Привет, Байкпостовчанин. Кажется, ты используешь AdBlock.
БайкПост развивается и существует за счет доходов от рекламы. Добавь нас в исключения.
открытое письмо как отключить

Блог им. popuren1974 → Взгляд на воображаемую линию горизонта!

Эту фразу в августе я слышал много раз. Отрабатывая упражнения курса продвинутого вождения. На… надцатом повторе мне в голову приходит мысль, что по сути — готовый коан. Или квинтэссенция правильного психоэмоционального состояния мотоциклиста.

Ниже вы найдете мои умозаключения на тему переосмысления психо-физиологических аспектов вождения мотоцикла по итогам прохождения курса. В общем, думаю, не открою америк для тех, кто катает давно и серьезно. Скорее пишу пост для тех, кто начинает свой путь в мотоциклизм или просто любителям поковыряться в голове. Своей и окружающих. Это ж бывает так занято )
]
Мотокурс я прошел в конце лета. Он здорово повысил мой уровень вождения, но все время после занятий у меня в мозге оставалась некая неудовлетворенность, недосказанность и несостыкованность чего-то важного с чем-то большим. И вот, прокручивая в голове выполняемые задания и переосмысливая навыки я попытался понять а чему же меня реально научили? И что то главное, что улучшило технику вождения? Между делом я провел параллель между что пытались мне дать инструкторы мотошколы с исследованиями психологов, физиологов и вообще мастеров у-шу и дзен.

Спасибо «Элисон» и «Филу». Вы, наверняка, не в курсе, что открыли для меня более, чем правильное вождение мотоцикла.

Несколько зарисовок с курсов для обозначения канвы повествования и важных деталей:

«Перестань смотреть на конусы! Взгляд на воображаемую линию горизонта! Воображаемая линия горизонта находится на уровне надпись Motul на заборе!» Голос Олеси было слышно в любой точке площадки )) Я отрабатываю змейку на Ёбрике мотошколы. Нарабатываю навыки управления мотоциклом. Заново. И что характерно, если НЕ смотреть на конусы прямо — упражнение выполняется с меньшим количеством ошибок и с большей скоростью. На одном дыхании, что ли…

«При прохождении поворота толкаем внешнее плечо вперед, поворачиваем корпус и голову и фиксируем взгляд на диаметрально противоположной точке окружности траектории!» Мы с Олесей проходим ногами траекторию поворота имитируя движения тела и взгляда мотоциклиста. Олеся поворачивается и вытягивает руку, указывая направление взгляда. Мне приходит в голову мысль, что ее движения похожи на упражнения у-шу и па-де-де балерин у станка одновременно.

Когда я переношу эту пантомиму на мотоцикл — выполнение упражнений получаются более естественными и существенно улучшают маневренность. В конце занятия я прихожу к мысли, что маневрирование на мотоцикле — это танец. Парный. С мотоциклом. Вальс или танго.

Скорость 40-50 км/ч. Лосиный тест. «При объезде не смотри на препятствие! Ты едешь туда, куда смотришь. Если ты смотришь на препятствие — ровно в него и приедешь. Потому взгляд вперед — на воображаемую линию горизонта!» Периферическое зрение справляется с задачей выдачи информации для маневра не в пример лучше центрального зрения. Если «отпустить» себя и следовать указаниям Филиппа тело на автомате отрабатывает бросок лево-право и возврат на траекторию. Но не по себе. Так и хочется проконтролировать: сколько там осталось дистанции до препятствия. Как только это случается — упражнение провалено.

Думается мне, что все эти упражнения имели целью заставить отключить мозг, «отключить» центральное и «подключить» по-максимом у периферическое зрение и довериться рефлексам и инстинктам. А так же модифицировать их для решения конкретных задач. После… надцатого повторения упражнения на экстренное торможение я впадал в интересное состояние, когда мозг почти отключался от контроля за выполнением упражнения и как только удавалось таки образом «отпустить» себя и прервать непрерывный поток мыслей типа: «Немного задним — Поджать вилку — Дожимать передний — НЕ смотреть на линию — Ловить заднее — Не бросать передний» то «на автомате» останавливаться получалось много эффективнее и без ошибок. Как только взгляд упирается в препятствие или дорогу:

