- Пробег для публикации поста в сообщество: 15.00 км
- Читателей: 4285 | Постов: 2504
Данный блог создан для публикации рассказов, фото и видео отчетов о путешествиях на любой мототехнике.
Администраторы (1)
Модераторы (0)
Модераторов здесь не замеченоЧитатели (4279)
kim Mila none9 none10 NalVal Kyryll Integra Osama Temy4 TriAl Urlak Malashka maximus KOSHKA Stich glyaks100 anro mia Pechota CriggerMarg Zhilinsky ArSoron ezhische hermes swamprunner7 PARUS spamer80 tapin13 nbaksalyar AXS KwaziMode ginecolog Oziris RedLine RMZS Satt 3dinfo gnus Wishka Bike-TV Vacelica abc Alan Hydrophonic Nastik shakawkaw pmg Marcus egoisto DroiDВсе читатели
Путешествия → Diversion Brilliant Riding или на неделю в Грузию. Часть 1.
Идея съездить в Грузию и Армению на мото витала в воздухе с весны. Поначалу это было неясное, неопределённое желание, впоследствии превратившееся в конкретную цель, обросшую планом и подготовкой.
Да, мотоциклы абсолютно разные – тяжёлый «слоник» Egyptajnin (Yamaha XJ900 Diversion) весом под три сотни и мощностью под 90 лошадей, чистый турист и мой «серый ослик» (Yamaha YBR125), почти в три раза легче и в 9 раз менее мощный. Однако, посовещавшись, мы решили, что едем не устраивать гонки формата MotoGP, а планируем насладиться горно-морскими красотами. А посему, не будем никуда торопиться и крейсер в 80-90 километров в час устроит нас обоих.
Подготовка к поездке заняла около недели. Удачно подоспели отправленные герром Луисом мотоботы Sidi, кофр и запасные свечи на юбра. Георгий же сменил переднюю резину имени товарища Метцеллера, ибо старая искаталась почти вконец.
Планирую отдельные посты про установку на юбра и кофра и прикуривателя, посему сейчас останавливаться на этом не буду.
Итак, 31 августа в запланированные 04-00, разбудив пребывавшего в неге утреннего сна охранника гаражного кооператива, мы водрузили на байки палатки, карематы, спальники и прочее нужное и не очень барахло и выдвинулись в путь.
День первый. Кисловодск – Степанцминда.
Рокировки на границе, первая ночёвка и знакомство с грузинской культурой пития.
Идея выехать рано утром (или поздно ночью) оправдала себя на сто процентов. Во-первых, по темноте мы проехали хорошо знакомые места – Пятигорск, заправились на Ясной Поляне. Ближе к Баксану рассвело и начал накрапывать мелкий дождик, заставивший нас одеть дождевики.
На Владикавказском посту ДПС. Уже без дождевиков.
Во-вторых, быстро проскочили едва проснувшийся Владикавказ и добрались до границы, беззастенчиво объехав скопившиеся автомобили и фуры, встали у самого шлагбаума. Спустя минут десять за нами встали поляки на двух Супер Тенере. Они уже проехали около пяти тысяч и планировали через Грузию и Турцию вернуться в Европу. Обменялись любезностями и стали ждать. На российский КПП пропускали порциями. Мы попали в самую первую: загранпаспорт, свидетельство о регистрации на мот, и вот мы уже на нейтральной территории. Подъезжаем к Грузинской границе и видим пограничника, машущего нам – мол, давайте сюда. Подъезжаем, становимся.
Небольшое наблюдение, весьма ярко характеризующее работу гос. служб в России и в Грузии. Если у грузин все здания на границе абсолютно прозрачны, то на нашей таможне тонировки хоть отбавляй. :) Показательно.
Ещё небольшая ремарка. Полтора месяца назад у меня изъяли права и выдали временные. (Ехал на авто, начал обгон на прерывистой, фура закрыла знак, возвращался уже на сплошную. Суда пока не было, права едут из Кабарды в Кисловодск). Было у меня сомнение, что может эта зелёная бумажка не прокатить в чужой стране, но желание поехать перевесило всё.
Так вот, первое, что спросил пограничник – это водительское удостоверение. Увидев мой скромный зелёный листочек, несколько смутился и сказал, что по такому ездить в Грузии нельзя и пустить меня он не может. Я спросил – можно ли пообщаться со старшим смены. Не вопрос – тот вызвал его по рации, но ответ был абсолютно идентичен – нельзя!
Хм… Мы решили взять тайм-аут и посовещаться на нейтральной территории. Вариантов было немного:
1. Возвращаться домой. (Ага! Щас!)
2. Поехать по России, например на море в Краснодарский край.
3. Искать способ для пересечения границы.
Русская смекалка и напор позволили нам реализовать именно третий вариант. Схему я придумал следующую. Я проезжаю с Георгием на его диверсии пассажиром, а потом он проезжает на моём моте со своими правами. ;) Пошли советоваться с грузинскими погранцами. Схема их удивила.
«Штраф за вождение без прав в Грузии – 200 лари!» — воскликнул начальник смены (Курс лари примерно один к двадцати рублям, итого около 4000 рублей).
