Yamaha FJR1300AE 2006 → "Крым на майские", часть вторая, в которой мы знакомимся с Масандрой. И где очень приятно удивляет Севастополь.

В первой части мы закончили на том, что на следующий день нам предстояло путешествие в Массандру на экскурсию. Так как изначально планировалось заодно и посещение дегустации (ну а иначе посещение винзавода и подвалов какое-то неполноценное) то способ транспортировки туда определился сам собой- Самурай остался дневать на стоянке, а мы отправились с экскурсией во дворец и далее по списку.


Первая часть здесь

Утро нас «порадовало» еще и ядреным запахом кошачьей мочи от чехла на мотоцикле. Эти гады таки отметили новый объект на своей территории. Хорошо еще чехол копеечный «от дурного взгляда», так что не слишком жалко. Но в целом, достаточно ёмко характеризует город — котов и кошек разной степени облезлости там какое-то ненормальное засилье. У нас в свое время за подобную плотность кошачьего населения (сердобольные бабульки подкармливали), квартал нарекли «кошачьим парком». Название в ходу до сих пор, хоть ни бабулек, ни кошек нет давно уже. Ялту, по крайней мере, старую ее часть, вполне можно обозвать «кошачьим городом». Нет буквально ни минуты, чтоб за вами не следило 2-3 кошки.

Отловив автобус экскурсовода, по козьим тропкам, называемым здесь дорогами, добрались до собственно Массандровского дворца. Нам он предстал вот таким:

Если бы приехали на день раньше, могли бы застать вот такое мистическое зрелище (фото знакомых):

Массандровский дворец — интересен как с архитектурной точки зрения — как никак, это по сути апогей архитектуры царского времени, где были внедрены все самые прогрессивные на то время технологии (абсолютно недоступные простым смертным), так и тем фактом, что в нем никто никогда не жил. Сам по себе этот дворец — это «дачный домик» в который заезжали отдохнуть на несколько часов, не более. Устроить пикник в парке, поесть и ехать дальше.

Возможно поэтому, с достройкой и дооборудованием дворца не спешили и 17й год он встретил с пустой коробкой всего, что было выше первого этажа. После революции дворец был маленьким туберкулезным санаторием, потом фашисты его приберегали для своих главнюков, потому он избежал разграбления и разрушения (ну и, что немаловажно, благодаря своевременным действиям партизан, успевшим разминировать здания). С 48 года он значился как государственная дача первого лица государства. После развала СССР некоторое время был дачей первого лица Украины, потом все-таки стал музеем. Сейчас все так же музей, от «государственной дачи» его отделяет декоративный заборчик по колено высотой.

Так как дворец никогда не мог похвастаться «родной» мебелью, исключая встроенную, что так и осталась с момента его строительства, вся мебель и утварь собрана с других дворцов и поставлена чтоб посетитель мог представить, как дворец бы выглядел после завершения его строительства и отделки. Мебель подлинная. Гравюры на стенах — копии, но тоже добавляют антуража.



Внутри дворец на удивление «домашний». Не так уж много вычурности, по меркам того времени, его даже можно назвать скромным и уютным. При высочайшем качестве отделки и материалов, эта роскошь не бросается в глаза. Так же не лезут в глаза «хайтековые» решения того времени. К примеру, дворец изначально освещался электричеством.

По моде того времени, считалось неприличным, если господа будут вдыхать запахи с кухни, потому кухню вместе с генераторной «выселили» в отдельное здание неподалеку. А от кухни до дворца, было прорыто настоящее мини-метро, по которому бегал автоматический паровозик, таскавший за собой состав, на который ставились блюда с готовыми угощениями. Во дворце, паровоз принимала прислуга и подавала блюда на стол.

Скульптурная группа практически не сохранилась — остались пара сфинксов и пара драконов.

Помимо самого дворца, впечатляет и парк перед ним, оформлен весьма красиво, опять таки, по моде того времени.