Схожая ситуация с прохождением поворотом. Несмотря на то, что технику отрабатываем поэтапно и в связках, по-началу мозг взрывается от количества действий, которые нужно было проделать почти одновременно в течение 3-4 секунд: контролировать основные точки траектории, дозировать газ и тормоз в нужных точках, распределять усилия между передним и задним тормозом, следить за взглядом и положением рук и ног (причем каждой части тела отдельно и довольно специфически) и развесовкой по осям, но стоит слегка расфокусировать зрение и расслабить мышцы, как руки-ноги сами находят правильное положение, газ-тормоз на автомате отрабатывает положенную программу и мотоцикл сам «ныряет» в поворот, причем так, что радиус получался много меньше планируемного, а скорость — больше. Попытки контролировать все мозгом приводят к занимательным результатам:

Нет, это не я. Но свидетели утверждают, что было не менее феерично…

Есть еще один аспект управления мотоциклом, который имеет отношение к психоэмоциональным особенностям человека: заданная рефлексом стратегия поведения. Например в случае неожиданного возникновения препятствия у вас на пути возможных стратегий две в соответствии с каналами управления: тормозить или уклоняться (на практике используются сочетание, но одна из них имеет явный приоритет). Если вы двигаетесь по дороге, держа руку на рычаге переднего тормоза, то с очень большой степенью вероятности вы выберите стратегию торможения. А если не держать руку на тормозе — уклонения. Почти бессознательно. Выбор стратегии будет продиктован рефлексами, заданными заранее (просто положением руки) — приоритетом одного из каналов управления. Я не хочу сказать, что одна из стратегий лучше другой, очевидно, что каждая из них имеет свои преимущества в конкретной ситуации. Но вот прогнозировать ту или иную ситуацию и, соотв. образом, управлять рефлексами — крайне полезно. Схожая ситуация с порядком использования и распределением торможения между передним и задним тормозом или посадкой на мотоцикле.

К этой же теме относятся напряжение/расслабление необходимых мышц. Так напряженные руки существенно замедлят скорость и радиус поворота руля,

Итак, что имеем в виде «слагаемых успеха», которые я вынес с курсов и из теории и практики:

1. Переключение с центрального на периферическое зрение. Особенности периферического зрения — большая контрастность, приоритет контроля движения над вниманием к деталям (к стати так же приоритет распознования «холодных» цветов и ахроматичность). Так же поддержание равновесия и баланса основано на перефирическом зрении. Есть даже физиологическое объяснение — «острота» периферического зрения значительно ниже центрального. Но на долю именно периферического зрения приходится 80% рецепторов системы «глаз/мозг». А на долю центрального – всего лишь 20%.

3. Изменение приоритетов с рассудочного контроля/анализа в пользу рефлексов и инстинктов. Кроме отработки собственно рефлексов в части четкости и скорости исполнения нарабатываются и правильные стратегии их применения. Стратегии задаются заранее подготовленными действиями/физиологией, призванными включить в нужный момент наиболее естественный рефлекс. Модификация рефлексов нарабатывается многократными повторениями.

4. Изменение стратегии управления мотоциклом с тактического «руления» здесь и сейчас на стратегическое принятие решений. По сути это квинтэссенция первого и второго пунктов: «не смотреть под ноги» непосредственно управляя мотоциклом на ближней-средней дистанции (соответственно теряя в стратегическом видении ситуации), а планировать стратегию движения, отдав тактические/сиюминутные управляющие действия рефлексам. То есть позволить телу и рефлексам самим отрабатывать управление в соответствии с тем, какие решения вы приняли глядя на воображаемую линию горизонта.

Вообще мне пришла в голову мысль, что совершенствуя управление мотоциклом мы как бы будим в себе ту часть личности, которая ближе к животным, ту часть которая не лежит на поверхности, а закопана в глубине подсознания и инстинктов. Может это наша разбуженная древняя животная часть позволяет почувствовать себя самцами и (привлекает самок )). Заставляет нас собираться в стаи летом и испытывать «мототоксикоз» зимой, помогать братьям и раз за разом садится на это опасное, неудобное и дорогое транспортное средство и устремлять взгляд на линию горизонта? )

Надеюсь заинтересовал вас столь разными аспектами управления мотоциклом и подтолкнул к более глубокому изучению теории и практики. Это не только полезно, но и реально интересно. Особенно когда начинаешь закапываться в глубь изучаемого материала. Времени — вагон! ))
  • popuren1974popuren1974
  • Попурень
  • 2 января 2015 в 17:37
  • 17
  • ?

