Блог им. Vampir4ik → Кавказ 2021: приключения диванных эндуристов. Часть 1.

Бывают такие истории, в которые лучше не попадать. А бывают такие, которые хочется переживать снова и снова. Вот сижу я сейчас дома в мягком кресле и думаю — ведь не ждал я от этой поездки, которую мы с Мишей Michael13 и Ромой Potemkin планировали аж с прошлого года, ничего особенно выдающегося: утомительный доездинг в три тысячи километров туда-обратно, ну горы там, серпантины, окей — видел я это всё три года назад, когда на машине тут был. Ладно, немного грунтовок, но не зря же я обул свой V-Strom в умеренно злой Mitas — хоть грунта понюхает. Немного. Да.

В общем, об этом мотопутешествии, которое я могу назвать одним из самых ярких и точно самым сложным в моей жизни, лучше всего может сказать всем известная пословица: "Хочешь рассмешить Бога — расскажи ему о своих планах".

А у нас на календаре десятое июля, пять часов утра, безоблачное небо и полторы тысячи километров дороги до начала приключений.



Ночь перед выездом всегда бессонная. Ты собрал все вещи, загрузил мотоцикл. Точно ничего не забыл? Точно. Погода как? Отличная по всем прогнозам. Тогда чего не спишь? Я предвкушаю: впереди тысячи, хоть и не самых сложных, как мне тогда казалось, но твоих километров. Рома рвался выехать в четыре утра, так как всё равно не выспимся, а Миша посчитал идею совсем бредовой и мы переиграли время на шесть.

Мотоцикл я загрузил ещё в среду. Не знаю почему, но к этой поездке я готовился сильно заранее — ни разу ещё такого не было, чтобы у меня байк стоял полностью загруженным за несколько дней до выезда. Ну как полностью — я удивился, что после погрузки всех вещей и аж двух армейских сухпайков (к этому мы ещё вернёмся) места оставалось с запасом.


Давайте оштрафуем меня за парковку на тротуаре. В 5 утра.

Ранним утром субботы мы пересеклись с Мишей прямо на районе — живём в паре километров друг от друга — и отправились на классическое место встречи всех М4-путешественников — заправку ВР сразу после МКАДа. Все были чертовски пунктуальны и мы, встретив Рому, ровно в шесть утра выехали с полными баками в сторону Ростова. В качестве развлечения на период доездинга я в последнее время стал использовать аудиокниги — это практически не отвлекает от дороги и делает ненужные километры гораздо менее заметными. В этот раз в пути меня сопровождала «Священная книга оборотня» Пелевина, которую я скачал в крайне неудачной для поездки на мотоцикле озвучке — некоторые частоты женского голоса диктора смешивались с внешними шумами и сюжет получался для меня несколько рваным. Пожалуй, это было единственное неудобство, с которым я столкнулся.

Хотя нет! Меня постоянно смущал цикличный шелест цепи, который, по моему мнению, говорил о её скорой кончине, а по мнению моих друзей — о том, что я параноик. В остальном всё было прекрасно — отличная погода и жаркий прогноз на ближайшие дни, мягкий ход полностью загруженного мотоцикла, полное отсутствие ветра из-за поднятой мухобойки на ветровике. Я ехал с открытым визором, слушал книгу и предвкушал грядущие приключения. Платные участки М4 — на которой в этот раз наконец-то не было пробок — мы проходили как законопослушные граждане. Ну или где-то на 1/3 законопослушные. Транспондер был только у меня, а потому перед каждым пунктом оплаты мы выстраивались свиньёй и проходили под одно открывание шлагбаума ровной колонной. При этом я практически чувствовал, как немецкие рыцари салютуют нам со дна Чудского озера.

Мы были полны сил, а потому прошли почти триста километров до первой заправки без остановок. Вторая была уже за Воронежем, где мы оказались в районе полудня, показывая достаточно неплохой темп движения. На улице начинало припекать и обед под кондиционерами на комплексе Татнефти оказался как нельзя кстати. Очень удобное место для отдыха по дороге как в, так и из Москвы — как раз где-то середина между столицей и Ростовом — всегда заезжаю.

Дальше начиналось пекло. Температура перевалила за тридцать и мы, поглощая километр за километром, мечтали только о том, как бы поскорее окунуться в воду — ночевать сегодня планировали в карьере под Красным Сулином, решив поставить там палатки. Место было честно подсмотрено в посте у komendant (которому большое спасибо за дельные советы к этому путешествию). Ближе к семи вечера, под уже начинающийся закат и музыку, сменившую Пелевина у меня в шлеме, мы подъезжали к карьеру.

От асфальта к нему идёт средней убитости каменистая грунтовка, проходимая на абсолютном любом транспорте. Но на спуске к воде есть достаточно неприятный участок размытого грунта, который никто из отдыхающих (видимо, побоявшись не выехать обратно) решил не преодолевать. Мы же, решив, что наконец-то столкнулись с достойным препятствием на пути к приключениям, быстро и решительно его переехали.


