Блог им. Umelec1 → Фильтры КБМТС с бумажным элементом
Середина 90-х годов. Ирбитский мотозавод.
Товарищество КБМТС наполнено работой, заказами, но желание работать с мотозаводом у меня доминирует. Как партнер, завод ведет себя отвратительно, то не платит, то тянет с оплатой, то меняет юр. лицо, то требует немедленной поставки. А я, как верный семьянин, терплю все выходки «любимой», но готов к новым ее желаниям.
Вот подзабыл, в какой должности был Юдин Владимир, то ли главный инженер, то ли исполнительный директор, то ли директор «параллельного мотозавода», но говорили мы о поставке за рубеж партии мотоциклов неоригинального вида. То есть, Юдину хотелось поставить что-то необычное по требованию заказчика. Было это на складе сборочного цеха.
— Держи!
Смотрю, Шихов Валерий Иванович (начальник снабжения) бросил мне воздушный фильтр Вояжа. Я поймал, но с трудом, чуть не выронил. Смеются все. А Юдин и говорит:
— Вот дилеры просят фильтр с бумажным элементом, а он у нас не входит, упирается в раму. Да и в цену не входит.
— Естественно в цену не войдет, так-как на станках с ЧПУ обрабатывайте после сварки, я уже прикалывался над вашей технологией.
— Вот Виктор, фильтр нужен с бумажным элементом, но дешевый, а не такой как на Вояже.
— И не такой тяжелый, чтобы поймать можно было?
— Простой, дешевый, но с бумажным элементом. Без всяких систем гашения шума, запуска. Партия мотоциклов в страны с теплым климатом. Поработай с нашей лабораторией двигателя, я распоряжение им дам.
Вдруг Тютин Валерий (директор по производству):
— А если сам будешь его делать, то нам еще лучше.
Вот так появился самый простой фильтр КБМТС –15001 Фильтр очистки воздуха стартерный. Из инструкции:( В основу фильтра был заложен бумажный фильтрующий элемент РЕГОТМАС 140-1, применяемый для автомобиля «Москвич2141», который и задерживает частицы пыли на специальной бумажной поверхности с высокой эффективностью.)
Разрабатывался и изготовлялся он как «временный». Во первых, очень немногие верили в будущее мотозавода вообще. Во вторых, фильтр, как и мотоцикл в целом, должен будет проходить омологацию в Европе, а кто элемент в России сертифицирует?
Он правда шел с названием по латинице КВМТС, так как все поставки шли за рубеж. Несколько позже появился фильтр с традиционной установкой на картер КПП. Этот фильтр получил аббревиатуру КБМТС-15002.
Он и сейчас в производстве. И в сетях частенько мне по нему задают вопросы. Постараюсь не скучно ответить.
Интересно для меня, как один читающий уходит в техническую составляющую моего текста, а другой в сюжетную. Первые мне ближе, так как я и сам принадлежу к ним, но это я называю работой. То есть, когда я в четыре часа ночи отвечаю такому прочитавшему мой текст, то я работаю. А вот вторые читающие мне более приятны в четыре часа ночи, потому как с ними я отдыхаю. И все противоположно в девять утра, когда в моей деловой активности практически нет лирики.
Действительно парни, фильтр может подпирать воздушный поток и из-за непосредственно элемента. Но очень значимым местом в подпирании является сечение между стенкой корпуса фильтра и крышечкой с логотипом. Эта щель у нас в производстве менялась по разным причинам, и конечно в первую очередь человеческий фактор. В некоторые годы мы значительно уменьшали этот размер, пока кто-то «не тыкал нас носом».
Эта «щель» имеет, кстати, тоже свою историю.
Так как фильтр КБМТС создавался не в «лучшие времена», то конструкцию делали простой до примитивности: ни регулировки сечения, ни глушителя шума, ни зимы — лета. Вот размер этой щели довели на стенде мотозавода на двигателе 650 с питерскими карбюраторами К-68. Таким фильтр пошел в серию.
Прошло лет девять, десять. Вдруг приходит от мотозавода официальная бумага, что из-за меня кто-то, где-то в далеком государстве позжигал двигателя по причине бедной смеси. Во-е!
