- Пробег для публикации поста в сообщество: 15.00 км
- Читателей: 4286 | Постов: 2495
Данный блог создан для публикации рассказов, фото и видео отчетов о путешествиях на любой мототехнике.
Администраторы (1)
Модераторы (0)
Модераторов здесь не замеченоЧитатели (4280)
kim Mila none9 none10 NalVal Kyryll Integra Osama Temy4 TriAl Urlak Malashka maximus KOSHKA Stich glyaks100 anro mia Pechota CriggerMarg Zhilinsky ArSoron ezhische hermes swamprunner7 PARUS spamer80 tapin13 nbaksalyar AXS KwaziMode ginecolog Oziris RedLine RMZS Satt 3dinfo gnus Wishka Bike-TV Vacelica abc Alan Hydrophonic Nastik shakawkaw pmg Marcus egoisto DroiDВсе читатели
Путешествия → Один на крыше
Когда-то очень давно, в социалистическом детстве, Средняя Азия представлялась мне в виде невиданных минаретов, белоснежных куполов, а под ними – сидящих на палящем солнце хитрых толстых баев в расписных ватных халатах. Ещё, из одной книги я узнал, что Ташкент – город хлебный. Больше про республики Средней Азии мне мало что было известно. В моей сельской школе к этим скудным знаниям добавились сведения о героическом сборе хлопка в социалистическом Таджикистане и девочке Мамлакат, которая первая придумала собирать его двумя руками вместо одной. После этого она, и так опережавшая всех взрослых, стала собирать его в пять-шесть раз больше нормы, и Сталин наградил её за это в Кремле орденом Ленина. Легендарный фильм «Белое солнце пустыни» сообщал, что таможня даёт добро, а советские фотографы ездили в Узбекистан в поисках экзотики, так как в Намибию и Кабо-Верде ещё не пускали. И, наконец, в новейшую историю все узбеки и таджики для многих наших соотечественников вошли исключительно в виде затырканных строителей и дворников, тайно или явно ненавидящих нас, россиян, как угнетателей и «работорговцев». Я подозревал, что это не так, и, конечно, не ошибся.
Когда я начал ездить на мотоцикле, то узнал о знаменитой дороге Памирский тракт, той что на Памире, «крыше мира», и которую должен проехать каждый уважающий себя байкер. И хотя никакой я, к слову, не «байкер», но ездил на мотоциклах по дорогам с такими красивыми названиями как «Рута-40», «Чуйский тракт» и «Каретера Аустраль». Памирского тракта в этом списке не было и вот снова недолгие сборы, и я ошалело брожу по дому с проверенным временем списком вещей на четырёх страницах, собирая их в три мотоциклетных ящика и одну сумку. Верная Хонда уже нетерпеливо бьёт копытом со свежим маслом в своих внутренностях, новыми цепью, звёздами, и прочая-прочая, добросовестно установленными мастером своего дела Григорием. Недолгий прогрев двигателя на июньской жаре и в путь. Вот он – пьянящий восторг от лежащей перед тобой дороги в десяток тысяч километров и другой жизни длинною в месяц!
Из Нижнего Новгорода до Самары я выбрал путь «дворами», наискосок минуя все нудные трассы типа М-7, и первый день прошёл в неге и созерцании. Я расслабленно катился по неплохой, свободной от трафика дороге — холмами, полями и перелесками, через маленькие городишки и деревни нашего среднего Поволжья. За Самарой эта лафа закончилась, и на оживлённой трассе М-32 пришлось вспоминать свой немногочисленный перечень правил, личный рецепт безаварийного мотодальнобоя, который составился в моей голове за время собственных поездок. И, пока до Памира далеко, пользуясь случаем, расскажу о них. Речь не о технических аспектах, и не о ПДД, которые стараюсь соблюдать, а скорее о психологических и организационных правилах. По сути, они довольно просты и банальны, но часто мы забываем о них. Делюсь ими, ведь они могут кого-то и выручить.
Итак:
1. Не нервничать, ни на кого не обижаться, принимать поведение других на дороге с пониманием;
2. Не ехать в темное время суток без крайней необходимости, а в темное время и дождь – без крайней необходимости в квадрате;
3. Обязательно дальний свет днём и жёлтая жилетка. С ней вы станете заметной фигурой даже на трассе М-7 «Волга»;
4. Между рядами — только в пробках;
5. Не ездить в мертвых зонах у других участников движения;
6. Обгонять наверняка;
7. Чувствовать безопасную скорость;
8. Иметь исправный мотоцикл, рабочий клаксон;
9. Отдыхать при первой необходимости;
10. Не отвлекаться без надобности, например, на слепой китайский навигатор как у меня.
