Блог им. SSony → 85! Ninja ягодка опять!
«Думаю, что к 10-летию напишу о ней что-то еще!»
Помнится, именно так завершалась статья про опыт 6-летней эксплуатации 300ки.
Что ж, немного не угадал, пошел 11-й год.

Так было нужно, потому что в 2024 году я точно знал, что в межсезонье будем вскрывать мотор, пришла пора менять цепь ГРМ. Это должно быть интересно: как там чувствует себя мотор изнутри при ожидаемом пробеге на момент замены в 85 000 км? Часть расходников была куплена на 60 000 км, когда писалась прошлая статья, планировалась ± скорая замена. Но жизнь распорядилась немного иначе. Прождал пару лет. Благо ни к чему особому промедление с их заменой не привело. Сами расходники (цепь ГРМ, натяжитель, прокладка под него, под клапанную крышку и под болты ее крепления) стоили всего 17 250 руб. (в ценах 2020 года, кажется), сейчас даже боюсь представить сколько это стоит.
Сам по себе промежуток 60 – 85 тыс. км ничем особо не примечателен. Ничего из строя не выходило, не отлетало, только штатные замены расходников. Хотя, как ничего не отлетало?! Отлетало! Центральный кофр! Он замечательно катапультировался мне на спину при проезде «небольшого» (как казалось) провала асфальта прям напротив Кремля на набережной. Было весьма забавно: едешь, удар в подвеску на незамеченном провале, потом удар по спине (на него пофиг, защита спины все поглотила), пролетающий по асфальту мимо тебя твой собственный кофр (на самом деле очень повезло, что никакую машину этот снаряд не задел) … На улице дождь, лужи, +10 °С, а у тебя полный вещей центральный кофр с вывороченным креплением. Благо в нем же лежали всякие сетки и стропы, которыми удалось его примотать к остаткам площадки и добраться до дома.
На втором мотоцикле стоит Givi v47, но площадка то одна, на 300ке стоял Moto-Detail с Луиса, а там совсем иной принцип крепления. В довесок она довольно сильно пострадала при старте родного кофра в стратосферу. Надо как минимум взять площадку, цена которой была на тот момент в районе 6 000 рублей. А потом заниматься постоянным перекидыванием кофра с одной на другую? Менять чехлы? Да ну неееет… Берем еще один v47, я ленивый (цена лени порядка 17-18 тысяч рублей).
В остальном, все штатно.
На 65 000 км наконец-то пригодился лежавший уже лет 5 комплект ступичных подшипников, правда только передних и не совсем так, как я планировал. Задние так и лежат, а пробег родных уже 85 000 км. С передними вышло довольно странно. Приехал менять рулевой подшипник, т.к. стали чувствоваться перекаты при вывешенном передке, еле заметные, но не тянуть же до включения «круиз-контроля», когда в центральном положении руль надо сильно просить, чтобы он повернулся. Приехал в сервис, сняли колесо, проверили подшипники в ступице (вроде живые), сняли вилку, сменили подшипники на роликовые вместо штатных шариковых, собрали все назад, заодно ТО штатное сделали. Собираюсь, выезжаю, после пары километров пути понимаю, что постоянно ловлю мелкие попытки мотоцикла свалить в сторону. Странно. Возвращаюсь, шевелим ступичные подшипники – они всё… Ну вы не могли сразу то?! Опять снимаем колесо, меняем подшипники на то, что есть в сервисе (благо что есть!). Отлично, дома то подшипники и сальники как талисман должны лежать! Зачем им в мотоцикл? В итоге просто отвез в сервис их, в качестве взаимозачета, пусть там лежат. Теперь уже вряд ли они мне в ближайшее время пригодятся. Итого, по ценам 2020 года получилось 10 000 руб. (сколько стоили подшипники и сальники в переднюю ступицу не помню, очень давно их покупал, ну пусть с ними 15 000 руб.).