«Но, это же уже юрисдикция полиции! Пограничные формальности же будут соблюдены, так!?» — возразил ему я. Тот подумал, подумал и махнул рукой: «Хорошо. Только твоему приятелю придётся вернуться на российскую границу и пройти её ещё раз.» — «Да не вопрос». Проходим границу. Мой мот на нейтральной территории. Движение пешком на КПП «Вехний Ларс» запрещено. Что делать? Ищем авто с российскими номерами, двигающимися в сторону Родины. Ключ и документы отдаю Георгию, ловлю авто, упрашиваю водилу – есть! Жорик пошёл на второй круг, а я запасаюсь терпением.
Вид на погранпост со стороны Грузии.
В ожидании «диверсанта» на юбре знакомлюсь с Зурабом. Мужчина под пятьдесят, дальнобойщик. Делится мыслями про границу, отношения между странами. Визы для россиян Грузия отменила в одностороннем порядке полтора года назад. Грузинам виза нужна. Официально её получить практически невозможно, неофициально цена доходит до 6-7 тысяч… долларов! Зураб ждёт напарника, тот гонит фуру из России до границы, дальше он поведёт её сам. Делиться информацией о том, куда стоит съездить в Грузии и что посмотреть. От Армении отговаривает, мол, там по-прежнему «советский союз» (такая формулировка в негативном окрасе прозвучит ещё не раз), гаишники в кустах, взятки и плохие дороги. Говорит о старых связях России и Грузии, о том, что политика не должна влиять на отношения простых людей, что россиянам здесь рады.
Ура! На горизонте появляется Георгий на юбре! Поминая меня тихим недобрым словом, делится впечатлениями: «Блин, каждому пришлось объяснять — почему я второй раз за день прохожу границу! Каждому! Серый, я тебе этого не забуду!» Мне остаётся только беспомощно улыбаться в ответ – главное, мы уже в Грузии!
До первого после границы города Степанцминда добираемся довольно быстро: местами грунтовка, но совсем малость, в основном отличный асфальт. Первое, что бросается в глаза – цифры на знаках ограничения скорости выведены жирным шрифтом. Поначалу непривычно, но здравый смысл здесь точно есть – их лучше видно.
Въезжаем в город на центральную площадь, ставим моты на причал.
На заднем плане полицейский пикап. В Грузии в сельской местности у полиции именно пикапы. Почему? Мне никто из местных внятно объяснить так и не смог.
Почти сразу же подъезжают местные ребята на эндуро, знакомимся. Они рассказывают где можно заправиться, где поменять деньги, в какое кафе стоит сходить на борьбу с голодным червячком. Сами они занимаются тем, что организуют эндуро-туры в горы. Дело в том, что в Степанцминда, а точнее рядом находится одна из самых высоких церквей Грузии – Гергетская (2170 метров над уровнем моря), у подножья горды Казбеги (так по-грузински звучит Казбек).
Фото сделано в день отъезда, но здесь лучше видно и гору и профиль церкви.
Благодарим ребят за информацию, я оставляю Георгия вместе с его тяжёлым слоником и дую вверх по посёлку до самой крутой по местным меркам гостиницы. Именно там есть банкомат. Рубли в Грузии поменять можно в банках, курс примерно 20, 21 рубль за один лари. Однако в Степанцминда банка нет. Добираюсь до гостиницы, снимаю в банкомате лари и возвращаюсь назад. Оголодавший и уже слегка уставший Георгадзе (именно такое прозвище получит он от меня на территории этой солнечной страны). Идём в кафе, едим, пьём (исключительно вкусный местный лимонад. Он бывает нескольких видов: виноградный, крем-сода, тархун. Нам больше всего понравился последний).
Пустые тарелки в ожидании риса с овощами.
После обеда возникает мысль заночевать именно здесь, а уже завтра пылить до столицы – Тбилиси. Вдогонку возникает не менее здравая мысль спросить о ночлеге в самом кафе. Зовём официанта, тот кому-то звонит и через минут 20 появляется плохоговорящий Андрей за рулём весьма популярного в Грузии Nissan Micra. Едем смотреть жильё.
Вот так интересно здесь мостят дорогу.
Всё нравится, всё устраивает. 15 лари с человека за жильё и ещё по 10 за ужин и завтрак. Забираем моты и заселяемся.
Вечером к замечательной хозяйке дома Леле приезжают родственники. Затевается грандиозная пирушка с вином, шашлыками и, разумеется, песнями. Для меня было интересным одно открытие – грузины на застольях поют не просто так. Каждая песня неразрывно связана с произнесённым перед этим тостом и является его продолжением. То есть, если тост за умерших родителей, то и песня про них, если про семью, то песня про неё будет. Мужчины поют, женщины подпевают. Очень красиво.
Интересная штуковина — стол с дырой посередине, снизу вставлен кувшин. Заполняется вином и… понеслася.
Засиделись допоздна. Говорили про Грузию, про вино, про горы, про красивые места и кулинарные особенности изготовления хачапури в разных районах этой небольшой страны. Было только два правила: ни слова политику и ни слова про футбол. :) Хотя тема политики всё равно всплывала, правда до застолья. И сейчас и на протяжении проведённой недели в стране, общаясь с грузинами и грузинками, я пришёл к выводу о том, что в целом к Саакашвили отношение внутри страны крайне положительное. После Шеварднадзе все в стране жаждали перемен. В политике, в экономике, в простой жизни. С приходом к власти Миши (именно так, ласково, его здесь называют) в Грузии начали ремонтировать старые и строить новые дороги, проводить в сёлах газ, знаменитая реформа полиции принесла свои плоды. И всё-таки, несмотря на его заслуги, большинство жителей склонны к тому, что сейчас нужен новый президент (собственно, старый, в отличие от нашего «Брежнего», не имеет права по Конституции страны избираться на третий срок). Новые перемены. И обязательно восстанавливать добрососедские отношения с Россией.
