Блог им. Behalef → Перевод автобиографии Сонни Баргера "Ангел Ада" - Часть 6
Глава 4 — Харлеи, чопперы, дрессеры и украденные колеса
Если кто и заслуживает признания среди мотоциклистов, так это Сонни. Он проложил путь. Вы видите людей с их сраными нашивками ‘Ride to live, Live to ride’. Ага, конечно. Как только что-то случается, мотоцикл — первое, что они продают. Сонни — тот человек, кто продвинул в массы байкерский образ жизни. Жизни в стиле outlaw в нынешнем понимании не существовало до тех пор, пока он ее не придумал. — Президент Ангелов Ада в Окленде, Эллиотт “Cisco” Вальдеррама.Cisco — один из самых известных и почитаемых членов оклендского отделения. Архив с его фотографиями можно посмотреть на странице памяти.
ФОТО — Cisco. На втором снимке запечатлен со спины во время беседы с Микки Рурком. Байкер, вероятно, познакомился с актером на съемках фильма “Последний изгой”. Что он там забыл, учитывая, что в фильме ездят на конях? Все просто, Cisco и Fuzzy, еще один Ангел, какое-то время занимались охраной киношников, это был их совместный бизнес.
ВИДЕО — поскольку эта глава будет в основном про мотоциклы, хотел бы для начала разбавить пост архивными кадрами из жизни клуба. 1 — реликвия, недавно выложенная в профиле Outlaw Archive — одном из лучших ресурсов в сети для поклонников старой-доброй американской мотокультуры. 1966, открытие отделения клуба в Омахе, на которое приехали несколько Nomads из Калифорнии и Cisco. Cisco легко узнать, в отличие от Сонни он практически не менял свой образ с годами. 2 — 1987, Cisco, Fuzzy, Сонни и другие Ангелы в новостных выпусках, тогда шло разбирательство относительно предполагаемого наркобизнеса клуба.
Я всегда сходил с ума по мотоциклам. Когда я был пацаном, оклендские мото-копы иногда парковались перед моим домом, ждали, пока кто-нибудь проедет под знак стоп на углу. Копы из полицейского департамента Окленда ездили на Harley и Indian, поздних V-twin flathead. Черт, как же я восхищался их байками. Хоть копы мне и не нравились, я подходил и болтал с ними — искал предлог, чтобы получше рассмотреть мотоциклы. Однажды коп заводил свой мотоцикл с кика, а мой пёс Кинг испугался и укусил его. Боясь, что у меня отнимут собаку, я схватил ее и убежал. Позже вечером в нашу дверь постучали полицейские. К счастью, мой отец все уладил, и они позволили нам оставить Кинга, взамен мы пообещали не выпускать его из дома, пока не пройдет карантин по бешенству.
Мотоциклы стали популярны в Калифорнии после Второй мировой. Многие солдаты, прибывшие с Тихоокеанского фронта, не хотели возвращаться к скучной жизни в Индиане или Кентукки и предпочитали осесть в Калифорнии. Мотоцикл был дешевым и довольно опасным средством передвижения, которое отлично подходило для гонок и развлечений. К тому же, они могли кататься вместе, прямо как во времена службы. Солнечная Калифорния стала центром мотокультуры, и еще долгие годы в ней было зарегистрировано больше мотоциклов, чем во всех остальных штатах вместе взятых.
ФОТО — 1 — сервисный мотоцикл полиции Окленда 1949 г.в. Сонни, конечно, вряд-ли имел в виду трайк, но экземпляр примечательный. Статья про него и местный пост о мотоциклах такого типа. 2 — мотор этого мотоцикла, flathead. 3 — 1945 Indian Chief Police Special и рассказ о нем. 4 — 1941 Indian Four Police Special. 5 и 6 — 1937 Harley-Davidson, принадлежавший California Highway Patrol и его мотор knucklehead. Немного об этом мотоцикле. 7 — страница из брошюры с описанием важной особенности прошлогодней модели 1936 — рации. 8 — полицейский на мотоцикле.
