Блог им. Zed_ → Прогрев резины - пару советов
Давно хотел понять в какой момент резина мотоцикла достигает своих оптимальных температурных свойств для простой езды по городу. В сети информации много, но она больше рассчитана на езду по треку. Ниже приведена небольшая заметка о том, как можно понять состояние резины в обычных, неспортивных условиях.
Любая резина, гоночная или городская требует прогрева. Чем ниже температура окружающей среды, тем больше времени требуется для прогрева и тем больше вероятность ошибиться, пока резина греется. Давайте рассмотрим, что происходит с холодной резиной во время прогрева.
Ориентироваться прогрелась резина или нет — приходится по ощущениям. Чтобы лучше понимать свои ощущения – немного теории. Обычно резина начинает работать при температуре от 40 градусов. Чем выше температура резины – тем лучше сцепление с асфальтом. Во время движения, резина соприкасается с поверхностью асфальта зоной, называемой контактным пятном. Чем больше площадь контактного пятна, тем лучше сцепление с асфальтом. По мере прогрева воздуха внутри покрышки, давление в покрышке поднимается, покрышка надувается, а контактное пятно – уменьшается. Давление, необходимое покрышке для работы зависит от производителя и жесткости корда. Покрышки с жестким кордом требуют давления меньше чем покрышки с мягким. Представителем покрышки с жестким кордом является Данлоп, с мягким – Пирелли. Недокаченная и перекаченная резина Недостаток давления в покрышке ощущается как распущенная подвеска или пружина. Мотоцикл становится мягким, происходит раскачка подвески в поворотах и на кочках. Перекаченная резина ощущается избытком наката (мотоцикл легко разгоняется и закатывается в повороты) и избыточной тряской на кочках. И недокаченные и перекаченные покрышки обладают недостаточным контактным пятном.
Но не только контактное пятно ухудшает стабильность мотоцикла — недокаченная покрышка сильно пружинит, раскачивая мотоцикл — мотоцикл прыгает вверх-вниз, на взлетах вверх контактное пятно уменьшается и если поддать газу в этот момент, находясь в повороте — покрышку снесет. Только на сверх-низких давлениях — контактное пятно недокаченной покрышки уменьшается за счет деградации геометрии самого контактного пятна. Перекаченная резина — уменьшает контактное пятно по очевидным причинам — вес мотоцикла и пилота недостаточен для его образования.
Итак, вы выезжаете на холодной резине, первое, на что вы должны обратить внимание – как работает подвеска. Если давление в колесе подобрано правильно, то в начале своего движения вы должны ощутить пружину (распущенность) в подвеске. По мере прогрева резины ощущения должны меняться, а пружина становится все более тугой. В первые 300 метров прогревается центральная полоса покрышки. Если у вас мотоцикл с большой кубатурой при температурах +4С достаточно резко сбросить газ с высоких оборотов на первой передаче, чтобы заблокировать заднее колесо (если это произошло – выжимайте сцепление). Ваша передняя покрышка находится в схожем состоянии и резкое торможение может привести к срыву колеса. К счастью, резко затормозить передом сейчас не просто — ваши тормозные колодки не прогреты и резко затормозить, без прогрева колодок — практически неосуществимо.
Ощущения во время прогрева должны меняться от «пружины» в подвески до «демпфера — нормальной работы подвески».
Упражнение 1. Оценка условий. Прогрев центральной полосы резины.
Каждая покрышка имеет свой состав резины. Чтобы оценить насколько велико или мало сцепление вашей холодной покрышки в текущих погодных условиях — не сильно разгонитесь на первой передаче и резко закройте газ, если вы не ощущаете прыгания задней покрышки — разгонитесь на первой передаче сильнее — снова резко закройте газ. Если заднее колесо не прыгает при закрытии газа с оборотов, близких к отсечке на первой передаче — вы знаете, что при данной температуре с вашими передаточными числами и с вашей покрышкой сорвать колесо не так просто.
Внимание! Если колесо, за закрытом газе заблокировалось — подожмите рычаг сцепления.
Одновременно с закрытием газа можно поджимать (не блокируя колесо) задний тормоз. Ваша задача — понять насколько хорошо или плохо при данной температуре работает ваша холодная покрышка. Это очень важное ощущение, от которого вы должны отталкиваться. Мы рекомендуем каждый свой выезд начинать с этого упражнения. Со временем у вас выработается чувство насколько ваша резина хорошо прогрета.
