Блог им. max_spenser → Прогрев шин :: Утренние размышления
Сезон уже подходит к концу, погода начинает портиться, в некоторых городах прошли официальные закрытия, но многие продолжают ездить, как говорится, до «белых мух».
И сегодняшним утром хотелось бы напомнить о процедуре прогрева шин перед движением.
Ни для кого не секрет, не прогретая шина имеет минимальный коэффициент сцепления с дорогой, что может привести к падению практически на ровном месте. Чем резина горячее, тем она мягче и тем лучше она цепляется за асфальт.
Не прогретая резина может сделать с вами что-то типа такого:
Есть несколько причин, при которых «срываются» колеса на холодной резине:
Еще ролик о не прогретых шинах (смотреть с 2:15)
Что же будем делать?
Одим из вариантов для прогрева является использование специальных чехлов с подогревом:
Однако, такие системы применяются в основном на треке, до старта гонок, а в данном случае мы рассматриваем «гражданские» способы.
Всё же, есть один способ, который можно позаимствовать из гонок.
Вы замечали что на прогревочном круге гонок MotoGP, на прямой, пилоты начинают ехать змейкой? Вот примерно так:
Чем быстрее вы «болтаетесь», тем быстрее прогреваются радиусы покрышки. В дополнение к простому раскачиванию из стороны в сторону, можно добавить ускорение — вы начинаете качаться и одновременно ускоряетесь, затем снова замедляетесь, снова ускоряетесь.
Достаточно проехать около 300 метров таким способом и у вас уже будет теплая середина и ближайшие к ней радиусы (дальние в городе не нужны, только если вы в поворотах не закладываете до подножек :))
Такой простой способ позволит избежать значительных проблем при дальнейшем движении. Лично я пользуюсь этим способом, когда выезжаю со стоянки, к ней идет прямая дорожка, на которой минимальный траффик. Если во время движения вы чувствуете (а вы почувствуете :)) что что-то не так, то можете поболтаться еще раз, но только в пределах полосы, чтобы не было лишних вопросов у окружающих.
Всем ровных дорог и теплых шин! :)
p.s. если знаете еще какие-либо способы прогрева, не стесняйтесь делиться.
И сегодняшним утром хотелось бы напомнить о процедуре прогрева шин перед движением.
Ни для кого не секрет, не прогретая шина имеет минимальный коэффициент сцепления с дорогой, что может привести к падению практически на ровном месте. Чем резина горячее, тем она мягче и тем лучше она цепляется за асфальт.
Не прогретая резина может сделать с вами что-то типа такого:
Есть несколько причин, при которых «срываются» колеса на холодной резине:
- В повороте — открытие/сброс газа/торможение приводит к срыву колес, при открытии — заднего, при закрытии/торможении, соответственно, переднего.
- На распрямленом — сильное или резкое торможение (вплоть до хайсайда)
Еще ролик о не прогретых шинах (смотреть с 2:15)
Что же будем делать?
Одим из вариантов для прогрева является использование специальных чехлов с подогревом:
Однако, такие системы применяются в основном на треке, до старта гонок, а в данном случае мы рассматриваем «гражданские» способы.
Всё же, есть один способ, который можно позаимствовать из гонок.
Вы замечали что на прогревочном круге гонок MotoGP, на прямой, пилоты начинают ехать змейкой? Вот примерно так:
Чем быстрее вы «болтаетесь», тем быстрее прогреваются радиусы покрышки. В дополнение к простому раскачиванию из стороны в сторону, можно добавить ускорение — вы начинаете качаться и одновременно ускоряетесь, затем снова замедляетесь, снова ускоряетесь.
Достаточно проехать около 300 метров таким способом и у вас уже будет теплая середина и ближайшие к ней радиусы (дальние в городе не нужны, только если вы в поворотах не закладываете до подножек :))
Такой простой способ позволит избежать значительных проблем при дальнейшем движении. Лично я пользуюсь этим способом, когда выезжаю со стоянки, к ней идет прямая дорожка, на которой минимальный траффик. Если во время движения вы чувствуете (а вы почувствуете :)) что что-то не так, то можете поболтаться еще раз, но только в пределах полосы, чтобы не было лишних вопросов у окружающих.
Всем ровных дорог и теплых шин! :)
p.s. если знаете еще какие-либо способы прогрева, не стесняйтесь делиться.
- max_spenser
- Макс
- 22 сентября 2014 в 12:43
- 5
- +26
Объясните мне кто-нибудь, как физику, чем отличается езда змейкой 300 метров от езды по прямой (например) 600 метров?
