Путешествия → Средняя Азия и Памир 2022

Часть 4 «Предгорная»
Всем доброго времени, продолжаем наш рассказ о поездке в Среднюю Азию в июне 2022 г. Заснули мы в Самарканде, а завтра нас ждет Таджикистан и озеро Искандеркуль.

Часть 1 Тут
Часть 2 Тут
Часть 3 Тут

Отлично выспались, ранний подъем быстрые сборы и снова в путь, на границу Узбекистана и Таджикистана. Все в предвкушении прохождения пограничного квеста со стороны Узбекистана и встречи с Фанскими горами Таджикистана. Бензин в Таджикистане еще дороже, около 75 рублей за литр, поэтому перед границей заправляемся по полной и без особых проблем нас пропускают узбекские пограничники. Пока ждали в очереди досмотра познакомились с таджиками, которые ехали на родину из Москвы, на дорогих машинах, и мы, естественно, сразу были приглашены в гости в Пенджикент. Я был наслышан о гостеприимстве таджиков и сразу ощутил его на себе. Таджики вообще не досматривали наши вещи, попросили посидеть в тенечке и через 15 минут выдали нам паспорта с печатями. Я сразу отправляю фото документов Азизу для оформления разрешения для проезда по Памирскому тракту.
Въезжаем в Пенджикент, нам нужно поменять деньги, банки не работают, в банкоматах наши карты не принимаются. Мне удалось снять немного денег, но больше банкомат не выдает, поскольку установлен лимит на выдачу наличных. В итоге приезжаем на базар, где без проблем меняем наличные деньги. Но банков мы к этому времени объехали много и времени потеряли тоже много.

Как только выезжаем из Пенджикента начинаются Фанские горы. Восторг, восхищение и улыбки до ушей. Если верить Википедии, то 93% территории республики занимают горы. Сюда можно было приехать только ради этих Фанских гор. Очень живописные с разными оттенками розового и серого, коричневого, акварель.

По указателю сворачиваем на озеро Искандеркуль, где планируем остановиться на ночь и немного акклиматизироваться к высокогорью. Едем вдоль реки Искандердарья, дорога очень живописная, не спешим. Переживаю за заднее колесо, поскольку дорога грунтовая и много острых камней. Новые покрышки ждут меня в Душанбе. В деревнях знаменитые таджикские дети, которым обязательно нужно тебя шлепнуть по ладошке, кидаются прямо под колеса. Если руку не протягиваешь, берут с земли камень с намерением бросить его тебе в след. Видели и такое, дети есть дети. Виды потрясающие, вскоре спускаемся к озеру.

Находим недорогое жилье а-ля турбаза СССР, деревянные домики, туалет и душ отдельно, но вода горячая есть. На берегу есть жилье на любой вкус и кошелек, в том числе со всеми удобствами.

Пока заселяемся ко мне подходит парень, турист, разговорились, оказался земляк из Екатеринбурга, прилетели с девушкой на самолете и путешествуют по Таджикистану, сюда приехали на такси из Душанбе.

Сын хозяина базы, лет 3-4, не отходит от меня, на русском не разговаривает, но ему все жутко интересно. Он стал разглядывать шлем Юли, я надел на него шлем а снять не мог. Ребенок уже плачет, я в панике, он же меня не понимает и я не могу ему объяснить как нужно наклонить голову, с трудом удалось снять, чуть уши ребенку не оторвал.

Идем осматривать озеро. Ни фото, ни видео, не передадут всего масштаба и красоты вокруг.

Не можем ни насмотреться, ни надышаться, вода очень чистая и холодная. Озеро, как и любая вода, завораживает, особенно когда стемнело и звезды и луна отражаются в воде. Озеро находится на высоте 2200 над уровнем моря, горы очень необычной формы.

Артем в домик не заселяется, остается спать на берегу. Вечером прохладно, все-таки сказывается высота.

Утром я решил искупаться в озере, довольный весь такой.

Входа с берега нет, сразу глубина, ныряю с мостика. Я еще не знал, что меня ждет в воде. Вода просто обжигает, сказать что холодная, ничего не сказать. Я купаюсь везде и всегда, но здесь очень холодно. Зато потом — такой прилив энергии!