Какое-то внеплановое августа начала 2020 года (17 января, ага).
71 000 км. Обычное ТО было дополнено ревизией тормозных суппортов (сугубо профилактической, нареканий к работе не было). А раз туда лезем, отчего бы не поставить еще и на передний контур армированные шланги? Родные резиновые все равно рекомендуется менять периодически (лет 7-8, кажется). На заднем контуре «арматура» после Мурманска уже 35 000 км катается, нареканий ноль. Соответственно замена колодок вкруг. Кошелек похудел на 24 000 руб. (2021 год).
73 000 км. 2022 год получился для 300ки довольно скучным. Кроме стен паркинга видела она мало. Пробега набралось всего то 2 с небольшим тысячи километров. Основной пробег пришелся на Z1000sx. Но ТО все равно делать надо. Едем в сервис, добавляем к штатным работам профилактическую замену АКБ. Родной батарее 8 лет, хватит с нее. На замену поставил что-то недорогое (вот бы еще вспомнить, что именно). Замену потребовала и передняя покрышка, она опять стерлась быстрее задней. Тенденция странная, но стабильная. Она не зависит ни от модели или производителя покрышек, ни от мотоцикла: на литре все то же самое происходит, а на нем уже третий комплект трудится. Про него напишу потом как-нибудь, там есть что рассказать за 60+ тысяч километров, но нужна «муза», которая пока не приходит. К моменту замены пробег на стоявшем Michelin Pilot Street составил 43 000 км, задняя продолжает свой путь дальше, протектора еще много. Ничего мудрить не стал, поставил точно такую же. Итого – 35 000 руб. (2023 год).

Вместе со старшей зимуем в паркинге, ждем сезона…
На 76 000 км пришла пора менять комплект цепи и звезд. Пробег на них получился 22 000 км. RK GWX отбегала пока лучше всех, что были до нее, но не кардинально (+4000 км). Такую же фиг купишь, поэтому ставим DID ZVMX, будем посмотреть. Пока что отдаем в сервис 23 500 руб. и идем кататься дальше (2023 год).
Врываемся в весну 2024 года очередным ТО (79 000 км), абсолютно рутинным, плюс колодки пришлось поменять. Тут же отмечаем, что кончается задняя покрышка, надо планировать замену. Отдаем 14 500 руб. за масло, фильтры и колодки, уезжаем на месяц кататься.
Катаемся недели 3 и 13 мая мне на парковке какие-то чудаки на букву М роняют мотоцикл на бок и, видимо, не сильно запариваясь, прям в чехле его поднимают… После работы прихожу к мотоциклу, который стоит вообще не так, как я его поставил, снимаю чехол и… ну не так все вроде бы и плохо, но неприятно.


Стоим вот так, а утром было под 90° к тротуару и примерно в полуметре правее.

Пластик на морде немного выскочил, на место защелкнулся легко.

Замятость на тепловом экране глушителя. Может принести лишь эстетический дискомфорт, если прям в нее смотреть, не более того.
А вот с правой подножкой водителя печаль. Стержень ограничителя выломан вместе с куском резьбы. В идеале замена.

Кажется, чего-то не хватает.

Кажется, вот этого… лежала почти под машиной.
Остальное – мелочи, не требующие к себе внимания

Пара еле-заметных потертостей на кофре.

Еще немного потерло грузик руля (там уже от стенки гаража было до этого).

