Блог им. Vampir4ik → Кавказ 2021: приключения диванных эндуристов. Часть 2.

Как же всё-таки здорово просыпаться чистым и свежим в мягкой кровати! Второй (если не считать доездинг) день нашего увлекательного отпуска начинался с яркого солнца, завтрака в беседке с видом на Софийское ущелье и вагона энтузиазма, который мы собирались в это ущелье отвезти. После вчерашних приключений я был уверен, что всё самое страшное позади и сегодня мы наконец-то погоняем в своё удовольствие по теперь уж точно простеньким грунтовкам — ведь эти дороги я уже проходил три года назад на своей машине, не испытывая при этом особых проблем. Уж на мотоцикле-то там проехать — как нечего делать! Как вы, наверное, уже понимаете, я снова немного ошибся в расчётах.

Большая текстовая версия под катом, а прямо тут трёхминутный 4k-ролик с местными красотами. Enjoy!




Собирались мы неторопливо. В последнее время мне вообще очень нравится никуда не торопиться: когда у тебя нет четкого плана «выезжаем в 10, обед в 12, отбой в 22», ты особо не переживаешь, если что-то вдруг идёт не так. Да, есть очевидный минус — в этом отпуске пару раз мы едва успевали в некоторые места просто из-за того, что заранее не смотрели, как они работают. Но с другой стороны — мы бы не сильно расстроились, если бы туда не попали. Мы ведь просто катаемся!

Софийское ущелье, утро

В половине одиннадцатого на полностью загруженных мотоциклах мы свернули в сторону Софийского ущелья. Асфальт сменился грунтовкой, мы немного заплутали, пытаясь найти ту единственную дорогу, ведущую к водопадам, а Рома с Мишей уже по разу завалили мотоциклы. Но после вчерашнего это уже не казалось чем-то из ряда вон выходящим. А вот как минимум странным мне показался первый же подъём, который нам предстояло преодолеть по пути в ущелье: я отчётливо помнил, что на машине я сюда вполне себе спокойно забирался, лишь пару раз чиркнув днищем о камни. На мотоцикле же эта дорога оказалась препятствием существенным — подъём был достаточно крутым, с большим количеством уступов и крупных камней, норовящих попасть под колёса и кидающих мотоцикл из стороны в сторону.

Мы снова перешли к поочерёдному преодолению сложных участков, когда каждый следующий начинал подъём только после того, как впередиидущий его завершал. Спасибо нашим гарнитурам за связь, однако. Забравшись первым, я вновь услышал в наушниках расстроенные голоса, говорящие об очередном падении. А ведь это был первый подъём всего в нескольких сотнях метров от начала пути в ущелье! Где-то в этот момент мы падения считать перестали, но я тихо про себя радовался, что свой счёт так и не открыл.

Местные провожали нас осуждающими взглядами

Дорога была тяжеловата, но не так чтобы очень. Мы поднимались в ущелье, а я думал о том, куда мы сегодня успеем доехать — конкретных планов на ночёвку не было. Местами нам попадались УАЗики, везущие туристов, пешие отряды с рюкзаками, а на дороге то и дело встречались лужи и небольшие ручейки.


Минут через сорок мы добрались до участка дороги, идущего по руслу реки Софии. На машине я здесь проезжал без проблем, а вот проезд на мотоцикле представлял собой куда более интересное занятие — каменистое дно давало ненулевую вероятность падения и заливания всех вещей (а главное — двигателя!) холодной ледниковой водой. А потому проходили проблемный участок мы по очереди, страхуя друг друга, чтобы в случае очередного падения быстро поднять мотоцикл из воды.


Кстати, по поводу падений — Рома оказался незаменимым помощником, который с лёгкостью поднимал гружёные мотоциклы, не снимая с них вещи. Иной раз мы с Мишей вдвоём не могли поднять байк, но тут подходил Рома и… В общем, хорошо, что мы тогда не сожгли его в лесу.

Дорога, Рома и бабочка, удачно попавшая в кадр

После преодоления речки начинался приятный грунтовый участок дороги, езда по которому была чистым турэндурным удовольствием: едешь 70+ км/ч, подпрыгивая на кочках, лавируешь между УАЗиками с удивлёнными туристами и в очередной раз чувствуешь себя пилотом Дакара. На минималках, ага.


