Привет, Байкпостовчанин. Кажется, ты используешь AdBlock.
БайкПост развивается и существует за счет доходов от рекламы. Добавь нас в исключения.
открытое письмо как отключить

Блог им. Avanturist → Путешествие на край географии. Часть IV Кандалакша - Паанаярви - Петрозаводск - Кижи - Рускеала - Екатеринбург

Авантюрное мотопутешествие троих друзей из столицы Среднего Урала – города Екатеринбурга, к самой северной точке европейской части России – мысу Немецкий на Кольском полуострове. Чуть меньше чем за месяц путешественники преодолели путь, равный расстоянию от Владивостока до Санкт-Петербурга, искупались в трех морях и Северном Ледовитом океане, посетили двенадцать городов, побывали в четырех климатических поясах и двух национальных парках, при этом за время пути сожгли почти тонну бензина!



Часть четвертая заключительная. В ней пойдет речь о национальном парке Паанаярви и нашем туда полулегальном проникновении. О череде поломок моего Дакара. Расскажу о вылазках на остров Кижи и мраморный карьер — Рускеала. Неожиданные встречи, проявление мотобратства и мысли о дороге и кочевом стиле путешествий.

Все части рассказа о мотопутешествии на край географии:
Путешествие на край географии. Часть I Екатеринбург — Петрозаводск
Путешествие на край географии. Часть II Петрозаводск — Мурманск
Путешествие на край географии. Часть III Мурманск — Кандалакша
Путешествие на край географии. Часть IV Паанаярви, Кижи, Рускеала

О Паанаярви

Нам предстояло за день проехать около двухсот километров до озера Паанаярви, часть пути по территории национального парка, в который мы хотели попасть полуофициально. Большая часть пути — грунтовки и опять, вдали от заправок. Все утро Арунас обзванивал сотню номеров, хотел подтвердить разрешение на проезд через Кумскую ГЭС. Проблема заключалась в том, что въезд на территорию национального парка, во-первых, стоит денег, а во-вторых, должен быть оформлен заранее. Арунас прочел в одном из отчетов, что к Паанаярви можно попасть, минуя КПП, заехав через ГЭС на реке Кума, только вот там военизированная охрана и нужно официальный запрос оформлять за месяц до. Письмо мы отправили уже в пути, в первый день поездки. А сейчас опять заправились под завязку бензином, все те же 83,5 литра на троих и поехали в сторону ГЭС.




Короткая разминка по трассе, и мы съехали на песчаную дорожку. С одной стороны то, что уже месяц Карелию поливает дождями – хорошо, песчаные грунтовки могут быть очень пыльными, когда сухо, но с другой стороны, сырой песок – не самое хорошее покрытие для езды. Чем дальше мы продвигались, тем более рыхлым становился песок.





Проехали несколько деревянных мостов через речушки. Здесь у рек особенный цвет, они темные, как будто даже маслянистые, но прозрачные, глядя с моста вниз видно каждый камень на дне, хотя река глубокая. Маленькие заводи сменяются журчащими водопадами, раскидывающими пенные брызги, и все это среди замшелых камней и елей. Всему этому природному великолепию не хватало тогда только одного – солнца. Но с желтым карликом у нас в этой поездке отношения не заладились еще с Питера.

Проезд через ГЭС занял у нас не больше 10 минут, ВОХРовец вышел к нам, спросил кто да куда, потом удалился в сторожку позвонить. Ни номера, ни паспорта у нас не проверяли, наверное, Арунас всех достал с утра и все были в курсе, что приедут трое на мотоциклах. Телефон дал добро, нам открыли ворота и вот мы уже на финишной прямой к Национальному парку Паанаярви. К слову, обратно через ГЭС нас не выпустят, предупредили на въезде, пути назад нет, только вперед.

Гармин знал дорогу только до ГЭС, дальше начинались «неведомые территории». Я засек азимут на перешеек между двух озер, нам говорили, что въезд в парк там. Нас предупреждали, что после плотины будет много развилок, нужно придерживаться направления и тогда мы не заблудимся. Но мы, естественно, заблудились! Такое забавное чувство, когда едешь по дороге, а навигатор показывает пустоту. Куда едешь? Где едешь?




