- Пробег для публикации поста в сообщество: 15.00 км
- Читателей: 4286 | Постов: 2495
Данный блог создан для публикации рассказов, фото и видео отчетов о путешествиях на любой мототехнике.
Администраторы (1)
Модераторы (0)
Модераторов здесь не замеченоЧитатели (4280)
kim Mila none9 none10 NalVal Kyryll Integra Osama Temy4 TriAl Urlak Malashka maximus KOSHKA Stich glyaks100 anro mia Pechota CriggerMarg Zhilinsky ArSoron ezhische hermes swamprunner7 PARUS spamer80 tapin13 nbaksalyar AXS KwaziMode ginecolog Oziris RedLine RMZS Satt 3dinfo gnus Wishka Bike-TV Vacelica abc Alan Hydrophonic Nastik shakawkaw pmg Marcus egoisto DroiDВсе читатели
Путешествия → Север. Туда и обратно. Часть III.
Мысль о том, что можно проехать две тысячи километров, а потом спасовать перед последней (пусть даже самой трудной) сотней, казалась мне какой-то дикой. С другой стороны, я прекрасно понимал ребят. Саша с Никитой были на Нинзях, для которых поездка на Рыбачий — та ещё авантюра, ведь байки, во-первых, далеко не туристические, а во-вторых, совсем и не эндуро. Тайгер у Миши большой и тяжёлый, поэтому риск завалиться где-то на перевале, сломать себе или байку что-нибудь и своим ходом оттуда уже не уехать был значительным. Да и сам я тот ещё эндурист: на Строме дорожная резина и даже защиты картера нет, а навыки вождения по бездорожью оставляют желать лучшего. Но неужели можно проехать две тысячи километр
В итоге решение, к которому мы пришли, устраивало всех. Просыпаемся, смотрим город, заезжаем в сервис (на всякий пожарный), а после этого попробуем проехать на Рыбачий. Если поймём, что дорога совсем плохая, просто развернёмся и поедем обратно. Тем более, что погода хорошая и полярный день — солнце не заходит, поэтому времени куча и сил много.
Только попробуем, говорили они, если что — развернёмся...
Предыдущие части: первая, вторая.
Утром все встали легко и непринуждённо. Спать в удобной кровати после душа — волшебно, особенно когда две предыдущие ночи ты провёл в палатке и мылся в озере. Наскоро позавтракали в кафе при гостинице — меню в «69 параллели» не особо изысканное, но выходить куда-то нам было крайне лень. К часу дня за нами приехал Артём, обещавший провести экскурсию по городу, а погода к этому располагала — хоть и облачно, но тепло. План на сегодня был следующим — сначала едем смотреть «Алёшу» и «Ждущую» (шта?), потом в сервис — для детального осомтра байков и подтяжки цепей, а после едем на Рыбачий. Ну, в смысле пробуем :)
Вид с балкона нашего лакшери пентхауса
Как говорили местные ребята, смотреть тут особо нечего, ведь на север все едут ради природы, которая начинается (внезапно) далеко за пределами Мурманска. Здешние дороги не отличаются особым качеством, но удивляют жителей равнин постоянными подъёмами, спусками и крутыми поворотами, ведь город построен на сопках. Эдакий северный Сан-Франциско. Но только виды здесь открываются не на мост «Золотые ворота», а на морской порт, растянувшийся вдоль всего побережья. Хотя надо отметить, что большой мост здесь тоже есть. Каких-то особых заметок касательно архитектуры я сделать не могу — назвал бы её типичной советской: тяжелой, серой и ничем не примечательной.
Первым делом Артём повёл нас к «Алёше» — так здесь принято называть мемориал, посвящённый защитникам Заполярья в годы ВОВ. Фигура солдата высотой в 35 метров входит в десятку самых высоких памятников России, но если это место всё равно не кажется вам чем-то интересным, то приехать сюда стоит как минимум ради одного из лучших видов на город. Мемориал является, пожалуй, главной исторической достопримечательностью Мурманска, поэтому здесь всегда относительно людно.
Погуляв немного и сделав кучу фотографий, мы поехали к «Ждущей» — памятнику женщинам, ждущих своих моряков из плавания. Большая часть населения Мурманска занята работой, так или иначе связанной с морским промыслом, поэтому ничего удивительного в таком постаменте нет. Толп туристов здесь замечено не было.
И на этом, собственно, основная часть культурной программы была закончена. Артём повёз нас в сервис, расположенный возле МГТУ (там же располагается один из местных мотомагазинов). Впереди была дорога на Рыбачий, поэтому хотелось на сто процентов убедиться в исправности техники. Андрей, хозяин мастерской, представлял из себя человека весьма… колоритного. Вот если попросить обывателя описать настоящего байкера, то, пожалуй, такой образ мы и получим: здоровый бородатый мужик с хриплым низким голосом и немного бандитского вида. Ближайшие пару часов мы занимались своими мотоциклами под его комментарии, да слушали армейские рассказы местных байкеров, то и дело подъезжавших к сервису. Казалось, что каждый здешний мотоциклист имеет отношение к ВМФ, так как различных увлекательных историй о службе мы наслушались вдоволь. По окончании работ, в процессе которых мы активно использовали силы и инструменты Андрея, тот даже не захотел с нас денег брать. Мол, да вы сами всё делали, я-то что? Ей-богу, приятно. Кто там опять заикнулся про «мифическое мотобратство»?
Ох и надоела мне эта смазка цепи
Во время ТО Никита вдруг сказал, что у него немного прихватывает живот, а посему на Рыбачий он с нами ехать не решится. «Совпадение? Не думаю.» — сказал кто-то голосом Киселёва у меня в голове. Однако, даже если про живот Никита слукавил, то на него всё равно никто в обиде не был: поездка обещала быть сложной, мотоцикл его для таких дорог не очень-то предназначен, да и вообще это его второй сезон, так что лучше лишний раз не рисковать. На другом конце страны-то. Незаметно для нас время перевалило за пять вечера, но это совершенно не напрягало: ведь в Мурманске полярный день, солнце не заходит, куда торопиться? Но скоро этот коварный полярный день сыграет с нами злую шутку.
Мы попрощались с Никитой, который поехал в гостиницу, встретились с Бородой и Игорем, залили полные баки и отправились через мост на другую сторону Кольского залива. Для начала Иван устроил нам репетицию дороги на Рыбачий, поведя за собой к берегу по крутому грунтовуму спуску. Там мы полюбовались на ещё одну панораму порта, потрогали воду (она внезапно очень холодная) и сделали пару кадров.
«Сфоткай типа улыбаюсь.» — ваш покорный слуга скалится на берегу Кольского.
После поехали к мемориалу Воинам ПВО, который расположен неподалёку. Техника на постаментах, гуляющие жители — чем-то напомнило мне нашу Поклонную Гору. Во время прогулки Борода подробно рассказывал о военной истории Мурманска, о множестве памятников, свидетельствующих о боях, которые проходили здесь во времена второй мировой. Вот опять же: байкер, который об истории своего края может поведать столько всего. В ком там ещё живы стереотипы о пьяных толстяках в косухах?
Напоследок Иван посоветовал нам не пропустить Долину Славы — пожалуй, одно из самых памятных мест на мурманской земле, оно как раз находится по дороге на Рыбачий. А мне всё не давало покоя желание поскорее выдвинуться на полуостров. Нет, я не торопился. Я предвкушал.
