигенные места в окрестностях, выгуливал по серпантинам с немыслимой для спорт тура скоростью 110 км/ч и познакомил с не менее замечательными людьми в Заполярном, Апатитах и Оленегорске! Без вас с ребятами все было бы гораздо печальнее. Водопад мы бы точно не нашли, и на сопку бы наверняка не полезли, и вокруг Кольской плутали бы часами, и крабов бы с морошкой не попробовали…
Северные байкеры — гостеприимные ребята, особенно если вы в состоянии выдержать их суровое северное гостеприимство^___^ Роман рассказывал нам байки про какого-то немецкого байкера, случайно встреченного Никсоном Nick на заправке. Немец спокойно ехал по Коле в сторону Финки, но на свою беду встретил Никсона, который проводил его до Титовки и сдал Роману с рук на руки. Сначала его зазвали на свадьбу к неправильному голдоводу Эврику Evrik и напоили самогоном. Там он узнал, что такое русский праздник. Потом Эврик покатал его на своем Урале по Рыбачьему. Два дня жесткого продубаса в подпрыгивающей на кочках коляске, все-таки отвалившейся от мота по дороге домой… Это было весело! Правда, на следующее утро немец собрался и втихую уехал, не прощаясь, пока Эврик был на работе.
Ключевая точка нашего путешествия — Заполярный, городок рядом с Кольской Сверхглубокой скважиной и полуостровом Рыбачий. Город весело раскрашенных пятиэтажек, с щербинами от времени и лютых северных ветров. Город кривых домов, стоящих на разных уровнях высоты. Город при комбинате, пахнущий серой и задыхающийся от мелкодисперсной пыли. Страшненькое место, если вдуматься. Но мне гораздо неуютнее в лесу, чем в любом индустриальном городе.
Здесь спокойно и тихо. Можно оставлять мот на улице на ночь, а при походе в магазин не забирать шлем с руля. Местные друг друга знают, а город закрыт со всех сторон — справа КПП, слева Норвегия.
Комбинат «Печенганикель», дым от которого теплым ветром несет на Заполярный
Первое, что показал нам Роман — Трифонов Печенгский мужской монастырь у поселка Луостари, на месте слияния рек Нама-Йоки и Печенга. Самый северный православный монастырь в мире в 1529 году основал бывший разбойник Трифон Печенгский. О том, что он был лихим человеком и водил свою ватагу, узнали недавно, тк в XVIII веке жития святых-основателей монастырей правили под единый канон: мол, с младенчества уклонялся от игр, первым приходил в церковь, затем услышал призыв идти основывать обитель и тд. Основанная бывшим атаманом обитель простояла на этом месте недолго, всего 20 лет. Потом на Печенгу пришла из Свято-Троицкого Кольского монастыря «буйная» братия, недовольная строгостью тамошнего устава, и выгнала основателя из собственного монастыря. В его отсутствие братия самовольно перенесла монастырь из Трифоновской пустыни в устье Печенги, где было удобнее заниматься промыслами, торговлей и прочими мирскими делами. Через восемь лет основатель вернулся на Печенгу вместе с новым игуменом Гурием и Жалованной грамотой от царя Иоанна Грозного и усмирил буйных монахов. Потом умер, успев перед смертью изречь пророчество: мол, обитель разорят, а вы умрете в муках. Так и вышло. Через шесть лет на монастырь напали финны, но игумен Гурий запретил братии сопротивляться и устраивать побоище в церкви. Почти все монахи послушались настоятеля и умерли на коленях, а немногочисленные выжившие перебрались в Кольский острог.
В конце XIX века монастырь был возрожден и сумел пережить революционное лихолетье в силу того, что с 1920 года отошел к Финляндии вместе со всей Печенгской волостью. Во время Второй Мировой войны он был занят частями вермахта и превращен в опорный пункт. В 1944 году в ходе наступательной операции наших войск весь монастырский комплекс стерли с лица земли. Сохранилось лишь здание Рождественской церкви, построенное в устье Печенги в 1910 году, но в 2007 году сгорело и оно.