Наконец, мы выехали на гребень между двух озер. Над обрывом стоит беседка, потрясающий вид на озеро, сопки вдалеке, тундра просматривается километров на тридцать. Кое-где видны косые линии дождя, проливающегося из фиолетовых туч.




Дорога резко спускалась вниз, там был мостик и кордон. Каждый, наверное, смотрел комедию «Особенности национальной рыбалки», и помнит кордон у Кузьмича. Вот именно так выглядел тот, через который мы проскочили. Избы и баня из оцилиндрованного бруса, постриженный газон, вертолетная площадка, и даже сад камней!
Как только проехали кордон, пошел дождь, стали сгущаться сумерки и похолодало. Поначалу дорога была все та же укатанная грунтовка, но стали появляться лужи и глина. Самые глубокие, первое время, были закиданы ветками, но потом и ветки кончились. Я уехал чуть вперед и, выехав на маленький пригорок, наткнулся на медвежонка, сантиметров пятьдесят в холке. Первый раз видел медведя, хоть и маленького, в естественной среде обитания! Оксана и Арунас что-то увлеченно выясняли и не видели мишку. Косолапый бочком отходил все дальше и в итоге рванул не дождавшись, пока ребята приедут на него поглядеть. Мы тоже рванули, медвежата редко ходят одни, а встречаться с их мамашей совсем не хотелось!

Уже в темноте нашли указатели на озеро. На берегу наткнулись на избушку егерей, рассказали кто мы и откуда, начальник погранзаставы хотел нас арестовать. В итоге, после получасового обсуждения, нам предложили заплатить утром за суточное пребывание на территории парка. Мы согласились, нам было уже все равно, но тут нас огорошили новостью, что в стоимость пребывания включена баня на берегу озера! Палатки мы ставить, естественно, не стали, затопили баню, попарились, постирались и там же улеглись спать. Вещи развесили сушиться на веревках, а утром заплатили по 300 рублей с человека.






Несколько слов о парке Паанаярви. Это шикарный уголок природы, не зря места в избушках бронируют аж за несколько месяцев. Множество обустроенных домиков, оборудованные беседки, костровища, у каждого домика поленница с сухими дровами. На берегу есть специально отведенные площадки под палатки, рядом с каждой стоит баня. Есть экскурсии на катерах, стоят таблички с информацией о растениях, животных, реках и прочем. Красоты самого озера не могут умолить ни хмурое небо, ни моросящий дождь. Песчаный берег, замшелые валуны и, чуть ли не из воды, растущие елки. Клочья ночного тумана, зацепившиеся за сопки, островок, весь утыканный елками, как подушечка для иголок, кристально чистый воздух и звенящая тишина. Это то место, где можно было бы задержаться на несколько дней, но дорога звала нас дальше и мы поехали.




Правда, уехать сразу получилось не далеко… Мой мотоцикл опять начал глохнуть, в довершение ко всему загорелась лампа давления масла! Вот тут я уже начал всерьез переживать. Если в системе нет давления, то двигатель не смазывается, а без смазки двигатели долго не живут. Облазили весь мот, масляных подтеков не нашли. До ближайшего сервиса километров 150, не меньше. Сели в беседке, стали читать мануалы на мот. Я их на всякий случай закинул в телефон перед выездом. Мне в голову пришла мысль, что если масло не циркулирует, значит, в баке оно должно быть холодными и без пенки. Мотоцикл уже постоял с полчаса, я открутил крышку маслобака и увидел черную гладь масла. Завел мот, погонял на холостых пару минут и заглушил. Когда вновь открыл крышку маслобака то увидел, что уровень поднялся и появились пузырьки, значит масло циркулирует, а уже это означает, что двигатель смазывается. Одной проблемой меньше. Нащупали датчик давления масла, на вид целый, только какой-то жирный. Арунас стал шевелить провод от датчика, и лампа вдруг погасла! Все-таки проблема была в датчике! Чувство, словно гора с плеч свалилась!