Надо сказать, что California Highway Patrol — организация весьма передовая. Это первый полицейский департамент, который отказался от американских мотоциклов в пользу японских, а именно — Kawasaki. Правда, относительно ненадолго, как можно узнать из этого материала об истории взаимоотношений CHP и Harley-Davidson.
К слову, Cisco, постарев, говорил, что, хоть ему и тяжело это признать, но в полиции встречаются достойные люди. Также стоит вспомнить о мексиканском фильме 1951 года «A.T.M.: A toda máquina!» Главный герой в исполнении Педро Инфанте — полицейский на мотоцикле — был для мексиканской культуры примерно тем же, чем Джонни из “Дикаря” стал для американской. Фильм можно отыскать в неплохом качестве, например, VK. Из примечательного там — показательные выступления мотоциклистов-полицейских на стадионе.
ВИДЕО — 1 — краткая инструкция по обращению с мотоциклом для начинающих полицейских-мотоциклистов, 1940-е. В видео представлен новейший на тот момент байк с мотором panhead. 2 — отрывок из «A toda máquina!»
Я купил свой первый скутер, Cushman, когда мне было тринадцать. У него были маленькие колеса и мотор, установленный на хлипкой раме. Овальная коробка поверх рамы служила сиденьем. Заводились они с кика и приводились в движение двухступенчатой трансмиссией. Мы могли разогнать этих тварей до 65 км/ч.
Также встречались Mustang — маленькие мотоциклы с мотором Briggs & Stratton и довольно скромным бензобаком. В начале пятидесятых, когда марки Cushman и Mustang были особенно популярны, новенький Mustang стоил пару сотен баксов, а подержанный Cushman можно было купить за двадцатку или около того. Так что мы ездили на Cushman.
Не ручаюсь, но, возможно, Сонни ошибается относительно двигателей в Mustang. На Вики и в этой статье указано, что моторы Briggs & Stratton ставили только на модификации Trail, которые пошли с 1961 года — к этому моменту мистер Баргер уже 5 лет колесил по Калифорнии на Harley. Пару слов можно сказать и о Cushman. Это скутеры с военной историей, ими комплектовались американские части, расквартированные в Европе под конец Второй Мировой. Больше — в объявлении о продаже скутера и в исторической заметке. Есть версия, что модель Cushman 32, которой комплектовались части в Италии, послужила вдохновением для создания Lambretta и Vespa.
ФОТО — 1 и 2 — Cushman гражданский и армейский, 3 и 4 — Mustang.
Я жутко скучал в школе, хотелось кататься. Парень по имени Джо Масео ездил на хардтопах в гонках на выживание, выступал за заправку “Signal gas”, что была за углом от моего дома. Джо был 21 год — старый и мудрый человек для четырнадцатилетки вроде меня. Хардтопами они называли машины, на которых гонялись — классные маленькие Форды ’32. Мы приваривали к ним каркас безопасности, и никого особо не волновало, разобьют машины в хлам или нет. Джо и его приятель Марти разрешали мне рисовать номера на бортах, и субботними вечерами мы все отправлялись на гонки в “Cow Palace”, что в Сан-Франциско, и смотрели, как Джо разбивал эти колымаги.
Мой шурин Бад, муж Ширли, покупал подержанные машины и чинил их, чтобы подзаработать. У них был большой задний двор, заполненный старыми корытами, купленными по дешевке, над которыми мы с Бадом работали вместе. Мне нравилось возиться с машинами, но моей настоящей страстью были мотоциклы. В сравнении с машиной, байк — вещь куда более личная. Ты можешь снять мотор и раскидать его на своем верстаке вместо того, чтобы торчать головой под капотом здоровенного куска железа.
ФОТО и ВИДЕО — спортивные Форды ’32 и гонки на выживание в пятидесятых, мелькают похожие модели.
По соседству с нами открылась контора по прокату прицепов. Парень, который там заведовал, владел еще и мотоциклом. Он разрешал мне подрабатывать там и иногда катал на своем мотоцикле Norton. Во время этих поездок я понял, насколько же в Norton больше мощи, чем в Cushman или Mustang.
