Проект продается, 60 000 USD [email protected]

Блог им. Afarensis → Дубль два, или чем пахнет сентябрь.

Моим первым постом тут было описание поездки 2021-го года на аэродром Крутицы в Рязанской области. Это был дебют во всех смыслах. Первая поездка на мотоцикле на мало-мальски приличное расстояние. Первый опыт езды по полностью незнакомым дорогам. Первый опыт езды по снятому или убитому асфальту. Первый пост на ресурсе. А еще там, в первом посте, отчаянно не хватало иллюстраций (о чем незамедлительно дали понять комментаторы).

В этом году я прокатился по Карелии (об этом тут). Карельская эпопея одновременно привела меня в восторг и оставила чувство какой-то незавершенности. Может быть, потому что в начале поездки поливало и морозило, а в конце имел место тверской дорожный ад? Так или иначе, я чувствовал, что мне мало тех, июньских, дорожных впечатлений и душа требует продолжения мотобанкета. Поэтому решил снова сгонять в Крутицы в формате небольшой прогулки на пару дней, как и два года назад. Своего рода второй дубль по старому маршруту, только в этот раз с фотками! Поехали.





Время для выезда появилось в сентябре, когда решил работу сменить. На десяток дней взял паузу в трудоустройстве и перебрался в деревню, откуда и стартовал 4-го сентября. Маршрут решил пройти в обратном направлении и с обязательным заездом на второй день в Старую Рязань и Спасск-Рязанский с переправой через Оку по понтонному мосту. Получалось так: Камешково, Судогда, Меленки, Касимов, Шилово, Крутицы – первый день. Второй день: Крутицы, Старая Рязань, Спасск-Рязанский, мимо Рязани на Спас-Клепики, Тума, Гусь-Хрустальный, Судогда, Камешково.

Первый день.

Особо не собирался. Ну чего тут собираться? Всего-то 750 км на два дня с ночевкой в хостеле. Взял в дорогу воды, стандартный набор мелких запчастей и инструменты. «Его багаж состоял, главным образом, из содержимого карманов». А, ну и свитер, куда ж я без него.

С погодой повезло неимоверно. Оба дня температура 20-25, солнечно, но не жарко. И сухо (вот бы и в июне так!). Очень долго раскачивался в день выезда, так что стартанул только в час дня. Так и перегон смешной предстоял – 320 километров, куда спешить? По случаю обеденного времени солнце уже хорошо прогрело землю, и от полей по сторонам дороги ветер приносил запахи пижмы и полыни. Собственно про эту часть пути больше скажут фото, чем слова.






Меленки. В Меленках раньше не бывал. В общем, ничего особенного – городок как городок. Проехал его и забыл.

Касимов. В Касимове до этого тоже бывать не доводилось. Он оказался поживей Меленок. Центральная улица вполне себе действующая, людная, симпатичная.




Правда вот Соборная площадь отдавала какой-то жутью: сочетание безлюдья, беззеленья и обшарпанности. Еще и памятник жертвам радиационных аварий в комплекте прилагается, если верить карте. Погода подкачала – сверху было солнечно и весело, а для полноты образа тут было нужно серое осеннее небо. И пару зомби.




Ладно, шучу! Набережная такая простенькая, с памятником какому-то адмиралу, но милая. Проездом приятный город, но специально сюда ехать незачем.



А дальше был один участок дороги между Токарево и Инякино, который я, проезжая в обратном направлении два года назад, окрестил «галапагосской дорогой». В том первом посте я описал это так: «Уважаемый читатель, ты когда-нибудь видел стадо галапагосских черепах? Тех самых, которых еще Дарвин измерял. Вот представь себе, что дорога представляет собой такое стадо неопределенной протяженности. Да, такие там были выбоины. Порой казалось, что это действительно черепахи, и они куда-то неспешно двигаются поперек моего курса». Вот поэтому я испытывал некоторый трепет, когда проехал Касимов и приближался к этим местам. По факту проехал весь путь, вертя головой по сторонам и наслаждаясь видами.