Слайдер тоже чуть-чуть помяло, но это его работа.
Еще чехол надорвался в паре мест, но его все равно надо бы обновить. За 10 лет там поводов набралось достаточно.
ГИБДД доблестно послало меня к черту (в Хамовники к обычной полиции), написал заявление, дело отправили Участковому. Участковый ничего делать не хотел. Мот стоял прям под городской камерой, но ему все лень было получить с нее данные, за записью надо ехать лично ему, ехать далеко, а некогда и т.д. Мне ее в любом случае не дадут (только адвокату, если иди в суд, но оно мне надо?)… В итоге через полгода получил отписку от полиции, мол, искали-искали, ничего не нашли, злого умысла там явно не было, простите всех и живите дальше… сволочи. Ладно, ущерба там морального больше, чем физического. Будем жить дальше. Подножки сменим, т.к. старые стерты капитально, а все остальное цело (спасибо чехлу и слайдерам), оставим как есть.
Через месяц после ТО на пробеге 80 500 км меняем заднюю покрышку (почти 18 000 рублей за все тот же Pilot Street штатной размерности!), которая побывала на п-ве Рыбачий и прошла 50 000 км, словив за это время парочку проколов, куда же без них. Пока меняли покрышку в сервис подъехал еще один мотоциклист, что-то там по тормозам спрашивал, заодно решили посмотреть, чего у него там с дисками, берем штанген – ага, кончились. А раз в руках уже высокоточный инструмент есть, решил к своим дискам подойти с ним… подошел, блин. Задний на пределе, надо заказывать. Никакой замены оригиналу так и нет… НО! В 2018-2019 гг. он стоил 12 тысяч рублей, а теперь уже 29 500 руб.! Ладно, деваться особо некуда, заказываем, все равно заказывать перья для литра (потом расскажу, что там с ними такого, ооочень забавная ситуация). Отдаем почти 50 000 руб. за работы по 300ке, а вместе с запчастями на литр уже 150 тысяч получается, и в раздумьях ползем домой… Капец все дорогое! Колодок сзади еще много, полежит пока (так и продолжает лежать, кстати). Тысячам к 90 пробега он, наверное, пригодится.
И вот мы докатываемся до окончания сезона 2024 года, пробег еще за месяц-полтора до этого подошел к 85 000 км. Сколько не оттягивай решение вопроса с ГРМ, а ежедневно-обязательный звон цепи при запуске мотора утром постоянно напоминал – хватит тянуть кота за… за хвост, да.
На дворе октябрь, берем любимый мотоцикл, едем своим ходом в не менее любимый сервис к доктору, сдаемся. В прошлый раз я писал, что вариантов решения вопроса по ГРМ несколько. В итоге моя наркоманско-перфекционистская душа потребовала технологически нормального варианта: будем разбирать мотор до той степени, которая необходима. Да, его в любом случае «на стол», но менять все подряд смысла может и не быть. Да хоть бы и все менять, ладно, закажем все, что требуется.
Приезжаю в сервис, снимаем почти весь пластик с мотоцикла и в таком нейкидообразном варианте едем на ближайшую мойку отмывать максимально, сколько это можно, мотор и все, что там рядом есть. Веселая задачка! Отмыть все то, что за 85 000 км и почти 11 лет налипло от езды в любую погоду везде, где только можно! Пол часа пляски вокруг мотоцикла с шампунем и мойкой высокого давления на мойке самообслуживания ситуацию улучшило, но не радикально. Дальше уже только на столе с применением «спецсредств».
Возвращаемся назад, снимаем впускной тракт, выворачиваем свечи, замеряем компрессию для оценки необходимости лезть в цилиндропоршневую и голову. Не надо. Компрессия 16.2 атм, практически как в новом моторе. Супер.
Теперь очередь за клапанами, точнее за их тепловыми зазорами. Щупы и микрометр в руки, некоторое количество времени, и мы узнаем, что из зазоров убежал всего 1 клапан из 8. Это хорошо.
Далее скидываем мотор, кладем его на стол, берем в руки нож, отвертку, корщетку, солярку и прыгаем вокруг мотора еще пару часов, дабы смыть с него все! Мотор перед разбором нам нужен в максимально чистом состоянии! Больно оно надо песок насыпать внутрь. Да, его можно вымыть, но это опять соляра, опять время. Нафиг.
Надышавшись и набегавшись вокруг мотора (а также выкинув ведро песка и грязи, которую после мойки еще сбили с двигателя), начинаем его потихоньку разбирать. Снимаем боковые крышки (генератор и сцепление), тут все чистенько, снимаем поддон, тут все тоже замечательно. Никаких посторонних соринок, отложений и прочего, чистота.

Поддон.
Разнимаем нижнюю и верхнюю половинку блоков, никакого криминала не наблюдаем. Потертости, конечно же есть, куда без них, но не криминальные.

Нижняя половинка блока.

Один из коренных вкладышей.

Верхняя половина мотора со всеми валами.

А вот и балансирный вал. «Золотой»!

Вот она, эта отливка в блоке, которая вообще никак не дает снять цепь ГРМ! Сразу перед ней стоит шестерня на коленвале, которая сильно больше отливки по диаметру и цепь не вынуть вообще никак без разбора.

И та самая шестерня (слева сверху, как раз новую цепь висящую видно)
Цепь износилась довольно прилично


Тут мы вровень стоим.

А тут мы уже почти на целый пин разбежались на половине длины.
Но больше всего износ был на шатунных вкладышах… Не смертельно, но уже поменять бы стоило.

Первый.

Второй.
А раз мотор все равно вскрыт, то туда же под замену идут вообще все вкладыши и сальники, имеющиеся в блоке. Добираем туда же прокладки, медные шайбы маслоканалов, обе подножки водителя (одна сломана и обе стерты до зеркального блеска, менять!), прокладку свечного колодца.
Получился вот такой ворох запчастей на 42 000 руб. Красиво, но дорого… но красиво.