Как бы ни было здорово за столом, полном вкуснятины и винятины, настало время ложиться спать, ибо завтра нас ждал путь до Тбилиси…
День второй. Степанцминда – Мцхета. Первая порция грузинского бензина, ремонт на перевале, водные процедуры в Ананури.
Утро встретило нас неласково. Ночью то усиливавшийся, то утихавший летний дождь под утро превратился в осенний (ибо наступило первое сентября). Позавтракав и подождав пока он слегка стихнет, мы, напялив доджевики, тронулись в путь.
Первая остановка – заправка. Бензин тут сортируется не по октановому числу – 92-й, 95-й, а по названию – Нормал, Премиум, Дизель и так далее. Нормал соответствует нашему 92-му и стоит два лари за литр. (Примерно 40-41 рубль). Залились до полного. Точных цифр не помню, но вышло в соотношении 1:2. То есть юбр ел примерно в два раза меньше диверсанта, около двух с половиной литров на сотню.
Гугл, да и обновлённый Навител показывали, что до Тбилиси около двух сотен километров. Расстояние небольшое, если не учитывать движение по перевалу. Сейчас там идёт активное строительство тоннеля, ремонт существующего полотна до конца населённого пункта Гудаури. Недоехав до перевала мы упёрлись в пробку – строительная техника активно ровняла дорогу: экскаваторы, бульдозеры, катки.
Массогабаритные показатели наших транспортных средств позволили нам без проблем пробраться к самому началу этой пробки и подождав час-полтора снова двинуться в путь.
Жалко не осталось фото с мотоботами. Они были белыми от грязи.
Любая остановка в Грузии – это почти наверняка общение. Особенно, если ты за рулём мотоцикла. Традиционные вопросы из разряда «сколько прёт, жрёт», постепенно переходят к «откуда сами?» и дальше уже могут разгуляться от мест проживания родственников собеседника в Грузии, до цен на нефть и нестабильной ситуации в Сирии. На этот раз основной темой общения с водителем соседнего «мерседеса» стала стоимость автомобилей в Грузии. Выяснилось, что пошлины на авто здесь чрезвычайно низки и посему увидеть продукцию АвтоВАЗа здесь можно только или с российскими номерами или «лохматого года» в мизерном количестве. Стоимость 2106 «в идеальном состоянии» по словам собеседника не превысит 600 лари (12000 рублей). Про цены на мото ничего внятного он сказать нам не смог, но тенденция, как говорится, налицо.
Пройти без остановки обзорную площадку на перевале без остановки, разумеется, мы не могли. Набрались немного наглости и залезли на неё прямо на мото. Чем вызвали у ряда присутствовавших там граждан желание… сфотографироваться! Диверсия стояла в сторонке, а вот юбр пользовался популярностью. :)
Двинули дальше. По серпантину спускались неторопясь. Как только съехали в долину дядя Жора дал жару и пошёл жечь местное и дорогое по нашим меркам топливо. Кстати говоря, на одной из фото-остановок (а делали мы их немало), старший (по мотоопыту, а не по возрасту) товарищ поделился секретом контрруления. Сколько я до этого про него не читал – всё не мог понять. Что надо делать то? Куда руль толкать? Или прижимать? В итоге всё прояснилось и я потихоньку начал оттачивать мастерство, искреннее удивляясь – почему я не «доехал» до этого раньше и вообще как я жил раньше? :)
Настало время обеда и мы решили сделать обеденный привал рядом с посёлком Надибани (запомнилось легко – почти что На диване!) Одной из причин для остановки именно здесь стал источник минеральной воды.
Водица хороша. Могу сказать об этом со знанием дела, как человек, проживший на Кавказских Минеральных Водах больше десяти лет. Холодная, сильной газации и высокой минерализации. Да и напор был – ого-го!
Разложили каремат, достали чудо китайской промышленности мини-горелку, накрутили баллон, открыли пачку быстроварящихся макарон и банку тушёнки.
Не совру, было чрезвычайно вкусно.
Забегая вперёд, скажу, что в здешних магазинах довольно много российских продуктов: соки, консервы, молочка.
Правда, бабушка здесь немного похожа на грузинку? :)
Через пару минут закипела водица, макароны отправились на варку. Потом подогрели тушёночку, дальше достали термос с чайком. Настроение и без того отличное стало просто чудесным! Передохнули минут 15, собрались и попылили дальше.
Деревенька сменялась деревенькой, как вдруг…
Передвигаясь по нашим дорогам, желание пересесть на подобный транспорт порой возникает всё чаще и чаще.
Разумеется, мы остановились сделать фотки. Как оказалось, в доме напротив, во дворе полным-полно старинных раритетных авто.