А сейчас мне кажется, что на фото оно выглядит страшнее, чем в жизни.

Как выяснилось, в жару сюда приезжают отдохнуть не только местные, но и гости из соседних городов, а потому народу было достаточно много. Мы таки нашли свободное место у спокойной, вроде как, компании с детьми, разбили лагерь и пошли купаться. Миша тихо поплавал и вышел, а мы с Ромой, уподобившись местной молодёжи, пытались выиграть премию Дарвина, прыгая с уступов в воду. Охладившись, мы вернулись к мотоциклам и устроили импровизированный ужин.

Помните, я писал про армейские сухпайки, которые мы набрали с собой? Так вот, этот лайфхак я открыл для себя достаточно недавно. В одном пайке — хоть и указано, что он суточный — может быть еды на 4000 ккал, чего в режиме небольшой физической активности хватает дня на полтора-два. Уже приготовленной нормальной еды, которую нужно только разогреть (причём средствами, которые уже лежат в самом пайке). Всё это дело в герметичных пакетах, что суперактуально для поездок на мотоцикле. Да, не ресторан, но после тяжёлого дня в дороге получить за 10 минут горячие мясные фрикадельки...mm, delicious! А потом та же герметичная коробка отлично подходит для вывоза мусора.


Так-то принято называть это место «Красносулинским каньоном», но как по мне — для каньона размеры у него больно скромны

Начинало быстро темнеть, а так как на завтра были запланированы оставшиеся 600 километров до гор, мы решили ложиться спать. Но — кто бы мог подумать — наши соседи с нами были абсолютно не солидарны. Я понял это, когда увидел размеры портативной колонки, которую они достали, а ещё большое количество непонятно откуда взявшихся пятилитровых ёмкостей с какой-то самодельной брагой. Вечер переставал быть томным.

Стоило солнцу скрыться, как легендарное «Машем (ветвями) в алкогольной яме» в исполнении ВИА Пневмослон нарушило вечернюю тишину. Соседи с другой стороны, не дожидаясь окончания концерта, достали свою артиллерию (слава Б-гу, немного меньшего калибра) и врубили нетленную «Прыгну со скалы». Нет, я даже подошёл к ребятам и без шуток похвалил их за музыкальный вкус, и ведь душою я даже хотел к ним присоединиться… но разум заявлял, что нам сегодня обязательно нужен отдых, так как завтра впереди ещё много километров. А тело, после нескольких часов безуспешных попыток уснуть под этот аккомпанемент, явно считало, что лучшим продолжением ночи будет прыжок со скалы. Главное — хорошенько перед этим разбежаться.


Утро в лагере турэндуристов. 2021, холст, масло.

Не знаю, сколько часов (или минут?) мне в итоге удалось поспать этой ночью. Недолгие перерывы на сон то и дело прекращались новыми песнями Пневмослона и офигительными историями от соседей, оказавшихся историческими реконструкторами. Вставали мы под разговоры о древнем Риме, противостоянии католической церкви и монархической власти, а также прочими удивительно захватывающими для пяти утра рассказами. Хитрый план Ромы, который сказал «А мы с утра как заведём мотоциклы, как перебудим их всех!», всё-таки не удался: они просто не ложились.

Пополнив запасы воды из колодца у местной церкви, попутно при этом нарушив ход воскресной службы, мы продолжили свой путь. Уже на объездной Ростова стало вот прям совсем жарко — датчик показывал 33-34 градуса, но нас очень радовал тот факт, что шли мы опять достаточно быстро. Как нельзя кстати оказался обед в столовой придорожного комплекса "Оазис". Во-первых, если бы не эта остановка, мы бы точно случайно повернули на Краснодар, так как я забыл глянуть навигатор. А во-вторых, название этого места точно соответствовало тому, что мы от него получили: прохладу мощных кондиционеров и отдых. Из минусов могу отметить только саундтрек, под который мы поглощали обед — «Шальная Императрица» в исполнении Аллегровой безусловно не шла ни в какой сравнение с вчерашними Пневмослоном и КиШом, а потому к хозяевам заведения у меня были вопросы.


Типичные пейзажи ростовской области

Дорога в сторону Кропоткина оказалась на удивление хорошей: в моей памяти на ней было огромное количество кочек и ямочного ремонта, с чем мы в этот раз не столкнулись совсем. Едь себе, смотри на жатву пшеницы в полях под голубым небом, да получай удовольствие. Если бы не одно но — температура. Бортовой термометр показал 37 и, к нашему счастью, на этом остановился. Иной раз я вставал с сиденья, чтобы размять пятую точку, но в этот же самый момент поток раскалённого воздуха, влетавшего под расстёгнутую куртку, сажал меня обратно. Было чертовски жарко. Комбайны, грузившие зерно в кузова КамАЗов в полях выглядели очень фотогенично, но я так и не осмелился попросить ребят остановиться, чтобы полетать на коптере над этими пейзажами. Хотя, если уж на чистоту — и самому не очень-то хотелось возиться с авиацией под палящим солнцем.