Самое опасное, что вас может ждать в этом упражнении — если ваша резина очень плохая и на улице очень холодно — вы можете остановить мотор задним тормозом и ваш зад начнет таскать влево и вправо и если вы не выжмите сцепление или если мотор не заведется, это закончится хайсайдом.
Упасть с прямолинейно двигающегося мотоцикла крайне сложно, но это возможно! Сейчас мы объясним как можно получить хайсайд на холодной резине двигаясь исключительно прямо — кажется что это нереально — но наш мотоцикл очень интересный физический объект и мы не все о нем знаем. Чтобы получить хайсайд — на первой передаче на холодной резине на кубатурном мотоцикле или мотоцикле с измененными передаточными числами — вы разгоняетесь до отсечки, затем резко закрываетесь, если вы заблокируете при этом мотор задним тормозом то далее ваша судьба зависит только от сцепления. Ваше заднее колесо будет таскаться из стороны в сторону — влево и вправо, бесконтрольно увеличивая амплитуду, пока мотоцикл не встанет боком и вас не выбросит. Не ждите что мотор заведется — у холодной покрышке не хватает сцепления с асфальтом.
Процесс хайсайда с прямого мотоцикла — длителен, у вас есть много времени на то чтобы выжать сцепление. Если до хайсайда — вы выжмите сцепление — вы спасены — мотоцикл немедленно стабилизируется, но если не понимаешь что происходит — не всегда тянешься к сцеплению и порою все заканчивается именно хайсайдом. К счастью, если вы проделали этот трюк на первой передаче и не выжали сцепление — к моменту когда вас выбросит с мотоцикла его скорость будет почти нулевая.
Тот же самый эффект можно получить и на плохо прогретой, перекаченной, недокаченной резине, на льду или на воде, при резком торможении передом (разгрузка зада) и притормаживании задом (зад разгружается, мотор останавливается, если сцепления покрышки недостаточно и мотор не стартовал — то вы получите тот же эффект). Например, в ту же ситуацию можно попасть выехав на холодной резине и резко затормозив перед неожиданно выехавшим со дворов автотранспортом.
Во время упражнения 1 вы получаете бесценную информацию о том что происходит именно с вашей покрышкой и на вашем мотоцикле в с вашим давлением и в ваших условиях эксплуатации, проделывая его вы не только делаете самооценку но и одновременно прогреваете центральную полосу покрышки и ближайшие радиусы. Можно продолжать.
Упражнение 2. Прогрев радиусов.
Не смотря на то, что центральная полоса прогрета и дает фальшивое чувство безопасности, боковые радиусы покрышки по-прежнему холодные, а вы все равно продолжаете ощущать «пружину» в подвеске. Чем дальше радиус от центральной части покрышки, тем опаснее на него переходить. Чтобы избежать сюрпризов, плавно раскачивайте мотоцикл в лево/право. Чем быстрее вы «болтаетесь», тем быстрее прогреваются радиусы покрышки. Достаточно быстрых коротких прокачек мотоцикла чтобы прогреть радиусы, используемые в городе.
Посвятите следующие 300 метров этому упражнению. Теперь у вас теплая середина и ближайшие к ней радиусы. Дальние радиусы по-прежнему холодные, но вы в городе и вряд ли вам придется закладывать мотоцикл на колено. Лучше всего качаться с ускорением, вы начинаете качаться и одновременно ускоряетесь, затем снова замедляетесь, снова ускоряетесь.
После окончания этого упражнения ощущений «пружины» в колесах поубавится. Но полностью они только исчезнут после 1-2 км. Сейчас вы прогреты и можете наращивать скорость. После нескольких километров ощущения «пружины» в подвеске должны исчезнуть. Если этого не произошло — вам необходимо поднять давление в покрышке. Не поднимайте давления в покрышке более чем на 0.2 атм. за раз.
Если вы выехали без ощущения «пружины» в подвеске — вы выехали на перекаченной резине. Всегда в момент выезда должна ощущаться пружина, которая должна исчезать после 1-2км пути. Если это происходит — давление в вашей покрышке подобрано хорошо.
Расставьте условные маркер и пройдите, своего рода, калибровку, прислушиваясь к своим ощущениям, — и вы всегда будете знать в каком состоянии находится покрышка вне зависимости от типа мотоцикла или температуры окружающей среды.
