Привет, Байкпостовчанин. Кажется, ты используешь AdBlock.
БайкПост развивается и существует за счет доходов от рекламы. Добавь нас в исключения.
открытое письмо как отключить

Блог им. Barbados → Тусклый свет фары. Исправляем.

Всем привет. Многие ругаются на тусклый штатный свет фар на Intruder 1500, он же Boulevard C90, да и других мотиках, особенно старых и с лампой H4. Мне лично штатный свет очень не нравился. Многие говорили, дескать, че ты хочешь от оптики разработки 90-х годов и много прочих слов. Я все же решил разобрать фару и померить напряжение на лампе, оказалось проблема в больших потерях на проводах и выключателе. Когда на аккумуляторе было 12,2 вольта, на лампе было 10,2 ближний и 9,8 дальний! Потери очевидны. Решил ситуацию исправить следующим образом: спаял простенькую схемку на полевичке и протянул новый толстый провод от плюса АКБ непосредственно к лампе. Тем самым снимется нагрузка на переключателе ближний/дальний, потому, что никакого реле в схеме нет, весь ток коммутировал выключатель, теперь он стал управлять мизерным током полевого транзистора. Схемка выглядит так:


Для этого отрезал разъем лампы и припаял схемку в разрыв провода. Сначала резать не хотел, но в схеме нужно, чтоб на общий контакт лампы шел плюс, а в стоке идет минус, да и соединение разъемами увеличит потери и уменьшит надежность.
В итоге получился вот такой мелкий девайсик.


Печатную плату вытравливать не стал, просто прорезал медь полотном ножовочным и надфилем подровнял. На рисование и травление платы больше времени уйдет, чем на сборку такого крохотного устройства.
Транзисторы выпаяны с материнской платы 09N03LA, но можно использовать IRFZ44, 46, 48 или любой N-канальный полевик с напряжением от 20 вольт и током от 20 ампер и выше, чтоб был запас мощности, чем больше — тем лучше.
После этой доработки просадка напряжения составила всего 0,2 вольта что на ближнем, что на дальнем свете, падение напряжение на переходе транзисторов составляет всего 0,065 вольта при токе 5 ампер, поэтому они практически не греются, радиатор никакой не требуется. В итоге фара светить стала гораздо ярче, я очень доволен. Теперь никакие найтбрейкеры покупать не буду, стандартная лампа светит очень хорошо!

ПС: Платы сделал три штуки, (два поставил товарищу на VW Т4), у них та же беда, так, что у кого есть, можно тоже поставить. Друг остался доволен тоже.
  • BarbadosBarbados
  • Дмитрий
  • 10 августа в 12:14
  • 35
  • ?

Комментарии (65)

RSS свернуть / развернуть
+1
stan2110
Шикарное решение вопроса. Нужно взять на заметку. Вспомнить молодость, найти коробки с деталями и спаять себе такую приблуду.
+3
VKODmitry
Круто конечно, развитие идеи дальнобойщиков. А чем просто реле не устроило?
+1
Barbados
Хотел сначала, но в наличии не оказалось, а покупать лень идти когда дома куча транзисторов валяется ))
+6
SamaraRaider
лень-великая сила)
0
Alex1009
Спасибо за инфо! Сам владею С90, но у себя решил проблему ксеноном.
Все кто со мной ездил отмечают яркий, но не слепящий свет.

У меня проблемка закралась в другом, при долгой поездке свет может начать рандомно подмигивать, типа вкл/вкл или выключится. При переключения ближний\дальний это пропадает. Пока так и не додумался куда смотреть.
+1
VKODmitry
Посмотри фишку около рулевой колонки справа. Почистить-поджать
0
Barbados
за ксенон гибдд-шники пристают. Я светодиоды хочу поставить, но сецйчас уже, говорят, и за них могут лишить на пол года, так что пока перебьюсь так, свет пока утраивает, а дальше посмотрим.
0
Alex1009
Ко мне не пристают, тем более у меня самого «теплого» оттенка. Настроен вниз и поэтому не бросается в глаза.
Диоды может будут следующим этапом.
А так уже ДПС тормозили и даже на штраф-стоянке провел полночи, забыл СТС. Про свет ничего не сказали, хоть и сопровождали меня до штрафки.
0
yurecmolodec
Есть такой человек из Краснодара, известный всем как Чужой, так написав в ГИБДД и имея их ответ на руках, можно вполне себе отмазаться штрафом.
Ссылка на сам документ: yadi.sk/i/PTEjyrZf3aNUrT
+1
DrewID
Не помешало бы защитить затвор стабилитроном вольт на 15, не забыв про резистор на входе. У полевиков затворы нежные, чуть перевалит за 20В, могут выйти из строя.
0
Barbados
можно было сделать, но 20 вольт тут вряд ли будет, если такое случится, то значит акб уже хана )) А вообще я согласен конечно. Схему я делал максимально простой.
0
DrewID
Вот когда акб хана настанет, тогда оно и погорит) Схема сильно не усложниться еще двумя мелкими деталями)
+1
Barbados
На C90 к акб особое внимание уделяется, у меня вольтметр стоит, всегда вижу напряжение. Если напруга больше 14,4 значит хана еще и РР, тут не до транзистора будет ))) но поставлю, уговорили! )
0
sancta
>Не помешало бы защитить затвор стабилитроном вольт на 15
Нарисуйте правильную с Вашей тз схему плиз
+2
Barbados
Вот

