Блог им. Samopal → Учусь ездить на спортбайке
Решил все-таки оставить спортбайк и научиться на нем кататься в совершенстве. Пока рабочая неделя — времени на него немного. Открутил я зеркала, снял пластик вместе с поворотниками и фарами — все равно учиться буду на площадке. К счастью, в километре от гаража такая есть: большая, асфальтированная и заброшенная. По дороге к ней машин почти не бывает, первое время байк буду катить туда — потом уже на нем ездить.
Купил я экип. Шлемак LS2 модуляр, мотокуртку и перчатки. Мотобот и штанов нужного цвета и размера не оказалось, поэтому вместо них сейчас использую трекинговые ботинки с высоким берцем и армейские штаны с наколенниками. Выгляжу может и не очень, но низ тоже защищен. Жарковато, но стерпеть можно. Хорошо, что купил модуляр — визор и бороду можно снять, пока учусь потихоньку ездить. На голове шлем сидит и зафиксирован идеально. Если упаду — с головы не слетит.
Вчера дотолкал байк до площадки, попробовал трогаться — глохну. Последующие три часа прошли в попытках научиться трогаться. Удалось научиться более-менее трогаться с полувыжатого сцепления, все-же надо привыкать. Правду говорят — навыки должны переночевать — сегодня тронулся с первого раза. Попробовал порулить — не совсем удобно в такой посадке на спортбайк. Нужно тренировать именно контрруление, оно тут жизненно необходимо. Но для начала — торможение. Тормозит мотоцикл очень хорошо, до 45 км/ч разгонял, насколько площадка позволила — колесо не срывает и зад не уносит. Руль крутить в торможении не пробовал — это 100% падение, стремно. Именно так я когда-то уронился на МТ-10 на поле, к счастью — отделался ссадинами и синяками, хотя был даже без шлема.
Надо растаскать хлам на площадке и сделать подобие змейки и восьмерки, этим и займусь на выходных.
Купил я экип. Шлемак LS2 модуляр, мотокуртку и перчатки. Мотобот и штанов нужного цвета и размера не оказалось, поэтому вместо них сейчас использую трекинговые ботинки с высоким берцем и армейские штаны с наколенниками. Выгляжу может и не очень, но низ тоже защищен. Жарковато, но стерпеть можно. Хорошо, что купил модуляр — визор и бороду можно снять, пока учусь потихоньку ездить. На голове шлем сидит и зафиксирован идеально. Если упаду — с головы не слетит.
Вчера дотолкал байк до площадки, попробовал трогаться — глохну. Последующие три часа прошли в попытках научиться трогаться. Удалось научиться более-менее трогаться с полувыжатого сцепления, все-же надо привыкать. Правду говорят — навыки должны переночевать — сегодня тронулся с первого раза. Попробовал порулить — не совсем удобно в такой посадке на спортбайк. Нужно тренировать именно контрруление, оно тут жизненно необходимо. Но для начала — торможение. Тормозит мотоцикл очень хорошо, до 45 км/ч разгонял, насколько площадка позволила — колесо не срывает и зад не уносит. Руль крутить в торможении не пробовал — это 100% падение, стремно. Именно так я когда-то уронился на МТ-10 на поле, к счастью — отделался ссадинами и синяками, хотя был даже без шлема.
Надо растаскать хлам на площадке и сделать подобие змейки и восьмерки, этим и займусь на выходных.
- Samopal
- Игорь
- 23 июля 2020 в 19:15
- ?
Руль крутить в торможении не пробовал — это 100% падение, стремно.Не совсем верное мнение! Скорее страх и не понимание!
Есть тут прекрасный пост о «Трейлбрейкинг» — торможение в повороте! Там описано как и зачем оно нужно.
У нас один из элементов сдачи экзамена — Лосиный тест. Где разгоняешься до 50 км/ч — перед препятствием резко (до срабатывания ABS) оттормаживаешь и тут же совершаешь маневр уклонения — с последующим возвращением в свою полосу.
Так что читай, смотри учебные видео!!!
Не знаю как именно это сделано на Honda CBR600RR 2012, но на среднекубатурных мотоциклах у нас в мотошколах обучают сначала трогаться вообще без газа. Что бы понимать и уметь использовать «серую зону» сцепления.
Так же одним из упражнений является езда с скоростью пешехода — задача ехать по прямой линии и медленно.
Тут тебе и баланс и работа сцеплением!
Нет нужды разгоняться до 200 км/ч — что бы учиться ездить.
Видео 2017 года — технологии развиваются дальше…
Вот сравнение торможение на мотоциклах без ABS, с ABS и с угловым ABS.
Вообще то автор прав — не стоит сразу и тормозить и рулить!