Типичные ситуации, приводящие к срыву колес на холодной резине:
-резкий переход на холодные радиусы (поворот) и открытие — срыв заднего колеса
-резкий переход на холодные радиусы (поворот) с торможением — срыв переднего колеса
-поворот вдоль стыковочного шва асфальта — мотоцикл выкидывает на холодный радиус, происходит резкий переход на холодные участки резины
-сильное торможение передним тормозов, одновременно с задним
-крайне резкое и грубое торможение на распрямленном мотоцикле
-случайный переход на холодный радиус с открытием газа связанный с эффектном распущенной подвески (заднее колесо прыгает в поворотах)
Удачи на дорогах!
Любая резина, гоночная или городская требует прогрева. Чем ниже температура окружающей среды, тем больше времени требуется для прогрева и тем больше вероятность ошибиться, пока резина греется. Давайте рассмотрим, что происходит с холодной резиной во время прогрева.
Ориентироваться прогрелась резина или нет — приходится по ощущениям. Чтобы лучше понимать свои ощущения – немного теории. Обычно резина начинает работать при температуре от 40 градусов. Чем выше температура резины – тем лучше сцепление с асфальтом. Во время движения, резина соприкасается с поверхностью асфальта зоной, называемой контактным пятном. Чем больше площадь контактного пятна, тем лучше сцепление с асфальтом. По мере прогрева воздуха внутри покрышки, давление в покрышке поднимается, покрышка надувается, а контактное пятно – уменьшается. Давление, необходимое покрышке для работы зависит от производителя и жесткости корда. Покрышки с жестким кордом требуют давления меньше чем покрышки с мягким. Представителем покрышки с жестким кордом является Данлоп, с мягким – Пирелли. Недокаченная и перекаченная резина Недостаток давления в покрышке ощущается как распущенная подвеска или пружина. Мотоцикл становится мягким, происходит раскачка подвески в поворотах и на кочках. Перекаченная резина ощущается избытком наката (мотоцикл легко разгоняется и закатывается в повороты) и избыточной тряской на кочках. И недокаченные и перекаченные покрышки обладают недостаточным контактным пятном.
Но не только контактное пятно ухудшает стабильность мотоцикла — недокаченная покрышка сильно пружинит, раскачивая мотоцикл — мотоцикл прыгает вверх-вниз, на взлетах вверх контактное пятно уменьшается и если поддать газу в этот момент, находясь в повороте — покрышку снесет. Только на сверх-низких давлениях — контактное пятно недокаченной покрышки уменьшается за счет деградации геометрии самого контактного пятна. Перекаченная резина — уменьшает контактное пятно по очевидным причинам — вес мотоцикла и пилота недостаточен для его образования.
Итак, вы выезжаете на холодной резине, первое, на что вы должны обратить внимание – как работает подвеска. Если давление в колесе подобрано правильно, то в начале своего движения вы должны ощутить пружину (распущенность) в подвеске. По мере прогрева резины ощущения должны меняться, а пружина становится все более тугой. В первые 300 метров прогревается центральная полоса покрышки. Если у вас мотоцикл с большой кубатурой при температурах +4С достаточно резко сбросить газ с высоких оборотов на первой передаче, чтобы заблокировать заднее колесо (если это произошло – выжимайте сцепление). Ваша передняя покрышка находится в схожем состоянии и резкое торможение может привести к срыву колеса. К счастью, резко затормозить передом сейчас не просто — ваши тормозные колодки не прогреты и резко затормозить, без прогрева колодок — практически неосуществимо.
Ощущения во время прогрева должны меняться от «пружины» в подвески до «демпфера — нормальной работы подвески».
Упражнение 1. Оценка условий. Прогрев центральной полосы резины.
Каждая покрышка имеет свой состав резины. Чтобы оценить насколько велико или мало сцепление вашей холодной покрышки в текущих погодных условиях — не сильно разгонитесь на первой передаче и резко закройте газ, если вы не ощущаете прыгания задней покрышки — разгонитесь на первой передаче сильнее — снова резко закройте газ. Если заднее колесо не прыгает при закрытии газа с оборотов, близких к отсечке на первой передаче — вы знаете, что при данной температуре с вашими передаточными числами и с вашей покрышкой сорвать колесо не так просто.
Внимание! Если колесо, за закрытом газе заблокировалось — подожмите рычаг сцепления.