Если во время обычной езды есть условия для прогрева резины и поддержания этой температуры, то она и так прогреется через минуту езды. Если этих условий нет, то нахрена этим онанизмом заниматься, если прогретая резина остынет через несколько сотен метров?
На гонках — понятно. Там все едут примерно по одной траектории. Асфальт на это траектории не успевает остывать. Плюс режим езды такой, что резина постоянно горячая. Предварительно её греют с одной лишь целью — стартовать без пробуксовки.
Если во время обычной езды есть условия для прогрева резины и поддержания этой температуры, то она и так прогреется через минуту езды. Если этих условий нет, то нахрена этим онанизмом заниматься, если прогретая резина остынет через несколько сотен метров?
На гонках — понятно. Там все едут примерно по одной траектории. Асфальт на это траектории не успевает остывать. Плюс режим езды такой, что резина постоянно горячая. Предварительно её греют с одной лишь целью — стартовать без пробуксовки.
Я не далеко не физик, по этому, возможно, мои размышления покажутся тебе смешными, но мне кажется, что езда змейкой она как бы это сказать — увеличивает пробег метраж при прогреве и возможно площадь прогреваемой резины.
По дороге все тоже едут примерно по одной траектории — по колее. соответственно, если ты едешь в потоке а не в междурядье, то там асфальт тоже не успевает остыть…
Но в целом да, я с тобой согласен.
По дороге все тоже едут примерно по одной траектории — по колее. соответственно, если ты едешь в потоке а не в междурядье, то там асфальт тоже не успевает остыть…
Но в целом да, я с тобой согласен.
Так я и говорю — можно проехать 300 метров змейкой, а можно 600 прямо. Боковины даже после прогрева остынут сразу, т.к. во время езды по городу практически не используются. А центр колеса будет греться и во время обычной езду в той степени, в которой позволяет манера езды и погодные условия.
По поводу колеи… Знаешь, я недавно делал фотки кое-для чего. Обратил внимание, что на дороге машины двигаются как бог на душу положит. Если только действительно глубокой колеи нет на полосе, тогда только два варианта — либо по самой колее, либо рядом. Плюс скорости относительно небольшие. Если траффик большой, то все плетутся. Если скорость большая, то машин мало, как правило. Так что асфальт греется не сильно. Безусловно несколько градусов поднимает, но немного
По поводу колеи… Знаешь, я недавно делал фотки кое-для чего. Обратил внимание, что на дороге машины двигаются как бог на душу положит. Если только действительно глубокой колеи нет на полосе, тогда только два варианта — либо по самой колее, либо рядом. Плюс скорости относительно небольшие. Если траффик большой, то все плетутся. Если скорость большая, то машин мало, как правило. Так что асфальт греется не сильно. Безусловно несколько градусов поднимает, но немного
- max_spenser
- 22 сентября 2014 в 13:57
- ↑
- ↓
Тут стоит упомянуть, что степень нагрева резины влияет на пружину подвески, по мере нагрева шин, пружина становится более тугой. Если не прогревать боковины, вы по прежнему будете ощущать пружину, а если и после «слалома» ощущаете её, то это надо поднять давление в шинах.
И кстати, до того как не проехали 1-2км, до нормального прогрева, резкие открытия газа/торможения крайне не допустимы.
И кстати, до того как не проехали 1-2км, до нормального прогрева, резкие открытия газа/торможения крайне не допустимы.
- max_spenser
- 22 сентября 2014 в 14:07
- ↑
- ↓
Так через давление, при нагреве же шина расширяется, пятно контакта изменяется. При избыточном давлении получаете тряску на кочках.
- max_spenser
- 22 сентября 2014 в 14:45
- ↑
- ↓
Ну она будет либо мягче отрабатывать неровности, либо жестче. Так, если в случае с перекаченными шинами пружина окажется в верхей точке и в это время поддать газку, то колесо сорвет.
- max_spenser
- 22 сентября 2014 в 17:26
- ↑
- ↓
Таки простите, великодушный вы наш, не проснулся еще, а уже в весь в работе :)
Конечно же речь о подвеске, под «пружиной» я имел ввиду ощущения.
Конечно же речь о подвеске, под «пружиной» я имел ввиду ощущения.
- odessitmws
- 22 сентября 2014 в 18:21
- ↑
- ↓
при резкой смене направления силы инерции дополнительно уходят в тепло!!!