Снова секвойи. Гид, когда мы только подъехали выдала фразу: «дышите глубже, ученые говорят, что для полной очистки легких от выхлопных газов, тут требуется 6 часов. Экскурсия три часа, так что минимум одно легкое очистите.» Чем спровоцировала нас на ржач в голос. Пришлось объяснять, что мы не над ней смеемся, просто буквально вчера восемь часов провели в Никитском ботаническом саду, а затем удивлялись столь резкому улучшению состояния легких. Ларчик то просто открывался.

Если задуматься — ничего удивительного в этом нет. В Крыму воздух действительно целебный, а в местах типа ботанического сада или Массандры — прямо таки концентрат. В самшитовых рощах оперировали больных во Вторую Мировую — чтоб минимизировать риск инфекций и улучшать заживление, в Массандру и окрестности свозили туберкулезников, потому что воздух мог излечить даже весьма тяжело протекающую болезнь. Все это обеспечивают хвойные (в основном) растения растущие в Крыму и уникальный климат.

Завершив экскурсию по дворцу, нас повезли на Массандровский завод. Который построен был тоже еще в царские времена, при содействии князя Воронцова, затем расширялся и доводился «до ума» князем Голицыным, затем снова расширялся и достраивался уже при советской власти.


Вот эти длинные штольни — первые семь галерей где дозревали вина, пробиты еще при царе. Длина -150 метров, ширина — 5 метров. Глубина залегания — при входе 5 метров камня над головой, в конце галереи — более 50 метров породы. Благодаря такой глубине и отличной вентиляции, температура поддерживается 10-12 градусов тепла независимо от времени года и погоды. Для строительства этих тоннелей использовали шахтеров с Донбасса. Строительство заняло 3 года. Без спецтехники, без вентиляции и какого-либо освещения. Практически, кайлом вручную. В советское время, когда завод расширяли, пробили еще семь тоннелей, такие же по диаметру и длине. Несмотря на использование всех технологических достижений двадцатого века — строительство заняло опять таки три года. Это не к тому, что советские рабочие были такими криворукими, а как показатель, насколько выжимали все соки из «простого люда» при царской власти. Камень в огород любителей «хруста французской булки».

Как бы то ни было, а Массандра — это до сих пор одно из крупнейших хранилищ коллекционных вин, а так же завод их производящий и регулярно получающий медали на всевозможных мероприятиях и конкурсах.

Вот это подземелье тоже построили при СССР. Расположено оно прямо под площадью — залегание неглубокое, потому «естественным путем» годичные колебания температуры сглаживать не удается — зимой тут холодно, летом жарко. В результате была сделана высокотехнологичная система вентиляции… от которой потом отказались, перенеся сюда производство вин, которым нужна повышенная температура.

«Миллионная галерея». Известна тем, что тут хранится и дозревает более миллиона бутылей вина.


А вот эта маленькая галерея составляет львиную долю ценности всей коллекции. Тут самые дорогие коллекционные образцы. Включая царскую коллекцию и самое старое живое вино — испанский Херес-де-ла-Фронтера 1775 года.

В подземельях разрешено фотографировать, но запрещена фотовспышка — удары световых волн портят вино. Там всегда полумрак, всегда прохладно, но не холодно, всегда постоянная влажность. Категорически запрещается трогать стены — они покрыты «винной плесенью». Которая участвует в процессе регуляции температуры и влажности, создавая своего рода замкнутую экосистему. Ну и вдобавок, как и подавляющее большинство плесеней — эта тоже ядовита. Поражался чудикам, которые норовили снять маски (на экскурсии маска обязательна). Мы же жалели что респираторов нет — получать в легкие продукты жизнедеятельности плесени — удовольствие ниже среднего и нифига не полезно. Еще один важный момент — последний входящий в помещение, закрывает дверь. Все для того же поддержания температурного баланса. Так что когда вся группа ввалилась в первое помещение и естественно все забыли про этот момент, мне пришлось с тихим матерным словом проталкиваться сквозь толкучку и закрывать дверь. За что удостоился от гида титула «спасший вино». Шутка конечно, но пинок подействовал — в дальнейшем двери всегда образцово закрывались.

