Yamaha YBR125 2006 → Ремонт мотора Yamaha YBR 125.
Не входило в мои планы ремонтировать мотор в этом сезоне; думал доездить до зимы и уж тогда заняться этим более детально, но не тут-то было!
Первые «звоночки» начались еще прошлой осенью: при 7 тыс. оборотов появлялась неприятная вибрация, которая передавалась на подножки и руль, а при 8 тыс. оборотов пропадала. Езжу на этих оборотах крайне редко, поэтому решил, что легко докатаю так этот сезон. Но крайняя поездка по области на 200 км поставила точку: от вибрации начали неметь пальцы на руках и при более низких оборотах, чего раньше не наблюдалось. К тому же через 2 месяца предстояла поездка на 10+ тыс км, поэтому мотор надо было ремонтировать однозначно. Наиболее вероятная причина появления вибрации на этом дрыгателе — изношенный левый коренной подшипник коленвала. Открыл я лючок в левой крышке мотора и попытался покачать левую цапфу за болт крепления ротора — люфта нет. Тогда снял эту крышку и покачал за ротор генератора: в подшипнике был ощутимый люфт. Отмыл мотор, насколько это было возможно, и снял его с рамы. Двигатели мотоциклов не ремонтировал уже лет 17-18, а 4-тактные — так вообще никогда. Но все оказалось довольно просто и логично, тем более, что информации по ремонту довольно много. Хотя определенная доля неуверенности в своих силах имела место быть. Пробег мотора к моменту ремонта составил 46 т.км.
Итого под замену: левый коренной подшипник коленвала, поршневые кольца и сальник правой крышки картера (был немного надорван).
Прокладки все целые, менять их не буду. Подшипник и сальник купил без проблем в магазине, а вот оригинальные кольца только под заказ. В «Ямахе» ждать месяц, цена 3 т.р. за комплект; в Экзисте 2,5 недели и цена 2650 р. Выбираю второй вариант и начинаю потихоньку собирать мотор. Вроде бы ничего сложного, но при первой сборке умудрился забыть поставить шарик выжима сцепления и шайбу на вторичный вал. При последующей сборке «лишних» деталей не осталось.)
В процессе разборки и сборки двигателя изготавливаю инструменты и приспособления для удобства работы:
для снятия ротора генератора
для снятия ведущей звездочки ГРМ
для откручивания гайки корзины сцепления
для запрессовывания коленвала в левую половину картера
для рассухаривания клапана
По истечении 2,5 недель ожидания звонят из магазина и просят подождать еще пару недель, неохотно соглашаюсь, но делать нечего. Сезон в самом разгаре, и кататься очень хочется, поэтому принимаю решение собрать мотор на старых кольцах и поездить пока так. Ставлю кольца, накидываю цилиндр, головку, выставляю все по меткам, проверяю зазоры в клапанах. Проворачиваю несколько раз коленвал за болт крепления ротора генератора против часовой стрелки, раза 3-4 проверяю совпадение всех меток. Пытаюсь запустить мотор киком — не чувствую сопротивления, как будто пропала компрессия. Снова проверяю зазоры в клапанах: во впускном норма (0,08 мм), а в выпускном огромный (0,5 мм). Неужели погнул выпускной клапан? Скидываю головку и вижу, что выпускной клапан действительно погнут и не прилегает плотно к седлу. Да как так-то? Я уже и заявление на отпуск написал на работе, и на Алтай ехать настроился, а тут такое! Заказывать оригинальный клапан — еще месяц ожидания, и принимаю решение попытаться отрихтовать старый.
В патрон токарного станка зажать клапан не получается, слишком мал диаметр оси. Пришлось точить оправку, в которую клапан вставляется достаточно плотно. Рихтую клапан несильными ударами медного молотка, чтобы не замять его, по индикатору; удается добиться минимального биения тарелки 0,1 мм, точнее не получается. Вставляю клапан во втулку головки цилиндра, виден небольшой просвет между тарелкой клапана и седлом. Беру притирочную пасту, надеваю на ось клапана кусок подходящего шланга, и в 4-5 приемов удается добиться плотного прилегания. Проверка керосином на герметичность показала отличный результат!