Пришел к Курмачеву Владимиру, тогда уже исполнительному директору. Когда этот фильтр появился, Володя руководил небольшим коллективом испытателей. И вот стремительный рост, высшее образование и, естественно, разборки 90-х закрепили в нем манеры руководителя 90-х. А еще раньше мы пытливо решали общие конструктивные задачи и были приятелями.
— Вот Виктор, бумаги на тебя составляем, издержки на тебя валить будем. Не шутки, когда вся партия на рекламации. А виной КБМТС. Твой фильтр создает бедную смесь.
-Вы катали двигателя, вы настраивали, а я виноват?
— А мы причину нашли: — щель фильтра между логотипом и корпусом стала больше чем в поставляемых ранее в два раза.
— Постой Володь, ты ведь испытатель, пусть бывший, но испытатель.
— Ну давай, давай, расскажи теорию.
— Да, приходится. Ты знаешь, что смесь создает карбюратор, который и регулировки имеет и жиклеры разные, а вот фильтр ничего не имеет. По требованию завода сразу не закладывалось ничего, кроме цены.
— Но мы же не имели претензий с кубатурой 750, а вот в Африку послали 650 и пожалуйста…
— Слушай, «испытатель», ничего, что за все года поставки вы меняли кубатуры, карбюраторы разных марок и производителей. Все было хорошо? А не должно было быть хорошо. Мы давно с тобой не ведем никаких исследований, и не проводим никаких испытаний. Вы давно выбираете и фильтр, и карбюратор, и … по ценнику, а не по параметрам. Ты последнего конструктора полгода назад уволил. У тебя кто модельный ряд определяет? Дилеры? Снабженцы? Босс?
Замолчали. Затем я попросил таблетку от сердца. К моему удивлению, у Владимира сердечных таблеток выбор был богат.
Как-то сильно я его тогда профессионально пристыдил, но не в тюрьму же мне из-за удачной карьеры Владимира в 90-е. С тех пор отношения наши стали уменьшаться, да и поставки комплектующих тоже.
Вот такие истории вокруг простого фильтра очистки воздуха.
Виктор Завьялов 2019
Товарищество КБМТС наполнено работой, заказами, но желание работать с мотозаводом у меня доминирует. Как партнер, завод ведет себя отвратительно, то не платит, то тянет с оплатой, то меняет юр. лицо, то требует немедленной поставки. А я, как верный семьянин, терплю все выходки «любимой», но готов к новым ее желаниям.
Вот подзабыл, в какой должности был Юдин Владимир, то ли главный инженер, то ли исполнительный директор, то ли директор «параллельного мотозавода», но говорили мы о поставке за рубеж партии мотоциклов неоригинального вида. То есть, Юдину хотелось поставить что-то необычное по требованию заказчика. Было это на складе сборочного цеха.
— Держи!
Смотрю, Шихов Валерий Иванович (начальник снабжения) бросил мне воздушный фильтр Вояжа. Я поймал, но с трудом, чуть не выронил. Смеются все. А Юдин и говорит:
— Вот дилеры просят фильтр с бумажным элементом, а он у нас не входит, упирается в раму. Да и в цену не входит.
— Естественно в цену не войдет, так-как на станках с ЧПУ обрабатывайте после сварки, я уже прикалывался над вашей технологией.
— Вот Виктор, фильтр нужен с бумажным элементом, но дешевый, а не такой как на Вояже.
— И не такой тяжелый, чтобы поймать можно было?
— Простой, дешевый, но с бумажным элементом. Без всяких систем гашения шума, запуска. Партия мотоциклов в страны с теплым климатом. Поработай с нашей лабораторией двигателя, я распоряжение им дам.
Вдруг Тютин Валерий (директор по производству):
— А если сам будешь его делать, то нам еще лучше.
Вот так появился самый простой фильтр КБМТС –15001 Фильтр очистки воздуха стартерный. Из инструкции:( В основу фильтра был заложен бумажный фильтрующий элемент РЕГОТМАС 140-1, применяемый для автомобиля «Москвич2141», который и задерживает частицы пыли на специальной бумажной поверхности с высокой эффективностью.)