Любая экскурсия в конце концов заканчивается. Но, только экскурсии по винзаводам плавно перетекают в дегустацию ^_^. Предлагаемые на дегустацию вина не являются каким-то раритетом или редкостью — все они производятся заводом и не имеют таких уж больших сроков выдержки. Зато, их вполне может позволить себе простой смертный человек.

Сам процесс дегустации обставлен отлично, не просто выдают 9 сортов вин и пейте на здоровье. Нет, сперва дают краткий ликбез, как вообще правильно должен проходить процесс дегустации вина. Потом, про каждый сорт рассказывают, чего от него можно ожидать, как он изготавливается, к чему он лучше всего идет.

Вина расставлены «по возрастанию градуса», так что отрицательных последствий, в идеале быть не должно. Общий объем, примерно полтора — два бокала вина. Так что неустойчивым к алкоголю, лучше соблюдать осторожность. На закуску предполагаются печеньки, но лучше на дегустацию приходить не на голодный желудок. Да, если кто-то совсем не знаком с процессом — в 10м бокале прозрачная жидкость, это вода. Ей по идее требуется полоскать рот и горло между разными сортами вина, чтоб не смешивать вкусы. А то некоторые на полном серьезе ожидали найти там водку или спирт :D. В процессе дегустации, у каждого есть «билетик» со специальными полями, куда можно выписать понравившееся название вина и его номер. Билетик остается на память — на нем заодно указаны официально сотрудничающие с Массандрой магазины. Их, к слову сказать, всего 26 и все они расположены в Крыму. Если вы покупаете массандровское вино в любом другом магазине — завод уже не несет никакой ответственности в случае если вам продадут подделку.
По окончании дегустации, слегка захмелевших гостей просят на выход, но проводят через заводской (не фирменный, а именно заводской) магазин, где можно по билетику быстро найти и купить нужное вино. Цены примерно в 2-3 раза ниже чем в Москве. Ну и выбор, разумеется, куда больше. Мы приперли по 2 бутылки «Мускат белый Красного камня» и «Кокур десертный Сурож». Если мускат в том же «Глобусе» в принципе есть и вроде бы настоящий, то вот кокура я там не видел.

На следующий день, у нас в планах был переезд в Севастополь. Южнобережное шоссе оказалось вполне себе приличным, если не считать несколько хитромудрые заправки, то проехалось без приключений. Видео не слишком интересное, опять таки без экстрима, но можно посмотреть вместо фотографий, которые я не делал. Да, если видео стартует не с начала — перемотайте. Так и не смог найти в чем загвоздка. Даже если вставляешь с привязкой ко времени — результата нуль.


Ну а затем настал Севастополь. И настало время нам приятно удивляться. Может кто помнит, что в том году я ругал дороги Севастополя за качество? Так вот их больше нет. В смысле некачественных дорог, а не дорог вообще. Таврида практически бесшовно сливается с городскими дорогами. В самом городе, за эти пол года переложили какое-то совсем уж фантастическое количество километров дорог. Нет, разумеется, добрались не всюду, но того раздолбанного ужаса, который нам встретился по пути в Херсонес прошлой осенью, обнаружить не удалось. Нашим бы дорожникам такого пендаля. Вторым приятным удивлением в первый же день, было отношение. Хозяин жилья, у которого мы арендовали студию, приехал с работы (для него это, внезапно, не основной доход), все показал, все объяснил, убедился что нет каких-либо непоняток и только после этого уехал. В общем, поступил как должен поступать любой болеющий за свое дело человек. Как это выглядит. На участке у него, помимо собственного дома, уже построен двухэтажный дом (по 1 квартире на этаже) и строится еще один домик на 3 квартиры. Дома капитальные, из песчанника (как и весь Севастополь, собственно), мощные толстенные блоки. Со всеми удобствами и коммуникациями, включая отопление, канализацию и воду. Снаружи выглядят вполне современно и пристойно.