Когда ребята говорили нам, что с погодой нам сказочно повезло — они были правы. Солнце сопровождало нас почти всё время, что мы провели в Мурманске, а здесь это большая удача. Читаешь чужие посты, видишь «дождь, который лил, не переставая, часами» и понимаешь, что если бы не погода — мы бы не увидели того главного, ради чего стоит ехать на север. Видимо, не зря при планировании поездки я выбрал именно июль — в среднем, здесь это самый тёплый месяц.
Выезжали из города мы около восьми вечера (!), а ведь впереди было около 250 километров пути. Почему так много? По плану мы должны были добраться до Заполярного, там заправиться и залить канистру — Мише теоретически могло не хватить топлива, поесть, и поехать на полуостров. Кстати, это единственный раз за всю поездку, когда канистра нам должны была пригодиться (спойлер: не пригодилась). Почему так поздно? «Полярный день же! Солнце ведь не опустится и мы будем всё время ехать будто вечером! Усталости не будет!» — наивно думал я первые пять часов пути…
Чтобы вы примерно понимали, как выглядит полярный день
Трасса в сторону Норвегии — это просто какой-то рай для мототуриста. Мягкие подъёмы и спуски, постоянные неспешные повороты, которые не дают тебе заскучать, красивейшие пейзажи, освещённые незаходящим солнцем. Мы держали крейсерскую сотню и нам не хотелось ехать быстрее. Дорога свободна, покрытие идеальное, встречные машины попадаются раз в десять минут. Ты едешь и получаешь чистое удовольствие от движения. Единственное, что начинало немножечко напрягать — похолодание. Из Мурманска я выезжал в тонкой футболке (естественно, под экипом), а уже через полчаса пришлось надеть толстовку. Ну а в шестидесяти километрах к северу от города я был уже упакован во всю тёплую одежду, что лежала в кофре. К счастью, этого оказалось достаточно. Шерстяной свитер, который я купил два года назад в Бресте вновь спас меня в путешествии.
Через час после выезда из Мурманска мы, миновав очередной поворот, оказались у Долины Славы. Это место расположено на огромной равнине, со всех сторон окруженной горами. После семидесяти километров спусков, подъёмов и поворотов прямолинейность равнины поражает. И придаёт особую энергетику. Я даже не знаю, с чем можно это сравнить. Тишина, разрываемая только протяжными гудками проезжающих машин, добавляет спокойствия к общей картине величия этого места. Скорбного спокойствия, которое не в силах нарушить никто. Чёрные гранитные плиты, с высеченными на них именами тысяч погибших, таблички, на которых неровным почерком написаны последние письма из прошлого, могильные плиты с фотографиями людей, которые уже никогда не постареют. Никогда у меня не было каких-то особых ощущений, связанных с энергетикой подобных мест, но здесь… в общем, я думаю, вы тоже не сможете проехать мимо и не побродить в безмолвии этого места несколько минут.
В начале десятого мы, разорвав тишину Долины тремя громкими сигналами, продолжили свой путь в Заполярный. Останавливались лишь на таможенном кордоне у поворота на Рыбачий, где показали паспорта дежурным пограничникам. Сюда нам придётся вернуться через пару часов. Дальше по дороге попадаются разве что приграничные военные части, их здесь много, ведь Кольский имеет важное стратегическое значение для страны. Трасса продолжает радовать красотами, петляя между холмов и озёр, солнце всё также висит над горизонтом, плавно двигаясь с запада к северу.
В заполярном, найдя для начала заправку, первым делом пытаемся понять, как проехать на Кольскую сверхглубокую. Находится она на территории горно-металлургического комбината, поэтому со стороны города (откуда мы по своей наивности решили заехать) так просто туда попасть нельзя. О чём нам и поведал охранник, стоявший на КПП. На самом-то деле, проехать туда свободно можно с другой стороны, и я немного расстроился, что повёл ребят через город. Однако, теперь я думаю иначе. Нам повезло, что мы не попали туда. Почему — вы поймёте позже. Спросив у местных, где здесь можно поесть в такое время (стрелки на часах показывали двенадцатый час), мы отправились подкрепиться. Перекусив шашлыком, который показался Саше крайне подозрительным, да выпив чаю, собрались в обратный путь.
Сидим с другом в летней кафешке
До полуночи оставалось не так много времени и я понимал, что кое в чём, кажется, ошибся. Полярная ночь — явление очень коварное, особенно для наивных москвичей, которые с этим явлением не сталкивались. Вот ты едешь себе и едешь, солнце светит, мотор приятно урчит, и кажется, будто готов пройти хоть тыщу километров ещё — в таких условиях тебе всё нипочём. А усталость (беспощадная ты стерва!) подкрадывается к тебе неожиданно где-то в кафе на окраине Заполярного и говорит такая: «Здрасьте! Не ждали?»
Но по дороге до заправки мне таки удалось с ней справиться. Залили полные баки и канистру, которую торжественно вручили Мише, упаковались/застегнулись и поехали. Причём поехали не одни — вместе с нами заправлялись местные ребята на Уралах (мотоциклах) и спросили, куда и как быстро мы едем. А мы всего-то 90-100 пойдём до Рыбачего — топливо надо беречь на всякий случай. «А можно мы с вами?» Ну конечно! Так и двинулись колонной в обратный путь. Солнце теперь светило впсину спину, а от этого окрестности казались ещё более красивыми. Обилие поворотов и спусков прогнали беспощадную стерву (усталость) и вновь позволили в полной мере насладиться окружающими ландшафтами.
Красивая тень такая красивая
Казалось бы, ничем не примечательная фотка, но… обратите внимание на серую коробочку с правой стороны кадра.
Именно тут и произошло досадное недоразумение, которое войдёт в российскую мотоисторию. А SSony будет припоминать мне этот трагический момент до конца жизни. В половине первого ночи на трассе Запалярный-Печенега Саша навалил аж 92 км/ч в населённом пункте… За что и поплатился красивой фоткой с камеры и штрафом в500 250 (по скидке же) рублей. Поплатились все, на самом деле, просто мы с Мишей до этого не хвастались ПОЛНЫМ отсутствием штрафов. Ну теперь и Саня не похвастается. Добро пожаловать в Slowpoke Outlaw MC, дружище!
Я могу публиковать кадры с этой трассы бееесконечно!
Товарищи на Уралах пропали где-то по дороге (они шли сзади на приличной дистанции и, видимо, съехали с трассы в одном из населённых пунктов), а мы втроём, миновав Титовку, к часу ночи повернули в сторону Рыбачего (поворот вот тут, если вдруг потеряетесь, между н.п. Старая Титовка и КПП). Навигатор, на котором конечной точкой пути был выбран маяк, показывал, что до цели оставалось всего-то 70 километров. А что такое семьдесят километров для людей, которые прошли больше двух тысяч от Москвы до этого места? Тьфу, плёвое дело. Никогда, нет, НИКОГДА я так не ошибался.
Первые пару километров дорога радовала нас присутствием какого-никакого асфальта. Не шоссе, конечно, но 50-70 км/ч здесь могли себе позволить даже такие аккуратные люди как мы. А затем асфальт кончился. Дорога превратилась в грунтовку разной степени ушатанности. Где-то можно было неплохо разгоняться, а местами приходилось тормозить и объезжать зиг-загами большие (глубина нам была непонятна) лужи. И это, заметьте, в сухую погоду. Что здесь творится в дождь — мне даже представлять не хочется.
