Блог им. Tig72 → Поездка в Ирбит (государственный музей мотоциклов)
Приветствую достопочтенную публику! Сегодняшний пост будет посвящен одной абсолютно не дальнобойной, но достаточно важной поездке. Важной, поскольку небольшой уральский город Ирбит является одной из столиц советского мотоциклостроения, вершиной которого в своё время были «Днепры» и «Уралы». Те самые «Уралы», на которых по всей стране были увезены, наверное, тысячи тонн ворованного зерна, в чьих колясках буквально выросло не одно поколение детей, маслом из чьих КПП политы десятки тысяч километров пыльных дорог нашей Родины. В Ирбите находится государственный музей мотоциклов, в котором я ни разу не был и наконец-то летом 2012 г. собрался его посетить. Некоторые подробности и тяжелые фото – под катом.
Поскольку Ирбит находится всего лишь в 180 км от Тюмени, а просто съездить, сходить в музей и приехать обратно показалось не интересным, решил выехать в пятницу вечером, переночевать в окрестностях Ирбита, в субботу посетить музей и поехать домой.
Про езду по Ирбитскому тракту рассказать особо нечего, сначала хорошая дорога, потом плохая, потом хорошая, потом средняя. В общем, ехать можно. По дороге туда пару раз пересекался с группами байкеров, держащих путь на фестиваль «Рысий след» в г. Реж. С трудом удержавшись от соблазна поменять планы и уехать на фест, продолжаю путь.
Еще одной небольшой целью поездки было переночевать в каком-нибудь красивом месте. В качестве такового наметил памятник природы «Белая горка», которая представляет собой обнажение горных пород на берегу реки Ирбит. Проскочив город, покатался по окрестностям нескольких деревень, но навигатор категорически не хотел вести меня к месту, которое находится не на дороге. В конце концов, плюнув, расположился на ночлег просто на берегу реки.
Палатка, костерок, скромный ужин. Ночью утки периодически утки проносились прямо над палаткой, видимо, были недовольны, что кто-то расположился в их угодьях.
Рассвет. Пользуясь моментом, лезу купаться. Очень бодрит. Позавтракав, собираю вещички и направляюсь в город.
Сам музей нашел быстро, благо был записан и его адрес, и географические координаты. Вход стоит недорого (цену билета не помню), право фотографировать экспонаты – уже чуть дороже.
Экспозиция начинается с мотоциклетной атрибутики – значков, вымпелов и прочей исторической мелочи.
Далее стоит несколько двухколесных экспонатов:
Харлей-Дэвидсон WLA 1942 года. Легенда, что тут скажешь. А ведь всего 25 л.с. и 750 кубиков.
Рояль Энфилд J 1936 г. Настоящий тру байк, еще не индийская поделка, коими теперь торгуют и у нас, а благородный английский джентльмен. Интересна форма картера, напоминает более поздние модели Нортон и Триумф.
НСУ-601 OSL 1942 г. Мотоцикл использовался немецкой разведкой (оцените форму глушителя – однозначно предвестник скрэмблеров). Был полегче «Валуя», по фронтовым дорогам на нем, думаю, удобнее передвигаться.
Рядом с НСУ стоит Цюндапп К-500, мотоцикл этого же класса, но с оппозитом и не так хорошо, на мой взгляд, приспособленный к «грязевым» условиям.
БМВ Р-12. Уже предок «Уралов». Объем 750 кубиков, также использовался в ходе Второй Мировой.
Далее расположены несколько стендов, посвященных эвакуации мотоциклетного завода на пивоваренный завод в Ирбите. Внушает уважение подвиг людей, в сжатые сроки наладивших производство в отнюдь не тепличных условиях.
Наконец, пожалуй, главный экспонат музея – М-72 (правда, 1952 г.). Первенец. Без имени. Но с него все начиналось. Честно говоря, от предвоенных БМВ внешне не отличить. Похож до последнего болта. Хотя, говорят, доработки были.
А вот, собственно, и прототип первого ирбитского мотоцикла, БМВ Р-71 1940 г. Выпуск был прекращен в 1941.
БМВ Р-75 1941 г. Специальная модель для африканского корпуса Роммеля. Привод на колесо коляски с возможностью блокировки дифференциала. Колеса, показалось, тоже пошире, чем на других БМВ тех лет.
Эволюция первенца – советский мотоцикл М-52 (в данном случае — с немецкой коляской «Штайр»), выпускавшийся с 1954 по 1961 гг. Верхнеклапанный мотор объемом 494 кубика. Наверное, предполагалась эксплуатация в качестве «одиночки». Памятник науки и техники I категории, как и многие экспонаты музея.