Внутри «евроремонт», причем не «евромолдаванский» а именно на совесть. Отделка симпатичная, можно даже сказать с серьезной заявкой на стильность. Все чисто до блеска, никаких пятен или пыли. Полноценная кухня с посудой, специи и даже сладости в корзиночке. Собственно в Севастополе мы изменили привычке питаться в кафешках — готовили сами, благо было где и из чего.
Двор, несмотря на продолжающееся строительство — благоустроен. Когда виноград или плющ, не знаю что там посажено вырастет и заплетет решетчатые направляющие, будет вообще конфетка.

Единственный минус — отсутствие охраняемой парковки, но через дорогу, на расстоянии буквально 20 метров, парковка у отеля. Места там тихие, сигнализацию вы услышите даже через стеклопакет.

Сперва, мы планировали ездить по Севастополю своим ходом, но внезапно оказалось, что это просто контрпродуктивно и виной всему… транспорт. Нет, дороги в Севастополе достаточно замороченные, много дорог с односторонним движением, но таких уж пробок нет. А вот общественный транспорт организован просто на твердую пятерку. Во первых, практически из любой точки города можно доехать в любую другую и ждать общественного транспорта не придется дольше минут 15-20. Почти метро, но не метро. Во вторых, любой транспорт едущий по определенному маршруту будет носить один и тот же номер. Троллейбус, автобус, маршрутка — если он едет по 10 маршруту, будет носить 10 номер. Почему блин мне нигде не встречалось такое? Ведь это просто и насколько удобно! Ну и в третьих — цена вопроса. В любую точку города — 20 рублей наличными или 17 рублей по местной транспортной карте.
Продолжая тему транспорта — если маршрутки обычно неизвестного роду племени рычаще-трясущеся-скрипящие, то автобусы и троллейбусы — новьё, вроде в дар из Москвы получены, если верить слухам. Но что-то их там совсем уж неимоверное количество получается — весь автопарк сменили.
В городе очень мало такси. За все время видели буквально пару машин. Что пожалуй, здорово разгружает улицы в плане пробок и бездумно маневрирующего транспорта. Вообще люди в Севастополе откровенно говоря, особенные. Про отношение уже говорил. Ну вот несколько примеров. В том же общественном транспорте за проезд платят не при входе, а при выходе. Причем, если народу много, люди выходят из задней двери, обходят автобус и платят водителю. После десятилетий разгула дикого капитализма в Москве и подмосковьи, такое вызывает разрыв шаблона. Или еще пример — водитель маршрутки провез пассажира мимо остановки по требованию. Не услышал вопль и провез метров на 200. В результате, водитель молча отдал пассажиру плату за проезд, пассажир извинился за грубость и вылез. Повторю ВОДИТЕЛЬ заплатил ПАССАЖИРУ за свой косяк. Можете такое представить в московской или подмосковной маршрутке? Я — нет. Не знаю с чем это связано. Может с тем, что город долгое время был закрытой военной базой, может с тем, что в нем практически нет приезжих на «непопулярных» работах. Водители общественного транспорта? Местные. Продавцы? Местные. Строители и дорожники? Местные. Даже вьетнамец, что возил нас на экскурсию, оказался местным жителем. В общем, как бы там ни было, пожить, пусть недолго, в Севастополе было очень приятно.

В первый же день, мы отправились на набережную. Как оказалось в 10 минутах ходьбы от нашего домика есть «узловая» станция автобусов, где сходятся чуть ли не все маршруты и доехать можно куда угодно. На набережной, нас попросили сфотографировать их какие-то девушки, мы же с них стребовали ответную услугу.