На заправке в Лабинске я просто слез с мотоцикла и прилёг на холодный бетонный пандус. Восхитительно. Пока Рома пытался оторвать открутившийся козырёк со шлема Миши, я занялся поиском ночлега. На следующие несколько дней у нас были наполеоновские планы по относительно автономному покорению гор, а посему сегодня нам нужно было пополнить запасы воды и провизии, а также заночевать где-то под крышей и нормально помыться. К моему удивлению (и, как позже выяснилось, к нашему счастью) я не нашёл никаких отелей/кемпингов/жилья в аренду в районе Пхии и Загедана. Ближайший доступный ночлег на сегодня был в Псебае, до него оставались жалкие 70 километров, которые мы пролетели совершенно незаметно.


Появление силуэтов гор на горизонте, как и постепенное снижение температуры, придавало сил, поднимало мораль и давало +10 к выносливости

В Псебае мы остановились на небольшой базе отдыха — очень скромно, очень бюджетно, горячей воды хватило только на длинные волосы одного упыря, который с нами ехал, но уютненько и прямо у дороги, по которой мы приезжали и уезжали. Первым делом решили искупаться в местной речке, так как остыть после ставропольских степей ещё не успели. Но эти мелкие горные речушки слишком уж коварны — мало того, что очень холодные, так ещё и течение такое, что тебя начинает сносить, когда заходишь только по колено. В итоге ребята, по сути, только умылись, а я таки влез целиком, но выглядело это так: Рома держит меня за руку, а я буквально лежу на потоке воды, стараясь не потерять срываемые им (потоком, а не Ромой) труселя.


Река Малая Лаба, пытавшаяся унести меня подальше от приключений

Кстати о труселях. Именно в Псебае, разбирая кофры в поисках шорт я понял, что неспроста они показались мне подозрительно свободными. Шорты, как и всю тёплую одежду, которую планировалось взять, я благополучно забыл в Москве. В итоге у меня на всё путешествие было три футболки, одни джинсы, несколько трусов и носков. Зато вот квадрокоптер, экшн-камера, куча кабелей и пауэрбанк были на месте!

В самом городе делать было особо нечего — мы немного поэндурили, чтобы набрать воды из местного родника, насладились видом холмов в закатном солнце и, поужинав роллами в единственном работающем кафе, поехали обратно на базу. Но выбрали для этого другую дорогу. И не зря — вы только не неё посмотрите!



Тёмная южная ночь, встретив нас коротким розовым закатом, быстро окутала окрестности. По очереди приняв душ, горячей воды в котором хватило только Роме, мы отключились. Вместе с электричеством в розетках, от которых заряжались наши гаджеты.



Следующее утро началось просто прекрасно. От поворота на Пхию (через которую я планировал попасть в Архыз) нас отделяли 20 километров идеального асфальта, который петлял вдоль леса и речки, балуя нас подъёмами, спусками и то и дело открывающимися видами на кавказские предгорья. Светило яркое солнце, было тепло, но не жарко, и, покинув место ночлега, мы получали чистейшее удовольствие от дороги — а ведь именно за этим мы сюда и приехали.

По моему хитрому плану, сегодня мы должны были проехать через Пхию в сторону Архыза, заскочить по дороге на софийские водопады, а потом заночевать где-то в районе астрофизической обсерватории. По расстоянию это смешные 150 километров, где было дай бог 30-40 км лёгкого эндуро — часть пути от Пхии до новой дороги на Архыз + радиальная поездочка по софийскому ущелью — я без особого труда проезжал там на своей машине и был уверен, что на мотоцикле мы пройдём тот же маршрут в два раза быстрее.

Заправив полные баки на АЗС в Псемёне, мы повернули направо в сторону гор. Классный асфальт, бурлящая речка, виды на горы и бомбическое настроение. Но вдруг, совершенно внезапно через два километра асфальт закончился.


Однако, здравствуйте

Не знаю, откуда во мне взялась эта уверенность, но я при планировании думал, что до самой Пхии у нас будет асфальт и небольшое эндуро нам светит лишь в последние 10-15 километров до Архыза. Что ж, бывает, подумал я, но не стал сразу говорить ребятам, что впереди у нас 60+ километров грунта непонятного качества и планы на день немножко поменяются. На въезде в ущелье нас встретил пропускной пункт, где записали наши данные, а я поспрашивал про дорогу дальше.

— Ну до Рожкао дорога нормальная, дальше местами чуть хуже, но вы там проедете. А до Архыза же трассу почти построили уже, немного плохой дороги там есть, но вы на своих пройдёте...

Последняя фраза вызывает у меня нервный тик ещё со времён поездки в Мурманск. Тогда местный житель сказал нам дословно то же, отправив к разрушенному мосту, по которому пешком-то было страшно идти. Я, конечно, насторожился, но что делать — мы же едем за приключениями!