Снимки сделаны, двигаем дальше…
У каждого есть любимые фрукты. Кто-то любит яблоки, кто-то персики, кто-то… В общем, мне очень нравится инжир. Да, он растёт и здесь. Остановившись в одном из селений по пути нашего следования я не удержался и купил инжира. Два килограмма. Георгий был… удивлён. Мягко говоря. Не мне вам рассказывать как ценно место на мотоцикле. Ещё более ценно место на мотоцикле в путешествии! В общем, два кило мы пристроили на диверсанта в набачную хелдовскую сумку. Сумка вздрогнула как девушка перед первой интимной близостью… и вместила в себя экзотический фрукт. Забегая вперёд, скажу что «жадность – это плохо!» Мало того, что я оказался не в состоянии сожрать столько инжира, который к тому же в большинстве своём оказался недоспевшим, так оказалось, что и мой напарник не разделяет моей большой любви к плодам фигового дерева. Но ничего.
Ананури. Место с несколько эротическим для русского слуха подтекстом оказалось сказочным. Древняя крепость в семидесяти километрах от Тбилиси. Ниже, по течению реки Арагви, насколько я понял, создана дамба и образовалось небольшое (всё относительно) озеро. Не мне вам, друзья, объяснять как же здорово потному и уставшему мотопутнику окунуться в прохладную водицу! Кайф!
Ну и общую панораму выложу отдельно, дабы не разрывать вам мониторы:
http://i57.fastpic.ru/big/2013/0911/5a/be95cb8dbfaecd52fed8ed9c8349d65a.jpg
Посвежевшие, отдохнувшие и набравшиеся свежих сил мы двинули в последний марш-бросок до… Да, сначала в планах была столица. Тёплый (а именно так он переводится с грузинского) город Тбилиси. Но… Мудрая мысль посетила не менее мудрую голову моего дорогого друга Георгадзе – едем в Мцхету и остановимся на ночь там! Утром сгоняем в столицу, опять вернёмся в Мцхету, переночуем и двинем к морю в Батуми. Сказано – сделано.
Ближе к вечеру въезжаем в славный курортный город Мцхета.
Уже насобачившись и имея определённый опыт заезжаем в ближайший магазин и сразу интересуемся – где можно снять жильё? Вежливый и дружелюбный продавец запирает магазин! садиться в машину! и везёт нам показывать дом. Впоследствии окажется, что никаких ни родственных ни финансовых интересов он с этого дела не поимеет. Вот так!
Въезжаем без торга. Сами потом себя виним, но уже поздно. За 50 лари за двоих получаем комнату, кухоньку и душ с туалетом. Отдельный вход. Моты закатываем в уютных дворик. Душ, и вечерняя прогулка с историко-кулинарным уклоном. Рядом с городом три (известных нам) храма. Мы же сперва двигаем в небольшой супермаркет за продуктам. Пора заправиться не только мотам, но и хозяевам.
Взяли гречку. Надписи на грузинском. Дома читаем внимательно. «Расфасовано в Грузии. Произведено в… Китае». Мать твою! Ещё немного и собственных детей скоро будут делать китайцы. Ладно. Варим. «Сколько?» — вопрошает дядя Джо. «Два стакана гречки на четыре воды» — щедро бросаю ему я, отвлёкшись на штопор и бутылку «Алазанской долины».
В общем, гречку мы ели вечером. Гречку мы ели утром. Потом везли с собой в Батуми и где-то там благополучно выбросили. Нам начинало казаться, что этими двумя стаканами можно было бы накормить весь Китай. И не раз.
Немного о мотах. С утра решил заняться ими. Георгадзе щедро разрешил мне протереть грязные ходовые огни, фару и поворотники на своей диверсии. Я же решил кроме того, протереть юбра и смазать цепь. Надо сказать, весьма вовремя.
Когда с двухколёсными друзьями было покончено, до отъезда в Тбилиси в планах оставалось два пункта:
— обмен наличных рублей на лари в банке
— покупка местных симок и мобильного интернета.
Для решения первой задачи отправились в банк. Ничего сложного.
Это курс рубля к лари. То есть сколько будет стоить один рубль в пересчёте на местную валюту. 1 лари = 100 тетри.
Десять минут, вменяемый курс и на руках бумажки с портретами выдающихся деятелей Грузии.
Надо заметить, что обналичка лари с рублёвой карты дело не всегда выгодное. Не могу сказать насколько НЕвыгодное, но проверка баланса карты (как оказалось впоследствии) стоила мне 15 рублей за каждый раз. ;)
Визит в салон крупнейшего ОПСОСа Грузии «Магти» заставил улыбнуться дважды. Первый раз, когда выяснилось, что у них расплатиться банковской картой нельзя, только налом. Второй, когда мы увидели на столе календарик вот с этим:
Пассажир без шлема — пропаганда опасной езды на мото!
Подключение нам стоило по два лари каждому. И по одному лари вернулось на счёт при активации чего-то там. И за десять лари мы купили пакет интернет-трафика объёмом 500 мегабайт. У обоих были телефоны с андроидом и раздача с одного из них инета на другой проблемой не стала ничуть. Забегая вперёд, скажу, что в крупных городах Грузии поиск бесплатного вай-файя особых затруднений не вызовет, а купленного нами пакета хватило за глаза. Ещё 400 мегабайт осталось. :) Учитывая звонки по скайпу, выкладывание фоток во Вконтакт и, разумеется, чтение Байкпоста.
Ну и уже возвращаясь к мото, заглянули в так называемый «Туристический центр».