Одновременно с закрытием газа можно поджимать (не блокируя колесо) задний тормоз. Ваша задача — понять насколько хорошо или плохо при данной температуре работает ваша холодная покрышка. Это очень важное ощущение, от которого вы должны отталкиваться. Мы рекомендуем каждый свой выезд начинать с этого упражнения. Со временем у вас выработается чувство насколько ваша резина хорошо прогрета.
Самое опасное, что вас может ждать в этом упражнении — если ваша резина очень плохая и на улице очень холодно — вы можете остановить мотор задним тормозом и ваш зад начнет таскать влево и вправо и если вы не выжмите сцепление или если мотор не заведется, это закончится хайсайдом.
Упасть с прямолинейно двигающегося мотоцикла крайне сложно, но это возможно! Сейчас мы объясним как можно получить хайсайд на холодной резине двигаясь исключительно прямо — кажется что это нереально — но наш мотоцикл очень интересный физический объект и мы не все о нем знаем. Чтобы получить хайсайд — на первой передаче на холодной резине на кубатурном мотоцикле или мотоцикле с измененными передаточными числами — вы разгоняетесь до отсечки, затем резко закрываетесь, если вы заблокируете при этом мотор задним тормозом то далее ваша судьба зависит только от сцепления. Ваше заднее колесо будет таскаться из стороны в сторону — влево и вправо, бесконтрольно увеличивая амплитуду, пока мотоцикл не встанет боком и вас не выбросит. Не ждите что мотор заведется — у холодной покрышке не хватает сцепления с асфальтом.
Процесс хайсайда с прямого мотоцикла — длителен, у вас есть много времени на то чтобы выжать сцепление. Если до хайсайда — вы выжмите сцепление — вы спасены — мотоцикл немедленно стабилизируется, но если не понимаешь что происходит — не всегда тянешься к сцеплению и порою все заканчивается именно хайсайдом. К счастью, если вы проделали этот трюк на первой передаче и не выжали сцепление — к моменту когда вас выбросит с мотоцикла его скорость будет почти нулевая.
Тот же самый эффект можно получить и на плохо прогретой, перекаченной, недокаченной резине, на льду или на воде, при резком торможении передом (разгрузка зада) и притормаживании задом (зад разгружается, мотор останавливается, если сцепления покрышки недостаточно и мотор не стартовал — то вы получите тот же эффект). Например, в ту же ситуацию можно попасть выехав на холодной резине и резко затормозив перед неожиданно выехавшим со дворов автотранспортом.
Во время упражнения 1 вы получаете бесценную информацию о том что происходит именно с вашей покрышкой и на вашем мотоцикле в с вашим давлением и в ваших условиях эксплуатации, проделывая его вы не только делаете самооценку но и одновременно прогреваете центральную полосу покрышки и ближайшие радиусы. Можно продолжать.
Упражнение 2. Прогрев радиусов.
Не смотря на то, что центральная полоса прогрета и дает фальшивое чувство безопасности, боковые радиусы покрышки по-прежнему холодные, а вы все равно продолжаете ощущать «пружину» в подвеске. Чем дальше радиус от центральной части покрышки, тем опаснее на него переходить. Чтобы избежать сюрпризов, плавно раскачивайте мотоцикл в лево/право. Чем быстрее вы «болтаетесь», тем быстрее прогреваются радиусы покрышки. Достаточно быстрых коротких прокачек мотоцикла чтобы прогреть радиусы, используемые в городе.
Посвятите следующие 300 метров этому упражнению. Теперь у вас теплая середина и ближайшие к ней радиусы. Дальние радиусы по-прежнему холодные, но вы в городе и вряд ли вам придется закладывать мотоцикл на колено. Лучше всего качаться с ускорением, вы начинаете качаться и одновременно ускоряетесь, затем снова замедляетесь, снова ускоряетесь.
После окончания этого упражнения ощущений «пружины» в колесах поубавится. Но полностью они только исчезнут после 1-2 км. Сейчас вы прогреты и можете наращивать скорость. После нескольких километров ощущения «пружины» в подвеске должны исчезнуть. Если этого не произошло — вам необходимо поднять давление в покрышке. Не поднимайте давления в покрышке более чем на 0.2 атм. за раз.