В восемнадцать лет, после увольнения из армии, я скопил бабла и купил свой первый настоящий мотоцикл. В среднем мотоциклисты того времени были чуть постарше меня. Я всегда был самым молодым парнем в компании и гнал впереди друзей, большинству из которых было за двадцать. Тогда крупнейшими производителями мотоциклов были BSA, Triumph, Norton, Harley-Davidson и Indian. Я остановил свой выбор на Harley и взял подержанную модель 1936, которая, учитывая налог и оформление, обошлась мне в 125 долларов. Литр бензина стоил около пяти центов, так что теперь я мог недорого рассекать по улицам Окленда. Свобода, наконец-то.
Первыми мотоциклами Harley были flatheads. При такой конструкции головка двигателя — плоская, а клапаны расположены сбоку, как в моторе Ford flathead. У моего 1936 Harley клапаны были расположены не сбоку, а сверху. Это был knucklehead, мотоциклы называли так из-за большой алюминиевой крышки сбоку двигателя, в которую заходили толкатели, и которая видом походила на кулак (knuckle). В 1948 Harley перешли на клапанные крышки, получившие прозвище panhead, а затем, в 1966, появились новые двигатели с алюминиевым крышками — shovelhead. Разные головки двигателя у Harley никогда не пересекались между собой. Когда происходила смена, новые моторы сразу ставили на всю линейку моделей. А в 1984 разработали двигатель, который выглядел совсем по-другому — Evolution.
ФОТО — 1 — молодой Сонни на мотоцикле knucklehead, 1956. 2 и 3 — Сонни, Cisco и panhead-чопперы. 4 — Сонни в фильме “Ангелы ада ’69”, мотоцикл — чоппер на базе shovelhead с вилкой от Sportster. На видео отрывок из фильма.
Harley десятилетиями занимает значительную долю рынка больших байков. Они контролируют около пятидесяти процентов продаж круизеров, вторую половину составляют японские мотоциклы. В результате, Harley часто ведут себя слегка надменно и заносчиво по отношению к своим клиентам. Представитель Harley-Davidson однажды сказал: «Достаточно байков — это перебор, если мы сделаем столько, то потеряем мифический ореол бренда». Хоть они и продолжают твердить, что собирают все больше байков с каждым годом, я думаю, что до последней пары лет Harley-Davidson намеренно сдерживали производство, чтобы подогреть спрос.
Сейчас ны рынке есть такие компании, как Titan, American Eagle и American Illusion, они делают мотоциклы, похожие на линейку моделей Harley Softail. Это байки в стиле пятидесятых, которые пользуются спросом у начинающих райдеров. Softail выглядит как мотоцикл с жесткой рамой. На самом деле это не так, хоть такой байк и не обязательно будет мягким. Конечно, они снабжены амортизаторами, но стоит только разогнать мотоцикл быстрее 90 километров в час, и поездка уже не будет плавной. Двигатель не установлен на резиновые подушки, в этом плане он не особо отличается от модели 1936-го. Такие моторы все еще имеют склонность к поломкам и излишним вибрациями, если ты катаешься слишком быстро. Softail — современный бестселлер в образе крутого чоппера от Harley для тех райдеров, кто просто хочет прошвырнуться до бара субботним вечером. В 2000 Harley выкатили двигатель 88B с балансирными валами, он почти не вибрирует. Titan, American Eagle и American Illusion называют свою продукцию “clone bikes”. Некоторые их модели произведены в Америке, но чаще всего эти фирмы не делают собственные двигатели, а просто берут или копируют моторы Harley.
ФОТО — старался искать на момент выхода книги. 1- 1999 Titan Gecko. 2 — 1999 American Eagle Chopper. 3 — информации о компании с названием American Illusion я не нашел. В сети мелькает только кастом-ателье Illusion cycles/motorsport. Вот, на всякий случай, их мотоцикл, созданный в 2011 совместно с командой сериала “Сыны анархии” для благотворительного аукциона. В свое время они действительно делали легальные мотоциклы, ставили на них моторы из своей линейки, видео ниже — об этом. Учитывая, что компания из Калифорнии, Сонни или редактор могли слегка перепутать название.