За весь путь обратил внимание на пару трещин в асфальте, да пару небольших выбоин и кое-где колею вдоль обочины. Въезжая в Инякино, подумал: и это всё??? А где же мой убитый асфальт? Где суровое бездорожье? Вот она, относительность в действии. В первый сезон мне это казалось мировым катаклизмом, а теперь, после Тверской-то области да Костромской, только приятная прогулка. Еще в прошлый раз, проезжая эти места, запомнил вот такие свои впечатления: «Были тут и мрачные елки, и дорога разве что не виляла между стволов, да еще и такие унылые тучи набежали, что все вокруг стало серо и тоскливо. Это были… такие тусклые «ноябрьские» облака – в общем хорошо дополняли проезжаемый пейзаж. И деревни по пути дышали какой-то совсем уж безысходностью. Для полноты картины не хватало только мостика и осинки, на которой в своем сне готова была повеситься булгаковская Маргарита. Ан нет, вот и ручеёк с мостиком, вот и осинка. Маргарита, ау! Такая вдруг сюрреалистическая жуть накатила в этот момент, что мгновенно стало ясно: в потоке текущей реальности надо срочно что-то поправить… Странные, в общем, места, но проехаться тут еще разок будет интересно – сравнить ощущения». И вот я снова здесь.




Красота-то какая! Вот как небо и освещение влияют на восприятие одного и того же пейзажа.

Между делом докатился до Шилова, то есть почти до конечного пункта сегодняшнего пути. На моём пути часто попадались заправки этой сети. Какой-то у них подозрительно дешёвый и вонючий бензин.



На пересечении с М5 дежурили гайцы, и, когда я подъехал к перекрестку и встал на светофоре, принялись есть меня глазами. Я уж приготовился к тому, что махнут мне при проезде перекрестка, но когда загорелся мой зеленый, они демонстративно уставились куда-то вбок. Перескочил трассу М5 и вот, собственно, я на месте.



Что ж, аэродром и всё, что тут с ним связано, за два года не изменился. Только вот перестали пускать мотоциклы гостей за шлагбаум. Поставился на общей парковке, зарегистрировался и пошел в свой домик.




Если в прошлый раз я соседа по жилью вообще не увидел, то в этот раз сосед наличествовал там постоянно, наподобие комплектного оборудования. Такой тихий-молчаливый парень лет 35-ти, не вылезающий из телефона. Как он мне объяснил, его за какое-то самоуправство по части техники безопасности отстранили на сутки от прыжков, вот он в номере и сидит, ждёт, когда срок выйдет.

А время-то к вечеру. Пошел прогуляться по территории, любуясь цветниками да прочим благоустройством. Таблички все были на своих местах:






Потом сунулся в кафе на предмет знаменитого шведского сидра. А его-то и не оказалось. Взял какой-то сидр попроще.



Так себе. Перешёл на шоколадный стаут от «Волковской пивоварни». Погружаясь в закат и виды с веранды, неспешно поужинал, от души (но без фанатизма) напился пива, да и спать пошёл.




На одном из газонов возле аэротрубы стояла на зарядке красная «Тесла». Какое продвинутое место!

Засыпая, видел, что сосед в той же позе по-прежнему залипает в телефон.

Второй день.

Проснувшись, первым делом убедился, что с соседом всё в порядке: лежит там же, где и вчера, всё так же уткнувшись в экран. Оделся, умылся и пошел завтракать. В кафе мне навалили такого размера порцию вкуснейшей шакшуки, что ее смело хватило бы не только на завтрак, а и на весь оставшийся день. Пришлось слопать её всю целиком в один подход. Было нелегко, но я справился. Потом лениво погулял ещё по территории…















… да и пошёл собираться – древняя Рязань ждёт!

Дорога встретила меня прекрасной погодой, стало ещё теплее, чем вчера. Участок по М5 от Шилова до поворота на Спасск обсажен вдоль обочин тополями и берёзами, которые уже успели целиком пожелтеть. Так мы со Стидом погрузились в жёлтый мир. Жёлтые деревья, жёлтые от опавших листьев обочины, жёлтое полотно дороги, жёлтое, умытое самим утренним солнцем небо. Это жёлтое утро терпко пахло прелым листом и пылью.

А вот и поворот к городищу. Доехал, теперь скорее гулять




Дорога проходит прямо через кольцо древних валов, и там внутри устроена небольшая парковка и стоит будка сторожа-смотрителя. Только заглушил мотор, ко мне выходит улыбчивый усатый дядька лет под 60, одетый в камуфляж.

– Здрасьте! К нам на экскурсию?
– Ага!
– У нас только пешочком. Памятник археологии, как-никак.
– А я так и хочу.
– А еще нельзя разводить костры и дроны запускать.
– А я к тому же не курю и матом не ругаюсь.
– Да Вы практически святой, добро пожаловать!