Если вы выехали без ощущения «пружины» в подвеске — вы выехали на перекаченной резине. Всегда в момент выезда должна ощущаться пружина, которая должна исчезать после 1-2км пути. Если это происходит — давление в вашей покрышке подобрано хорошо.
Расставьте условные маркер и пройдите, своего рода, калибровку, прислушиваясь к своим ощущениям, — и вы всегда будете знать в каком состоянии находится покрышка вне зависимости от типа мотоцикла или температуры окружающей среды.
Типичные ситуации, приводящие к срыву колес на холодной резине:
-резкий переход на холодные радиусы (поворот) и открытие — срыв заднего колеса
-резкий переход на холодные радиусы (поворот) с торможением — срыв переднего колеса
-поворот вдоль стыковочного шва асфальта — мотоцикл выкидывает на холодный радиус, происходит резкий переход на холодные участки резины
-сильное торможение передним тормозов, одновременно с задним
-крайне резкое и грубое торможение на распрямленном мотоцикле
-случайный переход на холодный радиус с открытием газа связанный с эффектном распущенной подвески (заднее колесо прыгает в поворотах)
Удачи на дорогах!
- Zed_
- Макс
- 1 августа 2016 в 20:53
- 19
- +37
Такое ощущение, что всё чтобы я не делал должно кончаться хайсайдом. Хотя в реальности не сталкивался пока :)
Было и торможение с блокировкой заднего и глушением двигателя… Как-то уж очень категорично всё в статье, зачем так людей пугать?
Небольшая поправка: при сбросе газа колесо идёт юзом, но не блокируется, мотоцикл вполне себе контролируется. По крайней мере лучше, чем если выжать сцепление при этом. Но это мои ощущения, ок.
Было и торможение с блокировкой заднего и глушением двигателя… Как-то уж очень категорично всё в статье, зачем так людей пугать?
Небольшая поправка: при сбросе газа колесо идёт юзом, но не блокируется, мотоцикл вполне себе контролируется. По крайней мере лучше, чем если выжать сцепление при этом. Но это мои ощущения, ок.
- wasserfall
- 1 августа 2016 в 21:50
- ↑
- ↓
Что у тебя за резина? У меня блокируется только если передачу вниз щелкнуть с резким полным сбросом, и то на доли секунды.
На холодную действительно чувствуется «пружина» в подвеске. Думал аморт. Распущенность подвески в повороте на непрогретой резине тоже чувствовал. А я-то болван начинал жестче подвеску делать, потом мягче. А вот оказывается откуда ноги у этого эффекта растут. Теперь все стало понятно. Спасибо за инфу.
А как мне быть? Когда на улице от -2 до +3 и до работы 15 км через пробки. Как греть? Не ездить не предлагать. Статья хорошая и нужная, но для города прогрев резины не обязателен и по-просту не нужен. Читайте дорогу, соблюдайте ПДД и корректируйте стиль вождения в зависимости от погодных условий. Можно и в снег с дождем катать, только при этом не стоит носится по городу 100+ и закладывать в повороты аки пилот moto gp
Не. Всё норм. Но вот эти советы разогреть резину раскачкой… В городе…
Я вообще по чесноку не понимаю, как у нас в СПб народ хоть как-то закладывает где либо. Я обычно слишком занят отслеживанием ям и пр. говна на дороге. А в каждом повороте на идеальной траектории обязательно яма или опционально люк. Или и то и другое и песок. И это хорошо если сухо.
Я вообще по чесноку не понимаю, как у нас в СПб народ хоть как-то закладывает где либо. Я обычно слишком занят отслеживанием ям и пр. говна на дороге. А в каждом повороте на идеальной траектории обязательно яма или опционально люк. Или и то и другое и песок. И это хорошо если сухо.
здесь был ататат
Такое ощущение, что тут тусит только Питер и Москва… Ребят, то что вы называете плохими дорогами, мы называем отличного качества шоссе. Это что, правда только я закладываю в поворотах и езжу 200+? И симптомы указанные в статье никто не чувствует?
Пользую Мишлен Пайлот Род 3 перед и зад. Его греть надо когда на улице +15-20. Когда +30 разогревается быстрее чем доезжаешь до скоростного участка. Ставил на зад Mitas Sportforce+, держит отлично, но износилась до корда за 5000 км.
Что за «мягкий дождевой мишка» просветите деревеньщину.
