Блог им. maxys146 → Пара мыслей о торможении...
Начитавшись последних постов про экстренное торможение на мотоцикле решил высказать пару своих мыслей по этому поводу. К сожалению очень много разных мнений, практически у каждого человека техника торможения своя. Кто-то говорит что тормозить надо двигателем, кто-то говорит что только передним тормозом и так далее. Сейчас я попробую привести свои мысли в порядок и оформить их во что-то читаемое;)
Коммент к видео в конце поста;)
Сейчас мы будем говорить экстренное торможение на прямой. Именно ЭКСТРЕННОЕ и именно на ПРЯМОЙ, когда мотоцикл расположен строго вертикально а под колесами более-менее приличный асфальт. Маневрирование и торможение в поворотах это отдельная тема, поэтому мы ее пока не рассматриваем, возможно в дальнейшем я и напишу про это если кому-то будет интересно.
Итак наша задача максимально эффективно остановиться без ущерба здоровью, любыми приемлимыми способами.
Для начала развеем несколько мифов и откажемся от стереотипов.
1. «Я вижу что не успеваю оттормозиться и ложу мотоцикл.» — самая бредовая отговорка пилота который не справился с управлением и просто напросто упал. Железо и пластик скользят по асфальту намного лучше резины и мотоцикл на боку летит как по льду. Вывод — мотоцикл «ложить» нельзя ни в коем случае, упал — улетел еще дальше.
2. «Передний тормоз главный, так везде пишут, пользуюсь только им.» Очередное заблуждение. Передний тормоз главный, но не единственный. Наверное инженеры проектирующие мотоциклы не дураки и не станут просто так от балды ставить на мот задний тормоз. Задний тормоз малоэффективен при экстренном торможении именно как тормоз, он играет немного другую роль о которой мы поговорим позже.
3. «Тормозить двигателем эффективнее чем задним тормозом.» Тоже заблуждение. Вот в этом пункте обычно начинаются холивары и крики что «ты просто не умеешь тормозить двигателем!!!» Давайте разберемся. Что такое по сути свое торможение? Это создание сопротивления вращению колеса. Если это сопротивление превышает силу сцепления колеса с дорогой, то колесо блокируется, то есть идет юзом. Если сопротивление мало то торможение неэффективно. Значит надо найти ту грань при которой мы создадим максимальное сопротивление вращению колеса не потеряв при этом сцепления с дорогой. Максимальный эффект торможения достигается при работе тормозом на грани срыва колеса. Двигателем это сделать попросту невозможно. Во-первых: сопротивление двигателя неравномерно и никак не контролируется нами. Например на одной передаче при уменьшении скорости сопротивление двигателя уменьшается, а при уменьшении скорости до холостого хода двигатель напротив будет пытаться разогнать мотоцикл. Во вторых: Если все-же отщелкивать передачи вниз со сцеплением то в моменты выжима сцепления мы полностью теряем сопротивление вращению колеса. Так-же при переключении получаем ступенчатое торможение. То есть отщелкиваем 6 передач, получаем 6 рывков в торможении каждый из которых далек от торможения на гране срыва. Добиться равномерного и эффективного торможения можно только тормозом. Проведите простой эксперимент. На площадке разгонитесь например до 40км/ч и попробуйте оттормозиться ТОЛЬКО двигателем. И сделайте то-же самое ТОЛЬКО тормозом. Заодно убедитесь что блокировка заднего колеса на прямой совершенно не страшна))
Немного теории. Всем известно что чем лучше сцепление с асфальтом тем эффективнее можно тормозить. А так-же что наиболее эффективный тормоз это передний. Значит прежде чем начать торможение надо попытаться улучшить сцепление его с дорогой. Причем делать это надо до начала торможения передним тормозом, в противном случае из-за слабого сцепления переднего колеса с дорогой мы рискуем сорвать его в юз. Это можно сделать только увеличив давление шины на асфальт. На мотоцикле это значит перенести вес на переднюю часть мотоцикла. Можно конечно попросить кого-то сесть на бак, но боюсь на ходу сделать это будет проблематично:) Значит единственный способ этого добиться это создание отрицательного ускорения, то есть торможения. Тогда центр тяжести системы мотоцикл-пилот смещается немного вперед, тем самым сжимая переднюю вилку и увеличивая давление покрышки на асфальт.
Однако мы говорили что создать это давление надо перед торможением передним тормозом. Есть 3 способа этого добиться.
1. Сбросить газ, так называемое торможение двигателем. Однако он не всегда подходит. Например если тормозить понадобилось тогда когда мы только что переключились на повышенную передачу. А на низких оборотах торможение двигателем неэффективно. Сбрасывать передачу вниз? Теряем драгоценное время.
2. Плавно начать тормозить передним тормозом. Неплохой вариант, но грозит тем что экстренном торможении можно запросто сорвать переднее колесо еще в самом начале торможения.
3. Задний тормоз. Ну вот наконец и главный помощник в этом деле. Задача заднего тормоза при экстренном торможение это вовсе не торможение как таковое, в этом плане он малоэффективен. А вот его тормозного усилия вполне достаточно чтобы придать мотоциклу отрицательное ускорение и тем самым загрузить переднюю вилку увеличив сцепление переднего колеса с асфальтом.
После того как мы загрузили передок можно уже приступать непосредственно к торможения передним тормозом. Резко давить на него не надо, это опять-же приведет к блоку колеса или стоппи если передок хорошо загружен и хорошая резина.
А нужно-ли выжимать сцепление? Я считаю что нужно. В экстренном торможении двигатель будет только мешать торможению по причинам описанным выше. Тратить время на переключение передач неразумно, отвлекаться на обороты тоже.