Надёжная езда — это наше всё, особенно, когда у тебя впереди несколько тысяч километров на двух колёсах по дорогам СНГ! Мне, лично, труднее всего даются первый пункт и последний.
Ну а теперь по делу. Знаменитый писатель Илья Ильф сказал как-то, что у писателя нет памяти, имея в виду что нужно делать ежедневные заметки, иначе потом всё забудешь, — все умные слова, залетающие тебе в голову. Ну так это — у больших писателей. У меня же эти самые слова целыми предложениями улетучиваются из головы не то что на следующий день, а после очередного переключения передач. Поэтому я внял совету прозаика и записывал все умные мысли немедля в свой телефон, иногда даже специально останавливался для этого. Ниже и привожу все эти записи, почти в неизменном виде.
Неплохая дорога пересекает Казахстан с северо-запада на юго-восток, от Уральска до Шымкента — машин мало, дорога ровная, ремонты лишь местами, да скучно… Степь да степь кругом. Чем дальше на юг, тем меньше в степи травы и больше песка. Уже очень жарко.
Казахская заграница была отмечена общением с полицейским патрулём. Хотя, этих прощелыг с большой дороги назвать полицейскими не поворачивается язык. Они сфотографировали через экран радара меня, обогнавшего их «приору» в одном из аулов, обозначенных белой табличкой. Ближайшие строения были далеко за бетонным ограждением трассы и табличку я пропустил. Мне было показано множество картинок моей спины с подписями от 82 км/ч до110 км/ч. Я был застигнут врасплох, так как не удосужился изучить казахские правила и размеры штрафов. В милицейской «Приоре» «злой» казах за рулём, слева от меня неспешно составлял протокол, рассказывая, что «им самим ничего не надо» и как в этом же ауле мне предстоит заплатить на главпочтамте десятки тысяч тенге. Его обещания путались — начал он с тридцати тысяч, а потом дошел до пятидесяти. Называемые суммы меня действительно насторожили, кто их знает, казахов, может у них европейские размеры штрафов за скорость (что, кстати, подтвердилось). «Добрый» казах, сидящий на заднем диване, с азартом делал мне знаки рукой. Хотя, знак был лишь один — отчаянно развёрнутая пятерня руки. «Братан,- непрерывно говорил он, потрясая растопыренной пухлой ладонью,- не обижайся, братан…». Сначала пятерня означала сумму в российских тысячах рублей, но после моих «братских» увещеваний опустилась до казахских тысяч. «Братан, давай, братан, без обид, братан, удачи, братан», — слышал я из машины отъезжающего патруля от «доброго». Но после «решения вопроса» они меня уже не интересовали, и я демонстративно-презрительно отвернулся, пользуясь вынужденной остановкой для поглощения горячей воды из двухлитровой бутыли.
Справка по Казахстану:
1 000 тенге = 3,1 доллара (июнь 2017 г.)
1 рубль = 5,5 тенге
92-й бензин -165 тенге;
Между заправками может быть до 400 км, нужна запасная канистра, а то и две.
Мотель – в среднем 2000 тенге с человека по схеме: туалет в номере, душ на этаже. Если едешь один, то, как правило, никого не подселяют.
Поесть в придорожном кафе — 800-1000 тенге.
Несмотря на то что камер на дороге не видно, все едут медленно. Потому как превышение на 10-20 км/ч – штраф 22 690 тенге, 20-40 км/ч — 34 035 тенге, более 40 км/ч — 68 070 тенге. Может лучше пешком?
Угораздило меня оказаться в Узбекистане в середине июня на мотоцикле. Набегающие потоки воздуха на ходу напоминают работу паронагнетателя в парилке общественной бани. Голова к вечеру похожа на чугунок пшённой каши, вынутой из хорошего узбекского тандыра. Пограничники Узбекистана отрабатывают свой хлеб по полной. Впрочем, никуда при этом не торопясь, но с полной проверкой всего провозимого багажа. Примерно три транспортных средства за час. А, поскольку, нас, таких счастливцев, оказался на границе с десяток, то процедура заняла не больше трёх часов.