Снова все собираю, несколько раз себя перепроверяю и завожу мот. Ожил мотор практически сразу, только вот дымить начал, как 40-летний двухтактник.) Я думаю, что старые кольца приработались в цилиндре в определенном положении, которое я нарушил, поэтому такой эффект. А может сгорало «лишнее» масло, которым я обильно смазывал детали мотора изнутри в процессе сборки. Покатался я немного по гаражам, мот стал дымить поменьше, а через день так и вообще перестал!
Тут мне снова звонят из магазина и просят подождать еще каких-то 3 (три!) недели. Терпение мое заканчивается, забираю уплоченные деньги и, покатавшись еще несколько дней и чутко прислушиваясь к мотору и своему внутреннему голосу, принимаю решение ехать на Алтай на старых кольцах. В одночасье они вряд ли закончатся, изнашиваются достаточно медленно, немного упала мощность (хотя мне хватает), масло кушает только на высоких оборотах (на которых я практически не езжу) — так я себя успокаивал и уговаривал поехать несмотря ни на что. И не пожалел о содеянном ничуть!
Забегая вперед скажу, что поршневые кольца я купил в той поездке в Пензе (были в наличии), но до сих пор их не поменял. Накатал с тех пор еще 12,5 тыс.км, и мот показал себя молодцом, хотя в некоторых моментах мне не хватало его мощности, но главное, что добрался до дома своим ходом, масло практически не расходовал и радовал расходом топлива. Масло за поездку менял 2 раза. Об этом путешествии скоро будет отдельный рассказ.
Первые «звоночки» начались еще прошлой осенью: при 7 тыс. оборотов появлялась неприятная вибрация, которая передавалась на подножки и руль, а при 8 тыс. оборотов пропадала. Езжу на этих оборотах крайне редко, поэтому решил, что легко докатаю так этот сезон. Но крайняя поездка по области на 200 км поставила точку: от вибрации начали неметь пальцы на руках и при более низких оборотах, чего раньше не наблюдалось. К тому же через 2 месяца предстояла поездка на 10+ тыс км, поэтому мотор надо было ремонтировать однозначно. Наиболее вероятная причина появления вибрации на этом дрыгателе — изношенный левый коренной подшипник коленвала. Открыл я лючок в левой крышке мотора и попытался покачать левую цапфу за болт крепления ротора — люфта нет. Тогда снял эту крышку и покачал за ротор генератора: в подшипнике был ощутимый люфт. Отмыл мотор, насколько это было возможно, и снял его с рамы. Двигатели мотоциклов не ремонтировал уже лет 17-18, а 4-тактные — так вообще никогда. Но все оказалось довольно просто и логично, тем более, что информации по ремонту довольно много. Хотя определенная доля неуверенности в своих силах имела место быть. Пробег мотора к моменту ремонта составил 46 т.км.
ЦПГ.
Цилиндр визуально в отличном состоянии со следами хона и без задиров. Присутствует еле заметная продольная риска, но ногтем не ощущается. Нутромер показал износ в 2 сотки в верхней, 3 в средней и 5 в нижней части цилиндра, эллипс 2 сотки. По мануалу предельный износ 54,156 мм, значит еще походит. Поршень без потертостей и нагара, только немного на днище, диаметром 54 мм; опускается в цилиндр плавно под собственным весом. Поршневой палец в хорошем состоянии, тактильно ощущается небольшая выработка, но не люфтит в верхней головке шатуна. Поршневые кольца не закоксованы, подвижны. Зазоры в замках колец: верхнего 0,25 мм, нижнего 0,55 мм. По мануалу предельный зазор составляет 0,55 и 0,8 мм соответственно. По мануалу с переводом на русский — 0,4 и 0,55 мм. Так какому из них верить? Я весь в сомнениях и решаю поменять и кольца.Головка цилиндра.
В отличном состоянии, нагара в камере сгорания нет. Проверил плотность прилегания клапанов к седлам керосином: без нареканий.КШМ.
Левый коренной подшипник коленвала сильно люфтит и провернулся на цапфе, правый — в отличном состоянии. Левая цапфа немного задрана, но новый подшипник садится на нее плотно. Подшипник нижней головки шатуна в норме, никаких чрезмерных люфтов не имеет. Проверил биение цапф в центрах круглошлифовального станка: у правой биения нет совсем, а у левой 2 сотки (по мануалу допустимо 3 сотки).КПП.
В идеальном состоянии, придраться не к чему: все подшипники, валы, шестерни, вилки и оси вилок без следов износа. Но при движении по трассе на пятой передаче иногда присутствует небольшой вой, который меня не напрягает. Можно попробовать залить масло в мотор погуще, сейчас лью ZIC 10W40 п/с.Сцепление.