Собственно сама техника:
Одновременно выжимаем сцепление и задний тормоз, тем самым нагружая перед мотоцикла. через доли секунды, практически сразу-же за этим начинаем выжимать передний тормоз, быстро но плавно, постоянно увеличивая усилие. Чем сильнее тормозим тем больший вес переходит с заднего колеса на переднее, так что не удивительно что в какой-то момент заднее колесо сорвет и оно уйдет в юз. Ничего страшного, тормоз можно не отпускать до полной остановки мотоцикла, а можно и отпустить слегка и восстановить ему сцепление с асфальтом, но при условии что зад не увело в сторону, иначе при восстановлении сцепления может очень хорошо кинуть в сторону, а там и до хайсайда недалеко)
Загружаем перед и только после этого тормозим. Почти одновременно. Никаких длинных пауз. Это аксиома. Это надо постоянно отрабатывать на площадке до полного автоматизма. Чтобы не было такого «Да я вроде знал, а тут чо-то растерялся...».
Ну а про видео. Тут я даже не экстренно тормозил, а просто интенсивно, но по тому-же самому принципу. Тетка выскочила слегка неожиданно)) Больше мне показать нечего так как других ситуаций у меня попросту не было…
Мне хватило один раз разложиться чтобы начать думать над своей техникой и тактикой на дорогах, в результате за один сезон я добился того что у меня не было ни одного экстренного торможения(хотя на площадке постоянно отрабатываю) и всего пару раз тормозил интенсивно. Никаких экстренных и опасных ситуаций, только позитив и спокойствие на дороге)) «Водятлы» перестали существовать как класс, все маневры авто легко читаются. Я не хвастаюсь, просто призываю тоже работать над собой и заботиться о своей безопасности.
Всем удачи и ровных дорог.
P.S. Небольшой совет. Никогда не экономьте на резине, это Ваша жизнь!
Коммент к видео в конце поста;)
Сейчас мы будем говорить экстренное торможение на прямой. Именно ЭКСТРЕННОЕ и именно на ПРЯМОЙ, когда мотоцикл расположен строго вертикально а под колесами более-менее приличный асфальт. Маневрирование и торможение в поворотах это отдельная тема, поэтому мы ее пока не рассматриваем, возможно в дальнейшем я и напишу про это если кому-то будет интересно.
Итак наша задача максимально эффективно остановиться без ущерба здоровью, любыми приемлимыми способами.
Для начала развеем несколько мифов и откажемся от стереотипов.
1. «Я вижу что не успеваю оттормозиться и ложу мотоцикл.» — самая бредовая отговорка пилота который не справился с управлением и просто напросто упал. Железо и пластик скользят по асфальту намного лучше резины и мотоцикл на боку летит как по льду. Вывод — мотоцикл «ложить» нельзя ни в коем случае, упал — улетел еще дальше.
2. «Передний тормоз главный, так везде пишут, пользуюсь только им.» Очередное заблуждение. Передний тормоз главный, но не единственный. Наверное инженеры проектирующие мотоциклы не дураки и не станут просто так от балды ставить на мот задний тормоз. Задний тормоз малоэффективен при экстренном торможении именно как тормоз, он играет немного другую роль о которой мы поговорим позже.
3. «Тормозить двигателем эффективнее чем задним тормозом.» Тоже заблуждение. Вот в этом пункте обычно начинаются холивары и крики что «ты просто не умеешь тормозить двигателем!!!» Давайте разберемся. Что такое по сути свое торможение? Это создание сопротивления вращению колеса. Если это сопротивление превышает силу сцепления колеса с дорогой, то колесо блокируется, то есть идет юзом. Если сопротивление мало то торможение неэффективно. Значит надо найти ту грань при которой мы создадим максимальное сопротивление вращению колеса не потеряв при этом сцепления с дорогой. Максимальный эффект торможения достигается при работе тормозом на грани срыва колеса. Двигателем это сделать попросту невозможно. Во-первых: сопротивление двигателя неравномерно и никак не контролируется нами. Например на одной передаче при уменьшении скорости сопротивление двигателя уменьшается, а при уменьшении скорости до холостого хода двигатель напротив будет пытаться разогнать мотоцикл. Во вторых: Если все-же отщелкивать передачи вниз со сцеплением то в моменты выжима сцепления мы полностью теряем сопротивление вращению колеса. Так-же при переключении получаем ступенчатое торможение. То есть отщелкиваем 6 передач, получаем 6 рывков в торможении каждый из которых далек от торможения на гране срыва. Добиться равномерного и эффективного торможения можно только тормозом. Проведите простой эксперимент. На площадке разгонитесь например до 40км/ч и попробуйте оттормозиться ТОЛЬКО двигателем. И сделайте то-же самое ТОЛЬКО тормозом. Заодно убедитесь что блокировка заднего колеса на прямой совершенно не страшна))
Немного теории. Всем известно что чем лучше сцепление с асфальтом тем эффективнее можно тормозить. А так-же что наиболее эффективный тормоз это передний. Значит прежде чем начать торможение надо попытаться улучшить сцепление его с дорогой. Причем делать это надо до начала торможения передним тормозом, в противном случае из-за слабого сцепления переднего колеса с дорогой мы рискуем сорвать его в юз. Это можно сделать только увеличив давление шины на асфальт. На мотоцикле это значит перенести вес на переднюю часть мотоцикла. Можно конечно попросить кого-то сесть на бак, но боюсь на ходу сделать это будет проблематично:) Значит единственный способ этого добиться это создание отрицательного ускорения, то есть торможения. Тогда центр тяжести системы мотоцикл-пилот смещается немного вперед, тем самым сжимая переднюю вилку и увеличивая давление покрышки на асфальт.