На следующий день должно быть 9 Мая, парад и все что к нему прилагается. Для Севастополя, это двойной праздник — и день освобождения города от фашистов и день победы. Круче празднуется только день флота. Потому пока еще не началась вся движуха — решили провести разведку, прогуляться по набережной. Пошли просто куда глаза глядят… и поняли, что по Севастополю можно бродить наверное бесконечно. В отличии от Ялты, Севастополь бережно заботится о своей истории и архитектуре. Мы просто ходили и разевали рот то на один дом, то на другой. Все если не отреставрировано, то как минимум сохраняется в приличном состоянии. Практически никакого новостроя. Был вообще шедевральный момент, когда на улице в промежутке между совсем уж старыми домами стоит пара зданий, явно новые… но они построены в том же стиле, что и старые, что стоят вокруг — чтоб не нарушать внешний вид улицы. Дальше просто несколько фотографий с минимумом комментариев.


Знаменитый памятник затопленным кораблям. Именно затопленным, а не затонувшим. Вид сзади. «Спереди» у него со стороны моря.

Один из двух сохранившихся равелинов. Там сейчас музей. Раньше их было пять и они защищали бухту от вторжения парусного флота.


Обычная улица, обычный плакат.


Обилие памятников. Город всю его историю то штурмовали то отбивали. Поводов для памятников более чем достаточно. Все ухоженные, никакого запустения или упаси боги — вандализма.


Это здание нас поставило в тупик. Как оказалось это была причуда одного из адмиралов.

Да, это православная церковь. Ну вот такая вот церковь в античном стиле. Бывает. Вообще, тот факт, что город строился по генеральному плану и по факту, одним архитектором — здорово сказывается. Когда волевым решением весь самострой был снесен к чертям и город строился так, чтоб Санкт Петербургу (столице того времени) было завидно, результат был удивительным. Широкие улицы с обязательной зеленью, красивые дома, неплохо спланированная система водостока и так далее и тому подобное.

Кинотеатр, и он работающий. Более того, их много.


А это библиотека. Красота.

Типичная улица. Красиво, свободно, ЧИСТО. Кстати, в городе очень мало урн но, как ни странно, это не мешает ему оставаться поразительно чистым.

Храм, отреставрирован при Украине, судя по внешнему виду, вместе с Херсонесом.



Памятник Нахимову. Основание его снимал в другой день, но выложил уж до кучи.

Парусник Херсонес. Подлатали, почистили, отремонтировали, привели в тот вид, в котором он сошел со стапеля давным-давно. Корабль снова в строю, снова используется как учебный.

Вид на город с одной из лестниц. Лестницы здесь — это одна из отдельных причин ликования. Если Ялта — это путаница абы-как проложенных улочек, петляющих как серпантин, то Севастополь — это город лестниц, соединяющих разноуровневые прямые улицы.

Снова лестница. И противоатомное убежище высшей категории защиты. Действующее. А в мирное время — музей.
Еще один интересный момент Севастополя, удобство ориентирования. Все дома подписаны. Даже совсем уж старенькие сарайчики всегда несут название улицы и номер дома. Даже навигатор не нужен — открываешь карту и смотришь куда тебя занесло. Ну а дальше просто смотришь где ближайшая остановка автобуса в нужную сторону (вспоминаем, что многие улицы с односторонним движением). Возвращаясь домой, забрели в ЦУМ, который местным все еще больше известен как «Сiльпо», заодно прошлись по рынку, в результате, ужин получился отличным, да еще под крымское пиво :)
Следующий день был праздничным, и это ощущалось. И без того чистый город был буквально вылизан, трава причесана, все что можно — украшено. Много гуляющего народа.


На цветущих улицах — танки :)




На Нахимовской площади срочно собирали сцену и уже начал репетировать Газманов. Заодно там стояла полевая кухня с километровой очередью, пункт вакцинации (все по уму, полноценный санитарный блок, бригада неотложки на всякий случай рядом. Нашим и тут стоит поучиться) и… вербовочный пункт на службу по контракту. Причем, это не смотрелось чем-то чужеродным или ненужным. Погуляв немного, успели занять место у ограждения — начался парад бронетехники. К сожалению, видео пока никак не выковыряю с камеры, потом может быть добавлю. Было интересно, вдобавок «пехота» мимо нас прошла «на бис» — то есть дважды, сперва в одну сторону, потом в другую. Техники, конечно, поменьше чем на Красной площади, но ведь и Севастополь, это все-таки морской город, так что этой техники там и по штату не так уж много. Зато после колонны проехала техника времен второй мировой, включая и мотоциклы.