0
yurecmolodec
Уважаемый, пожалуйста, поясните как эта штука устанавливается и в «каком» месте: непосредственно перед лампой?
Да, на рисунке 2а выхода «к проводу дальнего света» — это верно?
0
wd-33
на схеме R/820 это резисторы на 820 Ом? а круги это полевики?
0
Barbados
да, все верно
+1
DrewID
Косые черточки это номинальная мощность резистора, ЕМНИП "/" обозначает 0,25Вт. У автора как раз такие и стоят, в корпусе 1206.
Но вообще тут номинал не сильно важен, килоом до 2-3 будет работать так же. Можно и поменьше поставить, но уже по-мощнее.
0
jos
  • jos
  • 10 августа в 14:49
а можно взять реле и ничего не паять…
0
Barbados
можно, но это две относительно объемных релюхи в фаре и 8 лишних контактов! Да и я люблю паять ))))
0
Snoopy
Зачем два реле? Мне кажется, одного достаточно.
+1
Alex9173
Реле на ближний, реле на дальний. Одним реле не обойдешься. По весне себе таким образом разгружал замок зажигания и переключатели, разместить в фаре два реле с колодками тот еще квест. Про транзисторы что-то не догадался, да и не электрик я. Так, есть некоторые знания и навыки…

+2
Barbados
ну хотя можно и одном, да. Но я электронщик, и лишние контакты искрящиеся не уважаю. Если есть возможность ставить электронный ключ — я ставлю! Раз поставил и на всю жизнь забыл, ничего не клацает и не окисляется и не подгорает.
0
samyrai_klin
Прошу простить за минус, хотел плюсануть — а промахнулся…
0
Barbados
ниче страшного ) у меня тож бывало пару раз
+1
DrewID
реле больше места занимает, есть мопеды, где это критично.
+1
jos
А если эта штука навернется в поездке? Не представляю мотоцикла, в котором не уместить 2 релюхи.
+2
DrewID
А если релюха навернется в поездке? От тряски например? А я представляю и даже обладаю таким мото, эндуро называется, рядом с фарами вообще места нет.
0
jos
Если навернется, то любой магазин. А почему реле ставить именно рядом с фарой?
+1
DrewID
А где? На эндуро больше под пластиком нет места вообще нигде. Только что на виду можно приколхозить. Хотя нет, у меня есть место между наружным пластиком хвоста и «крылом», но провода тянуть назад а потом обратно вперед, зачем?
0
jos
Тянуть 3 толстых провода так и так. а вот другие можно тонкими. Я не знаю, там где аккумулятор.
0
DrewID
под седлом. там еще проблема протянуть провода, опять таки, места катастрофически не хватает. Вы мне скажите, зачем этот геморрой, когда можно спаять платку с «ноготок» и чуть ли не вплести ее в косу? Надежность этого решения куда выше, чем у реле, если применять качественные компоненты.
0
jos
На вкус и цвет… Что на мотоцикле, что на авто с реле никогда проблем не было. Детальки еще нужно найти, а так купить в любом магазине. Тянуть провода нужно что в первом, что во втором варианте.
0
Barbados
Лично в моем случае фара разбирается откручиванием 2-х винтиков М5. А если не в фаре, то место только под фальшбаком. А это изготовление какого-то крепления и поиски его прикручивания. В фару гораздо удобнее и быстрее. Говорю про свой мот. Как в других — не скажу.
0
Troayn
Перемкнул 30 и 87 и опять в путь
+5
Barbados
А почему она навернется? Ты же не переживает, что навернется блок управления, в котором к слову сказать таких транзисторов сотни в одном кристалле! Транзисторы работают в МЕГА легком режиме, их рабочий ток 60 ампер, я нагружаю всего 5 ампер, запас 10-ти кратный! Ни одно реле никогда столько не проработает, сколько транзистор.
0
Korenb
вот возникла такая проблема. Дальний нормально работал, а вот ночью врубился ближний, хорошо что соседи подсказали. Снимаю фару, даже легкий дымок пошел. Транзистор походу замкнуло, ток шел на фару, а его настолько разогрело, что припой отпаялся. Перепаял — опять тоже самое. И опять. Дальний работает, а ближний через час или день замыкает. В чем проблема может быть?
-3
wd-33
реле это плюс 1А к потреблению
+1
DrewID
ну не один, около 0,3
+2
wd-33
да, борщанул наверно.
в любом случае это намного больше чем в схеме выше.
ну и лишние подвижные детали, лучше их избежать если есть возможность
0
Troayn
Сколько-сколько? 1А? Да ладно.
0
Sheff_serg
Как по охлаждению? Сильно греются транзисторы. И укажите марку приборов, раз уж на то пошло)
0
Sheff_serg
Блин, что за дурацкая привычка писать комменты, невнимательно прочитав текст) Вопросы снимаю, сорян…
0
Barbados
я ж написал нагрев руками не чувствуется, радиатор не нужен. Марка приборов: IRFZ44, IRFZ46, IRFZ48 и многие другие низковольтные N-канальные полевики с рабочим током ампер от 20 и выше.
0
Sobrat41
Рекомендую с собой особенно в дальняк возить запас лампочек. Читал, что лампы специально спроектированы на меньшее, чем 12V напряжение с учетом падения на проводке. Если их питать без падения, то срок жизни окажется меньшим, а самое неприятное — лампа может выйти из строя в самый неподходящий момент. Плюсую за идею и реализацию.
0
Ramzs
Хммм… а вот надо будет померить напряжение.
+1
Barbados
Лампочка всегда запасная должна лежать конечно, но на счет рабочего напряжения, то производитель указывает мощность относительно 12 вольт, естественно если больше, то светит ярче, но меньше времени, если напруга меньше — то наоборот. Но поднятие напряжения на 1,5...2 вольта особо на ресурсе лампы не скажется, я лучше буду возить запасную лампу и следить за состоянием спирали перед каждым дальняком, чем ездить в тусклом свете. Во-первых не безопасно, когда плохо видно дорогу, во-вторых устают глаза от постоянного всматривания, что опять же нехорошо.
+1
schturmann
а может, использовать P-канальные полевики? и тогда общий будет массой, всё по фен-шую. я понимаю, что, скорее всего, было сделано «из чего нашлось», но P-канальные, например, я видел в каких-то немолодых УПСах. но в TO-220, правда… можно и купить, в конце концов, для разовой акции не очень дорого выйдет.
0
Barbados
Верно. Но у меня р-канальных не нашлось, а n-канальных сотни 2 имеется )))
0
schturmann
всё как у всех, лепим из того, что есть под рукой :). подумалось — а ещё можно полевиками шунтировать переключатели в пультах. и в пульты же эти полевики и упрятать. понятно, что на дальнейших разъёмах всё равно что-то подсядет, но, по практике, основное садится на коммутационных элементах. и проводка внешне будет нетронутая — ну, для тех, кому этот момент вообще важен. и проводов меньше тянуть.
0
variator42
А что? Так тоже можно?
Я то думал, реле уже стоит
0
buzileus
Чё так мелко плаваем?))