Дистанцию мы решили держать такую, чтобы постоянно быть на связи (и снова привет Scala Rider) — на всякий пожарный, мало ли что. Скорости самого быстрого Миши и медленного Саши различались примерно раза в два, поэтому мы поступали так: пускали Сашу вперёд, немного ждали, потом ехали за ним, обгоняли, ждали перебоев с сигналом в гарнитуре, тормозили и снова ждали, когда он нас догонит. Двигался Саня медленно, тем более что байк у него был в полном обвесе — из-за потери ключей от кофров он теперь не мог снимать боковые и ехал загруженным. Конечно, нас с Мишей немножко это обстоятельство бесило — хоть виду мы старались не подавать — но что делать? Вместе — значит вместе.
Сейчас я думаю опять-таки иначе. Если бы Саша не поехал с нами, возможно, отсутствие некоего «ограничителя» сыграло бы негативную роль для двух начинающих турэндуристов. Мы бы шли гораздо быстрее, я бы постоянно пытался догнать Мишу и чёрт его знает, что бы из этого вышло. Так что, Саня, ты это, извини, если чо, и… спасибо. Но медленная скорость — не всегда панацея. В одном из поворотов Миша таки уронил байк и поднимать его нам пришлось вдвоём. Да, не Голда, но вещи отвязывать не хотелось, а с грузом и полным баком одному поднимать Тайгера тяжко.
Когда буквально завалил тигра голыми руками
Как вы видите на фото, местами покрытие состояло из крупных и не очень камней, которые с лёгкостью могли пробить мой маслофильтр — я же не догадался поставить защиту картера, из-за которой, полагаю, многие владельцы V-Strom иногда припоминали мамок инженеров Suzuki. Мало того, я даже запасной маслофильтр с собой не взял. НЕ ДЕЛАЙТЕ ТАК, если собираетесь хоть немного эндурить вдали от дома. На V-Strom, конечно.
Чем дальше на север, тем красивее виды
Время от времени мы спрашивали у Саши (на его руле висел навигатор), сколько нам оставалось до точки. ЧТО? Мы прошли пятнадцать километров? Ты шутишь? А сейчас? Ещё три? Издеваешься? Я не верил и смотрел на одометр. Но он был непреклонен. После асфальта наша скорость упала во много раз. А дорога требовала ещё большей сосредоточенности и внимания. К двум часам ночи мы порядочно измотали себя, но даже не достигли полуострова Среднего, а командный дух потихоньку падал.
Тем временем, начинающие эндуристы всё выше поднималась в горы. Из рассказов Бороды я помнил, что тяжелее всего будет перед перевалом, а дальше, на спуске к Среднему, будет уже легче. Но где этот чёртов перевал? На каждом подъёме я думал: «Может здесь?» «Нет, наверное здесь.» «Или здесь?» — а покрытие становилось всё хуже. Вот мы уже стали преодолевать некоторые подъёмы по очереди, вот и байки стали местами буксовать и соскальзывать с камней. А перевала не было видно. В открытом шлеме хорошо ощущался шум ветра, который всё усиливался, а через горы величественно лились тяжёлые облака тумана. Влажность воздуха с каждой минутой повышалась, а камера, ветровое стекло и визор быстро запотели. Казалось, что за хребтом нас ждёт буря, которою мы запомним надолго.
Мгла, ползущая через хребет, завораживала и пугала
На сложных подъёмах я выигрывал у Миши в скорости, так как ему было тяжело местами доставать ногами до земли. Хоть сам он и не маленький, но байк высокий и камни иногда очень мешают. А ещё мешал трекшн-контроль, который норовил включиться после каждого перезапуска двигателя. В результате чего на подъемах Миша периодически матерился. Я прилично ушёл вперёд и скрылся в облаке тумана, когда вдруг сквозь шум ветра снова услышал, что Миша завалился. Наушники передавали его тяжёлое дыхание, а я, бросив байк, бежал вниз по склону. В первые секунды, когда не осознаешь серьёзности проблемы, всегда надеешься на лучшее. Но неизвестность пугает. Миша умудрился завалить байк на левую сторону, отломав БОТИНКОМ пластик с ПРАВОЙ стороны. Обошлось :)
Дальше шли вместе. Видимость упала до нескольких десятков метров и нагнетала атмосферу неизбежного. Я молился (на самом деле нет), чтобы погода за перевалом всё-таки не испортилась. После очередного подъёма из тумана выплывает буханка. Нет, это не галлюцинации от усталости, это УАЗик. «Мужики, долго ещё до перевала?» — «Да вы же на нём стоите.»
Перевал. Мне плевать на всех, паркуюсь как хочу.
Перевал был препятствием вполне преодолимым: там только один спуск, который мы для начала прошли пешком, но после этого ехали уже спокойно. Если вы дочитали до этого момента и у вас в уме возник резонный вопрос «А стОит ли?» — не сомневайтесь, стоит. Даже если у вас голда и вы девушка полтора метра ростом — смело соберите компаниютаких же хоббитов и езжайте. Нет там ничего страшного. Соваться туда в одиночку, имея тяжёлый мотоцикл и не имея опыта, я бы не рекомендовал. Связи нет, народу туда едет не так уж и много. Хотя, смотря в какое время. Да, и погода — немаловажный фактор. Нам с ней очень повезло.
За перевалом из тумана потихоньку начало проглядывать солнце, явив нашему взору картины изумительной красоты. Помните, что я писал чуть раньше про природу севера? Возьмите это и умножьте на три. Конечно, панорамы с телефона и фото с экшн-камеры не дадут понимания того, что мы увидели, но поверьте, именно сейчас я понял, ради чего мы прошли эти две с лишним тысячи километров.
Карликовые растения, покрывающие скалы, образовывали мягкий природный ковёр, на который я ненадолго прилёг. Спать в палатке здесь было бы просто шикарно, но останавливаться было рано — мы только-только подбирались к Среднему.
Моднейшая фотография моего Строма, например
Справляться с усталостью становилось всё тяжелее, но тот факт, что худшее позади, придавал нам сил. На часах было три часа ночи, до цели оставалось около сорока километров. Дорога на Среднем была среднего качества. Мы уверенно, но достаточно неторопливо шли, время от времени ожидая Сашу и делая фотографии. В рации всё чаще слышались призывы забить уже болт и поставить палатки здесь. Но нет, хотя бы ДОЕХАТЬ до Рыбачего я очень хотел.
Ничего удивительного в Шеви-Ниве на заднем фоне нет. А вот когда мы потом увидели ещё и Рено Логан...
Миша немного сетовал на ушибленную во время падения ногу, я думал о мягком спальнике, который лежал на сиденье пассажира, а километры и минуты монотонно тянулись. Глаза не смыкались разве что потому, что не хотелось упускать ни капли той красоты, что нас окружала. Пятнадцать вёрст по берегу Среднего оказались позади и мы, наконец, въехали на Рыбачий.
Но это всё ещё полуостров Средний
О коварном дорожном покрытии Борода нас предупреждал. Гальку, которой усыпаны дороги Рыбачего, называют «драконьими яйцами». Мотоцикл ведёт себя на них отвратительно, его кидает из стороны в сторону. Но если притопить — проходишь нормально, с лёгкими заносами. Главное, как обычно, не сцать.
Яйца самых мелких драконов
Ну люблю я панорамы
Через несколько минут мы уткнулись в лужи на дороге. Не сказать, что они были очень уж глубоки или труднопроходимы, но мы решили не лезть. Усталость валила с ног, а переезжать через эту водную преграду в таком виде было черевато. Тем более, что если мы с Мишей сомневались, то Саше туда точно лучше бы не лезть. Посему и решили ставить палатки. На часах была половина пятого утра, до маяка мы не дошли около двадцати километров. Итого 50 км за 4 часа. Что ж, мы чуть быстрее велосипедов. Как же хочется спать…
Таки я сегодня чемпион по парковке
Палатки мы раскидали, как мне показалось, за считанные минуты. Укутавшись в спальник, я отключился моментально.