Комментарии (30)

RSS свернуть / развернуть
+3
lermm
  • lermm
  • 2 января 2015 в 19:37
Дык, нормально написано. Вот с выбором тормозить или уклоняться, я вот пальцы держу на тормозе, но решение принимается не от положения, а от ситуации, но я не оспариваю, а добавляю что можно и так. )))
+2
Python
Мне кажется, автор именно и хотел указать о том, что мозгом решение во многом принимается именно с учетом таких мелочей, как странно это бы не казалось. Рефлекторно.
+4
popuren1974
да, автор именно это имел ввиду.
Но вот мы все видели массу роликов, где мотоциклист врезается в автомобиль тормозя и очень-очень мало роликов, где мотоциклист уклоняется. Может их просто не выкладывают ХЗ. Но по-моему народ просто трмозит. Хотя мотоцикл много маневреннее и компактнее машины и уклоняться… логичнее.
Здравый смысл и рассудочная деятельность, скорее всего, примут верное решение. Но я как раз об том, что исключить и минимизировать их влияние.
+4
Reape
  • Reape
  • 2 января 2015 в 20:03
Несколько раз попадал в ситуации, когда надо было уходить от столкновения. Уж не знаю почему, но все решения принимались вполне осознанно: выпрямлял мотик, оттормаживался до некоторого расстояния до «цели», а после этого уходил в сторону. Тьфу-тьфу, три сезона без ДТП.

Но в целом да, пока ты концентрируешь внимание на том, куда смотреть, когда открывать газ и где там серая зона у сцепления — ты вместо управления мотоциклом занимаешься борьбой с ним. Как только ты перестаешь думать об органах управления и начинаешь чувствовать их — все меняется в корне.
здесь был ататат