По мере нашего приближения к цели, небо над ущельем всё сильнее затягивалось. За пару километров до окончания дороги начал накрапывать дождик. На поляне, где завершают свой путь УАЗики, отправляя туристов дальше пешком, мы забрались под крышу беседки и устроили обед. Я понадеялся, что дождь будет идти недолго и у меня таки получится поднять коптер в небо и поснимать водопады с высоты. Но стоило нам уйти по пешей тропинке буквально метров на семьсот от лагеря, как прогремел гром и небеса разразились проливным дождём. Мы спрятались под огромной сосной, надеясь переждать непогоду, но тщетно — по прошествии получаса ливень так и не прекратился, лишь то и дело меняя свою интенсивность. Посовещавшись, мы приняли решение возвращаться к мотоциклам, так как тропу, ведущую к водопадам, размыло и она стала представлять собой глиняное месиво.

Ветер, гром и шум дождя это фото, к сожалению, не передаёт

Пешим туристам, возвращающимся под этим ливнем, мы точно не завидовали. Но они поедут обратно на УАЗиках, а вот нам предстоял куда более интересный квест: укатанная грунтовка, по которой мы ехали последние несколько километров, превратилась в настоящий каток — шины моментально замылились и наши мотоциклы стали вести себя как коровы на льду. Падения продолжились. Да, спасибо, что не Pilot Road, но и Mitas'у в этой ситуации было несладко. Обратная дорога до русла реки была незабываемой и неслабо нас измотала, а ведь это была равнина!


Речка после эквилибристики на глине уже не казалась сложным испытанием, а вот дальше стало совсем интересно.


С чем можно сравнить спуск по скользкому грунту металлической тушки весом под 300 килограммов, у которой всего два колеса и центр тяжести где-то в метре над землёй? Мне ничего в голову не приходит. Но это очень захватывающее мероприятие. Для себя я выработал основное правило — не тормозить. Чтобы небольшой гироскопический эффект эту тушку хоть как-то стабилизировал. И по возможности ехать по дну ручейков/ложбинок, коими изобиловала дорога: ведь чтобы тебя никуда не стащило, нужно просто сразу ехать по самому глубокому участку.

Я был уверен, что Миша навернётся, но он справился!

После очередного сложного спуска я остановился, чтобы подождать ребят и давал им советы по радиосвязи. И тут случилось эпическое. Рома, спускавшийся после меня, заглох прямо на ходу, что поспособствовало блокировке заднего колеса. Управление было практически утеряно, потом он заблокировал переднее, мотоцикл стало кидать из стороны в сторону, он ударился правым кофром о грунтовый край дороги, кофр оторвало, сам Рома весело улетел с мотоцикла, а я наблюдал за этим перфомансом практически из партера и думал только об одном — чёрт, ну почему я именно сейчас не включил камеру?

Дальше в течение двадцати минут мы наблюдали за максимально брутальной картиной — Рома топором правил распоротый алюминиевый кофр, чтобы была возможность повесить его обратно на мотоцикл. Дождь всё не прекращался, но было довольно тепло, а потому мы практически не потеряли боевой дух.


Во время спуска обсуждалась идея никуда дальше не ехать, а просто вернуться обратно в ту же гостиницу, из которой мы уехали утром — снова просушиться, сходить в баню, а завтра уже отдохнувшими продолжить путь. Но это было бы слишком скучно. Вернувшись на асфальт, мы повернули на Архыз. Договорились остановиться где-нибудь под навесом, чтобы поесть и прикинуть дальнейшие планы, но Рома, идущий впереди, так и не заметил подходящей крыши, а потому мы просто проскочили посёлок и остановились лишь у какого-то банкетного зала, расположенного чуть ниже в ущелье. Его хозяева, устроившие классический допрос «сколько жрёт и прёт» позволили нам воспользоваться своим навесом, под которым мы в итоге и пообедали пайками. Следующей точкой интереса была Специальная Астрофизическая Обсерватория РАН, что в Нижнем Архызе, и уже через десяток-другой минут мы поворачивали к ней.

Асфальт после Софийского ущелья казался чем-то невероятным

Перспективы успеть на экскурсию у нас сегодня явно не предвиделось, зато возможность заночевать в палатке под чертовски звёздным небом всем сильно импонировала. Перед подъёмом к обсерватории находился КПП, который в прошлый раз (когда, напомню, я был тут на машине) никаких проблем не вызвал. Но не сегодня.