Коробочка «счастья».
Шла эта коробочка счастья примерно полтора месяца. А вот заказанные перья на литр шли больше полугода (правда покупали их в другой конторе, но там дешевле).
После приезда посылки собираемся небольшой дружной компанией вместе с Мишей (РаритетовГараж) и собираем все это в один красивый мотор.
На все уходит у нас почти полный день (плюс еще день до этого повторное отмывание мотора, чтоб не дай бог там никакая соринка не попала). После сборки в мотор залили «обкаточный» Мотюль 5100 (первый раз в жизни этого мотора), через 1000 км его сольем и продолжим ездить на 7100.
Запускаем мотор, радуемся ровной и тихой его работе. Глушим мотор, потом еще разок его заводим, отмечаем, что не так как нужно работает лампа давления масла: при диагностике приборки светится, а на заглушенном моторе, когда нет давления, не светится… Приехали. И как понять, работает маслонасос или нет? Надо разбираться.
Причину находим довольно быстро – внезапно вышел из чата датчик… выворачиваем такой же из другого старого мотора (привет ему большой, помпа и датчик нейтрали из него уже давно у меня катаются, что я без него делал бы?). Что вдруг приключилось с датчиком не знаю. Не замыкался на массу при отсутствии давления и все тут. Устал может быть. С проблемой разобрались и хорошо.
Огромное спасибо Тимуру и его Мастерской за то, что мот спокойно доехал до этого пробега, ну и за сами работы с мотором!
Делали все уже в декабре, поэтому назад 300ка поехала в паркинг на мотоэвакуаторе (спасибо Павлу с чудесным прицепом!). Вроде не эндуро, но я ее на эвакуаторе вожу исключительно в исправном состоянии: 1 раз при переезде на новое место жительства (перегонять 2 мотоцикла и машину своим ходом при расстоянии между точками в 100 км и 2-3 часами езды своим ходом было выше моих сил), второй раз после переборки мотора.
Почти сразу после приезда сделал кружок по паркингу (1.5 км получилось), все работает, цепь не слышно, красота! Вся операция по ГРМ и мотору обошлась примерно в 120-130 тысяч рублей (2024 год). На любимый мотоцикл вроде и не жалко, а вроде и на картинговые тренировки можно было бы потратить больше времени… насобирал дорогих хобби, а на большую ЗП мозгов не насобирал…
Весной буду обкатывать. Точнее продолжать обкатку, нынешняя зима так полноценно в релиз не вышла, обойдясь «демкой», поэтому в январе выпала аж целая неделя на покататься! Макать в дорожную грязь 300ку не хотелось, поэтому 4 дня из 5 ездил на литре (потом помыл!), а вот в пятницу, когда было сухо, уже выкатил 300ку, намотал примерно 70 км и довольный поставил в паркинг до весны.
Из интересного за это время по 300ке, наверное, больше ничего и не было. Не смотря на наличие в гараже с 2017 года Z1000sx, я все еще очень люблю этот маленький зеленый мотоцикл. Да, пробег теперь приходится делить (обычно ± пополам), но это уже мелочи.
В планах пока обкатать мотор, заменить задний тормозной диск, когда колодки кончатся. Возможно, поставлю автосмазчик. На литре он отлично работает, цепь внимания к себе перестала требовать совсем, да и трансмиссионка с АТФкой стоят сильно меньше смазки для цепи в баллончиках. Про удобство я и не говорю. Надо подумать. После переборки мотора цена в 12-13 тысяч за смазчик больше не кажется какой-то большой.
Ждем юбилея в 100 000 км!
Помнится, именно так завершалась статья про опыт 6-летней эксплуатации 300ки.
Что ж, немного не угадал, пошел 11-й год.

