Блог им. katyania → Как Биммера вокруг Ладоги выгуливали или путешествие на Мраморный каньон

Предисловие.
Идея объехать вокруг Ладожского озера витала в воздухе уже давно. Сначала планировали девочки на машине, мальчики на мотах. Потом мальчики решили поехать чисто мужской компанией. Поездка даже уже была запланирован на конкретную дату, но в последний момент муж не смог поехать с друзьями по ряду причин.
И вот, через какое-то время он предложил мне поехать вдвоем со мной, что меня очень обрадовало. С датой определились легко, так как у мужа осталось несколько дней от отпуска, ребенок был в лагере, я выклянчила у начальства пару отгулов, и мы не спеша стали собираться в поход.

За день до поездки заехали в Декатлон и прикупили горелку с газовым балончиком, походный наборчик посуды, второй коврик, в Оби купили маленький топор, на чем наши сборы были закончены.
Так как до конца было не ясно, что с погодой, но поехать хотелось пораньше, то с вечера выехали на дачу, где нас уже заждался Биммер.
Еще бы две недели без выгула. Он недовольно ворчал в гараже и из вредности начал мутить с погодой, стал накрапывать дождик. Но так как мы уже собрались его немного выгулять перед завтрашней поездкой, то нас каким-то там дождичком было не остановить.
В животе у Биммера бурчало от съеденного в последний раз бензина заправленного на Лукойле в Сестрорецке, он недовольно ворчал и кашлял. Но прокатиться ему тоже очень хотелось, поэтому мы поехали. Учитывая, что дача у нас недалеко от Зеленогорска, то мы туда и двинулись, проехались вдоль залива. Биммер знал, что завтра его ждет настоящая прогулка, поэтому он немного поворчал, погрозил нам еще раз дождиком, потом успокоился, прочихался, и мы с удовольствием прокатились.

День первый.

Погода с утра стояла не утешительная – шел дождь. Муж посмотрел прогноз, вздохнул, но пошел укладывать вещи.
Часам к 11 погода разгулялась, выглянуло солнышко, и мы тронулись в путь.

В Приозерске наконец накормили Биммера нормальным бензином, а сами выпили по чашечке кофе. Как потом оказалось, это была последняя нормальная заправка на много километров.

Чуть дальше на нашем пути была расположена крепость Корела, куда мы и заехали.

Про историю Корелы прочитала уже дома.
Поселение на реке Вуоксе, известное с 1294 г., в 1295 г. было захвачено шведами, которые построили здесь небольшое укрепление. В 1310 г. новгородцы вместе с корелами пришли по Ладоге, взяли штурмом шведское строение, спалили его дотла, а затем возвели новое деревянное укрепление. В 1314 г. она снова была захвачена шведами, хотя и ненадолго, затем в 1322 и 1337 гг. шведы предприняли новые, столь же неудачные попытки овладеть укреплением. Все это вынудило новгородцев укрепить Корелу: были возведены новые укрепления на соседнем острове, а в 1364 г. построена еще четырехугольная башня, не дошедшая до нашего времени, был возведен новый более мощный земляной вал и новые деревянные башни.

В ходе Ливонской войны (в 1580 г.) укрепления Корелы были захвачены шведами, которые построили здесь каменные стены, а также мощную Круглую (воротную) башню (1582 г.), сохранившуюся до наших дней. Кроме того, чуть позже были построены каменный пороховой погреб и каменное здание Арсенала (эти постройки сохранились до наших дней).

Вход на территорию вроде бы платный, но так как касса не работала, то мы прошли так. Ну раз уж не заплатили за вход, то зашли в музей, если не ошибаюсь, то вход туда рублей 60 всего. В музее всякие старинные вещи. Поглядеть ради интереса можно.

До вечера нужно было доехать до места назначения и определиться с ночлегом, поэтому осмотрев крепость, нужно было двигаться дальше. Правда на стоянке пришлось немного задержаться, потому что Биммером заинтересовался один очень маленький человечек. Он даже знал, что Биммер – BMW. Предложили ему посидеть на Биммере. Он согласился, но только при условии, что его не будут заводить.