— Добрый день, мы в обсерваторию хотим подняться
— *вздыхает* Ребята, экскурсии в обсерватории проводятся с пятницы по воскресенье, а сегодня — вторник
— Эээ… ну там же ещё гостиница есть рядом, мы вот хотели заселиться…
— А, вы в гостиницу! Ну тогда проезжайте, только аккуратнее там на поворотах


На этих поворотах мы были аккуратны как никогда

Как мне пришла в голову мысль про гостницу Андромеда, что буквально в полукилометре от обсерватории — не знаю. Но нас пустили, и это было здорово. Подъём, который я хорошо запомнил по прошлой поездке, представлял собой пятнадцатикилометровый серпантин с идеальным асфальтом. Если вам не интересен космос и вот это вот всё, то немедленно отпишитесь проехать эту дорогу стоит хотя бы ради видов и настоящего кайфа от вождения. Митас, конечно, не давал фантастического зацепа в поворотах, но на контрасте с утренним превозмоганием на глиняных участках вдоль Софии я чувствовал себя очень уверенно. Ну а закат, во время которого мы совершали этот подъём, я просто не смогу описать. Сами всё видите на фотографиях с квадрокоптера.


Изначально мы с ребятами думали бросить палатки на одном из местных живописных склонов, но, к моему большому удивлению, оказалось, что в Андромеде есть свободные номера и нас были готовы сюда заселить. Перспектива поспать в нормальной кровати, постирать одежду и полноценно отдохнуть всех воодушевила.

На контрасте со вчерашней эта гостиница смотрелась очень бедно — казалось, что со времён Союза ремонта здесь так и не случилось, но постоянный спрос и полное отсутствие конкуренции не дали ей умереть. Приятной, необычной и очень аутентичной оказалась атмосфера, царившая в Андромеде в тот вечер: мне вспомнился «Отель У погибшего альпиниста» Стругацких — немногочисленные колоритные постояльцы, тёмная ночь за окнами и болтовня в общей столовой за поздним ужином обволакивали каким-то неповторимым уютом. Думалось, что сегодня тут обязательно должны кого-то убить, а до утра мы должны будем отыскать преступника и передать его в руки опоздавшей полиции. В принципе, Рому мне было бы не очень жалко.

От прибывших последними туристов мы узнали, что сегодня состоится ночная экскурсия со специалистом из обсерватории: с историями про космос, просмотром неба в телескоп и огромным количеством звёзд. На неё, вроде как, нужно было записываться заранее, так как количество мест ограничено, но нам удалось пролезть без записи и эти два часа были очень интересными — потрясающе звёздное небо, млечный путь, который видно невооружённым взглядом, прекрасный воздух и дикие лошади, которые в кромешной темноте подошли вплотную к нашей группе, столпившейся у вынесенного на улицу телескопа.

Люблю такие приятные случайности — а ведь мы собирались сегодня просто вернуться во вчерашний отель.


***

Уже в восемь утра следующего дня мы ловили огромных ящериц, которые вылезли погреться на небольшую террасу отеля. Завтрак мы устроили там же, ведь чем мы хуже ящериц, правда? Почти безоблачное небо, тепло, лошади, пасущиеся на противоположном склоне горы — всё в этом моменте было прекрасно. Всё, кроме галет и печёночного паштета из сухпайка. Хотя нет, печёночный паштет был ещё ничего.


Расправившись с галетами и собрав сушившиеся после вчерашней стирки вещи, мы решили разнообразить наше приключение пешей прогулкой в сторону обсерватории.

Экскурсии здесь, кстати, крутые — но только с пятницы по воскресенье

Возле самого здания (которое, надо отметить, выглядит очень внушительно) ловить было особо нечего и мы отправились выше, изучая ведущую дальше в горы грунтовку. По ней, планируя маршрут в Москве, я хотел добраться до соседнего ущелья — «ну так, чисто поэндурить немного, отдохнуть от асфальта». Сегодня, памятуя о прошедших двух днях, все мысли ребят про «поэндурить» я сразу пресекал. Хотя они не особо и настаивали — тем более, что прогноз погоды обещал днём дождь, снова встречаться с которым в горах нам совсем не хотелось.