Ангелы Ада начали ездить на Harley-Davidson в основном потому, что у нас не было особого выбора, как, например, сейчас. В 1957 ты мог ездить на Harley либо на Triumph или BSA. К тому моменту Indian уже прекратили выпуск мотоциклов. Для Ангелов Ада всегда было важно ездить на технике американского производства. Если говорить о качестве, то лично меня Harley не устраивает. Я езжу на них, потому, что состою в клубе, это вопрос имиджа. Но если бы я мог, то всерьез бы задумался о том, чтобы пересесть на Honda ST1100 или BMW. Мы действительно упустили момент, чтобы перейти на японские модели, когда они начали делать большие мотоциклы. Я обычно говорю так: “Нахер Harley-Davidson. Ты можешь купить ST1100, и эта скотина прямо с завода будет гнать 180 весь день напролет.” Новейшие “rice rockets” дают тебе до 140 лошадиных сил на заднем колесе и могут легко разогнаться под 300 прямо из коробки. Вероятно, сейчас уже поздно менять коней, но это был бы неплохой ход. Японские байки сегодня намного дешевле и качественнее, хоть им и недостает индивидуальности.
ФОТО — развитие моторов Harley-Davidson. Картинку, судя по отсутствию мотора Revolution, делал очень религиозный человек. Справедливость торжествует в шикарной статье с фотографиями.
Я езжу на Harley FXRT потому, что это их лучший вариант для тех, кто наматывает много миль. Хоть Harley и сняли модель с производства, надо признать, что эти мотоциклы берут лучшее из обоих миров. FXRT — хорошо подходит для путешествий на большие расстояния, а также отлично управляется и поворачивает, что делает его удобным и в коротких поездках. Этот байк не такой тяжелый, как дрессеры, он немного быстрее и комплектуется кофрами для путешествий. Мой мотоцикл еле-еле разгонялся до 140, пока я не поработал над ним. При этом все доработки делают байк ненадежным. Я всегда говорю — чем быстрее Harley, тем чаще он ломается. Новый Triumph проезжает квотер за десять секунд. Если ты добьешься такого от Harley, то получишь бомбу на колесах. А главный недостаток заключается в том, что как только ты сделаешь себе такой быстрый Harley, то просто не сможешь его остановить. Сейчас Ангелы Ада накрепко связаны с Harley. И, быть может, связь эта — обоюдная. Когда-нибудь мы в достаточной степени поумнеем и отойдем от старых порядков.
ФОТО — Сонни и его FXRT.
Сегодня большинство Ангелов выбирают Harley FXR с двигателем на подушках, рамой с маятником и парой амортизаторов сзади. Harley разработали FXR для райдеров вроде Ангелов Ада, которые предпочитают “раздетые” мотоциклы. FXR и FXRT по сути одинаковы, только FXRT, как туринговая модель, оборудован кофрами и обтекателем.
FXR — экономичный байк для скоростных и дальних поездок. В течение многих лет Ангелы Ада ездили на мотоциклах с жесткой рамой, а теперь они пересаживаются на FXR потому, что хотят гнать быстрее, проезжать больше и путешествовать дальше.
Что касается продукции Harley, FXR управляется и едет лучше всего, поэтому их и берут. После 1993 Harley-Davidson прекратили производство FXR. Затем, в 1999, вышла ограниченная серия с рекомендованной ценой $17,000. Из-за высокого спроса дилеры продавали мотоциклы аж за $25,000. С тех пор на смену FXR пришла модель Dyna Glide, которая, на мой взгляд, хуже рулится.