- popuren1974
- 22 сентября 2014 в 14:11
- ↑
- ↓
Шина прогревается, в основном, за счет:
1. Выделения тепла в процессе упругих деформаций молекул каучуков по всему объему покрышки
2. Трения об асфальт (хотя и там на микроуровне происходят продольные микродеформации резины).
Центральная часть прогревается быстрее из-за трения.
Тепла выделяется тем больше, чем больше деформаций. Поскольку в движении деформируется вся покрышка, а при маневрах деформации больше — змейка позволяет быстрее и равномернее прогреть покрышку.
Остывают боковины не слишком быстро т.к. катящаяся шина деформируется по всей площади/объему и поддерживает температуру.
1. Выделения тепла в процессе упругих деформаций молекул каучуков по всему объему покрышки
2. Трения об асфальт (хотя и там на микроуровне происходят продольные микродеформации резины).
Центральная часть прогревается быстрее из-за трения.
Тепла выделяется тем больше, чем больше деформаций. Поскольку в движении деформируется вся покрышка, а при маневрах деформации больше — змейка позволяет быстрее и равномернее прогреть покрышку.
Остывают боковины не слишком быстро т.к. катящаяся шина деформируется по всей площади/объему и поддерживает температуру.
Рисунок (как бы без мата сказать) мягко говоря некорректный.
Если тебе будет не лень в фотошопе или пэйнте вырезать по отдельности 1ю, 2ю и 3ю картинку и повертеть их, то внезапно выяснится, что у третьего вариант максимальная площадь будет при вертикальной установке колеса, т.к. автор нарисовал переменный радиус рабочего профиля (это не считая плоской!!! площадки по краям, которой там в помине нет) и в вертикальном положении он имеет максимальный радиус.
Разница между 1 и 2м вариантами вообще не поддаётся логическому объяснению. Там радиус кривизны одинаковый и пятно контакта должно быть идентичным.
В общем, кому-то нехрен было делать, судя по всему.
Если тебе будет не лень в фотошопе или пэйнте вырезать по отдельности 1ю, 2ю и 3ю картинку и повертеть их, то внезапно выяснится, что у третьего вариант максимальная площадь будет при вертикальной установке колеса, т.к. автор нарисовал переменный радиус рабочего профиля (это не считая плоской!!! площадки по краям, которой там в помине нет) и в вертикальном положении он имеет максимальный радиус.
Разница между 1 и 2м вариантами вообще не поддаётся логическому объяснению. Там радиус кривизны одинаковый и пятно контакта должно быть идентичным.
В общем, кому-то нехрен было делать, судя по всему.
- popuren1974
- 22 сентября 2014 в 14:43
- ↑
- ↓
Ну тоесть Ли Паркс для вас не авторитет, а рецензия на евоный «Полный контроль» от вас ограничивается кратким: «Я мнению вашему вращение придавал, а осью был мой детородный орган!» )))
Вы ошибаетесь. Потомучто это не рисунок, а схема и ссылаться на точность этого «рисунка» — неверно.
Вы ошибаетесь. Потомучто это не рисунок, а схема и ссылаться на точность этого «рисунка» — неверно.
- popuren1974
- 22 сентября 2014 в 14:32
- ↑
- ↓
появляется дополнительная поперечная (центростремительная) сила, которая деформирует покрышку не только в продольном, но и в поперечном направлении:
- popuren1974
- 22 сентября 2014 в 14:45
- ↑
- ↓
мы к терминам бум придираться или рассматривать суть явлений?
Поперечная сила есть? Она дополнительно деформирует покрышку?
Поперечная сила есть? Она дополнительно деформирует покрышку?
- popuren1974
- 22 сентября 2014 в 14:53
- ↑
- ↓
Деформируется ли покрышка в плоскости, перпендикулярной плоскости качения в результате действия одной (по мне) или двух (по вам) сил? (имеет ли место быть деформация на рисунке из предыдущего комментария?)
Не знаю. Это зависит от баланса сил.
Авторы, на которых вы ссылаетесь учитывают только одну силу и приходят к вышеуказанным выводам. Делают они это потому, что хотят подтасовать результаты или просто тупо физику не учили — я не знаю, вам, как адепту, виднее.
Даже исходя из элементарной логики очевидно, что верхний жёлтый рисунок абсолютно неприменим для мотоцикла, т.к. даже если в порядке дискуссии предположить, что покрышка деформируется указанным способом, она при этом должна быть под наклоном, а не вертикально. То, что нарисовано, применимо для автомобиля.