Утром мы должны были возвращаться. Как это так, скажете вы, по Рыбачему толком не покатались, у маяка не отметились, разве это поездка? Типа «Как заехать на полуостров и ничего не посмотреть» Ну, тут всё спорно. Поэтому сначала оправдания. Во-первых, мы-таки немного были ограничены по времени — на обратный путь были кое-какие планы, так что зависать в Мурманске ещё на день-два не получалось. Во-вторых, ей-богу, сил уже не было. Нормальные люди выезжают туда утром, а возвращаются на следующий день. Мы же из Мурманска стартовали в восемь вечера, отличились. А в-третьих… должен же быть повод, чтобы вернуться туда, правда? :)
Ну а если серьёзно, то уже по дороге увидели мы многое. В том числе и то, что могли не заметить сотни мотоциклистов, приезжающих сюда ежегодно. Природа Кольского раскрывает себя в полной мере не только на самом Рыбачем, но и на пути к нему. А если ты ползёшь неторопливо, да под ярким солнцем (что здесь редкость) — так это вообще красота. А на маяке, собственно, сейчас совсем помойка. Но не будем о грустном.
Пять часов сна на берегу Баренцева моря вполне достаточны для отдыха. Я проснулся бодрым и почти сразу полез за банкой тушёнки, которую довёз сюда аж из Москвы. На природе она ещё вкуснее, само собой. Пока ребята собирались, я пошарился по окрестностям, сделав несколько фото.
Обратите внимание на уровень моря — когда мы приехали, он был гораздо ниже. Прилив делает некоторые броды непроезжабельными, а некоторые ночёвки — незапланированными :) Посмотрите это видео, например.
Местная растительность ну очень зелёная, но после перевала меня уже ничем не удивишь.
Баренцево море прозрачное и очень холодное. Последнее мои ноги гарантируют лично.
Солнце баловало нас своим вниманием ещё около часа, но облака, идущие с востока, подтверждали вчерашний прогноз погоды — днём в Мурманске обещали дожди. К окончанию наших сборов всё вокруг стало серым и напоминало «типичный Рыбачий», который можно увидеть в отчётах о поездках на полуостров. Я торопился быстрее преодолеть перевал, так как очень не хотел потеть на подъёмах в дождевике. На выезде с Рыбачего начался лёгкий дождь, но продолжался он совсем чуть-чуть и даже не успел толком намочить дороги.
В районе полудня здесь, можно сказать, достаточно людно. Стабильно раз в 10-15 минут кого-нибудь встретишь. Самым интересным оказался мужик на джебеле, который с ребёнком на пассажирском месте летел по убитой грунтовке ну просто как самолёт. Мы на своих слонах ему, конечно, завидовали. Местами Миша неплохо наваливал, местами я старался держать марку и его обгонять, местами (естественно) мы отдыхали и ждали Сашу. На одной из остановок встретили толпу владельцев гусей с московскими номерами, которых вёл на экскурсию товарищ на лёгком эндурике. «Как дорога на Рыбачий? Проедем?» — а мы просто посмотрели на Сашу, который гордо стоял в кожаном комбезе возле своей Нинзи.
Как можно описать возвращение на и-де-а-льный асфльт после ста километров смешанных грунтовок? Это восхитительно. У меня сложилось ощущение, что мотоцикл подо мной вообще заглох и стоит на месте. Какие там вибрации от двигателя, вы что? Казалось, будто на Строме включена электротяга. Пограничники на КПП, взглянув на нас, паспорта спрашивать не стали, а просто махнули рукой и пропустили — надоели эти сраные мотоциклисты, наверное. В первом же асфальтовом кармане мы остановились — ребята хотели почистить цепи.
Вот так выглядит цепь после Рыбачего в сухую погоду.
Обслуживание цепи, как верно подметил один КТМ-щик, это религия. Кто-то чистит/мажет каждые 500 километров, даже если ездит по сухому асфальту, а кто-то не мажет вообще, купая мотоцикл в грязи и бродах. При этом и тот и другой будут утверждать, что тыщ по двадцать у них цепь ходит спокойно. Я лично отношусь к этому делу средне, мажу, когда посчитаю нужным, а не по пробегу. Чищу — один-два раза в сезон. Ребята во время нашего путешествия постоянно чистили и мазали цепи, что меня жутко бесило. Конец лирического отступления.
Через полчаса мы продолжили путь в Мурманск, а небеса, оправдывая прогноз, разразились ливнем и всё-таки заставили нас упаковаться в дождевики. В поворотах я пару раз ловил снос колеса на разметке, что лишний раз бодрило и заставляло ехать внимательнее. Сегодняшний вечер, плавно переходящий в ночь, вновь прошёл в гараже Бороды, а завтра утром мы должны были покидать город и ехать на юг. Но пока ещё не в Москву.
В итоге решение, к которому мы пришли, устраивало всех. Просыпаемся, смотрим город, заезжаем в сервис (на всякий пожарный), а после этого попробуем проехать на Рыбачий. Если поймём, что дорога совсем плохая, просто развернёмся и поедем обратно. Тем более, что погода хорошая и полярный день — солнце не заходит, поэтому времени куча и сил много.
Только попробуем, говорили они, если что — развернёмся...
Предыдущие части: первая, вторая.
Утром все встали легко и непринуждённо. Спать в удобной кровати после душа — волшебно, особенно когда две предыдущие ночи ты провёл в палатке и мылся в озере. Наскоро позавтракали в кафе при гостинице — меню в «69 параллели» не особо изысканное, но выходить куда-то нам было крайне лень. К часу дня за нами приехал Артём, обещавший провести экскурсию по городу, а погода к этому располагала — хоть и облачно, но тепло. План на сегодня был следующим — сначала едем смотреть «Алёшу» и «Ждущую» (шта?), потом в сервис — для детального осомтра байков и подтяжки цепей, а после едем на Рыбачий. Ну, в смысле пробуем :)
Вид с балкона нашего лакшери пентхауса
Как говорили местные ребята, смотреть тут особо нечего, ведь на север все едут ради природы, которая начинается (внезапно) далеко за пределами Мурманска. Здешние дороги не отличаются особым качеством, но удивляют жителей равнин постоянными подъёмами, спусками и крутыми поворотами, ведь город построен на сопках. Эдакий северный Сан-Франциско. Но только виды здесь открываются не на мост «Золотые ворота», а на морской порт, растянувшийся вдоль всего побережья. Хотя надо отметить, что большой мост здесь тоже есть. Каких-то особых заметок касательно архитектуры я сделать не могу — назвал бы её типичной советской: тяжелой, серой и ничем не примечательной.
Первым делом Артём повёл нас к «Алёше» — так здесь принято называть мемориал, посвящённый защитникам Заполярья в годы ВОВ. Фигура солдата высотой в 35 метров входит в десятку самых высоких памятников России, но если это место всё равно не кажется вам чем-то интересным, то приехать сюда стоит как минимум ради одного из лучших видов на город. Мемориал является, пожалуй, главной исторической достопримечательностью Мурманска, поэтому здесь всегда относительно людно.