На самом деле, главное Harley-Davidson — это звук. Всем нравится чертов грохот. Еще одна вещь, от которой тащатся владельцы Harley — крутящий момент на низах, чистая мощность, доступная сразу со старта. Мощность, правда, довольно быстро заканчивается, стоит только разогнаться за 140 км/ч. Большинству обладателей Harley нет дела до скорости, они выбирают крутящий момент, что булькает под тобой и дает ощущение мощности. Японские байки — не менее мощные, но не дают тебе такого чувства. Ты можешь прицепить к Harley тросом грузовик Mack и тащить его. С японскими байками такое провернуть не получится, ты сразу порвешь сцепление, хоть мощности им и не занимать.
ВИДЕО — мотоциклы участвуют в популярной американской забаве power pulling и эвакуации.
В начале шестидесятых компания Honda запустила рекламу: “You meet the nicest people on a Honda.” (вы встречаете милейших людей на Honda). Это сильно задело Ангелов Ада, и отвратило массового потребителя от Harley. Honda тогда производила крошечные байки, 50cc и 100cc, а самой большой была модель 450cc. Позже они начали выпускать мотоциклы с двигателями 900, 1100, 1200 и даже таким объемным мотором, как 1500cc. Harley далеко до такой техники, скажу я вам. Kawasaki и другие японские спортбайки лучше тормозят, легче управляются и имеют больше лошадиных сил.
ВИДЕО — та самая реклама. Помню, что-то про нее было у FortNine.
Что есть у Harley, так это грубая мощь. В новых мотоциклах Harley от 49 до 52 лошадей на колесе. После небольших доработок я могу получить 81 л.с.
Вплоть до 1984 года Harley-Davidson славились утечками масла. Текли даже новые мотоциклы, и дилерам приходилось подкладывать картонки под них в выставочных залах. Ранние Harley протекали из-за негодной cork прокладки под крышкой первичной передачи или некачественной обработки деталей. Если ты неделю не заводил байк, то масло скапливалось в маслонасосе и шло в картер. И, как только ты заводил байк, он разбрызгивал масло по земле. После введения более строгого контроля качества, а также дополнительных исследований и разработок на заводе, они в конечном итоге победили проблему в новом двигателе Evolution.
Если приведешь старый Harley в порядок, то он не будет протекать. Ты никогда не найдешь ни капли масла под моим байком, потому что я не верю, что мотоциклы обязательно должны течь. Я проверяю, что все сальники и прокладки — качественные, а двигатель — герметичен. Если я вижу, что масло просачивается, то промываю детали и меняю прокладки. Я фанатично отношусь к таким вещам. Так что ты можешь увидеть масло под моим мотоциклом только после того, как я хорошенько прокачусь на большой скорости. Одна капля выходит из сапуна в результате конденсации через некоторое время после остановки. Наверное, я мог бы решить эту проблему, установив односторонний клапан PCV, который не даст маслу вытекать. Но я лучше дам этой единственной капле масла упасть на землю для того, чтобы мой двигатель выдыхал.
Поскольку в США повысили лимит разрешенной скорости, я недавно установил на свой байк шестиступенчатую коробку передач RevTech от Custom Chrome, Inc. Шестая передача — своеобразный овердрайв, и это реально здорово. Ты можешь ехать 150 км/ч и не перекручивать мотор, что снимает с него лишнюю нагрузку на шоссе. Если раньше на такой скорости было 5000 оборотов в минуту, то теперь — 3500. В дополнение к шестиступенчатой коробке я собираюсь поставить двигатель CCI RevTech объемом 1440cc.
А пока Harley-Davidson еще не перешли к шести скоростям, на некоторые японские байки уже ставят семь. Я думаю, что большинство владельцев Harley не отказались бы от шестой. Когда у нас было три передачи, все хотели четвертую. Когда Harley начали ставить четырехступки, люди стали мечтать о мотоциклах с пятью передачами. Так что Harley с шестой передачей — лишь вопрос времени.