Восстановить храм было решено не в устье Печенги, а на первоначальном месте — у слияния Нама-Йоки и Печенга. Это будет даже не храм, а целый монастырский комплекс — реконструкция реально существовавшего в XVI веке монастыря-крепости. Тк на большей части территории Кольского края нет строевого леса, бревна приходится везти из архангельских лесов. Храм преподобного Трифона в разобранном виде привезли из Карелии. Купола, иконостас и церковная утварь сделаны руками заключенных ревдинской колонии. На стройке тоже работают заключенные.
Вечером Роман ведет нас на Кольскую Сверхглубокую скважину. Пейзажи вокруг просто потрясающие: блестящие под закатным солнцем горы темно-серого глянцевого шлака, синие-синие озера, покрытые летней зеленью сопки, действующие и заброшенные карьеры, неторопливые карьерные самосвалы… Все покрыто толстым слоем пыли. Мелкая противная пыль летит из под колес, проникает под визор, оседает на экипе и моте. За нами — целые облака пыли.
Гравийка из крупного щебня с трудом, но проходима даже для чоппера (привет, Серега на Вираге!=))) Только надо точно знать, где свернуть, тк карьеры рудников по соседству рабочие, и дорога петляет между ними как пьяная гадюка. Фотографировать надо сразу, как только видишь удачный ракурс. Вот так отложишь фотосет на обратный путь, а потом оба аккума фотика оп! и уже разряжены=( Впрочем, в памяти моей эти картины останутся надолго.
Что такое Кольская Сверхглубокая скважина и почему ее надо видеть очень подробно расписал Эврик. Я все равно не расскажу лучше, поэтому вот пара фоток оттуда:
Вечером — более тесное знакомство с местными байкерами. Эврик, добрая душа*____*, угостил нас собственноручно выловленными крабами. Впервые в жизни пробуем настоящее крабье мясо, шикарная закуска к пиву! В 60х годах в рамках эксперимента с Дальнего Востока в Баренцево море самолетами завезли камчатского краба. Тогда намечался визит американского президента в СССР, и его хотели побаловать свежим деликатесным мяском. Президент так и не приехал тогда, но крабов уже привезли в Мурманск. Они изрядно расплодились с тех пор, пожрали все живое на дне и порушили экосферу так, что рыба ушла от берега, ибо ей нечего стало жрать. Причем камчатские крабы даже до норвежских берегов добрались, там за отлов этих вредителей денег дают. А в России, наоборот, по 800р с носа за найденную клешню отбирают.
Полярный день безмерно демотивирует: когда в 3 часа ночи еще светло, а в 4 уже светло, график летит к чертям. А зимой тут морозы под -30, страшные ветра и полярная ночь. Представляете, когда целый день не светит солнце? И на следующий день не светит. И так до весны. Это же любой нормальный человек повесится, хоть как пятиэтажки раскрашивай. Не зря у живущих за Полярным кругом есть полярная надбавка к зарплате и отпуск около 80 дней. Выживают там только люди с исключительно крепкими нервами.
Роман возвращается с ночного дежурства, и мы едем в Никель смотреть на водопад. Дороги рядом с Заполярным — рай для спортоводов: серпантины, крутые повороты, отличный асфальт. Им есть, где разгуляться!
По пути нам часто встречаются то военные части, то танки на прогулке, то закрытые полигоны:
Викимапия подсказывает, что дорога ведет к складу взрывчатых веществ
Никель был основан в 1934 году, когда Печенга (Петсамо) принадлежала Финляндии, и назывался изначально Колосйоки. Американские и французские компании вели здесь добычу никелевых руд, и говорят, именно давление этих стран не позволило СССР присоединить Печенгу в 1939 году. А всё вместе сложилось в совершенно неповторимый ансамбль финских и советских зданий, адаптированных к условиям Крайнего Севера у подножья монструозного горно-обогатительного комбината «Печенганикель». От Заполярного до Никеля — всего 19 километров, и два города образуют единое целое. Это касается и производственной цепочки, и разделения функций. Заполярный — чуть-чуть крупнее и город. Никель — ПГТ, но зато райцентр. Народ активно ездит в обе стороны на работу. Дорога проходит по краю сопки, на высоте около 200 метров над городом, и гигантский завод отсюда кажется игрушкой.