Так было нужно, потому что в 2024 году я точно знал, что в межсезонье будем вскрывать мотор, пришла пора менять цепь ГРМ. Это должно быть интересно: как там чувствует себя мотор изнутри при ожидаемом пробеге на момент замены в 85 000 км? Часть расходников была куплена на 60 000 км, когда писалась прошлая статья, планировалась ± скорая замена. Но жизнь распорядилась немного иначе. Прождал пару лет. Благо ни к чему особому промедление с их заменой не привело. Сами расходники (цепь ГРМ, натяжитель, прокладка под него, под клапанную крышку и под болты ее крепления) стоили всего 17 250 руб. (в ценах 2020 года, кажется), сейчас даже боюсь представить сколько это стоит.
Сам по себе промежуток 60 – 85 тыс. км ничем особо не примечателен. Ничего из строя не выходило, не отлетало, только штатные замены расходников. Хотя, как ничего не отлетало?! Отлетало! Центральный кофр! Он замечательно катапультировался мне на спину при проезде «небольшого» (как казалось) провала асфальта прям напротив Кремля на набережной. Было весьма забавно: едешь, удар в подвеску на незамеченном провале, потом удар по спине (на него пофиг, защита спины все поглотила), пролетающий по асфальту мимо тебя твой собственный кофр (на самом деле очень повезло, что никакую машину этот снаряд не задел) … На улице дождь, лужи, +10 °С, а у тебя полный вещей центральный кофр с вывороченным креплением. Благо в нем же лежали всякие сетки и стропы, которыми удалось его примотать к остаткам площадки и добраться до дома.
На втором мотоцикле стоит Givi v47, но площадка то одна, на 300ке стоял Moto-Detail с Луиса, а там совсем иной принцип крепления. В довесок она довольно сильно пострадала при старте родного кофра в стратосферу. Надо как минимум взять площадку, цена которой была на тот момент в районе 6 000 рублей. А потом заниматься постоянным перекидыванием кофра с одной на другую? Менять чехлы? Да ну неееет… Берем еще один v47, я ленивый (цена лени порядка 17-18 тысяч рублей).
В остальном, все штатно.
На 65 000 км наконец-то пригодился лежавший уже лет 5 комплект ступичных подшипников, правда только передних и не совсем так, как я планировал. Задние так и лежат, а пробег родных уже 85 000 км. С передними вышло довольно странно. Приехал менять рулевой подшипник, т.к. стали чувствоваться перекаты при вывешенном передке, еле заметные, но не тянуть же до включения «круиз-контроля», когда в центральном положении руль надо сильно просить, чтобы он повернулся. Приехал в сервис, сняли колесо, проверили подшипники в ступице (вроде живые), сняли вилку, сменили подшипники на роликовые вместо штатных шариковых, собрали все назад, заодно ТО штатное сделали. Собираюсь, выезжаю, после пары километров пути понимаю, что постоянно ловлю мелкие попытки мотоцикла свалить в сторону. Странно. Возвращаюсь, шевелим ступичные подшипники – они всё… Ну вы не могли сразу то?! Опять снимаем колесо, меняем подшипники на то, что есть в сервисе (благо что есть!). Отлично, дома то подшипники и сальники как талисман должны лежать! Зачем им в мотоцикл? В итоге просто отвез в сервис их, в качестве взаимозачета, пусть там лежат. Теперь уже вряд ли они мне в ближайшее время пригодятся. Итого, по ценам 2020 года получилось 10 000 руб. (сколько стоили подшипники и сальники в переднюю ступицу не помню, очень давно их покупал, ну пусть с ними 15 000 руб.).

Какое-то внеплановое августа начала 2020 года (17 января, ага).
71 000 км. Обычное ТО было дополнено ревизией тормозных суппортов (сугубо профилактической, нареканий к работе не было). А раз туда лезем, отчего бы не поставить еще и на передний контур армированные шланги? Родные резиновые все равно рекомендуется менять периодически (лет 7-8, кажется). На заднем контуре «арматура» после Мурманска уже 35 000 км катается, нареканий ноль. Соответственно замена колодок вкруг. Кошелек похудел на 24 000 руб. (2021 год).
73 000 км. 2022 год получился для 300ки довольно скучным. Кроме стен паркинга видела она мало. Пробега набралось всего то 2 с небольшим тысячи километров. Основной пробег пришелся на Z1000sx. Но ТО все равно делать надо. Едем в сервис, добавляем к штатным работам профилактическую замену АКБ. Родной батарее 8 лет, хватит с нее. На замену поставил что-то недорогое (вот бы еще вспомнить, что именно). Замену потребовала и передняя покрышка, она опять стерлась быстрее задней. Тенденция странная, но стабильная. Она не зависит ни от модели или производителя покрышек, ни от мотоцикла: на литре все то же самое происходит, а на нем уже третий комплект трудится. Про него напишу потом как-нибудь, там есть что рассказать за 60+ тысяч километров, но нужна «муза», которая пока не приходит. К моменту замены пробег на стоявшем Michelin Pilot Street составил 43 000 км, задняя продолжает свой путь дальше, протектора еще много. Ничего мудрить не стал, поставил точно такую же. Итого – 35 000 руб. (2023 год).