Ведомые диски толщиной 3,2 мм. Нажимные пружины у меня просевшие, и под них подложены по 2 шайбы, так сцепление работает идеально, особенно при больших нагрузках. Менять их не буду пока, меня все устраивает.Итого под замену: левый коренной подшипник коленвала, поршневые кольца и сальник правой крышки картера (был немного надорван).
Прокладки все целые, менять их не буду. Подшипник и сальник купил без проблем в магазине, а вот оригинальные кольца только под заказ. В «Ямахе» ждать месяц, цена 3 т.р. за комплект; в Экзисте 2,5 недели и цена 2650 р. Выбираю второй вариант и начинаю потихоньку собирать мотор. Вроде бы ничего сложного, но при первой сборке умудрился забыть поставить шарик выжима сцепления и шайбу на вторичный вал. При последующей сборке «лишних» деталей не осталось.)
В процессе разборки и сборки двигателя изготавливаю инструменты и приспособления для удобства работы:
для снятия ротора генератора
для снятия ведущей звездочки ГРМ
для откручивания гайки корзины сцепления
для запрессовывания коленвала в левую половину картера
для рассухаривания клапана
По истечении 2,5 недель ожидания звонят из магазина и просят подождать еще пару недель, неохотно соглашаюсь, но делать нечего. Сезон в самом разгаре, и кататься очень хочется, поэтому принимаю решение собрать мотор на старых кольцах и поездить пока так. Ставлю кольца, накидываю цилиндр, головку, выставляю все по меткам, проверяю зазоры в клапанах. Проворачиваю несколько раз коленвал за болт крепления ротора генератора против часовой стрелки, раза 3-4 проверяю совпадение всех меток. Пытаюсь запустить мотор киком — не чувствую сопротивления, как будто пропала компрессия. Снова проверяю зазоры в клапанах: во впускном норма (0,08 мм), а в выпускном огромный (0,5 мм). Неужели погнул выпускной клапан? Скидываю головку и вижу, что выпускной клапан действительно погнут и не прилегает плотно к седлу. Да как так-то? Я уже и заявление на отпуск написал на работе, и на Алтай ехать настроился, а тут такое! Заказывать оригинальный клапан — еще месяц ожидания, и принимаю решение попытаться отрихтовать старый.
В патрон токарного станка зажать клапан не получается, слишком мал диаметр оси. Пришлось точить оправку, в которую клапан вставляется достаточно плотно. Рихтую клапан несильными ударами медного молотка, чтобы не замять его, по индикатору; удается добиться минимального биения тарелки 0,1 мм, точнее не получается. Вставляю клапан во втулку головки цилиндра, виден небольшой просвет между тарелкой клапана и седлом. Беру притирочную пасту, надеваю на ось клапана кусок подходящего шланга, и в 4-5 приемов удается добиться плотного прилегания. Проверка керосином на герметичность показала отличный результат!
Снова все собираю, несколько раз себя перепроверяю и завожу мот. Ожил мотор практически сразу, только вот дымить начал, как 40-летний двухтактник.) Я думаю, что старые кольца приработались в цилиндре в определенном положении, которое я нарушил, поэтому такой эффект. А может сгорало «лишнее» масло, которым я обильно смазывал детали мотора изнутри в процессе сборки. Покатался я немного по гаражам, мот стал дымить поменьше, а через день так и вообще перестал!
Тут мне снова звонят из магазина и просят подождать еще каких-то 3 (три!) недели. Терпение мое заканчивается, забираю уплоченные деньги и, покатавшись еще несколько дней и чутко прислушиваясь к мотору и своему внутреннему голосу, принимаю решение ехать на Алтай на старых кольцах. В одночасье они вряд ли закончатся, изнашиваются достаточно медленно, немного упала мощность (хотя мне хватает), масло кушает только на высоких оборотах (на которых я практически не езжу) — так я себя успокаивал и уговаривал поехать несмотря ни на что. И не пожалел о содеянном ничуть!
Забегая вперед скажу, что поршневые кольца я купил в той поездке в Пензе (были в наличии), но до сих пор их не поменял. Накатал с тех пор еще 12,5 тыс.км, и мот показал себя молодцом, хотя в некоторых моментах мне не хватало его мощности, но главное, что добрался до дома своим ходом, масло практически не расходовал и радовал расходом топлива. Масло за поездку менял 2 раза. Об этом путешествии скоро будет отдельный рассказ.