здесь был ататат

здесь был ататат

+5
KYTYZ
  • KYTYZ
  • 2 января 2015 в 20:48
Автор интересные мысли.Я скажу так если бы я думал в экстремальных ситуациях, то был бы уже мертвый.
Кстати! По поводу мыслей. Книга Дзен или искусство ухода за мотоциклом. Если не читал советую всем.
глубочайшая книга. Рассказ человека применившего законы логики и дошедший до их конца. :)
+3
cross_tver
Большинство пунктов нам в автошколе рассказывали, показывали и тренировали. Были, конечно, супер-мотоциклисты, которые «сами уже давно все знают и умеют и на спортах и на крутыхбайках ездЮт а тут не могут, потому что Минск-убожество», так те только на экзамен пришли… ну и далеко не все конечно же сдали ) Так что всем хочется пожелать, что бы был уже в автошколе был такой инструктор, после которого все эти «курсы продвинутого вождения» не удивляли ;)
… И что то мне подсказывает, что наибольшее впечатление от курсов это Олеся ;)
+2
Drew
  • Drew
  • 2 января 2015 в 22:53
А где 2ое слагаемое?
0
popuren1974
Секретный ингридиент ))
+2
rus_bear
Господа, написано красиво. Но это же настолько очевидные вещи, что про них даже писать не стоит. Вождение мотоцикла, как и машины в течение небольшого времени переходит в область рефлексов. Я когда жене обьяснял как тронуться и затормозить чуть сам не запутался. Судите сами — если привычное движение для рук и ног расписать то будет: нажми на педаль слева, поверни ключ, ручку влево и вперёд, плавно отпуская левую педаль, нажми правую… Это без учёта зеркало-поворотник. Или футбол — если игрок будет осмыслять кудатон ставит ногу, какой ногой принять пас, сколько шагов сделать потом, какой ногой отдать пас… По динамичности игра не превзойдет шахматный турнир.
Мы большую часть действий производим рефлекторно.
А обучение и практика — перенос знаний в рефлексы.
0
popuren1974
Вы правы, вождение основано на рефлексах, но… Но рефлекс рефлексу рознь. Рефлексы первогодка и рефлексы проф. мотогонщика — сильно разные, при том что действия, по сути, одни и те же; выжать ручку, повернуть ручку, нажать педальную.
Да курсов я ездил три года. Без проблем. И считал, что все у меня нормально. Пока не понял, что не хватает и что-то не то. Тренеры мне объяснили и показали что многое я делал просто не правильно, не вовремя или не до конца (те самые рефлексы). Многому пришлось учиться заново.
В общем схема такая мне видеться:
Выработка элементарного рефлекса--исчерпание рефлекса--понимание что нужно--модификация рефлекса--шлифовка обновленного рефлекса--далее по кругу
Собственно об этом и пост: всегда есть что улучшить.
+2
Python
Ну да, те рефлексы, о которых упомянул rus_bear — это рефлексы, помогающие водить мотоцикл в обыденной, не экстремальной ситуации. А вот когда наступает опасный момент — тут же в действие приходят несколько иные рефлексы — самосохранения. Так вот с ними уже нужно бороться, а не принимать их (как уже упомянутый рефлекс трогания с места), потому как они часто идут вразрез с необходимыми для мотоцикла манипуляциями в такой ситуации. Когда мотоциклу нужна сила действующая на ручку руля вместо этого у необученных райдеров срабатывает рефлекс сбросить газ и затормозить. Ну и так далее. Вот как раз борьбе с этими рефлексами и выработке новых рефлексов нужно обучаться и нифига это не очевидные вещи.
+1
rus_bear
Не верно. Как и замечание предыдущего комментатора. Обучение — сознательный перевод ПРАВИЛЬНОГО рефлекса в автоматику. Если есть рефлексы «первогодка» или «обыденные» они не правильные. Так как в дальнейшем нуждаются в замене.
Позвольте привести пример. Я в прошлом имел опыт обучения катанию на сноуборде. Первое чему я учил — правильное падение. Новичок на склоне раскладывается так же как и профи. Физике тела наплевать профи вы или нет. И там нужны правильные рефлексы. Далее, люди которых я обучал, через 1 день с непониманием смотрели на ездоков которые второй-третий сезон скребут склон называя это «я прогрессирую» так и не научившись азам карвинга.
Переучивать — заменять неправильные рефлексы правильными в разы сложней.
+1
Python
Не верно.
Слишком категорично.
Речь шла о вашем первоначальном заявлении:
Вождение мотоцикла, как и машины в течение небольшого времени переходит в область рефлексов.

Именно к этому утверждению можно поставить вопросы:
— обучался ли райдер у профессионала или самоучка?
— читал ли райдер спец. литературу по вождению мото или нет?
— удосужился ли просто поузнавать у более опытных, в интернетах, где угодно о технике поведения в экстремальных ситуациях?
Если он ничего этого не делал, очень преспокойно он может за пару месяцев вождения мотоцикла решить, что его рефлексы сформированы и работают как надо (при энной доле удачи, благодаря которой эти месяцы у него не будет инцидентов на дороге). Далее очень вероятно, что за не имением специальных знаний и навыков по поведению в сложной ситуации (внезапное препятствие, слепой длинный поворот, опасность столкновения) в самый ответственный момент его руки и тело сделают то, что обусловлено обычными человеческими рефлексами самосохранения. Без понимания механики движения мотоцикла райдер допустит ошибку, скажем: рефекторно и судорожно начнет тормозить, просто закроет газ, напряжет руки и упрется в руль, решит спрыгивать с мотоцикла и т.д. Вот это были описаны совершенно определенные рефлексы. С ними учат бороться в книгах и на курсах. Я сильно сомневаюсь, что это
настолько очевидные вещи, что про них даже писать не стоит.
+1
fullhouse
а некоторые не только пишут, но еще и денежки инструкторам листают)
+1
kot-pilot
Интересный пост. Заставил задуматься…
+1
madEngineer
Мысль про звериные инстинкты понравилась. Нужно углубить надосуге.
Вообще, вызов «инстинкта» зачастую происходит только после концентрации на деталях того или иного упражнения. Кто-то конечно чувствует сразу. Но большиству требуется время на осознание организмом правильной последовательности, после которого активный контроль сознания больше не нужен.
Вспоминаю товарища, который после более чем успешного первого дня курсов неконтролируемо сделал свечку, завалился и… больше ни разу не мог нормально тронуться. Ни разу. Поговорили с ним, я его успокоил, и долгое время ходил рядом, концентрируя внимание на одновременной работе сцеплением и газом, пока он делал попытки тронутся нормально. К концу дня он полностью перестал думать об этом моменте и все вернулось на круги своя.
+1
SpeedSG77
Народ я вот смотрю — судя по постам — Новый год никто не празднует? Все сидят посты строчат — кто про экип, кто про мотоциклы, кто про рефлексы и рефлексию :-)))
Быстро встали из-за компов — семьи друзей в охапку и вышли на улицу — коньки, лыжи, санки, ледянки — да просто на городскую елку сходите!!!
Хорош над компами чахнуть!!!