Первый мотоцикл с гордым именем «Урал», М-62 1960 г. Уже с 650-кубовым двигателем. Мотоцикл почти такого же цвета был у моего деда, но скорее всего, та модель была постарше, называлась в народе «Ирбит». Возможно, это было официальное название.
Экспериментальная модель И-7Д 1951 г. С отключаемым приводом на колесо коляски и демультипликатором, а также ручками для вытаскивания тяжелого аппарата из топей и болот. Судя по гнезду для крепления пулемета, предназначалась для нужд армии, а отнюдь не для частного использования.
Также модель, которая не пошла в серию, М-65. Эпоха оттепели, 1966 г. Рычажная подвеска переднего колеса, капотировано все, что можно, имеется электростартер и гидравлический привод тормозов коляски и заднего колеса. Многого мы так и не дождались на серийных «Уралах» в советские времена. Для тех лет, думаю, просто фееричный аппарат.
Лучшая экспериментальная модель Ирбитского мотозавода – М-73 1980 г. Новый двигатель объемом 750 кубиков (45 л.с.), электростартер, гидропривод тормозов, новые бак, сиденье, коляска и т. д. В виде «соло» для тех лет получился бы неплохой тяжелый классик или турист. Но увы…
Мотоцикл, сделанный для цирка на Цветном бульваре в 1995 г., ИМЗ 8-123 «Цирк». Одиночное седло, весь хромирован, 650-кубовый мотор (36 л.с.). Дисковый передний тормоз, модные глушители. Вероятно, завод рассматривал данную модель как некий элемент рекламы.
Далее – еще несколько интересных экспонатов, например, милицейская версия «Урала» и «праворульный» иностранный мотоцикл с двухместной коляской, в которой пассажиры сидят друг за другом.
Уже практически современные модели завода, ориентированные на байкеров.
На финише экспозиции находится стенд, так сказать, спортивной славы мотозавода.
Очень понравился мотоцикл с коляской для шоссейно-кольцевых гонок «Стрела-1» 1969 г. Выпускался для лучших гонщиков страны малыми сериями. С 650-кубового мотора снято 55 л.с., максимальная скорость, по сегодняшним меркам, невелика – 150 км/ч. Но представьте эту красотку на вираже и вы все поймете!
Покидаю музей с некой тяжестью в сердце. Это все было и уже не повторится. Многое можно было бы сделать иначе, но после драки кулаками не машут. Огромное спасибо создателям музея, его сотрудникам, что хранят для нас нашу историю.
Хочется пожелать музею дальнейшего развития (я знаю, в запасниках еще много интересного) и реализации идеи создания целого музейного комплекса.
А я из этого уголка глубокой и прекрасной мотостарины уезжаю домой, в свою современную реальность…
Поскольку Ирбит находится всего лишь в 180 км от Тюмени, а просто съездить, сходить в музей и приехать обратно показалось не интересным, решил выехать в пятницу вечером, переночевать в окрестностях Ирбита, в субботу посетить музей и поехать домой.
Про езду по Ирбитскому тракту рассказать особо нечего, сначала хорошая дорога, потом плохая, потом хорошая, потом средняя. В общем, ехать можно. По дороге туда пару раз пересекался с группами байкеров, держащих путь на фестиваль «Рысий след» в г. Реж. С трудом удержавшись от соблазна поменять планы и уехать на фест, продолжаю путь.
Еще одной небольшой целью поездки было переночевать в каком-нибудь красивом месте. В качестве такового наметил памятник природы «Белая горка», которая представляет собой обнажение горных пород на берегу реки Ирбит. Проскочив город, покатался по окрестностям нескольких деревень, но навигатор категорически не хотел вести меня к месту, которое находится не на дороге. В конце концов, плюнув, расположился на ночлег просто на берегу реки.
Палатка, костерок, скромный ужин. Ночью утки периодически утки проносились прямо над палаткой, видимо, были недовольны, что кто-то расположился в их угодьях.
Рассвет. Пользуясь моментом, лезу купаться. Очень бодрит. Позавтракав, собираю вещички и направляюсь в город.
Сам музей нашел быстро, благо был записан и его адрес, и географические координаты. Вход стоит недорого (цену билета не помню), право фотографировать экспонаты – уже чуть дороже.
Экспозиция начинается с мотоциклетной атрибутики – значков, вымпелов и прочей исторической мелочи.
Далее стоит несколько двухколесных экспонатов:
Харлей-Дэвидсон WLA 1942 года. Легенда, что тут скажешь. А ведь всего 25 л.с. и 750 кубиков.
Рояль Энфилд J 1936 г. Настоящий тру байк, еще не индийская поделка, коими теперь торгуют и у нас, а благородный английский джентльмен. Интересна форма картера, напоминает более поздние модели Нортон и Триумф.