Разрабатывался и изготовлялся он как «временный». Во первых, очень немногие верили в будущее мотозавода вообще. Во вторых, фильтр, как и мотоцикл в целом, должен будет проходить омологацию в Европе, а кто элемент в России сертифицирует?
Он правда шел с названием по латинице КВМТС, так как все поставки шли за рубеж. Несколько позже появился фильтр с традиционной установкой на картер КПП. Этот фильтр получил аббревиатуру КБМТС-15002.
Он и сейчас в производстве. И в сетях частенько мне по нему задают вопросы. Постараюсь не скучно ответить.
Интересно для меня, как один читающий уходит в техническую составляющую моего текста, а другой в сюжетную. Первые мне ближе, так как я и сам принадлежу к ним, но это я называю работой. То есть, когда я в четыре часа ночи отвечаю такому прочитавшему мой текст, то я работаю. А вот вторые читающие мне более приятны в четыре часа ночи, потому как с ними я отдыхаю. И все противоположно в девять утра, когда в моей деловой активности практически нет лирики.
Действительно парни, фильтр может подпирать воздушный поток и из-за непосредственно элемента. Но очень значимым местом в подпирании является сечение между стенкой корпуса фильтра и крышечкой с логотипом. Эта щель у нас в производстве менялась по разным причинам, и конечно в первую очередь человеческий фактор. В некоторые годы мы значительно уменьшали этот размер, пока кто-то «не тыкал нас носом».
Эта «щель» имеет, кстати, тоже свою историю.
Так как фильтр КБМТС создавался не в «лучшие времена», то конструкцию делали простой до примитивности: ни регулировки сечения, ни глушителя шума, ни зимы — лета. Вот размер этой щели довели на стенде мотозавода на двигателе 650 с питерскими карбюраторами К-68. Таким фильтр пошел в серию.
Прошло лет девять, десять. Вдруг приходит от мотозавода официальная бумага, что из-за меня кто-то, где-то в далеком государстве позжигал двигателя по причине бедной смеси. Во-е!
Пришел к Курмачеву Владимиру, тогда уже исполнительному директору. Когда этот фильтр появился, Володя руководил небольшим коллективом испытателей. И вот стремительный рост, высшее образование и, естественно, разборки 90-х закрепили в нем манеры руководителя 90-х. А еще раньше мы пытливо решали общие конструктивные задачи и были приятелями.
— Вот Виктор, бумаги на тебя составляем, издержки на тебя валить будем. Не шутки, когда вся партия на рекламации. А виной КБМТС. Твой фильтр создает бедную смесь.
-Вы катали двигателя, вы настраивали, а я виноват?
— А мы причину нашли: — щель фильтра между логотипом и корпусом стала больше чем в поставляемых ранее в два раза.
— Постой Володь, ты ведь испытатель, пусть бывший, но испытатель.
— Ну давай, давай, расскажи теорию.
— Да, приходится. Ты знаешь, что смесь создает карбюратор, который и регулировки имеет и жиклеры разные, а вот фильтр ничего не имеет. По требованию завода сразу не закладывалось ничего, кроме цены.
— Но мы же не имели претензий с кубатурой 750, а вот в Африку послали 650 и пожалуйста…
— Слушай, «испытатель», ничего, что за все года поставки вы меняли кубатуры, карбюраторы разных марок и производителей. Все было хорошо? А не должно было быть хорошо. Мы давно с тобой не ведем никаких исследований, и не проводим никаких испытаний. Вы давно выбираете и фильтр, и карбюратор, и … по ценнику, а не по параметрам. Ты последнего конструктора полгода назад уволил. У тебя кто модельный ряд определяет? Дилеры? Снабженцы? Босс?
Замолчали. Затем я попросил таблетку от сердца. К моему удивлению, у Владимира сердечных таблеток выбор был богат.
Как-то сильно я его тогда профессионально пристыдил, но не в тюрьму же мне из-за удачной карьеры Владимира в 90-е. С тех пор отношения наши стали уменьшаться, да и поставки комплектующих тоже.