Никель — один из самых грязных городов в России. По сути это малый Норильск. Атмосфера вокруг соответствующая. Адъ, промзона и Фоллаут. Выжженная пустошь: растений уже нет, монстров еще нет. Воняет серой и нагретым битумом. Жааарко. Нам вообще безмерно повезло с погодой: +25 градусов тепла на севере редкость)
Зеленые сопки Норвегии на фоне ГМК «Печенганикель». Низкая бетонная труба слева — официально памятник промышленной архитектуры, первая цельнобетонная труба в СССР (1949), на момент постройки бывшая ещё и самой высокой трубой Союза (160м). Верхушку (35 метров) пару лет назад пришлось срезать, так как за полвека сернистые выбросы разъели бетон
Водопад на реке Шуонийоки уютен, прохладен и прекрасен. Место не баянистое, соответственно не загаженное. Там даже указателя нет, кто знает — сам найдет. Говорят, весной он разливается гораздо сильнее, а сейчас было засушливое лето и он слегка пересох. А еще вокруг растет много вкусной черники*____*
После водопада мы возвращаемся в Заполярный и пробуем скататься без пропуска в Лиинахамари. Не получилось, злобные пограничники развернули нас обратно=(
Окей, едем брать штурмом Генеральскую сопку. В XVI веке Трифон Печенгский прятался в её пещерах от разгневанных лопарей-язычников, поэтому раньше она звалась Спасительной. После Второй Мировой сопку стали называть «Генеральской», потому что там погиб Герой Советского Союза Алексей Генералов. В Луостари и Корзуново тогда располагались штабы немецкой радиоразведки и военный аэродром. Судя по табличке на вершине сопки, именно с нее советские разведчики осуществляли дерзкие операции на коммуникации противника.
На лесной тропинке отрываюсь далеко вперед, по лужам и ухабам качу сквозь ветки — красота!*___* Тут спорт, чоппер, спорт-турист и дорожник мне не конкуренты. Потом, правда, пришлось возвращаться… Сопку я штурмую в кроссовых ботах с металлическими накладками на мысу. Очень неудобно, ноги скользят по камням, хорошо хоть за кусты цепляться можно! Это мы коротким и быстрым путем лезем. Зато с горы открывается отличный вид на окрестности. Тут же, на вершине, я впервые пробую «северную малину» — морошку. Очень вкусная ягода, только ради нее стоило карабкаться 200 метров вверх!=)
На этом кончается первая часть отчета про дорогу на север и два насыщенных дня в Заполярном.
Вторая (про Хибинские горы и альпийский ботанический сад) и третья (про долгую дорогу домой и добрых людей) части отчета пока в процессе написания.
На север! Часть вторая: об эндуро на трассе, труъшном чоппере и Хибинских горах
- de_laerra
- Рин
- 16 августа 2013 в 9:37
- 7
- +65
- Orange_tail
- 16 августа 2013 в 10:19
- ↓
Всегда интересно взглянуть на свой край под другим углом. Спасибо, отличный пост!:)
здесь был ататат
здесь был ататат
здесь был ататат
южную природу я примерно представляю (с детства каждое лето в Крыму), хотелось посмотреть на северную.
а вообще это все отчет ныне выпиленного с БП mixer_msk «К сердцу северных гор» про Хибины. я его прочла и прониклась. потом еще 5 раз прочла и еще сильнее прониклась=)) а потом были отчеты ребят с мототрэвелс и офигенные фотки Рыбачьего, Хибин и Карелии.
и я подумала, что Карелия с Хибинами — те места, где обязательно надо побывать. как Байкал, Алтай и Камчатка, только чуть поближе
а вообще это все отчет ныне выпиленного с БП mixer_msk «К сердцу северных гор» про Хибины. я его прочла и прониклась. потом еще 5 раз прочла и еще сильнее прониклась=)) а потом были отчеты ребят с мототрэвелс и офигенные фотки Рыбачьего, Хибин и Карелии.
и я подумала, что Карелия с Хибинами — те места, где обязательно надо побывать. как Байкал, Алтай и Камчатка, только чуть поближе
здесь был ататат
Вот кстати этим летом, девки ходили и в топиках, и без оных!
Это лето вообще выдалось очень жарким, в конце мая был побит температурный рекорд за всю 100 летнюю историю метеонаблюдений в Мурманской обл. + 36 тепла, и такая жара стояла неделю! Для нас — северян это небывалый праздник!