Выехав из пограничной зоны, казалось бы, можно радостно расправить крылья, но через полкилометра вас так же радостно встречают на полицейском посту и предлагают «пройти». Ведь нужно зарегистрироваться. Не спеша проходит процедура записи ваших данных в специальный толстый журнал. Попутно — заботливые вопросы о причине красноты ваших глаз, ведь в сорока четырёхградусном тепле (и это в тени!) они, помещённые в шлем-интеграл, должны излучать блаженство и негу. А краснеют они в основном от пива, причем не менее двух бутылок. И, видимо, эту гипотезу придётся проверить, проехав в соответствующее учреждение. Впрочем, вопрос можно решить намного быстрее… Решив каким-то образом «вопрос» с этими мордоворотами (нужно обязательно рваться ехать в медпункт, даже если накануне вы действительно выпили пару бутылок как я), через пару десятков километров вы подъезжаете к следующему посту и всё начинается с начала. Есть ещё одна проблема. В государстве практически нет 92-го бензина. И даже тот 92-й, который редко можно встретить, производится из газового конденсата, и как к нему отнесётся приличная техника — большой вопрос. Большинство автомобилей переоборудовано под газ (но в умелых руках узбекских водителей они ездят как на гоночном бензине с октановым числом не менее 100). Короче, мотоцикл в Ташкенте пришлось запарковать во дворе хостела и дальнейшее знакомство как с городом, так и с государством, продолжалось посредством такси и скоростных электропоездов.
Если Нью-Йорк – город желтого дьявола, а Рио-де-Жанейро классик назвал городом, где все поголовно ходят в белых штанах, то Ташкент — это нечто среднее между ними. Ташкент — это город белого Шевроле. Произошло так благодаря мудрости руководства страны по трём причинам, а именно: Шевроле здесь есть, потому что их здесь делают; белые они потому что очень жарко, а укомплектование автомобиля кондиционером мало кому по карману; других машин нет, потому что ввозная пошлина близка к ста процентам. Вот так и вышло, что город расцвечен в основном белыми Матизами, Спарками и Нексиями. А редкие белоснежные Каптивы выглядят на их фоне роскошными лимузинами. Кстати, узбекские автомобили совсем даже не плохие – выглядят современно и ездят хорошо, особенно симпатичен мне задорный, весёлый Спарк. Справедливости ради, нужно добавить, что иногда встречаются и другие автомобили — черные, большие (японские, немецкие, и даже английские). На них мучаются сами мудрейшие.
Ташкент – город по-настоящему столичный, с красивыми зданиями, широкими проспектами, зелёный и чистый. Очень недорогой. В городе таксисты редко просят больше пятнадцати тысяч сом (для перевода в рубли делим на 140). Поесть в отличном ресторане в центре города будет стоить вам около сорока тысяч (триста рублей). Черешня на рынке — двенадцать тысяч, помидоры — пять тысяч. Индивидуальная экскурсия в Национальном музее стоит три тысячи сом (чуть более двадцати рублей), а сам билет – четыре тысячи. Представляю, каково в Москве узбекам пересчитывать московские цены на свои миллионы сомов. При этом, официальный курс и черный отличаются более чем в два раза — признак нездоровой экономики (поэтому банковской картой рассчитываться не стоит, получится в два раза дороже). Несмотря на это, люди с гигантским уважением относятся к своим президентам, особенно к первому президенту Узбекистана Исламу Каримову, бессменно управлявшему страной более 25 лет. Даже в бытовых разговорах многие люди называют его исключительно по имени-отчеству. Люди добрые и приветливые. Наверное, это потому, что редко кто бывал дальше родного Узбекистана – не по карману. К тому же, узбекские дипломы не котируются в России (как, впрочем, и наоборот), поэтому интеллигенция трудится на родине (список вузов и НИИ вызывает уважение). Ну а в Москве, Подмосковье и прочем замкадье трудятся ребята из глубинки и у них отношение к России уже несколько другое.
В Бухару и Самарканд ходят скоростные поезда «Афросиаб». За окном проносятся поля помидоров, огороды с окостеневшей от жары землёй, проплывают очертания гор в далёкой дымке. В поезде весёлый узбекский дедушка напротив всю дорогу надувал щёки, делал свирепые глаза, поднимал указательный палец вверх и страшным голосом вопрошал у маленького внука: «дэньги эээсть???». Внук отвечал: «эсть, эсть!!!» и смеялся от восторга, пока не заснул. Когда он через два часа проснулся, первое, что прямо перед собой увидели его с трудом разомкнувшиеся, заспанные глаза были выпученные зрачки, надутые щёки и указательный палец неугомонного деда, и, не дожидаясь вопроса, он немедленно согласился: «эсть, эсть, эсть!!!»