Вместе со старшей зимуем в паркинге, ждем сезона…
На 76 000 км пришла пора менять комплект цепи и звезд. Пробег на них получился 22 000 км. RK GWX отбегала пока лучше всех, что были до нее, но не кардинально (+4000 км). Такую же фиг купишь, поэтому ставим DID ZVMX, будем посмотреть. Пока что отдаем в сервис 23 500 руб. и идем кататься дальше (2023 год).
Врываемся в весну 2024 года очередным ТО (79 000 км), абсолютно рутинным, плюс колодки пришлось поменять. Тут же отмечаем, что кончается задняя покрышка, надо планировать замену. Отдаем 14 500 руб. за масло, фильтры и колодки, уезжаем на месяц кататься.
Катаемся недели 3 и 13 мая мне на парковке какие-то чудаки на букву М роняют мотоцикл на бок и, видимо, не сильно запариваясь, прям в чехле его поднимают… После работы прихожу к мотоциклу, который стоит вообще не так, как я его поставил, снимаю чехол и… ну не так все вроде бы и плохо, но неприятно.


Стоим вот так, а утром было под 90° к тротуару и примерно в полуметре правее.

Пластик на морде немного выскочил, на место защелкнулся легко.

Замятость на тепловом экране глушителя. Может принести лишь эстетический дискомфорт, если прям в нее смотреть, не более того.
А вот с правой подножкой водителя печаль. Стержень ограничителя выломан вместе с куском резьбы. В идеале замена.

Кажется, чего-то не хватает.

Кажется, вот этого… лежала почти под машиной.
Остальное – мелочи, не требующие к себе внимания

Пара еле-заметных потертостей на кофре.

Еще немного потерло грузик руля (там уже от стенки гаража было до этого).

Слайдер тоже чуть-чуть помяло, но это его работа.
Еще чехол надорвался в паре мест, но его все равно надо бы обновить. За 10 лет там поводов набралось достаточно.
ГИБДД доблестно послало меня к черту (в Хамовники к обычной полиции), написал заявление, дело отправили Участковому. Участковый ничего делать не хотел. Мот стоял прям под городской камерой, но ему все лень было получить с нее данные, за записью надо ехать лично ему, ехать далеко, а некогда и т.д. Мне ее в любом случае не дадут (только адвокату, если иди в суд, но оно мне надо?)… В итоге через полгода получил отписку от полиции, мол, искали-искали, ничего не нашли, злого умысла там явно не было, простите всех и живите дальше… сволочи. Ладно, ущерба там морального больше, чем физического. Будем жить дальше. Подножки сменим, т.к. старые стерты капитально, а все остальное цело (спасибо чехлу и слайдерам), оставим как есть.
Через месяц после ТО на пробеге 80 500 км меняем заднюю покрышку (почти 18 000 рублей за все тот же Pilot Street штатной размерности!), которая побывала на п-ве Рыбачий и прошла 50 000 км, словив за это время парочку проколов, куда же без них. Пока меняли покрышку в сервис подъехал еще один мотоциклист, что-то там по тормозам спрашивал, заодно решили посмотреть, чего у него там с дисками, берем штанген – ага, кончились. А раз в руках уже высокоточный инструмент есть, решил к своим дискам подойти с ним… подошел, блин. Задний на пределе, надо заказывать. Никакой замены оригиналу так и нет… НО! В 2018-2019 гг. он стоил 12 тысяч рублей, а теперь уже 29 500 руб.! Ладно, деваться особо некуда, заказываем, все равно заказывать перья для литра (потом расскажу, что там с ними такого, ооочень забавная ситуация). Отдаем почти 50 000 руб. за работы по 300ке, а вместе с запчастями на литр уже 150 тысяч получается, и в раздумьях ползем домой… Капец все дорогое! Колодок сзади еще много, полежит пока (так и продолжает лежать, кстати). Тысячам к 90 пробега он, наверное, пригодится.
И вот мы докатываемся до окончания сезона 2024 года, пробег еще за месяц-полтора до этого подошел к 85 000 км. Сколько не оттягивай решение вопроса с ГРМ, а ежедневно-обязательный звон цепи при запуске мотора утром постоянно напоминал – хватит тянуть кота за… за хвост, да.
На дворе октябрь, берем любимый мотоцикл, едем своим ходом в не менее любимый сервис к доктору, сдаемся. В прошлый раз я писал, что вариантов решения вопроса по ГРМ несколько. В итоге моя наркоманско-перфекционистская душа потребовала технологически нормального варианта: будем разбирать мотор до той степени, которая необходима. Да, его в любом случае «на стол», но менять все подряд смысла может и не быть. Да хоть бы и все менять, ладно, закажем все, что требуется.
Приезжаю в сервис, снимаем почти весь пластик с мотоцикла и в таком нейкидообразном варианте едем на ближайшую мойку отмывать максимально, сколько это можно, мотор и все, что там рядом есть. Веселая задачка! Отмыть все то, что за 85 000 км и почти 11 лет налипло от езды в любую погоду везде, где только можно! Пол часа пляски вокруг мотоцикла с шампунем и мойкой высокого давления на мойке самообслуживания ситуацию улучшило, но не радикально. Дальше уже только на столе с применением «спецсредств».
Возвращаемся назад, снимаем впускной тракт, выворачиваем свечи, замеряем компрессию для оценки необходимости лезть в цилиндропоршневую и голову. Не надо. Компрессия 16.2 атм, практически как в новом моторе. Супер.
Теперь очередь за клапанами, точнее за их тепловыми зазорами. Щупы и микрометр в руки, некоторое количество времени, и мы узнаем, что из зазоров убежал всего 1 клапан из 8. Это хорошо.
Далее скидываем мотор, кладем его на стол, берем в руки нож, отвертку, корщетку, солярку и прыгаем вокруг мотора еще пару часов, дабы смыть с него все! Мотор перед разбором нам нужен в максимально чистом состоянии! Больно оно надо песок насыпать внутрь. Да, его можно вымыть, но это опять соляра, опять время. Нафиг.
Надышавшись и набегавшись вокруг мотора (а также выкинув ведро песка и грязи, которую после мойки еще сбили с двигателя), начинаем его потихоньку разбирать. Снимаем боковые крышки (генератор и сцепление), тут все чистенько, снимаем поддон, тут все тоже замечательно. Никаких посторонних соринок, отложений и прочего, чистота.