Пользую Мишлен Пайлот Род 3 перед и зад. Его греть надо когда на улице +15-20. Когда +30 разогревается быстрее чем доезжаешь до скоростного участка. Ставил на зад Mitas Sportforce+, держит отлично, но износилась до корда за 5000 км.
Что за «мягкий дождевой мишка» просветите деревеньщину.
В Питере дороги отвратительные. Даже правительство признало, что 37% городских дорог находится в ненадлежащем состоянии. И раз уж они признали… Колейность везде просто отвратительная (почти на каждом перекрестке на севере прыгаю аги зайчик попрыгунчик), а видео где на набережной парня выбрасывает из мотоцикла после заезда в яму многие видели (самый подлый тип ямы, которые имеют пологое углубление и кончаются резким подъёмом, мотоцикл просто выбрасывает из неё).
И всё это хуже чем просто дорога. Где дороги говно, они говно, все едут/объезжают и морально готовы. У нас же 50 метров свежего асфальта тут же сменяется в говно разбитым и так постоянно. В итоге поток летит относительно быстро, а ты едешь и лавируешь между ям.
И всё это хуже чем просто дорога. Где дороги говно, они говно, все едут/объезжают и морально готовы. У нас же 50 метров свежего асфальта тут же сменяется в говно разбитым и так постоянно. В итоге поток летит относительно быстро, а ты едешь и лавируешь между ям.
В Питере дороги отвратительные. Даже правительство признало, что 37% городских дорог находится в ненадлежащем состоянии. И раз уж они признали…
Уахаха! Это они в Мск и Спб признают, на остальной территории этой страны они на тупо закрывают глаза на дороги. Вы видимо не совсем в курсе что такое провинция и какие дороги на расстоянии к примеру 9тыс. км от столиц ;-)))
Ну везде по разному. В Краснодаре к примеру норм дороги. Не лучше и не хуже чем в Питере. В Волгограде хуже чем в Питере. Если брать что-то поближе, ту же Карелию, то там история 50 на 50. За прошлые несколько лет очень много дорог привели в порядок. Та же трасса до Сортавалы которая бодро строится.
И симптомы указанные в статье никто не чувствует?
И что все прям вот так как написал автор?
Если давление в колесе подобрано правильно, то в начале своего движения вы должны ощутить пружину (распущенность) в подвеске. По мере прогрева резины ощущения должны меняться, а пружина становится все более тугой.
Какой хайсайд при блокировке заднего и движении прямо???
Вы о чем?
Попробуйте сами, едете на моте прямо, выжмите сцепу и втопите задний тормоз. Просто поедете прямо с заблоченныем задом…
Это если при этом еще и передний нажать — зад начнет уводить влево или вправо, или если вы в повороте — его унесет по внешнему радиусу.
Вы о чем?
Попробуйте сами, едете на моте прямо, выжмите сцепу и втопите задний тормоз. Просто поедете прямо с заблоченныем задом…
Это если при этом еще и передний нажать — зад начнет уводить влево или вправо, или если вы в повороте — его унесет по внешнему радиусу.
Это все реально надо знать и практиковать на доп? Найухя? Может стоит просто ехать и не пытаться найти предел держака? Просто ехать и получать удовольствие! А за адреналином и познанием себя нужно не забыть про остальных участников движения. Они могут быть не в курсе, что вы прогрели резину. Половина рулителей консерв откровенно в глаза долбятся на пересечения приезжих частей… Меня в прошлый понедельник чуть сирвант (ср ви) не снёс, выезжая со второстепенной, постоял, главное, подождал пока расстояние сократится чтобы наверняка и рванул. Хорошо у меня абс, я при торможении на бак пересел по инерции. А вы говорите резину греть…
Лопатами о нет, а вот матюки в спину слышал. Мне чет и не вдомек было, что он еще не укатан… Понял я это уже еогда мот начал зарываться в асфальт по самое не балуйся. Наше газу газу и выполз. А дальше было веселее. Ехать невозможно, куски с «холодных радиусов» отлетают остальное укатывается по центральному радиусу, держака нет. Весь вечер в гараже просидел со шпателем и отверткой, отдирая это гамно от покрышки. На теплую кстати лучше отходит. Но стройфена у меня не было. В промежутке грел это дело прокатившись по району и снова в гараж.
- AlexLukichev
- 2 августа 2016 в 10:17
- ↓
Автор, пиши ещё. Спасибо за полезную инфу.