Однако мы говорили что создать это давление надо перед торможением передним тормозом. Есть 3 способа этого добиться.
1. Сбросить газ, так называемое торможение двигателем. Однако он не всегда подходит. Например если тормозить понадобилось тогда когда мы только что переключились на повышенную передачу. А на низких оборотах торможение двигателем неэффективно. Сбрасывать передачу вниз? Теряем драгоценное время.
2. Плавно начать тормозить передним тормозом. Неплохой вариант, но грозит тем что экстренном торможении можно запросто сорвать переднее колесо еще в самом начале торможения.
3. Задний тормоз. Ну вот наконец и главный помощник в этом деле. Задача заднего тормоза при экстренном торможение это вовсе не торможение как таковое, в этом плане он малоэффективен. А вот его тормозного усилия вполне достаточно чтобы придать мотоциклу отрицательное ускорение и тем самым загрузить переднюю вилку увеличив сцепление переднего колеса с асфальтом.
После того как мы загрузили передок можно уже приступать непосредственно к торможения передним тормозом. Резко давить на него не надо, это опять-же приведет к блоку колеса или стоппи если передок хорошо загружен и хорошая резина.
А нужно-ли выжимать сцепление? Я считаю что нужно. В экстренном торможении двигатель будет только мешать торможению по причинам описанным выше. Тратить время на переключение передач неразумно, отвлекаться на обороты тоже.
Собственно сама техника:
Одновременно выжимаем сцепление и задний тормоз, тем самым нагружая перед мотоцикла. через доли секунды, практически сразу-же за этим начинаем выжимать передний тормоз, быстро но плавно, постоянно увеличивая усилие. Чем сильнее тормозим тем больший вес переходит с заднего колеса на переднее, так что не удивительно что в какой-то момент заднее колесо сорвет и оно уйдет в юз. Ничего страшного, тормоз можно не отпускать до полной остановки мотоцикла, а можно и отпустить слегка и восстановить ему сцепление с асфальтом, но при условии что зад не увело в сторону, иначе при восстановлении сцепления может очень хорошо кинуть в сторону, а там и до хайсайда недалеко)
Загружаем перед и только после этого тормозим. Почти одновременно. Никаких длинных пауз. Это аксиома. Это надо постоянно отрабатывать на площадке до полного автоматизма. Чтобы не было такого «Да я вроде знал, а тут чо-то растерялся...».
Ну а про видео. Тут я даже не экстренно тормозил, а просто интенсивно, но по тому-же самому принципу. Тетка выскочила слегка неожиданно)) Больше мне показать нечего так как других ситуаций у меня попросту не было…
Мне хватило один раз разложиться чтобы начать думать над своей техникой и тактикой на дорогах, в результате за один сезон я добился того что у меня не было ни одного экстренного торможения(хотя на площадке постоянно отрабатываю) и всего пару раз тормозил интенсивно. Никаких экстренных и опасных ситуаций, только позитив и спокойствие на дороге)) «Водятлы» перестали существовать как класс, все маневры авто легко читаются. Я не хвастаюсь, просто призываю тоже работать над собой и заботиться о своей безопасности.
Всем удачи и ровных дорог.
P.S. Небольшой совет. Никогда не экономьте на резине, это Ваша жизнь!
- maxys146
- Макс
- 14 октября 2013 в 2:41
- 22
- +57
1. «Я вижу что не успеваю оттормозиться и ложу мотоцикл.» — самая бредовая отговорка пилота который не справился с управлением и просто напросто упал. Железо и пластик скользят по асфальту намного лучше резины и мотоцикл на боку летит как по льду. Вывод — мотоцикл «ложить» нельзя ни в коем случае, упал — улетел еще дальше.Если столкновение неизбежно я думаю имеет смысл расстаться с мотоциклом, чтоб не биться об него или он тебя не огрел.
Хотя тут тоже надо думать куда свое тельце направлять, поскольку скользить придется довольно долго.
Неохота на том свете сидеть вечно. Не знаю о каком посте Вы говорите, но лично сбивал таким образом человека, о чем писал свой первый пост, да геморроя много, да посидеть возможность есть, только пешик может с собой забрать на тот свет, если мот не бросить, чему есть масса случаев подтверждения в реальной жизни. И не всегда виновность будет на Вас в случае сбития пешехода вашим мотом, если у Вас не было технической возможности остановится, как было у меня, то Вы не виновны даже в случае «не справился с управлением». В любом случае мой выбор жизнь.
Сейчас мы будем говорить экстренное торможение на прямой. Именно ЭКСТРЕННОЕ и именно на ПРЯМОЙ, когда мотоцикл расположен строго вертикально а под колесами более-менее приличный асфальт. Маневрирование и торможение в поворотах это отдельная тема, поэтому мы ее пока не рассматриваем, возможно в дальнейшем я и напишу про это если кому-то будет интересно.Если вы считаете что тормозить в крене можно — то мотак покажет что нельзя, самостоятельно поднявшись ввертикальное положение (если конечно не перетормозить и не подломить мотак)
Мне 2жды пришлось в крене оттормаживаться и оба раза я по касательной уходил с траектории.
Правда я совсем не мешал этому.
зы и почему никто не уделяет внимание рукам?
даже в экстренном торможении они не должны замыкать руль и лишать его свободы.
В противном случае, даже незначительная блокировка подломит мотак мгновенно и до самого полотна. Когда как с свободным рулем у мотака есть шанс вернуть равновесие.
- Funky_Batway
- 14 октября 2013 в 11:00
- ↑
- ↓
и почему никто не уделяет внимание рукам?
даже в экстренном торможении они не должны замыкать руль
Такой же вопрос возник. Мне к этому было сложнее привыкнуть — не давить на руль.