Мы бесцельно бродили: просто дышали чистым воздухом, фотографировали всё вокруг, я распугивал коптером лошадей и пытался снять максимально эпичные планы. Ближе к одиннадцати мы нагулялись и решили возвращаться к мотоциклам. В планах на сегодня было добраться до Сентинского храма, находившегося в соседнем ущелье, и заночевать (ага, щас!) на территории Тебердинского заповедника.


Дорога до Зеленчукской, где мы решили пообедать и закупиться дополнительной провизией была прекрасной — сначала всё тот же спуск к Нижнему Архызу, изобилующий поворотами, а потом тридцать километров по идеальной асфальтовой прямой. Обед там я запланировал не просто так — кафе, расположенное на выезде из станицы, я приметил ещё в прошлую свою поездку — шурпа здесь была отменная. В этот раз, как мне показалось, цены тут чуть подросли, но вкусом настоящего домашнего обеда с местной кухней все остались довольны.

Рекомендую посетить до того, как ему дадут звезду Мишлен. А то потом очереди начнутся.

По прекрасной погоде мы добрались до Тебердинского ущелья, лишь на полчаса остановившись на выезде с Карачаевска: выше в горах шёл дождь и мы решили переждать его, чтобы не надевать дождевики. От Нижней Теберды к храму ведёт сомнительного качества каменистая грунтовка, берущая начало у моста (в сторону Домбая). В её начале дежурят местные на УАЗиках. Конечно же, нам посоветовали оставить мотоциклы и поехать наверх на арендованном внедорожнике, а то там дорога очень плохая и мы обязательно попортим себе резину и попадаем с байков. Но к этому моменту мудрость "послушай местных и сделай наоборот" окончательно укоренилась в наших умах и мы таки решили рискнуть. И не зря: ничего сложного в этом подъёме не было, забраться сюда можно, пожалуй, на любой переднеприводной легковушке.


Выглядит, кстати, эта дорога вот так

Подъехать к самому Храму (памятнику X века, между прочим), естественно, нельзя, но у достаточно крутой тропинки, ведущей к нему, есть отличная небольшая стоянка — на ней мы бросили байки и налегке пошли вверх. Здесь находится, наверное, одна из лучших обзорных точек Тебердинского ущелья. Туристов практически не было — за полчаса, что мы провели у Храма, здесь побывало дай бог десять человек.
Половина из которых с бОльшим интересом наблюдала за квадрокоптером, чем за окрестными пейзажами.



На обратном пути мы были заняты обсуждением принципа работы инжектора — я утверждал, что при закрытии газа и движении накатом подача топлива полностью прекращается, Миша же занял позицию противоположную и утверждал, что на его Триумфе это не так. Увлёкшись этой дискуссией мы спустились мимо владельцев УАЗиков, проводивших нас расстроенными взглядами. До поворота на Военно-Сухумскую дорогу (КПП в заповедую зону) нас вели сорок километров прекрасного асфальта вдоль реки Теберды.

Вообще, даже если вам не нужно это самое эндуро, стоит приехать сюда хотя бы чтобы просто покататься по этим ущельям — дороги к Кавказскому хребту от равнины (до Архыза, Домбая, Эльбруса, Джилы-Су) — это сотни километров чистого удовольствия от вождения. С подъёмами, спусками, поворотами и видами, от которых захватывает дух. Будете вы на машине или мотоцикле — не важно, ведь если вам нравится ездить — здесь вы точно получите море эмоций. На мотоцикле, естественно, их будет в два раза больше :)

К повороту в ущелье Гоначхир, где я и хотел сегодня заночевать, мы подъезжали в шестом часу вечера. Прямо у КПП нас встретил человек в костюме цвета хаки на ВАЗ-2115 и сказал, что сегодня проезд уже закрыт, и попасть на территорию получится только завтра. Конечно, я подозревал, что заночевать на территории заповедника просто так не получится, но попытаться стоило. Мы решили уточнить, а где вообще тут поблизости можно кинуть палатки — всё-таки товарищ местный как-никак.

— Тут заповедник, где угодно просто кинуть палатку нельзя. Вы можете спуститься вниз к Теберде, или, как вариант — под Домбаем есть отличный кемпинг, по 300 рублей с человека. Лес, вода, костёр — всё есть!