И не зря же я поставил новый цепкий Mitas вместо Pilot Road 4!

Где-то до Рожкао дорога действительно представляла из себя классную грунтовку с мелким щебнем, позволявшую ехать 60-80 км/ч. Я играючи уносился вперёд, резко откручивая газ, удивляясь цепкости новой резины. После Michelin Pilot Road 4 мой Mitas (E-07 впереди и E-08 сзади, так как комплект одинаковых почему-то выходил на 50% дороже) на асфальте казался дико шумным, вибрирующим и плохо прогнозируемым говном. Но вот на грунте! Ребята не дадут соврать, как много раз за всю поездку я хвалил эту резину. Отличный зацеп, уверенное управление практически везде и потрясающая износостойкость. А за время путешествия я настолько к ней привык, что вернувшись в Москву даже чуть не раздумал ставить Road обратно.


Ураа, нам завезли эндуро!

Как нам и обещали, после Рожкао дорога стала чуть интереснее: мелкие камни сменились на крупные, временами появлялись скалистые уступы, повороты становились всё резче, а подъёмы и спуски всё круче. Скорость упала дай Бог до 20-40 км/ч, а содержимое кофров испытывало такие перегрузки, что я даже переживал за состояние здоровья квадрокоптера. По моим ощущениям в багаже у меня происходило примерно такое.


Дорога на любителя, но как же красиво!

Как здорово, подумал я, что я убрал всё самое тяжёлое в центральный кофр — запасной комплект цепь+звёзды (хотя к этому моменту я уже забыл про шелест цепи), пятилитровку с водой, дождевик и прочее. Центральный кофр, проверенный временем, выдержит всё, а вот как пережили бы это текстильные боковые — чёрт их знает. Через несколько километров с левой стороны у нас открылся вид на небольшой водопад и я тормознул, чтобы мы могли отдохнуть, перекусить, а заодно и поглазеть на красоту. Поглазеть на красоту получилось только у Ромы и Миши.


В России две беды — дураки, которые кладут пятилитровку в центральный кофр, и дороги, по которым потом эти дураки едут

Если коротко, то протёртая чем-то пятилитровка и открывшийся гель для душа устроили в кофре такую аквадискотеку, что всё самое ценное (что я предусмотрительно хранил под замком в кофре) промокло к чертям. Пока ребята перекусывали и фотографировали водопад, я пытался сушить свою немногочисленную одежду, деньги и документы. Хорошо хоть паспорт не пострадал — ведь его я тоже забыл в Москве.


А места там, конечно, ну просто шикарные.

Навигатор хоть и лениво, но уменьшал расстояние до Пхии, на которую был настроен. Это радовало. Не радовали облака, которые сгущались над горами — я вспоминал прогноз погоды и хмурился. За несколько километров до Загедана мы уткнулись в приграничный блокпост, где у нас попросили документы. Я представил, что сейчас меня без паспорта развернут, но повезло — права пограничников тоже устроили. Один из них, конечно, выразил сомнение, что мы проедем от Пхии до Архыза, но другой с уверенностью сказал, что мы сможем.

Дорога дальше неожиданно вновь превратилась в широкую, хоть и каменистую грунтовку, но наслаждаться этим нам пришлось недолго: начался дождь. И не просто дождь, а, мать его, настоящий ливень с громом и всем остальным! Дождевик решил надеть только Миша, а мы с Ромой как-то забили. Странно, но даже насквозь промокнув через несколько минут я совсем не замерзал. Горный воздух, видимо, какой-то другой. Или это просто приключения, которые мы переживаем, согревали меня изнутри. Непонятно.

Как только мы проехали дорожный знак с долгожданной надписью «Пхия», дождь немного ослаб. Спросили у местных дорогу дальше, удостоверились, что мы там на своих пройдём и продолжили путь. Меня смутила только фраза про один «плохой подъём», но чёрт его знает, насколько он должен быть плохим. До Архыза отсюда напрямик — ну, где-то километров тридцать, не больше. До асфальта, который туда ведёт — меньше пятнадцати. А до места, где сейчас остановилась стройка — километров шесть-семь. Если верить спутнику. Тоже напрямик. Вот вроде бы последний рывок и мы на месте, но


Рома представляет, что нас ждёт впереди. Хотя нет. Если бы представлял, мы бы поехали обратно.