- Gestyanschik
- Дмитрий
- 6 декабря 2020 в 12:41
- 1
- ?
- Gestyanschik
- 6 декабря 2020 в 13:58
- ↑
- ↓
Спасибо! Да не искал особо. И хотелось именно оригинальные кольца.
- Gestyanschik
- 7 декабря 2020 в 2:13
- ↑
- ↓
Стука не было, но был характерный рокот коренного подшипника.
- Gestyanschik
- 7 декабря 2020 в 2:52
- ↑
- ↓
Раньше, лет 7-8 назад покупал там запчасти на авто и был всем доволен.
- ushakov_ivan
- 28 ноября 2022 в 21:10
- ↑
- ↓
Очень советую ведропро. У них самые дешёвые цены сейчас, правда ждать ооочень долго, особенно какие-нибудь оригинальные детали, поэтому заказывай впрок
- FreemanAKF
- 7 декабря 2020 в 11:43
- ↑
- ↓
Exist автомобильные запчасти возит нормально, а вот с мотоциклетными я точно так же попадал. Заказывал направляющую в вилку — ждал три недели, потом еще неделю, потом еще неделю, а потом заказ был отменён в одностороннем порядке.
На все претензии у них всегда два ответа:
1) мы не поставщик запчастей, мы агрегатор магазинов, нам не отдали — мы не привезли
2) мы магазин АВТОМОБИЛЬНЫХ запчастей, скажите спасибо, что хоть что-то для мотоциклов возим
На все претензии у них всегда два ответа:
1) мы не поставщик запчастей, мы агрегатор магазинов, нам не отдали — мы не привезли
2) мы магазин АВТОМОБИЛЬНЫХ запчастей, скажите спасибо, что хоть что-то для мотоциклов возим
- Gestyanschik
- 7 декабря 2020 в 15:44
- ↑
- ↓
Спасибо! Сам до конца так и не понял. Слышал, что клапана иногда «подвисают», но во втулке он ходил без заеданий. Значит где-то я не доглядел.
Я бы не стал панику разводить в плане сложности ремонта. После «совков» уже ничего не страшно.
Насчёт колец — вообще не рекомендую заниматься таким совецким ремонтом «подкидывание колец».
Смысл в том что новое кольцо в момент приработки собьёт несколько лишних соток. В итоге будет только хуже, через несколько сотен км начнётся масложор, если его не было то он появится. Если он был то станет ещё сильнее. Если уж заниматься ремонтом то основательно, а все эти полумеры — кроилово. Кроилово ведёт к попадалову.
Насчёт колец — вообще не рекомендую заниматься таким совецким ремонтом «подкидывание колец».
Смысл в том что новое кольцо в момент приработки собьёт несколько лишних соток. В итоге будет только хуже, через несколько сотен км начнётся масложор, если его не было то он появится. Если он был то станет ещё сильнее. Если уж заниматься ремонтом то основательно, а все эти полумеры — кроилово. Кроилово ведёт к попадалову.
- Gestyanschik
- 7 декабря 2020 в 18:49
- ↑
- ↓
Тоже придерживаюсь такого же мнения с некоторых пор. Менять — так ЦПГ в сборе, в ней все изнашивается одновременно. Покупать все оригинальное по деньгам не потяну, плохое по качеству тоже ставить не хочется, нахожусь в поиске «золотой середины». Думаю откатать еще сезон как есть, а там уже решу, что делать дальше.
- wasserfall
- 8 декабря 2020 в 19:01
- ↑
- ↓
Проточить гильзу можно, она там толстенная. При желании — под 57 мм поршень вместо 54 стандартного.
- Gestyanschik
- 8 декабря 2020 в 19:04
- ↑
- ↓
А есть в продаже такие поршни качества не хуже оригинала? Есть еще вариант перегильзовать цилиндр, но гильз в продаже я не нашел.