По теме — что и как будет делать мотоциклист в экстренной ситуации завист от двух факторов — какой у него тип реакции на яркий раздражитель (торможение или действие) и от его опыта вождения. Именно поэтому многие тормозят до встречи с препятствием (или просто влетают в него даже не тормозя), а не менее многие демонстрируют танго/брейк-данс и прочие энергичные стили «танца» на мотоцикле и уходят от встречи с «неожиданностью».
Все остальное — рефлексия над рефлексами. Выключи мозг, копи скилл и не тупи в непонятных ситуациях. Вот секрет выживания мотоциклиста в городе и на трассе
+1
popuren1974
Спокойно!… Пост написан до НГ. Вообще я писал его с октября ))) сейчас только руки дошли выложить его. К стати и выложил то из-за того, что за два дня воздвиг снежную крепость выше себя ростом и таперича не могу шевелить никакими членами ))

По теме — рефлексия нужна, как фактор осознания необходимости перехода на новый уровень. Без осознания того, что нужно что-то делать, как правило не делается ничего. А что-то делается неправильно.
+1
SpeedSG77
Снежная крепость — это круто!
По поводу рефлексии — ею нужно заниматься в домашних условиях. На дороге некогда :-) Поэтому мы с тобой в принципе об одном и том же :-)))
С наступившим!
+2
iforgotmygun
даааа
«Перестань смотреть на конусы! Взгляд на воображаемую линию горизонта! Воображаемая линия горизонта находится на уровне надпись Motul на заборе!»
у Фила учился ) курсы реально отличные
+1
atim
Банер — MOTUL на другой площадке)))))У Фила, банеров нет.
0
tviv
  • tviv
  • 4 января 2015 в 23:39
Подскажте пожалуйста. Я выбираю первый мот и выбор стал между дорожником или эндуро. Хочу катать в основном по городу — дом-институт, но живу в таком городе, где дороги очень плохие + хотелось бы покатать за городом.
0
popuren1974
Для того, что бы получить толковый ответ, думаю стоит разместить этот вопрос q&a
+1
vegach
Как говорит Код, есть 5 или 6 рефлексов SRs (survival reactions), с которыми приходится справляться, чтобы освоить руление. Правда не помню у него про периферическое зрение было что-то или нет. Интересный аспект, попрактикую через месяцок. Всегда хотел позаниматься продвинутым рулением, но как-то денег вечно не выделю никак ))
Хороший пост, интересно почитать, приятно, что есть рассуждающие, философствующие люди )
0
popuren1974
А я вот Кода не читал. поделитесь ссылкой на survival reactions плиз
Периферическое зрение как и весь пост моё собственное.
+1
vegach
К сожалению печатного варианта не видел, но у него есть отличный фильм. Смотрится легко и огромная масса полезного. Можно в контакте набрать «Кейт Код. Техника вождения мотоцикла». Есть и с озвучкой русской и с субтитрами. Но озвучку которую я встретил решил не смотреть, лучше субтитры. Очень рекомендую.
+1
Novs
  • Novs
  • 7 января 2015 в 12:23
+ И к сказанному всем добра! )))
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. popuren1974, Взгляд на воображаемую линию горизонта!