Надо ещё плавный запуск и стабилизацию по напряжению для продления срока службы галогеновой лампы замутить…

0
Barbados
Плавный пуск хотел замутить))) всего навсего поставить еще один резюк и конденсатор. Но стабилизация думаю никчему.
0
Tractor
А набросайте схемку на p-канальниках с плавным пуском, пожалуйста :)
0
Barbados
Данная схема не моя. Автор, многим известный АКА Касьян.
0
Barbados
Но в данной схеме на транзистор желательно прикрутить небольшой радиатор в виде кусочка алюминиевой пластинки, размером примерно 20х20 мм и толщиной около 2-х мм. Потому, что ремя розжига 3-4 сек. за это время транзистор будет нагреваться. Но пластинку надо изолировать от корпуса, потому, что на его стоке (на корпусе) будет + питания! Или транзистор от пластинки специальной теплопроводной прокладочкой с пластиковой втулкой.
0
Barbados
Непонятно написал. Транзистор надо изолировать от массы мотоцикла!
0
Sobrat41
Плавный пуск небезопасен. Как переключишь, будешь ехать секунду-две в полутьме.
0
Barbados
Ну у меня лично при включении дальнего ближний не тухнет, поэтому все нормально. Завел мотик и пока ключ не проверну в состояние «выкл» он светится. А так да, надо это учитывать.
+2
buzileus
Скорость розжига может быть как 1-2сек, так и 0,1сек.
И при 0,1сек продление жизни лампы будет раз в 10.
При этом оптического эффекта медленного розжига не будет.
0
Barbados
Ну да, точно! Можно сделать не ради эффекта, а для продления жизни лампы. Я думаю даже до 0.5 сек будет не сильно заметно. Но многие то ставят боьге для визального эффекта.
+5
deniboro
Я ничего не понял, но плюсанул умных товарищей :)
здесь был ататат

здесь был ататат

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. Barbados, Тусклый свет фары. Исправляем.