- wasserfall
- 8 декабря 2020 в 19:49
- ↑
- ↓
Я бы не сказал, что качество у родных какое-то особое, на пробеге за 30к уже подубитый был. Просто мотор спокойно работает и с изношенными деталями, был случай, когда один ебр ездил какое-то время вообще без толкателя в коромысле. Поставили новый, старый не нашли, объявился через четыре года при снятии головки зажеванным цепью ГРМ. Поэтому в принципе можно те же KBF поставить, что в киты с увеличенной поршневой кладут. Собственно, китовые цилиндры отличаются только гильзой, туда докидывают поршни — и комплект готов. Ну, в полных комплектациях еще коромысла с роликами и распредвал другого профиля кладут (аналогичный тем, что на другие модели с таким мотором идет (TT-R 125 и т.п.).
- Gestyanschik
- 8 декабря 2020 в 20:01
- ↑
- ↓
Если поршень будет совсем уж плохого качества и от него отколется кусок даже на невысоких оборотах, то бед он натворит немало. Если буду ставить, то только стокового размера, не нужна мне увеличенная мощность. Тем более, что одним поршнем там не обойтись; придется подбирать жиклеры в карб.
Хм. Ну вот смотрите. Разбирал я как то давно старый корч вот статейка. Расход масла был литр-два на тысячу км, может больше. Максимальный износ цилиндров был где-то 5-6 соток по диаметру, лимит — 10, вычислял по разнице зазора колец вверху цилиндра и ниже середины, нутромера тогда не было. После замены расход масла практически ушел, вроде бы даже не доливал между заменами, ниже нижней метки не опускался уровень. После сезона продал другу, через какое то время у него мот стал ехать хуже, потом еще хуже, плавно и стабильно. Что такое? Я говорю может клапана зажались. ДА ну, не могут все разом, компрессию не меряли, но наощупь была одинаковая во всех цилиндрах. Ну и говорит, естественно изза новых колец, в старых гильзах, бывает такое, слышал от людей. Так не сильно же изношены были, нене, бывает, точно изза новых колец. Ну как хочешь. Проезжает по итогу после ремонта 30 тыс. Сезон закончился и чел заказывает новую поршневую у мастера одного под заказ, даже не разбирая, ведь уверен же, что это новые кольца укатали цилиндры. Ну вот забирает поршни, разбираем, а там клапана поджаты почти все, а некоторые так зажаты полностью, шайбы не прокручивались. Снимаем блок, а там поршневая в том же виде, что и было. Зазор в кольцах за 30 тыс пробега не изменился, пару соток не в счет. Вот тут и сказочке конец, ибо поршневая то уже на руках, пришлось точить, новое то ведь все равно лучше будет. А нужно было всего навсего читать мануал про периодичность обслуживания и при первых звоночках что-то делать, а не ездить до победы (не так ли?). Можно было вполне обойтись шлифовкой шайб. Но, хехе, то, что получилось, заслуживает отдельной истории.
Из последнего — замена колец в хаябусе 2005 года этой осенью из-за расхода масла и прогара клапана, но как валила до ремонта, так и валит после. Точно никто не измерял. Расход масла есть, за тыс 4 подлить пришлось, но так блок не идеален, да и раньше приходилось подливать канистрами.
Поэтому я хз, как в исправном моторе после замены колец может начаться жор масла.
Из последнего — замена колец в хаябусе 2005 года этой осенью из-за расхода масла и прогара клапана, но как валила до ремонта, так и валит после. Точно никто не измерял. Расход масла есть, за тыс 4 подлить пришлось, но так блок не идеален, да и раньше приходилось подливать канистрами.
Поэтому я хз, как в исправном моторе после замены колец может начаться жор масла.
- Vladimir_IL
- 8 декабря 2020 в 0:27
- ↑
- ↓
В мануале написано, что при выходе зазора торцев кольца за пределы допустимых — менять кольца.
Это при износе цилиндра (больше положенного) менять цилиндр вместе с поршнем и кольцами.
Это при износе цилиндра (больше положенного) менять цилиндр вместе с поршнем и кольцами.
- wasserfall
- 8 декабря 2020 в 18:59
- ↓
А зачем было делать приблуду «для откручивания гайки корзины сцепления», она же там простая?
- Gestyanschik
- 8 декабря 2020 в 19:06
- ↑
- ↓
Можно было сделать из ведущего диска сцепления, но у меня его не было. Просто было свободное время на работе и желание сделать приспособу самому.
- wasserfall
- 8 декабря 2020 в 19:53
- ↑
- ↓
Нет, я не про то, я пытаюсь вспомнить операцию там, для которой нужен специнструмент.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (40)
RSS свернуть / развернуть