Про «наш мотоцикл очень интересный физический объект и мы не все о нем знаем» — 100%
Про «наш мотоцикл очень интересный физический объект и мы не все о нем знаем» — 100%
К счастью, резко затормозить передом сейчас не просто — ваши тормозные колодки не прогреты и резко затормозить, без прогрева колодок — практически неосуществимо.Интересно, а зачем в городе юзать гоночные карбоновые тормоза, которые нужно прогревать? На холодной резине заблокировать перед и упасть — очень просто. В разы проще, чем сообразить хайсайд задним =)
Я для себя давно понял что стандартные (по какой-то причине) 2.5 перед, 2.9 зад — это совсем не то что мне нужно. Держак хреновый. Путем экспериментов пришел к выводу что оптимальное давление шин моего спортбайка для езды по городу без пассажира — 2.1 перед, 2.3 зад. Сразу после выезда немного валкий (перед недокачан), но по мере прогрева спереди становится 2.2 — 2.3, сзади 2.5-2.6 и едет прекрасно и держак отличный. Если ездить менее активно, то 2.2/2.4 будет отлично
- MaksimLyzaev
- 2 августа 2016 в 15:51
- ↓
«Чем больше площадь контактного пятна, тем лучше сцепление с асфальтом». Это не верное утверждение. Сцепление зависит от состава резины и асфальта. Сила трения НЕ зависит от площади. Сколько можно писать этот бред про площать пятна и сцеплание? На широкой резине площадь пятна больше как правило, можно ли сказать, что широкая резина имеет лучшее сцепление с поверхностью из-за этого? НЕТ. Широкую резину ставят из других соображений.
Причем тут широкая резина? Автор пишет про правильное давление резины, а не о том что всем нужно ставить гоночные слики для максимальной стабильности байка.
А при прочих равных, большая площадь контакта даст больше сцепления с дорогой. То есть, выставления правильного давления на резине увеличит сцепление с дорогой.
А при прочих равных, большая площадь контакта даст больше сцепления с дорогой. То есть, выставления правильного давления на резине увеличит сцепление с дорогой.
- MaksimLyzaev
- 2 августа 2016 в 18:25
- ↑
- ↓
При прочих равных, большая площадь контакта НЕ даст больше сцепления с дорогой. Сила трения не завист от площади — это школьная физика.
Я вот тоже в курсе про ту формулу, но не может ли быть так, что она для сферического трения в вакууме? Асфальт ведь не ровный и резина под давлением заполняет все его микро ямки и канавки. И получается что там уже не сила трения в чистом виде играет роль, а сопротивление резины к деформации… А чем больше таких канавок заполнено резиной (т.е. чем больше пятно контакта), тем крепче резина держится за асфальт. Ну не верится мне что столько людей в мире заблуждаются, говоря про пятно контакта и что производители увеличивают ширину покрышек лишь из-за эстетики. Что-то тут не так…
- MaksimLyzaev
- 2 августа 2016 в 22:15
- ↑
- ↓
Если площадь контакта больше, то давление на каждый сантиметр квадратный будет меньше? И соответсвенно ямки заполнятся уже не будут так сильно? И вроде бы это и называется силой трения :) Которая не зависит от площади. А сопротивление резины к деформации — это разве не свойства материала? Именно это я и имел ввиду говоря о составе резины — свойства материала.
- MaksimLyzaev
- 3 августа 2016 в 0:04
- ↑
- ↓
Возможно, но что-то мне подсказывает, что одна и та же модель покрышки в разных размерах делается из одного и того же состава. Если бы производитель расчитывал на более мягкую покрышку с увеличением ширины, то были бы конкретные предписания в мануалах не только по размерам резины. Мне кажется тут банально от веса ТС зависит. Одно дело йобрик и другое голда. Голда по идее должна гораздо быстрее сточить резину от йобрика, если представить, что ее все же ухитрились поставить. И наоборот — если на йобра поставить широкие, а следовательно и тяжелые покрышки, то им износу не будет, но управляемость пострадает. Ну и я против площади пятна ничего не имею. Просто от площади не зависит сила трения. Если кто-то пишет статью про резину, то такой фразы быть в принципе не должно, это противоречит логике и физике.
Я не профессор физики, но мне кажется что закон Кулона применим только к недеформируемым объектам. А шину к таковым отнести сложно. Вот например. Так что причина, по которой на мощные и быстрые ТС ставятся широкие шины не в эстетике, не в весе и уж точно не в том, что их создатели плохо учили физику в школе.