И как вы говорите «лосиный тест» — в момент уклонения, тормоз не используется. Разогнался до 50, затем на определенном расстоянии резко тормозишь (получается примерно до 30) и далее на выжатом сцеплении и без тормоза объезжаешь препятствие, после останавливаешься
И как вы говорите «лосиный тест» — в момент уклонения, тормоз не используется. Разогнался до 50, затем на определенном расстоянии резко тормозишь (получается примерно до 30) и далее на выжатом сцеплении и без тормоза объезжаешь препятствие, после останавливаешься
Про «Треилбрейкинг» конечно же не слышали?
Лосиный тест — как пример, что можно разделить моменты — сильно и резко сбросить скорость, а уж потом маневрировать. Что опять же не исключает возможности тормозить и рулить.
Привел видео — где показаны примеры помощи электроники. И то — там за основу берется экстренное торможение и полная остановка. Но притормаживать — процедура попроще.
Честно — в сети встречал жесткие указания что и на авто нельзя тормозить в повороте. И? Если вдруг входишь в поворот — а там авария, оползень и т.д. — всё! Не тормозим!
Так же и с мотоциклом — если есть острая необходимость тормозить в повороте? НЕЛЬЗЯ! Все — в обрыв, в остановившееся авто, в лежащего человека… короче, до первого поворота, где что-то не так…
Я руководствуюсь в основном двумя принципами при рулении и торможении:
1 — Плавно. Не путать с «медленно». Можно плавно и быстро! Совершать маневры как можно плавнее, без резких дерганий. Так и резину не сорвет и подвеска успеет загрузить и т.д.
2 — Немножко примитивно опишу, опустив всякие мелкие нюансы… Держак резины, на сухом теплом асфальте, прогретой резины — берем за 100%. Торможение по прямой, на сухом и чистом асфальте берем за 100%. Далее берем угол наклона, например у Honda CBR600RR — примерно 50°. И берем этот угол опять же за 100%.
Так вот — торможение и наклон борются с держаком. При наклонах и торможении, я должен оставаться в рамках этих 100% держака. Если перейти за черту — то я упаду, потому что угол будет слишком большой, резину сорвет и т.д.
Примеры, я наклоняю мотоцикл на 5° — это 10%. Значит в этот момент я могу тормозить только на 90%.
Если наклонил на 25° — это 50%, то и тормозить могу только на 50%.
Это, как я и написал в начале — грубоватый пример. Потому что: асфальт не идеально теплый, резина не до конца прогрелась, резина уже сточена, резина старая, на асфальте неровности/мусор, идет дождь.
Все это будет вносить свои коррективы и уменьшать проценты держака, за которые не следует выходить.
Ну и человеческий фактор — тормозить всегда на 100% эффективно, но в тоже время не перешагнуть к 101%… Нужны стальные яйца, холодная голова и куча опыта.
Но и НЕ тормозить — тоже как-то странно!
Лосиный тест — как пример, что можно разделить моменты — сильно и резко сбросить скорость, а уж потом маневрировать. Что опять же не исключает возможности тормозить и рулить.
Привел видео — где показаны примеры помощи электроники. И то — там за основу берется экстренное торможение и полная остановка. Но притормаживать — процедура попроще.
Честно — в сети встречал жесткие указания что и на авто нельзя тормозить в повороте. И? Если вдруг входишь в поворот — а там авария, оползень и т.д. — всё! Не тормозим!
Так же и с мотоциклом — если есть острая необходимость тормозить в повороте? НЕЛЬЗЯ! Все — в обрыв, в остановившееся авто, в лежащего человека… короче, до первого поворота, где что-то не так…
Я руководствуюсь в основном двумя принципами при рулении и торможении:
1 — Плавно. Не путать с «медленно». Можно плавно и быстро! Совершать маневры как можно плавнее, без резких дерганий. Так и резину не сорвет и подвеска успеет загрузить и т.д.
2 — Немножко примитивно опишу, опустив всякие мелкие нюансы… Держак резины, на сухом теплом асфальте, прогретой резины — берем за 100%. Торможение по прямой, на сухом и чистом асфальте берем за 100%. Далее берем угол наклона, например у Honda CBR600RR — примерно 50°. И берем этот угол опять же за 100%.
Так вот — торможение и наклон борются с держаком. При наклонах и торможении, я должен оставаться в рамках этих 100% держака. Если перейти за черту — то я упаду, потому что угол будет слишком большой, резину сорвет и т.д.
Примеры, я наклоняю мотоцикл на 5° — это 10%. Значит в этот момент я могу тормозить только на 90%.
Если наклонил на 25° — это 50%, то и тормозить могу только на 50%.
Это, как я и написал в начале — грубоватый пример. Потому что: асфальт не идеально теплый, резина не до конца прогрелась, резина уже сточена, резина старая, на асфальте неровности/мусор, идет дождь.
Все это будет вносить свои коррективы и уменьшать проценты держака, за которые не следует выходить.
Ну и человеческий фактор — тормозить всегда на 100% эффективно, но в тоже время не перешагнуть к 101%… Нужны стальные яйца, холодная голова и куча опыта.
