Блог им. ily2023 → Разработка электроники для инжекторного мотоцикла Днепр МТ-16 1988 г.в.


Всем привет!
Я увлекаюсь реставрацией и восстановлением старых отечественных оппозитов и решил поведать вам историю, как сходил с ума решил построить проект на стыке эпох и технологий. У мотоцикла появился инжектор, электронная приборная панель, светодиодная светотехника и прочие «вкусности». Всем, кому интересна тема старых отечественных мотоциклов и электроники прошу под кат. Пост преимущественно про электронику. Осторожно, много фото.
Мотоцикл был куплен осенью 2019 года в состоянии «металлолом, но еще едет», и почти сразу же после покупки и постановки на учет был разобран до винтика. Практически сразу после разборки в моей воспаленной голове родилась идея напичкать этот мотоцикл всяким оборудованием, дабы прокачать свой скилл в электронике и программировании. Представляю вашему вниманию фотоотчет по разработке и видео с обзором мотоцикла.

Вся электроника разрабатывалась с учетом работы в жестких условиях (вибрации, влажность, перепады температур), выполнялся контроль качества пайки на микроскопе. Массивные компоненты приклеивались к плате, использовался силиконовый компаунд для изоляции от влаги и прочие решения, предупреждающие отказ. Все каналы связи, выходящие за рамки приборов развязывались оптически.

Спидометр в корпусе родного СП102 на базе микроконтроллера STM32:





Бортовой компьютер, оснащенный CAN, считывателем RFID метки, фотодатчиком (для функций автоматического включения света/габаритов и подстройки яркости индикаторов на панели приборов) и управляющий всей электроникой мотоцикла, а также собирающий все данные с датчиков и переключателей, получающий по CAN всю телеметрию от ЭБУ инжектора:









Силовой блок (вместо реле) для управления всей силовой нагрузкой, такой как инжектор, ближний/дальний, гудок и т.д. Этот блок полностью залит компаундом впоследствии:




Приборная панель в сборе:


Светодиодная оптика в родные фонари (стабилизация тока на светодиодах с помощью импульсного преобразователя, отслеживание температуры на светодиодах и в случае перегрева снижение яркости). Вся светотехника управляется ШИМ сигналами от бортового компьютера:






Вся работа проделывалась в едином творческом порыве в одиночку за зиму.

Обзор мотоцикла:


Спасибо за внимание, буду рад ответить на вопросы.
  • ily2023ily2023
  • Илья
  • 27 августа 2020 в 15:06
  • 5
  • ?

Комментарии (52)