Кемпинги я не люблю. Это вроде те же палатки, но вокруг другие люди и какой-никакой сервис. То есть это какой-то странный компромисс между удобствами гостиницы и дикостью отдыха в лесу, а я предпочитаю либо одно, либо другое. Но возвращаться вниз не хотелось — завтра были точки интереса в Домбае, а потому тратить время на логистику было бы неуместно. А наш новый спутник, представившийся Хасаном, любезно согласился нас проводить.

Через некоторое время мы, следуя за пятнашкой Хасана, уже проезжали Домбай. Наш проводник, петляя по узким улочкам, вёл нас куда-то на другую сторону города. В конце концов дорога упёрлась а шлагбаум, объехать который можно было разве что на мотоцикле. Хасан оказался мужчиной очень спортивным и ПОБЕЖАЛ по дорожке в сторону леса, ведя нас за собой. Мы, конечно, подозревали, что здесь что-то не чисто, когда проезжали знак «заповедная зона, проезд запрещён», но в целом ничего страшного случиться с нами не должно было.


Run, Forest, run!

Как и было обещано, мы оказались в лесу возле небольшой запруды с чистейшей водой, которая наполнялась потоком горного ручья. На площадке были и кострище, и стол, и даже импровизированная лавочка. Как вы, наверное, уже догадались, по 300 рублей за кемпинг нужно было отдать именно Хасану :)

У нас, конечно, остался лёгкий привкус какого-то обмана, но с другой стороны — мы ночуем в отличном месте, вокруг никого и до Домбая буквально рукой подать, на что жаловаться? Мы развели костер, разогрели содержимое пайков на нём, а потом ещё долго слушали шум ручья и пили чай и кофе, заваренные на воде из запруды. Вечер проходил чудесно.


Близость города давала ещё один бонус — в палатке ловила сеть и я тут же полез загружать контент в Инстаграм. А то как же, как будто и не в отпуске вовсе. Закончив с этим, я отправил пауэрбанк и гарнитру на зарядку, подключив их к мотоциклу. Заснул быстро — сытный ужин, свежий воздух и дневные приключения сделали своё дело.

***


Утренний Домбай

Наскоро закончив с утренним туалетом, я первым делом поднял в воздух малую авиацию, от чего через некоторое время из платок повылезали и ребята. Мы неспешно позавтракали, собрали вещи и уж было собрались выезжать, как вдруг… Вы верите в карму? Да-да, это какая-то антинаучная фигня, но, кажется, не стоило мне в первый день так активно ругаться на Рому, обвиняя его в том, что он высадил аккумулятор своего мотоцикла, дёргая стартером после замены сцепления. Пауэрбанк Xiaomi на 20к миллиампер-часов за ночь успешно высосал в ноль аккумулятор и при этом ещё и не зарядился полностью!

Пока мы тщетно пытались завести мотоцикл, спуская его с горки (хорошо, что дорога в Домбай шла вниз), я вспоминал наш совместный отпуск с pahomius — тогда на Ай-Петри он тоже был вынужден толкать меня. Но там мотоцикл легко завелся с первого раза. Сейчас же у нас ничего не получалось и после нескольких неудачных попыток таки пришлось снимать весь такелаж, чтобы добраться до аккумулятора и прикурить.


Мне было чрезвычайно стыдно и обидно за ситуацию, тем более, что я обычно самый вредный в тусовке, который постоянно всех упрекает и вообще ведёт себя как мистер «я же говорил!». Но на этом наши злоключения не закончились. Следующей точкой интереса был Алибекский водопад, расположенный в приграничной зоне, в 6 км от которого был КПП, где мне сообщили, что без паспорта (который, как вы помните, я забыл в Москве) меня развернут на полпути к водопаду. В итоге Рома с Мишей поехали без меня, а я отправился есть безумно дорогой Домбайский шашлык и слоняться по окрестностям.

V-Strom (кродёться)

А ребята пропали надолго: дорога, говорят, была не особенно сложная, но вот до водопада пришлось прилично топать пешком. Хотя оно того стоило! А, и ещё — пограничников они так и не встретили. Я расстроился, что не поехал, зато за время их отсутвия мне удалось выяснить, что в Домбае сегодня не будет электричества и на фуникулёре никому покататься не удастся. А это меня обрадовало! Почему? Да потому, что в такой ситуации мы точно должны были к вечеру оказаться на Бермамыте. Но обо всём по порядку.