Дорога замечательная — ровный асфальт, красивый пейзаж, куча поворотов. Я ехала абсолютно расслабившись и глазела по сторонам. Странно, что не получила выговор от мужа, что не приветствую встречных мотоциклистов. Но я их просто не видела, так как смотрела совсем в другую сторону. Еще в первый раз за собой заметила, что на хорошей дороге начинаю засыпать. Но тут и дорога закончилась. Это видимо специально, чтобы я не проспала границу с Карелией. 5 километров до границы не поспишь, ну а в Карелии снова начинается асфальт.
На границе, что для меня оказалось новостью, проверяют паспорта. Мужу то хорошо, у него права с собой есть, а у меня документов не было никаких. К счастью пограничник подошел к нам, а мы как раз приостановились, чтобы сделать памятное фото, спросил: «Граждане России?». Мы честно ответили: «Да». Больше у нас никаких документов не спрашивали.

Поэтому мы сфотографировались и поехали дальше.

Давно мечтала побывать в Карелии. Тут кажется, что камни, как грибы, прорастают сквозь мох.

По дороге муж обнаружил, что у нас сальники в вилке потекли. К счастью это не изменило наших планов, и мы продолжили путь. Биммер старательно разгонял тучи, чтобы погода радовала, и чтобы его состояние не было причиной более раннего возвращения домой.
Как сказал потом муж: «Сальники потекли как раз после грунтовки перед Карелией. Но они должны были потечь, потому что им лет было сколько мотоциклу».

Дальше нам нужно было определиться с обедом и местом для стоянки. К сожалению, Ладога в этой части выходит к дороге только на территории населенных пунктов, поэтому все дорожки перекрыты шлагбаумами. Поэтому решили все таки остановиться на варианте разместиться в кемпинге.
По дороге заехали в Магнит, еды купить. А покушать остановились на берегу залива с живописным видом и хитрым названием. Название прочитала пока туда-сюда ездили через мост, чтобы место поближе к воде найти, где припарковаться можно. Так как у меня плохая память на названия, то запомнить, как называется залив, на берегу которого мы остановились, не смогла. Помню, что название содержит «ПП» и «ЯЯ» и вроде начинается на «Л». Думала, что найду потом в интернете, где мы стояли, и посмотрю название, но мне очень долго не удавалось найти это место на карте. Я уже начала думать, что его там вообще нет. Оказалось, что искала совсем не там. И залив называется Ляппяярви и находится он в Сортавале.

Постояли немного, погрели наши курносые носы и двинулись в сторону конечной нашей цели — Мраморного каньона Рускеалы.

Проезжая мимо заметили какую-то достопримечательность, решили свернуть, проверить что это такое. Оказалось Рускеальские водопады. Говорят, что там «А зори здесь тихие …» снимали. Но мы вглубь не пошли, поснимали так, что видно было. Как-то жалко было в тот момент по 200р платить за получасовую прогулку, да и время не хотели терять. Но знай я про это место побольше, то обязательно бы сходили.
А так уже дома про них прочитала.
Рускеальские или, как их еще называют, Тохминские водопады, представляют собой каскад небольших равнинных водопадов неподалеку от поселка Рускеала, что на реке Тохмайоки. Самый крупный из водопадов — Ахвенкоски — достигает в высоту 4-х метров.
Что интересно, вода Тохмайоки обладает коричневым оттенком из-за высокого содержания в ней железа (по крайней мере так пишут в разных источниках). Карелы называют реку Русколкой, в переводе с карельского «ruskea» обозначает коричневый или красный, рыжий.

Рядом с водопадами ярмарка, где продают всякое варенье: из морошки, шишек, иголок, ну и прочих ягод. Шишечное мы купили маленькую баночку. Советую если не купить, то хотя бы попробовать.

Дальше двинулись искать кемпинг, чтобы расположиться на ночевку. Рускеалу планировали обойти с утра. Но когда подъехали к парку, оказалось, что поблизости кемпинга нет, и его нужно как-то искать, а времени, чтобы погулять тут, у нас еще было предостаточно. Было около семи, а парк работает до 22:00. Поэтому мы взяли входные билеты за 300р и пошли гулять.

Что я могу сказать – КРАСИВО!!!