RSS свернуть / развернуть
+1
shapik
Вот это ты заморочился! Серьезный подход!
0
Lexa555
слов нет, золотые руки!
0
Klenin
Круто, мне понравилось! А какая дальнейшая судьба у мотоцикла?
+1
ily2023
Спасибо! На мотоцикле гоняю сам, вожу на природу дочь с женой. В дальнейшем есть еще планы по электронике этого мотоцикла, например электронная ручка газа.
+7
Kopcheny
… совмещенная со световым мечом.
0
MAD
  • MAD
  • 31 августа 2020 в 16:16
В дальнейшем есть еще планы по электронике
Не используй провода МГТФ, много у них плюсов, но есть ограничения повышенная влажность и быстрые перепады температур, фторопластовая изоляция навивается на медные жилы поэтому провод можно эксплуатировать при влажности не выше 80%.
0
ily2023
Именно так, провода МГТФ использованы только в самом приборе для вывода наружу, дальше в приборке эти провода через соединитель переходят в обычные автомобильные с ПВХ изоляцией. МГТФ действительно не влагостойкий, к тому же боится передавливаний (холодная текучесть изоляции). Жгут проводов МГТФ полностью заделан в термоусадку и оканчивается соединителем.
0
MAD
  • MAD
  • 31 августа 2020 в 16:33
к тому же боится передавливаний (холодная текучесть изоляции).
В борьбе с этим недостатком есть спечённый тип МГТФ, купить правда не просто.
+5
Rossanna
ОЧ КРУТО! Прям ОЧ ОЧ Круто! Не то что всякие там космические проекты, летающие и электро ИЖциклы, которые нах никому не нужны и никогда не будут реализованы. Как впрочем и прочая бесталковщина типа осколково и иных халявополучателей.
Человек сам заморочился и в домашних условиях сделал то, что на промышленном оборудовании уже хрен знает сколько не могут сделать.
Плюсую однозначно!
+4
ily2023
Большое спасибо! Мне искренне жаль, что в России нет своего мотоциклостроения (современные Уралы — не в счет). Работаю инженером-разработчиком электроники, но как всегда у нас самые интересные разработки идут на оборонку. Проект был сделан в домашних условиях, но оборудование имеется))
+1
rushpile
Вот прямо апплодирую, ей-богу! Очень круто!
+3
Prm
  • Prm
  • 27 августа 2020 в 17:57
Отличное техно порно! Палец вверх.
0
Brainreaver
Прямо мегамонстр. Бесконечное уважение.
0
kes
  • kes
  • 27 августа 2020 в 18:37
Руки, а главное голова, работают, что надо. Но? Силовой единый блок, вместо реле. Ещё и полностью залит. Поломка «в поле», ииии? Вспоминая свой опыт эксплуатации совкоциклов-достал запасную релюху, воткнул, поехал дальше. Как быть здесь?
+1
ily2023
Блок проектировался с учетом запаса по электрическим параметрам, достаточным для того, чтобы никогда в него не лазить. Тем более он твердотельный и никак не изнашивается со временем. Эксплуатация покажет)
0
lambda
Не думали опубликовать пост на mysku.ru? Сайт хоть и барахольный, но есть раздел DIY, а аудитории там на порядки выше, как и кол-ва разбирающихся в теме людей.
0
ily2023
Спасибо за идею, запилю там пост с более подробным описанием именно технической части.
0
freelife
уж лучше на хабре :)
+1
ushakov_ivan
Думаю, можешь смело принимать заказы и делать на поток. Можно даже для других моделей мотоциклов, как бы суть ты знаешь, а остальное в процессе
0
lambda
Если есть нормальная защита по току, то нет никакой нужды морочиться с вариантами замены.
0
vlv
  • vlv
  • 27 августа 2020 в 18:48
Я в таком состоянии совкоциклов и не видел, по моему, даже в детстве(в 80тые). А оборудование вообще из ряда фантастики.
0
Diman76
хо-хо-хо, нормально так. А платы сам травил или заказывал у кого?
+2
ily2023
Спасибо! Проекты плат разработаны мной, изготовление плат заказывалось на фабрике в Китае (светодиодные) и в России (спидометр и бортовой компьютер). Плата силового блока изготавливалась и вытравливалась своими руками.
0
Diman76
майн респектирунг! Я никуда дальше предусилителей для гитары ламповых, да повышающих инверторов не продвинулся )
0
wladi4
Тебе нужен личный менеджер? :D (шучу)… продвигай, ставь на поток как готовый набор с инструкцией к установке:)
0
Vaakom
Великолепно. Еще бы видео заезда.
+1
ily2023
Благодарю! Видос с испытаниями мотоцикла на шоссе и бездорожье: видео
+1
ily2023
0
57EA17h
Ничего себе! Что руки прямые и голова светлая сделать могут! Может Ирбиту продать готовую технологию? С дорвюотками под них, конечно.
0
IsyanovDV
Вот прямо плюс жирный!
0
IsyanovDV
Как отстраивал топливные карты, через ШКД, диностенд или «на глаз»?
0
ily2023
Снимались логи работы на ходу (через Bluetooth с помощью смартфона), затем правились логи. Обратная связь по оптимальности смеси есть — в выхлопе стоят лямбда-зонды, на каждый цилиндр.
-1
ily2023
«правились карты, опечатка.
+1
Adams48
Очень здорово! А мне, как не просвещенному в этой теме, просто фантастически!) Не могу из-за какого то пробега ставить плюс, но это огромный плюсище!
0
Olega1986
Более чем солидно сделано. Интересует техническая часть,- как реализованно.Как по финансовым затратам?
0
ily2023
По финансовым затратам тоже вышло солидно. Если интересна более подробная инфа по проекту — прошу в личку)
0
Showkahn