В провинции, в Самарканде и Бухаре я наконец-то увидел то, что грезилось мне в детстве – и высокие минареты, и величественные купола над стенами, украшенными нарядной восточной мозаикой, а под ними пёструю восточную толпу. И это, в отличие от столичного Ташкента — настоящий мусульманский восток, и в вечерних городских чайханах удивительно видеть компании веселых мужчин, с бутылками Кока-колы и чаем на столах.
Через неделю я снова с удовольствием оседлал свой мотоцикл, покидая раскалённый Ташкент. Пройдя в очередной раз все прелести узбекской таможни, я оказался в таджикском городке Бустон. Сначала, конечно, нужно заправиться. Но банковскую карту на заправке не принимают и объясняют, как проехать на городской рынок, чтобы завладеть таджикской валютой. На базаре первый же сидящий у входа дедушка на вопрос где поменять деньги, отвечает, что конечно же у него. Вокруг мотоцикла и нас с дедушкой постепенно собираются таджикские мужчины. Деловая часть встречи постепенно переходит в культурную. Дедушка пристально щурится: «Стихи великого таджикского поэта Омара Хайяма знаешь? Можешь что-нибудь прочитать на память?» Я с удовольствием декламирую:
«Сияли людям зори — и до нас!
Текли дугою звезды — и до нас!
В комочке праха сером, под ногою,
Ты раздавил сиявший юный глаз...»
Дедушка растроган, окружающие мужчины улыбаются, читаю им ещё и «нашего всего» Пушкина, вслед мне поднимаются руки, желают счастливого пути…
На выезде из города, на перекрестке, я услышал настойчивый свист — свистели откуда-то сбоку, как выяснилось из патрульной машины, припаркованной на другой стороне перекрёстка, причем, не прибегая к табельному свистку. Мелкий демон с двумя лычками на погонах предлагает мне пересесть в его карету. Происходит следующий монолог демона: «Пакупал ты валют на рынок, я снимал… Вездэ камер, запись на телефон у меня… поедем отдэление, закроют тэбя, статья есть… признайся, брат, решаем на месте… меня тоже жена, дети, давай пабратски.»… Я посидел некоторое время молча, обдумывая, а потом потянулся за телефоном и стал перебирать кнопки. «Что, брат, ищэш статья?», — демон строго посмотрел на меня. «Не… номер смотрю… Сейчас позвоню, проконсультируюсь.» Демон был молодой и глупый. Я стал металлическим голосом перечислять телефоны, которые у меня, якобы, записаны для «консультации» — консул, посольство, комитет госбезопасности, служба собственной безопасности. На последнем пункте мытарь повернулся и стал смотреть на меня. Я тоже, не моргая, вперился ему в глаза. Так мы сидели некоторое время. Затем что-то дрогнуло в мелком бесе, он медленно отвёл взгляд, а его рука так же медленно протянула мне документы. Попрощался он вполне бодро и по-деловому, так как будто бы полагаемый штраф был даже вполне уплачен. Были это, наверное, специализированные, пригранично кормящиеся по отработанной схеме мытари, так как далее, вплоть до Душанбе никто более не беспокоил, а на всех пунктах даже показывали проезжать мимо шлагбаумов.
Минуя большой Худжанд и срезав при этом сотню километров, я не спеша тарахтел вдоль одетого в бетон полноводного канала, объезжая ухабы и ямы пыльной сельской дороги. Тут и там вблизи многочисленных аулов плескались шумные ватаги пацанов – каникулы. А я, истекая потом, с завистью смотрел на них, и, наконец, не выдержав соблазна, остановился рядом с одной из компаний под раскидистой ивой, и присоединился к ребятне. Вода была тёплой и мутной, мощное течение понесло меня назад в Узбекистан. Я сопротивлялся, в Узбекистан мне не хотелось, в Таджикистане как-то легче дышалось, люди больше улыбались, не было столько оборотней в погонах, но зато было сколько хочешь бензина. Поэтому я, напрягши все свои плавники и ласты, причалил к берегу, отдышавшись, пообщался немного с пацанами и потарахтел дальше в сторону Душанбе.