Но и НЕ тормозить — тоже как-то странно!
Про проценты — полностью согласен. Но в экстренной ситуации, а в школе готовят именно к экстренной ситуации, объезжаешь конус без использования тормоза. Т.е. тормозишь буквально две секунды но «в пол» и после этого маневрируешь. Это гораздо проще просчитать (зацеп) чем тормозить и тут же маневрировать. Но конечно же на маленькой скорости без сильного торможения можно и порулить.
Про «Треилбрейкинг» конечно же не слышали?Не слышал. А шо это такое? Танец какой-то модный?
Не надо новичку трейлбрейкинг. Ни в каком виде. На любых вменяемых курсах это относят к продвинутой технике езды, которой обучают людей с опытом езды на мотоцикле. Для примера Ли Паркс:
1. Уровень новичков (для получающих права), где говорят: «В повороте не тормозить!»
2. Год езды на мотоцикле и/или 5 тысяч километров пробега
3. Курсы Advanced 1 (работа газом, траектории, взгляд)
4. Курсы Advanced 2 — и лишь только здесь уже учат trail braking.
То же самое у Кейт Кода на треке. На первом уровне, на который берут после 3-5 тысяч километров обычной уличной езды, учат смотреть, работать газом, выбирать траекторию и ни слова не говорят о trail braking. Потому что это слишком сложная нагрузка на ученика.
Я так понимаю он занимается самообразованием, как он будет строить свою программу — ему решать.
Я со своей стороны не хочу говорить — что торможение в повороте зло! Чтобы подобный стереотип засел в голове, а потом его еще и выкорчевывать приходилось.
Посему не указывал — что это первейшее, чему он должен обучить. А дал информацию к размышлению.
Я со своей стороны не хочу говорить — что торможение в повороте зло! Чтобы подобный стереотип засел в голове, а потом его еще и выкорчевывать приходилось.
Посему не указывал — что это первейшее, чему он должен обучить. А дал информацию к размышлению.
У нас на занятиях для начинающих научили трогаться всех очень быстро. Группа была человек 8-10, у каждого был мотоцикл и упражнения все выполняли одновременно по команде инструктора. Главная особенность была в том, что нас не учили трогаться! Такое казалось бы самый базовый навык разбили на несколько упражнений:
1. Плавное добавление минимального газа и плавный сброс, стоя на месте на нейтрали
2. Включение/Выключение передачи
3. Поиск и работа сцеплением в серой зоне со включенной скоростью. (БЕЗ ГАЗА и БЕЗ ДВИЖЕНИЯ). Т.е. просто каждый отпускал сцепу до такой степени, что мотоцикл начинал тянуться вперед и тут же снова выжимал. Все стояли и качали свои мотоциклы таким образом вперед-назад.
4. «Ходьба на мотоцикле» по парковке со включенной скоростью, но без газа — просто перебирая ногами и держа сцепление в серой зоне.
5. Все навыки вместе: ходьба со включенной скоростью в проскальзывающей зоне с добавлением минимального газа настолько, чтобы не нужно было толкать мотоцикл.
Через полчаса все ученики всех возрастов могли контролируемо трогаться с места и останавливаться у нужной метки. Никакого стресса, никто не козлил и очень немногие глохли.
1. Плавное добавление минимального газа и плавный сброс, стоя на месте на нейтрали
2. Включение/Выключение передачи
3. Поиск и работа сцеплением в серой зоне со включенной скоростью. (БЕЗ ГАЗА и БЕЗ ДВИЖЕНИЯ). Т.е. просто каждый отпускал сцепу до такой степени, что мотоцикл начинал тянуться вперед и тут же снова выжимал. Все стояли и качали свои мотоциклы таким образом вперед-назад.
4. «Ходьба на мотоцикле» по парковке со включенной скоростью, но без газа — просто перебирая ногами и держа сцепление в серой зоне.
5. Все навыки вместе: ходьба со включенной скоростью в проскальзывающей зоне с добавлением минимального газа настолько, чтобы не нужно было толкать мотоцикл.
Через полчаса все ученики всех возрастов могли контролируемо трогаться с места и останавливаться у нужной метки. Никакого стресса, никто не козлил и очень немногие глохли.
- OlegAnokhin
- 23 июля 2020 в 21:36
- ↓
В Днепре есть мотошкола Чемпион, на набережной на Красном камне. Там картодром как небольшой трек и инструкторы есть
но с такими способностями к вождению мотоциклаНу и что с этого? Выглядит, как ты потратил меньше трех часов на свое первое трогание — наверное 2 часа и 50 мин, поэтому так пальцы растопырил. Я, например, когда был пацаном на 50-кубовой «Риге», которую глухануть проще, чем плюнуть, первый раз в жизни правильно тронулся со второй попытки. Но, тем не менее, с пониманием отношусь к автору поста и не понтуюсь, как ты.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (18)
RSS свернуть / развернуть