Все окрестные озёра были забиты загорающими людьми не меньше чем на пляжах в Сочи!:-)
Это лето вообще выдалось очень жарким, в конце мая был побит температурный рекорд за всю 100 летнюю историю метеонаблюдений в Мурманской обл. + 36 тепла, и такая жара стояла неделю! Для нас — северян это небывалый праздник!
Все окрестные озёра были забиты загорающими людьми не меньше чем на пляжах в Сочи!:-)
Эх ребят видели бы вы пейзаж под мончегорском лет 15-20 назад. Как после атомной войны… Заправка в кеми… проклятое место, там столько движков похоронено, что по ночам их призраки летают огромным хороводом. И да) у нас все не как у людей — пол года день, пол года ночь) с непрывычки организм идет в «раздрай» но привыкнуть легко. через годик — два)))) А водители у нас… Хм… Каждый год катаясь по России с таким удовольствием возвращаюсь на родные дороги! Конечно тлетворное влияние автокретинизма есть, но во много раз меньше, чем на «большой» земле. Ребята конечно молодцы, но они еще Умбу и Варзугу не видели — там красотища слов нет. Ну и самая вкусная достопримечательность — хот доги и гамбургеры на заправках Statoil. Приезжайте к нам в Мурманск будем рады видеть)
А почему от плохого бенза пластик оплавился, он что прямо в глушителе горел чтоли?Наверно. От плохого бенза и не такое бывает…
И зачем 60км/ч в горку на 6 передаче ехать?Мот больше не тянул. Выкручиваешь ручку на полную — а он все равно не едет. Понижаешь передачу — едет еще хуже
Ребяты, обалденно написали, да ещё и кратким историческим описанием!:-) С нетерпением жду продолжения!
Отдельное мерси за тёплые слова....., мы всегда рады гостям. У нас столько обалденно красивых мест, и хочется чтобы больше народу увидело эту красоту!
Так что приезжайте, всегда встретим, приютим, покажем, расскажем!:-)
Отдельное мерси за тёплые слова....., мы всегда рады гостям. У нас столько обалденно красивых мест, и хочется чтобы больше народу увидело эту красоту!
Так что приезжайте, всегда встретим, приютим, покажем, расскажем!:-)
если ехать не поверху Онежского озера, как мы, а кратчайшим путем мимо Новгорода — то ок. дороги нормальные, ремонт в нескольких местах всего был. даже в Торжке походу ямы подлатали=) латки под Оленегорском к следующему году заделают, и под Сегежей авось асфальт положат
И шмоток с собой везти кучу… блин.да, тебе поизвращаться придется для крепления шмота. советую гермомешки прикупить — офигенная штука, вещи теряют в объеме в полтора-два раза.
- hrenov_drumm
- 31 августа 2013 в 2:09
- ↑
- ↓
Да там того ремонта, километров 20, вполне можно потерпеть. Я на харлее ездил — харлей не развалился :)
- Novozhil33ru
- 18 августа 2013 в 16:51
- ↓
Молодцы! А как дорога до Костомукши не подскажете? Собираемся туда недельки на две, на охоту/рыбалку в середине сентября ( правда на авто ).
От Ярославля до Вологды автобан, причем в самих городах асфальт на удивление хреновый. За Вологдой сначала идет неплохая дорога, но в какой-то момент начинается неровная — со стыками, ямами и прочими радостями. Перед Вытегрой и за ней есть участки, где асфальта нет вообще, только ремонт и разбитый грейдер.
Между Пудожем и Медвежьегорском ямы, причем иногда глубокие.
На М18 между Медвежьегорском и Сегежей активный ремонт, снят асфальт и местами только одна полоса и регулировщики=>пробки. Где-то около Сегежи вообще ад был: километровый участок разбитого наглухо грейдера с огроменными ямами и булыжниками.
От М18 до Костомукши не знаю, мы туда не заезжали.
Между Пудожем и Медвежьегорском ямы, причем иногда глубокие.
На М18 между Медвежьегорском и Сегежей активный ремонт, снят асфальт и местами только одна полоса и регулировщики=>пробки. Где-то около Сегежи вообще ад был: километровый участок разбитого наглухо грейдера с огроменными ямами и булыжниками.
От М18 до Костомукши не знаю, мы туда не заезжали.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (69)
RSS свернуть / развернуть