Погуляв немного и сделав кучу фотографий, мы поехали к «Ждущей» — памятнику женщинам, ждущих своих моряков из плавания. Большая часть населения Мурманска занята работой, так или иначе связанной с морским промыслом, поэтому ничего удивительного в таком постаменте нет. Толп туристов здесь замечено не было.
И на этом, собственно, основная часть культурной программы была закончена. Артём повёз нас в сервис, расположенный возле МГТУ (там же располагается один из местных мотомагазинов). Впереди была дорога на Рыбачий, поэтому хотелось на сто процентов убедиться в исправности техники. Андрей, хозяин мастерской, представлял из себя человека весьма… колоритного. Вот если попросить обывателя описать настоящего байкера, то, пожалуй, такой образ мы и получим: здоровый бородатый мужик с хриплым низким голосом и немного бандитского вида. Ближайшие пару часов мы занимались своими мотоциклами под его комментарии, да слушали армейские рассказы местных байкеров, то и дело подъезжавших к сервису. Казалось, что каждый здешний мотоциклист имеет отношение к ВМФ, так как различных увлекательных историй о службе мы наслушались вдоволь. По окончании работ, в процессе которых мы активно использовали силы и инструменты Андрея, тот даже не захотел с нас денег брать. Мол, да вы сами всё делали, я-то что? Ей-богу, приятно. Кто там опять заикнулся про «мифическое мотобратство»?
Ох и надоела мне эта смазка цепи
Во время ТО Никита вдруг сказал, что у него немного прихватывает живот, а посему на Рыбачий он с нами ехать не решится. «Совпадение? Не думаю.» — сказал кто-то голосом Киселёва у меня в голове. Однако, даже если про живот Никита слукавил, то на него всё равно никто в обиде не был: поездка обещала быть сложной, мотоцикл его для таких дорог не очень-то предназначен, да и вообще это его второй сезон, так что лучше лишний раз не рисковать. На другом конце страны-то. Незаметно для нас время перевалило за пять вечера, но это совершенно не напрягало: ведь в Мурманске полярный день, солнце не заходит, куда торопиться? Но скоро этот коварный полярный день сыграет с нами злую шутку.
Мы попрощались с Никитой, который поехал в гостиницу, встретились с Бородой и Игорем, залили полные баки и отправились через мост на другую сторону Кольского залива. Для начала Иван устроил нам репетицию дороги на Рыбачий, поведя за собой к берегу по крутому грунтовуму спуску. Там мы полюбовались на ещё одну панораму порта, потрогали воду (она внезапно очень холодная) и сделали пару кадров.
«Сфоткай типа улыбаюсь.» — ваш покорный слуга скалится на берегу Кольского.
После поехали к мемориалу Воинам ПВО, который расположен неподалёку. Техника на постаментах, гуляющие жители — чем-то напомнило мне нашу Поклонную Гору. Во время прогулки Борода подробно рассказывал о военной истории Мурманска, о множестве памятников, свидетельствующих о боях, которые проходили здесь во времена второй мировой. Вот опять же: байкер, который об истории своего края может поведать столько всего. В ком там ещё живы стереотипы о пьяных толстяках в косухах?
Напоследок Иван посоветовал нам не пропустить Долину Славы — пожалуй, одно из самых памятных мест на мурманской земле, оно как раз находится по дороге на Рыбачий. А мне всё не давало покоя желание поскорее выдвинуться на полуостров. Нет, я не торопился. Я предвкушал.
Когда ребята говорили нам, что с погодой нам сказочно повезло — они были правы. Солнце сопровождало нас почти всё время, что мы провели в Мурманске, а здесь это большая удача. Читаешь чужие посты, видишь «дождь, который лил, не переставая, часами» и понимаешь, что если бы не погода — мы бы не увидели того главного, ради чего стоит ехать на север. Видимо, не зря при планировании поездки я выбрал именно июль — в среднем, здесь это самый тёплый месяц.
Выезжали из города мы около восьми вечера (!), а ведь впереди было около 250 километров пути. Почему так много? По плану мы должны были добраться до Заполярного, там заправиться и залить канистру — Мише теоретически могло не хватить топлива, поесть, и поехать на полуостров. Кстати, это единственный раз за всю поездку, когда канистра нам должны была пригодиться (спойлер: не пригодилась). Почему так поздно? «Полярный день же! Солнце ведь не опустится и мы будем всё время ехать будто вечером! Усталости не будет!» — наивно думал я первые пять часов пути…
Чтобы вы примерно понимали, как выглядит полярный день
Трасса в сторону Норвегии — это просто какой-то рай для мототуриста. Мягкие подъёмы и спуски, постоянные неспешные повороты, которые не дают тебе заскучать, красивейшие пейзажи, освещённые незаходящим солнцем. Мы держали крейсерскую сотню и нам не хотелось ехать быстрее. Дорога свободна, покрытие идеальное, встречные машины попадаются раз в десять минут. Ты едешь и получаешь чистое удовольствие от движения. Единственное, что начинало немножечко напрягать — похолодание. Из Мурманска я выезжал в тонкой футболке (естественно, под экипом), а уже через полчаса пришлось надеть толстовку. Ну а в шестидесяти километрах к северу от города я был уже упакован во всю тёплую одежду, что лежала в кофре. К счастью, этого оказалось достаточно. Шерстяной свитер, который я купил два года назад в Бресте вновь спас меня в путешествии.
Через час после выезда из Мурманска мы, миновав очередной поворот, оказались у Долины Славы. Это место расположено на огромной равнине, со всех сторон окруженной горами. После семидесяти километров спусков, подъёмов и поворотов прямолинейность равнины поражает. И придаёт особую энергетику. Я даже не знаю, с чем можно это сравнить. Тишина, разрываемая только протяжными гудками проезжающих машин, добавляет спокойствия к общей картине величия этого места. Скорбного спокойствия, которое не в силах нарушить никто. Чёрные гранитные плиты, с высеченными на них именами тысяч погибших, таблички, на которых неровным почерком написаны последние письма из прошлого, могильные плиты с фотографиями людей, которые уже никогда не постареют. Никогда у меня не было каких-то особых ощущений, связанных с энергетикой подобных мест, но здесь… в общем, я думаю, вы тоже не сможете проехать мимо и не побродить в безмолвии этого места несколько минут.
В начале десятого мы, разорвав тишину Долины тремя громкими сигналами, продолжили свой путь в Заполярный. Останавливались лишь на таможенном кордоне у поворота на Рыбачий, где показали паспорта дежурным пограничникам. Сюда нам придётся вернуться через пару часов. Дальше по дороге попадаются разве что приграничные военные части, их здесь много, ведь Кольский имеет важное стратегическое значение для страны. Трасса продолжает радовать красотами, петляя между холмов и озёр, солнце всё также висит над горизонтом, плавно двигаясь с запада к северу.
В заполярном, найдя для начала заправку, первым делом пытаемся понять, как проехать на Кольскую сверхглубокую. Находится она на территории горно-металлургического комбината, поэтому со стороны города (откуда мы по своей наивности решили заехать) так просто туда попасть нельзя. О чём нам и поведал охранник, стоявший на КПП. На самом-то деле, проехать туда свободно можно с другой стороны, и я немного расстроился, что повёл ребят через город. Однако, теперь я думаю иначе. Нам повезло, что мы не попали туда. Почему — вы поймёте позже. Спросив у местных, где здесь можно поесть в такое время (стрелки на часах показывали двенадцатый час), мы отправились подкрепиться. Перекусив шашлыком, который показался Саше крайне подозрительным, да выпив чаю, собрались в обратный путь.