Это сеть специализированных заведений для туристов, где можно абсолютно бесплатно разжиться картами любого района Грузии, а также крупных и средних её городов. Эти же карты можно впоследствии экономно использовать в качестве презента, вернувшись на родину. Особенно, если не хватит вина!
Итак, запасяся симками и деньгами мы отправились в столицу – славный город Тбилиси!
Продолжение доступно только подписчикам группы.
Продолжение доступно только после отправки смс на номер….
Продолжение — часть 2.
Да, мотоциклы абсолютно разные – тяжёлый «слоник» Egyptajnin (Yamaha XJ900 Diversion) весом под три сотни и мощностью под 90 лошадей, чистый турист и мой «серый ослик» (Yamaha YBR125), почти в три раза легче и в 9 раз менее мощный. Однако, посовещавшись, мы решили, что едем не устраивать гонки формата MotoGP, а планируем насладиться горно-морскими красотами. А посему, не будем никуда торопиться и крейсер в 80-90 километров в час устроит нас обоих.
Подготовка к поездке заняла около недели. Удачно подоспели отправленные герром Луисом мотоботы Sidi, кофр и запасные свечи на юбра. Георгий же сменил переднюю резину имени товарища Метцеллера, ибо старая искаталась почти вконец.
Планирую отдельные посты про установку на юбра и кофра и прикуривателя, посему сейчас останавливаться на этом не буду.
Итак, 31 августа в запланированные 04-00, разбудив пребывавшего в неге утреннего сна охранника гаражного кооператива, мы водрузили на байки палатки, карематы, спальники и прочее нужное и не очень барахло и выдвинулись в путь.
День первый. Кисловодск – Степанцминда.
Рокировки на границе, первая ночёвка и знакомство с грузинской культурой пития.
Идея выехать рано утром (или поздно ночью) оправдала себя на сто процентов. Во-первых, по темноте мы проехали хорошо знакомые места – Пятигорск, заправились на Ясной Поляне. Ближе к Баксану рассвело и начал накрапывать мелкий дождик, заставивший нас одеть дождевики.
На Владикавказском посту ДПС. Уже без дождевиков.
Во-вторых, быстро проскочили едва проснувшийся Владикавказ и добрались до границы, беззастенчиво объехав скопившиеся автомобили и фуры, встали у самого шлагбаума. Спустя минут десять за нами встали поляки на двух Супер Тенере. Они уже проехали около пяти тысяч и планировали через Грузию и Турцию вернуться в Европу. Обменялись любезностями и стали ждать. На российский КПП пропускали порциями. Мы попали в самую первую: загранпаспорт, свидетельство о регистрации на мот, и вот мы уже на нейтральной территории. Подъезжаем к Грузинской границе и видим пограничника, машущего нам – мол, давайте сюда. Подъезжаем, становимся.
Небольшое наблюдение, весьма ярко характеризующее работу гос. служб в России и в Грузии. Если у грузин все здания на границе абсолютно прозрачны, то на нашей таможне тонировки хоть отбавляй. :) Показательно.
Ещё небольшая ремарка. Полтора месяца назад у меня изъяли права и выдали временные. (Ехал на авто, начал обгон на прерывистой, фура закрыла знак, возвращался уже на сплошную. Суда пока не было, права едут из Кабарды в Кисловодск). Было у меня сомнение, что может эта зелёная бумажка не прокатить в чужой стране, но желание поехать перевесило всё.
Так вот, первое, что спросил пограничник – это водительское удостоверение. Увидев мой скромный зелёный листочек, несколько смутился и сказал, что по такому ездить в Грузии нельзя и пустить меня он не может. Я спросил – можно ли пообщаться со старшим смены. Не вопрос – тот вызвал его по рации, но ответ был абсолютно идентичен – нельзя!
Хм… Мы решили взять тайм-аут и посовещаться на нейтральной территории. Вариантов было немного:
1. Возвращаться домой. (Ага! Щас!)
2. Поехать по России, например на море в Краснодарский край.
3. Искать способ для пересечения границы.
Русская смекалка и напор позволили нам реализовать именно третий вариант. Схему я придумал следующую. Я проезжаю с Георгием на его диверсии пассажиром, а потом он проезжает на моём моте со своими правами. ;) Пошли советоваться с грузинскими погранцами. Схема их удивила.
«Штраф за вождение без прав в Грузии – 200 лари!» — воскликнул начальник смены (Курс лари примерно один к двадцати рублям, итого около 4000 рублей).
«Но, это же уже юрисдикция полиции! Пограничные формальности же будут соблюдены, так!?» — возразил ему я. Тот подумал, подумал и махнул рукой: «Хорошо. Только твоему приятелю придётся вернуться на российскую границу и пройти её ещё раз.» — «Да не вопрос». Проходим границу. Мой мот на нейтральной территории. Движение пешком на КПП «Вехний Ларс» запрещено. Что делать? Ищем авто с российскими номерами, двигающимися в сторону Родины. Ключ и документы отдаю Георгию, ловлю авто, упрашиваю водилу – есть! Жорик пошёл на второй круг, а я запасаюсь терпением.
Вид на погранпост со стороны Грузии.