Пообедав в одном замечательном кафе, которое Миша нашёл, ориентируясь по отзывам, мы выдвинулись в сторону КПП, где вчера вечером нас развернули. Основной нашей целью было озеро Туманлы-Кёль, на котором мы и оказались в начале чётвёртого. Туристов на берегах было прилично, но вот в воду лезли единицы — из-за температуры. Мы же, понятное дело, не задумываясь сразу побежали купаться. Ну не зря же ехали, правда?


Вид на Военно-Сухумскую дорогу над озером

Кроме озера в Гоначхирском ущелье ничего особенно интересного нет, посетителям доступны лишь первые пятнадцать километров дороги, которые ограничиваются шлагбаумом на приграничном КПП. Сама по себе дорога приятная, со множеством поворотов, но после любых радиальных маршрутов от равнины к хребту (той же трассы до Домбая, например), она вас ничем особенно не удивит. Разве что великолепным силуэтом гор на востоке — на фото выше. Заехать сюда стоит ради того, чтобы искупаться — летом вода в озере здорово освежает.


Хотя и на запад вид тоже ничего такой

В пятом часу вечера мы, покинув ущелье, отправились в сторону Карачаевска. Я не оставлял надежды добраться сегодня до Бермамыта, хотя понимал, что до Учкекена, откуда уходит самая удобная дорога на плато, больше 130 километров. Это означало только одно — есть ненулевая вероятность осиливать грунтовку до Бермамыта в сумерках, что является мероприятием крайне сомнительным. Но не нужно забывать, что у нас с собой палатки и провизия! И в случае чего мы можем заночевать где угодно.


На перевале мы, наконец, впервые встретились с Эльбрусом

Заправившись в Карачаевске, мы ушли на восток, в сторону Гум-Баши. Я не мог не показать ребятам, которые никогда здесь не были, один из самых красивых перевалов Северного Кавказа. Петляющая дорога с хорошим покрытием радовала, а сам перевал вызвал невероятные эмоции — настолько захватывающая панорама оттуда открывалась.


Гум-Баши, вид на Верхнюю Мару

Расплатой за фантастические пейзажи являлись оставшиеся до Учкекена (откуда мы должны были повернуть на Бермамыт) сорок километров. Дело в том, что на этом участке асфальт есть, но он с таким количеством выбоин и ям, что тут ты либо топишь, пытаясь пролетать проблемные участки, либо плетёшься, жалея подвеску. Мы, конечно же, выбрали первый вариант. Большую часть пути пришлось ехать по встречке — асфальт там был значительно лучше.

В Учкекене мы оказались в начале восьмого. Солнечный диск был уже предательски близок к горизонту и я понимал, что засветло добраться до плато и поставить там палатки нам не удастся. Но тот факт, что до цели оставалось ~35 жалких километров придавал нам сил.


Миша и закат по дороге на Бермамыт

Путь до плато, каким я его помнил, отчасти предствлял собой неплохую грунтовку, но под самый финиш всё это дело должно было превратиться в адовый адок с джиперскими колеями и спусками-подъёмами. Ехать сюда по темноте — занятие для слабоумных и отважных. Ну и как вы, наверное, уже догадались, солнце окончательно скрылось за горизонтом задолго до того, как мы прошли половину этих жалких 35 километров.

Но об этом — в следующей части.

Спасибо за прочтение!
  • Vampir4ikVampir4ik
  • Андрей
  • 13 октября в 2:16
  • 4
  • ?

Комментарии (39)

RSS свернуть / развернуть
0
Polbred
круть, про Кавказ как глоток свежего воздуха
поделись координатами кафешек, чтобы не искать при случае

и вот это удивило
в шестом часу вечера… человек в костюме цвета хаки сказал, что сегодня проезд уже закрыт

по отчетам народ без проблем ставил палатки на Туманлы-Кёль, надо будет уточнить
+1
Vampir4ik
Вот это кафе в Зеленчукской, которое всем понравилось.
А вот это уютный ресторан в Домбае. Тоже хорош. В остальном лучшая кафешка — наличие сухпайка в кофре.