НСУ-601 OSL 1942 г. Мотоцикл использовался немецкой разведкой (оцените форму глушителя – однозначно предвестник скрэмблеров). Был полегче «Валуя», по фронтовым дорогам на нем, думаю, удобнее передвигаться.
Рядом с НСУ стоит Цюндапп К-500, мотоцикл этого же класса, но с оппозитом и не так хорошо, на мой взгляд, приспособленный к «грязевым» условиям.
БМВ Р-12. Уже предок «Уралов». Объем 750 кубиков, также использовался в ходе Второй Мировой.
Далее расположены несколько стендов, посвященных эвакуации мотоциклетного завода на пивоваренный завод в Ирбите. Внушает уважение подвиг людей, в сжатые сроки наладивших производство в отнюдь не тепличных условиях.
Наконец, пожалуй, главный экспонат музея – М-72 (правда, 1952 г.). Первенец. Без имени. Но с него все начиналось. Честно говоря, от предвоенных БМВ внешне не отличить. Похож до последнего болта. Хотя, говорят, доработки были.
А вот, собственно, и прототип первого ирбитского мотоцикла, БМВ Р-71 1940 г. Выпуск был прекращен в 1941.
БМВ Р-75 1941 г. Специальная модель для африканского корпуса Роммеля. Привод на колесо коляски с возможностью блокировки дифференциала. Колеса, показалось, тоже пошире, чем на других БМВ тех лет.
Эволюция первенца – советский мотоцикл М-52 (в данном случае — с немецкой коляской «Штайр»), выпускавшийся с 1954 по 1961 гг. Верхнеклапанный мотор объемом 494 кубика. Наверное, предполагалась эксплуатация в качестве «одиночки». Памятник науки и техники I категории, как и многие экспонаты музея.
Первый мотоцикл с гордым именем «Урал», М-62 1960 г. Уже с 650-кубовым двигателем. Мотоцикл почти такого же цвета был у моего деда, но скорее всего, та модель была постарше, называлась в народе «Ирбит». Возможно, это было официальное название.
Экспериментальная модель И-7Д 1951 г. С отключаемым приводом на колесо коляски и демультипликатором, а также ручками для вытаскивания тяжелого аппарата из топей и болот. Судя по гнезду для крепления пулемета, предназначалась для нужд армии, а отнюдь не для частного использования.
Также модель, которая не пошла в серию, М-65. Эпоха оттепели, 1966 г. Рычажная подвеска переднего колеса, капотировано все, что можно, имеется электростартер и гидравлический привод тормозов коляски и заднего колеса. Многого мы так и не дождались на серийных «Уралах» в советские времена. Для тех лет, думаю, просто фееричный аппарат.
Лучшая экспериментальная модель Ирбитского мотозавода – М-73 1980 г. Новый двигатель объемом 750 кубиков (45 л.с.), электростартер, гидропривод тормозов, новые бак, сиденье, коляска и т. д. В виде «соло» для тех лет получился бы неплохой тяжелый классик или турист. Но увы…
Мотоцикл, сделанный для цирка на Цветном бульваре в 1995 г., ИМЗ 8-123 «Цирк». Одиночное седло, весь хромирован, 650-кубовый мотор (36 л.с.). Дисковый передний тормоз, модные глушители. Вероятно, завод рассматривал данную модель как некий элемент рекламы.
Далее – еще несколько интересных экспонатов, например, милицейская версия «Урала» и «праворульный» иностранный мотоцикл с двухместной коляской, в которой пассажиры сидят друг за другом.
Уже практически современные модели завода, ориентированные на байкеров.
На финише экспозиции находится стенд, так сказать, спортивной славы мотозавода.
Очень понравился мотоцикл с коляской для шоссейно-кольцевых гонок «Стрела-1» 1969 г. Выпускался для лучших гонщиков страны малыми сериями. С 650-кубового мотора снято 55 л.с., максимальная скорость, по сегодняшним меркам, невелика – 150 км/ч. Но представьте эту красотку на вираже и вы все поймете!
Покидаю музей с некой тяжестью в сердце. Это все было и уже не повторится. Многое можно было бы сделать иначе, но после драки кулаками не машут. Огромное спасибо создателям музея, его сотрудникам, что хранят для нас нашу историю.
Хочется пожелать музею дальнейшего развития (я знаю, в запасниках еще много интересного) и реализации идеи создания целого музейного комплекса.
А я из этого уголка глубокой и прекрасной мотостарины уезжаю домой, в свою современную реальность…
- Tig72
- Андрей
- 21 ноября 2012 в 21:25
- 5
- +28
Перед М-62 был М-61 -выпускался с 57-го по 63-й года -именно он был первым тяжёлым мотоциклом(Т.М.), именовавшимся «Урал» и первым среди Уралов(полноценно серрийных) имел верхнеклапанную головку циллиндров и размерность 78 на 68.От м-62 отличается другим картером(а именно гусятницей), ручным опережением зажигания и другой формой крыльев.