Первым препятствием после Пхии стало форсирование бурной горной речки. Нам сказали, что можно пройти её вброд, но мы предпочли хлипкий деревянный мостик — больно сильным было течение после грозы. Я записал приветственное видео товарищу, который нахваливал Pilot Road 4, установленный на его КТМ, слвами «пилот роад может в бездорожье!» Ага, может. Ведь в последующие несколько дней после этого парни то и дело слышали по рации «Боже, как же хорошо, что я догадался поставить Mitas»



Дождь снова превратился в ливень, а мы приблизились к очередному погранпосту, где никаких документов у нас спрашивать не стали, а на мой крик «На Архыз куда?» махнули в сторону узкой каменистой дорожки, уходящей в гору. Я промок до нитки, но был очень рад тому, что всё ещё было не холодно. А вообще мысли о температуре не особо-то и волновали: главным было желание поскорее уже доехать, не разбить мотоцикл и… вообще какого чёрта я тут делаю? С каждым поворотом дорога становилась всё интереснее, радуя нас то огромными лужами, то упавшими деревьями, то бегущими с гор ручьями.




Мы открыли счёт падениям. Чуть ли не на каждой горке я думал «Наверное, это и есть тот самый плохой подъём?», но дальше попадался заезд покруче. В конце концов, поднявшись по руслу горного ручья, мы вышли к тому самому подъёму. Ничего особо интересного в нём не было, но Рома и Миша умудрились завалиться прямо перед ним, а я каким-то чудом прошёл проблемный участок достаточно легко.



В самом начале подъёма Рома остановился. Я слышал, как он газует, видел, что сцепление было отпущено и понимал, что дальше мы не едем — заднее колесо мотоцикла не крутилось. Было очевидно, что сцепление, о скорой кончине которого Рома говорил ещё в Москве, кончилось вот прямо сейчас. Я выругался и напомнил о том, что просил заменить диски ПЕРЕД поездкой, а не брать их с собой. Что ж, делать нечего — будем менять тут — на горном перевале вдали от цивилизации, вариантов у нас не было.


Рома с энтузиазмом воспринял моё предложение сжечь прямо здесь его вместе с мотоциклом

Погода, поняв, что у нас и так проблем хватает, выключила дождь и мы начали потихоньку сохнуть и менять злополучное сцепление. Так-то операция предельно простая, но в полевых условиях мы потратили на это три часа. Мимо прошли несколько машин, причём они возвращались обратно, что нас, конечно, особенно не смутило. Спрашивали, нужна ли помощь, но мы прекрасно справлялись своими силами — мы же подготовленные, у нас с собой сцепление вон есть!

Продолжив путь, всего через несколько сот метров мы уткнулись в, пожалуй, самое интересное препятствие на сегодняшний день. И это внезапно был спуск.


Ещё раз — спуск, а не обрыв.

Уклон его составлял визуально градусов 45-50 и трудно описать текстом, насколько впечатляюще это выглядело, но:
а) это была земля вперемешку с камнями
б) она была сырая
в) это точно была дорога в один конец — затащить обратно мотоцикл получилось бы только привязанным к гусеничному бульдозеру

Мы пробежались пешком вниз, словили отдышку при подъёме обратно и решили потихоньку спускаться по-одному. Отступать было некуда — позади Москва 60+ километров теперь уже подмокшей грунтовки, а Архыз — вон он, буквально за поворотом. Перед спуском была небольшая земляная насыпь, при попытке преодолеть которую Рома застрял. Пока мы пытались вытащить его мотоцикл, нас догнала группа эндуристов. Узнав, как мы сюда доехали, они подивились нашему слабоумию и отваге, сказали, что дальше дорога будет уже нормальной и помогли вытолкнуть V-Strom Ромы.


Новый Mitas — 15 000 рублей по карте MasterCard. Увидеть выражения лиц эндуристов — бесценно.

Изначально я планировал проходить спуск на включённой первой передаче, слегка притормаживая. Но эндуристы предложили ребятам спускаться с выключенным двигателем и контролировать заднее колесо сцеплением, а в качестве дополнительной меры безопасности мы привязывали крепёжные стропы к пассажирским ручкам и пока один пытался аккуратно сползать вниз за рулём, двое других, держась за стропы, играли роль якорей, цепляющихся ногами за глинистое покрытие спуска.

Тогда это показалось оптимальным решением для всех, хотя я немного поныл на тему того, что надо спускаться своим ходом без всего этого такелажа. А сейчас я думаю, что после всего пережитого в этом отпуске, мы бы все там спокойно проехали на включённой первой передаче.

После спуска нас ждали жалкие двести метров грязекаменной лесовозной дороги, которая уже никого не впечатляла. Я проехал первым и пошёл показывать ребятам оптимальную траекторию, порадовавшись тому, что самое страшное позади, а до захода солнца у нас есть ещё полчасика, за которые мы точно успеем доехать до асфальта по хорошей — в сравнении со всем пережитым — грунтовке, а там и до Архыза рукой подать. Чёрт с ним, с планом, по которому мы сегодня должны были посмотреть ещё много чего — впечатлений мы и так набрались от души.
Но у V-Strom'a Ромы снова были другие планы.