Вот такие истории вокруг простого фильтра очистки воздуха.
Виктор Завьялов 2019
- Umelec1
- Виктор
- 24 марта 2020 в 4:15
- ?
Санта-Барбара какая-то.
Любой агрегат закупается и производится либо под ТЗ, либо имеет паспортные параметры. Если что-то где-то вышло из строя из-за агрегата, то сверяем параметры с паспортными, либо с ТЗшными.
Соответственно лучи негатива и письма направляем в соответствии с результатами проверки.
К чему тут испытания на соответствие агрегата А к агрегату Б, и личные воспоминания и отношения давно минувших дней?
Любой агрегат закупается и производится либо под ТЗ, либо имеет паспортные параметры. Если что-то где-то вышло из строя из-за агрегата, то сверяем параметры с паспортными, либо с ТЗшными.
Соответственно лучи негатива и письма направляем в соответствии с результатами проверки.
К чему тут испытания на соответствие агрегата А к агрегату Б, и личные воспоминания и отношения давно минувших дней?
- 79201798744
- 24 марта 2020 в 10:11
- ↑
- ↓
так целые поколения жили, едрить! Вспомните какой дурдом был в 90-е с автотюнингом, лепили все, кому не лень.А ведь такие самопалы просто так не могли появиться, всему своя причина есть, своя почва, так сказать.
Мне очень интересно читать посты Завьялова.
Мне очень интересно читать посты Завьялова.
- 79201798744
- 24 марта 2020 в 10:15
- ↑
- ↓
А пост, про то, как делали клейма на поршневой, это вообще шедевр! Как бы то не было, это наша история.
«Я люблю свою Родину, вроде бы»(ц)
«Я люблю свою Родину, вроде бы»(ц)
Есть много критики на посты, как на порочащие наше общество. Но я и пишу про то, что волновало меня, что разрывало от негодования, что бы это осталось в памяти и не у меня только.
Да, приходилось потом расплачиваться за наскоро сделанные решения.Не все зависит только от тебя.
Что то меня вновь всколыхнуло, и на уме две конструкторские темы 90х. Нелепые и несостоявшиеся, но в которые были вовлечены люди. Постараюсь написать.
Да, приходилось потом расплачиваться за наскоро сделанные решения.Не все зависит только от тебя.
Что то меня вновь всколыхнуло, и на уме две конструкторские темы 90х. Нелепые и несостоявшиеся, но в которые были вовлечены люди. Постараюсь написать.
На вашем фильтре большое сопротивление из-за щели. Я тут с этими фильтрами кучу русской и забугорной литературы перелопатил. И понял как там все устроено. Пришлось даже ради одной статьи заказывать 2 журнальчика из Англии за 44 фунта стерлингов в бумажном виде, т.к. в электронном виде у издательства журналов нет. Благо есть знакомые, англичане отправили журналы немцам — я так написал чтобы отправили знакомым немцам, а немцы сфотографировали страницы из статей и прислали фото страниц мне. И немцы все удивлялись чё так дорого за 2 журнала, что я им и объяснил что это не «желтая пресса» а сложные технические журналы. Перевел несколько глав из книги «Design and simulation for-stroke engines» Gordon P. Blair(жаль этот дед уже помер) 1999 и несколько исследовательских статей по системам впуска-выпуска. Если интересно — могу загрузить на гугле-диск переведенные(с анг. на русский) и оригинальные документы.
Ну нет в русскоязычной литературе объяснения по воздушным фильтрам. «Мотоцикл без секретов» книга написана гонщиком Григорьевым. «Объем воздушного фильтра должен быть приблизительно в 10 раз больше объема мотора» — и всё, а что, как и почему — ничего не написано. Или английская книга «Топливные системы мотоциклов» Джона Робинсона — то же самое. Поэтому пришлось искать специальную англоязычную литературу.
По исследованиям SAE все характеристики двигателя значительно улучшаются при объеме воздушного фильтра до 8 объемов двигателя. Это мощность, падение расхода топлива, падение уровня CO и другие. При дальнейшем увеличении объема — возрастание характеристик незначительно.