Палатки на Туманлы может и можно поставить, но:
1) На въезде в ущелье стоит знак, что съезд с дороги, разведение костров и т.п. строго запрещены
2) КПП действительно имеет часы работы, то есть если приезжаешь позже 17-18 (точно не помню) — на территорию просто не пустят
+1
Polbred
прикольно, кафешку в Зеленчуковской не признал, мы в ней тоже обедали по совету местного байкера, по ходу ее слегка отстроили за год

В остальном лучшая кафешка — наличие сухпайка в кофре.
запасы в кофре на ужин у костра, а знакомство с местной кухней совсем отдельная часть программы =)
0
Vampir4ik
Безусловно да! Мы — за гастрономический туризм.
0
IvanPro
Там прямо на будке большими буквами написано, что кемпинг запрещен. Эти и обусловлено ограничение по времени посещения, как я понял.
0
Vampir4ik
Судя по всему, никто не проверяет количество приехавших/выехавших туристов, а потому, въехав днём, наверняка можно тихо где-то заночевать.
Но зачем нам лишние проблемы потом?
0
IvanPro
Может и можно заночевать. Но погранцы на шлагбауме (втором) сказали что «договориться» с егерями не получится. Но это мы обсуждали проезд дальше, до Клухора. Но егеря там одни и те же.
0
Polbred
по ходу все слегка поменялось — на сайте заповедника появились «часы работы маршрутов» в том числе и Гоначхирского ущелья

Время работы туристических маршрутов Тебердинского госзаповедника.

Теберда ущ.Гоначхир до оз.Туманлы-Кель – с 08.00 – 17.00 Летне-осенний период.
0
IvanPro
да, закручивают гайки. Вернулся из Крыма — сплошь и рядом заказники и шлагбаумы на свертках в лес. Где-то объезжаешь, где-то нет ((((
+1
Unfragged
да, коптер в горах всё-таки мастхэв )
0
Vampir4ik
Даа, кадры с него максимально крутые получаются
+1
Michael13
Удивительно, сколько мы всего успевали каждый день. И это с учётом, что мы никуда не торопились. В каждом месте на долго залипали на виды.
0
Vampir4ik
И не говори! Вообще это лучший способ планирования, как мне кажется, когда просто кидаешь точки и неспешно между ними перемещаешься.
0
vovkvalki
Как оно гнаться за Тигром на Штроме? Сильно себя ущербно чувствовал на бездоре? ДА и в общем на сколько доволен Штромом? А то думаю 650-ку поменять, но не знаю на что. Она меня на 90% устраивает
0
Vampir4ik
гнаться за Тигром на Штроме
Бы-гы-гы, так сказать.
Большую часть поездки впереди шли именно V-Strom. Мише было тяжело доставать до земли из-за роста (хотя я не назову его маленьким), а где-то на сложных участках, где приходилось часть времени ползти полупешком, это очень сильно мешало.
По обычному грунту/грейдеру мы шли абсолютно одинаково.
Но, опять же, никто из нас возможности мотоцикла полностью не раскрывал — мы недостаточно круты на бездорожье.
Насколько доволен? Да тоже на 90%. Центр тяжести бы пониже, как на большом гусе. А в остальном — не вижу смысла менять.
0
Krossman
Думаю ради 10% менять не стоит )
+1
Michael13
Единственное, в чём Тигр выигрывает на бездоре — это клиренс. Где на Штроме цеплялись днищем или боялись, что не проедут из-за каких-то больших валунов или резких перегибов, я ехал нормально. Ну и 21" колесо немного помогало.
Но за это пришлось платить высоким седлом и центром тяжести. У меня рост 174, но до земли уверенно полной ступнёй на Тигре я достать не могу. Если в каком-то затычном месте наклоняюсь в ту сторону, где земля ниже, ногой вообще не достаю. А когда достаю, мотоцикл так наклонён, что его уже не удержать (учитывая более высокий центр тяжести и всю поклажу).
По идее можно научиться держать баланс и при его потере моментально переносить всё тело в нужную сторону, оставляя болтаться «ненужную» ногу поверх седла. Но это нужны тренировки и тренировки (см. с 1:37):



При этом Штром двухцилиндровый, благодаря чему гораздо лучше едет на низах, что помогает на бездоре. На Тигре приходится больше работать сцеплением и газом.