В бухте, чуть позже провели «регату». Херсонес отшвартовался и торжественно отправился в плавание, сопровождаемый современными яхтами.
Когда открыли фарватер (то есть разрешили частным судам перемещаться по бухте), настало время морской экскурсии. Интересного там много, но скину просто несколько фотографий, с традиционным минимумом комментариев.

Памятник затопленным кораблям с «лицевой» стороны.

Монументы «Штык и парус» (слева) и Солдату и матросу (справа).

Уникальный корабль-госпиталь, с гиростабилизированной операционной. Не выходил в море уже очень давно, выглядит довольно обшарпано. Но флаг «15-минутной готовности» намекает, что ветеран готов отправиться в поход в любой момент.

Ракетный крейсер «Москва».

Малый ракетный корабль на воздушной подушке «Бора». Опять таки уникален, построено всего два, оба в строю.

Блестящий, как ёлочная игрушка корабль береговой охраны.
Вернувшись — пошли опять гулять по городу, в ожидании вечернего салюта.

Смена караула у вечного огня. Местные пионеры школьники несут эту обязанность не на отвяжись, а с настолько заметной гордостью, что прям завидуешь.

Внезапно, нашел следы истории, касающиеся лично меня. На «Красном Крыме» служил мотористом мой дед.

Музей черноморского флота. Кто будет в Севастополе — не поленитесь, обязательно сходите. На маленькой площади, огромное количество экспонатов. Часто ходят экскурсии, но можно просто пойти самим — даже если не слишком хочется — полную экскурсию вы все равно прослушаете, просто с несколькими группами.


Кто помнит выражение «сослать на галеры» — это вот именно на такие галеры ссылали.


Морская авиация, времен Первой Мировой.

Минный катер. Эдакая пилотируемая торпеда. Если повезет — многоразовая.

Ракеты парусного флота. Кроме шуток. На фотографии сигнальная ракета.

Личная чашка Нахимова.

Трофеи с немецких кораблей времен Второй Мировой. Здоровенный крест отодрали с подводной лодки.

Особо «крупнокалиберные» экспонаты расположены во дворе вокруг музея.

На пристани, тем временем были доступны экскурсии на боевые корабли. Мы не пошли — уж очень большая была очередь, просто сфотографировались на память.

Вечер был… красочным. Казалось бы жителей столицы подсветкой зданий не удивишь… но красиво ведь!



Справа вдалеке — сцена с Газмановым. Выступление бесплатное.
А затем была набережная, толпа народу и салют. Причем, салютов, по факту было два — сперва начали моряки, по большей части над северной половиной города и бухтой, а потом, когда уже было большинство стоящих на площади решили что их продинамили — начали зенитчики, как раз над южной частью города и площадью. И получилось что они как бы соревнуются друг с другом в красоте салюта, причем одновременно. Зрелище потрясающе. Если бы еще (московский) первый канал по дурацки (хотел написать другой эпитет, подставьте по мере своей испорченности) не влез со своими прожекторами — было бы вообще сказочно.



К сожалению, байкпост позволяет размещать графоманию до 30.000 символов, так что прямое продолжение текста придется переносить в следующую статейку.

Комментарии (4)

RSS свернуть / развернуть
0
Taiger
от души мил человек. Спасибо
+2
Sheff_serg
А в музейном историко-мемориальный комплексе Массив 35-й батареи были?
0
SquallTemnov
Не были. Но планируем побывать ) Мы много где не были — майские праздники короткие и всего не успеешь оглядеть.
0
Andrey13
Здорово!
Интересно и познавательно.
Сегодня только с Крыма вернулся…
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Yamaha FJR1300AE 2006, "Крым на майские", часть вторая, в которой мы знакомимся с Масандрой. И где очень приятно удивляет Севастополь.