Обладателем оного также являюсь.
Не вводите людей в заблуждение — свою историю надо знать.
Обладателем оного также являюсь.
Не вводите людей в заблуждение — свою историю надо знать.
не совсем уверен но думаю суть в том что мотоцикл именно с названием Урал был М-62, а М-61 был просто ИМЗ, вот тут собака и зарыта, они называют не первый мотоцикл выпущенный, а первый носящий имя урал, в википедии нашел список:
ИМЗ М-61 (1960—1961 гг.) — переходная модель с ходовой от М-72 и новым двигателем (650 см³);
«Урал» М-62 (1961—1965 гг.) — новая коробка передач, модернизированная система зажигания и увеличенные хода подвески.
итд уже пошли все уралами.
ИМЗ М-61 (1960—1961 гг.) — переходная модель с ходовой от М-72 и новым двигателем (650 см³);
«Урал» М-62 (1961—1965 гг.) — новая коробка передач, модернизированная система зажигания и увеличенные хода подвески.
итд уже пошли все уралами.
Дело в том, что Ирбит — это народное название, чаще всего под него попадают модели м-61,62,63)))Жаль, что не сделал фотографию бак мотоцикла перед восстановлением(перекрашивал)-на м61 и 63 они однотипные-надпись золотистым «Урал» над ней более мелкими буквами м-61 и в стороны от энтого авангарда расходятся как бы крылья.В документах по-моему тоже мотоцикл именуется Уралом, завтра уточню.
прикольно. думаю если он был на грунте а потом красили значит поверх должна была быть какая то пленка защитная, которую удаляли после покраски… у меня друг рисовал логотип так на довоенном ДКВ… это жесть смотрю и не могу поверить что рисовано в ручную кисточкой для рисования… даже на ощуп не верилось)) правда за ощупь чуть в ухо не получил))
- KAPITALIST
- 22 ноября 2012 в 13:51
- ↓
Спасибо за исторический пост! Очень бы хотелось в этом музее побывать.
- KAPITALIST
- 22 ноября 2012 в 13:54
- ↑
- ↓
Аналогично: избранное и побывать.
По дороге на Алтай завернуть?
По дороге на Алтай завернуть?
как всегда наполеоновские))))) а по факту если 40% удастся осуществить то можно смело сказать что план выполнил), а если серъезно ничего не планировал (хотя так прикидки были) жду новый контракт, все зависит от него, ибо отпуска, зарплата прописана в нем будет)) хотя хочется сделать пробег хотя бы по украине на мото… я уж не говорю что с удовольствием бы с Андреем чухнул на Алтай…
- KAPITALIST
- 22 ноября 2012 в 14:12
- ↑
- ↓
как не сра… ка так перд… чка— я понял, это ты так «бюрократию» называешь.
ДА ТЫ ЧТО!!!
Ну МОЛОДЧАГА!!!
БААААЛЬШУЩЕЕ СПС ЗА ПОСТ!!!
Такое чувство..
ну странное, приятное, да просто классное!
Смотрел фото, увы, всего лишь фото, и понял, что будь у меня возможность я бы обязательно коллекционировал, и обязательно воскрешал бы старые мотоциклы- ИЖы, Явы, МТшки..
Жаль, к репе только один раз и только единицу можно добавлять...
Но от меня лично +100!!
… Классный пост!!!
Ну МОЛОДЧАГА!!!
БААААЛЬШУЩЕЕ СПС ЗА ПОСТ!!!
Такое чувство..
ну странное, приятное, да просто классное!
Смотрел фото, увы, всего лишь фото, и понял, что будь у меня возможность я бы обязательно коллекционировал, и обязательно воскрешал бы старые мотоциклы- ИЖы, Явы, МТшки..
Жаль, к репе только один раз и только единицу можно добавлять...
Но от меня лично +100!!
… Классный пост!!!
- Gri-Fon-Baron
- 23 ноября 2012 в 17:04
- ↓
Всё понравилось, спасибо за пост!
П.с.: а что автор поста замазывал в небе на последней фотке? О.о
П.с.: а что автор поста замазывал в небе на последней фотке? О.о
А самое интересное в музее-о ты и не посмотрел. Всего за дополнительные 20р, там, в сседнем помещенни экспозиция, которая не поместилась в основное помещение музея. там огромная куча редких мотоциклов + движки, которые разрабатывал ИМЗ. Вот там самый сок.
В след. раз обращайся, свожу, покажу. Правда свой десперадо я уже продал, купил себе БМВ)
В след. раз обращайся, свожу, покажу. Правда свой десперадо я уже продал, купил себе БМВ)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (43)
RSS свернуть / развернуть