Вледующий раз датчик дал о себе знать уже когда мы проехали Кострому. Его просто продавило маслом насквозь, в результате в масле было все, и движок, и маятник и даже заднее колесо с тормозным диском и суппортом! Попробовали сначала залепить холодной сваркой дыру в датчике, но это решило проблему всего на сотню километров. Проблему решил болт с подходящей резьбой М10х1, резьба не стандартная и искать по деревням пришлось долго, подошел болт от КАМАЗовской крышки картера, если мне не изменяет память. Но все это нас еще ждало впереди, а сейчас мы наконец получили возможность продолжить путь по Карелии.

Когда мы добрались до асфальта, решили оценить состояния мотоциклов. Езда по песку и лужам убила тормоза, у всех троих практически до металла стерлись колодки, и они, при каждом торможении, издавали пронзительный скрип. Не пощадил песок и мои звезды, от зубьев остались лишь тонкие огрызки, которые могло срезать цепью в любой момент. От сильной тряски на грейдере у Арунаса лопнул подрамник. Нужно было ехать в Петрозаводск и чинить мой BMW, а мотоциклы ребят грузить в прицеп и пересаживаться на машину.

Об очередной поломке Дакара и новом проявлении мотобратства

Когда мы выехали на трассу в сторону Петрозаводска, небесные хляби разверзлись, полил дождь. Вообще, всю дорогу мы сталкивались то с гневом природы, то с милостью. Чередование ливней и солнца в какой-то момент сделало нас невосприимчивыми к проявлениям погоды. Мы ехали и получали, насколько это возможно, удовольствие от самого процесса.



Мы ехали так быстро, как могли, правда, больше 80 км/ч разгонялись редко. Оксана ехала без тормозов, у меня практически «кончилась» звезда. Уже у Петрозаводска, во время обгона я услышал громкий хруст и скрежет. Вроде не упал, ничего не отвалилось, еду, как ехал, но, когда я вновь добавил газу и услышал тот же скрежет опять, то понял, что произошло… Очень аккуратно мы доехали до города и мои опасения подтвердились. На задней звезде Дакара срезало все зубья, теперь она стала походить на диск, с волнистым ребром. Повезло, что это случилось уже в конце пути, когда до новых звезд оставалось всего десять километров.

На базе, где мы оставили машину, был мотосервис «Мототехцентр АМК», именно туда я отправился первым делом. Меня встретил Михаил, хозяин сервиса, высокий худой мужчина, лет сорока пяти с черной шевелюрой с проседью и усами как у Чапая. Я боялся, что и он не сможет поправить «восьмерку», но зря. Мне показали, куда поставить мотоцикл, дали домкрат и необходимые инструменты. Оказалось, что выправить «восьмерку» и отбалансировать у профессионала занимает гораздо меньше времени, чем у непрофессионала сменить колодки. Через пятнадцать минут оба колеса стояли рядом, а я все еще ковырялся. Михаил показал мне, как снимаются звезды, научил надевать цепь и замок.



Когда я все собрал, настал момент «расплаты». В сервисе я проторчал около двух часов, а на мой вопрос об оплате Михаил только отмахнулся.
— Ты же сам все снимал, все делал, так что и денег брать с тебя не за что!
— А время? Я же отвлекал! А колесо? Я же не сам восьмерку правил! – пытался как-то протестовать я.
— Да – ерунда! Мы стараемся помогать путешественникам и денег за мелкий ремонт не берем, — с добродушной улыбкой сквозь усы подвел итог Михаил.
— А может пивка? – не терял надежды я.
— Да я не пью…
— Ну, а может чая?
— Ну, чай, пожалуй, можно – сдался наш добрый друг.


О Ладоге, Рускеале и неожиданной встрече

Я не очень люблю популярные среди туристов места, гораздо большее удовольствие мне доставляют уголки, в которых были не многие, где еще нет киоска с хот-догами и широченной дороги с кучами мусора, но есть что-то необычное, что-то красивое в своей природной простоте. Но мимо некоторых мы проехать не могли.