Тем более у узкой шины свои преимущества — меньший поперечный радиус (а значит легче наклоняется, а значит и поворачивает), меньшее трения качения, а значит меньше расход топлива и выше скорость.
Но в спорте ускорение при разгоне/торможении важнее, так что как раз повышенная сила трения качения, которая возникает при деформации, и увеличивает силу сцепления.
Тем более у узкой шины свои преимущества — меньший поперечный радиус (а значит легче наклоняется, а значит и поворачивает), меньшее трения качения, а значит меньше расход топлива и выше скорость.
Но в спорте ускорение при разгоне/торможении важнее, так что как раз повышенная сила трения качения, которая возникает при деформации, и увеличивает силу сцепления.
- MaksimLyzaev
- 2 августа 2016 в 22:24
- ↑
- ↓
Да, забыл про ширину покрышек написать — я сам люблю вид более широких покрышек. Думаю большинство широкие любит больше узких. Если бы я был производетелем авто-мото техники, я бы ставил максимально широкие покрышки в пределах разумного. Но это чисто эестетический взгляд. Есть еще и практический: при трении, качении, торможении, деформации резина нагревается. Чем выше вес транспортного средства, тем больше нагрев. Чтобы температура не подскакивала до небес — ставят резину пошире. Тогда силе трения нужно будет нагревать больший объем резины и нагрев будет медленней. И еще есть такая штука как увод шин при повороте, не знаю применимо ли это к мотоциклам, но все же. Я не спец в этом, просто мне это подсказывает логика.
Да, насчет нагрева все верно.
Но у широких шин при этом много недостатков — выше трение качению, а значит выше расход топлива, меньше скорость, больше неподрессоренная масса, хуже динамика разгона, хуже дела с аквапланированием. Для мотоциклов еще и очень актуален больший поперечный радиус, а значит они хуже наклоняются и поворачивают.
Но все это только подтверждает тот факт, что у широких шин лучше сцепление с дорогой настолько, что все вышеперечисленные недостатки окупаются. И факт этот в спорте подтвержден наглядно.
Но у широких шин при этом много недостатков — выше трение качению, а значит выше расход топлива, меньше скорость, больше неподрессоренная масса, хуже динамика разгона, хуже дела с аквапланированием. Для мотоциклов еще и очень актуален больший поперечный радиус, а значит они хуже наклоняются и поворачивают.
Но все это только подтверждает тот факт, что у широких шин лучше сцепление с дорогой настолько, что все вышеперечисленные недостатки окупаются. И факт этот в спорте подтвержден наглядно.
Хорошо, но почему тогда для гоночной резины существует рекомендации от производителя какое давление лучше качать? И в данных рекомендациях указывается давление на холодную и давление на горячую. Все таки давление играет какую то роль?
К примеру:
www.pirelli.com/tyres/en-ww/motorcycle/all-tyres/sheet/diablo-supercorsa-sp#/technical-advice
К примеру:
www.pirelli.com/tyres/en-ww/motorcycle/all-tyres/sheet/diablo-supercorsa-sp#/technical-advice
Тяжелые наркотики. Никакую резину в городе невозможно прогреть так же как на треке. Более того, даже на треке на прямиках резина остывает. Только интенсивные торможения в пол и повороты на локтях делауют резину существенно горячей. Естественно в городе она тоже прогревается, особенно если асфальт +50. И это несколько улучшает сцепление. Но шибко рассчитывать на это не стоит.
А описанные кейсы можно исполнять на резине, прогретой до любой температуры. Для этого надо быть просто клинический идиотом.
А описанные кейсы можно исполнять на резине, прогретой до любой температуры. Для этого надо быть просто клинический идиотом.
Если давление слегка снизить скажем если производитель предписывает 2.2 на переднем и 2.5 на заднем на 2.0 и 2.3, то резина будет намного быстрей прогреваться.
Тому кто любит спортивно ездить стоит поэксперементировать с давлением ниже предписанного производителем резины, так как они рассчитаны на 2х ездоков и до макс скорости мотоцикла.
Тому кто любит спортивно ездить стоит поэксперементировать с давлением ниже предписанного производителем резины, так как они рассчитаны на 2х ездоков и до макс скорости мотоцикла.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (70)
RSS свернуть / развернуть