Поддон.
Разнимаем нижнюю и верхнюю половинку блоков, никакого криминала не наблюдаем. Потертости, конечно же есть, куда без них, но не криминальные.

Нижняя половинка блока.

Один из коренных вкладышей.

Верхняя половина мотора со всеми валами.

А вот и балансирный вал. «Золотой»!

Вот она, эта отливка в блоке, которая вообще никак не дает снять цепь ГРМ! Сразу перед ней стоит шестерня на коленвале, которая сильно больше отливки по диаметру и цепь не вынуть вообще никак без разбора.

И та самая шестерня (слева сверху, как раз новую цепь висящую видно)
Цепь износилась довольно прилично


Тут мы вровень стоим.

А тут мы уже почти на целый пин разбежались на половине длины.
Но больше всего износ был на шатунных вкладышах… Не смертельно, но уже поменять бы стоило.

Первый.

Второй.
А раз мотор все равно вскрыт, то туда же под замену идут вообще все вкладыши и сальники, имеющиеся в блоке. Добираем туда же прокладки, медные шайбы маслоканалов, обе подножки водителя (одна сломана и обе стерты до зеркального блеска, менять!), прокладку свечного колодца.
Получился вот такой ворох запчастей на 42 000 руб. Красиво, но дорого… но красиво.