Ничего необычного, просто небольшой участок лайтовой грунтовки

После замены сцепления (а делалось это, если вы помните, на самом проблемном подъёме) Рома долго не мог привыкнуть к тому, как оно работает. Поначалу я даже подумал, что с его мотоциклом что-то не то, так как Рома никак не мог тронуться — постоянно глох. Я сам сел за руль и понял, что сцепление схватывает отлично, настроено как надо и работает чуть ли не лучше, чем на моём. Просто Рома привык к другой настройке и раз за разом глох и снова крутил стартер. Я пару раз просил его, чтобы он оставил мотоцикл побольше поработать, чтобы аккумулятор хоть немного подзарядился, боясь за его состояние.

Преодолев последний проблемный участок, его V-Strom снова заглох, но на этот раз уже отказался заводиться. Совсем. При нажатии на кнопку стартера ничего не происходило, лишь щёлкало реле под сиденьем. И всё. Хотя при этом напряжение в сети у Ромы было в пределах 11,5 вольт — что меня, конечно же, не смутило. В очередной раз выругавшись, я попросил Мишу пойти искать места под палатки, а сам полез искать в кофре сумку с «ненужными вещами», где лежали полтора метра двужильного провода. Мы накинули кабель на клеммы, минут десять погоняли аккумулятор — напряжение в бортовой сети Ромы перевалило за 13 вольт при работе моего двигателя — и ещё раз попробовали завести мотоцикл. Тщетно.

Я совсем опечалился и решил, что пора лезть в сервисный мануал, загруженный в телефон, чтобы понять причину поломки. Но тут я обратил внимание на одну странную деталь.

— Ром, а почему ты не выжимаешь сцепление, когда заводишь мотоцикл?
— А у меня там обманка стоит, она позволяет заводить двигатель без выжима сцепы
(мы с Мишей переглянулись, а Рома нагнулся под левую рукоятку руля)
— Б#%$ь...


О целесообразности установки такого тюнинга вы можете подискутировать ниже, а наш V-Strom уже спустя пять секунд радостно затарахтел. Я (догадались?) снова выругался и второй раз предложил устроить ритуальный костёр из Ромы и мотоцикла, а уже через пять минут мы бодро мчали по укатанной гусеницами грунтовке в сторону Архыза. Солнце опустилось за горы и быстро стемнело, но света фар нам вполне себе хватало. Пару раз нам встречались попутные машины и заплутавшие коровы. Последним я решил посигналить и…

Ночь, тишина, безлунное небо и широкая грунтовая дорога. По ней мчится V-Strom, чей наездник кричит «Эге-гей, ёпты!» несчастным коровам, безуспешно пытающимся хоть куда-то скрыться от луча дальнего света байка. От меня не уйдёшь. Я ковбой, гонящий по пустынным прериям Мичигана стадо буйволов. Со мной вольный ветер, верные друзья и револьвер. И лишь одна мысль в эту минуту не даёт мне покоя: ну где же, мать его, этот асфальт?


Wild wild west

А он начался внезапно. Грунтовка резко перешла в шикарную асфальтовую дорогу с отбойниками, разметкой и светоотражателями. Это было очень необычное ощущение: ты снова можешь наклоняться в поворотах, а мотоцикл — ехать быстрее 20 км/ч. Уже через полчаса мы заселялись в гостиницу, расположенную в нескольких километрах от поворота на Софийское ущелье. Ребята поели и пошли спать, а я засел в бане, попивая налитый хозяевами чай из местных трав и раздумывая о дне, который только что закончился.

В первый полноценный день отпуска всё, что могло пойти не так — именно так и пошло. Был ли я расстроен? Отнюдь. Мы успешно всё преодолели, накатались до чёртиков и не убились, а планы — чёрт с ними, отпуск только начался, всё успеется. На Софийские водопады завтра заедем.

Единственное, что меня смущало — прогноз на небольшой дождь после обеда. Но это уже совсем другая история.
  • Vampir4ikVampir4ik
  • Андрей
  • 30 июля в 1:47
  • 9
  • ?

Комментарии (56)