Пока шёл этот искромётный диалог, я заметил, что за наличник двери сторожки заткнута палитра с недооттёртыми масляными красками. Интересно, кто это тут пишет?

Оставив на попечение смотрителя Стида, пошел поразмяться. Сначала до Борисоглебской церкви, точнее её обломков – руина как руина.



Потом решил обойти по кругу всё городище по верхушкам валов. Они тут не такие высокие, как во Владимире, зато сохранилось полное кольцо по всему периметру, а не как у нас коротенький отрезок («могила Кинг-Конга» в народе). Дело в том, что Рязань после штурма и взятия монголами на старом месте так и не отстраивалась. Город перенесли на 50 километров выше по течению Оки. А Владимир восстанавливался на прежнем месте, и в ходе постоянных перестроек, особенно в 18-м веке, там все валы 12-го века основательно срыли. Сохранность периметра валов в Старой Рязани дает некоторое представление о размерах города: 60 гектар и примерно 3,5 километра в периметре. Если коротко, не обошёл я его весь по кругу. Солнце начинало жарить совсем по-летнему, а я таскал на себе кожаную куртку, а в руках шлем, что не добавляло к прогулке удовольствия. Но все равно погулял в кольце валов и у бывших Южных ворот. В одном месте часть растительного слоя со склона сползла, и стало хорошо видно укрепления старого городища в разрезе: темное природное основание приречного плато и светлая насыпная часть оборонительного вала. Попробовал это запечатлеть (третье фото вниз).







А потом увидел заокскую панораму и понял, почему люди тут селились – и безопасно, и красиво. Пока шёл к мотоциклу через прогретый солнцем луг, с удовлетворением отметил, что сентябрь в Старой Рязани пахнет… июлем! Во как!




Как-то хорошо мне было на том археологическом лугу. Ощущения напомнили мне «место силы» на Гирвасе – казалось, что я дома и в абсолютной безопасности.

Нужно добавить, что был я там совсем один, если не считать сторожа-смотрителя. Никаких толп туристов или праздно шатающихся зевак. Может вышеописанные ощущения частично этим и объясняются? Солнце, цветущий луг, сногсшибательные виды, древние валы, тишина и безлюдье создавали «энергетику» места.

– До свидания, интересно тут у вас. Спасибо.
– Лёгкой дорожки, ни гвоздя, ни жезла! – А чувак-то в теме.

Взмок и прожарился я за те пару часов прогулок по городищу основательно – ничего, сейчас на ходу просохну и остыну. Выезжаю за предел городских валов к спуску, ведущему на мост. Упс! Так и не спросил у сторожа, кто же тут живописью занимается.

Мне предстояло пересечь понтонный мост через Оку и двигать дальше по противоположному берегу в обход Рязани новой. Что собой представляет покрытие понтонного моста? Хорошо отполированный колесами металл, частенько присыпанный пылью и мельчайшим песком. Это в сухую погоду. Подобное сооружение не так давно изучил в Гороховце, пешком перейдя на другой берег Клязьмы. Мне тогда такая поверхность очень не понравилась. Поэтому спускался я к мосту по улицам посёлка с некоторым беспокойством – как себя шины на таком «вощеном паркете» поведут? К мосту от Старой Рязани спускается по склону берега этакий серпантин с множеством крутых поворотов, а сам мост и Ока видны только в финале этого пути. А вот пробку из машин я увидел почти сразу после выезда из посёлка. Некоторое время ехал слева вдоль неё, потом, увидев мост, дорожную технику и непонятные телодвижения рабочих в оранжевых жилетках, спросил у ближайшего водилы, давно ли они тут стоят?

— Около часа уже ждём. К двум обещали пустить.
— Ничего себе! Сейчас полдень.

Разворачиваюсь, проезжаю обратно серпантин, городище и возвращаюсь на М5. Новой Рязани мне, похоже, сегодня не миновать. Даже немного пожалел, что по мосту проехаться не удалось – было интересно себя и мотоцикл испытать на полированном металле.

Ну, раз уж судьба меня ведет старой дорогой, буду следовать ей во всём – через 40 километров мне надо будет уходить в сторону Оки на Вышгород с тем, чтобы повторить блуждания в роскошных рязанских пейзажах. Собственно так оно и вышло: снова буквально заблудился в тех же самых местах и крутился там в районе Листвянки, Вышгорода и Кораблино в поисках выезда на приокскую дорогу. Забавно всё вышло. А вот и поля, которые я искал (между Кораблино и Льгово).