Авторы, на которых вы ссылаетесь учитывают только одну силу и приходят к вышеуказанным выводам. Делают они это потому, что хотят подтасовать результаты или просто тупо физику не учили — я не знаю, вам, как адепту, виднее.
Даже исходя из элементарной логики очевидно, что верхний жёлтый рисунок абсолютно неприменим для мотоцикла, т.к. даже если в порядке дискуссии предположить, что покрышка деформируется указанным способом, она при этом должна быть под наклоном, а не вертикально. То, что нарисовано, применимо для автомобиля.
Если же вы регулярно тренируетесь на спортивных трассах, то, скорее всего, на вашем мотоцикле уже стоят специальные гоночные покрышки. Как уже было сказано, эта резина отличается особым тепловым режимом. И если для обычной спортивной резины «рабочей» считается температура 50°С — 60°С, то температура гоночной резины в прогретом состоянии достигает 100°С. Естественно, давление в такой резине на последних кругах гонки и в холодном состоянии серьезно различается. Как правило, давление в заднем колесе «на холодную» в таких покрышках колеблется от 1,4 BAR до 1,6 BAR, а в переднем – от 1,5 BAR до 1,9 BAR. Такие низкие величины часто шокируют новичков, увидевших на заднем маятнике своего нового «литрового» спортбайка цифры 2,9 BAR
Ну… Согласно закону Гей-Люссака коэффицент расширения воздуха при 1ºС равен 0,003671. При увеличении температуры в шине на 50ºС давление увеличится на 0,1835. Т.е. если давление в покрышке было 1.6бара, то станет 1.78.
Всё же покрышки на спортивных мотоциклах имею давление ниже, т.к. в этом случае мы получаем большее пятно контакта и как следствие лучшее сцепление с дорогой. И это не связано с их расширением.
На сайте есть хорошая статья про давление в шинах.
Всё же покрышки на спортивных мотоциклах имею давление ниже, т.к. в этом случае мы получаем большее пятно контакта и как следствие лучшее сцепление с дорогой. И это не связано с их расширением.
На сайте есть хорошая статья про давление в шинах.
Если вы путешествуете с пассажиром и несколькими кофрами на очень длинные расстояния и на высоких скоростях, то можно поднять давление в заднем колесе до 2,8 – 3,0 BAR. После пробега в несколько тысяч километров в таком режиме на заднем колесе, скорее всего, образуется ровная сточенная «площадка». Но каркас шины не пострадает, и опасности её разрушения не возникнет. Давление в переднем колесе не стоит поднимать выше 2,3 BAR. Ресурс колеса от этого не увеличится, а вероятность потери сцепления на торможении возрастет.
- Sanchez_RSC
- 22 сентября 2014 в 15:08
- ↓
По уму лучше не ездить при низких температурах, но если шило в.опе, то лучше греть, чем не греть — это аксиома.
У меня на в гаражах ровная прямая с прерывистой разметкой. Перед выездом еду змейкой между разметкой…… по приезду тоже… Но это не для прогреву, а для понту :)
У меня на в гаражах ровная прямая с прерывистой разметкой. Перед выездом еду змейкой между разметкой…… по приезду тоже… Но это не для прогреву, а для понту :)
Это общее заблуждение!!!
на MotoGP пилоты едут змейкой не для прогрева резины (на трек они все выезжают с грелок) — а для очистки резины от мусора который мог налипнуть на горячую резину.
Греть резину нужно резкими разгонами торможениями в вертикальном положении — т.е. быстрый разгон — торможение.
Переднее колесо плющится, т.о. эффективно греется, заднее же при разгоне прогревается.
на MotoGP пилоты едут змейкой не для прогрева резины (на трек они все выезжают с грелок) — а для очистки резины от мусора который мог налипнуть на горячую резину.
Греть резину нужно резкими разгонами торможениями в вертикальном положении — т.е. быстрый разгон — торможение.
Переднее колесо плющится, т.о. эффективно греется, заднее же при разгоне прогревается.
- max_spenser
- 22 сентября 2014 в 15:59
- ↑
- ↓
Ну пост, собственно, для обсуждений методов :)
Так на холодной при разгоне-торможении, будет же вероятность улететь в хайсайд. Или хорошо так разогнался, а тут со двора вылетает кто-нибудь на перерез.
Так на холодной при разгоне-торможении, будет же вероятность улететь в хайсайд. Или хорошо так разогнался, а тут со двора вылетает кто-нибудь на перерез.
здесь был ататат
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (61)
RSS свернуть / развернуть