RSS свернуть / развернуть
+2
Lavo4kin
Отличное начало! Читать очень интересно и слог приятный. Жду продолжения!
0
vovkvalki
У меня тоже V-strom и я цепной параноик...
0
vovkvalki
Круто вы катнули. Теперь я тоже хочу попробовать такой оффроуд. Кстати, это не первый пост, где пишут про умершее сцепление у Строма.
0
Vampir4ik
Износ сцепления — это нормально, я на своём менял на 47 тысячах, а у Ромы, похоже, стояло ещё заводское. А пробег там очень приличный.
Это тоже расходник.
+1
Potemkin
На момент выезда из Москвы пробег был около 87к, то есть сцепление кончилось где-то ближе к 89к, так что тут дело явно не в надежности =)
0
Michael13
Рома у нас просто экстремал до глубины души.
0
vovkvalki
Себе вот прикидываю, когда мне менять придется. Цепь уже подвела разок, за 750 км растянулась до упора. С трудом домчал домой.
0
gretsch6120
Когда на высоких оборотах начнутся рывки тогда и меняй)
Ну или разбери сцепление и посмотри толщину дисков, в допуске или нет)
Цепь после 20к как правила начинает тянуться и если от то, до то приходится ее подтягивать, то конец ее близок. Притом независимо на сколько ее еще можно тянуть.
0
Potemkin
4 года назад, при первом знакомстве с Michael13, я возвращался с Питера теряя по дороге зубья от ведомой звезды
Экстрим мое второе имя
0
vovkvalki
вооо, тоже зуб успело сломать. Цепь прошла более 20000 км и резко скончалась, в дальняке
0
SSony
Дааа, я помню эту грохочущую груду металла, от которой отлетали куски зубов в дороге… да да… Слава богу тогда нам не пришлось ничего тебе менять. Меня бы жена за это убила нафиг.
0
Kagi
на моем 103к пока на родном сцеплении, но я чувствую что в таких условиях тоже бы сдалось быстро.
0
Michael13
Огонь! Пережил всё заново. Некоторые негативные моменты даже забылись как-то. Например, нюансы ночёвки в карьере =)
0
Alex1009
Огонь поездка и как всегда, отличный слог и рассказ.
Хочется попробовать, но Бандит такое не осилит.

Мы в прошлом году по маршруту Псемен — Рожкау — Закан прошли на 2-х Киа Церато с загрузкой по 6 челоек и вещами на 3 дня. Как так получилось и как это было, это отдельная история — но это было точно Слабоумие и Отвага.
А глаза местных надо было видеть, когда они увидели на чём мы доехали.
+1
Vampir4ik
Надо было до Архыза попробовать, были бы впечатления на всю оставшуюся жизнь :D
+3
Alex1009
В формат ресурса не подходит, но кину в комментах, вдруг кому-то интересно будет.

В горы!
История. Сентябрь 2020 года. Собрались с друзьями в Закан, а это почти дикие места в Приэльбрусье. План был такой — едем на 3-х машинах, 2 Киа Церато 3 и 4 [третьего и четвертого поколений] и ФВ Т-3. Цераты оставляем в крайнем посёлке, куда идут дороги, а на Т-3 двумя ходками едем до ЭкоПоселка. Всего 50 км до места от парковки машин. На половине пути в первой ходке у Т-3 поломка в трансмиссии и ехать дальше он не может. Волевое решение — едем на цератах куда сможем и дальше как получится. А это ГОРЫ! 25 километров прошли почти легко. А вот потом… мы должны были забрать людей из Т-3 и вещи. Распределить по двум машинам и доехать оставшиеся, а это 5 человек в одну и 6 в другую, а так же вещи на 3 дня отдыха и шашлыкинга. Следующие 25 км мы ехали 3 часа, а последние 3 км — ещё час!