опасный эксперимент, я б не рекомендовал, задний датчик точно нельзя отключать, если задом не пользоваться то может и будет работать корректно перед, а так если зад на педаль выведешь и допустим заблокируешь зад при торможении то блок управления попытается расслабить задний тормоз, а это не выйдет, отсюда глюк произойдет вероятно.
да, блок будет выполнять свои функции в штатном режиме. при торможении будет посылать сигнал на распределение усилий, но т.к. задний тормоз теперь сам по себе, ничего не будет происходить. но тут может возникнуть ошибка абс, типа сигнал идет в никуда. это нужно опробовать, так что пока не скажу, рабочее ли это решение.
У меня АБС стоит и торможу в точности по схеме, которая написана. Абс срабатывает всегда в самом экстренном конце на сухом асфальте или не срабатывает, зависит только от ситуации, которая происходит. На мокром асфальте он чаще включается, чтобы колесо не проскальзывало. Вообще схема удобная и правильная, спасибо за уточнения)
У меня тоже стоит абс, пару раз приходилось оттормаживатся экстренно, у меня комбинированная система тормозов, при нажатии переднего тормоза идет распределение 70% на переднее колесо и 30% на заднее, клевка нет вообще, так как, у меня передняя подвеска отличается от других байков и поэтому не раз зажимал резко тормоз, не становилась в стоппи, так как, есть функция антистоппи, но, есть ощущения, что мое торможение длиннее за счет этого. А блокировке колес даже речи не шло, считаю что методы что описаны выше, не каждому байку подходят, хотя большинству скорее да, чем нет.
Насчет теории торможения в целом, многие пишут про эффективность торможения на малых скоростях… тут например про 40 км/ч. На мой взгляд, это… ну не то что нужно людям, даже новичкам. Искренне полагаю если ехать по правилам 60 км/ч, в любой ситуации можно оттормозиться. На такой скорости любые тормозные системы будут эффективны. Но вот когда по факту в реальности скорость 80-100, тут совсем все по другому. Практикуя в свое время YBR его тормозов… совершенно не хватало для Экстренного торможения. Зажимая передний и добавляя задний, мотоцикл целенаправленно катился в препятствие) Приходилось выруливать, уже с юзом. Так вот, мне кажется что куда полезнее интереснее услышать, как тормозить на скорости свыше 60 и свыше 100+++
К примеру при скорости 150+- по личным наблюдениям, торможение двигателем хорошо помогает, сильно сбрасывает скорость. Обычные тормоза естественно тоже жать надо. Но после понижения передачи и рывка торможения, легче дожать тормозами.
Ну я не спец просто свое мнение ^^
К примеру при скорости 150+- по личным наблюдениям, торможение двигателем хорошо помогает, сильно сбрасывает скорость. Обычные тормоза естественно тоже жать надо. Но после понижения передачи и рывка торможения, легче дожать тормозами.
Ну я не спец просто свое мнение ^^
пару раз экстренно оттормаживался с 200-250. в эти моменты, когда обороты практически у отсечки, двигатель действительно достаточно эффективно тормозит. сложно судить за какое расстояние сбрасывается хотябы 50кмч, но по наблюдениям, если хотябы немного придавливать перед, то буквально через пару секунд снимает порядка 50-70кмч.
А вообще на больших скорость задний тормоз, мое мнение, мало того что не эффективен но и опасен.
За свой стаж так и не смог научить себя пользоваться задом. и падал только однажды из-за срыва переда, когда провафлил песочек на асфальте.
все что сказал, отсится только к спорту. на разной технике разная техника)) А вообще, сколько людей, сколько мнений)
А вообще на больших скорость задний тормоз, мое мнение, мало того что не эффективен но и опасен.
За свой стаж так и не смог научить себя пользоваться задом. и падал только однажды из-за срыва переда, когда провафлил песочек на асфальте.
все что сказал, отсится только к спорту. на разной технике разная техника)) А вообще, сколько людей, сколько мнений)
Тормозил с 80, все было ок, но в самом конце торможения началась линия песка, земли и камней. Был вечер, видно плохо, не заметил подставу, уронил мот. Даже если знать, как тормозить, можно банально не знать, какое перед тобой покрытие и сколько торможения оно выдержит.
Для себя выделил три правила:
— мотоцикл с АБС
— в принципе избегать ситуаций, в которых необходимо экстренное торможение
— периодически перечитывать литературу по физике вождения мотоциклов (быстро забываются некоторые важные моменты)
Для себя выделил три правила:
— мотоцикл с АБС
— в принципе избегать ситуаций, в которых необходимо экстренное торможение
— периодически перечитывать литературу по физике вождения мотоциклов (быстро забываются некоторые важные моменты)
не буду врать, читал быстро и по диагонали, вечером нормально прочту.
скажу только одно, гонсчеги на треке, при торможениях сцепу трогают когда трогаются, переключаются на 1ую, иногда на 2ую(смотря какой мот, чтоб коробку не убить сразу)и при понижении передачи, все.
в общем автор, я знаю ты к Людмиле ходил на тренировки, в след году выезжай на москоу рейсвей, на последнем повороте после прямой там постоянные экстренные торможения с переключениями передач с 6\5 до 2ой и все сам поймешь, а так это чисто теория, но в принципе большую часть правильно написал.
скажу только одно, гонсчеги на треке, при торможениях сцепу трогают когда трогаются, переключаются на 1ую, иногда на 2ую(смотря какой мот, чтоб коробку не убить сразу)и при понижении передачи, все.
в общем автор, я знаю ты к Людмиле ходил на тренировки, в след году выезжай на москоу рейсвей, на последнем повороте после прямой там постоянные экстренные торможения с переключениями передач с 6\5 до 2ой и все сам поймешь, а так это чисто теория, но в принципе большую часть правильно написал.