Сидим с другом в летней кафешке
До полуночи оставалось не так много времени и я понимал, что кое в чём, кажется, ошибся. Полярная ночь — явление очень коварное, особенно для наивных москвичей, которые с этим явлением не сталкивались. Вот ты едешь себе и едешь, солнце светит, мотор приятно урчит, и кажется, будто готов пройти хоть тыщу километров ещё — в таких условиях тебе всё нипочём. А усталость (беспощадная ты стерва!) подкрадывается к тебе неожиданно где-то в кафе на окраине Заполярного и говорит такая: «Здрасьте! Не ждали?»
Но по дороге до заправки мне таки удалось с ней справиться. Залили полные баки и канистру, которую торжественно вручили Мише, упаковались/застегнулись и поехали. Причём поехали не одни — вместе с нами заправлялись местные ребята на Уралах (мотоциклах) и спросили, куда и как быстро мы едем. А мы всего-то 90-100 пойдём до Рыбачего — топливо надо беречь на всякий случай. «А можно мы с вами?» Ну конечно! Так и двинулись колонной в обратный путь. Солнце теперь светило в
Красивая тень такая красивая
Казалось бы, ничем не примечательная фотка, но… обратите внимание на серую коробочку с правой стороны кадра.
Именно тут и произошло досадное недоразумение, которое войдёт в российскую мотоисторию. А SSony будет припоминать мне этот трагический момент до конца жизни. В половине первого ночи на трассе Запалярный-Печенега Саша навалил аж 92 км/ч в населённом пункте… За что и поплатился красивой фоткой с камеры и штрафом в
Я могу публиковать кадры с этой трассы бееесконечно!
Товарищи на Уралах пропали где-то по дороге (они шли сзади на приличной дистанции и, видимо, съехали с трассы в одном из населённых пунктов), а мы втроём, миновав Титовку, к часу ночи повернули в сторону Рыбачего (поворот вот тут, если вдруг потеряетесь, между н.п. Старая Титовка и КПП). Навигатор, на котором конечной точкой пути был выбран маяк, показывал, что до цели оставалось всего-то 70 километров. А что такое семьдесят километров для людей, которые прошли больше двух тысяч от Москвы до этого места? Тьфу, плёвое дело. Никогда, нет, НИКОГДА я так не ошибался.
Первые пару километров дорога радовала нас присутствием какого-никакого асфальта. Не шоссе, конечно, но 50-70 км/ч здесь могли себе позволить даже такие аккуратные люди как мы. А затем асфальт кончился. Дорога превратилась в грунтовку разной степени ушатанности. Где-то можно было неплохо разгоняться, а местами приходилось тормозить и объезжать зиг-загами большие (глубина нам была непонятна) лужи. И это, заметьте, в сухую погоду. Что здесь творится в дождь — мне даже представлять не хочется.
Дистанцию мы решили держать такую, чтобы постоянно быть на связи (и снова привет Scala Rider) — на всякий пожарный, мало ли что. Скорости самого быстрого Миши и медленного Саши различались примерно раза в два, поэтому мы поступали так: пускали Сашу вперёд, немного ждали, потом ехали за ним, обгоняли, ждали перебоев с сигналом в гарнитуре, тормозили и снова ждали, когда он нас догонит. Двигался Саня медленно, тем более что байк у него был в полном обвесе — из-за потери ключей от кофров он теперь не мог снимать боковые и ехал загруженным. Конечно, нас с Мишей немножко это обстоятельство бесило — хоть виду мы старались не подавать — но что делать? Вместе — значит вместе.
Сейчас я думаю опять-таки иначе. Если бы Саша не поехал с нами, возможно, отсутствие некоего «ограничителя» сыграло бы негативную роль для двух начинающих турэндуристов. Мы бы шли гораздо быстрее, я бы постоянно пытался догнать Мишу и чёрт его знает, что бы из этого вышло. Так что, Саня, ты это, извини, если чо, и… спасибо. Но медленная скорость — не всегда панацея. В одном из поворотов Миша таки уронил байк и поднимать его нам пришлось вдвоём. Да, не Голда, но вещи отвязывать не хотелось, а с грузом и полным баком одному поднимать Тайгера тяжко.
Когда буквально завалил тигра голыми руками
Как вы видите на фото, местами покрытие состояло из крупных и не очень камней, которые с лёгкостью могли пробить мой маслофильтр — я же не догадался поставить защиту картера, из-за которой, полагаю, многие владельцы V-Strom иногда припоминали мамок инженеров Suzuki. Мало того, я даже запасной маслофильтр с собой не взял. НЕ ДЕЛАЙТЕ ТАК, если собираетесь хоть немного эндурить вдали от дома. На V-Strom, конечно.
Чем дальше на север, тем красивее виды
Время от времени мы спрашивали у Саши (на его руле висел навигатор), сколько нам оставалось до точки. ЧТО? Мы прошли пятнадцать километров? Ты шутишь? А сейчас? Ещё три? Издеваешься? Я не верил и смотрел на одометр. Но он был непреклонен. После асфальта наша скорость упала во много раз. А дорога требовала ещё большей сосредоточенности и внимания. К двум часам ночи мы порядочно измотали себя, но даже не достигли полуострова Среднего, а командный дух потихоньку падал.
Тем временем, начинающие эндуристы всё выше поднималась в горы. Из рассказов Бороды я помнил, что тяжелее всего будет перед перевалом, а дальше, на спуске к Среднему, будет уже легче. Но где этот чёртов перевал? На каждом подъёме я думал: «Может здесь?» «Нет, наверное здесь.» «Или здесь?» — а покрытие становилось всё хуже. Вот мы уже стали преодолевать некоторые подъёмы по очереди, вот и байки стали местами буксовать и соскальзывать с камней. А перевала не было видно. В открытом шлеме хорошо ощущался шум ветра, который всё усиливался, а через горы величественно лились тяжёлые облака тумана. Влажность воздуха с каждой минутой повышалась, а камера, ветровое стекло и визор быстро запотели. Казалось, что за хребтом нас ждёт буря, которою мы запомним надолго.
Мгла, ползущая через хребет, завораживала и пугала
На сложных подъёмах я выигрывал у Миши в скорости, так как ему было тяжело местами доставать ногами до земли. Хоть сам он и не маленький, но байк высокий и камни иногда очень мешают. А ещё мешал трекшн-контроль, который норовил включиться после каждого перезапуска двигателя. В результате чего на подъемах Миша периодически матерился. Я прилично ушёл вперёд и скрылся в облаке тумана, когда вдруг сквозь шум ветра снова услышал, что Миша завалился. Наушники передавали его тяжёлое дыхание, а я, бросив байк, бежал вниз по склону. В первые секунды, когда не осознаешь серьёзности проблемы, всегда надеешься на лучшее. Но неизвестность пугает. Миша умудрился завалить байк на левую сторону, отломав БОТИНКОМ пластик с ПРАВОЙ стороны. Обошлось :)
Дальше шли вместе. Видимость упала до нескольких десятков метров и нагнетала атмосферу неизбежного. Я молился (на самом деле нет), чтобы погода за перевалом всё-таки не испортилась. После очередного подъёма из тумана выплывает буханка. Нет, это не галлюцинации от усталости, это УАЗик. «Мужики, долго ещё до перевала?» — «Да вы же на нём стоите.»
Перевал. Мне плевать на всех, паркуюсь как хочу.