Дикая жара и ухабы деревенской дороги сделали своё дело: пластиковое крепление китайского кофра немного расплавилось, отстыковавшись от ракеты-носителя он с жутким грохотом приземлился на асфальт и, попрыгав за мной некоторое время, замер в придорожной канаве. На дороге при этом образовался шлейф из трусов, носков, туалетных принадлежностей и нескольких банок консервов. На глазах заинтересованно наблюдавшей из автобусной остановки публики, я озадаченно соображал, как со сломанными креплениями мне вернуть всё это на место, проехав затем Памирские горы и вернуться обратно через несколько часовых поясов домой. Второй кофр показывал признаки скорого следования примеру первого и так же обещал в самое ближайшее время освободиться как от мотоцикла, так и от поклажи. А ведь они благополучно прошли Монголию!
Кофры притянуты к раме, рамкам и друг к другу резиновыми жгутами, а дорогу вдруг обступили горы, и она стала стремительно набирать высоту. По пути к Душанбе, через несколько перевалов нужно пересечь три хребта – Туркестанский, Зеравшанский и Гиссарский. Это уже серьезные горы с пятнами снега наверху в июле. Безлесные, мрачные. Дорога хреновая и страшная, фуры заворачивают на серпантине аж со встречной обочины. Жара быстро сошла «на нет» и обернулась бодрящим холодком, а в многочисленных тоннелях темень и леденящий сквозняк и вовсе нагоняли жути на одинокого мотоциклиста. «Здесь вам не равнина, здесь климат иной», — пел хриплым голосом классик. Иными становятся здесь и водители. Способствует этому, что ли, какой-то особый, мертвенно-серый ландшафт остроконечных гор, отсутствие хотя бы каких-то красок кроме бледно-голубого холодного неба, но отчаянная удаль местных мужчин, оказавшихся за рулём не знает границ. Усилен сей эффект повсеместным и круглосуточным употреблением насвая (в Таджикистане его называют нос) – прекрасное тонизирующее средство для вождения, особенно если в его состав — специально для требовательных гурманов — добавлен верблюжий кизяк и куриный помёт. В одном из аулов, снизив скорость, я привстал на подножках, чтобы пошевелить затёкшими ногами, да проветрить в штанинах и так, стоя, ехал, пока не закончилась деревня. Едва опустившись на сиденье, я почувствовал ощутимый шлепок в многострадальный левый кофр — это пронеслась, вихляясь на убитых амортизаторах и задев мой мотоцикл, обгоняющая меня видавшая виды японка. Удар был не такой, чтобы сразу повалиться, но приятного, согласитесь, мало. Отойдя от некоторого замешательства, я сделал вывод, что пилот родстера учинил это умышленно — дорога была достаточной ширины для обгона, тем более для обгона мотоцикла. Скорее всего ему не понравился «рисующийся» байкер, ехавший стоя. И вот, я решил догнать его, чтобы зачем-то записать на камеру номер машины. Я добавил газу и стал, не спеша, приближаться. Сквозь заднее стекло я рассмотрел, что в машине он один, что, надо признаться, добавило мне уверенности. Наверное, увидел в зеркало и он меня и, возможно, тоже ускорился, было уже не разобрать. Так или иначе, приблизившись на нужное расстояние и сделав задуманное — нажав кнопку камеры, я стал уже отпускать его, как вдруг за очередным поворотом въехал в плотную стену пыли. Подумав сперва, что, как осьминог, спасающийся от погони выпускает облако чернил, так и мой визави поднял облако пыли, наехав на обочину, я кое-как вслепую притормозил и остановился. И вот, пыль медленно рассеялась, а на дороге постепенно обозначилась лежащая на крыше и парящая растёкшимся антифризом японка с ещё крутящимися задними колёсами. Впереди и позади меня уже остановилось несколько автомобилей и люди бежали к перевернувшейся машине. Водительская дверь её вдруг открылась и из неё вывалился водитель. Затем он поднялся и своими ногами, полусогнувшись, держась за туловище, дошёл до обочины, сел на землю и так сидел, бессмысленно оглядывая окружавших его людей. Убедившись, что человек не останется без помощи, я поехал своей дорогой – кто знает, как это внезапное собрание местных водил могло отнести к данной ситуации мою скромную персону. Оставшиеся пятьдесят километров горной дороги до Душанбе пришлось ехать уже в темноте.
- Vitalich
- Андрей Шаперов
- 8 января 2018 в 1:50
- 10
- +83
- Jabberwocky
- 8 января 2018 в 13:35
- ↓
Очень увлекательно! Редкой красоты слог, читать приятно! Спасибо!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (9)
RSS свернуть / развернуть