не согласен с выжиманием сцепления — я пару раз попадал на нейтральную перед экстренным торможением — тормозной путь увеличивался. Физику точную не знаю, но связано с гироскопической силой.
Да и чем меньше жмешь — тем проще запомнить.
Достаточно выжать задний тормоз + передний через нескоклько миллисек и под конец выжать сцепу.
Да и чем меньше жмешь — тем проще запомнить.
Достаточно выжать задний тормоз + передний через нескоклько миллисек и под конец выжать сцепу.
- popuren1974
- 14 октября 2013 в 11:04
- ↑
- ↓
Ну не совсем так. Участвует, но опосредованно и не всегда.
Обороты двигателя могут изменять динамику торможения за счет собственного гироскопического эффекта деталей двигателя и трансмиссии: коленчатого вала, маховика, сцепления. Например, у тяжелых мотоциклов «Хонда» и «Харлей Дэвидсон» коленчатый вал располагается поперечно, поэтому он создает гироскопический момент, аналогичный моментам колес; у мотоциклов БМВ, «Урал» и «Днепр» — наоборот, продольно, поэтому при повороте его гироскопический момент увеличивает нагрузку на переднее колесо, улучшая сцепление с дорогой. У ряда моделей одноколейных транспортных средств гироскопические моменты разных деталей взаимно компенсируются.
Соотв. высокие обороты перераспределяют нагрузку по осям и стабилизируют мотоцикл. Невозможно однозначно сказать помогает это тормозить или ухудшает динамику, но учитывать это нужно…
Обороты двигателя могут изменять динамику торможения за счет собственного гироскопического эффекта деталей двигателя и трансмиссии: коленчатого вала, маховика, сцепления. Например, у тяжелых мотоциклов «Хонда» и «Харлей Дэвидсон» коленчатый вал располагается поперечно, поэтому он создает гироскопический момент, аналогичный моментам колес; у мотоциклов БМВ, «Урал» и «Днепр» — наоборот, продольно, поэтому при повороте его гироскопический момент увеличивает нагрузку на переднее колесо, улучшая сцепление с дорогой. У ряда моделей одноколейных транспортных средств гироскопические моменты разных деталей взаимно компенсируются.
Соотв. высокие обороты перераспределяют нагрузку по осям и стабилизируют мотоцикл. Невозможно однозначно сказать помогает это тормозить или ухудшает динамику, но учитывать это нужно…
Рядник: Сптабилизирует мотоцикл в вертикальном положении, удержать мот проще, но к самому торможению отнощения никакого не имеет.
Оппозит небалансированный: добавление или сброс газа дает заваливание мотоцикла в какую либо сторону.
Опозит сбалансированный: Не заваливает мотоцикл но и не дает гироскопического эффекта в плоскости движения мотоцикла.
Высокие обороты на ряднике стабилизируют мотоицкл, кочвенно это помогает тем что проще его не завалить. собственно на само торможение это не влияет.
Оппозит небалансированный: добавление или сброс газа дает заваливание мотоцикла в какую либо сторону.
Опозит сбалансированный: Не заваливает мотоцикл но и не дает гироскопического эффекта в плоскости движения мотоцикла.
Высокие обороты на ряднике стабилизируют мотоицкл, кочвенно это помогает тем что проще его не завалить. собственно на само торможение это не влияет.
- popuren1974
- 14 октября 2013 в 11:27
- ↑
- ↓
Вот вы усе правильно написали, а выводы обратно неправильные ))) потомучто теория и практика — суть неразрывны…
Ну и сами же пишите, што:
Рядник: Сптабилизирует мотоцикл в вертикальном положении за счет перераспределения момента по осям, удержать мот проще, но к самому торможению отнощения никакого не имеет.ну как же не имеет, если дополнительно загружает одну ось и разгружает другую? Сила трения от нагрузки на ось зависит? Каэшно…
Ну и сами же пишите, што:
Высокие обороты на ряднике стабилизируют мотоицкл, кочвенно это помогает тем что проще его не завалить.у нас же задача не только от обеспечения максимального отрицательного ускорения (в теории) но просто «остановится и не упасть». И вот эта помощь в «не упал» — это тоже торможение(согласитесь, если сорвало колесо в юз и есть/нет стабилизирующий момент — две большие разницы)
после тюнинга это пожалуй самая обсуждаемая тема. от себя добавлю:
соблюдать дистанцию и использовать оба тормоза! ОБА! Процентное соотношение для каждого мотоцикла свое. Я на своем шпроте к примеру в основном задний и на закуску передний. 65 и 35% Степень нажатия, тут уж тренируйся, чувствуй зону блокировки. Двигателем стараюсь не тормозить. Не нужный износ происходит да и звучит не очень;)
соблюдать дистанцию и использовать оба тормоза! ОБА! Процентное соотношение для каждого мотоцикла свое. Я на своем шпроте к примеру в основном задний и на закуску передний. 65 и 35% Степень нажатия, тут уж тренируйся, чувствуй зону блокировки. Двигателем стараюсь не тормозить. Не нужный износ происходит да и звучит не очень;)
- Funky_Batway
- 14 октября 2013 в 11:04
- ↓
Сбросить газ, так называемое торможение двигателем. Однако он не всегда подходит.
Чем больше объем движка, чем выше были обороты — тем больше подходит. Правильно?