Решили посетить мраморный карьер в Рускеале. День складывался отлично: солнце, тепло, машин почти нет – все располагало к быстрой езде. Дорогу по качеству можно сравнить со взлетной полосой, только извилистой. Она проходит по живописным местам, светлые лиственные рощи, зеленые поля, темные хвойные леса с узкой просекой асфальта, холмы, маленькие деревушки. Смело могу отнести эту дорожку к десятке лучших, для спокойной и созерцательной езды, из тех, по которым мне довелось ездить. Самый большой минус – это водители машин с питерскими номерами, превращавших дорогу в гоночную трассу. Один такой водитель на BMW X6 грубо обгонял нас четыре раза, а мы каждый раз обгоняли его, пока он беседовал с очередным инспектором ГИБДД.



Арунас, ехавший впереди, пошутил, мол мои друзья едут. Он имел в виду пару велотуристов, а у меня «отпала челюсть» когда я увидел, что это и правда мои друзья из Ростова! С Лехой и Ирой мы познакомились в Крыму во время велопохода в 2013 году. Часть пути тогда мы проехали вместе и очень подружились. Они говорили, что тоже собираются в Карелию когда-нибудь, а я не говорил точных дат, шансов случайно встретиться на дороге был минимальным, но он нам выпал! Я был очень рад повидать друзей! Проговорили минут двадцать и разъехались каждый в своем направлении, но в очень хорошем настроении. Магия путешествий?



Дорога вывела нас к Ладоге. Всего простора мы не видели, северная часть озера усыпана островами, закрывшими от нас «большую воду». По своей привлекательности с островами могут соперничать лишь горы, но всем природным красотам далеко до таинственности, которой окутаны острова. Это свои мирки, закрытые и обособленные, это подсознательные ассоциации с «Островом Сокровищ», это шанс побыть Робинзоном. Однажды, во время одиночной велопоездки по горному Алтаю, я два дня прожил на островке посреди реки Катунь, безмятежность и уединение. Приятные воспоминания будила эта красивейшая дорога вдоль Ладожского озера.




Мраморный карьер в Рускеале очень старый, еще финны там разработки вели. Сейчас вокруг затопленного карьера разбит большой туристический комплекс: кемпинг, столовые, сувенирные лавки, на лайках можно покататься, скатиться на тарзанке или на лодках помахать веслами в гротах. Место ухоженное, везде дорожки, ограждения, таблички, ходят экскурсоводы. Красиво: зеленые елки, белый мрамор и синяя вода, очень красочная и насыщенная цветами картина. Ребята, особенно Окс, были в восторге.





О Кижах

— А сколько стоит экскурсия?
— А вы откуда?
— Из Екатеринбурга…
— Тогда бесплатно!

Такой вот аттракцион невиданной щедрости на кассе острова Кижи! Оказывается, для граждан России посещение и экскурсия – бесплатно, для остальных стоимость около 500 рублей.




До Кижей мы добирались на «Метеоре» из Петрозаводска: 2500 рублей и час с четвертью времени. На пристани острова идет бойкая торговля, сувенирные лавочки из бревен, кафе с поморской кухней, а посреди площадки стоит поморская лодка. Все надписи на двух языках, русском и английском. Расчет на иностранных туристов. Через Беломорканал в Кижи приходят огромные круизные лайнеры из Европы. Один из таких лайнеров причалил вслед за нашим катером. Все сделано, конечно, интересно и антуражно, но опять же, не для меня. Как-то неуютно среди толпы иностранных туристов, но мимо Кижей мы проехать не могли! Я еще с детства помню картинки на спичечных коробках.




Как оказалось, Церковь Преображения Господня – самое интересное сооружение, находится на реконструкции, причем давно. Церковь практически раскатали по бревнышкам, вывесили и перебирают снизу доверху… Досадно, конечно, но и так можно оценить, насколько тяжелая и кропотливая работа была проделана для возведения многоглавой церкви, таких размеров и такой высоты!