В ожидании «диверсанта» на юбре знакомлюсь с Зурабом. Мужчина под пятьдесят, дальнобойщик. Делится мыслями про границу, отношения между странами. Визы для россиян Грузия отменила в одностороннем порядке полтора года назад. Грузинам виза нужна. Официально её получить практически невозможно, неофициально цена доходит до 6-7 тысяч… долларов! Зураб ждёт напарника, тот гонит фуру из России до границы, дальше он поведёт её сам. Делиться информацией о том, куда стоит съездить в Грузии и что посмотреть. От Армении отговаривает, мол, там по-прежнему «советский союз» (такая формулировка в негативном окрасе прозвучит ещё не раз), гаишники в кустах, взятки и плохие дороги. Говорит о старых связях России и Грузии, о том, что политика не должна влиять на отношения простых людей, что россиянам здесь рады.
Ура! На горизонте появляется Георгий на юбре! Поминая меня тихим недобрым словом, делится впечатлениями: «Блин, каждому пришлось объяснять — почему я второй раз за день прохожу границу! Каждому! Серый, я тебе этого не забуду!» Мне остаётся только беспомощно улыбаться в ответ – главное, мы уже в Грузии!
До первого после границы города Степанцминда добираемся довольно быстро: местами грунтовка, но совсем малость, в основном отличный асфальт. Первое, что бросается в глаза – цифры на знаках ограничения скорости выведены жирным шрифтом. Поначалу непривычно, но здравый смысл здесь точно есть – их лучше видно.
Въезжаем в город на центральную площадь, ставим моты на причал.
На заднем плане полицейский пикап. В Грузии в сельской местности у полиции именно пикапы. Почему? Мне никто из местных внятно объяснить так и не смог.
Почти сразу же подъезжают местные ребята на эндуро, знакомимся. Они рассказывают где можно заправиться, где поменять деньги, в какое кафе стоит сходить на борьбу с голодным червячком. Сами они занимаются тем, что организуют эндуро-туры в горы. Дело в том, что в Степанцминда, а точнее рядом находится одна из самых высоких церквей Грузии – Гергетская (2170 метров над уровнем моря), у подножья горды Казбеги (так по-грузински звучит Казбек).
Фото сделано в день отъезда, но здесь лучше видно и гору и профиль церкви.
Благодарим ребят за информацию, я оставляю Георгия вместе с его тяжёлым слоником и дую вверх по посёлку до самой крутой по местным меркам гостиницы. Именно там есть банкомат. Рубли в Грузии поменять можно в банках, курс примерно 20, 21 рубль за один лари. Однако в Степанцминда банка нет. Добираюсь до гостиницы, снимаю в банкомате лари и возвращаюсь назад. Оголодавший и уже слегка уставший Георгадзе (именно такое прозвище получит он от меня на территории этой солнечной страны). Идём в кафе, едим, пьём (исключительно вкусный местный лимонад. Он бывает нескольких видов: виноградный, крем-сода, тархун. Нам больше всего понравился последний).
Пустые тарелки в ожидании риса с овощами.
После обеда возникает мысль заночевать именно здесь, а уже завтра пылить до столицы – Тбилиси. Вдогонку возникает не менее здравая мысль спросить о ночлеге в самом кафе. Зовём официанта, тот кому-то звонит и через минут 20 появляется плохоговорящий Андрей за рулём весьма популярного в Грузии Nissan Micra. Едем смотреть жильё.
Вот так интересно здесь мостят дорогу.
Всё нравится, всё устраивает. 15 лари с человека за жильё и ещё по 10 за ужин и завтрак. Забираем моты и заселяемся.
Вечером к замечательной хозяйке дома Леле приезжают родственники. Затевается грандиозная пирушка с вином, шашлыками и, разумеется, песнями. Для меня было интересным одно открытие – грузины на застольях поют не просто так. Каждая песня неразрывно связана с произнесённым перед этим тостом и является его продолжением. То есть, если тост за умерших родителей, то и песня про них, если про семью, то песня про неё будет. Мужчины поют, женщины подпевают. Очень красиво.
Интересная штуковина — стол с дырой посередине, снизу вставлен кувшин. Заполняется вином и… понеслася.
Засиделись допоздна. Говорили про Грузию, про вино, про горы, про красивые места и кулинарные особенности изготовления хачапури в разных районах этой небольшой страны. Было только два правила: ни слова политику и ни слова про футбол. :) Хотя тема политики всё равно всплывала, правда до застолья. И сейчас и на протяжении проведённой недели в стране, общаясь с грузинами и грузинками, я пришёл к выводу о том, что в целом к Саакашвили отношение внутри страны крайне положительное. После Шеварднадзе все в стране жаждали перемен. В политике, в экономике, в простой жизни. С приходом к власти Миши (именно так, ласково, его здесь называют) в Грузии начали ремонтировать старые и строить новые дороги, проводить в сёлах газ, знаменитая реформа полиции принесла свои плоды. И всё-таки, несмотря на его заслуги, большинство жителей склонны к тому, что сейчас нужен новый президент (собственно, старый, в отличие от нашего «Брежнего», не имеет права по Конституции страны избираться на третий срок). Новые перемены. И обязательно восстанавливать добрососедские отношения с Россией.
Как бы ни было здорово за столом, полном вкуснятины и винятины, настало время ложиться спать, ибо завтра нас ждал путь до Тбилиси…
День второй. Степанцминда – Мцхета. Первая порция грузинского бензина, ремонт на перевале, водные процедуры в Ананури.