Самой частой командой при этом была — «Десант», по этой команде все выходят из машины и она проползает сложный участок, чтобы не удариться и не повиснуть брюхом. Последние 3 километра ехали вообще без пассажиров. Впереди идёт человек, прокладывает маршрут и показывает по сантиметрам как объехать камни, ямы и прочие радости дороги в горах. Когда мы доехали до места, на нас смотрели как на инопланетян… Самая низкая машина, которая до этого места доезжала — это был Логан.
0
Vampir4ik
Впереди идёт человек, прокладывает маршрут и показывает по сантиметрам как объехать камни, ямы и прочие радости дороги в горах.
True story, так сказать. И у нас такое было.
-5
AlVas_11
В другой раз вместо дорожного 08го митаса поставь оба 07х или 09 и сможешь на глиняных спусках и подъемах ездить быстрее товарищей, что даст тебе больше времени на распаковку видео аппарата и съёмки эпического контента по преодолению лужи))
Эндуристов вы каких-то странных встретили, на 2Т, чистые и едут по автомобильной дороге. Им-то чего там делать, не понятно.
0
Krossman
Диванный эксперт подъехал…
-5
AlVas_11
Ты про себя штоль, шпротоед на нцхе индурящий по лайту на диване? А ты что, куда-то уезжал с дивана, чтоб подъехать?
+1
Krossman
Ничего плохого ни в шпротах, ни в диване, ни в нцехе нет. А вот в больной голове, да ;)
-6
AlVas_11
Продолжай ездить на нцхе по дивану и закусывать шпротами, разглядывая как другие ездят, можешь пофантазировать, как бы ты преодолевал эти лужи и героически таскал нцху через кучку щебенки.
+1
Krossman
Я то хоть что-то делаю, в отличие от тебя, пукающего в каждой луже, где заседаешь ))
-5
AlVas_11
Да, делаешь ты много, мильон постов написал сидя на диване, гыгыгы
+1
Krossman
У меня постов меньше, чем у тебя клонов, так что гигикай дальше, полугурок )
0
Vampir4ik
и едут по автомобильной дороге
Автомобильной, ага. Только светофоров и дорожных знаков не хватало.
Я специально не ставил злую шашку, так как на ней пилить over 3000 километров по асфальту — удовольствие для эстетов.
-7
AlVas_11
Ну если по дороге ездят автомобили — то она автомобильная и есть. Не ставить шашку для пилежки и ехать на гладкой — это обеспечить себе лишнее преодоление на грунте. Если вам едет много и вам всем интересно потаскать свои чугунины по глине, снимая это с дрона для эпического муви на байкбосте — то это самое то.
А простые люди могут и на шашке прокатиться, или с собой ее привезти, или закинуть транспортной по маршруту. Но это слишком просто, героизьма в этом никакого, и кино снять не о чем.
0
Vampir4ik
И когда это байкпост стал таким токсичным :D
0
Potemkin
То чувство, когда никто ни разу не обломался по зацепу, что на «гладкой», что на шашке
-6
AlVas__1
Не знаю, и в чем тут токсичность тоже не знаю. Разве в том, что написано есть какая-то неправда? Про гладкую резину, таскание слонов по лужам и подмокшей глине для веселья и контента — это же все так и есть. Ну выбрали вы себе такое развлечение и на здоровье, если вам так нравится отдыхать, то зачем вы называете это эндуро?
+1
Vampir4ik
0
Krossman
Места клевые, покатушка тоже, а вот приключений даже с избытком)
0
SAABovod
О, встречались с Вами в Джилы-Су и еще где-то пару раз. (БМВ и Трансальп))
0
Potemkin
Мир тесен
0
Vampir4ik
А мы ещё говорили, что как-то мало вокруг мотоциклистов. А вы куда ездили и как впечатления?
+3
SAABovod
Москва-Цимлянск-Архыз-Бермамыт-Кисловодск-Джилу-су-Баксанское ущелье -Терныауз-Чегемское ущелье-Пятигорск-Дивногорье-Москва. Это основные точки, еще куча промежуточных. ЖАРА… Много эндуро разного калибра, ну и асфальт, куда-же без него ) Без проишествий. Увлекательно но мало )
+1
Komandante
Блестяще, весёлые вы ребята. И излагать умеете легко, без понтов и претензий на Петросян ШОУ. Спасибо, жду продолжения.
0
SSony
Наверное, хорошо что я на литре или 300ке не поехал с вами в этот раз. Они бы там не прошли… Надо брать третий мот, турынду какую-нибудь.
+1
Vampir4ik
Ты даже не представляешь, как часто мы тебя вспоминали!) Да, на твоих (особенно на дорожной резине) там было бы слишком тяжко.
+1
SSony
надеюсь, не матюками вспомнили! Когда-нибудь, я с вами еще выберусь!
0
nikimi
Часть про обманку напомнило как кнопка выключения двигателя самопроизвольно нажалась.
0
SSony
я так и знал, что кто-то про нее вспомнит! Я быстрее сообразил! Мы всего минуты 2-3 простояли, вроде…
0
Potemkin
Кнопку я в первую очередь посмотрел, но вот глянуть отошедший на микрике датчика провод…
0
EvgenyE
Там за мотоциклом на второй фотке не плохая шаурмяо продаётся))

Хорошее приключение, и места там красивые, но менять сцепление на природе — дичь какая-то
0
Vampir4ik
Для меня самая лучшая шаурма в Москве щас — напротив театра оперетты. Столько раз там ужинал :D

А про замену — да, дичь, поддержу. Рома придумал нам развлечение)
+1
romike
Прекрасный слог, отлично читается. Молодцы!
0
Polbred
приключенька =)
перевал Речепста уже в сумерках проехали?
у нас резина была позубастей, проехали полегче, укатили подальше, рекомендую ТКС-80
0
Vampir4ik
Речепста, как я понимаю, с другой стороны ущелья находится, мы его не проезжали.
Кстати, как раз вот твой пост читал перед поездкой. И фраза
турындуы пройдут все, остальные как пойдет
Стала ключевой для принятия решения о проезде этой дороги :)
0
Michael13
Но похоже у них в том время самый сложный участок был вот этот:



А мы его уже ночью проезжали без проблем.
0
Polbred
там постамвили трубы, засыпали и закатали в асфальт?
этот овраг был здесь
0
Vampir4ik
В асфальт не закатали, но брода не было и никаких трудностей не вызывало. Укатанная грунтовка просто уже.
0
Polbred
Видимо я не очень точно обозначил место — вот здесь у нас был самый чумовый вид

Стала ключевой для принятия решения о проезде этой дороги :)
раз проехали, значит не обманул =)
0
Vampir4ik
Да, тут шли уже по темноте. Как раз стадо коров я где-то тут гонял.
0
Demon96
Хорошо написано, интересно читать. А где же продолжение?
0
Vampir4ik
Спасибо, в процессе :) Скоро будет
здесь был ататат

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. Vampir4ik, Кавказ 2021: приключения диванных эндуристов. Часть 1.