Ходят легенды, что храм был построен без единого гвоздя, я спросил у гида об этом. Оказалось, что нет однозначного мнения, правда это или вымысел. Технологии строительства без гвоздей в то время существовали, церковь могли построить без них, но строили ли? Производство гвоздей в те времена было не таким, их делали не из проволоки, а ковали каждый гвоздь отдельно, это очень трудоемко и дорого. Церкви обычно строили «всем миром», старались украсить, придать торжественный и величественный вид, использование гвоздей при строительстве – один из способов показать высокий статус храма и материального положения погоста.

На острове стоит еще с десяток построек, памятников деревянного зодчества, но они все привозные. Их доставляли в Кижи со всех уголков поморья, есть и крепкие избы, и хлебные амбары, и маленькие часовенки. Очень интересно было увидеть элементы классицизма, которые поморские батраки перенимали в Питере, когда ездили батрачить зимой. Наличники деревянных изб являлись копиями каменных вензелей, украшавших окна столичных домов. Вообще, устройство крестьянских изб было очень грамотным и рациональным, у каждого было свое место и каждому находилось занятие.



Кижи – один из самых интересных памятников деревянного зодчества, хотя бы раз там нужно побывать, но лично мне достаточно одного раза.
Это был наш последний день в Карелии, а по сути – последний день активной части путешествия, дальше только дорога домой. Я долго не мог уснуть, все вспоминал разные моменты поездки, и критические, и приятные. Хотя я знал, что впереди без малого неделя пути до родного Екатеринбурга, но ощущение того, что самое интересное закончилось, примешивало к ощущению удовлетворения жизнью каплю грусти.

О пути домой

В каждом путешествии есть три самых главных точки: отправная, с нее начинается путь, далее, точка, к которой стремишься и, преодолев которую, начинаешь путь домой, наконец, конечная точка. Отправная и конечная точки у нас совпадают, но вот Мы в начале пути и в конце – это совсем разные Мы. Физическая усталость смешивается с моральным удовлетворением, возникает ощущение счастья. Достигая цели, мы становимся богаче духовно, полка впечатлений заполняется новинками. Во время странствий забывается вся суета будничных дней, отступают каждодневные тревоги. Находясь в движении невозможно быть где-то еще, путешествуя по местам, где раньше не бывали, мы, как никогда, становимся ближе к себе. Во время путешествий можно освободить голову от рутины и разобраться в себе самом, а после этого вернуться к обычной жизни обновленным и обогащенным новыми знаниями и впечатлениями. Возвращение домой – это один из самых эмоционально сильных моментов для меня. Я люблю путешествовать, но еще больше я люблю возвращаться. Возвращаясь, как бы замыкаешь круг, подводишь итог.

После Петрозаводска через четыре дня и две с половиной тысячи километров мы вернулись в Екатеринбург. Но по насыщенности эти дни не сравнить с днями, проведенными на Кольском полуострове. Мы как будто плавно погружались в обычный ритм жизни, привыкали к пробкам на дорогах и к загазованному воздуху городов. Оказалось, что в России в начале сентября еще лето, это только на севере ночью бывает «минус» в августе. Побывав однажды в заполярье, уже не уйти от желания возвращаться туда вновь и вновь, теперь я по себе это знаю.

Поездка на полуостров Рыбачий стала моим первым мотопутешествием, но далеко не последним. Мы проехали в общей сложности 9500 километров, посетили десяток крупнейших городов России и у нас были четыре недели настоящей жизни! Наш путь пролегал вдоль трех морей: Балтийского, Белого и Баренцева, по берегам двух крупных озер — Ладожского и Онежского, прямо на побережье Северного Ледовитого Океана. Конечной точкой был мыс Немецкий на полуострове Рыбачий в Мурманской области, самая северная точка европейской части России. Я первый раз в жизни был свидетелем приливов и отливов, видел, как разводят мосты над Невой, белые ночи и медвежонка в естественной среде обитания. Погода нас не баловала, но несколько солнечных деньков выхватить удалось! Я понял некоторые простые вещи, например, даже близкие друзья могут начать бесить, но друзьями они быть не перестают – это учит терпимости. Еще я понял, что технические поломки не всегда означают конец путешествия и очень многое можно восстановить и починить в пути – пропал страх «А вдруг чего?». У нас ломались мотоциклы, мы ссорились и мирились, но при этом продвигались к своей цели и в конечном счёте достигли ее. А еще я в очередной раз убедился в многогранности и неповторимости нашей Родины. Путешествия стоят того, чтобы в них пускаться!