После купания идем осматривать знаменитый водопад и снова любуемся озером «Александра» с возвышенности.

Дорога до водопада не сложная, но по камням поскакать придется, идем вдоль реки, снова восторг от красот вокруг. На каждом возможном кусочке земли местные выращивают зерновые — здесь, как и на Урале вызревает только ячмень.

Хорошо, что мы пришли рано, туристов нет и мы спокойно можем насладиться увиденным. Ущелье и с огромной высоты вода падает вниз! Внизу облако от водяной взвеси и брызг.

Юля естественно сразу залезла на ближайший камень повыше.

А потом еще и на корягу забралась. Анекдот. Коза лезет на дерево, сорока ей:«Коза, ты зачем на дерево лезешь?», она в ответ «Яблок поесть». Сорока:«Так это дуб», а коза в ответ: «А у меня яблоко с собой!». Моя коза:)

Вернулись на базу, Юля тоже решила искупаться. Долго не решалась прыгнуть в воду, но зато потом и второй раз нырнула.

Пока собирались, к нам с Артемом подходит мужчина, с акцентом начинает с нами разговаривать. Оказался Адам из Южной Африки. Путешественник и тоже мотоциклист, но по Таджикистану путешествует на машине. Много лет жил и работал в России, сейчас снова вернулся на родину в ЮАР. У нас оказалось много общих тем для обсуждения, поговорили про мотоциклы и про то, как в Южной Африке белые живут за заборами. Под спальню у них отведен отдельный домик на огороженной территории с решетками на окнах и сейф-дверью, в общем маленькая крепость. ЮАР, говорит, страна компромиссов. Позитивный мужик. Может и мы доберемся до ЮАР на мотике, есть такое желание.

Собрались, поехали в Душанбе. Спасибо Искандеркуль за эмоции и энергетику, которые ты нам подарил!

Асфальтовые дороги в Таджикистане великолепные! Очень много дорог со свежим покрытием, строит Китай. Перед въездом в Душанбе остановились сфотографироваться и к нам подъезжает Адам, радуемся встрече и новое коллективное фото.

Душанбе встречает тенистыми дорогами и отсутствием пробок. Вообще машин в Таджикистане в разы меньше, чем в Узбекистане, но много очень дорогих машин. Без проблем находим байкпост Азиза и Фархода, оставляем мотоциклы, получаем необходимые советы и рекомендации по поводу Памирского тракта и подготовки грузов, также скидываем лишний груз на байкпосту, чтобы было легче ехать по тракту.

Пока мы ходили кушали и по магазинам, Азиз подготовил наши мотоциклы к Памирскому тракту, поменял покрышки.

У меня получился интересный диалог с Фарходом. Я говорю, у нас 6 дней, чтобы съездить до Мургаба и обратно, он смеется, говорит, 6 дней нужно только в одну сторону. Предупреждает о горняшке и рекомендует не спешить, никуда не торопиться. Кроме того, выяснилось, что самым красивым маршрутом, нижней дорогой, через Ишкашим, нам с Юлей ехать не стоит. Дорога сложная и вдвоем на одном мотоцикле там будет тяжело. А я обещал Юле, что она будет отдыхать в этом отпуске и будет купаться в источнике Биби-Фатима с самыми прекрасными видами на долину. Не сложилось… Значит приедем еще раз, когда дорогу сделают…
Заселяемся в хостел неподалеку.

Гостиница переполнена, одни иностранцы, как и мы. Пакистанцы оккупировали кухню, никого туда не пускают, готовят для себя. Юля смогла протиснуться и приготовить нам ужин. Они у нее еще и зелень для готовки пытались отобрать)))

Народу в хостеле очень много и даже место где поесть мы нашли с трудом. После ужина прогулялись по Душанбе и были приятно удивлены современным центом столицы. Позвонили теще, которая виртуально путешествует вместе с нами и от нее узнали, что Душанбе переводится как «понедельник». На данном месте давно-давно был рынок, который работал по понедельникам и потом уже на этом месте образовался город. Век живи, век учись:)

Вернулись в хостел, спать, завтра нас ждет знаменитый Памирский тракт, основная цель нашей поездки, моя давняя мечта, очень волнительно…