Перевал был препятствием вполне преодолимым: там только один спуск, который мы для начала прошли пешком, но после этого ехали уже спокойно. Если вы дочитали до этого момента и у вас в уме возник резонный вопрос «А стОит ли?» — не сомневайтесь, стоит. Даже если у вас голда и вы девушка полтора метра ростом — смело соберите компанию
За перевалом из тумана потихоньку начало проглядывать солнце, явив нашему взору картины изумительной красоты. Помните, что я писал чуть раньше про природу севера? Возьмите это и умножьте на три. Конечно, панорамы с телефона и фото с экшн-камеры не дадут понимания того, что мы увидели, но поверьте, именно сейчас я понял, ради чего мы прошли эти две с лишним тысячи километров.
(сейчас Никита должен начать рыдать из-за того, что не поехал на Рыбачий с нами)
Карликовые растения, покрывающие скалы, образовывали мягкий природный ковёр, на который я ненадолго прилёг. Спать в палатке здесь было бы просто шикарно, но останавливаться было рано — мы только-только подбирались к Среднему.
Моднейшая фотография моего Строма, например
Справляться с усталостью становилось всё тяжелее, но тот факт, что худшее позади, придавал нам сил. На часах было три часа ночи, до цели оставалось около сорока километров. Дорога на Среднем была среднего качества. Мы уверенно, но достаточно неторопливо шли, время от времени ожидая Сашу и делая фотографии. В рации всё чаще слышались призывы забить уже болт и поставить палатки здесь. Но нет, хотя бы ДОЕХАТЬ до Рыбачего я очень хотел.
Ничего удивительного в Шеви-Ниве на заднем фоне нет. А вот когда мы потом увидели ещё и Рено Логан...
Миша немного сетовал на ушибленную во время падения ногу, я думал о мягком спальнике, который лежал на сиденье пассажира, а километры и минуты монотонно тянулись. Глаза не смыкались разве что потому, что не хотелось упускать ни капли той красоты, что нас окружала. Пятнадцать вёрст по берегу Среднего оказались позади и мы, наконец, въехали на Рыбачий.
Но это всё ещё полуостров Средний
О коварном дорожном покрытии Борода нас предупреждал. Гальку, которой усыпаны дороги Рыбачего, называют «драконьими яйцами». Мотоцикл ведёт себя на них отвратительно, его кидает из стороны в сторону. Но если притопить — проходишь нормально, с лёгкими заносами. Главное, как обычно, не сцать.
Яйца самых мелких драконов
Ну люблю я панорамы
Через несколько минут мы уткнулись в лужи на дороге. Не сказать, что они были очень уж глубоки или труднопроходимы, но мы решили не лезть. Усталость валила с ног, а переезжать через эту водную преграду в таком виде было черевато. Тем более, что если мы с Мишей сомневались, то Саше туда точно лучше бы не лезть. Посему и решили ставить палатки. На часах была половина пятого утра, до маяка мы не дошли около двадцати километров. Итого 50 км за 4 часа. Что ж, мы чуть быстрее велосипедов. Как же хочется спать…
Таки я сегодня чемпион по парковке
Палатки мы раскидали, как мне показалось, за считанные минуты. Укутавшись в спальник, я отключился моментально.
***
Утром мы должны были возвращаться. Как это так, скажете вы, по Рыбачему толком не покатались, у маяка не отметились, разве это поездка? Типа «Как заехать на полуостров и ничего не посмотреть» Ну, тут всё спорно. Поэтому сначала оправдания. Во-первых, мы-таки немного были ограничены по времени — на обратный путь были кое-какие планы, так что зависать в Мурманске ещё на день-два не получалось. Во-вторых, ей-богу, сил уже не было. Нормальные люди выезжают туда утром, а возвращаются на следующий день. Мы же из Мурманска стартовали в восемь вечера, отличились. А в-третьих… должен же быть повод, чтобы вернуться туда, правда? :)
Ну а если серьёзно, то уже по дороге увидели мы многое. В том числе и то, что могли не заметить сотни мотоциклистов, приезжающих сюда ежегодно. Природа Кольского раскрывает себя в полной мере не только на самом Рыбачем, но и на пути к нему. А если ты ползёшь неторопливо, да под ярким солнцем (что здесь редкость) — так это вообще красота. А на маяке, собственно, сейчас совсем помойка. Но не будем о грустном.
***
Пять часов сна на берегу Баренцева моря вполне достаточны для отдыха. Я проснулся бодрым и почти сразу полез за банкой тушёнки, которую довёз сюда аж из Москвы. На природе она ещё вкуснее, само собой. Пока ребята собирались, я пошарился по окрестностям, сделав несколько фото.
Обратите внимание на уровень моря — когда мы приехали, он был гораздо ниже. Прилив делает некоторые броды непроезжабельными, а некоторые ночёвки — незапланированными :) Посмотрите это видео, например.
Местная растительность ну очень зелёная, но после перевала меня уже ничем не удивишь.
Баренцево море прозрачное и очень холодное. Последнее мои ноги гарантируют лично.
Солнце баловало нас своим вниманием ещё около часа, но облака, идущие с востока, подтверждали вчерашний прогноз погоды — днём в Мурманске обещали дожди. К окончанию наших сборов всё вокруг стало серым и напоминало «типичный Рыбачий», который можно увидеть в отчётах о поездках на полуостров. Я торопился быстрее преодолеть перевал, так как очень не хотел потеть на подъёмах в дождевике. На выезде с Рыбачего начался лёгкий дождь, но продолжался он совсем чуть-чуть и даже не успел толком намочить дороги.
В районе полудня здесь, можно сказать, достаточно людно. Стабильно раз в 10-15 минут кого-нибудь встретишь. Самым интересным оказался мужик на джебеле, который с ребёнком на пассажирском месте летел по убитой грунтовке ну просто как самолёт. Мы на своих слонах ему, конечно, завидовали. Местами Миша неплохо наваливал, местами я старался держать марку и его обгонять, местами (естественно) мы отдыхали и ждали Сашу. На одной из остановок встретили толпу владельцев гусей с московскими номерами, которых вёл на экскурсию товарищ на лёгком эндурике. «Как дорога на Рыбачий? Проедем?» — а мы просто посмотрели на Сашу, который гордо стоял в кожаном комбезе возле своей Нинзи.
Как можно описать возвращение на и-де-а-льный асфльт после ста километров смешанных грунтовок? Это восхитительно. У меня сложилось ощущение, что мотоцикл подо мной вообще заглох и стоит на месте. Какие там вибрации от двигателя, вы что? Казалось, будто на Строме включена электротяга. Пограничники на КПП, взглянув на нас, паспорта спрашивать не стали, а просто махнули рукой и пропустили — надоели эти сраные мотоциклисты, наверное. В первом же асфальтовом кармане мы остановились — ребята хотели почистить цепи.
Вот так выглядит цепь после Рыбачего в сухую погоду.
Обслуживание цепи, как верно подметил один КТМ-щик, это религия. Кто-то чистит/мажет каждые 500 километров, даже если ездит по сухому асфальту, а кто-то не мажет вообще, купая мотоцикл в грязи и бродах. При этом и тот и другой будут утверждать, что тыщ по двадцать у них цепь ходит спокойно. Я лично отношусь к этому делу средне, мажу, когда посчитаю нужным, а не по пробегу. Чищу — один-два раза в сезон. Ребята во время нашего путешествия постоянно чистили и мазали цепи, что меня жутко бесило. Конец лирического отступления.