Конечно, обычным любителям Harley нравится Softail, да и катаются они недалеко. Но им подсознательно хочется того же, что и Ангелам Ада — больше скорости и отдачи от мотора на высшей передаче. Производители мотоциклов перешли на двигатели большего объема (с 1300cc до 1440cc и дальше до 1560cc) потому, что райдеры вроде Ангелов Ада требовали большего. Когда доходит до дела и байк выезжает на дорогу, яппи и RUB хотят того же, что и мы.
Тут автор использует идиому “when the rubber meets the road”, дословно — когда резина встречается с дорогой, касается дороги. Так говорят как в буквальном смысле, так и иносказательно, подразумевая начало какого-то процесса, действия или авантюры. Фраза эта напомнила мне другую, услышал ее на ютубе и дословно не помню, но смысл такой — when the visor goes down nobody wanna lose, когда опускается визор, никто не хочет проиграть.
Оглавление расположено в последней главе перевода.
- Behalef
- 27 августа 2021 в 0:08
- ?
- YuriyBobylev
- 27 августа 2021 в 17:38
- ↓
Так и знал, что харлеи ничем. Да достаточно взглянуть на них и становится понятно что они не для ride.
Всех не согласных буду отсылать США, Калифорния, Окленд, ангелы ада, Сонни.
Хороший перевод и тема роскошная)
Всех не согласных буду отсылать США, Калифорния, Окленд, ангелы ада, Сонни.
Хороший перевод и тема роскошная)
На одном из этапов своей жизни Сонни Баргер стал чуть ли не амбассадором марки Victory. Так, например, в художественном фильме, снятом по его одноименному роману «Dead in 5 Heartbeats», мотоциклы этой марки мелькают часто. Плюс в сети легко можно найти фотографии Сонни и его Victory Vision. Что, в общем-то, неудивительно, учитывая, что весь маркетинг бренда был построен на том, что их мотоциклы — как Harley, только сделано все правильно, и владелец горя не знает.
здесь был ататат
здесь был ататат
здесь был ататат
- capitan_amer
- 29 августа 2021 в 22:46
- ↓
Райдеры, копы,
неужто в литературатурном русском языке нет аналогов этих слов?
неужто в литературатурном русском языке нет аналогов этих слов?
Наездники залихватские и моторизованные городовые?)
А если серьезно, то я против замены понятных и общепринятых слов на кривые русские аналоги только для того, чтобы было скрепно-духовно. Допускаю подобное только в тех случаях, когда большинство аудитории точно не поймет термин, и то, как по мне, русский адаптивный аналог надо в скобках приводить один раз, не более. Чай, не дураки) Язык динамично меняется, наполняется в том числе и англицизмами, независимо от чьих-либо хотелок.
Да и книга у нас за авторством американского байкера. Если у автора «копы» и «райдеры», то я так и пишу, а когда в оригинале — «мотоциклисты» и «полицейские», то и в посте будет также.
А если серьезно, то я против замены понятных и общепринятых слов на кривые русские аналоги только для того, чтобы было скрепно-духовно. Допускаю подобное только в тех случаях, когда большинство аудитории точно не поймет термин, и то, как по мне, русский адаптивный аналог надо в скобках приводить один раз, не более. Чай, не дураки) Язык динамично меняется, наполняется в том числе и англицизмами, независимо от чьих-либо хотелок.
Да и книга у нас за авторством американского байкера. Если у автора «копы» и «райдеры», то я так и пишу, а когда в оригинале — «мотоциклисты» и «полицейские», то и в посте будет также.
- AismanOtto
- 30 августа 2021 в 13:16
- ↑
- ↓
Есть такая штука, называется «Стилистика перевода». И «райдеры» и «копы» уже давно стали терминами, принадлежащими глобальной популярной культуре во многом формируемой американской поп-культурой. Читатель, если он последние лет 50 не прожил в пещере, прекрасно поймёт о ком идёт речь. Более того, точно определит, в какой стране происходят события. Соответственно, цель, поставленная произведением перед переводчиком можно считать достигнутой.
Не надо возводить скрепы там, где они не нужны.
Не надо возводить скрепы там, где они не нужны.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (23)
RSS свернуть / развернуть