всё очень понравилось, но гирлянда лампочек выглядит инородно и отталкивающе. Имхо — разделять поворотники на два, совать лампу включенного зажигания и ближнего света было лишним.
0
ily2023
На вкус и цвет, как говорится. Возможно переборщил)
0
Showkahn
я полностью согласен — хозяин барин :) но просто такая россыпь массивная выглядит странновато, особенно на фоне так изящно запиленной приборки.
0
AVIX
  • AVIX
  • 29 августа 2020 в 19:48
Круто. Годный проект. А почему такое количество проводки наружу пришлось вытаскивать, ведь если шину организовал можно было всё проще сделать? Слушай, а что у тебя за микроскоп если не секрет. Уже с пару недель пытаюсь определиться и пока никак.
0
AntonKatenev
Это Adonstar или какой-то из его многочисленных клонов. Очень неплохой микроскоп, если использовать с внешним монитором. На али примерно десятку стоит.
0
ily2023
Спасибо! Микроскоп Andonstar ADSM201 HDMI Microscope
0
Barbados
Отлично сделал. А можно смхемку силового блока? Смотрю опторазвязка стоит. А затворы каким напрячжением управляются? Я себе делал для фары на полевиках. Но гораздо проще. bikepost.ru/blog/81084/Tusklyj-svet-fary-Ispravljaem.html И у друга на машине они всегда при выключеном свете грелись так, что провода отпаивались. Так и не понял почему. Вот интересен твой вариант… Если не секрет конечно )))
0
ily2023
Спасибо. Пришли в ЛС почту или другие контакты — поделюсь схемным решением.
0
Win
  • Win
  • 30 августа 2020 в 11:03
Странный вопрос — если уж заморочился с CAN шиной, может стоило сделать шаг дальше, и всё запилить по ней? чтобы избавиться от кучи проводов, пусть до блоков всё по шине идёт. Всё равно, как я, вижу экономическая целесообразность тут не важна :) (хотя может так и сделано, не разобрал) Ну и проводка без разъёмов — это же боль для обслуживания/модификации. А зачем такие здоровые преобразователи питания стоят, они же явно избыточны, и своим весом ухудшают надёжность сильно вибронагруженной платы?
0
ily2023
Дело в том, что CAN — не панацея в данном случае. Вот например, для управления светотехникой в моем случае нужны +, — , ШИМ. Три провода, а в случае с CAN нужна была бы кроме питания витая пара, и в каждом фонаре по микроконтроллеру с приемником. Все устройства подключены через разъемы, просто они спрятаны под баком) Преобразователи питания стоят такие, потому что были у меня в наличии.
0
Win
  • Win
  • 30 августа 2020 в 12:20
Я просто не сталкивался с автомобильной электроникой, и поэтому сужу по своему опыту (а я занимаюсь промышленной автоматизацией), поэтому у меня свои представления об этом. То есть вместо весьма экзотического управления светотехникой по шим я разработал бы некую универсальную коробочку, к примеру на 2 или 4 исполнительных устройства, в которую с одной стороны стандартным 4-проводным штекером включается питание/шина, а с другой подключается нагрузка. Ну и ещё одну такую же коробочку с сенсорами, для подключения устройств контроля. Одна коробочка на задние поворотники, вторая на стоп сигнал/габариты (размещаются в хвосте, и подключаются к ним любые световые приборы), предохранители не нужны, так как мы можем отслеживать и ограничивать ток через нагрузку, может только настройка типа нагрузки — накаливания/светодиод, чтобы правильно посылать в головное устройство ошибку лампы и имитировать стоп сигнал габаритами до устранения неисправности. Так же и спереди, и в коляске. Глобально по мотоциклу идут 4 провода, вся разводка до потребителей идёт локально, причем потребители могут меняться в любое время на любые доступные. В вашем случае, если сломается стоп, к примеру, нужно заказать/получить/собрать/поставить. Добавление любого потребителя сводится к подключении в шину ещё одной стандартной коробочки и перезаливке софта в контроллере.
Но это скорее общие архитектурные размышления, исключительно из моего специфического опыта, когда для поддержания системы в рабочем состоянии лучше применять наименее кастомные и максимально стандартные решения.
0
e_giniborg
Примерно по вашей логике устроена коммуникация в современных Ducati. Есть блок BBS, являющийся центральным узлом и накопителем информации, а все остальные элементы связываются через него (приборная панель, иммобилайзер, ECU, ABS, электронные подвески, телеметрия).
На дукасах начала 2000-х, все было завязано на приборке, в том числе и «реле». Все в одной плате. Но при падении очень часто приборка ломается, что в результате приводит к большим проблемам владельца.
0
e_giniborg
Ох, очень круто! Сам мыслил в сторону подобного железа, но посмотрев понял что ближайшие пару лет врядли что-то даже близкое смогу сделать. Люто респектую!
0
rakobor
ЭБУ — кастомная версия SECU?
В попенсорц не были бы так добры перевести наработки?
0
ily2023
ЭБУ на базе www.msextra.com/
Наработки пока не планирую выкладывать.
0
EgorKorobov
Классное исполнение!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. ily2023, Разработка электроники для инжекторного мотоцикла Днепр МТ-16 1988 г.в.