Через полчаса мы продолжили путь в Мурманск, а небеса, оправдывая прогноз, разразились ливнем и всё-таки заставили нас упаковаться в дождевики. В поворотах я пару раз ловил снос колеса на разметке, что лишний раз бодрило и заставляло ехать внимательнее. Сегодняшний вечер, плавно переходящий в ночь, вновь прошёл в гараже Бороды, а завтра утром мы должны были покидать город и ехать на юг. Но пока ещё не в Москву.
- Vampir4ik
- Андрей
- 19 января 2017 в 0:30
- 12
- +67
Хороший отчет. Я вот тут тоже собираюсь в эти края, так вот вопрос — как там погранцы относятся к неграм не гражданам России, я так понял не везде пускают? Я вот уроженец солнечного Казахстана, хочу сбежать из адского пекла в этот прекрасный край и помедитировать на берегу Баренцева моря. С какими трудностями я могу столкнутся и куда мне не стоит соваться?
Вообще смотрят на паспорта, РФ они или нет. Я перед поездкой нарыл такой сайт и сделал всё по форме, но никто про неё даже не спрашивал. Тебе может быть пригодится.
это где заявку оставлять иностранным гражданам
mpr.gov-murman.ru/activities/okhrana-okruzhayushchey-sredy/09.oopt/forms/rybachiy_sredniy/index.php
а это типа карта граница разрешённых мест (но по-моему всем пофиг, никто не следит)
mpr.gov-murman.ru/activities/okhrana-okruzhayushchey-sredy/09.oopt/forms/granici_zoni.pdf
это где заявку оставлять иностранным гражданам
mpr.gov-murman.ru/activities/okhrana-okruzhayushchey-sredy/09.oopt/forms/rybachiy_sredniy/index.php
а это типа карта граница разрешённых мест (но по-моему всем пофиг, никто не следит)
mpr.gov-murman.ru/activities/okhrana-okruzhayushchey-sredy/09.oopt/forms/granici_zoni.pdf
Ничего удивительного в Шеви-Ниве на заднем фоне нет. А вот когда мы потом увидели ещё и Рено Логан...Удивительно еще и то, что даже Нинзя на таком бездорожье оказалась быстрее, чем старушка Нива и прочие вседорожники. На обратном пути мы там что обгоняли еще? Уазик-буханку и в конце была Тундра или что-то такое большое ненашинское…
- misha10525
- 15 июня 2017 в 18:53
- ↑
- ↓
я велосипедист горный и точно скажу — на 13 килограммовом велике мы валим по таким грунтам 15-20 км/ч)
Но медленная скорость — не всегда панацея. В одном из поворотов Миша таки уронил байк и поднимать его нам пришлось вдвоём. Да, не Голда, но вещи отвязывать не хотелось, а с грузом и полным баком одному поднимать Тайгера тяжко.Там я не в повороте завалился. Я остановился подождать Сашу, поставил мот на подножку, слез с него, отвернулся и вдруг мне что-то прилетело сзади >_< Нога потом еще 2 недели побаливала: «внутримышечная гематома».
Да, не умею. Это был мой первый опыт по бездорожью.
Правда есть несколько нюансов в оправдание:
1. Усталость. Уже 3 часа ночи. А день был насыщенным.
2. На видео не особо виден уклон (вверх и влево), а он там был серьезный. И камни не кажутся такими скользкими.
3. В стойке обычно и ехал, но тут решил проехать медленно и аккуратно, в случае чего помогая ногами. Но нога как раз и не достала…
Правда есть несколько нюансов в оправдание:
1. Усталость. Уже 3 часа ночи. А день был насыщенным.
2. На видео не особо виден уклон (вверх и влево), а он там был серьезный. И камни не кажутся такими скользкими.
3. В стойке обычно и ехал, но тут решил проехать медленно и аккуратно, в случае чего помогая ногами. Но нога как раз и не достала…
Андрей просил ничего не писать до его отчета. Спортовод в целом чувствовал себя в норме. Было дико стыдно, что своим слоупочеством сильно тормозил ребят. А по мотоциклу все отлично — у Фурии есть отличное преимущество перед Тигрой и Пандой — он худышка. Поэтому ворочать ее легко, а из-за низкой высоты по седлу еще и удобно.
В целом не хватало тяги на низах (не для этого у нее двигатель), крутить двигатель на первой не очень хотелось — в ноги прилетал горячительный поток от радиатора, заднего тормоза (уже было написано, что с ним случилось), также приходилось быть более избирательным в выборе направлений штурма особо каменистых участков и ям, чтобы не пробить подвеску и картер. Не хватало возможности в полноценной стойке ехать (то, как я там раскорячился типа в стойку — не считается). Ну и на гальке ребятам было уютнее, естественно. А так, ехать на ней туда можно без особых проблем. Такому дрищу как я, может даже и проще, 220-240 килограмм ворочать в этом бездорожье мне б сил не хватило.
Больше всего на подъезде к перевалу и на нем самом запомнились надвигающиеся облака — это просто фантастическое зрелище! Оно однозначно стоило затраченных усилий.
В целом не хватало тяги на низах (не для этого у нее двигатель), крутить двигатель на первой не очень хотелось — в ноги прилетал горячительный поток от радиатора, заднего тормоза (уже было написано, что с ним случилось), также приходилось быть более избирательным в выборе направлений штурма особо каменистых участков и ям, чтобы не пробить подвеску и картер. Не хватало возможности в полноценной стойке ехать (то, как я там раскорячился типа в стойку — не считается). Ну и на гальке ребятам было уютнее, естественно. А так, ехать на ней туда можно без особых проблем. Такому дрищу как я, может даже и проще, 220-240 килограмм ворочать в этом бездорожье мне б сил не хватило.
Больше всего на подъезде к перевалу и на нем самом запомнились надвигающиеся облака — это просто фантастическое зрелище! Оно однозначно стоило затраченных усилий.
Кстати, Вампирчик забыл упомянуть, что на Рыбачьем повсюду еще слышится эхо войны. Снаряды, гильзы, каски, колючая проволока. Можно найти даже на проторенной дорожке, по которой мы ехали. А если вглубь куда-нить свернуть, так там вообще навалом. Так вот, я себе гильзу времен второй мировой прихватил на память.
В интересные места вас тянет, ребята. Я сам живу в местах, где сезон в сентябре заканчивается, и почему-то тянет от этой романтики куда-нибудь южнее, где тепло, при этом влажность меньше 100%, где хорошие дороги с плавными поворотами, окаймленные деревьями, г̶д̶е̶ ̶п̶р̶е̶к̶р̶а̶с̶н̶ы̶е̶ ̶т̶у̶з̶е̶м̶к̶и̶ где кафешки с хорошим кофе и круассанами и сказочного качества бензин… :)
А так всегда))) Я в этом году сезон закрыл в ноябре) и как мне кажется открою в марте. У меня Мангистау под боком, а я там даже и не был и особо не тянет туда, но меня тянет на север. Эта пустыня и адская жара мне порядком надоела. Хочется травы по пояс, обмочить ноги утренней росой, побродить около берёзок и ехать по трассе вдыхая запах хвои после дождя.
- misha10525
- 15 июня 2017 в 18:56
- ↓
Нереально крутые путешествия! Спасибо за такие посты. Есть пара вопросов по грунтовках. «Не сцать», «Разогнаться — пойдёт ровнее» и тому подобное всегда ли работает? Не случалось ли сорваться на грунтовке на серьёзной скорости с кувырканием? и насколько именно нужно разгоняться?
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (54)
RSS свернуть / развернуть