- motorandom
- 14 октября 2013 в 11:40
- ↓
Хорошая статья. Тормозить нужно уметь правильно и при этом не забывать про поток машин сзади которые просто не успеют остановить свою консерву))
- popuren1974
- 14 октября 2013 в 11:52
- ↑
- ↓
к стати да ))
но чего уж там, нужно использовать все аэродинамические эффекты. все, что повышает:
лобовое сопротивление (увеличить мидель (растопырить пальцы, уши, колени ...)),
индукционное (увеличить площадт поверхности (мурашки, волосы, чешуя — дыбом))
донное сопротивление (создать зону отрицательного давления позади (поджать ягодицы, например ))
но чего уж там, нужно использовать все аэродинамические эффекты. все, что повышает:
лобовое сопротивление (увеличить мидель (растопырить пальцы, уши, колени ...)),
индукционное (увеличить площадт поверхности (мурашки, волосы, чешуя — дыбом))
донное сопротивление (создать зону отрицательного давления позади (поджать ягодицы, например ))
здесь был ататат
Не согласен про сцепление — не надо его выжимать. Во-первых, мотоцикл наиболее стабилен пока на заднем колесе есть движущая сила, если этой силы нет, то он больше похож на неуправляемый снаряд. Во-вторых, торможение задним тормозом при включенной передаче препятствует блокировке заднего колеса, если выжать сцепление, то зад заблокируется гораздо раньше.
Ну и про торможение двигателем — при относительно длительном торможении на грани блокировки (сбрасываем со 120 до 0, например), когда нельзя уже увеличить усилие на тормоза, есть смысл щелкать передачи вниз (можно и без сцепления, но надо тренироваться), это очень сильно помогает.
Сцепление надо выжимать только если двигатель начинает глохнуть.
Ну и про торможение двигателем — при относительно длительном торможении на грани блокировки (сбрасываем со 120 до 0, например), когда нельзя уже увеличить усилие на тормоза, есть смысл щелкать передачи вниз (можно и без сцепления, но надо тренироваться), это очень сильно помогает.
Сцепление надо выжимать только если двигатель начинает глохнуть.
Вот ждал эту мысль!
Тренируясь тормозить заметил, что заблокировать заднее колесо с прицепленным двигателем гораздо сложнее. При выжатом же сцеплении можно долго катиться с юзом заднего.
Да и автор пишет:
Тренируясь тормозить заметил, что заблокировать заднее колесо с прицепленным двигателем гораздо сложнее. При выжатом же сцеплении можно долго катиться с юзом заднего.
Да и автор пишет:
Во вторых: Если все-же отщелкивать передачи вниз со сцеплением то в моменты выжима сцепления мы полностью теряем сопротивление вращению колеса.Это противоречие или мне показалось?
…
Собственно сама техника:
Одновременно выжимаем сцепление и…
Ну если говорить об эффективном торможении, то выжимать сцепление при торможении не стоит. На своих мотоциклах и на мотоциклах друзей ставил опыты по торможению с 80 км\ч. Были следующие «упражнения» с таким порядком действий:
1. выжим сцепления — передний тормоз — задний тормоз — я висну на руле по инерции
2. выжим сцепления — передний тормоз — задний тормоз — я смещаюсь назад как можно дальше
3. выжим сцепления — задний тормоз — передний тормоз — я смещаюсь назад
4. сброс газа — задний тормоз — передний тормоз — я смещаюсь назад
5. сброс газа — я смещаюсь назад — задний тормоз — передний тормоз
6. сброс газа — я смещаюсь назад — задний тормоз — передний тормоз — щелкаю передачи вниз
Про первому варианту тормозит 90% райдеров, как новички, так и опытные дядьки, откатавшие не один сезон. Самым эффективным оказался шестой вариант — разница с первым в 3-4 раза. Причем на более легком мотоцикле этот вариант сократил тормозной путь в 4 раза (вес мота 200 кг), на мотоциклах потяжелее (280-340 кг) тормозной путь сократился в среднем в 3.5 раза, различия были несущественными. На минстрике и вариоре разница в 3 раза — там изначально более эффективные (в отличии от остальных подопытных) передние тормоза.
Все мотоциклы были в той или иной степени чопперами/круизерами: хонда магна 250, хонда втыкс 1800, вулкан 1500 классик (2 разных годов), вулкан 1500 минстрик, вариор 1700, сузуки vz800. Условия — гладкий ровный сухой асфальт, температура 28-30 градусов.
Выбрал для себя шестой способ, ибо по другому быстро остановить свой утюг не могу :)
1. выжим сцепления — передний тормоз — задний тормоз — я висну на руле по инерции
2. выжим сцепления — передний тормоз — задний тормоз — я смещаюсь назад как можно дальше
3. выжим сцепления — задний тормоз — передний тормоз — я смещаюсь назад
4. сброс газа — задний тормоз — передний тормоз — я смещаюсь назад
5. сброс газа — я смещаюсь назад — задний тормоз — передний тормоз
6. сброс газа — я смещаюсь назад — задний тормоз — передний тормоз — щелкаю передачи вниз
Про первому варианту тормозит 90% райдеров, как новички, так и опытные дядьки, откатавшие не один сезон. Самым эффективным оказался шестой вариант — разница с первым в 3-4 раза. Причем на более легком мотоцикле этот вариант сократил тормозной путь в 4 раза (вес мота 200 кг), на мотоциклах потяжелее (280-340 кг) тормозной путь сократился в среднем в 3.5 раза, различия были несущественными. На минстрике и вариоре разница в 3 раза — там изначально более эффективные (в отличии от остальных подопытных) передние тормоза.
Все мотоциклы были в той или иной степени чопперами/круизерами: хонда магна 250, хонда втыкс 1800, вулкан 1500 классик (2 разных годов), вулкан 1500 минстрик, вариор 1700, сузуки vz800. Условия — гладкий ровный сухой асфальт, температура 28-30 градусов.