первое — айрбокс как ФНЧ(акустический фильтр низкой частоты) для глушения системы впуска. Резонатор Гельмгольца. Частоту среза можно взять от холостых, минимальных оборотов мотора — все звуки(звуковые волны) выше частоты среза заглушаются. А все звуки ниже частоты настройки — проходят свободно. Но тогда для такой низкой частоты входная трубка будет неприлично длинной, около 800 мм. или еще длиннее. Некуда такую длину поместить на мотоцикл.
Частоту среза можно взять от оборотов на максимальной мощности. В этом случае звуковые волны при «набивке воздуха» резонансном наддуве не будут глушится(точнее очень мало будут заглушаться, заглушение будет немного от бумажного или поролонового пропитанного маслом фильтроэлемента). Но, для резонансного наддува на урале(или днепре) длина патрубков от фильтра к карбюраторам должна быть 340 мм — по той же книге Григорьева «Мотоцикл без секретов» А это очень проблематично поместить такие длинные патрубки на урал. Например при объеме корпуса 3,3 литра входная трубка в воздушный фильтр будет длиной около 100-150мм для частоты настройки 92-100 Гц. соответствующей 5600-6000 rpm мотора. Что примерно соответствует длине входной трубке у воздушного фильтра инжекторных уралов.
3 вариант. Частоту среза корпуса воздушного фильтра(резонатора Гельмгольца) можно принять такой, чтобы происходила «набивка воздуха» в фильтр с помощью резонанса. Например чтобы резонансная частота настроена на обороты масимального крутящего момента мотора. Или обороты максимальной мощности мотора. Входная трубка в воздушный фильтр будет очень короткой, примерно 20-30мм. Резонансный наддув будет, но заглушение системы впуска начнется от значительно более высокой частоты. Впускная система имеет максимальный шум на низких частотах, а значит такой воздушный фильтр — можно сказать — не будет глушить систему впуска. Что не есть хорошо.
первое — айрбокс как ФНЧ(акустический фильтр низкой частоты) для глушения системы впуска. Резонатор Гельмгольца. Частоту среза можно взять от холостых, минимальных оборотов мотора — все звуки(звуковые волны) выше частоты среза заглушаются. А все звуки ниже частоты настройки — проходят свободно. Но тогда для такой низкой частоты входная трубка будет неприлично длинной, около 800 мм. или еще длиннее. Некуда такую длину поместить на мотоцикл.
Частоту среза можно взять от оборотов на максимальной мощности. В этом случае звуковые волны при «набивке воздуха» резонансном наддуве не будут глушится(точнее очень мало будут заглушаться, заглушение будет немного от бумажного или поролонового пропитанного маслом фильтроэлемента). Но, для резонансного наддува на урале(или днепре) длина патрубков от фильтра к карбюраторам должна быть 340 мм — по той же книге Григорьева «Мотоцикл без секретов» А это очень проблематично поместить такие длинные патрубки на урал. Например при объеме корпуса 3,3 литра входная трубка в воздушный фильтр будет длиной около 100-150мм для частоты настройки 92-100 Гц. соответствующей 5600-6000 rpm мотора. Что примерно соответствует длине входной трубке у воздушного фильтра инжекторных уралов.
3 вариант. Частоту среза корпуса воздушного фильтра(резонатора Гельмгольца) можно принять такой, чтобы происходила «набивка воздуха» в фильтр с помощью резонанса. Например чтобы резонансная частота настроена на обороты масимального крутящего момента мотора. Или обороты максимальной мощности мотора. Входная трубка в воздушный фильтр будет очень короткой, примерно 20-30мм. Резонансный наддув будет, но заглушение системы впуска начнется от значительно более высокой частоты. Впускная система имеет максимальный шум на низких частотах, а значит такой воздушный фильтр — можно сказать — не будет глушить систему впуска. Что не есть хорошо.
- Lamantin777
- 24 марта 2020 в 12:47
- ↓
Да, прямо эту сцену как перед глазами вижу… Желание повесить свой косяк на поставщика затмевает элементарный разум… Очень интересно, спасибо за статью.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (9)
RSS свернуть / развернуть