У Тигра ещё крутая подвеска и спицованные колёса, но они роляют, когда умеешь ехать и шпаришь на все деньги. Мы так не умеем.
0
Vampir4ik
В общем, как обычно — мотоциклы у нас прекрасные, просто мы рукожопы.
0
Krossman
А что за тигр? Я с ростом 170, вполне уверенно чувствовал себя на версии ралли.
0
Michael13
800 XCX 2016 года. Может у меня ножки коротенькие для моего роста. Или может они седло потом переделали, что лучше стало.
0
Krossman
У меня стояло в положении 85см. А на твоем сколько см?
0
Michael13
84 см в нижнем положении. Но одними сантиметрами нельзя мерить. Нужно ещё на форму седла смотреть. Некоторые формы под ралли/эндуро могут по ощущениям легко несколько сантиметров дать.
0
Cluaran
У меня XCX 15 года и те же 174. Седло в нижнем положении, достаю 2/3 стопы обеими ногами. Но у меня ноги длинные)
На оффроаде нет проблемы дотянуться — вот с отсутствием низов, высоким ЦТ и невозможностью удержать заваливающийся — есть)
0
Michael13
Ну я на ровном асфальте дотягиваюсь где-то 1/3 каждой ноги. В зависимости от нагрузки и наличия пассажира доходит до полной ступни. Но если на бездорожье уклон или яма или другая неровность, уходящая вниз на 5-10 см, там уже без шансов.
Но в целом я к середине поездки привык, начал пользоваться навыком из видео выше, о котором знал в теории, но не было ещё привычки практического применения. И во второй части поездки падать перестал.
0
AlexSloth
Спасибо за пост! Хочу на следующий год поискать компанию для путешествия на Кавказ, из СПб. Резину уже купил злую) Осталось дело за малым)
0
Vampir4ik
Компания — это самое важное.
Миша и Рома — ребята проверенные, поэтому нам всю дорогу было легко и никаких разногласий не было.
Случайным образом подобрать подходящую команду очень трудно.
А вообще некоторые ездят в одиночестве. Крутой вариант, но только если ты не в лютые дебри собираешься, где нет связи и может потребоваться помощь.
+1
AlexSloth
Я хочу по второстепенкам поехать, взять маршрут вроде того что брал на себя Project 18, поэтому да, компания очень важна, одному боязно застрять где-нибудь на полпути)
0
Shura
Что за резину купил?
+1
AlexSloth
Континенталь ТКС-80
+2
Polbred
рекомендую эндурошколу — так сказать два в одном и скил подтягиваешь и найти друзей/товарищей/компаньенов самое оно, ибо часть как раз приходит подтянуть скил перед путешествиями
я так со своим напарником познакомился, ну почти
познакомились то мы уже по дороге на Алтай, но туда нас вытащил третий ученик той же эндурошколы =)
+1
Vampir4ik
А ещё лучше перед дальней поездкой в небольшую локальную на пару дней сгонять! Проверить, так сказать, команду.
А то вдруг он в эндуро-школе отличный парень, а на доп ездит чёрт знает как :)
0
IvanPro
А еще сгонять небольшое соло и понять, что не так оно страшно одному, а плюсов вагон ))))
0
Vampir4ik
Тут скорее не страшно, а скучно.
Но я не пробовал, кто знает :)
0
IvanPro
Как раз наоборот)). Когда ты едешь с кем-то, то вы общаетесь в основном друг с другом. А когда ты едешь один, ты общаешься с кучей разных людей, если есть желание, конечно). А если не хочешь, не общаешься. В компании не общаться не получается, даже если не хочешь)))
0
Vampir4ik
В компании не общаться не получается
Ты просто не ездил с Ромой и Мишей :D Мы реально большую часть пути ехали кто под музыку, кто под аудиокниги — и это было прекрасно!
А когда связь действительно была нужна — все были на связи. Вообще команда у нас подобралась что надо!
+1
IvanPro
Искренне рад ). Я же не говорю что нельзя ездить скатанной компанией. Я говорю, что не надо бояться соло — надо просто попробовать.
0
IvanPro
Но на Кавказе, в глубинке, желание просто поговорить легко может закончиться забитым барашком, днем рождения у не пойми кого и т.д. — это надо учитывать)))
+1
mzp-ND
Фотки отличные и рассказ интересный. С бабочкой — вообще редкий кадр. Спасибо, жду следующей части.
0
Vampir4ik
Благодарю! Рано или поздно допишу :)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. Vampir4ik, Кавказ 2021: приключения диванных эндуристов. Часть 2.