Утро встретило нас неласково. Ночью то усиливавшийся, то утихавший летний дождь под утро превратился в осенний (ибо наступило первое сентября). Позавтракав и подождав пока он слегка стихнет, мы, напялив доджевики, тронулись в путь.
Первая остановка – заправка. Бензин тут сортируется не по октановому числу – 92-й, 95-й, а по названию – Нормал, Премиум, Дизель и так далее. Нормал соответствует нашему 92-му и стоит два лари за литр. (Примерно 40-41 рубль). Залились до полного. Точных цифр не помню, но вышло в соотношении 1:2. То есть юбр ел примерно в два раза меньше диверсанта, около двух с половиной литров на сотню.
Гугл, да и обновлённый Навител показывали, что до Тбилиси около двух сотен километров. Расстояние небольшое, если не учитывать движение по перевалу. Сейчас там идёт активное строительство тоннеля, ремонт существующего полотна до конца населённого пункта Гудаури. Недоехав до перевала мы упёрлись в пробку – строительная техника активно ровняла дорогу: экскаваторы, бульдозеры, катки.
Массогабаритные показатели наших транспортных средств позволили нам без проблем пробраться к самому началу этой пробки и подождав час-полтора снова двинуться в путь.
Жалко не осталось фото с мотоботами. Они были белыми от грязи.
Любая остановка в Грузии – это почти наверняка общение. Особенно, если ты за рулём мотоцикла. Традиционные вопросы из разряда «сколько прёт, жрёт», постепенно переходят к «откуда сами?» и дальше уже могут разгуляться от мест проживания родственников собеседника в Грузии, до цен на нефть и нестабильной ситуации в Сирии. На этот раз основной темой общения с водителем соседнего «мерседеса» стала стоимость автомобилей в Грузии. Выяснилось, что пошлины на авто здесь чрезвычайно низки и посему увидеть продукцию АвтоВАЗа здесь можно только или с российскими номерами или «лохматого года» в мизерном количестве. Стоимость 2106 «в идеальном состоянии» по словам собеседника не превысит 600 лари (12000 рублей). Про цены на мото ничего внятного он сказать нам не смог, но тенденция, как говорится, налицо.
Пройти без остановки обзорную площадку на перевале без остановки, разумеется, мы не могли. Набрались немного наглости и залезли на неё прямо на мото. Чем вызвали у ряда присутствовавших там граждан желание… сфотографироваться! Диверсия стояла в сторонке, а вот юбр пользовался популярностью. :)
Двинули дальше. По серпантину спускались неторопясь. Как только съехали в долину дядя Жора дал жару и пошёл жечь местное и дорогое по нашим меркам топливо. Кстати говоря, на одной из фото-остановок (а делали мы их немало), старший (по мотоопыту, а не по возрасту) товарищ поделился секретом контрруления. Сколько я до этого про него не читал – всё не мог понять. Что надо делать то? Куда руль толкать? Или прижимать? В итоге всё прояснилось и я потихоньку начал оттачивать мастерство, искреннее удивляясь – почему я не «доехал» до этого раньше и вообще как я жил раньше? :)
Настало время обеда и мы решили сделать обеденный привал рядом с посёлком Надибани (запомнилось легко – почти что На диване!) Одной из причин для остановки именно здесь стал источник минеральной воды.
Водица хороша. Могу сказать об этом со знанием дела, как человек, проживший на Кавказских Минеральных Водах больше десяти лет. Холодная, сильной газации и высокой минерализации. Да и напор был – ого-го!
Разложили каремат, достали чудо китайской промышленности мини-горелку, накрутили баллон, открыли пачку быстроварящихся макарон и банку тушёнки.
Не совру, было чрезвычайно вкусно.
Забегая вперёд, скажу, что в здешних магазинах довольно много российских продуктов: соки, консервы, молочка.
Правда, бабушка здесь немного похожа на грузинку? :)
Через пару минут закипела водица, макароны отправились на варку. Потом подогрели тушёночку, дальше достали термос с чайком. Настроение и без того отличное стало просто чудесным! Передохнули минут 15, собрались и попылили дальше.
Деревенька сменялась деревенькой, как вдруг…
Передвигаясь по нашим дорогам, желание пересесть на подобный транспорт порой возникает всё чаще и чаще.
Разумеется, мы остановились сделать фотки. Как оказалось, в доме напротив, во дворе полным-полно старинных раритетных авто.
Снимки сделаны, двигаем дальше…
У каждого есть любимые фрукты. Кто-то любит яблоки, кто-то персики, кто-то… В общем, мне очень нравится инжир. Да, он растёт и здесь. Остановившись в одном из селений по пути нашего следования я не удержался и купил инжира. Два килограмма. Георгий был… удивлён. Мягко говоря. Не мне вам рассказывать как ценно место на мотоцикле. Ещё более ценно место на мотоцикле в путешествии! В общем, два кило мы пристроили на диверсанта в набачную хелдовскую сумку. Сумка вздрогнула как девушка перед первой интимной близостью… и вместила в себя экзотический фрукт. Забегая вперёд, скажу что «жадность – это плохо!» Мало того, что я оказался не в состоянии сожрать столько инжира, который к тому же в большинстве своём оказался недоспевшим, так оказалось, что и мой напарник не разделяет моей большой любви к плодам фигового дерева. Но ничего.