Выбрал для себя шестой способ, ибо по другому быстро остановить свой утюг не могу :)
А так-же что наиболее эффективный тормоз это передний. Значит прежде чем начать торможение надо попытаться улучшить сцепление его с дорогой. Причем делать это надо до начала торможения передним тормозом, в противном случае из-за слабого сцепления переднего колеса с дорогой мы рискуем сорвать его в юз. Это можно сделать только увеличив давление шины на асфальт. На мотоцикле это значит перенести вес на переднюю часть мотоцикла.
Всегда считал что нужно загружать зад. С одной стороны загрузка задницы — увеличит площадь контакта колеса с дорогой. С другой — при торможении мото стремится вперед, значит задний амморт будет со временем загружаться и терять контакт с дорогой и значит будет становится все менее и менее эффективным. Сжатый по максимуму задний аморт как раз и призван сохранить эффективность заднего тормоза как можно дольше.
Дополнительная загрузка переда(сместиться на бак) по ровной прямой дороге приведет к тому что задний тормоз еще быстрее станет неэффективным.
Вот так читал в теории. И чуть-чуть проверил на практике.
Было бы еще отлично чтобы «как тормозить эффективнее» вылилось в отрабатывание на площадке и эксперименты… А не в очередное комментоблудие.
Вот так читал в теорииЭто кто-ж такую «теорию»-то пишет?
Производители наверное для красоты ставят на переднее колесо не один а 2 тормозных диска большего диаметра;)
Сжатый по максимуму задний аморт как раз и призван сохранить эффективность заднего тормоза как можно дольше.Беда в том что вопреки горе-теоретикам законы физики не дают эффективно тормозить задним тормозом. При отрицательном ускорении(торможении) вес в любом случае переносится на переднее колесо и только им можно тормозить эффективно. Другое дело езда со вторым номером и конструкционные особенности круизеров. там достаточно большой вес приходится на заднее колесо и задние тормоза работают эффективнее. Однако даже в таком случае передний тормоз убдет эффективнее заднего.
вес в любом случае переносится на переднее колесо и только им можно тормозить эффективно.Еще раз. Основной тормоз передний.
Но тормозить только передом считаю зло. Использую оба тормоза. И вот чтобы задний был как можно эффетивнее — загрузка задницы. Честно, я хз какая жизнь на спортах, сколько тормозов, можно ли выворачивать руль и тормозить передним тормозом при этом. Абс у меня не живет.
На своем трансальпе я пробовал. И пробовал разные вещи и загрузки. И на грунте и на асфальте. И на разной резине.
Лично у меня самый эффективный способ экстренного торможения:
1. загрузить жопу мотоцикла.
2. начинать торможения с заднего, попутно подключая передний.
3. сбрасывать передачи вниз, чувствую грань перед блокировкой. Контролируя это сцеплением.
На истину не претендую.
Фактически задний тормоз в указанной ситуации нужен для двух вещей:
1. Загрузить переднюю подвеску для увеличения эффективности последующего торможения передним тормозом
2. «Придержать» крутящий момент, поступающий с двигателя (это если не выжимать сцепление) — полезно в пробках, особенно на большой кубатуре, где первая-вторая передача при неаккуратном обращении с газом вызывает сильные рывки мота, плюс при прохождении поворотов по малому радиусу тоже помогает, мотик ведет себя мягче и предсказуемее, если придерживать задний тормоз.
Как ты ни загружай заднюю подвеску, но чем сильнее ты тормозишь, тем менее эффективным становится задний тормоз.
Сам по себе задний тормоз именно в качестве тормоза эффективен только на малых скоростях или на мотоциклах с низким центром тяжести (большинство чопперов с длинной базой), где тяжело загрузить переднюю подвеску — там переднее колесо быстрее уходит в юз, поскольку вектор сил, действующих на резину в области пятна контакта направлено под очень большим углом к асфальту, практически горизонтально — усилие на срыв резины там превалирует над усилием прижатия колеса к покрытию, если говорить о больших отрицательных ускорениях, присущих экстренному торможению.
1. Загрузить переднюю подвеску для увеличения эффективности последующего торможения передним тормозом
2. «Придержать» крутящий момент, поступающий с двигателя (это если не выжимать сцепление) — полезно в пробках, особенно на большой кубатуре, где первая-вторая передача при неаккуратном обращении с газом вызывает сильные рывки мота, плюс при прохождении поворотов по малому радиусу тоже помогает, мотик ведет себя мягче и предсказуемее, если придерживать задний тормоз.
Как ты ни загружай заднюю подвеску, но чем сильнее ты тормозишь, тем менее эффективным становится задний тормоз.
Сам по себе задний тормоз именно в качестве тормоза эффективен только на малых скоростях или на мотоциклах с низким центром тяжести (большинство чопперов с длинной базой), где тяжело загрузить переднюю подвеску — там переднее колесо быстрее уходит в юз, поскольку вектор сил, действующих на резину в области пятна контакта направлено под очень большим углом к асфальту, практически горизонтально — усилие на срыв резины там превалирует над усилием прижатия колеса к покрытию, если говорить о больших отрицательных ускорениях, присущих экстренному торможению.
Речь идет о максимально эффективной работе двумя тормозами. При экстренной остановке по прямой. Нигде не писал что «нафиг передний. Даешь только задний». И не писал «забыть про задний. Надо только передний». Об это ни слова не написал.
Комментарием я подчеркнул. Что используя оба тормоза можно сократить свой тормозной путь и добиться стабильности мотоцикла при экстр. торможении. И загрузка переда мотоцикла в начале торможения — приводит к тому что время эффективной работы заднего тормоза сокращается.
p.s. все описано относится к 650му трансальпу. Как ведут себя спорты я не вкурсе. Если ошибаюсь — ок. Значит ошибаюсь.