Пока катил через приречные деревни, заметил, что они пахнут жжёным листом и яблоками – вот это действительно сентябрь!

Так вот незаметно и Рязань подоспела.




Теперь решил так же сунуться в «Глобус» — всё равно по пути – закупить продуктов на ужин. Проезжая спальные районы города, а так же припоминая только что виденные деревни и пригороды, пришёл к выводу, что соседняя область явно богаче Владимирской. Два года назад только лишь обратил внимание на обилие 20-тиэтажных спальных районов на севере Рязани, в этот раз рассмотрел всё детальнее, проезжая сквозь них. Продуманное, качественное благоустройство, парковки убраны под землю, дорогая, качественная отделка домов. В общем, вроде бы и пресловутые человейники, но хоть симпатичные внешне, сделанные не на отъе... отвали. У нас это всё реализовано гораздо хуже.

Пока что дорога продолжала свою «обратную перемотку», вот и Поляны со своей великолепной заправкой-музеем. Теперь направление на Спас-Клепики. Отличный прогулочный маршрут, между прочим. Между Передельцами и Кельцами, проезжая болото, посмотрел налево и услышал голос Олега Янковского в роли Стэплтона: «А я проникал в самое сердце Гримпенской трясины и возвращался живой. Вот так».



Тут уж и Мещёра покатилась. Знакомые сосняки под Тумой пахли торфом, хвоей и грибами. А солнце все ниже, свет уже совсем вечерний, хоть и времени только 4 часа.



Небольшой напряг случился после железнодорожного переезда в Великодворье. Подъезжаю. Переезд закрыт, очередь из двух десятков машин ждет прохождения поезда. Вижу, что от первой в очереди «Нивы» до стоп-линии прилично так места и решаю туда встать. Неспеша, никому не мешая, объезжаю вереницу стоящих автомобилей и занимаю первое место в очереди. Шлагбаум поднят, переезд открыт, трогаюсь и качу вперед. Сразу после переезда слышу – давешняя «Нива» сигналит. И в зеркала не помещается, в самый номер дышит. Ну, раз торопишься – пожалуйста, дуй вперед. Беру вправо. Но там за рулём идиот. Вместо того, чтобы меня обойти и ехать себе дальше, он, массаракш-и-массаракш, так за мной и двигается, чуть ли не толкая меня бампером. Ускоряюсь – он за мной, пытаюсь пропустить – продолжает подпирать, не обгоняя. Типа «наказывает». Я уж приготовился остановиться и достать шестигранный аргумент №17 для объяснения ущербному степени его неправоты, но обмудок таки куда-то свернул в населенке. Да и хрен с ним.

Стало прохладно, если не сказать холодно. Определённо, лето кончилось. Зато начались родные места – по сути финишная прямая до дома. Эту дорожку для себя случайно открыл летом, а теперь очень люблю по ней кататься.





В деревню приехал на закате. Закат пах уснувшей травой и замыслами на следующее лето.

Подводить итоги? А что тут подводить? Отличная прогулка получилась. До встречи в новом сезоне.

PS: а на память о Крутицах у меня теперь вот такое джерси.

Комментарии (5)

RSS свернуть / развернуть
+1
Backjack
Будто сам скатался! Без акцента на сенсорику, но её ж тут вполне :-)
0
Tavor
– У нас только пешочком. Памятник археологии, как-никак.
– А я так и хочу.
– А еще нельзя разводить костры и дроны запускать.

Сначала не понял почему дроны запускать нельзя. Потом дошло. Там-же оборонительные валы, военные сооружения!!!

Кстати не боишься выкладывать фотки где ты за сплошной линией останавливаешься? А ну как полицаи прочитают. И номер засветил.
-1
serg78
Минусанул
+2
JamesStern
если нет знаков запрещающих остановку на обочине или участке обочины, то пересечение этой линии разрешена для остановки, и для выезда с обочины.
+1
Afarensis
1. Это где я на обочине? Так можно же. Это ж не разделительная со встречкой.
2. Даже если нельзя, пусть докажут, что я не дотолкал туда мот руками с поля.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. Afarensis, Дубль два, или чем пахнет сентябрь.