Добавлю немного истории.
Примерно с середины XVII века шведы стали добывать здесь мрамор для производства строительной извести. После окончания Северной войны шведские каменоломни оказались на русской территории.
С воцарением Екатерины II в стране начались масштабные поиски природного камня для строительства Санкт-Петербурга. В 1768 году императрица подписала указ о разработке мрамора в Рускеале для возведения Исаакиевского собора.
Мрамор добывали буровзрывным способом. Сверлили отверстия, в которые закладывали порох и подрывали. Блок откалывался и оседал на дно карьера. Затем каменотесы придавали блокам нужную форму. После этого камни грузили на сани и везли в деревню Хелюля. Там камни оставляли до весны и с наступлением навигации отправляли в Санкт-Петербург.
В 1811 году Выборгская губерния перешла в состав автономного Великого Княжества Финляндского. Финны активно использовали месторождение для производства строительной и технологической извести.
С осени 1944 года началось восстановление завода и карьеров. Старый «Главный» карьер и его подземные выработки решили не трогать. Большая часть быстро заполнилась водой. Так образовалось озеро, ставшее впоследствии основой Рускеальского горного парка.
Были заложены новые карьеры. В одном из них блоки добывались при помощи итальянских станков канатного пиления. Так образовался «итальянский» карьер с ровными «полированными» уступами.

Есть еще одна версия, как образовалось озеро:
В XX веке территория то принадлежала Финляндии, то СССР, и когда финны уходили во время Советско-Финской войны, они затопили мраморные карьеры, соединив их с протекающей рядом рекой.

Природный камень использовали для строительства зданий в Санкт-Петербурге. Рускеальским мрамором архитектор Антонио Ринальди украшал Мраморный дворец, Исаакиевский собор, триумфальные колонны во славу русского оружия в Царском Селе и Орловские ворота в Гатчине.
Архитектор Винченцо Бренна отделывал мрамором памятник Петру I, Михайловский замок, павильон Орла в Гатчине, обелиск «Румянцева победам». По проекту архитектора Андрея Воронихина рускеальским мрамором облицовывали мозаичные полы в Казанском соборе.
Здешний камень применялся для украшения станций метро «Приморская» и «Ладожская» в Ленинграде и различных сооружений в городах Советского Союза.

Тут всякие штольни и шахты. В живую смотрится интереснее, фотограф из меня не очень.

Стоишь тут и смотришь вверх, а кто-то сверху в этот момент может смотреть на тебя. Главное чтобы не кинули ничего.

Раньше не знала, что мрамор — это огромная глыба, от которой потом просто откалывают кусочки. Есть места, где выглядит, будто как масло ножом разрезали.

Если поедем туда еще раз, то обязательно спустимся в пещеру, хоть и говорят, что там смотреть не чего. Но интересно же. На самом деле может такое желание не появилось, если бы не вид льда на воде в конце июня.

А еще хочу все таки прыгнуть с тарзанки. Давно хочу, но страшно и денег пока жалко.

В общем нагулялись, насмотрелись, все очень понравилось.

Далее нужно было что-то решать с ночевкой. Посмотрели по сторонам обнаружили рекламу, позвонили, в ответ тишина – номер не обслуживается. На выезде из парка присмотрели еще одну рекламу с палаточкой на синем знаке. Позвонили, нам ответили, объяснили как проехать. Если из Рускеалы, то нужно немного вернуться и свернуть налево напротив остановки.
Кемпинг порадовал и расположением и ценами. За 250р в нашем распоряжении оказалось место с костровищем, столом со скамьями, неограниченным количеством дров, наличием питьевой воды, туалетом. Нам даже душем предложили воспользоваться.
Небольшое затруднение вызвал только выбор ровной площадки, так чтобы под палаткой не оказалось камней, которые норовили прорасти на каждом шагу – Карелия все таки.

Муж быстро установил палатку, мы вскипятили воду и поужинали купленным по дороге Дошираком и чаем с вафлями. После чего разожгли костер, и устроились им любоваться. Биммер стоял рядом, тихо наблюдал за языками пламени, и думал, что почаще бы так выбираться на природу.

Если бы не начавшийся дождик, то просидели бы гораздо дольше. А так пришлось залезть в палатку, завернуться в спальник и уснуть крепким сном.
Что меня очень удивило, то это отсутствие насекомых на территории кемпинга. Сначала было ощущение, что появляется мошка, но потом она куда-то делась. Нам даже не пришлось пользоваться всякими спреями и спиральками, чтобы спокойно наслаждаться природой.
На стоянке выяснилось, что у Биммера юбилей – пробег перевалил за 50 000.