Комментарием я подчеркнул. Что используя оба тормоза можно сократить свой тормозной путь и добиться стабильности мотоцикла при экстр. торможении. И загрузка переда мотоцикла в начале торможения — приводит к тому что время эффективной работы заднего тормоза сокращается.
p.s. все описано относится к 650му трансальпу. Как ведут себя спорты я не вкурсе. Если ошибаюсь — ок. Значит ошибаюсь.
Все правильно. На всех мотоциклах так, единственное — если вилка длинная, то перед легче сорвать в юз (чопперы, круизеры). Если не ошибаюсь, в видюшке «Води как профи» правильная техника торможения подробно с примерами объясняется. Мне казалось, все должны были смотреть, тем более даже с переводом есть. А здесь уже нагородили огородов, особенно в коментах.
товарищи, не тормозить двигателем и выжимать сцепление — ну это же две большие разницы!!! элементарно проверяем — хоть на 20 км\ч резко тормозим задом — с выжатым сцеплением и на скорости не трогая сцепление. с выжатой сцепой эффект блокировки почти мгновенно наступит. выводы делаем сами.
п.с. Боже, благослови АБС ^__^
п.с. Боже, благослови АБС ^__^
экстренное — это мгновение, на инстинктах, что на тренировках тренировалось — то и жамкнется…Вот поэтому я говорю что надо постоянно тренироваться на площадке, а не надеяться на то что «жамкнется».
Интересно, а передним тогда как тормозить если там привода к движку нету?;)
И вот это
резко тормозимодна из самых больших ошибок при торможении. Тормозить надо быстро но плавно, а не резко.
Не понимаешь, да?
Срыв заднего не страшен не потому что он с приводом, а потому что он 1-задний, 2-не поворачивается, 3-на него приходится малый вес.
Попробуй тормозить задним тормозом с включенным сцеплением на 5-6 передаче и увидишь как двигатель будет не тормозить а разгонять мотоцикл когда скорость упадет до холостого хода. На мелкой кубатуре некритично, но неприятно.
Ёжик, вместо того чтобы заниматься спорами в интернете лучше иди на площадку и учись пользоваться тормозами, поверь, задним тормозом можно очень эффективно работать, у не го не только 2 положения вкл/выкл
P.S. Можешь еще зайти в профиль мой, открыть комментарии и минусовать каждый;)
Срыв заднего не страшен не потому что он с приводом, а потому что он 1-задний, 2-не поворачивается, 3-на него приходится малый вес.
Попробуй тормозить задним тормозом с включенным сцеплением на 5-6 передаче и увидишь как двигатель будет не тормозить а разгонять мотоцикл когда скорость упадет до холостого хода. На мелкой кубатуре некритично, но неприятно.
Ёжик, вместо того чтобы заниматься спорами в интернете лучше иди на площадку и учись пользоваться тормозами, поверь, задним тормозом можно очень эффективно работать, у не го не только 2 положения вкл/выкл
P.S. Можешь еще зайти в профиль мой, открыть комментарии и минусовать каждый;)
сегодня просто не мой день и меня все как-то не правильно понимают — вот стою я в глухой пробке в левом ряду, а справа поворот — ну я и думаю, впереди автобус всю дорогу перегородил, сверну направо, объеду кругом — а справа народ как увидел мой поворотник, так сразу просто колонной сантиметр между бамперами как попер… вот я и думаю — либо поворотник у меня не работает, либо надо хотя бы изредка спать.
не думала что мужчины заморачиваются минусами, извини. правда, извини — сейчас времени нет пойти по профилю и компенсировать тебе плюсиками в других местах, позже обязательно сделаю.
не думала что мужчины заморачиваются минусами, извини. правда, извини — сейчас времени нет пойти по профилю и компенсировать тебе плюсиками в других местах, позже обязательно сделаю.
Норм пост, получил подтверждения тому чем пользуюсь сам. Лови плюс.
P.s. Торможе всем, начиная с подтормаживания задним на грани срыва (иногда чуть срывает, но не страшно) и на мгновение позже двигатель + передний тормоз. Пока нормуль, всё получалось. А вообще просто стараюсь не допускать ситуаций, в которых придётся резко тормозить. ))
P.s. Торможе всем, начиная с подтормаживания задним на грани срыва (иногда чуть срывает, но не страшно) и на мгновение позже двигатель + передний тормоз. Пока нормуль, всё получалось. А вообще просто стараюсь не допускать ситуаций, в которых придётся резко тормозить. ))
- _GoodNight_
- 18 сентября 2016 в 15:07
- ↓
Очень грамотный пост. Плюс в карму.
От себя могу еще добавить, что задний тормоз, помимо загружающей и стабилизирующей функции, обладает еще одним полезным свойством. При соответствующем навыке, им можно достаточно эффективно менять траекторию мотоцикла во время экстренного торможения. Сам таким образом избежал фатальной аварии в Польше три года назад, когда оттормаживался перед повернувшей передо мной со встречки машиной. Тогда это вышло совершенно случайно. Но с тех пор стараюсь, по возможности, тренировать этот элемент управления.
От себя могу еще добавить, что задний тормоз, помимо загружающей и стабилизирующей функции, обладает еще одним полезным свойством. При соответствующем навыке, им можно достаточно эффективно менять траекторию мотоцикла во время экстренного торможения. Сам таким образом избежал фатальной аварии в Польше три года назад, когда оттормаживался перед повернувшей передо мной со встречки машиной. Тогда это вышло совершенно случайно. Но с тех пор стараюсь, по возможности, тренировать этот элемент управления.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (106)
RSS свернуть / развернуть