Коробочка «счастья».
Шла эта коробочка счастья примерно полтора месяца. А вот заказанные перья на литр шли больше полугода (правда покупали их в другой конторе, но там дешевле).
После приезда посылки собираемся небольшой дружной компанией вместе с Мишей (РаритетовГараж) и собираем все это в один красивый мотор.
На все уходит у нас почти полный день (плюс еще день до этого повторное отмывание мотора, чтоб не дай бог там никакая соринка не попала). После сборки в мотор залили «обкаточный» Мотюль 5100 (первый раз в жизни этого мотора), через 1000 км его сольем и продолжим ездить на 7100.
Запускаем мотор, радуемся ровной и тихой его работе. Глушим мотор, потом еще разок его заводим, отмечаем, что не так как нужно работает лампа давления масла: при диагностике приборки светится, а на заглушенном моторе, когда нет давления, не светится… Приехали. И как понять, работает маслонасос или нет? Надо разбираться.
Причину находим довольно быстро – внезапно вышел из чата датчик… выворачиваем такой же из другого старого мотора (привет ему большой, помпа и датчик нейтрали из него уже давно у меня катаются, что я без него делал бы?). Что вдруг приключилось с датчиком не знаю. Не замыкался на массу при отсутствии давления и все тут. Устал может быть. С проблемой разобрались и хорошо.
Огромное спасибо Тимуру и его Мастерской за то, что мот спокойно доехал до этого пробега, ну и за сами работы с мотором!
Делали все уже в декабре, поэтому назад 300ка поехала в паркинг на мотоэвакуаторе (спасибо Павлу с чудесным прицепом!). Вроде не эндуро, но я ее на эвакуаторе вожу исключительно в исправном состоянии: 1 раз при переезде на новое место жительства (перегонять 2 мотоцикла и машину своим ходом при расстоянии между точками в 100 км и 2-3 часами езды своим ходом было выше моих сил), второй раз после переборки мотора.
Почти сразу после приезда сделал кружок по паркингу (1.5 км получилось), все работает, цепь не слышно, красота! Вся операция по ГРМ и мотору обошлась примерно в 120-130 тысяч рублей (2024 год). На любимый мотоцикл вроде и не жалко, а вроде и на картинговые тренировки можно было бы потратить больше времени… насобирал дорогих хобби, а на большую ЗП мозгов не насобирал…
Весной буду обкатывать. Точнее продолжать обкатку, нынешняя зима так полноценно в релиз не вышла, обойдясь «демкой», поэтому в январе выпала аж целая неделя на покататься! Макать в дорожную грязь 300ку не хотелось, поэтому 4 дня из 5 ездил на литре (потом помыл!), а вот в пятницу, когда было сухо, уже выкатил 300ку, намотал примерно 70 км и довольный поставил в паркинг до весны.
Из интересного за это время по 300ке, наверное, больше ничего и не было. Не смотря на наличие в гараже с 2017 года Z1000sx, я все еще очень люблю этот маленький зеленый мотоцикл. Да, пробег теперь приходится делить (обычно ± пополам), но это уже мелочи.
В планах пока обкатать мотор, заменить задний тормозной диск, когда колодки кончатся. Возможно, поставлю автосмазчик. На литре он отлично работает, цепь внимания к себе перестала требовать совсем, да и трансмиссионка с АТФкой стоят сильно меньше смазки для цепи в баллончиках. Про удобство я и не говорю. Надо подумать. После переборки мотора цена в 12-13 тысяч за смазчик больше не кажется какой-то большой.
Ждем юбилея в 100 000 км!
SSony
- Александр
- 28 февраля в 9:46
- ?

Хороший мотоцикл, у жены был, спокойно в дальняки ездил, в Грузию доезжала на нём, я на нём с большим удовольствием иногда ездил, автор всё правильно говорит, он узкий, лёгкий, манёвренный, бензин нюхает, в пробках на нём себя лучше чувствуешь чем на чём то мощном и дёрганном.
Но ёпрст 7100 для этого мотора жирный жир жироовый, он на минералке спокойно должен работать, а мотюль 5000 это предел его мечтаний, о чём в мануале написано чёрным по белому.
Целесообразности разборки мотора тоже не ясна, цепь должна спокойно меняться просто снятием валов и правой крышки, даже из рамы мотор не нужно доставать, простейшая операция.
Крайне сомнительные способы пустить кучу денег на ветер
Но ёпрст 7100 для этого мотора жирный жир жироовый, он на минералке спокойно должен работать, а мотюль 5000 это предел его мечтаний, о чём в мануале написано чёрным по белому.
Целесообразности разборки мотора тоже не ясна, цепь должна спокойно меняться просто снятием валов и правой крышки, даже из рамы мотор не нужно доставать, простейшая операция.
Крайне сомнительные способы пустить кучу денег на ветер

Целесообразность разбора. Может кто-то нашел способ как ее поменять без расклепывания, но мы не смогли. Перед шестерней ГРМ на колене стоит шестерня привода корзины сцепления, она больше по диаметру и сидит вплотную к приливу в картере, который не дает цепи ГРМ соскочить со своей шестерни. И как-то ее снять оттуда без снятия шестерни привода не знаю. Заниматься съемом этой шестерни как-то не особо хотелось.
Да и все равно хорошо, что разобрали. Шатунные вкладыши все же надо был менять уже.
Да и все равно хорошо, что разобрали. Шатунные вкладыши все же надо был менять уже.

- ushakov_ivan
- 1 апреля в 9:27
- ↓
Отлично, дома то подшипники и сальники как талисман должны лежать! Зачем им в мотоцикл?ну да, действитель, зачем?))
Люблю технопорно) как он там движок внутри выглядит) не сам разбирать не очень люблю)
По поводу трёхсотки — хороший мотоцикл, достаточно недорого, экономичный и манёвренный. Только лично мне не зашла посадка и то, что он весь в пластике (ну а что вы хотели от спорта)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (8)
RSS свернуть / развернуть