Все части рассказа о мотопутешествии на край географии:
Путешествие на край географии. Часть I Екатеринбург — Петрозаводск
Путешествие на край географии. Часть II Петрозаводск — Мурманск
Путешествие на край географии. Часть III Мурманск — Кандалакша
Путешествие на край географии. Часть IV Паанаярви, Кижи, Рускеала
  • AvanturistAvanturist
  • Артем Никитин
  • 28 июня 2017 в 12:21
  • 7
  • ?

Комментарии (16)

RSS свернуть / развернуть
0
settler
Только что проверил на навигаторе — «Дороги России ТОПО 6.24» ведут нормально от Кандалакши до озера. Дорогу после ГЭС знает.
0
Avanturist
О! Спасибо, наконец то прорисовали. У меня друзья собрались ехать через ГЭС, подскажу, где посмотреть!
В 2014 году, когда ездили мы, ТОПО дорогу рисовал кусками, а на OSM, которой пользовались мы, дороги не было вовсе. Щас специально глянул, на OSM картах так и не появилась дорожка…
0
settler
Сложно там рисовать, треков мало.
Спутниковые карты вроде ничего так, но дорогу в лесу часто сложно угадать.

ps. но вроде дорога от гэс до озера получилась.
0
Avanturist
До ГЭС дорога точно прорисованна, проблеммы начались после плотины. Ехали по азимуту, главный ориентир — два озера, между которыми единственный въезд со стороны ГЭС в парк. (может ещё есть, но я о них не слышал).
+1
ushakov_ivan
Классно написано, с душой! Спасибо, было очень приятно читать
0
Avanturist
Спасибо, я старался))
0
anton_maf
Отличный рассказ. Отличные фото. Отличное путешествие! Молодцы! И автору огромный респект за стиль описания! Надеюсь, следующие поездки будут еще интереснее и мы увидим столь же интересные отчеты ;-)
0
Avanturist
Спасибо, дальше будет рассказ о соло поездке в Беларусь, надеюсь, что тоже понравится!
0
anton_maf
Кстати, в начале поста не работает ссылка на третью часть. Ошибку выдает.
0
Avanturist
Спасибо, сейчас гляну!
0
Bekar
Очень классно, Спасибо читается на одном дыхании, высоко художественно написано. Хотел спросить где можно мотоцикл оставить в Петрозаводске пока на экскурсии в Кижах находишься.
0
Avanturist
Спасибо за отзыв!
Я бросал мотоцикл у будки ночной охраны прямо у причала. Переживал, конечно, но мот простоял целый день без происшествий. Правда у меня не было груза привязано, только металлические кофры на замках.
А ещё рядом с пристанью есть тот самый сервис, где я чинился, думаю, что с радостью приглядят за техникой! Если окажетесь у них, передавайте привет от троих из Екатеринбурга, думаю мужикам будет приятно!))
0
Umelec1
Хорошо читается. Заводит. Хочется проехаться по местам рассказа.
0
Avanturist
Спасибо! Да, те места заслуживают того, чтобы их увидеть, Карелия и Русский Север — места просто потрясающие.
0
Polar_Bear
Касательно деревянного зодчества: я сам там не был, но говорят в Костроме есть интересное место «Костромская слобода» (архитектурно-этнографический и ландшафтный музей заповедник).

Чудный рассказ и отличный фотографии! Все части сразу прочитал. :-) И прям как домой съездил! Спасибо! ;-)
+1
Avanturist
Будет дорога в Кострому, заеду, спасибо за наводку!)
Спасибо за высокую оценку, я старался)) Надеюсь, что нигде не наврал)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. Avanturist, Путешествие на край географии. Часть IV Кандалакша - Паанаярви - Петрозаводск - Кижи - Рускеала - Екатеринбург