Ананури. Место с несколько эротическим для русского слуха подтекстом оказалось сказочным. Древняя крепость в семидесяти километрах от Тбилиси. Ниже, по течению реки Арагви, насколько я понял, создана дамба и образовалось небольшое (всё относительно) озеро. Не мне вам, друзья, объяснять как же здорово потному и уставшему мотопутнику окунуться в прохладную водицу! Кайф!
Ну и общую панораму выложу отдельно, дабы не разрывать вам мониторы:
http://i57.fastpic.ru/big/2013/0911/5a/be95cb8dbfaecd52fed8ed9c8349d65a.jpg
Посвежевшие, отдохнувшие и набравшиеся свежих сил мы двинули в последний марш-бросок до… Да, сначала в планах была столица. Тёплый (а именно так он переводится с грузинского) город Тбилиси. Но… Мудрая мысль посетила не менее мудрую голову моего дорогого друга Георгадзе – едем в Мцхету и остановимся на ночь там! Утром сгоняем в столицу, опять вернёмся в Мцхету, переночуем и двинем к морю в Батуми. Сказано – сделано.
Ближе к вечеру въезжаем в славный курортный город Мцхета.
Уже насобачившись и имея определённый опыт заезжаем в ближайший магазин и сразу интересуемся – где можно снять жильё? Вежливый и дружелюбный продавец запирает магазин! садиться в машину! и везёт нам показывать дом. Впоследствии окажется, что никаких ни родственных ни финансовых интересов он с этого дела не поимеет. Вот так!
Въезжаем без торга. Сами потом себя виним, но уже поздно. За 50 лари за двоих получаем комнату, кухоньку и душ с туалетом. Отдельный вход. Моты закатываем в уютных дворик. Душ, и вечерняя прогулка с историко-кулинарным уклоном. Рядом с городом три (известных нам) храма. Мы же сперва двигаем в небольшой супермаркет за продуктам. Пора заправиться не только мотам, но и хозяевам.
Взяли гречку. Надписи на грузинском. Дома читаем внимательно. «Расфасовано в Грузии. Произведено в… Китае». Мать твою! Ещё немного и собственных детей скоро будут делать китайцы. Ладно. Варим. «Сколько?» — вопрошает дядя Джо. «Два стакана гречки на четыре воды» — щедро бросаю ему я, отвлёкшись на штопор и бутылку «Алазанской долины».
В общем, гречку мы ели вечером. Гречку мы ели утром. Потом везли с собой в Батуми и где-то там благополучно выбросили. Нам начинало казаться, что этими двумя стаканами можно было бы накормить весь Китай. И не раз.
Немного о мотах. С утра решил заняться ими. Георгадзе щедро разрешил мне протереть грязные ходовые огни, фару и поворотники на своей диверсии. Я же решил кроме того, протереть юбра и смазать цепь. Надо сказать, весьма вовремя.
Когда с двухколёсными друзьями было покончено, до отъезда в Тбилиси в планах оставалось два пункта:
— обмен наличных рублей на лари в банке
— покупка местных симок и мобильного интернета.
Для решения первой задачи отправились в банк. Ничего сложного.
Это курс рубля к лари. То есть сколько будет стоить один рубль в пересчёте на местную валюту. 1 лари = 100 тетри.
Десять минут, вменяемый курс и на руках бумажки с портретами выдающихся деятелей Грузии.
Надо заметить, что обналичка лари с рублёвой карты дело не всегда выгодное. Не могу сказать насколько НЕвыгодное, но проверка баланса карты (как оказалось впоследствии) стоила мне 15 рублей за каждый раз. ;)
Визит в салон крупнейшего ОПСОСа Грузии «Магти» заставил улыбнуться дважды. Первый раз, когда выяснилось, что у них расплатиться банковской картой нельзя, только налом. Второй, когда мы увидели на столе календарик вот с этим:
Пассажир без шлема — пропаганда опасной езды на мото!
Подключение нам стоило по два лари каждому. И по одному лари вернулось на счёт при активации чего-то там. И за десять лари мы купили пакет интернет-трафика объёмом 500 мегабайт. У обоих были телефоны с андроидом и раздача с одного из них инета на другой проблемой не стала ничуть. Забегая вперёд, скажу, что в крупных городах Грузии поиск бесплатного вай-файя особых затруднений не вызовет, а купленного нами пакета хватило за глаза. Ещё 400 мегабайт осталось. :) Учитывая звонки по скайпу, выкладывание фоток во Вконтакт и, разумеется, чтение Байкпоста.
Ну и уже возвращаясь к мото, заглянули в так называемый «Туристический центр».
Это сеть специализированных заведений для туристов, где можно абсолютно бесплатно разжиться картами любого района Грузии, а также крупных и средних её городов. Эти же карты можно впоследствии экономно использовать в качестве презента, вернувшись на родину. Особенно, если не хватит вина!
Итак, запасяся симками и деньгами мы отправились в столицу – славный город Тбилиси!
Продолжение — часть 2.
- ZERZIA
- Сергей
- 11 сентября 2013 в 19:32
- 3
- +43
- Vladimir87nc
- 11 сентября 2013 в 22:51
- ↓
Круто))) Пацаны!!! классно написано… фоты… Ёбры-дальнобои всегда вызывают уважение)… Завидую…
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (22)
RSS свернуть / развернуть